СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе  для 9 класса. Коровина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Романовская основная общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Романовская ООШ

_____/В. И. Кошевая

Приказ № _______

от «____»______2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

в 9 классе

Рожковой Татьяны Алексеевны








РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО

на заседании МО на заседании

МБОУ Романовская ООШ Педагогического совета школы

от «____» августа 2016 г. протокол № ____

руководитель МО от «____» августа 2016 г.

__________ / Т. М. Хохлова





2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказа Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  3. Приказа Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;

  4. Письма Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана».

  5. Учебного плана МБОУ Романовская ООШ.

  6. Положения о рабочей программе МБОУ Романовская ООШ, утверждённого приказом №53 от 31.08.2014 г.

  7. Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы общеобразовательных учреждений по литературе в 5-11 классах под редакцией В.Я. Коровиной, Просвещение, 2010 г.

  8. Учебника В.Я. Коровина и др. Литература 9 класс в 2-х частях. М., Просвещение, 2014 г.



Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Концентрация 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Межпредметные связи.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.





















































































Содержание учебного предмета

Введение (1 ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (10 ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (50 ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой», «Расстались мы, но твой портрет», «Есть речи – значенье»(1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 ч.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю», «О, я хочу безумно жить». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы»?», «Люблю» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI», «Трост­ник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом» . Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

А.С.Пушкин. «Певец», М.Ю.Лермонтов «Отчего», В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); Е.А.Баратынский «Разуверение»; Ф.И.Тютчев «К.Б.», А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно» ,А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу», А.А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь», К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь», Н. Заболоцкий. «Признание...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8ч.)

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.





















































































Т Р Е Б О В А Н И Я



к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика, притча, системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки, философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

























Учебно-тематический план


п/п


Наименование разделов и тем


Общее кол-во часов


Виды контрольных работ


1


Введение. Литература и её роль в духовной жизни народа.



1



2


Из древнерусской литературы.


3


Анализ отрывка, чтение наизусть, развёрнутый ответ на вопрос



3


Из русской литературы 18 века.



10


Сочинение, чтение наизусть


4


Из русской литературы 19 века.


50


Сочинение, чтение наизусть, тестирование, самопроверка, характеристика литературного героя



5


Из русской литературы 20 века.


29


Сочинение, чтение наизусть, тестирование, самопроверка, анализ отрывка, стихотворения



6


Из зарубежной литературы.


8


Тестирование



7


Заключительный урок.


1





Всего:


102

























Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методические пособия:

1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2006.

2. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

3. Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., М.: Просвещение, 2009

4. Калганова Т.А. Всероссийские олимпиады школьников по литературе: методическое пособие. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2003

5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я. Коровина, И.С. Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6. Попова Е.Н., Зинченко Н.В. и др. Литература, 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков.- Волгоград: Учитель, 2009

7. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2008.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/



























Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы урока


Дата

План

Факт

1.

Введение. Литература и её роль в духовной жизни народа.



Из древнерусской литературы (3 ч.)

2.

Самобытный характер древнерусской литературы. История открытия памятника «Слово о полку Игореве».



3.

Художественные особенности произведения.



4.

Р.р. Картины русской земли в «Слове…». (Устное сочинение).



Из русской литературы 18 века (10 ч.)

5.

Характеристика русской литературы 18 в. Классицизм.



6.

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.



7.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения.



8.

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. Тема несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».



9.

Мысль о бессмертии поэта в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник».



10.

Вн. чт. А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Широкое изображение российской действительности.



11.

Вн. чт. Особенности повествования в «Путешествии…».



12.

Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Сентиментализм. «Осень».



13.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».



14.

Р.р. Сочинение: «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).



Из русской литературы 19 века (50 ч.)

15.

Поэзия, проза, драматургия 19 в. Романтизм.



16.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое».

Р.р. Обучение анализу стихотворения.



17.

Баллада «Светлана». Особенности жанра. Нравственный мир героини.



18.

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Обзор содержания.



19.

Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира в комедии.



20.

