СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании:



  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования)

  3. Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2019) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2019).Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345;

  4. Приказа Минпровсещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»



Обоснование выбора программы.

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательно­го стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2019) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2019).

Ожидаемые результаты в конце 8 класса:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоящее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

  • освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

  • формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обоб­щения. устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос­нове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся по литературе (предметные результаты)

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретации (в отдельных слу­чаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

  • восприятие на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений

Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Развитие речи (далее — P.P.).Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с исполь­зованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Зашита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество ли­тературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сати­рическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P.Выразительное чтение фрагментов древ­нерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характе­ристика героев литературы XVII в. и их нравствен­ная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новные правилаклассицизма в драматическом произ­ведении.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контроль­ная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Не­доросль».

P.P.Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

Иван .Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

P.P.Выразительное чтение басни. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Состав­ление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представ­ление).

P.P.Выразительное чтение отрывков думы. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотво­рения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нрав­ственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

P.P.Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выра­зительного чтения. Участие в коллективном диало­ге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе срав­нительная). Составление анализа эпизода. Характе­ристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).

К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

P.P.Составление плана анализа фрагмента ли­ро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на лите­ратурном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведени

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми­рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное яв­ление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в ли­тературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению

Н.В. Гоголя «Ревизор».

P.P.Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Состав­ление плана анализа фрагмента драматического про­изведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование вырази­тельного чтения. Написание сочинения на литера­турном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. И.С. Тургенев как пропагандист русской лите­ратуры в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художест­венно-политическая сатира на современные писа­телю порядки. Ирония писателя-гражданина, би­чующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

P.P.Выразительное чтение фрагментов рома­на. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. За­шита беззащитных. Нравственные проблемы расска­за. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представ­лений). Художественная деталь (развитие представ­лений).

P.P.Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды переска­зов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сосло­вий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе по­ступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Ан­титеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P.Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характери­стика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»;Ф.И. Тютчев «Осенний ве­чер»;А.А. Фет «Первый ландыш»;А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказы­вания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P.Выразительное чтение рассказа. Устное ре­цензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использо­ванием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуаци­ях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее про­изведения (развитие представлений).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразитель­ного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на во­прос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и счастья в семье. Самоотвержен­ность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P.Выразительное чтение фрагментов расска­за. Устное или письменное рецензирование выра­зительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или пись­менный ответ на проблемный вопрос с использова­нием цитирования.

Александр Александрович Блок (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P.Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Харак­тер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Со­временность и историческое прошлое в драматиче­ской поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

P.P.Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творче­ству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, вос­поминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (раз­витие представлений).

P.P.Участие в коллективном диалоге. Различ­ные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (4 ч)

Журнал «Сатирикон».Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение ис­торических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические прие­мы (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рас­сказы писательницы (для внеклассного чтения). Са­тира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

P.P.Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоциональ­ного содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассно­го чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P.Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Харак­теристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмо­ционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P.Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллектив­ном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых пере­ломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский харак­тер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Вос­приятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как эле­мент композиции (развитие понятий).

К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.

P.P.Участие в коллективном диалоге. Составле­ние плана характеристики героев. Устный и пись­менный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Вра­ги сожгли родную хату»;Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»;А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представ­ления).

P.P.Выразительное чтение. Устное и письмен­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобио­графический характер рассказа. Отражение военно­го времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей де­ревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.

P.P.Выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»;Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»;Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»;Н.М. Руб­цов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок);З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»;И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в про­изведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразитель­ные средства языка (развитие представлений).

P.P.выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и лю­бовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюже­та драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, под­линные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокро­вищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

P.P.Выразительное чтение и устное рецензи­рование выразительного чтения отрывков драма­тического произведения и сонетов. Устный и пись­менный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий ко­медиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дво­рянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Коме­дийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные исто­ки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (раз­витие понятии).

Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выра­зительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Вальтер Скотт (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Исто­рия, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму до­машнего быта, обстановки, семейных устоев и от­ношений.

