Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Рабочая Программа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
по специальности
среднего профессионального образования
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей
2024 г.
Рабочая программа разработана на основе ФГОС среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 N 413, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт среднего общего образования», ФГОС среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 02.08.2013 г. N 709.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский Республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Разработчик: Юрьянова Валентина Вячеславовна, преподаватель русского языка и литературы
Рассмотрена на ЦК общеобразовательных дисциплин, протокол № __ от _________ 20____ г.
Председатель ЦК /____________ / В.В. Юрьянова
Утверждена заместителем директора по УР: /_____________/ И.Т. Буянтуева
«____»____________ 20____ г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………..……………стр. 4
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины………………………………стр. 5
Содержание учебной дисциплины…………...……………………………........................стр. 7
Тематическое планирование учебной дисциплины …………...………….…...................стр. 7
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение…………………..........стр. 8
Литература………………..…………………………………………….…………………...стр. 9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная учебная дисциплина «Литература» изучается в ГБПОУ «БРТСиПТ» на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Программа разработана на основе ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования, с учетом примерной программы общеобразовательной дисциплины «Литература», одобренной научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.) и получаемой профессии среднего профессионального образования.
Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Учебная дисциплина «Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Срок реализации программы: 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание обучения | Количество часов |
Введение | 2 |
Раздел 1. Русская литература I половины XIX века | 6 |
Раздел 2. Русская литература II половины XIX века | 46 |
Раздел 3. Русская литература начала XX века | 6 |
Раздел 4. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха | 6 |
Раздел 5. Русская литература 20-х годов XX века | 8 |
Раздел 6. Русская литература 30-х годов XX века | 16 |
Раздел 7. Русская литература 40–90-х годов XX века | 18 |
ВСЕГО | 108 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 99 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. А. Обернихиной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 432 с.: ил.
Обернихина Г.А., Емельянова Т.В., Мацыяка Е.В., Савченко К.В. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Г. А. Обернихиной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 448 с.: ил.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. Г. А. Обернихиной. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 352 с.
Учебно-методические пособия
Методические рекомендации по выполнению практических работ.
Методические рекомендации по выполнению учебных работ.
Нормативные документы дисциплины
Рабочая программа дисциплины «Литература».
Календарно-тематический план дисциплины «Литература».
Паспорт кабинета № 7 «Гуманитарные дисциплины».
Инструкции по технике безопасности.
Материально-техническое обеспечение
Рабочее место преподавателя – 1 шт..
Посадочные места для студентов – 24 шт..
Компьютер.
Телевизор.
Приставка DVD.
Учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, справочные пособия).
Библиотечный фонд.
6. ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. А. Обернихиной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 432 с.: ил.
Обернихина Г.А., Емельянова Т.В., Мацыяка Е.В., Савченко К.В. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Г. А. Обернихиной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 448 с.: ил.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. Г. А. Обернихиной. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 352 с.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. Литература: книга для преподавателя: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования / под ред. Г. А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 208 с.
Интернет-ресурсы
www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).