СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
нефтекамский многопрофильный колледж
РАССМОТРЕНО: Председателем МК _______________/Р.Х.Исаева /
«___» _________ 2020 г. |
| УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по ООД _______________ /О.Г.Кумарова/
«___» _____________2020 г. |
|
|
|
Рабочая ПРОГРАММа
общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
2020 г.
Общеобразовательная учебная дисциплина «Литература» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования по профессиям СОО:
08.01.06 Мастер сухого строительства
08.01.07 Мастер общестроительных работ
08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учётом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-3).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нефтекамский многопрофильный колледж
Разработчики:
Курбанова Файруза Зарафетдиновна - преподаватель русского языка и литературы Саманова Анфиса Габдуловна – преподаватель русского языка и литературы
Суфиянова Гульгена Асхатовна - преподаватель русского языка и литературы
Рецензенты:
Внутренний Кумарова Олеся Григорьевна – заместитель директора по ООД
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ……………...……………………....4-6
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………....6-11
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………...…12-20
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……21- 22
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……...23-25
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ…………………………………......................26-28
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Литература» является учебной дисциплиной по выбору из обязательной предметной области среднего общего образования основной профессиональной образовательной программы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана СОО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС), является вариативной частью ОПОП.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины «Литература»:
-завершение формирования, соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета «Литература»:
– получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;
– овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
– овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
– формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
– формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
– овладение умением определять стратегию своего чтения;
– овладение умением делать читательский выбор;
– формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
– овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
– знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
– знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология);
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
1. Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 166 часов,
2.Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 166 часов
в том числе:
-практическая работа- 83 ч.
-промежуточная аттестация в форме диф. зачёта- 2 часа;
1.5. Особенности реализации рабочей программы учебной дисциплины для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья создаются условия для освоения рабочей программы с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких студентов (далее - индивидуальные особенности).
При освоении программы учебной дисциплины обеспечивается соблюдение следующих требований:
присутствие в аудитории ассистента, оказывающего студентам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем);
пользование необходимыми студентам техническими средствами при освоении программы учебной дисциплины с учетом их индивидуальных особенностей;
обеспечение возможности беспрепятственного доступа студентов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при освоении программы учебной дисциплины обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий студентов с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
задания для выполнения, а также инструкция о выполнении задания оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
студентам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
студентам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о выполнении задания оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования;
по их желанию устное задание может выполняться/проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по их желанию задание может выполняться/проводиться в устной форме.
