СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе, 6 класс. Автор: Коровина В.Я.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 5 класс»


Ростовская область, Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа № 20 х. Сальский Кагальник




«Утверждаю»

Директор МБОУ – ООШ № 20

х. Сальский Кагальник

_________ /Антоненко О.В./

Приказ от«___» 2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ


для 5 КЛАССА





Количество часов: 100


Учитель: Петренко Светлана Евгеньевна















2019 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • рабочей программы «Программы под редакцией Коровиной В.Я. «Литература» для 5-9 классов, издательство М. «Просвещение», 2016 г. Адрес в интернете http://www.prosv.ru/

  • «Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х. Сальский Кагальник»;

  • учебника «Литература 5 класс» автор: Коровина В.Я , Москва: «Просвещение», 2018.



Цели и задачи учебного предмета «Литература»:

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения предметного курса:


- сформировать у учащихся представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

- помочь осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- помочь освоить теоретические понятия , которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- помочь овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- научить использовать литературу для повышения речевой культуры;

- совершенствовать устную и письменную речь.



В 5 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В. Я. Коровиной.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы 5 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Курс литературы строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов.

Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)

В курсе изучения литературы 5 класса затронута одна из ведущих проблем – внимание к книге.

В программе соблюдена системная направленность – курс 5 класса представлен разделами:


1. Введение.

2. Устное народное творчество.

3. Древнерусская литература.

4. Литература XVIII века.

5. Русская литература ХIХ века.

6. Русская литература XХ века.

7. Зарубежная литература.

В рабочей программе выделены часы на развитие речи и часы внеклассного чтения. В рабочей программе существуют сокращения: р/р – это часы развития речи, вн. чт. – это уроки внеклассного чтения.



Место учебного предмета в учебном плане


На основании учебного плана на изучение литературы в 5 классе основной школы отводится 105 часов, из расчета 3 часа в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение литературы в 5 классе отводится 100 часов, из расчета 3 часа в неделю.

Рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классов под редакцией Коровиной В.Я. предусматривает

105 часов.

Данная программа будет выполнена за 100 часов. Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классов под редакцией Коровиной В. Я. (105 часов), за исключением темы «Урок контроля по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова» на 1 час ( в авторской программе - 2 часа, в данной программе – 1 час); «Уроки итогового контроля» на 1 час ( в авторской программе – 2 часа, в данной программе – 1 час); в разделе «Повторение» на 3 часа (за счет объединения тем). Программа будет выполнена за 100 часов за счет объединения данных тем.

Количество учебных часов - 100 , из них:

внеклассное чтение - 13 часов;

развитие речи – 14 часов;

контрольных работ – 3 часа


Проектная деятельность учащихся 5 класса


1. Проект «Малые жанры фольклора».

2. Проект «Мои любимые басни».

3. Проект « Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина.

4. Проект «Проблемы и герои «Повестей Белкина».

5. Проект «Мотив изгнанничества и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.

6. Конкурс «Лучшее чтение стихотворений о родной природе».

7. Проект «Родная природа в русской поэзии ХХ века».



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

На основании требований Государственного образовательного стандарта второго поколения в содержании календарно- тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

- свободному владению монологической и диалогической речью в

объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способам свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА"

ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и темный мир волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор)..

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.

Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка Х1Х века.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конек-горбунок» (Для внеклассного чтения)

Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для внеклассного чтения). Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…» ( отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты Х1Х века о родине и родной природе (обзор).

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок); И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима»( отрывок); А. В. Кольцов «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города.

Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка Х1Х века (обзор).

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки

С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в ХХ веке. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон- Аминадо «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Н.А.Тэффи. "Валя" (для внеклассного чтения),

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя ( смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами).. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чем говорят цветы» (Для внеклассного чтения).

Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
















ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ


Пословицы и поговорки.

В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А.Крылов. Басни.

А.С.Пушкин. «У лукоморья…».

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из

стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю

пору…»).

Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».

А.А.Фет. «Весенний дождь».

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» - 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» - 1-2 стихотворения

























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).






Тематическое планирование , 5 класс – 100 часов

урокап\п


Тема


Основные виды деятельности обучающегося


Формы контроля

Дата

План

Коррекция

ВВЕДЕНИЕ – 1 ЧАС

1.


