СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учителей литературы. Можно применять во время урока по литературе

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5 класс»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/ Кузьмина Е.В.

Протокол №________ от

«___»___________2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ «КСОШ № 2» НМР РТ

________/Абызова Т.А.

«___»___________2018 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «КСОШ №2» НМР РТ

________/Рябцова Н.А.

Приказ № _________ от «___»___________2018г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 5Б классе

Егоровой Розалии Мирхатовны

учителя русского языка и литературы

МБОУ « КСОШ № 2» НМР РТ


















2018-2019 учебный год























Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе

-Федерального государственного образовательного стандарта;


-Примерной образовательной программы основного общего образования, одобрена

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. No 1/15);

- Примерной программы основного общего образования по литературе к учебнику под редакцией В.Я.Коровиной ,В.П.Журавлева М. Просвещение,2010г.

-Основной образовательной программы ООО МБОУ «КСОШ №2»;

-Учебного плана МБОУ «КСОШ №2» на 2018-2019 учебный год;

- Положения о рабочей программе МБОУ «КСОШ №2».


Место предмета в учебном плане

Учебная программа относится к предметной области «Русский язык и литература»

Количество часов в год –105ч.

Количество часов в неделю –3ч.

Количество контрольных работ – 2


Планируемые результаты освоения предмета


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы


Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

- Различать основные нравственно-эстетические понятия.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к родной литературе.

- Оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Анализу достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных  пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных  признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Предметные результаты освоения литературы

Ученик научится:

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


Содержание учебного предмета

Введение (2 часа)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Русский фольклор (6 часов)

Сказки «Царевна – лягушка», «Иван – крестьянский сын», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»), загадки. (Учитель может выбрать другие произведения данных жанров)

Древнерусская литература (2 часа)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». (Сверх минимума)

Литература XVIII века (1 час)

Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...». (Сверх минимума)

Русская литература XIX века (28 часов)

И.А. Крылов. «Ворона и лисица» (1808), «Волк на псарне» (1812), «Свинья под дубом» (1823) (По выбору учителя могут быть включены другие произведения данного автора).

В.А. Жуковский. «Кубок» (1831), «Спящая царевна» (1831) (Сверх минимума)

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Зимний вечер» (1825)



10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса: «Няне» (1826) - дружба

Сказки – 1 по выбору: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др.

«У лукоморья дуб зеленый» (пролог). (Сверх минимума)

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино» (1837)

10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса: «Из Гете («Горные вершины…») (1840) (По выбору учителя может быть включено другое произведение данного автора).

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831)

Н.А. Некрасов.

Стихотворения: «Крестьянские дети» (1861),

«Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»). (Сверх минимума)

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» (1852).

В.Г. Короленко «В дурном обществе». (Сверх минимума)

Л. Н.Толстой. «Кавказский пленник». (Сверх минимума)

А.П. Чехов «Хирургия», «Размазня», «Пересолил». (Сверх минимума)

Русская литературная сказка XIX века (2 часа) (А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, С.Г. Писахов, Б.В. Шергин, А.М. Ремизов, Ю.К. Олеша, Е.В. Клюев и др. – 1 сказка на выбор)

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». (По выбору учителя может быть выбрано произведение другого автора).

Поэзия 2-й половины XIX в. (2 часа)

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х)

1-2 стихотворения по выбору: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х),«Зима недаром злится…». (По выбору учителя может быть включено другое произведение данного автора).

А.А. Фет. 1-2 стихотворения по выбору: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «Весенний дождь». (По выбору учителя может быть включено другое произведение данного автора).

1-2 стихотворения по выбору: А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи».

Проза конца XIX – начала XX вв. (1 час) (М. Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, И.С. Шмелев, А.С. Грин. (1-2 рассказа или повести по выбору)

И. Бунин. «Косцы», «Подснежник». (На усмотрение учителя может быть выбрано произведение другого автора).

Поэзия конца XIX – начала XX вв. (1 час) (К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, М.А. Волошин, В. Хлебников и др.)

Иван Алексеевич Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...». (По выбору учителя может быть выбрано произведение другого автора).

Сергей Александрович Есенин. - 1 стихотворение по выбору, например: «Низкий дом с голубыми ставнями...» . (По выбору учителя может быть включено другое произведение данного автора).

Русская литературная сказка XX века (2 часа)

П. Бажов «Медной горы хозяйка». Сказы.