Для студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья может предусматриваться индивидуальный график посещения учебных занятий при освоении программы учебной дисциплины (при необходимости).
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, создаются фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности компетенций, заявленных в образовательной программе.
Для студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья проведение текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине предусматривается в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для студентов. При этом студентам может быть предоставлено дополнительное время для выполнения заданий.
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Предметные результаты учебного предмета "Литература» на базовом уровне освоения:
• владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
• сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
• сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
• сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
• сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
Личностные результаты освоения программы предмета формируют у выпускников:
• российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России
• гражданскую позицию члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические ценности;
• сформированность мировоззрения, основанного на диалоге культур;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
Метапредметные результаты освоения предмета формируют у студентов:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
• владение навыками познавательной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
• владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Результатом освоения учебной дисциплины «Литература» является овладение обучающимися в том числе общими компетенциями (ОК) по ППКРС.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения 31 новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Результатом освоения программы учебной дисциплины «Литература» является овладение обучающимися видом образовательной деятельности «Литература», в том числе общими компетенциями (ОК):
08.01.06 Мастер сухого строительства,
08.01.07 Мастер общестроительных работ,
08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; |
ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
ОК 08. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
ОК 09. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; |
ОК 11. | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 166 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 166 |
в том числе: |
|
практические занятия | 83 |
контрольные работы | 27 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов. I курс | Объем часов | Уровень освоения |
| Раздел I. Особенности развития русской литературы во 2 половине XIX века |
| 20 |
|
|
| Художественные открытия русской литературы второй половины XIXвека (лекция). | 1 | 2 |
|
| Творческий путь И.А.Гончарова. Художественные особенности романа "Обломов» И.А.Гончарова. | 1 | 2 |
|
| П/р. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. | 1 | 2 |
|
| П/р. Проблемы любви в романе " Обломов" И.А.Гончарова. | 1 | 2 |
|
| П/р. "Лишний" ли человек Илья Ильич Обломов? | 1 | 2 |
|
| П/р.Сочинение по роману «Обломов» И.А.Гончарова | 1 | 3 |
|
| П/р.Сочинение по роману «Обломов» И.А.Гончарова | 1 | 3 |
|
| Жизнь и творчество А.Н.Островского | 1 | 2 |
|
| Пьеса А.Н.Островского «Гроза». Трагическая острота конфликта. |
|
|
|
| П/р. Быт и нравы «тёмного царства». | 1 | 2 |
|
| П/р. Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза". | 1 | 2 |
|
| П/р Сочинение «Катерина - луч света в темном царстве» по драме "Гроза" А.Н.Островского. | 1 | 3 |
|
| П/р Сочинение «Катерина - луч света в темном царстве» драме "Гроза" А.Н.Островского. | 1 | 3 |
|
| П/р. И. С. Тургенев. Сведения из биографии. Эпоха, отраженная в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева. | 1 | 2 |
|
| Смысл заглавия романа «Отцы и дети». «Конфликт двух поколений» | 1 | 2 |
|
| П/р. Базаров – нигилист. Испытание любовью. Трагическое одиночество Базарова. | 1 | 2 |
|
| П/р. Сочинение по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева | 1 | 3 |
|
| П/р. Сочинение по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева | 1 | 3 |
|
| Творческий путь Н.С.Лескова. Особенности повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова. | 1 | 2 |
