СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Стеченская средняя общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области





Утверждено

Приказом № _____ от «____» ____2017 г.

Директор ____________ Р. Н. Ермощенко





Рабочая программа

по литературе

8 класс





Составитель:

Рожкова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория,

образование высшее








РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № ___ от _________

СОГЛАСОВАНО _____________

зам. директора по УР

_____________ С. В. Зенченко

ПРИНЯТО

педагогическим Советом

№ ___ от __________










с. Стечна


2017 – 2018 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказа Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  3. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;

  4. Письма Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  5. Учебного плана МБОУ – Стеченская СОШ;

  6. Положения о рабочей программе МБОУ - Стеченская СОШ, утвержденным приказом № ______ от ________________2017 г..

Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

В 8 классе на уроках литературы на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;

- определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям.


































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2)

Денис Иванович Фонвизин. О писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (33)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора». Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. О писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Образ Ермака Тимофеевича. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринёв— жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри», Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя.

Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения).

Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. (Для самостоятельного чтения).

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют,..»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков», Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...», Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (9)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.




Т Р Е Б О В А Н И Я

к уровню подготовки обучающихся

Ученик должен знать:

-базовые теоретико-литературные понятия;

-содержание программных произведений;

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен понимать:

-закономерности происхождения литературы;

-жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.





УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п


Наименование разделов и тем


Общее кол-во часов



Количество контрольных работ


1.



Введение. Русская литература и история.


1



2.



Устное народное творчество.


2



3.



Из древнерусской литературы.


2



4.



Из литературы 18 века.


2



5.



Из литературы 19 века.


33



6.


Из русской литературы 20 века.



21



7.


Из зарубежной литературы.



9



8.


Итого



70






























П Е Р Е Ч Е Н Ь

учебно – методического обеспечения

Учебник:

Коровина В. Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.. Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

Учебно-методические пособия:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001.

2. Беленький Г.И. Литература в 8 классе. Методические советы. – М.: Просвещение, 2001.

3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2010.

4. Коровина В.Я. и др. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс».

5. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н, Пестрякова Н.А. Литературные вечера. 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

6. Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. – Волгоград: Учитель,2003.

7. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001.

8. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 2003.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

1



Устное народное творчество.

2



2

Лирические и исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

1



3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы.

1



Из древнерусской литературы.

2



4

Житийная литература как особый жанр ДРЛ. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.

1



5

Вн. чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэзии сатирической повести.

1



Из литературы 18 века.

2



6

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.

1



7

Проблема воспитания истинного гражданина. Р.р. Анализ эпизода комедии.

1



Из литературы 19 века.

33



8

И. А. Крылов – поэт и мудрец. Мораль басни «Лягушки, просящие царя».

1



9

И. А. Крылов. «Обоз». Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.

1



10

К. Ф. Рылеев – автор дум и сатир. Историческая тема думы «Смерть Ермака».

1



11

А. С. Пушкин. О поэте. Стихотворения «Туча», «К…», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

1



12

А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки) – бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

1



13

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания романа. Герои и их исторические прототипы.

1



14

Гринёв. Жизненный путь героя, формирование его характера.

1



15

Семья капитана Миронова. Маша Миронова, её нравственная красота.

1




16

Образ Пугачёва. Историческая правда и художественный вымысел в романе.


1




17

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гуманизм и историзм Пушкина.


1



18

Р.р. Классное сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1



19

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании повести.

1



20

М. Ю. Лермонтов. О поэте. «Мцыри» - поэма о вольнолюбивом юноше, воспитанном в чуждом ему обществе.

1



21

Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении.

1



22

Своеобразие поэмы. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

1



23

Р.р. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

1



24

Н. В. Гоголь – писатель–сатирик. «Ревизор». История создания и постановки комедии.

1



25

Разоблачение пороков чиновничества в комедии.

1



26

Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление.

1



27

Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы.

1



28

Р.р. Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

1



29

Н. В. Гоголь. Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица.

1



30

Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга.

1



31

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на общественные порядки.

1



32

Р.р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

1



33

Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1



34

Л. Н. Толстой. «После бала». Идея разделённости двух Россий.

1



35

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Психологизм рассказа.

1



36

Вн. рт. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».

1



37

Вн. чт. Человек на войне в «Повести …»

1



38

Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

1



39

А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1



40

Психологизм рассказа.

1



Из русской литературы 20 века.

21



41

И. А. Бунин. «Кавказ» - повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях.

1



42

А. И. Куприн. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

1



43

Р.р. Урок – диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

1



44

А. А. Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

1



45

С. А. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

1



46

Р.р. Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

1



47

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству.

1



48

Вн. чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Тэффи.

1



49

Вн. чт. Журнал «Сатирикон». М.М. Зощенко.

1



50

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1



51

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин» - жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории.

1



52

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер В. Тёркина.

1



53

Картины жизни воюющего народа. Язык поэмы.

1



54

Композиция поэмы. Автор и его герой.

1



55

Вн. чт. А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

1



56

Р.р. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский, Б. Окуджава, А. Фатьянов, Л. Ошанин.

1



57

В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографичный характер рассказа.

1



58

Мечты и реальность военного времени.

1



59

Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору)

1



60

Русские поэты о Родине, родной природе. И.Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов.

1



61

Вн. чт. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

1



Из зарубежной литературы.

9



62

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

1



63

Ромео Джульетта – символ любви и жертвенности.

1



64

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1



65

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) – сатира на дворянство.

1



66

Особенности классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл комедии.

1



67

Вн. Чт. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государство и общество.

1



68

Вн. Чт. В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман.

1



69

Зачёт. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1



70

Подведение итогов за год. Рекомендации для чтения летом

1





15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!