СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 5 классе в объеме 170 часов (в неделю 5 часов).  

 Учебник, используемый в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор-составитель В.Я.Коровина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»

Пояснительная записка


Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

Рабочая программа опирается на нормативно-правовые документы:

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ в части ст. 79. п.1 «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" в части п. III «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

3.Приказ Министерства образования Российской Федерации 10.04.2002 N 29/2065-н "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в части реализации образовательной области «Литература».

4. Примерные рекомендации к изменению и перераспределению тем для учащихся с ЗПР (5-9 классы). Журнал «Дефектология» 1993 год,№1-4.

Программа приведена в соответствие с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах.

Цель программы: Освоение образовательной области «Литература» средствами применения современных образовательных технологий работы с обучающимися.

Задачи:

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся;

- коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности учащихся, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словаря и  речевого  развития в целом.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 5 классе в объеме 170 часов (в неделю 5 часов).

Учебник, используемый в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор-составитель В.Я.Коровина. Этот учебник больше всего отвечают требованиям в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ЗПР. Теоретический материал даётся четко и выделяется особым шрифтом, объем невелик, формулировки ясны. Учебник снабжен цветными иллюстрациями, в конце книги даны приложения, предлагаются загадки, занимательный материал, фонохрестоматия. Авторская программа Коровиной В.Я. адаптируется для учащихся с НОДА, обучающихся по общеобразовательной программе и для учащихся с НОДА и ЗПР, т.к. из-за поражения ЦНС и опорно-двигательного аппарата данная категория детей испытывает затруднения при произношении, письме, устных ответах. У детей наблюдается повышенная возбудимость, замедленная мыслительная и физическая деятельность; у некоторых учащихся нарушены слух, зрение, лицевая мимики. Темп работы – медленный, чтение ниже нормы. Поэтому на каждую изучаемую тему берется большее количество часов, чем по типовой программе. Обучение пролонгировано.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей учащихся, их возможностями по освоению программы. Учащиеся имеют нарушения ЦНС, опорно-двигательного аппарата в сочетании с сенсорными, эмоционально-волевыми нарушениями, зрения, поэтому при составлении программы особое внимание отводится коррекционно-развивающим составляющим, способствующим компенсации данных нарушений в развитии.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ интерпретация базируются по системе историко- и теоретико - литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения является их высокая ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы.

Учащиеся 5 класса имеют двигательные нарушения в сочетании с сенсорными, эмоционально-волевыми нарушениями, а также соматическими заболеваниями. Рабочая программа составлена с учетом особенностей учащихся, их возможностями по освоению программы. Настоящая программа носит образовательный, коррекционно-развивающий характер.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Перед изучением наиболее сложных разделов каждого курса проводится специальная пропедевтическая работа путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных умений и навыков. Материал предъявляется небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. В соответствии с диагнозом задания даются в более доступной для выполнения форме, на занятиях применяется дифференцированный подход.

Образование обучающихся с ЗПР осуществляется на основе государственных образовательных программ.

Перед специальной школой для детей с ЗПР стоят те же задачи обучения, которые заложены в программах 5 класса массовой общеобразовательной школы.

Основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений.

Программа 5 класса является продолжением курса чтения в начальных классах, задачей обучения является развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе, совершенствование навыка чтения, привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.

В 5 классе предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.

Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.

Рабочая разработана с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ЗПР. Постоянно усложняющийся учебный материал, его насыщенность теоретическими разделами, большой объем представляют значительные трудности для детей с 3ПР, которые, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения. Рабочая программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития сформирована с учетом особых образовательных потребностей данной категории обучающихся:

- снижен объём текущих и контрольных письменных работ;

- в соответствии с диагнозом задания даются в более доступной для выполнения форме;

-на занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к детям с ЗПР.