Фамусовская Москва в комедии. Меткий афористический язык.



21.

Образ Чацкого. Общечеловеческое звучание образов персонажей.



22.

Особенности композиции комедии. Р.р. Обучение анализу эпизода (по комедии «Горе от ума»).



23.

Критика о комедии. И.А. Гончаров «Мильон терзаний».



24.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Дружба и друзья в лирике поэта.



25.

Одухотворённость, чистота, чувство любви в лирике А.С. Пушкина.



26.

Раздумья о смысле жизни в лирике А.С. Пушкина.



27.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.



28.

Вн. чт. А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы». Герои поэмы.



29.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история.



30.

Основная сюжетная линия романа и лирические отступления. Онегинская строфа.



31.

Татьяна – нравственный идеал А.С. Пушкина.



32.

Ленский и Онегин. Типическое и индивидуальное в их судьбах.



33.

Р.р. Онегин и Татьяна. Анализ двух писем.



34.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.



35.

Пушкинский роман в зеркале критики.



36.

Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».



37.

Вн. чт. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».



38.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.



39.

Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский).



40.

Печорин в системе мужских образов романа.



41.

Печорин в системе женских образов романа.



42.

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение.



43.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Пафос вольности и одиночества.



44.

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова.



45.

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.



46.

Тема России в лирике М. Ю Лермонтова. «Родина».



47.

Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.



48.

Р.р. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова.



49.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. История создания поэмы «Мёртвые души».



50.

Система образов поэмы. Р.р. Обучение анализу эпизода.



51.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.



52.

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души.



53.

Эволюция образа автора. Поэма в оценках Белинского.



54.

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе.



55.

Любовь в патриархальном мире и её победа.



56.

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».



57.

Роль истории Настеньки в повести.



58.

Вн. чт. Л.Н. Толстой. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».



59.

Вн. чт. Формирование личности юного героя повести.



60.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Тоска». Истинные и ложные ценности героев рассказа.



61.

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 в.



62.

Р.р. Сочинение. В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 в? (На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова). (По выбору учащихся).




Из поэзии 19 века. (2 ч.)



63.

Беседа о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете. Эмоциональное богатство русской поэзии.



64.

Контрольная работа по произведениям 19 века.


Из русской литературы 20 века (29 ч.)

65.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века.



Из русской прозы 20 века (9 ч.)

66.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв.



67.

«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.



68.

М.А. Булгаков. Слово о писателе. История создания и судьба повести «Собачье сердце».



69.

Поэтика повести «Собачье сердце». Смысл названия.



70.

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.



71.

Образ Андрея Соколова. Автор и рассказчик в произведении.



72.

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни.



73.

Образ праведницы в рассказе. Трагизм её судьбы.



74.

Р.р. Отзыв на прочитанное произведение.



Из русской поэзии 20 века (19 ч.)

75.

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов.



76.

А.А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций Блока.



77.

Трагедия поэта в «страшном мире».



78.

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема любви в лирике С. Есенина.



79.

Тема России – главная в есенинской поэзии. Народно-песенная основа произведений поэта.



80.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.



81.

Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.



82.

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви, о жизни и смерти.



83.

Особенности поэтики Цветаевой. Р.р. Анализ стихотворения «Родина».



84.

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе.



85.

Философский характер лирики Заболоцкого.



86.

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.



87.

Стихи А. Ахматовой о поэте и поэзии.



88.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики Б. Пастернака.



89.

Приобщение вечных тем к современности в стихах Пастернака о природе и любви.



90.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине, о природе в лирике поэта.



91.

Р.р. Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом».



92.

Вн. чт. Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 вв.



93.

Вн. чт. Выражение чувств человека посредством словесного и музыкального искусства.



Из зарубежной литературы (8 ч.)

94.

Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта.



95.

Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.



96.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы.



97.

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев



98.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии.



99.

И.В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Сюжет и композиция трагедии.



100.

Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества.



101.

Тестирование в рамках промежуточной аттестации



102.

Заключительный урок. Рекомендации для чтения летом







14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!