|
| П/р. Образ Ивана Флягина в повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова. | 1 | 2 |
| Раздел 2. Поэзия середины и второй половины XIX века |
| 7 |
|
|
| Поэзия середины и второй половины XIX века П/р. Творческая судьба Ф.И.Тютчева. | 1 | 2 |
|
| П/р. Творческая судьба А.А.Фета. Основные мотивы лирики А.А.Фета. | 1 | 2 |
|
| П/р. Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Пролог» Н.А. Некрасов | 1 | 2 |
|
| П/р. Образ Гриши Добросклонова в поэме "Кому на Руси жить хорошо". | 1 | 2 |
|
| П/р.Сочинение по поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова. | 1 | 3 |
|
| П/р.Сочинение по поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова. | 1 | 3 |
|
| П/р. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы, образы. Анализ стихотворений «Средь шумного бала, случайно», «Коль любить, так без рассудку». |
|
|
| Раздел 3. Реализм XIX–ХХ века |
| 30 |
|
|
| Реализм XIX–ХХ века. Обзорная лекция |
|
|
|
| Ф. М. Достоевский как мыслитель и художник. | 1 | 2 |
|
| Петербургский роман. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского. | 1 | 2 |
|
| П/р. Образ Раскольникова. | 1 | 2 |
|
| П/р. Тема бунта и смирения в романе «Преступление и наказание» | 1 | 2 |
|
| П/р. Крушение теории Раскольникова. Преступление и наказание Раскольникова. | 1 | 2 |
|
| П/р Сочинение «Теория Раскольникова и ее крушение» по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского | 1 | 3 |
|
| П/р Сочинение «Теория Раскольникова и ее крушение» по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского | 1 | 3 |
|
| П/р. Сведения из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста». Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. | 1 | 2 |
|
| П/р. Символика сказок "Медведь на воеводстве", "Коняга" М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 1 | 2 |
|
| Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Объекты сатиры и сатирические приемы. |
| 2 |
|
| Тестирование по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 | 3 |
|
| Своеобразие художественного мира Л.Н. Толстого. История создания романа-эпопеи «Война и мир». | 1 | 2 |
|
| П/р. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. | 1 | 2 |
|
| П/р. Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого | 1 | 2 |
|
| П/р. Путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого |
| 2 |
|
| «Дорога чести» Андрея Болконского» в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого Истинный и ложный патриотизм в изображении Л.Н.Толстого. | 1 | 2 |
|
| П/р Сочинение по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого | 1 | 3 |
|
| П/р Сочинение по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого | 1 | 3 |
|
| Авторский замысел и история создания романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстой | 1 | 2 |
|
| «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» | 1 | 2 |
|
| Л.Н. Толстой цикл «Севастопольские рассказы» | 1 | 2 |
|
| А. П. Чехов. Жизнь. Творчество. Личность. | 1 | 2 |
|
| Особенности изображения "маленького человека" в рассказе "Человек в футляре" А.П.Чехова. | 1 | 2 |
|
| П/р. Духовная деградация человека в рассказе "Ионыч" А.П.Чехова. | 1 | 2 |
|
| П/р. Своеобразие конфликта и его решение в пьесе «Вишнёвый сад». | 1 | 2 |
|
| П/р. Раневская и Гаев в пьесе "Вишневый сад" А.П.Чехова. | 1 | 2 |
|
| П/р. Символика пьесы"Вишневый сад" | 1 | 2 |
|
| П/р. Сочинение по пьесе «Вишневый сад» А.П.Чехова. | 1 | 3 |
|
| П/р. Сочинение по пьесе «Вишневый сад» А.П.Чехова. | 1 | 3 |
|
| II курс |
|
|
| Раздел 4. Модернизм конца XIX – ХХ века |
| 17 |
|
|
| П/р. «Серебряный» век русской поэзии. | 1 | 2 |
|
| П/р. Лирика А. Блока. Символика поэмы «Двенадцать» А.А.Блока. | 1 | 2 |
|
| П/р. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика. Точность воспроизведения человека и природы. | 1 | 2 |
|
| П/р. Рассказы И.Бунина. «Легкое дыхание», «Темные аллеи». Осуждение бездуховности существования. | 1 | 2 |
|
| А. И. Куприн. Трагическая история любви и ее авторская оценка в повести «Олеся». | 1 | 2 |
|
| П/р. Система художественных образов повести «Гранатовый браслет». | 1 | 2 |
|
| П/р. Сочинение «Тема любви» по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна. | 1 | 3 |
|
| П/р. Сочинение «Тема любви» по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна. | 1 | 3 |
|
| П/р. Жизнь и творчество А.М. Горького. | 1 | 2 |