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Литература XX века. (1 час)

Проза о Великой Отечественной войне

А. П. Платонов «Маленький солдат». (Сверх минимума)

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях (2 часа) (М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский и др. (1-2 произведения – по выбору)

К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

Е. Носов «Трудный хлеб», «Тридцать зерен».

Проза о детях (В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.И. Коваль, Ю.П. Казаков, В.В. Голявкин и др. ) – (6 часов)

В. Астафьев «Васюткино озеро». (На усмотрение учителя может быть выбрано произведение другого автора).

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». (Сверх минимума)

Поэзия 2-й половины ХХ в.

Произведения о Родине, родной природе (2 часа)

А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Поэзия о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Литература XX - XXI вв. Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов. (3 часа)

Артур Гиваргизов. Стихи детям.

Николай Назаркин. «Изумрудная рыбка». (На усмотрение учителя может быть выбрано произведение другого автора).

Зарубежная литература (5 часов)

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни

Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)

(Примерной программой данное произведения предлагаются к изучению в 6-8 классах. В связи включением фрагментов в учебник 5 класса возможно ознакомительное чтение.)

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мёд».

Зарубежная сказочная и фантастическая проза (Ш. Перро, В. Гауф, Э.Т.А. Гофман, бр. Гримм, Л. Кэрролл, Л. Ф. Баум, Д.М. Барри, Дж.Родари, М.Энде, Дж. Р. Р. Толкиен, К.Льюис и др.)

Сказки бр. Гримм

Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик» (На усмотрение учителя может быть выбрано произведение другого автора).

О. Уальд «Мальчик – звезда» (Сверх минимума)

Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». (По выбору учителя может быть включено другое произведение данного автора).

Зарубежная проза о детях и подростках

(М.Твен, Ф.Х.Бернетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак, Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер, К.Патерсон, Б.Кауфман, и др.)

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». (По выбору учителя может быть выбрано произведение другого автора).

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы (Р. Киплинг, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж.Дарелл и др.)

Джек Лондон. «Сказание о Кише» . (На усмотрение учителя быть выбрано произведение другого автора).


Тема раздела

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

Русский фольклор.

Сказки «Царевна – лягушка», «Иван – крестьянский сын», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»), загадки.

Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям). Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы, выполнение поисковых или проблемных
заданий в малых группах.

Различные виды пересказов. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Различение видов сказок. Сопоставление вариантов сказок. Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок.

Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану. Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни. Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет. Создание собственных иллюстраций к сказке.

Древнерусская литература.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы, выполнение поисковых или проблемных
заданий в малых группах.

Пересказ сюжетов древнерусских летописей. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев летописей. Обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты. Характеристика героев древнерусской литературы. Работа над  учебным проектом.

Литература XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» .

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение стихотворения.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Устные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

 Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Анализ стихотворения по плану. Составление таблицы «Роды и жанры литературы».

Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «М. В. Ломоносов — великий россиянин»

Литература XIX века 51ч

И.А. Крылов. «Ворона и лисица» (1808), «Волк на псарне» (1812), «Свинья под дубом» (1823)



Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нём. Поиск сведений о баснописцах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть) и басен собственного сочинения.

Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление вопросов к басням.

Составление характеристик героев басен.

Работа со словарём литературоведческих терминов. Создание собственных иллюстраций и их защита. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.

В.А. Жуковский - «Кубок» (1831) «Спящая царевна» (1831)



Восприятие и выразительное чтение сказки и баллады. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.  Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под' руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Пересказы фрагментов сказки. Выделение этапов развития сюжета.

Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Составление устных и письменных характеристик героев. Нравственная оценка героев сказки.

Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита. Сопоставительный анализ литературной и народных сказок. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Создание письменных высказываний различных жанров. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.д.

А.С. Пушкин. «Зимний вечер» (1825). ««Няне» (1826 ), «У лукоморья дуб зеленый» (пролог). «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».



Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью справочной литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов.  Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев повестей (в том числе сравнительная). Нравственная оценка героев. Сопоставление реальных и фантастических эпизодов. Работа со словарём литературоведческих терминов.    Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино» (1837), «Из Гете («Горные вершины…») (1840)



Поиск сведений о поэте. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение произведений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с использованием справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.   Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831)



Поиск сведений о писателе. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение повести. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.   Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Н.А. Некрасов.

Стихотворения: «Крестьянские дети» (1861), «Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»).



Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Составление плана анализа лирического произведения. Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств в стихотворении. Анализ стихотворения по плану

И.С. Тургенев. Повесть «Муму» (1852)



Поиск сведений о писателе. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение повести. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.   Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести.   Сочинение

Л. Н.Толстой. «Кавказский пленник»



Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Нравственная оценка героев рассказа. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Обучение анализу эпизода рассказа.

Проект: Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы».

А.П. Чехов «Хирургия», «Размазня», «Пересолил»


Поиск сведений. Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение рассказов. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Характеристика и нравственная оценка героев.

Подбор цитат по заданным темам (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

Выразительное чтение. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Характеристика и нравственная оценка героев.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Поэзия 2-й половины XIX в.

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х)

«Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х),«Зима недаром злится…».

А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «Весенний дождь».

А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи».

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования).

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.

Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. Обучение анализу стихотворения.

Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

Проза конца XIX – начала XX вв. 2ч

И. Бунин. «Косцы», «Подснежник».



Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказов  Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор».

В.Г. Короленко «В дурном обществе»



Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести. Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах   Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Нравственная оценка героев повести. Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев». Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции повести (портрет, городской пейзаж и др.). Сочинение по творчеству В.Г.Короленко.

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

Иван Алексеевич Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...».

Сергей Александрович Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями...» .

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения по плану.  Устное иллюстрирование. Защита собственных иллюстраций. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Литература XX века. 3ч

П. Бажов «Медной горы хозяйка». Сказы.



Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Рассказ о героях и их нравственная оценка. Работа со словарём литературоведческих терминов. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах .

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий.  Обучение анализу эпизода сказа

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»


Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение пьесы-сказки. Различные виды пересказов. Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение художественной функции фольклорных образов. Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки. Нравственная оценка героев пьесы-сказки. Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Проза о Великой Отечественной войне.

А. П. Платонов «Маленький солдат».

Устный рассказ о писателе.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героев и их нравственная оценка. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях 2ч

К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».



Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклорной традиции в сказке. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Е. Носов «Трудный хлеб», «Тридцать зерен».


Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Проза о детях


В. Астафьев «Васюткино озеро».



Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Составление плана и письменная характеристика героя (с использованием цитирования). Нравственная оценка героя рассказа. Подбор цитат из текста по заданной теме. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах .

Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Создание иллюстраций к рассказу. Устный ответ на  проблемный вопрос: Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)? 

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».


Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Поэзия 2-й половины ХХ в.

Произведения о Родине, родной природе

А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».


Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Презентация и защита собственных иллюстраций к стихотворениям. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся.

Поэзия о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».


Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Обучение анализу стихотворений. Сопоставительный анализ стихотворений.       

Литература XX - XXI вв.

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов.

Артур Гиваргизов. Стихи детям.

Николай Назаркин. «Изумрудная рыбка».

Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Зарубежная литература 12ч

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни

Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мёд».

Зарубежная сказочная и фантастическая проза

Сказки бр. Гримм

Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик»

О. Уальд «Мальчик – звезда»

Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева».

Ш.Перро Сказки

Зарубежная проза о детях и подростках

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы

Джек Лондон. «Сказание о Кише» .


Поиск сведений о зарубежных писателях с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета. Устные рассказы о писателях.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах  

Составление речевой характеристики персонажей. Работа со словарём литературоведческих терминов. Понятие о художественной детали. Понятие об аллегории.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».

Резерв времени



Итого

105 ч



Учебно-методический комплект


Учебник: Литература. 5 класс.: учеб. - хрестоматия для общеобразовательных. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012

Учебно-методические пособия, печатные (таблицы, сюжетные картинки, репродукции)

1. .Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлёв В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 5 кл. — М.: Просвещение, 2007,

2. Шаталова О. В. Дидактические материалы по литературе: к учебнику «Литература. 5 кл.» В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение): 5-й кл./ О. В. Шаталова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – (Серия «Учебно-методический комплект»).

3. Миронова Н. А. Тесты по литературе: 5-й класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс»/ Н. А. Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – (Серия «Учебно-методический комплект»).

4. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 (6, 7, 8, 9) класс» В. Я. Коровиной и др.

5. Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В. Литература в 5 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002.

6.. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод, советы. — М.: Просвещение, 2003.

7. Ерёмина О. А. Уроки литературы в 5 классе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2011



Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Введение (2 ч)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1



Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

1



Русский фольклор (9ч)

Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Жанры сказок.

1



«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

1



Сказка как особый жанр фольклора.

1



Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

1



Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников.

1



Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1



Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли.