Рабочая программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития предусматривают вариативные приемы обучения, такие как:

-поэлементная инструкция;

-планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);

- альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный);

- речевой образец;

-демонстрация действий;

-чередование легких и трудных заданий (вопросов);

-обращение к товарищу с вопросами;

-кроссворды и ребусы и др.

При составлении программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, при сохранении объема теоретических сведений.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

-анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях.


Коррекционный компонент изучения образовательной области «Литература» для детей с ЗПР заключается:

1. Коррекция познавательной сферы (память, внимание, аналитическое мышление) на уроках литературы.

2. Формирование коммуникативных навыков средствами алгоритмизации учебной деятельности обучающихся.

3. Формирование логического мышления средствами использования специальных логических упражнений, специально разработанного дидактического материала.

4. Создание специальных условий организации образовательного процесса.









Примерный учебно-тематический план изучения образовательной области «Литература» в 5 классе


Разделы и темы

Периоды обучения

I четверть

II четверть

III четверть

IV

четверть

  1. Введение. Устное народное творчество

  1. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

  2. Русский фольклор. Малые жанры.

  3. Детский фольклор.Тест «Фольклор»



1


1

1




  1. Русские народные сказки.

  1. Сказка как особый жанр фольклора.

  2. «Царевна- лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

  3. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

  4. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

  5. Волшебные сказки.Самостоятельная работа

  6. Сказка о животных «Журавль и цапля».

  7. Бытовая сказка «Солдат­ская шинель».

  8. Урок вне­классного чтения.

Мои люби­мые сказки



1

1



2


1


1


1


1





III. Древнерусская литера­тура.

  1. «Подвиг от­рока киев­лянина и хит­рость воеводы Претича».


2




IV. Из литературы XVIII.

  1. М.В. Ломо­носов Сло­во о писате­ле. «Случи­лись вместе два астро­нома в пи­ру...»

  2. Роды и жанры литературы


1



1




V. Из литературы XIX века

  1. Русские басни. Бас­ня и ее ро­дословная. Басня как литератур­ный жанр

  2. И.А.Крылов. Слово о бас­нописце. Басня «Волк и Ягненок».

  3. И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

  4. И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне».

  5. И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

  6. И.А. Крылов «Лебедь, щука и рак»»

  7. Урок вне­классного чтения. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

  8. Урок разви­тия речи. Сочинение басни

  9. В. А. Жуковский. Слово о поэте.

  10. В.А. Жуков­ский «Кубок».

  11. Понятие о балладе.. Нравственно-психологические проблемы баллады.

  12. В.А. Жуков­ский - сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

  13. А.С.Пушкин «У лукоморья»

  14. А.С. Пуш­кин. «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». Борьба доб­рых и злых сил.

  15. Пушкинская сказка - «прямая наследница народной»

  16. Контрольное чтение.

  17. Внеклассное чтение «Моя любимая сказка»


  1. Русская литературная сказка.

  2. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке

  3. В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «At­talea Prinseps»

  4. М.Ю. Лер­монтов.Жизнь и творчество.

  5. Стихо­творение «Бородино».

  6. Стихо­творение «Бородино».

  7. Образ про­стого солда­та - защит­ника Родины «Бородино».

  8. Сказка «Ашик-Кериб»,

  9. Стихотворение «Два великана»

  10. Обобщение по творчеству М.Ю.Лермонтова

  11. Тест по изученному

  12. Н.В.Гоголь. Слово о пи­сателе. По­весть как эпический жанр.

  13. Сю­жет повести «Заколдованное место»

  14. Комментированное чтение «Заколдованное место»

  15. Реальное и фантастиче­ское в сюже­те повести.

  16. Обобщение по творчеству Н.В.Гоголя

  17. Х.К. Андер­сен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

  18. Два мира сказки «Снежная коро­лева».

  19. «Снежная королева» Комментированное чтение.

  20. Обобщение по творчеству Г.Х.Андерсена. Викторина

  21. Урок вне­классного чтения. Писатели- сказочники и их герои.

  22. Повесть «Страшная месть»

40. Тест за первое полугодие.

