СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературе  для 5 класса используется на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курно- Липовская средняя общеобразовательная школа



Согласовано

Заместитель директора про УВР

_________ Костюкова Е.А.

24.08.2018г.

Утверждено

Директор МБОУ Курно – Липовской СОШ

Приказ от 29.08. 2018 года №54\1

____________Сорокина Т.А.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе



Класс: 5

Количество часов: 101

Учитель: Устиненко Елена Владимировна

Квалификационная категория: высшая













2018 год



I. Пояснительная записка

Программа по литературе для 5 класса разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).

2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013).

3. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС.

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).

6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015).
7. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38).

8. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

9. Положение о составлении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по МБОУ Курно – Липовской СОШ (приказ от 30.07.18 №52)

10.Учебный план МБОУ Курно – Липовской СОШ на 2018-2019 учебный год (приказ от 30.07.18 №52)

11.Авторская программа В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2015 и учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015.



Общие цели учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), 35 рабочих недель в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебники

Учебные пособия

Методические

1. Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.

Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: Просвещение, 2014.

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2014.

Для учителя:

  • Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2012.

  • Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен».

  • Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.

Мультимедийные пособия.

  • Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение

Для учащихся:

  • Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2015.

  • Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2015.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

Материально-техническое обеспечение кабинета литературы

1) ТСО

  • компьютер;

  • проектор;

  • экран;

  • видеоплеер;

  • телевизор;

2) Комплекты:

  • видеофильмов, аудиокассет;

  • портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;

  • программные иллюстрации.



II. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС) 

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жан­ры фольклора; сказка, виды сказок; постоян­ные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихо­творная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении,юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, компози­ция литературного произведения: драма как род литературы (начальные представлении); пьеса-­сказка; автобиографичность литературного про­изведения (начальные представления);

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворение от прозы, используя све­дения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искус­ства и использовать их сопоставление, напри­мер, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произ­ведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интона­ции) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слон в художест­венном тексте, определять их роль в произведе­нии, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отноше­ния к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка про­изведений простейших жанров (народная и ли­тературная сказка, загадка, басня, рассказ);

  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки:

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

  • выразительно читать текст-описание, текст­-повествование, монолог и диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ):

  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжа­тый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать свое отношение к героям про­изведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, пережи­вания, портреты, речь, находить прямые автор­ские оценки;

  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и ли­тературных впечатлений:

  • сочинять небольшие произведения фольклор­ного жанра – сказки, загадки, басни;

  • создавать сочинения-миниатюры по картине.

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»

в основной школе (к окончанию 5 класса)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

III. Содержание учебного предмета, курса

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо» (отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

IV. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Рр

КР

Основные виды деятельности учащихся

1.

Введение

1



Читают вводную статью учебника; пересказывают научный текст статьи учебника, отвечают на вопросы; составляют план статьи «К читателям»; работают со словами.

2.

Устное народное творчество

11

1


Читают статью учебника; отвечают на вопросы репродуктивного характера; создают собственные высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдают над поэтикой малых жанров. Создают считалки, небылицы, загадки; анализируют тексты всех жанров детского фольклора. Выразительно читают, выборочно пересказывают, рассматривают репродукции картин

3.

Из древнерусской литературы

2


1

Читают статью учебника, читают художественного текста и его анализируют; отвечают на вопросы; читают по ролям.

Составляют цитатный план; сопоставляют тексты с репродукцией картин

4.

Из русской литературы

XVIII века

2


1

Читают статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; отвечают на вопросы; выразительно читают стихотворения

5.

Из русской литературы

XIX века

42

8

4

Читают статью учебника выступают с сообщениями о баснописцах, писателях, поэтах,читают по ролям басни, сравнивают басни и сказки,Читают басни; отвечают на вопросы; читают по ролям; устанавливают ассоциативных связей с произведениями живописи

инсценируют басни и др. пр-я, сопоставляют с иллюстрацией; анализируют текст, сопоставляют с аналогичн. пр-ми

Сочиняют басню, рассказ и др.Выразительно читают любимые басни и стихотв., участвуют в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», презентуют иллюстрации.

