СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Плодовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым

 

 


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

______________О.К.Чернова

Протокол №____

от «___»__августа_2018 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР _________________Л.П.Орлова



«_____» августа 2018 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____________Л.Ф.Радченко


Приказ №_____

от «_____» августа 2018 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


НА 2018 / 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД



УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: литература

КЛАСС: 5-А, 5-Б

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2, за год 68

УЧИТЕЛЬ: Эмирсалиева Гульнар Нуриевна

КАТЕГОРИЯ: первая

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Литература;


ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.






с. Плодовое, 2018 г.



Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.08.2018);

  2. Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644;

  3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Литература;

  4. Учебного плана МБОУ «Плодовская средняя общеобразовательная школа» на 2018 / 2019 учебный год, утверждённого 30.08.2018 г., протокол №14;

  5. Годового календарного учебного графика МБОУ «Плодовская СОШ» на 2018 / 2019 учебный год.

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 68 часов за год, 2 часа в неделю.

В образовательной деятельности учителя русского языка и литературы используются следующие сайты:

http://vvvvw.edu.ru/ – федеральный портал «Российское образование»

http://obrnadzor.gov.ru/ – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://vvww.openclass.ru – сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»

http://vvvvw.it-n.ru/ – портал «Сеть творческих учителей»

http://eng. lseptember.ru/ – издательский дом «Первое сентября», издание «Русский язык»

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

www.russkoe-slovo.ru – сайт издательства «Русское слово»

http://pedsovet.org – портал «Всероссийский педсовет»

Цели изучения учебного предмета в 5 классе:

- формирование духовно развитой личности, обладаю­щей гуманистическим, мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознани­ем, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способно­стей учащихся, необходимых для успешной социализа­ции и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и ана­лиз, основанный на понимании образной природы искус­ства слова, опирающийся на принципы единства художе­ственной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро­вать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или лю­бом другом речевом высказывании), и создание собствен­ного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио­графический поиск, находить и обрабатывать необходи­мую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта общения с произведениями ху­дожественной литературы в повседневной жизни и учеб­ной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Основные задачи изучения учебного предмета в 5 классе:

- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание; 

- понимать авторские позиции; 

- развивать ребенка как компетентную личность путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности; 

- воспитать духовно развитую личность; 

- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; 

- развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; 

- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; 

- развивать устную и письменную речь учащихся; 

- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.

- формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы; 

- обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-  формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-  формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

-  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

-  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-  смысловое чтение;

-  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- умение определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Древнерусская литература

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Повторение


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Наименование разделов (тем)

Учебные часы


Контрольные работы

Практическая часть


Кл. соч.

Дом.соч.

К.р.

Р.р.

Вн.чт.

1

Введение

1






2

Устное народное творчество

5





№1

3

Древнерусская литература

1






4

Из литературы XVIII века

2






5

Из литературы XIX века

29

№1

№1


5

№2

6

Из литературы XX века

19

№2


1

2

№3

7

Поэты о Великой Отечественной войне

3





№4

8

Из зарубежной литературы

7






9

Повторение

1







Итого:

68

2

1

1

7

4




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Введение (1 ч.)

1.

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества

1

04.09


Устное народное творчество (4 ч. + 1 Вн.чт.)

2.

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

1

07.09


3.

Сказка как особый жанр фольклора.

«Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте. Народная мораль в сказке.

1

11.09


4.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная сказка героического содержания.

1

14.09


5.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

1

18.09


6.

Вн.чт.№ 1. Легенды Крыма.

1

21.09


Древнерусская литература (1 ч)

7.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей.

1

25.09


Из литературы XVIII века (2 ч.)

8.

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. Стихотворение наизусть.

1

28.09


9.

Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века.)

1

02.10


Из литературы XIX века (23 ч. + 5 Р.р. + 1 Вн.чт.)

10.

И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»). Басня наизусть.

1

05.10


11.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. («Волк на псарне»). Развитие понятия о басне.

1

09.10


12.

В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как литературная сказка. Отрывок наизусть.

1

12.10


13.

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Отрывок наизусть.

1

16.10


14.

А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1

19.10


15.

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Пролог наизусть.

1

23.10


16.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил.

1

26.10


17.

Сходство и различия литературной и народной сказок. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Отрывок наизусть.

1

06.11


18.

Р.р.№ 1. Классное сочинение № 1 «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?».

1

09.11


19.

Вн.чт.№ 2. А.С.Пушкин в Крыму.

1

13.11


20.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

1

16.11


21.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

1

20.11


22.

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Стихотворение наизусть.

1

23.11


23.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.

Р.р.№ 2. Обучение анализу стихотворения.

1

27.11


24.

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

1

30.11


25.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

1

04.12


26.

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

1

07.12


27.

Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях...» Понятие об эпитете.

Стихотворение наизусть.

1

11.12


28.

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

Р.р.№ 3.Обучение выразительному чтению.

1

14.12


29.

И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни.

1

18.12


30.

Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и его окружение.

1

21.12


31.

Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.

1

25.12


32.

Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». Р.р. № 4. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению №1 «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?»

1

11.01


33.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» наизусть.

1

15.01


34.

Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1

18.01


35.

Жилин и горцы. Странная дружба Жилина и Дины.

1

22.01


36.

Р.р.№ 5. Обучение сравнительной характеристике героев.

Жилин и Костылин.

1

25.01


37.

А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ.

1

29.01


38.

Русские поэты о Родине и о родной природе (А.С.Пушкин, И. С. Никитин, И.Суриков и др).

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…» наизусть.

1

01.02


Из литературы XX века (15 ч. + 1 К.р. + 1 Вн.чт. + 2 Р.р.)

39.

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1

05.02


40.

В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

08.02


41.

Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко.

1

12.02


42.

Вн.чт.№ 3. Литературная карта Крыма.

1

15.02


43.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. Стихотворение наизусть.

1

19.02


44.

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

22.02


45.

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

1

26.02


46.

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

1

01.03


47.

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского.

1

05.03


48.

С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

1

07.03


49.

Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».

Р.р. № 6. Чтение по ролям.

1

12.03


50.

А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

1

15.03


51.

Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1

19.03


52.

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

1

21.03


53.

Человек и природа в рассказе.

1

02.04


54.

Р.р.№ 7. Классное сочинение №2 по рассказу «Васюткино озеро».

1

05.04


55.

Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе

И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…» наизусть.

1

09.04


56.

Писатели улыбаются.

Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах.

1

12.04


57.

Итоговая контрольная работа № 1 по творчеству изученных авторов.

1

16.04


Поэты о Великой Отечественной войне (2 ч. + 1 Вн.чт.)

58.

К. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете…» наизусть.

1

19.04


59.

А. Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война.

1

23.04


60.

Вн.чт.№ 4. Крым. Война. Литература


26.04


Из зарубежной литературы (7 ч.)

61.

Р. Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.

1

30.04


62.

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характер главного героя.

1

03.05


63.

Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

1

07.05


64.

Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы Победа добра, любви, дружбы над злом.

1

10.05


65.

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)».

1

14.05


66.

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

1

17.05


67.

Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

1

21.05


Повторение (1 ч.)

68.

Повторение понятий по теории литературы

1

24.05




































РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения


«____»_________201 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________


«_____»___________201 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

___________________


«_____»________201 г.



Лист коррекции


Рабочей программы учителя ________________________________

Ф.И.О.

по _________________________________________________

предмет

в __________________________________________________

класс


№ п/п

Название раздела, темы

Тема урока

Дата проведения

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

























































Выводы о выполнении программы:



Учитель________________________ (__________________________)

Подпись Ф.И.О.