СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»




Пояснительная записка

к программе по литературе для 11 класса

на 2023 – 2024 учебный год

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе примерной программы по литературе в соответствии с ФГОС СОО под редакцией В.П.Журавлева. Москва, « Просвещение», 2017г.

Тематическое планирование рассчитано на 102 часов (3 часа в неделю) и ориентированы на учебник Литература. Учебник для 11 класса общеобразовательных организаций в двух частях. Базовый уровень. Авторы: О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др. М., «Просвещение», 2020 г.

Курс литературы в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению литературному чтению:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего свою культуру, культуру других народов;

  • овладение системой знаний, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет); формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • освоение ключевых произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью, историческим прошлым;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • совершенствование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; речевое самосовершенствование.

В соответствии с целями преподавания литературы основные задачи курса сводятся к следующим:

  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной самореализации личности;

  2. Совершенствование навыков чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое;

  3. Развитие культуры чтения; совершенствование навыков грамотной работы с художественным текстом;

  4. Овладение основными нормами русского литературного языка.

  5. Совершенствование умений и навыков устной и письменной речи.

  6. Освоение компетенций: информационной, коммуникативной, деятельностной , культуроведческой, социальной.

  7. Воспитание всесторонне развитой личности средствами предмета.

В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий программа будет реализована за 97 часов

Планируемые предметные результаты освоения литературы

Данная программа направлена на достижение результатов, включающих: Личностные УУД:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и

долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные УУД:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание программного материала по литературе в 11 классе


п/п

Название раздела, курса

Кол-во часов

1.

Изучение языка художественной литературы

2

2.

Из мировой литературы

1

3.

Русская литература начала 20 века

1

4.

Проза 20 века

13

5.

Особенности поэзии начала 20 века

1

6.

Разнообразие творческих

индивидуальностей в поэзии Серебряного века

17

7.


Новокрестьянская поэзия

13

8.

Литературный процесс 1920 – х годов

5

9.

Литература 1930 – х годов

28

10.

Из мировой литературы 1930 – х годов

3

11.

Литература периода Великой Отечественной войны

4

12.

Из мировой литературы


1


13.

Полвека русской поэзии

1

14.

Современность и «постсовременность» в мировой литературе

1

15.

Русская проза в 1950 – 2000 – е годы

6









Календарно – тематическое планирование по литературе в 11 классе


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1.

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

Анализ художественного текста

1


2.

Понятие поэтического языка

1


3.

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 1 час)

Характерные черты мировой литературы рубежа 19 - 20 веков (Т.С.Элиот, Э.М.Ремарк)

1


4.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА ( 1 час)

Литературные искания и направления. Золотой и Серебряный век русской литературы

1


5.

ПРОЗА 20 ВЕКА (13 часов)

И.А.Бунин. Изображение России в повести «Деревня»

1


6.

Образ греха в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско»

1


7.

Кризис цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско»

1


8.

Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»

1


9.

Новаторство романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

1


10.

А.И.Куприн. Мир духовный и мир цивилизованный в повести «Олеся»

1


11.

А.И.Куприн. «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести

1


12.

Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

1


13.

Творчество Л.Н.Андреева

1


14.

Творчество И.С.Шмелева

1


15.

Творчество Б.К.Зайцева

1


16.

Творчество А.Т.Аверченко, Тэффи

1


17.

Творчество В.В.Набокова

1


18.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ НАЧАЛА 20 ВЕКА (1 час)

Модернизм. Путь к новой гармонии. Символизм, акмеизм, футуризм

1


19.

РАЗНООБРАЗИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ( 17 часов)

В.Я. Брюсов – основоположник русского символизма

1


20.

К.Д.Бальмонт. Своеобразие художественного творчества

1


21.

Ф. Сологуб, И.Ф.Анненский, А.Белый. Основные темы и мотивы лирики

1


22.

Н.С.Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

1


23.

И. Северянин, В.Ф.Ходасевич. Лирика. Футуризм как литературное течение модернизма

1


24.

Контрольная работа № 1

1


25.

Сочинение по произведениям поэтов Серебряного века

1


26.

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы

1


27.

Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль»

1


28.

Пьеса «На дне» как социально – философская драма. Система образов

1


29.

Пьеса «На дне». «Три правды» и их трагическое столкновение. Спор о назначении человека

1


30.

Своеобразие публицистики и мемуарных очерков М.Горького

1


31.

Сочинение по творчеству А.М.Горького

1


32.

А.А.Блок. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

1


33.

Тема «страшного мира» в лирике А.А.Блока

1


34.

Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А.Блока

1


35.

Поэма А.А.Блока «Двенадцать». Жанр, стиль, композиция и проблематика произведения

1


36.

НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ ( 13 часов) Н.А.Клюев. Истоки и художественный мир пэзии

1


37.

