Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Литература»
КЛАСС 5
Сроки реализации программы: 2019 – 2020 учебный год
Разработала:
Пажельцева Наталья Николаевна
учитель литературы
МБОУ «Ильичевская СОШ»
с.Ильичевка, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе следующих
документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района
Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» - 2-е издание (принята на
заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2016г. и утверждена на заседании
совета школы – Протокол №2 от 31.08.2016г. и директором школы – Приказ № 46 - ОД от
01.09.2016г.).
3. Учебник. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./В.Я.Коровина,
В.П. Журавлев, В.И. Коровин. -3-е изд. - М.: Просвещение, 2017г.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко - литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- выявления в произведениях конкретно - исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
- воспитание духовно - развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
- обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
- формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно - нравственном и эстетическом значении;
о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Главная идея программы по литературе в 5 классе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
В рабочей программе курс представлен разделами:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература 18 века.
4. Русская литература 19 века.
5. Русская литература 20 века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.
Содержание деятельности по литературе в 5 классе заключается в формировании у обучающихся представления о литературе как искусстве слова, развитии умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей, включении теоретико-литературных понятий в анализ и интерпретацию художественного произведения, привитии правильной техники чтения, стремлении к чтению художественной литературы, проектной деятельности. В программе выделены часы на развитие речи (включает словарную работу, различные виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием, сочинения по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений, составление планов произведений и написание отзывов о них, доклады, диалоги, творческие работы, стихотворные и прозаические произведения для заучивания наизусть, самостоятельное чтение), внеклассное чтение, проектную деятельность учащихся, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В учебном плане на изучение литературы в 5 классе отводится 3 часа в неделю. Всего 105
часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- совершенствование духовно - нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
- в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно - следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно - художественного содержания произведения (элементы филологического анализа
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно - нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно - нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
- уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по литературе
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико - литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитет, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления), роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня; аллегория; понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные произведения).
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (н-р, при обращении к иллюстрациям);
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно - следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно - выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст - описание, текст - повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно производить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- создавать сочинения - миниатюры.
. Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество ( 8ч.)
Фольклор - коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы
Премудрой ...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из русской литературы XVIII - XIX века ( 16ч.)
Русские басни. Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.) А.П. Сумароков “Кокушка”, И.И. Дмитриев “Муха”.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»), Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка ( 23ч.)
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе ( 3ч.)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной ... »; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века ( 23ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В деревне». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле…» ( 2ч.)
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе ( 2ч.)
И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер ...», Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Из зарубежной литературы ( 14ч.)
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения о животных ( 3ч.)
Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о творчестве писателя. “Арно”
Современная зарубежная и отечественная литература ( 4ч.)
Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.
Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.
Писатели улыбаются ( 2ч.).
Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).
Заключительные уроки ( 3ч.)
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Введение – 1ч. |
1 | Вступительный урок. Книга в жизни человека | 1 | | |
Устное народное творчество – 8ч. |
2 | Устное народное творчество | 1 | | |
3 | Малые жанры фольклора | 1 | | |
4 | Русские народные сказки. «Царевна - лягушка» как волшебная сказка | 1 | | |
5 | «Царевна - лягушка». Василиса Премудрая и Иван - царевич | 1 | | |
6 | «Царевна - лягушка». Поэтика волшебной сказки | 1 | | |
7 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 1 | | |
8 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 1 | | |
9 | Р/р.: Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». (Викторина) | 1 | | |
Из русской литературы XVIII – XIX веков – 16ч. |
10 | Роды и жанры литературы | 1 | | |
11 | Вн.чт.: Жанр басни в мировой литературе | 1 | | |
12 | А.П.Сумароков. Басня «Кокушка» | 1 | | |