  1. А.С.Пушкин о красоте зимы.Урок-концерт.

  2. А.С.Пушкин «Няне»

  3. Новогодние стихи.

  4. Н.А. Некра­сов. Слово о поэте.

  5. Сти­хотворение «На Волге»

  6. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

  7. А.Н. Некрасов «Крестьянские дети»

  8. Мир детства в стихотво­рении «Кре­стьянские дети»

  9. А.В. Кольцов Слово о поэте. Стихотворе­ние «Песня пахаря».

  10. И.С. Турге­нев.Слово о пи­сателе.

  11. История создания рассказа «Муму».

  12. Быт и нравы кре­постной России в рассказе.

  13. Герасим - «самое за­мечатель­ное лицо» в рассказе.

  14. Герасим и его окруже­ние.

  15. Герасим и Муму. Сча­стливый год.

  16. Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму».

  17. Подготовка к сочинению

  18. А.А.Фет. Слово о по­эте.

  19. Стихотворение «Весенний дождь».

  20. Ф.Ф.Тютчев - великолеп­ный певец природы. «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы...»

  21. Л.Н. Тол­стой. Слово о писателе.

  22. Из истории рассказа «Кавказский пленник».

  23. Рассказ- быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

  24. Странная дружба Жи­лина и Дины

  25. Два пленни­ка: Жилин и Костылин. разные судьбы».

  26. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»:

  27. «Друзья и враги пленного Жилина».

  28. «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"»

  29. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

  30. Любимый рассказ Л.Н. Толсто­го. Смысл заглавия рассказа. Особенно­сти языка произведе­ния

  31. А.П.Чехов. Слово о пи­сателе.

  32. «Хирургия».

  33. Урок вне­классного чтения.

  34. Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

  35. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

  36. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится»

  37. Ф.И. Тютчев «Весенние воды»

  38. А.Н. Плещеев «Весна»

  39. И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь».Суриков «Зима».


1



1


1


1

1

1

1



1


1

2




3


1


7


1


1

1















































































































































1



8





3


1


3




1

1


1

1




4




1


2


1


2



1

1


3

1

1


1

1

















































































1

1

1


1

1


1


1

1

2


2


1

1

1


1

1


1




1

1


1


1

1


2





1

1



1


1



1

1

2

1

1


1


1

1

1

1












































































































































VI. Из литературы XX века

  1. И.А.Бунин. Слово о пи­сателе.

  2. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.

  3. В.Г. Коро­ленко. Слово о писателе.

  4. Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Ко­роленко «В дурном обществе». Вася и его отец

  5. Контраст судеб геро­ев в повести «В дурном обществе».

  6. Счастье дружбы в повести Короленко.

  7. Общение Васи с Валеком и Марусей.

  8. Жизнь семьи Тыбурция.

  9. Портрет как средство изображения героев. Понятие о композиции литера­турного произведения.

  10. Анализ эпи­зода из по­вести

  11. В. Г. Короленко «В дур­ном обществе».

  12. Обучение домашнему сочине­нию по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства»

  13. С.А.Есенин. Слово о по­эте.

  14. Образ родного до­ма в стихах Есенина.

  15. П. П. Бажов. Слово о писате­ле.

  16. «Медной горы Хозяйка».

  17. Трудолюбие и талант Данилы-мастера

  18. К.Г. Пау­стовский. Слово о писателе.

  19. Сказка «Теплый хлеб».

  20. Рассказ «Заячьи лапы».

  21. С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса- сказка С.Я. Марша­ка «Двена­дцать месяцев»

  22. Анализ кар­тины «Встреча падчерицы с двенадца­тью меся­цами».

  23. Главные герои сказки «Двенадцать месяцев»

  24. А.П. Плато­нов. Слово о писателе.

  25. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».

  26. В.П. Ас­тафьев. Слово о пи­сателе.

  27. «Васюткино озеро». Сюжет рас­сказа, его герои

  28. Человек и природа в рассказе.

