Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курно- Липовская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Заместитель директора про УВР _________ Костюкова Е.А. 24.08.2018г. | Утверждено Директор МБОУ Курно – Липовской СОШ Приказ от 29.08. 2018 года №54\1 ____________Сорокина Т.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Класс: 5
Количество часов: 101
Учитель: Устиненко Елена Владимировна
Квалификационная категория: высшая
2018 год
I. Пояснительная записка
Программа по литературе для 5 класса разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).
2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013).
3. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС.
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015).
7. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38).
8. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
9. Положение о составлении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по МБОУ Курно – Липовской СОШ (приказ от 30.07.18 №52)
10.Учебный план МБОУ Курно – Липовской СОШ на 2018-2019 учебный год (приказ от 30.07.18 №52)
11.Авторская программа В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2015 и учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015.
Общие цели учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), 35 рабочих недель в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники | Учебные пособия | Методические |
1. Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. | Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: Просвещение, 2014. | Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2014. |
Для учителя:
Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2012.
Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен».
Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
Мультимедийные пособия.
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2015.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2015.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
Материально-техническое обеспечение кабинета литературы
1) ТСО
компьютер;
проектор;
экран;
видеоплеер;
телевизор;
2) Комплекты:
видеофильмов, аудиокассет;
портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
программные иллюстрации.
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении,юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения: драма как род литературы (начальные представлении); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления);
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слон в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки:
ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монолог и диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ):
подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений:
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
создавать сочинения-миниатюры по картине.
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»
в основной школе (к окончанию 5 класса)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
III. Содержание учебного предмета, курса
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо» (отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Рр | КР | Основные виды деятельности учащихся |
1. | Введение | 1 | | | Читают вводную статью учебника; пересказывают научный текст статьи учебника, отвечают на вопросы; составляют план статьи «К читателям»; работают со словами. |
2. | Устное народное творчество | 11 | 1 | | Читают статью учебника; отвечают на вопросы репродуктивного характера; создают собственные высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдают над поэтикой малых жанров. Создают считалки, небылицы, загадки; анализируют тексты всех жанров детского фольклора. Выразительно читают, выборочно пересказывают, рассматривают репродукции картин |
3. | Из древнерусской литературы | 2 | | 1 | Читают статью учебника, читают художественного текста и его анализируют; отвечают на вопросы; читают по ролям. Составляют цитатный план; сопоставляют тексты с репродукцией картин |
4. | Из русской литературы XVIII века | 2 | | 1 | Читают статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; отвечают на вопросы; выразительно читают стихотворения |
5. | Из русской литературы XIX века | 42 | 8 | 4 | Читают статью учебника выступают с сообщениями о баснописцах, писателях, поэтах,читают по ролям басни, сравнивают басни и сказки,Читают басни; отвечают на вопросы; читают по ролям; устанавливают ассоциативных связей с произведениями живописи инсценируют басни и др. пр-я, сопоставляют с иллюстрацией; анализируют текст, сопоставляют с аналогичн. пр-ми Сочиняют басню, рассказ и др.Выразительно читают любимые басни и стихотв., участвуют в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», презентуют иллюстрации. |
6. | Из русской литературы XX века | 26 | 3 | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста |
7. | Из литературы о Родине | 2 | | | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование |
8. | Из зарубежной литературы | 15 | 5 | | Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение,выборочное чтение произведений, их восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки и др., изображенных в них событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию , определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями |
9. | Повторение | 2 | | 1 | Презентуют сочинения, рисунки-иллюстрации к любимым произведениям, инсценируют фрагменты из самостоятельно прочитанных книг, отвечают на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?» |
| Итого | 101 | 19 | 8 | |
V. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | К-во час | Элементы содержания | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. | 1 | Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе. | 309 | |
Устное народное творчество |
2 | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. | 1 | Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. | 509 | |
3 | Малые жанры фольклора. Р\к Донское устное народное творчество | 1 | Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. | 709 | |
4 | Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | 1 | Нравственное и эстетическое содержание сказок. | 1009 | |
5 | «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича. | 1 | Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев. Сказка в актёрском исполнении. | 1209 | |
6 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | 1 | Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами. | 1409 | |
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. | 1 | Особенности сюжета и героев сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1709 | |
8 | Образ главного героя сказки. | 1 | Его моральные качества. Герои сказки в оценке автора-народа. | 1909 | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 | Народное представление о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении. | 2109 | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 | Народные представления о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении. | 2409 | |
11 | Р.р. Русские народные сказки.р\к Казачьи сказки | 1 | Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. Обучение сочинению по теме «Сказки». | 2609 | |
Из древнерусской литературы |
12 | Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. | 2809 | |
13 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока -киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Черты русских летописей. Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле. Летописный сюжет в актёрском исполнении. | 110 | |
Из русской литературы XVIII века |
14 | Вн. чт.М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. | 1 | Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности). | 310 | |
15 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. | 1 | Изложение научных истин в поэтической форме. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. | 510 | |
16 | Вн. чт.Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра | 1 | Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев | 810 | |
Из русской литературы XIX века |
17 | И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях | 1 | Рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». | 1010 | |
18 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. («Волк на псарне»). | 1 | Патриотическая позиция автора. Своеобразие языка басен Крылова. Басня в актёрском исполнении. | 1210 | |
19 | Р.р. И.А. Крылов. Басни. Р\к Крылов и донцы | 1 | Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина. | 1510 | |
20 | В.А. Жуковский. Рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна» как литературная сказка. | 1 | Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Сказка в актёрском исполнении. | 1710 | |
21 | В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | 1 | Понятие о балладе. | 1910 | |
22 | А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни. | 1 | Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | 2210 | |
23 | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Р\к История создания пролога (Гнутов) | 1 | Обучение выразительному чтению. | 2410 | |
24 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. | 1 | Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки. | 2610 | |
25 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. | 1 | Центральные образы сказки. Система образов сказки. | 2910 | |
26 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | 1 | Сходство и различия литературной и народной сказок. Сказка А. С. Пушкина и сказка В. А. Жуковского. | 3110 | |
27 | Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. | 1 | (Письменная классная или домашняя работа). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1211 | |
28 | Вн. чт.А.С. Пушкин. Сказки. | 1 | Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина. | 1411 | |
29 | Р.р. Контрольное сочинение | 1 | по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | 1611 | |
30 | Р.р. Контрольное сочинение | 1 | по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | 1911 | |
31 | А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 | Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | 2111 | |
32 | Вн. чт.П.П. Ершов. «Конёк горбунок». | 1 | Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | 2311 | |
33 | Вн. чт.В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». | 1 | Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | 2611 | |
34 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | 1 | Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Историческая основа стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении. | 2811 | |
35 | «Бородино»: проблематика и поэтика. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. «Два великана». | 1 | Обучение выразительному чтению. | 3011 | |
36 | Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. | 1 | Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору. | 312 | |
37 | Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».
| 1 | Рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов. | 512 | |
38 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | 1 | Сказочный характер фантастики в повести. | 712 | |
39 | Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». | 1 | Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Актёрское исполнение фрагментов. | 1012 | |
40 | Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | 1 | . Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Поэтический образ русской женщины. Актёрское чтение фрагментов поэмы. Понятие об эпитете. Обучение выразительному чтению. | 1212 | |
41 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения. | 1 | Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. | 1412 | |
42 | Вн. чт. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | | 1712 | |
43 | И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. | 1 | Реальная основа повести. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. | 1912 | |
44 | Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. | 1 | Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства. | 2112 | |
45 | Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). | 1 | Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести. | 2412 | |
46 | Р.р. Классное контрольное сочинение по рассказу «Муму». | 1 | | 2612 | |
47 | А.А. Фет. Лирика.
| 1 | Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенний природы. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противостояние осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | 2812 | |
48 | Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | 1 | Жилин и горцы. Историческая основа и сюжет рассказа. | 1101 | |
49 | Жилин и Костылин. | 1 | Обучение сравнительной характеристике героев. Смысл названия рассказа. | 1401 | |
50 | Р.р. Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | 1 | | 1601 | |
51 | Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | 1 | | 1801 | |
52 | Р\к. А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. | 1 | Краткий рассказ о писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической ситуации. Обучение составлению киносценарию. | 2101 | |
53 | Р.к р\р. «Хирургия». | 1 | Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу. | 2301 | |
54 | Р\к. Вн. чт.Рассказы Антоши Чехонте.