Книга в жизни человека.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана статьи. Выявление разных видов художественных образов. Различные виды пересказа.

Фронтальный опрос

02.09



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 10 ЧАСОВ

2.

Фольклор-коллективное устное народное творчество

Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана статьи. Выявление разных видов художественных образов. Различные виды пересказа.

Текущий контроль

04.09



3.

Малые жанры фольклора.


Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Различные виды чтения.

Индивидуальный опрос

06.09



4.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.


Выразительное чтение сказки. Составление лексических комментариев. Устные ответы на вопросы. Различные виды пересказа.

Фронтальный опрос

09.09


5.

«Царевна – лягушка». Василиса Премудрая и Иван –царевич.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение и различные виды пересказа .

Текущий контроль

11.09


6.


«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.


Выразительное чтение сказки.

Пересказ текста.

Фронтальный опрос

13.09


7.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: волшебная героическая сказка.


Чтение и обсуждение статьи учебника., составление её плана. Объяснение смысловой роли эпитетов, метафор, сравнений.

Выразительное чтение сказки. Различные виды пересказа..

Индивидуальный опрос

16.09


8.


Сказки о животных. «Журавль и цапля».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение сказки (по ролям). Устные ответы на вопросы. Характеристика героев сказки.. Составление пересказов.

Текущий контроль


18.09


9.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

Выразительное чтение сказки. Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Характеристика героев сказки. Составление плана устного и письменного высказывания.

Фронтальный опрос

20.09


10.


Р/р Русские народные сказки.


Выразительное чтение сказок. Истолкование устаревших слов и выражений. Различные виды пересказов.

Индивидуальный опрос

23.09


11.

Р/р Обучение сочинению по теме «Русские народные сказки».

Чтение и обсуждение статьи. Выразительное чтение сказок.. Формулирование вопросов по тексту. Обучение сочинению.

Текущий контроль

25.09


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ЧАСА

12.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.


Составление плана статьи. Обсуждение статьи. в учебнике. Выразительное чтение повести. Обсуждение репродукций.

Индивидуальный опрос

27.09


13.


Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».


Выразительное чтение повести. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их лексического значения. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Фронтальный опрос

30.09


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА – 2 ЧАСА

14.


Вн. чт: М.В. Ломоносов – поэт , ученый, гражданин.


Чтение и обсуждение статьи учебника.). Рассказ о Ломоносове. Устные ответы на вопросы. Объяснение авторской позиции.

Текущий контроль

02.10


15.


М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру..».


Выразительное чтение стихотворения. Устный ответ на вопрос. Составление рассказа. Работа со словарем терминов.

Фронтальный опрос

04.10


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА – 41 ЧАС

16.


Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Формулирование вопросов по тексту. Устная характеристика двусложных размеров.

Текущий контроль

07.10


17.

И. А. Крылов «Ворона и Лисица», Свинья под Дубом».


Выразительное чтение басен ( в том числе наизусть). Рассказ о героях басен по плану. Выделение морали в басне.

Фронтальный опрос

09.10


18.

И. А. Крылов «Волк на псарне».




Усвоение идеи басни, её идейно-художественного замысла. Выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Работа со словарем.

Тестовые задания

11.10


19.

Р/р И. А. Крылов. Басни.


Характеристика героев. басен

Выразительное чтение наизусть басен. Нравственная оценка поведения и поступков героев басен.

Фронтальный опрос

14.10


20.


В. А. Жуковский «Спящая царевна».


Выразительное чтение баллады. Выявление элементов сюжета баллады. Соотнесение содержания баллады с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Индивидуальный опрос

16.10


21.


В.А. Жуковский. «Кубок».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение баллады. Формулирование вопросов по тексту. Выделение этапов развития сюжета и композиции.

Фронтальный опрос

18.10


22.


А.С. Пушкин. «Няне».


Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть).

Индивидуальная работа

21.10


23.


А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…».


Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть).

Индивидуальная работа

23.10


24.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.


Выразительное чтение фрагментов сказки( в том числе наизусть). Характеристика.

Текущий контроль

25.10


25.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.


Выразительное чтение фрагментов сказки. Подготовка различных видов пересказа.

Фронтальный опрос

06.11


26.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.