|
| П/р. «Старуха Изергиль» М.Горького | 1 | 2 |
|
| П/р. Социально - философская драма «На дне». Гуманизм писателя. | 1 | 2 |
|
| П/р. Проблема гуманизма в пьесе «На дне». Сатин и Лука: кто прав в споре о правде? | 1 | 2 |
|
| П/р. Сочинение по творчеству М. Горького. | 1 | 3 |
|
| П/р. Сочинение по творчеству М. Горького. | 1 | 3 |
|
| Повести и рассказы «Голубая звезда», «Моя жизнь и Диана», «Волки» Б.Н. Зайцева | 1 | 2 |
|
| И.С. Шмелев Повесть «Человек из ресторана», книга «Лето Господне». | 1 | 2 |
|
| Мир образов Николая Гумилева | 1 | 2 |
| Раздел5.Литература советского времени |
| 54 |
|
|
| Жизненный и творческий путь. Лирика А.А. Ахматовой. | 1 | 2 |
|
| П/р. Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой. Исторический масштаб и трагизм поэмы | 1 | 2 |
|
| П/р. Анализ стихотворений А.Ахматовой | 1 | 2 |
|
| П/р. Новокрестьянский поэт С.А. Есенин. Деревенское детство поэта. | 1 | 2 |
|
| П/р. Образ России в поэзии С.Есенина. | 1 | 2 |
|
| П/р. Идейно- художес0твенное своеобразие поэзии Есенина. Философская лирика. | 1 | 2 |
|
| П/р. Художественные особенности поэмы «Анна Снегина» С.Есенина. | 1 | 2 |
|
| П/р. В.В. Маяковский Дух бунтарства в ранней лирике. «А вы могли бы?», «Послушайте!» | 1 | 2 |
|
| П/р. Новаторство Маяковского. Маяковский и футуризм. | 1 | 2 |
|
| Сведения из биографии. Стихотворения М.Цветаевой. | 1 | 2 |
|
| П/р. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия М.Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. |
|
|
|
| П/р. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики Б.Л. Пастернака. | 1 | 2 |
|
| Жизненный путь Б.Пастернака. Роман «Доктор Живаго» в контексте литературной традиции. | 1 | 2 |
|
| Творческий путь М.А.Булгакова. Многоплановость романа "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова. | 1 | 2 |
|
| Любовь и судьба Мастера в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова. | 1 | 2 |
|
| П/р Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | 3 |
|
| П/р Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | 3 |
|
| Творческий путь А.П.Платонова. Особенности рассказа "В прекрасном и яростном мире" А.П.Платонова. | 1 | 2 |
|
| Творческий путь М.А.Шолохова. Своеобразие жанра романа-эпопеи "Тихий Дон" М.А.Шолохова. | 1 | 2 |
|
| П/р. Образ Григория Мелехова в романе "Тихий Дон" М.А.Шолохова. | 1 | 2 |
|
| П/р. Женские судьбы на страницах романа М.А.Шолохова "Тихий Дон". | 1 | 2 |
|
| П/р Сочинение по роману «Тихий Дон» М.А.Шолохова | 1 | 3 |
|
| П/р Сочинение по роману «Тихий Дон» М.А.Шолохова | 1 | 3 |
|
| Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов. | 1 | 2 |
|
| Художественные особенности романа В.Набокова "Машенька". | 1 | 2 |
|
| Роман «Как закалялась сталь» А.Н. Островского | 1 | 2 |
|
| Творческий путь А.И.Солженицына. | 1 | 2 |
|
| «Не стоит село без праведника» («Матренин двор» А.И. Солженицына) | 1 | 2 |
|
| П/р. Отражение конфликтов истории в судьбе героев повести "Один день Ивана Денисовича" А.И.Солженицына. | 1 | 2 |
|
| Патриотизм в лирике А.Т. Твардовского («В тот день, когда окончилась война…», «Вся суть в одном единственном завете…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…») | 1 | 2 |
|
| Поэма «По праву памяти». Настоящее и прошлое Родины. | 1 | 2 |
|
| П/р. Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик» В.М. Шукшина. Глубина и цельность духовного мира русского человека. | 1 | 2 |
|
| Н.М. Рубцов Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи» | 1 | 2 |
|
| Проза второй половины ХХ века П/р. Судьба человека в романе «Братья и сестры» Ф.А. Абрамова | 1 | 2 |
|
| П/р. «Цепь человеческой памяти…»(по роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок») | 1 | 2 |
|
| П/р. В.П. Аксёнов Повести «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара» | 1 | 2 |
|
| П/р. Человек и природа в повести «Царь-рыба» В.Астафьева | 1 | 2 |
|
| П/р. Осмысление великой Отечественной войны в прозе В.Быкова «Знак беды», «Обелиск», «Сотников» | 1 | 2 |
|
| В.Распутин «Прощание с Матерой»: герои и время, нравственно-философское звучание повести. |
|
|
|
| В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведения «Живи и помни» |
|
|
|
| П/р. Сочинение на тему «В чем смысл повести «Живи и помни»?» | 1 | 2 |
|
| П/р. Повесть «А зори здесь тихие» Б.Л. Васильева | 1 | 3 |
|
| П/р. Художественные особенности повестей «Зона», «Чемодан», «Заповедник» С.Д. Довлатова | 1 | 2 |
|
