Пояснительная записка
к программе по литературе для 11 класса
на 2023 – 2024 учебный год
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе примерной программы по литературе в соответствии с ФГОС СОО под редакцией В.П.Журавлева. Москва, « Просвещение», 2017г.
Тематическое планирование рассчитано на 102 часов (3 часа в неделю) и ориентированы на учебник Литература. Учебник для 11 класса общеобразовательных организаций в двух частях. Базовый уровень. Авторы: О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др. М., «Просвещение», 2020 г.
Курс литературы в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению литературному чтению:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего свою культуру, культуру других народов;
овладение системой знаний, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет); формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
освоение ключевых произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью, историческим прошлым;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
совершенствование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; речевое самосовершенствование.
В соответствии с целями преподавания литературы основные задачи курса сводятся к следующим:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной самореализации личности;
Совершенствование навыков чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое;
Развитие культуры чтения; совершенствование навыков грамотной работы с художественным текстом;
Овладение основными нормами русского литературного языка.
Совершенствование умений и навыков устной и письменной речи.
Освоение компетенций: информационной, коммуникативной, деятельностной , культуроведческой, социальной.
Воспитание всесторонне развитой личности средствами предмета.
В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий программа будет реализована за 97 часов
Планируемые предметные результаты освоения литературы
Данная программа направлена на достижение результатов, включающих: Личностные УУД:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные УУД:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание программного материала по литературе в 11 классе
№ п/п | Название раздела, курса | Кол-во часов |
1. | Изучение языка художественной литературы | 2 |
2. | Из мировой литературы | 1 |
3. | Русская литература начала 20 века | 1 |
4. | Проза 20 века | 13 |
5. | Особенности поэзии начала 20 века | 1 |
6. | Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века | 17 |
7. | Новокрестьянская поэзия | 13 |
8. | Литературный процесс 1920 – х годов | 5 |
9. | Литература 1930 – х годов | 28 |
10. | Из мировой литературы 1930 – х годов | 3 |
11. | Литература периода Великой Отечественной войны | 4 |
12. | Из мировой литературы | 1 |
13. | Полвека русской поэзии | 1 |
14. | Современность и «постсовременность» в мировой литературе | 1 |
15. | Русская проза в 1950 – 2000 – е годы | 6 |
| | |
Календарно – тематическое планирование по литературе в 11 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1. | ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа) Анализ художественного текста | 1 | |
2. | Понятие поэтического языка | 1 | |
3. | ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 1 час) Характерные черты мировой литературы рубежа 19 - 20 веков (Т.С.Элиот, Э.М.Ремарк) | 1 | |
4. | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА ( 1 час) Литературные искания и направления. Золотой и Серебряный век русской литературы | 1 | |
5. | ПРОЗА 20 ВЕКА (13 часов) И.А.Бунин. Изображение России в повести «Деревня» | 1 | |
6. | Образ греха в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско» | 1 | |
7. | Кризис цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско» | 1 | |
8. | Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник» | 1 | |
9. | Новаторство романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» | 1 | |
10. | А.И.Куприн. Мир духовный и мир цивилизованный в повести «Олеся» | 1 | |
11. | А.И.Куприн. «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести | 1 | |
12. | Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» | 1 | |
13. | Творчество Л.Н.Андреева | 1 | |
14. | Творчество И.С.Шмелева | 1 | |
15. | Творчество Б.К.Зайцева | 1 | |
16. | Творчество А.Т.Аверченко, Тэффи | 1 | |
17. | Творчество В.В.Набокова | 1 | |
18. | ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ НАЧАЛА 20 ВЕКА (1 час) Модернизм. Путь к новой гармонии. Символизм, акмеизм, футуризм | 1 | |
19. | РАЗНООБРАЗИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ( 17 часов) В.Я. Брюсов – основоположник русского символизма | 1 | |
20. | К.Д.Бальмонт. Своеобразие художественного творчества | 1 | |
21. | Ф. Сологуб, И.Ф.Анненский, А.Белый. Основные темы и мотивы лирики | 1 | |
22. | Н.С.Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики | 1 | |
23. | И. Северянин, В.Ф.Ходасевич. Лирика. Футуризм как литературное течение модернизма | 1 | |
24. | Контрольная работа № 1 | 1 | |
25. | Сочинение по произведениям поэтов Серебряного века | 1 | |
26. | М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы | 1 | |
27. | Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» | 1 | |
28. | Пьеса «На дне» как социально – философская драма. Система образов | 1 | |
29. | Пьеса «На дне». «Три правды» и их трагическое столкновение. Спор о назначении человека | 1 | |
30. | Своеобразие публицистики и мемуарных очерков М.Горького | 1 | |
31. | Сочинение по творчеству А.М.Горького | 1 | |
32. | А.А.Блок. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме» | 1 | |
33. | Тема «страшного мира» в лирике А.А.Блока | 1 | |
34. | Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А.Блока | 1 | |
35. | Поэма А.А.Блока «Двенадцать». Жанр, стиль, композиция и проблематика произведения | 1 | |
36. | НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ ( 13 часов) Н.А.Клюев. Истоки и художественный мир пэзии | 1 | |
37. | С.А.Есенин. Жизнь, творчество, ранняя лирика | 1 | |
38. | Тема Родины и природы в поэзии С.А.Есенина | 1 | |
39. | Тема любви в лирике С.А.Есенина | 1 | |
40. | Поэма «Анна Снегина». Анализ лиро – эпического произведения | 1 | |
41. | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина | 1 | |
42. | В.В.Маяковский. Ранняя лирика поэта. Маяковский и футуризм | 1 | |
43. | Тема любви в поэзии В.В.Маяковского | 1 | |
44. | Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах» | 1 | |
45. | Контрольная работа № 2 | 1 | |
46. | Тема революции в творчестве В.В.Маяковского | 1 | |
47. | Сатира В.В.Маяковского. Пьесы «Клоп» и «Баня» | 1 | |
48. | Сочинение по творчеству С.А.Есенина и В.В.Маяковского | 1 | |
49. | ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920 – Х ГОДОВ ( 5 часов) Характеристика литературного процесса. А.М.Ремизов, Д.А.Фурманов, А.С.Серафимович Обзор творчества | 1 | |
50. | А.А.Фадеев. Проблематика и идейная сущность романа «Разгром» | 1 | |
51. | И.Э. Бабель. Тема революции и Гражданской войны в прозе писателя | 1 | |
52. | Е.И.Замятин и его роман – антиутопия «Мы» | 1 | |
53. | М.М.Зощенко. Стиль писателя. Сатирические рассказы | 1 | |
54. | ЛИТЕРАТУРА 1930 –Х ГОДОВ ( 28 часов) А.П.Платонов. Жизнь, творчество, личность. Обзор повести «Сокровенный человек» | 1 | |
55. | Герои и проблематика повести А.П.Платонова «Котлован» | 1 | |
56. | М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Обзор романа «Белая гвардия», пьесы «Дни Турбиных» | 1 | |
57. | Сатира М.А.Булгакова. «Роковые яйца», «Собачье сердце» | 1 | |
58. | История создания, проблематика, жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Москва и москвичи. Воланд и его свита | 1 | |
59. | Три мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов романа | 1 | |
60. | Темы любви, творчества и вечности в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | 1 | |
61. | Сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | 1 | |
62. | М.И.Цветаева. Жизнь, творчество, личность. Основные темы творчества | 1 | |
63. | Поэмы М.И.Цветаевой | 1 | |
64. | О.Э.Мандельштам. Судьба поэта. Обзор творчества | 1 | |
65. | А.Н.Толстой. Художественное наследие. «Детство Никиты», роман – эпопея «Хождение по мукам» | 1 | |
66. | Тема русской истории в романе А.Н.Толстого «Пётр I» | 1 | |
67. | М.М.Пришвин. Обзор художественного наследия писателя | 1 | |
68. | Б.Л.Пастернак. Основные мотивы поэзии | 1 | |
69. | Человек, история, природа в романе «Доктор Живаго» | 1 | |
70. | А.А.Ахматова. Основные вехи творчества. Лирика | 1 | |
71 | Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой | 1 | |
72. | «Реквием», «Поэма без героя» А.А.Ахматовой | 1 | |
73. | Контрольная работа № 3 | 1 | |
74. | Н.А.Заболоцкий. Жизнь, творчество, личность. Основная тематика лирических произведений | 1 | |
75. | М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, судьба. «Донские рассказы» | 1 | |
76. | Роман – эпопея «Тихий Дон». История создания, специфика жанра | 1 | |
77. | Первая мировая война в изображении М.А.Шолохова | 1 | |
78. | Изображение Гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» | 1 | |
79. | Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» | 1 | |
80. | Трагедия Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (путь поиска правды героем) | 1 | |
81. | Сочинение по роману – эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон» | 1 | |
82. | ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 – Х ГОДОВ (3 часа) О.Хаксли. «О дивный новый мир». О.Хаксли и Е.И.Замятин | 1 | |
83. | А.Т.Твардовский. Биографические истоки творчества. Поэма «Страна Муравия» | 1 | |
84. | Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» | 1 | |
85. | ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (4 часа) Проза, поэзия, драматургия периода Великой Отечественной войны. Обзор | 1 | |
86. | А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие произведения | 1 | |
87. | «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе | 1 | |
88. | А.И.Солженицын. «Архипелаг – ГУЛАГ» - летопись страданий | 1 | |
89. | ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час) Э. Хемингуэй. Символический смысл повести «Старик и море» | 1 | |
| ПОЛВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ ( 1 час) | | |
90. | «Поэтическая весна». Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны | 1 | |
91. | СОВРЕМЕННОСТЬ И «ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ» В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ( 1 час) Ф. Саган, Г.Г.Маркес, У. Эко. Обзор творчества | 1 | |
92. | РУССКАЯ ПРОЗА В 1950 – 2000 –Е ГОДЫ (6 часов) В.П.Некрасов. «Лейтенантская проза». «В окопах Сталинграда» | 1 | |
93. | В.Г.Распутин. Проблематика повести «Прощание с Матерой» | 1 | |
94. | Контрольная работа № 4 | 1 | |
95. | В.М.Шукшин. Жизнь, творчество, личность. Обзор литературного творчества | 1 | |
96. | А.В.Вампилов. Обзор творчества. Анализ пьесы «Утиная охота» | 1 | |
97. | Анализ повестей К.Д.Воробьёва «Убиты под Москвой», В. Кондратьева «Сашка», Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы» | 1 | |
9