С.А.Есенин. Жизнь, творчество, ранняя лирика

1


38.

Тема Родины и природы в поэзии С.А.Есенина

1


39.

Тема любви в лирике С.А.Есенина

1


40.

Поэма «Анна Снегина». Анализ лиро – эпического произведения

1


41.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина

1


42.

В.В.Маяковский. Ранняя лирика поэта. Маяковский и футуризм

1


43.

Тема любви в поэзии В.В.Маяковского

1


44.

Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах»

1


45.

Контрольная работа № 2

1


46.

Тема революции в творчестве В.В.Маяковского

1


47.

Сатира В.В.Маяковского. Пьесы «Клоп» и «Баня»

1


48.

Сочинение по творчеству С.А.Есенина и В.В.Маяковского

1


49.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920 – Х ГОДОВ ( 5 часов)

Характеристика литературного процесса. А.М.Ремизов, Д.А.Фурманов, А.С.Серафимович Обзор творчества

1


50.

А.А.Фадеев. Проблематика и идейная сущность романа «Разгром»

1


51.

И.Э. Бабель. Тема революции и Гражданской войны в прозе писателя

1


52.

Е.И.Замятин и его роман – антиутопия «Мы»

1


53.

М.М.Зощенко. Стиль писателя. Сатирические рассказы

1


54.

ЛИТЕРАТУРА 1930 –Х ГОДОВ ( 28 часов)

А.П.Платонов. Жизнь, творчество, личность. Обзор повести «Сокровенный человек»

1


55.

Герои и проблематика повести А.П.Платонова «Котлован»

1


56.

М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Обзор романа «Белая гвардия», пьесы «Дни Турбиных»

1


57.

Сатира М.А.Булгакова. «Роковые яйца», «Собачье сердце»

1


58.

История создания, проблематика, жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Москва и москвичи. Воланд и его свита

1


59.

Три мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов романа

1


60.

Темы любви, творчества и вечности в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1


61.

Сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1


62.

М.И.Цветаева. Жизнь, творчество, личность. Основные темы творчества

1


63.

Поэмы М.И.Цветаевой

1


64.

О.Э.Мандельштам. Судьба поэта. Обзор творчества

1


65.

А.Н.Толстой. Художественное наследие. «Детство Никиты», роман – эпопея «Хождение по мукам»

1


66.

Тема русской истории в романе А.Н.Толстого «Пётр I»

1


67.

М.М.Пришвин. Обзор художественного наследия писателя

1


68.

Б.Л.Пастернак. Основные мотивы поэзии

1


69.

Человек, история, природа в романе «Доктор Живаго»

1


70.

А.А.Ахматова. Основные вехи творчества. Лирика

1


71

Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой

1


72.

«Реквием», «Поэма без героя» А.А.Ахматовой

1


73.

Контрольная работа № 3

1


74.

Н.А.Заболоцкий. Жизнь, творчество, личность. Основная тематика лирических произведений

1


75.

М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, судьба. «Донские рассказы»

1


76.

Роман – эпопея «Тихий Дон». История создания, специфика жанра

1


77.

Первая мировая война в изображении М.А.Шолохова

1


78.

Изображение Гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1


79.

Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1


80.

Трагедия Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (путь поиска правды героем)

1


81.

Сочинение по роману – эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1


82.

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 – Х ГОДОВ (3 часа)

О.Хаксли. «О дивный новый мир». О.Хаксли и Е.И.Замятин

1


83.

А.Т.Твардовский. Биографические истоки творчества. Поэма «Страна Муравия»

1


84.

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

1


85.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (4 часа)

Проза, поэзия, драматургия периода Великой Отечественной войны. Обзор

1


86.

А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие произведения

1


87.

«Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе

1


88.

А.И.Солженицын. «Архипелаг – ГУЛАГ» - летопись страданий

1


89.

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)

Э. Хемингуэй. Символический смысл повести «Старик и море»

1


ПОЛВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ ( 1 час)


90.

«Поэтическая весна». Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны

1


91.

СОВРЕМЕННОСТЬ И «ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ» В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ( 1 час)

Ф. Саган, Г.Г.Маркес, У. Эко. Обзор творчества

1


92.

РУССКАЯ ПРОЗА В 1950 – 2000 –Е ГОДЫ (6 часов)

В.П.Некрасов. «Лейтенантская проза». «В окопах Сталинграда»

1


93.

В.Г.Распутин. Проблематика повести «Прощание с Матерой»

1


94.

Контрольная работа № 4

1


95.

В.М.Шукшин. Жизнь, творчество, личность. Обзор литературного творчества

1


96.

А.В.Вампилов. Обзор творчества. Анализ пьесы «Утиная охота»

1


97.

Анализ повестей К.Д.Воробьёва «Убиты под Москвой», В. Кондратьева «Сашка», Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы»

1



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!