| П/р. Ф.А. Искандер «Детство Чика», «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы» | 1 | 2 |
|
| П/р. Б.Ш. Окуждава Повесть «Будь здоров, школяр!» | 1 | 2 |
|
| П/р. В.Н. Некрасов Повесть «В окопах Сталинграда» | 1 | 2 |
|
| П/р. А.Д. Синявский Рассказ «Пхенц» | 1 | 2 |
|
| П/р. Проблематика повести братьев Стругацих «Трудно быть Богом» | 1 | 2 |
|
| П/р. «Городская проза в современной литературе». Ю. В. Трифонов повесть «Обмен» | 1 | 2 |
|
| П/р. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (по рассказам В.Тендрякова "Хлеб для собаки" и "Пара гнедых") | 1 | 2 |
|
| Контрольная работа по разделу «Проза второй половины ХХ века « |
|
|
|
| Драматургия 2 пол. ХХ века.Своеобразие произведения "Старший сын" А.Вампилова. | 1 | 2 |
|
| П/р. Драматургия В.Розова, А.Арбузова, А.Володина"А.М. | 1 | 2 |
|
| История о юности, первой любви Валентина и Валентины в пьесе «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова | 1 | 2 |
| Раздел6.Современный литературный процесс |
| 12 |
|
|
| П/р. Э.Веркин Повесть «Облачный полк» | 1 | 2 |
|
| П/р. Человек деревни - какой он? (По повести Б.П. Екимов «Пиночет») | 1 | 2 |
|
| П/р. А.В. Иванов Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта» | 1 | 2 |
|
| П/р. В.С. «Ах, война, война… Болеть нам ею – не переболеть…» (Человек и война в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный») | 1 | 2 |
|
| П/р. Герой и его время в повести Пелевина «Жёлтая стрела» | 1 | 2 |
|
| П/р. Образ Дома и его обитателей в романе Мариам Петросян "Дом, в котором…" | 1 | 2 |
|
| П/р. Человек и мир в рассказе «Шкаф» В.А. Пьецух | 1 | 2 |
|
| П/р. О.А. Славникова Рассказ «Сестры Черепановы» Роман «2017» | 1 | 2 |
|
| П/р. Т.Н. Толстая Рассказ «Поэт и муза» | 1 | 2 |
|
| П/р. Счастье и трагедия жизни в рассказах Л. Улицкой Л.Е. | 1 | 2 |
|
| П/р. Образ учителя в романе Елены Чижовой «Крошки Цахес» | 1 | 2 |
|
| Контрольная работа по произведениям современной литературы | 1 | 3 |
| Раздел 7.Мировая литература XIX–ХХ века |
| 20 |
|
|
| П/р. Фантастическое и реалистическое в романе «Шагреневая кожа» | 1 | 2 |
|
| П/р. Жанровое своеобразие романа «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери | 1 | 2 |
|
| П/р. Проблемы взаимоотношений подростков в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух» | 1 | 2 |
|
| П/р. "Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь"(Ч. Диккенс «Рождественская история») | 1 | 2 |
|
| П/р. Великий вопрос жизни — как жить среди людей? (Экзистенциальное восприятие мира в повести Альбера Камю «Посторонний») | 1 | 2 |
|
| П/р. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение» Ф. Кафка | 1 | 2 |
|
| П/р. Толерантность и справедливость в романе «Убить пересмешника» Х. Ли | 1 | 2 |
|
| П/р. Художественный анализ романа «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса | 1 | 2 |
|
| П/р. Анализ романа «Милый друг» Г. де Мопассан | 1 | 2 |
|
| П/р. Роман «Три товарища» Э.М. Ремарка. Трагедия и гуманизм повествования | 1 | 2 |
|
| П/р. Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи». Эпоха в романе (Америка 50-х годов XX века). | 1 | 2 |
|
| П/р. Подняться над иллюзорностью честолюбивых устремлений (По роману Стендаля «Красное и черное») | 1 | 2 |
|
| П/р. Анализ романа Герберта Уэллса “Машина времени” | 1 | 2 |
|
| П/р. Г. Флобер.Роман «Мадам Бовари» - строго реалистический роман» | 1 | 2 |
|
| П/р. Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». | 1 | 2 |
|
| Творческая работа. Письменный ответ на вопрос «В чем сила старика?» | 1 | 3 |
|
| П/р. Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы. | 1 | 2 |
|
| П/р. У. Эко Роман «Имя Розы» | 1 | 2 |
|
| Сочинение по теме «Моё любимое произведение зарубежной литературы» | 1 | 3 |
|
| Сочинение по теме «Моё любимое произведение зарубежной литературы» | 1 | 3 |
| Раздел 8. Родная (региональная) литература |
| 6 |
|
|
| П/р. "Жизнь свою народу отдаю" (по творчеству Мусы Джалиля) | 1 | 2 |
|
| П/р. Лирика Г.Тукая, или Слово об общечеловеческих ценностях. | 1 | 2 |
|
| П/р. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве М.Карима. | 1 | 2 |
|
| Итоговая контрольная работа по литературе. | 1 | 3 |
|
| Дифференцированный зачет | 1 | 3 |
|
| Дифференцированный зачет | 1 | 3 |
|
| ИТОГО ЗА 2 КУРС | 109 |
|
|
| Всего | 166 |
|
|
| Итого | 166 |
|
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Литература» требует наличия учебного кабинета литературы.