Чтение и обсуждение статей учебника. Выразительное чтение фрагментов сказки. Составление лексических комментариев. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Текущий контроль

08.11


27.

Р/р. Сопоставление сказки «Спящая царевна»

В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина.




Чтение и обсуждение статей учебника. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Составление плана и устный анализ стихотворения.

Фронтальный опрос

11.11


28.

Вн. чт. А. С. Пушкин. Сказки.


Выразительное чтение сказок (в том числе наизусть).. Чтение и обсуждение истории их создания. Участие в коллективном диалоге.

Индивидуальный опрос

13.11


29.

Контрольная работа по теме «Творчество И. А. Крылова, В.А. Жуковского, А. С. Пушкина».


Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения. Составление лексических комментариев.

Фронтальный опрос

15.11


30.

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.


Выразительное чтение стихотворений наизусть Устная и письменная характеристика героев.


Текущий контроль

18.11


31.

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Выразительное чтение сказки.. Устный рассказ о писателе. Работа со словарем.

Индивидуальный опрос

20.11


32.

Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк -Горбунок».


Выразительное чтение сказки в стихах. Составление лексических комментариев.

Фронтальный опрос

22.11


33.

Вн. чт. В.М. Гаршин. «Attalea Princeps».


Устный рассказ о писателе Различные виды пересказов. Устный ответ на вопрос. Различение образов рассказчика и автора –повествователя. Составление плана характеристики главного героя.

Индивидуальный опрос

25.10


34.

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.


Работа со словарем. Поиск цитатных примеров. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения.

Фронтальный опрос

27.11




35.

«Бородино»: проблематика и поэтика.

Выразительное чтение стихотворения. Устная и письменная характеристика героев. Работа со словарем.

Текущий контроль

29.11


36.

Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Работа с литературоведческим словарем.


Фронтальный опрос

02.12


37.

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».


Чтение и обсуждение статей учебника. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Устный ответ на вопросы. Работа со словарем

Текущий контроль

04.12


38.

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.



Выразительное чтение повести. Характеристика и нравственная оценка героев. Выявление средств создания настроения и авторского отношения к изображаемому.

Индивидуальный опрос

06.12


39.

Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление тезисов статей. Выразительное чтение повестей.. Анализ конфликта темных и светлых сил, пейзажных фрагментов, языковых особенностей писателя

Фронтальный опрос

09.12


40.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).


Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Выявление авторского отношения к героям. Обсуждение иллюстраций к стихотворениям.

Текущий контроль

11.12


41.

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.


.Выразительное чтение стихотворения ( в том числе наизусть). Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворении.


Фронтальный опрос

13.12


42.

Вн. чт. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.


.Выразительное чтение стихотворения ( в том числе наизусть). Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворении.


Индивидуальный опрос

16.12


43.

И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.


Устный рассказ о писателе. Чтение по ролям фрагментов повести и рецензирование. Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Фронтальный опрос

18.12


44.

«Муму» как протест против рабства.


Выразительное чтение повести. Инсценирование фрагментов повести Составление плана эпизода.

Текущий контроль

20.12


45.

Р/р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»).


Выразительное чтение фрагментов повести. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Фронтальный опрос

23.12


46.

А.А. Фет. Лирика.


Рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем. Поиск цитатных примеров. Чтение и анализ стихотворений о природе.

Индивидуальный опрос

25.12


47.

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.


Выразительное чтение фрагментов рассказа. Составление плана и устная характеристика героя. Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Фронтальный опрос

27.12


48.

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.


Устные сообщения о главных героях рассказа .Различные виды пересказов. Обсуждение произведений книжной графики. Составление плана ответа.

Текущий контроль

10.01


49.

Контрольная работа по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова».


Различные виды пересказов. Письменный ответ на вопрос. Нравственная оценка поступков героев. Подготовка сопоставительной таблицы.

Тестовая работа

13.01


50.

Р/р. «Кавказский пленник».



Различные виды пересказов. Нравственная оценка героев. Характеристика главных героев. Устный ответ на ворос.

Фронтальный опрос

15.01


51.

А..П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.


Чтение и обсуждение статей учебника. Выразительное чтение рассказа ( в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Работа со словарем. Поиск цитатных примеров.

Текущий контроль

17.01


52.

Р/р. «Хирургия».