| 1 | Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова. | 2501 | |
55 | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». | 1 | Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта. Стихотворения в актёрском исполнении. | 2801 | |
56 | Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор)
| 1 | ( А. С. Пушкин, А.Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др). Анализ лирического произведения. Обсуждение стихотворений. Стихотворения в актёрском исполнении. | 3001 | |
57 | Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор) Р\к Донские поэты о родной природе | 1 | ( А. С. Пушкин, А.Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др). Анализ лирического произведения. Обсуждение стихотворений. Стихотворения в актёрском исполнении. | 102 | |
Из русской литературы XX века |
58 | И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | | 402 | |
59 | Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник». | 1 | Тема исторического прошлого России. Смысл названия рассказа. | 602 | |
60 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец. | 1 | Рассказ о писателе. | 802 | |
61 | «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. | 1 | Общение Васи с Валеком и Марусей. | 1102 | |
62 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | 1 | Изображение города и его обитателей в рассказе. Сравнение как способ изображения героев. Обучение сочинению. | 1302 | |
63 | Р.р. «В дурном обществе». | 1 | Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | 1502 | |
64 | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | 1 | Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. Стихотворения в актёрском исполнении. | 1802 | |
65 | П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. | 1 | Реальность и фантастика в сказе. | 2002 | |
66 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | 1 | Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова. | 2202 | |
67 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | 1 | Краткий рассказ о писателе. Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки. Тема коллективного труда. | 2502 | |
68 | «Тёплый хлеб»: язык сказки. | 1 | Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя. | 2702 | |
69 | Вн. чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Р\к пришвинская зоркость донских писателей (Колесников) | 1 | Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. | 103 | |
70 | С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | 1 | Пьесы-сказки. Их герои и нравственный смысл. | 403 | |
71 | Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | 1 | Пьесы-сказки. Их герои и нравственный смысл. | 603 | |
72 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | 1 | Пьесы-сказки. Их герои и нравственный смысл. | 1103 | |
73 | А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. | 1 | Душевный мир главного героя. | 1303 | |
74 | «Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя. | 1 | Душевный мир главного героя. | 1503 | |
75 | В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 1 | Черты характера героя и его поведение в лесу. Картины сибирской природы и их нравственный смысл. | 1803 | |
76 | «Открытие» Васюткой нового озера. | 1 | Автобиографичность произведения. Становление характера главного героя. | 2003 | |
77 | Р.р. Классное контрольное сочинение | 1 | Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». | 2203 | |
78 | Р.р. Классное контрольное сочинение | 1 | Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». | 104 | |
79 | Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). Р\к Поэты Дона о Родине | 1 | Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. | 304 | |
80 | Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня». | 1 | Образ родины в стихотворениях о природе. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению. | 504 | |
81 | К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете..». Дети и война. Р\к Дети и война в донской литературе. | 1 | Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 804 | |
82 | А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. | 1 | Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | 1004 | |
83 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». | 1 | Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе. | 1204 | |
84 | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». | 1 | Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе. | 1504 | |
85 | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 1 | Краткий рассказ о поэте. | 1704 | |
Из зарубежной литературы |
86 | Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков. | 1 | Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады. | 1904 | |
87 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | 1 | Рассказ о писателе. | 2204 | |
88 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. | 1 | характер героя. | 2404 | |
89 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 2604 | |
90 | Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. | 1 | Кай и Герда. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. | 2904 | |
91 | «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 1 | Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы. | 605 | |
92 | «Снежная королева»: «что есть красота?». | 1 | Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. | 805 | |
93 | Вн. чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом.
| 1 | Сказки Андерсена. | 1305 | |
94 | Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. | 1 | Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 1505 | |
95 | Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. | 1 | Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 1705 | |
96 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья | 1 | Рассказ о писателе.. Внутренний мир героев. | 2005 | |
97 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | 1 | неповторимый мир детства. | 2205 | |
98 | Р.р «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. | 1 | Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 2405 | |
99 | Д. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | Рассказ о писателе. | 2705 | |
Повторение |
100 | Повторение изученного | 1 | Выявление уровня литературного развития учащихся. | 2905 | |
101 | Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 1 | Повторительно-обобщающий урок-праздник. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения. | 3105 | |