  29. Поэты о Великой отечественной войне.

  30. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

  31. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете.

  32. Русские по­эты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню-долгий зимний вечер». Д.Б. Кедрин «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка»

  33. Н.М. Рубцов «Родная деревня». Дон-Аминадо «Города и годы»

  34. Саша Чёрный «Кавказкий пленник»

  35. Итоговый тест по Русской литературе XX века.










1

1


1

1



1


1


1

1

1



1

1


1







1

1


1

































1

1


1

2

1

2



1


1


1

2


1

2


1

1


1

1


1





1


2

1


VII Из зарубежной литературы .


  1. Роберт Льюис Сти­венсон. Баллада «Вереско­вый мед».

  2. Даниэль Дефо. Сло­во о писате­ле. «Робин­зон Крузо»

  3. Жорж Санд. «О чем говорят цветы»

  4. Марк Твен. «Приключе­ния Тома Сойера». Жизнь и за­боты Тома Сойера. Том Сойер и его друзья

  5. Джек Лон­дон. Трудная, но интересная жизнь (сло­во о писателе). «Сказание о Кише».

  6. Обобщающие уроки








1


2


2


3


3



2

Всего часов

40

39

50

41

Итого часов

170


















Содержание учебно-тематического плана изучения образовательной области «Литература» в 5 классе


Введение (3 ч)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Знать авторов учебника, структурные элементы книги(обложка, титул, форзац, сноски, оглавление).

Уметь пользоваться оглавлением

Устное народное творчество(8ч)

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

Основные понятия: жанры фольклора;; пословицы, поговорки (развитие представлений).; летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); загадки; сказки; песни.

Знать: что такое художественная и учебная литература, структурные эле-менты учебной книги;

Уметь :находить в учебнике- хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план. Знать жанры детского фольклора;

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо- юдо». Воли и-и ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крес ть янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — на родные представления о справедливости, добре и зле и сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Основные понятия: Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки - небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); виды сказок.

Уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при рассказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике

Из древнерусской литературы(2 ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Основные понятия: летопись (начальные представления); роды литературы: эпос; жанры фольклора; предания; былины; (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия).

Знать определение понятия «летопись», уметь коротко передать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям); определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения житейский,

Уметь: читать выразительно произведения.

Из литературы XVIII века(2 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред­ставления).

Основные понятия: повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления).

Знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; уметь оперировать ими в речи.

Уметь объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно

Из литературы XIX века (94)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности). Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Сказка «Ашик-кериб».Стихотворение «Два Великана»

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Основные понятия: лирика,пейзаж, эпитет, метафора, сравнение.

Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Основные понятия: Юмор (развитие представ­лений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль­ной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­щихся).

Из литературы XX века (40 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятель­ности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рас­сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи­сателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на ла­ге...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы(11 ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

5 класс

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество: жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные

-представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» ска­зок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литерату­ры (начальные представления), пьеса - сказка; автобиографичность литературного произведения (на­чальные представления).

Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

-выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведе­нии, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и лите­ратурная сказка, загадка, басня, рассказ);

-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанро­вое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и ли­тературных впечатлений;

-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни и т.д.;

-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.


Оценка устных ответов

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» не ставится

Оценка сочинений

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» не ставится

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59%


Учебно-методический комплекс


Программа по литературе для 5 – 9 классов Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.


Учебник

Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2008.


Литература


1.Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2007, 2008.

2. Золотарёва Н.В., С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе

3.Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: Просвещение, 2008. Коровина В. Я.,

Учебно-методический комплекс

4.Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

5. Картавцева М.И. Уроки внеклассного чтения. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.

6. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

7. Коровина В.Я., «Методические советы по литературе. 5 класс»

8.Литература. 5 класс: поурочные разработки. Изд. 2-е. –Волгоград: Учитель,2007.

9.Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы

10. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

11.Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим. 6 класс. – М., 2000.

12.Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1988















15