СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая  программа  по   литературе  разработана для обучения в 6 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Литературе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Напольновская средняя школа

Сараевского муниципального района Рязанской области

«Рассмотрено»

на МО учителей гуманитарно-эстетического цикла

Протокол №1 от 28.08.2018

Руководитель МО Федина Л.Б.._________

«Согласовано»

зам. директора по УВР

Сутормина С.Н.

__________________


28.08.2018. г

«Утверждено»

директор школы

Абрамова Т.В.

____________________


Приказ №72 от 29.08.18 г.




Рабочая программа

учебного предмета

Литература

6 класс





УЧИТЕЛЬ – Баранова Мария Николаевна,

первая квалификационная категория







2018


Раздел 1. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 6 классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Напольновская средняя школа с учетом нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Устава МБОУ Напольновская средняя школа

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Напольновская средняя школа

  • Приказа министерства образования и молодежной политики Рязанской области от 01 февраля 2018 года № 243 «Об утверждении примерного регионального учебного плана на 2018-2019 учебный год для общеобразовательных организаций Рязанской области, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на 2018-2019 учебный год»

  • Учебного плана МБОУ Напольновская средняя школа на 2018-2019 учебный год

  • Учебного плана МБОУ Напольновская средняя школа на 2018-2019 учебный год

  • Требований к уровню подготовки учащихся 6 класса;

Познавательных интересов учащихся.


При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывались

- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;

- завершённость учебной линии;

- обеспеченность образовательного учреждения учебниками.


Программа рассчитана на 68 часа в год, 2 часа в неделю.


Используемый УМК


Учебники

Методические пособия

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.. – М.: Просвещение, 2018. – 399 с.: ил.

Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 8 класс Москва, «ВАКО», 2014

Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

  5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

7. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3. Умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);критически оценивать содержание и форму текста.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Ученик научится:

1. Осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; 2. Воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

3. Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4. Аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5. Понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

6. Воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

7. Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

8. Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

9. Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

10. Работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

1. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

2. Дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

3. Сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

4. Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

5. Создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

6. Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

7. Сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно

(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

8. Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Раздел 3. Содержание программы


Введение (1 ч.).

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».

Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. (1 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (55 ч)

Иван Андреевич Крылов. (3 ч)

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня».

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин. (18 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 3 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. (4 ч.)

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов.

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков (6 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

КР № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова.

Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 ч)

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

КР № 8 по стихотворениям русских поэтов XIX века

РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (25 часов)

Александр Иванович Куприн (2 ч)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин. (3 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века (3 ч)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» (2 ч.)

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,

выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов. (1 ч)

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)

К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются (4 ч)

Василий Макарович Шукшин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер.(2 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (2 ч)

Габдулла Тукай (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12 ч)

Мифы Древней Греции (2 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот (1 ч)

«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).

Подведение итогов за год (3 ч)

Итоговый тест. Задания для летнего чтения. Итоговый проект.

Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».








Раздел 4. Тематическое планирование


п/п

Тема урока




Количество часов

Примечание

Введение (1 ч.)

Писатели – создатели, хранители и любители книг

1


Устное народное творчество (4 ч.)

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

1


Художественные особенности календарно-обрядовых песен

1


Пословицы и поговорки

1


Р/Р Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора

1


Из древнерусской литературы (2 ч.)

«Повесть временных лет».

1


«Сказание о белгородском киселе».

1


Из русской литературы XIX в. (55 ч.)

Русские басни (4 ч.)

Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».

1


И. А. Крылов. «Осел и Соловей»

1


И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик»

1


Контрольная работа по теме «Басни»

1


А.С. Пушкин (18 ч.)

А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину»

1


А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».

1


Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1


История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I)

1


Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (гл. II-III)

1


Р/р Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V)

1


Р/р Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII)

1


Учитель (гл. VIII-X)

1


Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI)

1


Р/р Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI)

1


Два мальчика (гл. XVII)

1


Развязка романа (гл. XVIII-XIX)

1


Контрольная работа по повести «Дубровский»

1


Р/р Подготовка к сочинению

1


А. С. Пушкин «Повести Белкина»

1


А. С. Пушкин «Повести Белкина»

1


А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

1


А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

1


М.Ю. Лермонтов (4 ч.)

М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи»

1


М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»

1


М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс»

1


Контрольная работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова

1


И.С. Тургенев (5 ч.)

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

1


Герои рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»

1


Рассказы героев «Бежина луга»

1


Природа и её роль в рассказах Тургенева.

1


Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по «Запискам охотника»)

1


Ф.И. Тютчев (3 ч.)

Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева

1


Человек и природа в стихотворениях Тютчева

1


Р/р Человек и природа в стихотворениях Тютчева

1


А.А, Фет (4 ч.)

Жизнеутверждающее начало в

стихотворениях А. А. Фета

1


Р/р Сопоставление пейзажной лирики Тютчева и Фета

1


А. А. Фет. «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

1


Контрольная работа по творчеству Тютчева, Фета

1


Н.А. Некрасов (4 ч.)

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

1


Картины подневольного труда в стихотворении

1


Композиция стихотворения «Железная дорога»

1


Сочетание реальных и фантастических картин в стихотворении «Железная дорога»

1


Н.С. Лесков (6 ч.)

Р/р Трёхсложные размеры стиха

1


Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Сказ «Левша»

1


Характеристика персонажей сказа

1


«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши

1


Особенности языка сказа «Левша». Проект

1


Р/р Контрольное сочинение по творчеству Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова.

1


А.П. Чехов (3 ч.)

А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Толстый и тонкий»

1


Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий»

1


В/чт Юмористические рассказы Чехова

1


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (4 ч.)

Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого

1


Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого

1


Р/р Анализ стихотворения

1


Контрольная работа по литературе XIX века

1


Из русской литературы XX века (25 ч.)

А.И. Куприн (2 ч.)

А.И. Куприн «Чудесный доктор».

1


Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»

1


А.С. Грин (3 ч.)

А.С. Грин «Алые паруса». Автор и его герои

1


Победа романтической мечты над реальностью жизни.

1


«Алые паруса» как символ воплощения мечты

1


А.П, Платонов (3 ч.)

А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок»



А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»

1


В/чт «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

1


Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч.)

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

1


Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

1


В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

1


Нравственные проблемы рассказа

1


Р/р Творческая работа по рассказу Астафьева

1


В.Г. Распутин «Уроки французского»

1


Нравственные проблемы рассказа

1


Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

1


Писатели улыбаются (4 ч.)

В. М. Шукшин «Критики»

1


Образ «странного» героя в рассказе Шукшина

1


Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

1


Смысл названия рассказа

1


Родная природа в русской поэзии XX века (3 ч.)

Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой

1


Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой

1


Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова.

1


Из литературы народов России (2 ч.)

Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева

1


Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева

1


Из зарубежной литературы (12 ч.)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

1


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

1


«Легенда об Арионе»

1


Гомеровский эпос

1


Гомеровский эпос

1


Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера

1


В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

1


В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

1


Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

1


П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1


А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча

1


А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча

1


Подведение итогов года (3 ч.)

Реализация заданий рубрики «Проект»

1


Итоговая контрольная работа

1


Задания для летнего чтения

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!