Устное рецензирование выразительного чтения. Различение образов лирического героя и автора. Различные виды пересказов.

Фронтальный опрос

20.01


53.

Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте.


Выразительное чтение рассказов и комментирование их фрагментов. Различные виды пересказов. Выполнение заданий к рассказу.

Индивидуальный опрос

22.01


54.

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…»

Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление тезисов статьи. Выразительное чтение стихотворений ( в том числе наизусть). Определение родовой принадлежности лирических произведений.

Фронтальный опрос

24.01


55.

А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок);


Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение стихотворений ( в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы. Работа над коллективным учебным проектом

Текущий контроль

27.01


56.

Р/р. Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.


Выразительное чтение стихотворений Устный или письменный ответ на вопрос.

Индивидуальный опрос

29.01


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА – 30 ЧАСОВ

57.

И. А. Бунин. «Косцы».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Сопоставительная характеристика героев. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Нравственная оценка героев.

Фронтальный опрос

31.01


58.

Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник».


Выразительное чтение стихотворения Работа со словарем литературоведческих терминов.

Текущий контроль

03.02


59.

В.Г. Короленко. «В дурном обществе».: судья и его дети.



Чтение и обсуждение статьи учебника. Устный рассказ о писателе. Выявление элементов сюжета и композиции рассказа. Выразительное чтение фрагментов повести.

Индивидуальный опрос

05.02


60.

«В дурном обществе»: семья Тыбурция.



Различные виды пересказа Определение общего и индивидуального в литературном образе. Создание характеристики героев.

Текущий контроль

07.02


61.

« В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

Выразительное чтение фрагментов повести.. Устный рассказ о писателе. Выявление элементов сюжета и композиции повести.

Фронтальный опрос

10.02


62.

Р/р. Подготовка к сочинению по повести «В дурном обществе».



Выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Ответы на вопросы. Подготовка к сочинению по плану.

Индивидуальный опрос

12.02


63.

Р/р. Сочинение «В дурном обществе».



Составление текста сочинения.

Индивидуальная работа


14.02


64.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Презентация подготовленных страниц устного журнала.

Текущий контроль

17.02


65.

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

Устный рассказ о писателе.. Выразительное чтение фрагментов сказа (в том числе по ролям). Работа со словарем. Различные виды пересказов.


Фронтальный опрос

19.02


66.

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.


Составление тезисов статьи. Различные виды пересказов. Анализ эпизода. Устные ответы на вопросы.


Текущий контроль

21.02


67.

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.



Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение рассказа (по ролям) Инсценирование фрагмента рассказа. Составление планов речевых характеристик героев.

Фронтальный опрос

26.02


68.

«Тёплый хлеб»: язык сказки.


Выразительное чтение рассказа. Составление характеристики главного героя. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

Текущий контроль

28.02


69.

Вн. чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы.


Инсценирование фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Ответы на вопросы. Составление характеристики.

Фронтальный опрос

02.03


70.

Вн. чт. С.Я. Маршак. Сказки для детей.


Выразительное чтение сказок или инсценирование фрагментов Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Текущий контроль

04.03



71.

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение сказки . Выявление этапов развития сюжета.


Индивидуальный опрос

06.03


72.

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.


Выразительное чтение сказки. Устные ответы на вопросы. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление характеристики героев сказки.


Фронтальный опрос

11.03


73.

Р/р «Двенадцать месяцев».



Составление цитатного плана устного высказывания.

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Составление характеристики героев.

Текущий контроль

13.03


74.

А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Различные виды пересказов. Ответы на вопросы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Сопоставление плана характеристики героя.

Фронтальный опрос

16.03


75.

«Никита»: быль и фантастика.


Работа со словарем. Поиск цитатных примеров. Выявление функций фантастических элементов. Сопоставление элементов были и фантастики.

Индивидуальный опрос

18.03


76.

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.



Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение фрагментов рассказа, художественный пересказ его элементов. Составление плана характеристики главного героя.

Текущий контроль

20.03


77.

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя.



Выразительное чтение (по ролям), пересказ фрагментов рассказа. Рассказ о поведении и поступках героя. Нравственная оценка поведения и поступков героя рассказа.

Фронтальный опрос

30.03


78.

Р/р. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 века».