1



Сказка о животных «Журавль и цапля».

1



Бытовая сказка «Солдатская шинель».

1



ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч)

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет».

1



«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

1



ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (1ч)

М.В.Ломоносов. Слово о поэте. «Случились вместе два Астронома в пиру…».

1



ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (51ч)

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.

1



И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

1



Жанр басни. Повествование и мораль в басне. .

1



Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

1



В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1



Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1



Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

1



А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «Зимний вечер»

1



«У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1



А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

1



Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1



Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. Королевич Елисей.

1



Победа добра над злом.

1



Музыкальность пушкинской сказки.

1



Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила».

1



М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

1



Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1



Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

1



Н.В.Гоголь. Слово о поэте.

1



Понятие о повести как эпическом жанре.

1



Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя.

1



Сюжет повести «Заколдованное место».

1



Н.В.Гоголь Сюжет повести «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1



Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века.

1



Анализ контрольной работы

1



Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

1



Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

1



И.С. Тургенев. Слово о писателе.

1



История создания рассказа «Муму».

1



Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1



История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

1



Герасим и Муму. Счастливый год Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.

1



Возвращение Герасима в деревню..

1



Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства.

1



Подготовка к сочинению.

1



В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Сюжет и композиция повести.

1



Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.

1



Путь Васи к правде и добру. Глава «Кукла» - кульминация повести

1



Простота и выразительность языка повести.

1



Обучение навыкам характеристики литературного персонажа.

1



Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности.

1



Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1



Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

1



Душевная близость людей из враждующих лагерей.

1



Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого.

1



Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.

1



Р.Р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1



Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого.

1



А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия», «Размазня», «Пересолил»

1



Контрольная работа (тестирование)

1



Работа над ошибками.

1



Русская литературная сказка 19 века (3 ч)

Антоний Погорельский. Страницы биографии.

1



Анализ сказки «Черная курица, или Подземные жители».

1



Мир детства в изображении А.Погорельского

1



Поэзия 2 половины 19 века (2ч)

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы. «Я пришел к тебе с приветом…» А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи».

1



Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х)

1-2 стихотворения по выбору: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х),«Зима недаром злится…».

1



Проза конца XIX – начала XX вв. (2 час)

И.А.Бунин: страницы биографии.

1



Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. «Подснежники»

1



Поэзия конца XIX – начала XX вв. (2 час)

Иван Алексеевич Бунин «Помню — долгий зимний вечер...».

1



Сергей Александрович Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями...»

1



Русская литературная сказка XX века (3 часа)

П. Бажов «Медной горы хозяйка». Сказы.

1



С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

1



Литературная гостиная «В мире сказок»

1



Литература XX века. (1 час). Проза о Великой Отечественной войне

А. П. Платонов Сюжет и идея рассказа «Маленький солдат».

1



Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях (2 часа)

К. Г. Паустовский. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

1



Е. Носов Сюжет и композиция рассказов.«Трудный хлеб», «Тридцать зерен». Человек и природа, их взаимоотношения.

1



Проза о детях (6ч)

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро».

1



Сюжет рассказа, его герои. Человек и природа в рассказе

1



Работа над сочинением «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1



Р.Р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1



Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).

1



Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

1



Поэзия 2-й половины ХХ в. Произведения о Родине, родной природе (3 часа)

А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

1



Поэзия о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»; Обзор стихотворения

1



А. Т. Твардовский. Обзор стихотворения «Рассказ танкиста».

1



Литература XX - XXI вв. Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов. (4 ч)

Артур Гиваргизов. Слово об авторе.

1



Стихи детям «Записки выдающегося двоечника»

1



Николай Назаркин. Слово об авторе.

1



Рассказ «Изумрудная рыбка».Зарисовки о больничной жизни.

1



Зарубежная литература (12 часов) Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

1



Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)

1



Роберт Льюис Стивенсон. Обзор стихотворения «Вересковый мёд».

1



Зарубежная сказочная и фантастическая проза.

1



Сказки братьев Гримм

1



Шарль Перро- писатель-сказочник. Сказки.

1



Э.Т.А. Гофман Слово о писателе. «Щелкунчик»

1



О. Уальд Слово об авторе Сюжет сказки «Мальчик – звезда»

1



Ханс Кристиан Андерсен. Слово об авторе.«Снежная королева».

1



Зарубежная проза о детях и подростках. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

1



Жизнь и заботы Тома Сойера. Том Сойер и его друзья.

1



Подведение итогов

1









Лист изменений в тематическом планировании


№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР