СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»

Аннотация

к рабочей программе по литературе

5 класс

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, Рабочей программы по литературе для 5-9 классов. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. (М.: Просвещение, 2016).

Учебно-методический комплект:

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2016.

2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

3. Репродукции картин художников

4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).


Для учителя:

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Рабочая программа по литературе для 5-9 классов. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. (М.: Просвещение, 2014).

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

7. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.

8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

11. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).


Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять

библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Обязательное изучение литературы в 5 классе предусматривает ресурс учебного времени в объёме 105 ч.


Структура программы

Программа включает в себя:

  1. Пояснительную записку

  2. Планируемые результаты изучения курса

  3. Содержание учебного предмета

  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы





































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаричская средняя общеобразовательная школа №1



Рассмотрена и рекомендована Согласовано Утверждена

к утверждению на заседании ________________ приказом по МБОУ

МО учителей _______________ зам. директора по УР Комаричская СОШ №1

Протокол №___от________ _______(Жилкина Т.Н.) от ___________г.№_____

Руководитель МО учителей

________(Корнюшина Е.А.)





Рабочая программа

по литературе

5-б класс

2018-2019 уч. год









составитель: Ерошова Н.Н. ,

учитель русского языка и литературы

высшей категории









Комаричи 2019


2018-2019 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, Рабочей программы по литературе для 5-9 классов. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. (М.: Просвещение, 2016).

Рабочая программа по литературе для 5—9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представ­ленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего обра­зования. Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для началь­ной школы» (М.: Просвещение, 2009, 2010) и учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2010, 2011).

В программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гумани­стическим мировоззрением, национальным самосознанием и обще­российским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации лич­ности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понима­нии образной природы искусства слова, опирающийся на принци­пы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, ком­ментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, зало­женных в художественном тексте (или любом другом речевом вы­сказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсаль­ными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

















Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


Литература как учебный предмет играет ведущую роль в до­стижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культу­ры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского обще­ства; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпо­чтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего со­временному уровню развития науки и общественной практики, учи­тывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообра­зие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; го­товности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм со­циальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и со­циальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и обще­ственной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом регио­нальных, этнокультурных, социальных и экономических особен ностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе призна­ния ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости от­ветственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетиче­ского характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных ус­ловий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, соб­ственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктив­ное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную де­ятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументи­ровать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использова­ния информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по лите­ратуре выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литерату­ры народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их напи­сания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; пони­мать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литератур­ного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произ­ведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литера­туры и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными цен­ностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям лите­ратуры, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных ли­тературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрыв­ки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанно­му тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с темати­кой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изо­бразительно-выразительных языковых средств в создании художе­ственных образов литературных произведений.


В результате изучения литературы ученик научится:

  1. разбираться в содержании литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. читать наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основным фактам жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. основным теоретико-литературным понятиям;


ученик получит возможность научиться:

  1. работать с книгой;

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.














Содержание учебного предмета, курса

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элемен­ты книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник лите­ратуры и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Ва­риативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произве­дений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эсте­тическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, пре­зрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжеству­ет, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул вол­шебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная бога­тырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и за­щиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель ос­новной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные фор­мулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древ­нерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Ви­зантией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писате­ля (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломо­носов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Ду­бом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, не­благодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия опреде­лённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), алле­гория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (дет­ство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жу­ковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одино­чества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её ис­токи (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жу­ковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и бога­тыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказ­ки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность поло­жительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирическое послание (начальные пред­ставления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реаль­ное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причуд­ливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художе­ственного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изо­бражением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для вне­классного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы.. Литературная сказка (начальные пред­ставления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, спосо­бы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизве­дение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание раз­говорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотво­рения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные пред­ставления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (дет­ство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на ху­торе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных пре­даний, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гуля­нья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Те о р и я л и т е р а т у р ы.. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характери­стика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для вне­классного чтения.)

Те о р и я л и т е р а т у р ы.. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Гера­сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста кре­постного человека.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (развитие представле­ний). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как во­площение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость нацио­нальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враж­дующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Пле­щеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство пере­дачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Рус­ской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между со­бой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассно­го чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и буд­ни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной се­мей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ се­рого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Ком­позиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтическо­го языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Свое­образие языка, интонации сказа.

Те о р и я л и т е р а т у р ы.. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, ре­альное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и от­рицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских на­родных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (дет­ство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, един­ство героя с природой, одухотворение природы в его воображении —жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведе­нии (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к приро­де и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Откры­тие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя че­рез испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного про­изведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема про­изведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Про­кофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Род­ная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной при­роде как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкрет­ные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихо­творениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Ро­бинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, не сгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчер­паемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и кино­искусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цве­ты, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чте­ния.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Аллегория (иносказание) в повествова­тельной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера То­ма, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вы­нужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрос­лых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изо­бражении жизни северного народа.


Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья...»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях...», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору...»).

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды».

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1—2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Место предмета

Обязательное изучение литературы в 5 классе предусматривает ресурс учебного времени в объёме 105 ч.



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего уроков

27

21

30

27

Контрольных работ





Развития речи













Тематическое планирование


п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

I

Введение

1



1

Инструктаж по ТБ.

Введение. Книга в жизни человека

1



II

Устное народное творчество.

Русские народные сказки

10



2

Фольклор - коллективное устное народное творчество.

1



3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор

1



4

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка

1



5

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

1



6

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

1



7

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания

1



8

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки

1



9

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

1



10

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

1



11

Р.р. «Мои любимые русские народные сказки». Подготовка к домашнему сочинению

1



III

Из древнерусской литературы

2



12

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

1



13

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1



IV

Из русской литературы XVIII века

2



14

Вн.чт. Из литературыXVIIIвека. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

1



15

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1



V

Из русской литературы XIX века

41



16

Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе.

1



17

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1



18

И.А.Крылов. «Волк на псарне» - отражение

исторических событий в басне

1



19

Р.р. И.А.Крылов. Басни

1



20

В.А. Жуковский. «Спящая царевна».

1



21

В.А.Жуковский. «Кубок»

1



22

А.С.Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне»

1



23

«У лукоморья дуб зелёный…» Пролог к поэме Руслан и Людмила»

1



24

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои

1



25

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев

1



26

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки

1



27

Р.р. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки

1



28

Подготовка к контрольной работе по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

1



29

Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. Тестирование

1



30

Вн.чт. А.С.Пушкин. Художественный мир сказок

1



31

А.Погорельский. «Чёрная курица , или Подземные жители» как литературная сказка

1



32

«Чёрная курица, или подземные жители» как нравоучительное произведение

1



33

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения

1



34

«Бородино»: проблематика и поэтика

1



35

Вн.чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка

1



36

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»

1



37

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести

1



38

Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»

1



39

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1



40

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

1



41

«Крестьянские дети». Язык стихотворения

1



42

И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве

1



43

«Муму» как протест против рабства

1



44

«Муму»: система образов

1



45

Р.р. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа

1



46

А. А. Фет. Лирика. «Весенний дождь»

1



47

Л. Н. Толстой.«Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев

1



48

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин

1



49

Р.р. «Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1



50

Подготовка к контрольной работы по творчеству

М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова,

И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

1



51

Контрольная работа по творчеству

М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова,

И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

1



52

А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ

1



53

Р.р. «Хирургия». Рассказ в актерском исполнении

1



54

Вн.чт. Рассказы Чехова. Юмор в рассказах Чехова

1



VI

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

3



55

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»

1



56

А.Н.Майков. «Ласточки»; И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков. «Зима» (отрывок); А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок)

1



57

Р.р. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос «Какой я вижу свою родину и русскую природу в поэзии XIX века?» (по одному-двум стихотворениям)

1



VII

Из русской литературы XX века

29



58

И. А. Бунин. «Косцы»

1



59

Вн.чт. И.А.Бунин. «Подснежник»

1



60

В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети

1



61

«В дурном обществе»: семья Тыбурция

1



62

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела»

1



63

Р.р. «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Обучение навыкам характеристики героев

1



64

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1



65

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы

1



66

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы

1



67

К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки

1



68

«Тёплый хлеб»: язык сказки

1



69

Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К. Г. Паустовского

1



70

Вн.чт. С. Я. Маршак. Сказки для детей

1



71

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои

1



72

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

1



73

Р.р. «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

1



74

А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа

1



75

«Никита»: быль и фантастика

1



76

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации

1



77

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя

1



78

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

1



79

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

1



80

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

1



81

К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»

1




Русские поэты XX века о родине и родной природе

2



82

И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы»

1



83

Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»;

Н. Рубцов. «Родная деревня»

1



84

Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник»

1



85

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон»

1



86

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение

1




Из зарубежной литературы

15



87

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков

1



88

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя

1



89

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя

1



90

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа

1



91

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика

1



92

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка

о великой силе любви

1



93

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?»

1



94

Вн.чт. Х.-К. Андерсен. Сказки.

1



95

Р.р. Х.-К.Андерсен. Составление цитатного плана

1



96

Р.Р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по плану

1



97

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства

1



98

М.Твен «Приключения Тома Сойера»: дружба героев

1



99

«Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей

1



100

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1



101

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя

1



102

Итоговая контрольная работа по литературе (тестирование).

1



103

Выявление уровня литературного развития учащихся

1



104

Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1



105

Итоговый урок. Задания для летнего чтения

1