Составление плана (цитатного плана) сочинения.

Индивидуальная работа

01.04


79.

Р/р. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 века».


Составление текста сочинения по теме. Рецензирование текста.

Индивидуальная работа

03.04


80.

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».


Выразительное чтение стихотворений (по ролям). Устные ответы на вопросы. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть.

Текущий контроль

06.04


81.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».


Выразительное чтение стихотворения с составлением партитурной разметки текста. Устные ответы на вопросы.

Фронтальный опрос

08.04


82.

И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон -Аминадо. «Города и годы»


Интерпретация стихотворений о родине и родной природе в стихотворениях поэтов. Определение общего и индивидуального в литературном образе родины.

Индивидуальный опрос

10.04


83.

Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка»,

Н. Рубцов «Родная деревня».


Краткие сообщения о поэтах. Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение стихотворений. Устные ответы на вопросы. Устное иллюстрирование.


Текущий контроль

13.04


84.

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».


Рассказ о Саше Черном. Чтение и обсуждение вступительной статьи учебника. Выразительное чтение рассказа. Пересказ его фрагментов (по группам). Участие в коллективном диалоге.

Фронтальный опрос

15.04


85.

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон».


Актуализация знаний о Робинзоне, герое романа Дефо. Выразительное чтение рассказа, пересказ и озаглавливание его фрагментов (по группам). Выявление признаков художественных традиций литературной классики предшествующих эпох.

Индивидуальный опрос

17.04


86.

Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.


Презентация и защита собственных иллюстраций к юмористическим рассказам. Прослушивание звукозаписи песни. Выразительное чтение стихотворения.


Фронтальный опрос

20.04


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 14 ЧАСОВ

87.

Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение баллады. Устные ответы на вопросы.

Индивидуальный опрос

22.04


88.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.


Выразительное чтение повести. Устные ответы на вопросы. Различные виды пересказов. Устная характеристика героев. Обсуждение иллюстраций к повести.

Текущий контроль

24.04


89.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.


Выразительное чтение и пересказы фрагментов повести.. Устные ответы на вопросы. Различные виды пересказов. Участие в учебном диалоге.

Фронтальный опрос

27.04


90.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.


Работа со словарём литературоведческих терминов.

Различные виды пересказа. Участие в учебном диалоге.

Индивидуальный опрос

29.04


91.

Х.К.. Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастика.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение фрагмента сказки. Нравственная оценка поступков героев сказки. Различные виды пересказов.

Текущий контроль

06.05


92.

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви.


Выразительное чтение фрагмента поэмы. Устная характеристика Одиссея. Устные ответы на вопросы. Анализ различных форм выражения авторского отношения к героям. Участие в учебном диалоге.


Фронтальный опрос

08.05


93.

«Снежная королева»: «что есть красота?».


Выразительное чтение и обсуждение фрагментов сказки. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Индивидуальный опрос

13.05


94.

Вн. чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана статьи. Инсценирование эпизода. Составление плана сказки.

Текущий контроль

15.05


95.

Р/р. Сказки Х.-К. Андерсена.


Выразительное чтение фрагментов сказки (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Работа со словарем. Участие в коллективном диалоге.

Фронтальный опрос

18.05


96.

Р/р. Сочинение «Какие герои воплощают добро и зло в сказках Ан­дерсена?»


Составление плана сочинения. Рецензирование сочинения.

Индивидуальная работа

20.05


97.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»:неповторимый мир детства.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Рассказ о писателе. Анализ различных форм выражения позиции автора.

Текущий контроль

22.05


98.

Итоговая контрольная работа.


Усвоение художественных произведений 19-20 веков.

Тесовая работа

25.05


99.

Дж. Лондон. «Сказание о Кише: что значит быть взрослым?

Чтение и обсуждение статьи учебника и составление её плана. Выразительное чтение рассказа. Устные ответы на вопросы. Составление лексических комментариев.

Фронтальный опрос

27.05


100.

Дж. Лондон. «Сказание о Кише: мастерство писателя. Ж Санд «О чем говорят цветы».

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы. Нравственная оценка героя.

Текущий контроль

29.05


Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

______________/ Петренко С.Е. / ______________ / Бунечко Е. В. /

______________2019 г. ______________ 2019 г.

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!