Теория литературы. Исторический роман (разви­тие представлений).

P.P.Выразительное чтение отрывков. Рецензи­рование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч)

К.Р. Контрольное тестирование по итогам из­учения курса.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.



















Тематическое планирование

п/п



Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Плановых уроков

Плановых контрольных уроков

По развитию речи

По В.Ч.

Всего по разделу

1

Введение

1




1

2

Устное народное творчество

2




2

4

Древнерусская литература

2




2

5

Русская литература XVIII в.

3




3

6

Русская литература XIX в.

21

4

9

1

35

7

Русская литература XX в.

11

3

4

1

19

8

Зарубежная литература

4



1

5

9

Итоговый контроль

1




1


Итого:

45

7

13

3

68



















Календарно-тематическое планирование



Подтема  (название урока)


Временные ресурсы 


Содержание (что планируется изучать


Методы (действия учащихся)


Источники (ресурсы урока)


Самостоятельная работа


Плани-руемые сроки



ВВЕДЕНИЕ (1 Ч.)



1

Русская литература и история

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

Беседа. Работа с учебником. Тестирование.

Учебник стр.3-4,вопросы на стр.5

Проект к уроку по фольклору.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)


2

В мире рус­ской народ­ной песни. «В темном лесе...»,

«Уж ты ноч­ка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Ча­стушки

1

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушки как малый песенный жанр.

Рассказ учителя. Беседа. Аудиозапись Прослушивание песен, частушек. Обсуждение

Учебник стр. 6-8

Аудиозапись.

Подготовить сборник частушек. Оформить.


3

P.P.Предания «О Пу­гачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Духовный подвиг самопожертвования Александра

Невского

1

Предания как исторический жанр. Особенности содержания и художественной формы.

Работа со статьёй учебника. Беседа.

Учебник стр.13-17

Проект о Пугачёве и Ермаке.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)



4

Житие Александра Невского» (фрагмен­ты). Защита русских земель от на­шествия врагов

1

Житие Александра Невского. Защита русских земель от нашествия врагов.

Работа с лексикой. Чтение ,пересказ, Беседа.

Учебник стр.18-30

Проект об Александре Невском.


5

Изображе­ние дей­ствительных и вымыш­ленных событий в повести «Шемякин суд»

1

Шемякин суд. Сатирический характер произведения. Действительные и вымышленные события.

Рассказ учителя. Видеофильм. Анализ поэтики

Учебник стр.31-36

Иллюстрации к повести.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 Ч)


6

Сатириче­ская направ­ленность комедии Д.И. Фонви­зина «Недо­росль»

1

Слово о писателе (видеофильм). Беседа: сатира как род литературы, комедия как жанр, основные проблемы комедии.

Выразительное чтение сцен комедии.

Стр. 37-39

Составление хронологической таблицы жизни и творчества Фонвизина.


7

Речевые характе­ристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект

1

Особенности анализа эпизода драматического произведения, основные правила классицизма в драматическом произведении

Практикум, выразительное чтение, анализ эпизодов, уроки Митрофана, экзамен Митрофана. Финальная сцена

Стр.40-77

Составить таблицу «Речевые характеристики героев»


8

Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

Контрольная работа

Написание сочинения, подбор лексики, составление плана


Сочинение


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч) ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (2 Ч)


9

Язвитель­ный сати­рик и бас­нописец И.А. Крылов


1

Слово о баснописце, басня как жанр эпического произведения. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Выразительное чтение басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Объяснение морали.

Стр. 82-85



10

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»

1

Крылов – поэт и мудрец.

Разбор басен «Ворона и лисица», «Квартет», «Кот и повар»

Стр.82-85

Учить наизусть одну из басен. Выполнить иллюстрации.


КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ (1 Ч)


11

Истори­ческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Ры­леева

1

Слово о поэте. Дума Рылеева «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Дума Рылеева и народное придание «О покорении Сибири Ермаком». Понятие о думе, особенности жанра

Групповая работа, беседа учителя, сопоставление произведений

Стр.89-93

Стр. 94 упр. 1,2 устный ответ


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (9 Ч)


12

P.P.Разноплановость содер­жания сти­хотворения А.С. Пушки­на «Туча»

1

Слово о поэте, анализ стихотворения «Туча», особенности лирики поэта, основные мотивы и темы

Рассказ учителя, фильм, анализ стихотворения

Стр. 223

Стихотворение наизусть


13

P.P.Темы любви и дружбы в стихо­творениях А.С. Пушки­на «****» и «19 октя­бря»


1

Анализ стихотворений, особенности поэтики Пушкина

Выразительное чтение, анализ видеофильмов.

Стр.222-228

«Друзья, прекрасен наш союз» отрывок наизусть


14

История Пу­гачевского восстания в художест­венном про­изведении и историче­ском труде писателя и историка А.С. Пуш­кина

(«История Пугачева», «Капитан­ская дочка»)


1

Рассказ о Пушкине – историке. Историческая тема в творчестве Пушкина на основе изученного в 6-7 классах

Работа в группах, просмотр видеофильма «Пушкин – историк Пугачевского бунта»

Стр.95-104

Отрывок из истории Пугачевского бунта наизусть


15

Петр Гри­нев: жизнен­ный путь, формиро­вание его характера в повести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка»


1

Чтение и комментарий первых страниц романа. Образ рассказчика. Искусство слово Пушкина

Медленное чтение, комментарий, работа в группах, работа с лексикой.

Стр.105-113



16

Пугачев и народное восстание в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


1

Анализ эпизодов появления Пугачева в буране, анализ сцен на постоялом дворе, сна Гринева

Чтение и анализ сцен, групповая работа, выразительное чтение глав.

Стр.136-137

Сопоставление Пугачева в художественных и документальных произведениях


17

Маша Миронова. Нравственная красота героини романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


1

Анализ образа Маши Мироновой. Семья капитана Миронова. Маша Миронова как нравственный идеал Пушкина.

Анализировать главы 3-5, отобрать материал для рассказа «Маша Миронова»

Стр. 125-130



18

Швабрин – антигерой в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Анализировать сцены с участием Швабрина. Первая встреча, его портрет. Швабрин и Маша, Швабрин и Гринев. Дуэль

Аналитическое чтение, составление таблицы сравнения.

Стр.150-161

Закончить сопоставительную таблицу


19

Семинар. Эпиграфы в раскрытии образа Гринева, Пугачева


1

Семинар, прослушивание готовых докладов

Семинар


Проведение семинара


20

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина


1

Подготовка к написанию сочинения

Работа над лексикой, планом, обдумывание темы


Написание сочинения


МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (5 Ч)


21

«Мцыри» М.Ю. Лер­монтова как романтическая поэма

1

Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова с обобщением с изученным в 6-7 классе

Просмотр видеофильма, подготовить рассказ о писателе. Беседа

Стр.230-232

Составление хронологической таблицы


22

Трагическое противопо­ставление человека и обстоя­тельств в поэме М.Ю. Лер­монтова «Мцыри»


1

Мцыри как романтический герой, воспитание в монастыре, романтически условный историзм поэмы

Выразительное чтение, составление плана, беседа.

Стр. 232-253



23

Особенности компози­ции поэмы М.Ю. Лер­монтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэ­мы


1

Роль описания природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы. Развитие представления о жанре романтической поэмы

Выразительное чтение, практикум, беседа

Стр. 242-250

Отрывок «Бой с барсом» наизусть


24

P.P.Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл фи­нала поэмы. Проект


1

Анализ эпизодов в поэме по выбору учащегося. Мцыри как романтический герой, природа и человек в поэме Мцыри.

Выбор эпизодов, выразительное чтение, беседа

Стр. 250-253



25

Контрольная работа №3 по произ­ведениям М.Ю. Лер­монтова


1

Подведение итогов анализа поэмы, составление плана сочинения

Подбор лексики, составление плана, анализ эпизодов


Написание сочинения


НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (7 Ч)


26

Н.В.Гоголь. Слово о писателе, его отношение к истории.