13 | И.И.Дмитриев. Басня «Муха» | 1 | | |
14 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица» | 1 | | |
15 | И.А. Крылов. «Волк на псарне» | 1 | | |
16 | Р/р.: И.А. Крылов. Басни | 1 | | |
17 | В.А. Жуковский. «Спящая царевна» | 1 | | |
18 | В.А. Жуковский. «Кубок» | 1 | | |
19 | А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | | |
20 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои | 1 | | |
21 | Р/р.: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»:сравнительная характеристи- ка героев | 1 | | |
22 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки | 1 | | |
23 | Стихотворная и прозаическая речь | 1 | | |
24 | Р/р.: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | | |
25 | Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина | 1 | | |
26 | Вн.чт.: А.С. Пушкин. Сказки | 1 | | |
Русская литературная сказка XIX века – 23ч. |
27 | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка | 1 | | |
28 | «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение | 1 | | |
29 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25 – летнюю годовщину Бородинского сражения | 1 | | |
30 | «Бородино»: проблематика и поэтика | 1 | | |
31 | ВН.чт.: «Ашик-Кериб» как литературная сказка | 1 | | |
32 | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» | 1 | | |
33 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести | 1 | | |
34 | Вн.чт.: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» | 1 | | |
35 | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 1 | | |
36 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей | 1 | | |
37 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения | 1 | | |
38 | И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве | 1 | | |
39 | «Муму» как протест против рабства | 1 | | |
40 | «Муму»: система образов | 1 | | |
41 | Р/р.: И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа | 1 | | |
42 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Чудная картина» | 1 | | |
43 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев | 1 | | |
44 | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин | 1 | | |
45 | Р/р.: «Кавказский пленник» | 1 | | |
46 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н.Толстого | 1 | | |
47 | А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ | 1 | | |
48 | Р/р.: А.П. Чехов. «Хирургия» | 1 | | |
49 | Вн.чт.: А.П. Чехов. Рассказы | 1 | | |
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (обзор) – 3ч. |
50 | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» | 1 | | |
51 | А.Н. Майков. «Ласточки»; И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок) | 1 | | |
52 | Р/р.: Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (обзор) | 1 | | |
Из литературы XIX – XX веков – 23ч. |
53 | И.А. Бунин «В деревне» | 1 | | |
54 | И.А. Бунин «Лапти» | 1 | | |
55 | Вн.чт.: И.А. Бунин «Подснежник» | 1 | | |
56 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети | 1 | | |
57 | «В дурном обществе»: семья Тыбурция | 1 | | |
58 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела» | 1 | | |
59 | Р/р.: В.Г. Короленко. «В дурном обществе» | 1 | | |
60 | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы | 1 | | |
61 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы | 1 | | |
62 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки | 1 | | |
63 | «Теплый хлеб»: язык сказки | 1 | | |
64 | «Заячьи лапы» | 1 | | |
65 | Вн.чт.: Нравственные проблемы рассказов К.Г.Паустовского | 1 | | |
66 | Вн.чт.: С.Я. Маршак. Сказки для детей | 1 | | |
67 | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои | 1 | | |
68 | «Двенадцать месяцев»: пьеса – сказка и ее народная основа | 1 | | |
69 | Р/р.: «Двенадцать месяцев» | 1 | | |
70 | А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа | 1 | | |
71 | «Никита»: быль и фантастика | 1 | | |
72 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации | 1 | | |
73 | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя | 1 | | |
74-75 | Уроки текущего контроля. Обучение письменному ответу на проблемный вопрос | 2 | | |
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 – 1945г.). «Ради жизни на земле…» - 2ч. |
76 | А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | | |
77 | К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…» | 1 | | |
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе – 2ч. |
78 | Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы» | 1 | | |
79 | Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Н.Рубцов. «Родная деревня» | 1 | | |
Из зарубежной литературы – 14ч. |
80 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя | 1 | | |
81 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя | 1 | | |
82 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа | 1 | | |
83 | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика | 1 | | |
84 | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви | 1 | | |
85 | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: «Что есть красота?» | 1 | | |
86 | Вн.чт.: Г.Х. Андерсен. Сказки | 1 | | |
87-88 | Р/р.: Г.Х. Андерсен. Сказки | 2 | | |
89 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства | 1 | | |
90 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев | 1 | | |
91 | Р/р.: «Приключения Тома Сойера» - любимая книа многих поколений читателей | 1 | | |
92 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | | |
93 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя | 1 | | |
Произведения о животных – 3ч. |
94 | Рассказы о животных. Э. Сетон – Томпсон. «Арио». Современные и отечественные произведения для детей | 1 | | |
95 | Э. Сетон – Томпсон. «Арио»: трагическая судьба голубя | 1 | | |
96 | Вн.чт.: Мой любимый рассказ из книи Э. Сетон – Томпсона «Рассказы о животных» | 1 | | |
Современная зарубежная и отечественная литература для детей – 4ч. |
97-98 | У.Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» | 2 | | |
99 -100 | Ая эН. «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом» | 2 | | |
Писатели улыбаются – 5ч. |
101-102 | Писатели улыбаются. Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба - кит» как юмористическое произведение | 2 | | |
103 | Промежуточная аттестация по литературе за курс 5 класса. (Тестирование) | 1 | | |
104-105 | Итоговый урок. Путешествие по стране Литературии 5 класса | 2 | | |