Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа» -
«Полуяновская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол от «25» августа 2016 г. №1 | СОГЛАСОВАНО: методист --------------------------Лазарева Э.А. | УТВЕРЖДЕНО: приказом директора школы от «31» августа 2016 г. №171 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 5 класса
на 2016-2017 учебный год
Планирование составлено в соответствии
с государственным образовательным стандартом основного общего образования
Составитель программы учитель высшей категории
Ступакова Ирина Васильевна
д. Полуянова
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2010. Предметная линия учебников В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014г.)Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Предметные результаты
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средст-вами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Формы организации образовательного процесса:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Содержание предмета «Литература
Введение. 1ч.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.4ч
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.3ч
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.2ч
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.32ч
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.18ч
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.5ч
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья…».Няне.
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)
А.А. Фет. Весенний дождь.
М.Ю. Лермонтов. Бородино.
С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
Тематическое планирование предмета «Литература»
№ | Основные разделы | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Практическая часть программы Развитие речи | Основные виды деятельности |
1. | Введение | 1 | 1 | | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
2. | Устное народное творчество | 3 | 3 | | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
3. | Древнерусская литература | 4 | 4 | 1 | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
4. | Из литературы XVIII века | 2 | 2 | | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
5. | Из литературы XIX века | 32 | 32 | 3 | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
6. | Из литературы XX века | 18 | 18 | 1 | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
7. | Зарубежная литература | 5 | 5 | | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
8. | Уроки итогового контроля | 1 | 1 | | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
| | | | | |
| Итого | 102 | 102 | 5 | |
| 1 четверть | | | | |
| 2 четверть | | | | |
| 3 четверть | | | | |
| 4 четверть | | | | |
| Итого | 102 | 102 | 5 | |
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
КАЛЕНДАРно-тематический план
№ п/п | № в теме | Дата план | Дата факт | Тема | Тип урока, форма проведения | Планируемые предметные результаты |
1 | 1 | | | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | Вводный урок | уметь работать с текстом, выделять в нём главное. знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии |
Устное народное творчество - 10 ч. |
2 | 1 | | | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | Урок чтения и обсуждения произведений | Уметь определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора |
3 | 2 | | | Детский фольклор | урок чтения и обсуждения произведений | уметь составлять малые жанры фольклора, находить их черты их сходства и различия. знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора |
4 | 3 | | | Сказка как особый жанр фольклора | Урок знакомства с теоретическими понятиями | Уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. Знать определение понятия, делать вывод об основных чертах жанра. |
5 | 4 | | | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | Урок чтения и изучения произведения | уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, знать жанровые особенности сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. |
6 | 5 | | | Народная мораль в характерах и поступках героев. | Урок чтения и изучения произведения | уметь формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ, работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения знать жанровые особенности сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. |
7 | 6 | | | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | Урок чтения и изучения произведения. | уметь работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки знать представление о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим) |
8 | 7 | | | Изобразительный характер формул волшебной сказки. | Урок развития речи | Уметь работать со статьёй учебника, умение находить отличия в вариантах сказки. знать основные этапы жизни и творчества художников. |
9 | 8 | | | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержа -ния | Урок чтения и изучения произведения. | уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, знать жанровые особенности сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. |
10 | 9 | | | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | Урок чтения и изучения произведения | уметь видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа |
11 | 10 | | | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | Урок чтения и изучения произведения | уметь выразительно читать текст, умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы.умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной Знать разные виды сказок. |
Древнерусская литература 2 ч. |
12 | 1 | | | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Урок чтения и изучения произведения | знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…». уметь сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтения текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин.умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям) |
13 | 2 | | | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Урок чтения и изучения произведения | знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…». уметь сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтения текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин. |
Литература 18 века 1 ч. |
14 | 1 | | | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | Урок чтения и обсуждения произведения | знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека |
Литература 19 века 39 ч. |
15 | 1 | | | Русские басни. Басня как литературный жанр | Урок чтения и изучения произведений | знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев) уметь выразительно читать,умение определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки |
16 | 2 | | | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | Урок чтения и изучения произведения | знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи |
17 | 3 | | | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | Урок чтения и изучения произведений | уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов знать жанровые особенности басни |
18 | 4 | | | Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне | Урок развития речи | уметь выразительно читать знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр |
19 | 5 | | | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | Урок контроля | знать основные мотивы творчества Крылова уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи |
20 | 6 | | | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | Урок чтения и изучения произведения | знать сведения о поэте, историю создания сказки уметь работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя, установление ассоциативных связей с произведениями живописи |
21 | 7 | | | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | Урок чтения и изучения произведения | знать сюжет и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки |
22 | 8 | | | Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | Урок чтения и обсуждения произведения | знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», знать жанровые особенности; понимать поступки героев уметь определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям |
23 | 9 | | | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» | Урок чтения и обсуждения произведения | знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе уметь выразительно чтения, умение работать с различными источни-ками, выделять главное в тексте, отвечать на поставленные вопросы. |
24 | 9 | | | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» | Урок чтения и изучения произведения | знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни уметь выразительно читать стихотворение |
25 | 10 | | | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | Урок чтения и изучения произведения | знать историю рождения сюжета сказки знать особенности стихотворной сказки; уметь понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев |
26 | 11 | | | Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | Урок развития речи | Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью |
27 | 12 | | | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: понимание роли сказки в жизни человека Метапредметные: выработать умение выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять критерии для сравнения произ-ведений Предметные: отработать умение делать сравнительную характеристику персонажей, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, объяснять отношение автора к изображаемому |
28 | 13 | | | Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом. | Урок развития речи | Личностные: выработать умение работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки |
30 | 14 | | | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | Урок внеклассного чтения | Метапредметные: выработать умение выразительно читать, ставить учебную задачу под руководством учителя, Предметные: выработать умение восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста |
31 | 15 | | | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: овладеть сведениями о жизни писателя, что такое псевдоним Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос Предметные: выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки |
32 | 16 | | | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; Метапредметные: отработать умение выразительного чтения, краткого пересказа текста Предметные: умение находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер |
32 | 17 | | | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией Предметные: умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог. |
33 | 18 | | | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: умение объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-вырази тельные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и личностного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения Метапредметные: выработать умение выразительно читать, сопоставлять текст произведения с иллюстрациями, Бородинского сражения Предметные: при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий |
34 | 19 | | | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место» | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И..Репина Предметные: иметь представ ление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения |
35 | 20 | | | Реальное и фантастическое в сюжете повести | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: знать определение теоретичес ких понятий: юмор, фантастика Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное |
36 | 21 | | | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Урок – презента-ция | Личностные: знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией Предметные: иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды |
37 | 22 | | | Контрольная работа № 1по произведениям 1-ой половины 19 века | Урок контроля | Личностные: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий; Метапредметные: умение отвечать на поставленный вопрос Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа. |
38 | 23 | | | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм |
39 | 24 | | | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | Урок - практикум | Личностные: знать содержание стихотворения Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные:уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями |
40 | 25 | | | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст-вом учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы Предметные: Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы |
41 | 26 | | | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства. Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. Предметные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя |
42 | 27 | | | Герасим и Муму. Счастливый год. | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. |
43 | 28 | | | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; Метапредметные: уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, проследить за изменениями, произошедшими в главном герое Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. |
44 | 29 | | | Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострада ние, великодушие, тру-долюбие. | Урок развития речи | Личностные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы Предметные: уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя |
45 | 30 | | | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками | Урок развития речи | Умение выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок |
46 | 31 | | | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения Метапредметные: планировать свою деятельность под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос Предметные:уметь определять, какие художествен ные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. |
47 | 32 | | | Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой» Метапредметные: планировать свою деятельность под руковод-ством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений Предметные: уметь оперировать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого |
48 | 33 | | | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) Метапредметные: планировать свою деятельность под руковод-ством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений Предметные: умение опериро вать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя |
49 | 34 | | | Странная дружба Жилина и Дины. | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью. Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные:уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости) |
50 | 35 | | | Р/р Краткость и выразительность языка рассказа. | Урок развития речи | Личностные: совершенствовать навыки устного и письменного высказывания Метапредметные: находить ответ на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы. |
51 | 36 | | | Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | Урок развития речи | Умение работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения |
52 | 37 | | | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | Урок чтения и изучения произведения | Предметные: знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного Метаредметные: умение работатьс учебником, выделять главное в тексте, установление ассоциативных связей с иллюст рацией Предметные: передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речь героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации |
53 | 38 | | | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова | Урок внеклассного чтения | Предметные: умение опреде лять такие приемы юмористи ческой и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость худо-жественной детали, контраст -ность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуаль -ность речи Метапредметные: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение. Предметные: характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию. |
Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч. |
54 | 1 | | | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | Урок чтения, изучения и обсуждения произведений | Личностные: знать основные сведения из биографии поэтов; Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразитель ности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
55 | 2 | | | Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения | Урок развития речи | Личностные: знать план анализа лирического произведения Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, отрабатывать навыки выразительного чтения Предметные: уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст |
Русская литература 20 века 23 ч. |
56 | 1 | | | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»; понимать авторское отношение к описываемым событиям; Метапредметные: планировать свою деятельность под руковдством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого Предметные: уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне |
57 | 2 | | | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события Метапредметные: планировать свою деятельность под руковдством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого Предметные:наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества |
58 | 3 | | | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений; Метапредметные: планировать свою деятельность под руковдством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого Предметные:уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения |
59 | 4 | | | Путь Васи к правде и добру | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать определение понятия «композиция»; Метапредметные: планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого, выработать умение пересказывать текст Предметные:уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характе-ризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характе -ров героев, позицию автора и его отношение к изображае -мому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения |
60 | 5 | | | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: Владеть монологической и диалогичес кой речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. Метапредметные: планировать свою деятельность под руковдством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого, выработать умение пересказывать текст Предметные: умение определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, проследить динамику (развитие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении |
61 | 6 | | | Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | Урок развития речи | Личностные: Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал Предметные: выработать умение охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию |
62 | 7 | | | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать Предметные : уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения |
63 | 8 | | | Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | Урок развития речи | Личностные понимание роли поэзии в жизни человека Метапредметные:подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе) Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
64 | 9 | | | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал, отрабатывать умения пересказа текста Предметные: умение отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать |
65 | 10 | | | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать язык сказа; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные:уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану |
66 | 11 | | | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | Урок контроля | Личностные: знать произведения П.П.Бажова; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: умение работать в группе; развивать творческие способности учащихся |
67 | 12 | | | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: умение объяснять смысл названия сказки |
68 | 13 | | | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать содержа ние сказки, отличие народной сказки от литературной Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметныые:умение отличать народную сказку от литературной |
69 | 14 | | | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать сюжет рассказа Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и пересказа текста Предметные: понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в пони -мании событий, изображенных в рассказе |
70 | 15 | | | Р/ р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» | Урок развития речи | Личностные: строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: умение видеть необычное в обычном, выразительность и красочность языка, лиризм описаний, находить эпитеты и сравнения в сказке, анализировать текст |
71 | 16 | | | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки) Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: умение отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение |
72 | 17 | | | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать сюжет сказки Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, определять критерии для сравнения Предметные: уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставлять сказку Маршака с народными сказками, со «Снежной королевой» Г.Х. Андерсена |
73 | 18 | | | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать роды и жанры литературы; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) |
74 | 19 | | | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные:понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души |
75 | 20 | | | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: отличать язык Платонова от языка других писателей Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ Предметные: уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений |
76 | 21 | | | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтении текста, ответа на вопросы, умение комментировать текст, установление ассоциативных связей с произведением живописи Предметные: уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы |
77 | 22 | | | Человек и природа в рассказе | Урок чтения и изучения произведения | Личностные понимать роль природы в жизни человека Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ, отвечать на вопросы Предметные: понимать отношение Васютки к окружающему миру; умение объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки)- |
78 | 23 | | | Р/р Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | Урок развития речи | Личностные: работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ умение составлять сложный план; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать свою творчес кую энергию Предметные: выработать умение охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию |
Поэты о Вов (1941 - 1945) 3 ч. |
79 | 1 | | | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, жанровые особенности баллады; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне) Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворе ние) |
80 | 2 | | | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне) Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворе ние) |
81 | 3 | | | Р/р h Великая Отечественная война в жизни моей семьи | Урок развития речи | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне) Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
Писатели и поэты 20 века о Родине - 3 ч. |
82 | 1 | | | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: знать автора стихотворения Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе) Предметные: уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль |
83 | 2 | | | Картина В.М.Васнецо -ва «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») | Урок чтения и изучения произведения | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне) Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
84 | 3 | | | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина- до. «Города и годы» Писатели улыбаются 2 ч. | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
85 | 1 | | | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ Предметные: уметь сжато пересказывать, инсценировать |
86 | 2 | | | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | Урок внеклассного чтения | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку Предметные:умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
Зарубежная литература 8 ч. |
87-88 | 1-2 | | | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет романа; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни |
89 | 3 | | | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: знать, в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей |
90 | 4 | | | Два мира сказки «Снежная королева» | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: уметь рассказывать интересные события из жизни Андерсе -на, называть признаки жанра произведения Андерсена, определять особенности авторской сказки Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, опре делять критерии для соспоставления Предметные: доказывать, исполь зуя примеры из текста, каким Андерсен представляет мир, который любит, какой мир ему противопоставляет; давать характеристику героям с опорой на текст, объяснять, какие черты народной сказки использует сказочник; выявлять общее и отличительное при сопоставлении сказки Андерсе на со сказкой Пушкина |
91 | 5 | | | Писатели-сказочники и их герои | Урок внеклассного чтения | Личностные: знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, определять критерии для сопоставления Предметные: уметь доказать, что сюжет «бродя чий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора) |
92 | 6 | | | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника |
93 | 7 | | | Том Сойер и его друзья | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: содержание романа Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, определять крите рии для сравнения Предметные: уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности |
94 | 8 | | | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования на рода, показанные писателем; умение объяснять, почему Д. Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, умение комментировать текст Предметные: умение охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. |
95 | 1 | | | Обобщение изученного материале за курс 5 кл. | Урок повторения и обобщения | Личностные: знать изученные литературоведческие понятия, уметь применять их на практике; знать биографию поэтов и писателей Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Предметные: уметь определять тему, идею, проблематику изученных произведений |
96 | 2 | | | Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века | Урок контроля | Личностный: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий Метапредметные планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Предметные:уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа. |
97-101 | 3-7 | | | Уроки внеклассного чтения | Урок чтения и обсуждения произведения | Личностные: основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание Метапредметные: выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. Предметные: умение охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. |
102 | 8 | | | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | Итоговый урок | Умение высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев), защищать иллюстрации к любимым произведениям, уметь выбрать эпизод для инсценирования и объянить его роль в композиции художественного произведения |