1

Слово о писателе и его отношении к истории. Исторические произведения в творчестве Гоголя(с обобщением изученного в 5-7 классах).

Рассказ учителя, видеофильм, семинар

Стр.259-264



27

«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью»

1

История создания комедии, история ее первой постановки.«Ревизор» в оценке современников

Рассказ учителя, беседа

Стр. 265-267



28

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе «Ревизор».

1

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе «Ревизор». Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представления о комедии, сатире и юморе

Беседа, анализ, выразительное чтение

Стр. 266-268



29

Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

Понятие о «миражной интриги». Хлестаковщина как нравственное явление

Беседа. Практикум.

Стр.264



30

Особенности композиционной структуры комедии


1

Специфика завязки, развитие действия, кульминация, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению.

Подготовка к домашнему сочинению


Написание сочинения «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)


31

Н.В. Гоголь «Шинель»


1

Образ маленького человека в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Рассказ учителя, беседа, выразительное чтение

Стр.356-388

Образ маленького человека в русской литературе. Проект.


32

Образ Петербурга в повести «Шинель»


1

Мечта и реальность в повести. Роль фантастики в повествовании.

Практикум, беседа, цитатный план

Стр. 356-388



МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 Ч)


33

Художест­венная сатира на со­временные писателю порядки в романе «История одного го­рода» (отры­вок)

1

Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образ градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

Рассказ учителя, беседа

Стр. 3-5



34

Р.Р. Обучение анализу обучения эпизоду из романов «История одного города»

1

Подготовка к домашнему сочинению. Отбор материала, обсуждение темы сочинения

Подбор лексики, составление плана домашнего сочинение


Написание сочинения


35

Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина

1

Урок контроля

Контроль


Тестовая работа на знание и понимание произведений


НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ (1Ч)


36

Сатира на чинов­ничество в рассказе Н.С. Леско­ва «Старый гений»

1

Слово о писателе. Рассказ «Старый гений». Определение нравственных проблем рассказа «Старый гений», художественная деталь как средство создания художественного образа

Рассказ учителя, беседа

Стр.17-25



ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (3 Ч)


37

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Тол­стого

1

Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои, идея разделенности двух Россий, мечта о воссоединении дворянства и народа

Составление таблицы-антитезы «До бала – после бала», практикум.

Стр. 28-30

Составление таблицы


38

Психоло­гизм расска­за Л.H. Тол­стого «После бала»


1

Особенности композиции: антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, музыка как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

Практикум

Стр. 30-40

Завершить работу над таблицей


39

P.P.Нравствен­ность в ос­нове поступ­ков героя рассказа Л.H. Толсто­го «После бала»


1

Аналитическое чтение, анализ составленной таблицы

Практикум, подготовка к проекту.


Сочинение на тему «Почему не состоялась любовь в рассказе «После бала»»


ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (2 Ч)


40


Вн. чт.А.С. Пуш­

кин «Цветы последние

милеи...», М.Ю. Лер­монтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

P.P.А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображе­ние родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания

1

1

Выразительное чтение стихотворений.

Выразительное чтение с соблюдением поэтических норм

Стр. 43-47

Выучить наизусть одно из стихотворений на выбор


АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (2 Ч)


41

История о любви и упущен­ном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви»

1

Слово о писателе. Содержание рассказа «О любви» из трилогии (как история об упущенном счастье) Психологизм рассказа

Рассказ учителя, беседа

Стр. 50-59



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч) ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1 Ч)


42

Повествова­ние о любви в различных ее состояни­ях и в раз­личных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»

1

Слово о писателе, проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина - прозаика

Комментированное аналитическое чтение, рассмотрение композиции, выяснение отношения к героям рассказа

Стр. 61-63

Ответ на вопрос «Кто является главным героем рассказа?»


АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1Ч)


43

P.P.Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и сча­стья в семье (по рассказу «Куст сире­ни» А.И. Ку­прина)

1

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастья в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

Составление плана рассказа. Работа над сопоставительной таблицей (Алмазов и его жена)

Стр. 73-79

Составление таблицы


44

Р.Р. Что значит быть счастливым?

1

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова Н.С., Л.Н. Толстова, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

Составление плана, работа над лексикой, над выводом


Написание сочинения


АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК (1Ч)


45

P.P.Историче­ская тема в стихо­творении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл

1

Взгляд поэта на родину. Обучение выразительному чтению. Виды деятельности.

Рассказ учителя, беседа. Обучение выразительному чтению

Стр. 83-86



СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (2 Ч)


46

Поэма «Пугачев» С.А. Есени­на на исто­рическую тему

1

Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

Рассказ учителя, беседа, обучение выразительному чтению.

Стр. 96-100



47

Контрольная работа № 5 по твор­честву С.А. Есенина и А.А. Блока

1

Сравнительный анализ стихов

Урок развития речи, выразительное чтение


Написание контрольной работы


ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1Ч)


48

И.С. Шме­лев. Рас­сказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем»

1

Слово о писателе, воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя, беседа

Стр. 103-104



ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4 Ч)


49

P.P.Журнал «Са­тирикон». Тэффи,

О. Дымов,

А.Т. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработан­ная «Сати­риконом» (отрывки). Проект

1

Ироническое повествование о прошлом и современности в творчестве Тэффи

Урок внеклассного чтения.

Стр. 115-116



50


Тэффи. Рас­сказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе

P.P.М.М. Зо­щенко. Рассказ «Ис­тория болез­ни». Сатира и юмор в рассказе

1


Чтение и комментарий рассказа

Аналитическое чтение

Стр. 124-127




51

М.А. Осоргин. Со­четание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

1

Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Рассказ учителя, беседа

Стр. 116-121



52

Контрольная работа по творчеству Тэффи, Зощенко, Осоргина

1

Контрольная работа

Урок контроля.


Тест. Сочинение «Любимое сатирическое произведение»


АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (2 Ч)


53

Жизнь наро­да на крутых переломах и поворотах истории в произведе­нии А. Твар­довского «Василий Теркин»

1

Поэма «Василий Теркин». Картина фронтовой жизни. Тема честного служения родине. Восприятие поэмы современниками

Рассказ учителя, беседа

Стр. 146-147



54

Василий Теркин – защитник родной страны

1

Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

Обучение устному рассказу.

Стр 148-171

Наизусть , выразительное чтение глава «Переправа»


55

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин»


1

Мастерство Твардовского в создании поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления в поэме.

Практикум.

Стр. 150-151



СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ. (ОБЗОР) (2 Ч)


56

М.В. Иса­ковский «Катюша», «Враги со­жгли род­ную хату»; Б.Ш. Оку­джава «Пе­сенка о пе­хоте», «Здесь птицы не поют»


1

Урок-концерт. Стихи и песни о великой Отечественной войне.

Выразительное чтение наизусть стихов.


Урок-концерт. Пение и чтение стихов.


57

А.И. Фать­янов «Со­ловьи»;

Л.И. Оша­нин «До­роги».

Лирические и героиче­ские песни о Великой Отечествен­ной войне


1

Урок-концерт. Стихи и песни о великой Отечественной войне.

Выразительное чтение наизусть стихов.


Урок-концерт. Пение и чтение стихов.


ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (3 Ч)


58

Автобиогра­фический характер рассказа В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет»

1

Отражение военного времени в рассказе. Развитие представления о герое-повествователе.

Рассказ учителя, беседа

Стр.188-189



59

Мечты и ре­альность военного детства в рассказе В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет»

1

Великая Отечественная война в литературе 20 века.

Урок развития речи. Анализ эпизода

Стр. 189-205



РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (ОБЗОР) (2 Ч)


60

И.Ф. Аннен­ский «Снег»;

Д.С. Ме­режковский

«Родное»,

«Не надо звуков»;

Н.А. Забо­лоцкий «Ве­чер на Оке»,

«Уступи мне,

скворец, уголок...»;

Н.М. Рубцов

«По ве­черам»,

«Встреча».