6.

Из русской литературы

XX века

26

3

1

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста

7.

Из литературы о Родине

2



Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

8.

Из зарубежной литературы

15

5


Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение,выборочное чтение произведений, их восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки и др., изображенных в них событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию , определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями

9.

Повторение

2


1

Презентуют сочинения, рисунки-иллюстрации к любимым произведениям, инсценируют фрагменты из самостоятельно прочитанных книг, отвечают на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?»


Итого

101

19

8






V. Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока


К-во

час

Элементы содержания

Дата проведения

План

Факт

1

Введение.

Роль книги в жизни человека.

1

Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе.


309


Устное народное творчество

2

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.

1

Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

509


3

Малые жанры фольклора. Р\к Донское устное народное творчество


1

Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

709


4

Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

1

Нравственное и эстетическое содержание сказок.

1009


5

«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича.


1

Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев. Сказка в актёрском исполнении.

1209


6

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

1

Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами.

1409


7

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания.

1

Особенности сюжета и героев сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли.

1709


8

Образ главного героя сказки.

1

Его моральные качества. Герои сказки в оценке автора-народа.

1909


9

Сказки о животных. «Журавль и цапля».


1

Народное представление о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении.

2109


10

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».


1

Народные представления о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении.

2409


11

Р.р. Русские народные сказки.р\к Казачьи сказки

1

Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. Обучение сочинению по теме «Сказки».

2609


Из древнерусской литературы

12

Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник.


1

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

2809


13

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока -киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Черты русских летописей. Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле. Летописный сюжет в актёрском исполнении.

110


Из русской литературы XVIII века

14

Вн. чт.М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

1

Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности).

310


15

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

1

Изложение научных истин в поэтической форме. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер.

510


16

Вн. чт.Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра

1

Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев

810


Из русской литературы XIX века

17

И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях


1

Рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».

1010


18

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. («Волк на псарне»).

1

Патриотическая позиция автора. Своеобразие языка басен Крылова. Басня в актёрском исполнении.

1210


19

Р.р. И.А. Крылов. Басни.

Р\к Крылов и донцы


1

Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина.

1510


20

В.А. Жуковский. Рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна» как литературная сказка.

1

Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

1710


21

В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

1

Понятие о балладе.

1910


22

А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни.


1

Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

2210


23

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Р\к История создания пролога (Гнутов)

1

Обучение выразительному чтению.

2410


24

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

1

Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки.

2610


25

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

1

Центральные образы сказки. Система образов сказки.

2910


26

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

1

Сходство и различия литературной и народной сказок. Сказка А. С. Пушкина и сказка В. А. Жуковского.

3110


27

Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина.


1

(Письменная классная или домашняя работа). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1211


28

Вн. чт.А.С. Пушкин. Сказки.


1

Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина.

1411


29

Р.р. Контрольное сочинение

1

по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

1611


30

Р.р. Контрольное сочинение

1

по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

1911


31

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.


1

Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

2111


32

Вн. чт.П.П. Ершов. «Конёк горбунок».

1

Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

2311


33

Вн. чт.В.М. Гаршин. «Attalea Princeps».

1

Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

2611


34

М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.


1

Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Историческая основа стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении.

2811


35

«Бородино»: проблематика и поэтика. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.

«Два великана».

1

Обучение выразительному чтению.

3011


36

Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.


1

Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору.

312


37

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».




1

Рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов.

512


38

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

1

Сказочный характер фантастики в повести.

712


39

Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».


1

Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Актёрское исполнение фрагментов.

1012


40

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).


1

. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Поэтический образ русской женщины. Актёрское чтение фрагментов поэмы. Понятие об эпитете. Обучение выразительному чтению.

1212


41

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения.


1

Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь.

1412


42

Вн. чт. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

1


1712


43

И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве.

1

Реальная основа повести. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

1912


44

Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.

1

Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства.

2112


45

Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»).

1

Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести.

2412


46

Р.р. Классное контрольное сочинение по рассказу «Муму».