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
– компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;
– стандартное программное обеспечение
– технические устройства для аудиовизуального отображения информации (проектор, колонки);
– аудиовизуальные средства обучения (видеофильмы, мультимедийные презентации),
– принтер.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
4.2.1. Печатные издания
Сухих И.Н. Русский язык и литература 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. - М., 2019.
Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). Учебник для 11 класса. В двух частях, М., 2018
Дополнительные источники
Для студентов
Дополнительные источники по литературе:
Агеносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. - М., 2019.
Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10 класс. - М., 2019.
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. - М., 2019.
Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс.
Практикум / под ред. И. Н. Сухих. – М., 2018.
Журавлева В.П.Русская литература XIXвека. 9-11кл.: в 2 ч. /под ред. В.П.Журавлева. - М., 2018.
Зинин С. А., Сахаров В. И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М., 2018.
Зинин С. А., Чалмаев В. А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. - М., 2018.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М., 2018.
Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М., 2018.
Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10 - 11 класс/ под ред. Б. А. Ланина - М., 2017.
Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. - М., 2017.
Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. - М., 2019.
Художественные произведения писателей I - II половины XIX века, XX века.
Для преподавателя
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017 )«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Словари
Розенталь Д. Э. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2017.
Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2018.
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2010.
Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2010.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2010.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 28-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М., 2018.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2010.
Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. - М., 2011.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. - М., 2019.
Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. - М., 2011.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. 1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Литература» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (предметные) на уровне учебных действий | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.); умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за − собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной − и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской, родной и мировой классической − литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный − контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений с учетом их − жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
| Тестирование
ответы на вопросы
рассказ, ответы на вопросы самостоятельная работа анализ текста, сочинение рассказ, ответы на вопросы ответы на вопросы анализ текста, ответы на вопрос практические и контрольные работы, сочинения, тестирование, сообщения, зачеты, устные ответы, доклады, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины. Тестирование ответы на вопросы рассказ, ответы на вопросы самостоятельная работа анализ текста, сочинение рассказ, ответы на вопросы ответы на вопросы анализ текста, ответы на вопрос практические и контрольные работы, сочинения, тестирование, сообщения, зачеты, устные ответы, доклады, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины. практические и контрольные работы,
сочинения,
тестирование,
сообщения, зачеты, устные ответы, доклады, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины. |
6.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного курса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе».
Отметка “5” ставится за сочинение:
-глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
-стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
-написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
-достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
-логичное и последовательное изложение содержания;
-написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
-в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
-обнаруживается владение основами письменной речи;
-в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
-не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знание текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
-характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
-отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:
-совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
-содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов преподаватель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного курса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ
При наличии 20 вопросов в тесте:
18-20 правильных ответов – оценка 5;
15-17 правильных ответов – оценка 4;
12-14 правильных ответов – оценка 3;
9-11 правильных ответов – оценка 2;
0-10 правильных ответов – оценка 1.
Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности обучающегося, является основной формой проверки умения студентом правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы обучающегося теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.
Критерии | Параметры | Оценка |
Дизайн презентации | - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; |
|
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; |
| |
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; |
| |
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; |
| |
- ссылки – все ссылки работают |
| |
Средняя оценка по дизайну |
| |
Содержание | - раскрыты все аспекты темы; |
|
- материал изложен в доступной форме; |
| |
- систематизированный набор оригинальных рисунков; |
| |
- слайды расположены в логической последовательности; |
| |
- заключительный слайд с выводами; |
| |
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов. |
| |
Средняя оценка по содержанию |
| |
Защита проекта | - речь учащегося чёткая и логичная; |
|
- ученик владеет материалом своей темы; |
| |
Средняя оценка по защите проекта |
| |
| Итоговая оценка |
|
2