«Привет, Россия...»

1

Взгляд поэтов на родную землю. Отражение души поэта в его стихах.

Выразительное чтение, уроки внеклассного чтения

Стр. 210-215

Одно из стихотворений на выбор наизусть


61

Поэты рус­ского зарубе­жья об оставленной

ими Роди­не. Н.А. Оцуп

«Мне трудно

без Рос­сии...»;

З.Н. Гиппиус

«Знайте!»,

«Так и есть»;

Дон-Аминадо «Ба­бье лето»;

И.А. Бунин

«У птицы

есть гнез­до...» Общее индивидуальное в про­изведениях

русских поэтов о Родине

1

Мотивы воспоминаний, грусти, надежды в стихах поэтов

Выразительное чтение, уроки внеклассного чтения

Стр. 217-220

Одно из стихотворений на выбор наизусть


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)


62

Семейная вражда и лю­бовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспи­ра. Сонеты

1

Слово о писателе. Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Рассказ учителя, беседа, практикум, чтение эпизодов, анализ лексики

Стр. 230-242

Самостоятельный просмотр фильма


63

Ромео и Джульет­та — символ любви и вер­ности. Тема жертвенно­сти

1

Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

Рассказ учителя, беседа, практикум, чтение эпизодов, анализ лексики

Стр. 230-242



64

Ж.-Б. Моль­ер - вели­кий коме­диограф. «Мещанин во дворян­стве» — са­тира на дво­рянство и невежество буржуа

1

Черты класицизма в комедии Мольера, мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Рассказ учителя, беседа

Стр.243-245



65

Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворян­стве» Ж.- Б. Мольера


1

Черты класицизма в комедии Мольера, мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Рассказ учителя, беседа

Стр 245 -294

Самостоятельный просмотр спектакля или фильма


66

Дж. Свифт.

1

Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Урок внеклассного чтения




66

Вальтер Скотт. Историче­ский роман «Айвенго»


1

Слово о писателе. Айвенго как исторический роман.

Урок внеклассного чтения. Работа с анализом эпизодов

Стр. 296-342



68

Итоговое

тестирование


1

Итоговое тестирование по пройденному материалу за год

Урок-тест


Написание теста




Учебно-методический комплекс



Класс

Название учебного курса

Основной учебник

Дидактические материалы для учащегося

Дополнительная литература для учителя

Медиа ресурсы

8 класс

Литература

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збар- скии И.С. Литература: Учебник для 9 класса общеобра­зовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019


1.Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл. авт.-сост. В.Я.Коровина и др.»

2.Золотарева И.В., Крысова Т.А. . Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2019.

3.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. – М.: Просвещение, 2019

1.Наталия Миронова: Тесты по Литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. "Литература. 8 класс". Экзамен, 2013.

2.Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Айрис, 2013

  1. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

  2. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ). Режим доступа: http://school-collection.edu.Ri

  3. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный до­кумент]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

  4. Сайт «Образовательные ресурсы сети Ин­тернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru

  5. Сайт «Сеть творческих учителей»: (Электрон­ный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

  6. http://www.fplib.ru/Русская поэзия XIX и XX веков

  7. http://litera.edu.ru/Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

  8. http://metlit.nm.ru/Методика преподавания литературы

  9. http://www.lermontow.org.ru/Лермонтов Михаил Юрьевич

  10. http://www.antonchehov.org.ru/Чехов Антон Павлович

  11. http://www.levtolstoy.org.ru/Толстой Лев Николаевич

  12. http://www.aleksandrpushkin.net.ru/Пушкин Александр Сергеевич

  13. http://www.nikolaygogol.org.ru/Гоголь Николай Васильевич

  14. http://pisatel.org/old/Древнерусская литература

  15. http://www.zhukovskiy.net.ru/Жуковский Василий Андреевич






4