1


2612


47

А.А. Фет. Лирика.




1

Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенний природы. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противостояние осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

2812


48

Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1

Жилин и горцы. Историческая основа и сюжет рассказа.

1101


49

Жилин и Костылин.

1

Обучение сравнительной характеристике героев. Смысл названия рассказа.

1401


50

Р.р. Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

1


1601


51

Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

1


1801


52

Р\к. А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ.


1

Краткий рассказ о писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической ситуации. Обучение составлению киносценарию.

2101


53

Р.к р\р. «Хирургия».


1

Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу.

2301


54

Р\к. Вн. чт.Рассказы Антоши Чехонте.




1

Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова.

2501


55

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».

1

Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта. Стихотворения в актёрском исполнении.

2801


56

Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор)




1

( А. С. Пушкин, А.Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др). Анализ лирического произведения. Обсуждение стихотворений. Стихотворения в актёрском исполнении.

3001


57

Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор)

Р\к Донские поэты о родной природе

1

( А. С. Пушкин, А.Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др). Анализ лирического произведения. Обсуждение стихотворений. Стихотворения в актёрском исполнении.

102


Из русской литературы XX века

58

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1


402


59

Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник».

1

Тема исторического прошлого России. Смысл названия рассказа.

602


60

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

Рассказ о писателе.

802


61

«В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция.

1

Общение Васи с Валеком и Марусей.

1102


62

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

1

Изображение города и его обитателей в рассказе. Сравнение как способ изображения героев. Обучение сочинению.

1302


63

Р.р. «В дурном обществе».

1

Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

1502


64

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1

Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. Стихотворения в актёрском исполнении.

1802


65

П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

1

Реальность и фантастика в сказе.

2002


66

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

1

Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова.

2202


67

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.


1

Краткий рассказ о писателе. Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки. Тема коллективного труда.

2502


68

«Тёплый хлеб»: язык сказки.


1

Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя.

2702


69

Вн. чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Р\к пришвинская зоркость донских писателей (Колесников)


1

Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных.

103


70

С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

1

Пьесы-сказки. Их герои и нравственный смысл.

403


71

Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».

1

Пьесы-сказки. Их герои и нравственный смысл.

603


72

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

1

Пьесы-сказки. Их герои и нравственный смысл.

1103


73

А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа.

1

Душевный мир главного героя.

1303


74

«Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя.

1

Душевный мир главного героя.

1503


75

В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

1

Черты характера героя и его поведение в лесу. Картины сибирской природы и их нравственный смысл.

1803


76

«Открытие» Васюткой нового озера.

1

Автобиографичность произведения. Становление характера главного героя.

2003


77

Р.р. Классное контрольное сочинение

1

Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».

2203


78

Р.р. Классное контрольное сочинение

1

Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».

104


79

Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.).

Р\к Поэты Дона о Родине


1

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения.

304


80

Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня».


1

Образ родины в стихотворениях о природе. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению.

504


81

К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете..». Дети и война. Р\к Дети и война в донской литературе.

1

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

804


82

А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война.

1

Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

1004


83

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

1

Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе.

1204


84

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон».

1

Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе.

1504


85

Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

1

Краткий рассказ о поэте.

1704


Из зарубежной литературы

86

Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

1

Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.

1904


87

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

1

Рассказ о писателе.

2204


88

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

1

характер героя.

2404


89

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

«Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека.

2604


90

Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.

1

Кай и Герда. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке.

2904


91

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

1

Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы.

605


92

«Снежная королева»: «что есть красота?».

1

Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней.

805


93

Вн. чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом.




1

Сказки Андерсена.

1305


94

Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена.

1

Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов.

1505


95

Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена.

1

Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов.

1705


96

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья

1

Рассказ о писателе.. Внутренний мир героев.

2005


97

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

1

неповторимый мир детства.

2205


98

Р.р «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей.

1

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

2405


99

Д. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

1

Рассказ о писателе.

2705


Повторение

100


Повторение изученного


1

Выявление уровня литературного развития учащихся.

2905


101

Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

1

Повторительно-обобщающий урок-праздник. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения.

3105





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!