Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Плодовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО ______________О.К.Чернова Протокол №____ от «___»__августа_2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________Л.П.Орлова «_____» августа 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _____________Л.Ф.Радченко Приказ №_____ от «_____» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2018 / 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: литература
КЛАСС: 5-А, 5-Б
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2, за год 68
УЧИТЕЛЬ: Эмирсалиева Гульнар Нуриевна
КАТЕГОРИЯ: первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Литература;
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
с. Плодовое, 2018 г.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.08.2018);
Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Литература;
Учебного плана МБОУ «Плодовская средняя общеобразовательная школа» на 2018 / 2019 учебный год, утверждённого 30.08.2018 г., протокол №14;
Годового календарного учебного графика МБОУ «Плодовская СОШ» на 2018 / 2019 учебный год.
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 68 часов за год, 2 часа в неделю.
В образовательной деятельности учителя русского языка и литературы используются следующие сайты:
http://vvvvw.edu.ru/ – федеральный портал «Российское образование»
http://obrnadzor.gov.ru/ – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://vvww.openclass.ru – сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»
http://vvvvw.it-n.ru/ – портал «Сеть творческих учителей»
http://eng. lseptember.ru/ – издательский дом «Первое сентября», издание «Русский язык»
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
www.russkoe-slovo.ru – сайт издательства «Русское слово»
http://pedsovet.org – портал «Всероссийский педсовет»
Цели изучения учебного предмета в 5 классе:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим, мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Основные задачи изучения учебного предмета в 5 классе:
- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;
- понимать авторские позиции;
- развивать ребенка как компетентную личность путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;
- воспитать духовно развитую личность;
- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.
- формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- умение определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Древнерусская литература
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Повторение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
Кл. соч. | Дом.соч. | К.р. | Р.р. | Вн.чт. |
1 | Введение | 1 | | | | | |
2 | Устное народное творчество | 5 | | | | | №1 |
3 | Древнерусская литература | 1 | | | | | |
4 | Из литературы XVIII века | 2 | | | | | |
5 | Из литературы XIX века | 29 | №1 | №1 | | 5 | №2 |
6 | Из литературы XX века | 19 | №2 | | 1 | 2 | №3 |
7 | Поэты о Великой Отечественной войне | 3 | | | | | №4 |
8 | Из зарубежной литературы | 7 | | | | | |
9 | Повторение | 1 | | | | | |
| Итого: | 68 | 2 | 1 | 1 | 7 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Введение (1 ч.) |
1. | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества | 1 | 04.09 | |
Устное народное творчество (4 ч. + 1 Вн.чт.) |
2. | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. | 1 | 07.09 | |
3. | Сказка как особый жанр фольклора. «Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте. Народная мораль в сказке. | 1 | 11.09 | |
4. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная сказка героического содержания. | 1 | 14.09 | |
5. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 1 | 18.09 | |
6. | Вн.чт.№ 1. Легенды Крыма. | 1 | 21.09 | |
Древнерусская литература (1 ч) |
7. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей. | 1 | 25.09 | |
Из литературы XVIII века (2 ч.) |
8. | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. Стихотворение наизусть. | 1 | 28.09 | |
9. | Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века.) | 1 | 02.10 | |
Из литературы XIX века (23 ч. + 5 Р.р. + 1 Вн.чт.) |
10. | И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»). Басня наизусть. | 1 | 05.10 | |
11. | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. («Волк на псарне»). Развитие понятия о басне. | 1 | 09.10 | |
12. | В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как литературная сказка. Отрывок наизусть. | 1 | 12.10 | |
13. | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Отрывок наизусть. | 1 | 16.10 | |
14. | А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 | 19.10 | |
15. | А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Пролог наизусть. | 1 | 23.10 | |
16. | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. | 1 | 26.10 | |
17. | Сходство и различия литературной и народной сказок. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. Отрывок наизусть. | 1 | 06.11 | |
18. | Р.р.№ 1. Классное сочинение № 1 «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?». | 1 | 09.11 | |
19. | Вн.чт.№ 2. А.С.Пушкин в Крыму. | 1 | 13.11 | |
20. | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | 16.11 | |
21. | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. | 1 | 20.11 | |
22. | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Стихотворение наизусть. | 1 | 23.11 | |
23. | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Р.р.№ 2. Обучение анализу стихотворения. | 1 | 27.11 | |
24. | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | 1 | 30.11 | |
25. | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | 1 | 04.12 | |
26. | Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | 07.12 | |
27. | Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях...» Понятие об эпитете. Стихотворение наизусть. | 1 | 11.12 | |
28. | Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Р.р.№ 3.Обучение выразительному чтению. | 1 | 14.12 | |
29. | И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. | 1 | 18.12 | |
30. | Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и его окружение. | 1 | 21.12 | |
31. | Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. | 1 | 25.12 | |
32. | Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». Р.р. № 4. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению №1 «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?» | 1 | 11.01 | |
33. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» наизусть. | 1 | 15.01 | |
34. | Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | 1 | 18.01 | |
35. | Жилин и горцы. Странная дружба Жилина и Дины. | 1 | 22.01 | |
36. | Р.р.№ 5. Обучение сравнительной характеристике героев. Жилин и Костылин. | 1 | 25.01 | |
37. | А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. | 1 | 29.01 | |
38. | Русские поэты о Родине и о родной природе (А.С.Пушкин, И. С. Никитин, И.Суриков и др). Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…» наизусть. | 1 | 01.02 | |
Из литературы XX века (15 ч. + 1 К.р. + 1 Вн.чт. + 2 Р.р.) |
39. | И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | 05.02 | |
40. | В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. | 1 | 08.02 | |
41. | Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко. | 1 | 12.02 | |
42. | Вн.чт.№ 3. Литературная карта Крыма. | 1 | 15.02 | |
43. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. Стихотворение наизусть. | 1 | 19.02 | |
44. | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | 1 | 22.02 | |
45. | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». | 1 | 26.02 | |
46. | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | 1 | 01.03 | |
47. | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского. | 1 | 05.03 | |
48. | С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | 1 | 07.03 | |
49. | Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». Р.р. № 6. Чтение по ролям. | 1 | 12.03 | |
50. | А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | 1 | 15.03 | |
51. | Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | 19.03 | |
52. | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | 21.03 | |
53. | Человек и природа в рассказе. | 1 | 02.04 | |
54. | Р.р.№ 7. Классное сочинение №2 по рассказу «Васюткино озеро». | 1 | 05.04 | |
55. | Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…» наизусть. | 1 | 09.04 | |
56. | Писатели улыбаются. Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах. | 1 | 12.04 | |
57. | Итоговая контрольная работа № 1 по творчеству изученных авторов. | 1 | 16.04 | |
Поэты о Великой Отечественной войне (2 ч. + 1 Вн.чт.) |
58. | К. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете…» наизусть. | 1 | 19.04 | |
59. | А. Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. | 1 | 23.04 | |
60. | Вн.чт.№ 4. Крым. Война. Литература | | 26.04 | |
Из зарубежной литературы (7 ч.) |
61. | Р. Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады. | 1 | 30.04 | |
62. | Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характер главного героя. | 1 | 03.05 | |
63. | Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | 1 | 07.05 | |
64. | Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы Победа добра, любви, дружбы над злом. | 1 | 10.05 | |
65. | Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)». | 1 | 14.05 | |
66. | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | 1 | 17.05 | |
67. | Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | 21.05 | |
Повторение (1 ч.) |
68. | Повторение понятий по теории литературы | 1 | 24.05 | |
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения «____»_________201 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________ «_____»___________201 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ___________________ «_____»________201 г. |
Лист коррекции
Рабочей программы учителя ________________________________
Ф.И.О.
по _________________________________________________
предмет
в __________________________________________________
класс
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведения | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Выводы о выполнении программы: |
Учитель________________________ (__________________________)
Подпись Ф.И.О.