№ урока Кол-во часов | Тема урока | Дата проведения/ Примечание |
| Язык и общение | План-3ч Факт- |
1 | Введение в курс 5 класса. | сентябрь |
2 | Язык и человек. Общение устное и письменное. Культура речи и ее основные аспекты: Взаимосвязь языка и культуры. Формы речи (монолог, диалог). | сентябрь |
3 | Стили речи. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Диалог-расспрос. | сентябрь |
| Вспоминаем. Повторяем. Изучаем. | План-23ч Факт- |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. | сентябрь |
5 | Орфограмма. | сентябрь |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | сентябрь |
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | сентябрь |
8 | Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова. | сентябрь |
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | сентябрь |
10 | Буквы и, у, а после шипящих. | сентябрь |
11 | Разделительные ъ и ь. | сентябрь |
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | сентябрь |
13 | РР Что мы знаем о тексте. Информационная переработка текста (план). | сентябрь |
14 | Части речи. | сентябрь |
15 | Глагол. | сентябрь |
16 | -Тся и -ться в глаголах. | сентябрь |
17 | Р.р. Тема текста. | сентябрь |
18 | Личные окончания глаголов. | сентябрь |
19 | Имя существительное. | сентябрь |
20 | Имя прилагательное. | сентябрь |
21-22 | РР Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». Анализ сочинения. | октябрь |
23 | Местоимение. | октябрь |
24 | РР Основная мысль текста. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи. | октябрь |
25-26 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 по теме: «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем». Б.А. Макарова, Е.В. Пересветова, М.Ю. Никулина «Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС 5 класс», издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр.10 «В деревне». Анализ диктанта и работа над ошибками. | октябрь |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | План-34ч Факт- |
27 | Синтаксис и пунктуация. | октябрь |
28 | Словосочетание. Разбор словосочетаний. | октябрь |
29 | Предложение. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, чтение). | октябрь |
30 | РР Сжатое изложение. Информационная переработка текста (план). | октябрь |
31 | Виды предложений по цели высказывания. Диалог-расспрос. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение). | октябрь |
32-33 | Восклицательные предложения. | октябрь |
34 | РР Сочинение на тему «Памятный день в школе». Анализ сочинения. | октябрь |
35 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | октябрь |
36 | Сказуемое. | октябрь |
37 | Тире между подлежащим и сказуемым. | октябрь |
38 | Нераспространенные и распространенные предложения. | октябрь |
39 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | октябрь |
40 | Определение. | октябрь |
41 | Обстоятельство. | октябрь |
42 | Повторение темы « Словосочетание и предложение». | октябрь |
43-44 | Диктант № 2 по теме «Словосочетание и предложение». Б.А. Макарова, Е.В. Пересветова, М.Ю. Никулина «Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС 5 класс», издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр.11 «В летние дни». Анализ диктанта и работа над ошибками. | октябрь |
45 | Предложения с однородными членами | ноябрь |
46 | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. | ноябрь |
47 | Обобщающие слова при однородных членах. | ноябрь |
48 | Предложения с обращениями. Письмо. Письмо. | ноябрь |
49 | Синтаксический разбор простого предложения. Письмо. | ноябрь |
50-51 | РР Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». Анализ сочинения. | ноябрь |
52 | Пунктуационный разбор простого предложения. | ноябрь |
53 | Простые и сложные предложения. Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение). | ноябрь |
54-55 | Контрольный диктант №3 по теме «Обобщающие слова при однородных членах». Б.А. Макарова, Е.В. Пересветова, М.Ю. Никулина «Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС 5 класс», издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр.72 «Стань волшебником». Анализ диктанта и работа над ошибками Синтаксический разбор сложного предложения. | ноябрь |
56 | Предложения с прямой речью. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение). | ноябрь |
57 | Диалог. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). | ноябрь |
58 | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | ноябрь |
59-60 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 по теме «Запятая в сложном предложении» с грамматическим заданием. Б.А. Макарова, Е.В. Пересветова, М.Ю. Никулина «Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС 5 класс», издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 76, « Первая встреча с Андерсеном». Анализ диктанта и работа над ошибками. | декабрь |
| Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | План-14ч Факт- |
61 | Фонетика. Языковая норма, ее функции. Гласные звуки. Основные виды норм русского литературного языка. | декабрь |
62 | Согласные звуки. | декабрь |
63 | Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие. | декабрь |
64-65 | РР Функционально-смысловые типы текста. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). Анализ изложения. | декабрь |
66 | Согласные звонкие и глухие. | декабрь |
67 | Графика. Алфавит. | декабрь |
68 | РР Функционально-смысловые типы текста. Описание предмета в художественном стиле. | декабрь |
69 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | декабрь |
70 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | декабрь |
71 | Орфоэпия. | декабрь |
72 | Фонетический разбор слов. | декабрь |
73-74 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №5 по теме «Фонетика и орфоэпия». Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 5, « Много столетий считалось». Анализ диктанта и работа над ошибками. | декабрь |
| Лексика | План-10ч Факт- |
75 | Слово и его лексическое значение. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Работа со словарной статьей. Способы выражения лексических значений слов. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | декабрь |
76 | Однозначные и многозначные слова. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | декабрь |
77 | Прямое и переносное значение слов. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | декабрь |
78 | Омонимы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | декабрь |
79 | Синонимы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | январь |
80-81 | РР Подготовка к сочинению по картине И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь». Анализ сочинения. | январь |
82 | Антонимы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | январь |
83-84 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №6 по теме «Лексика». Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 5, «Павел Михайлович Третьяков был». Анализ диктанта и работа над ошибками. | январь |
| Морфемика | План-24ч Факт- |
85 | Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | январь |
86 | Окончание. | январь |
87 | Основа слова | январь |
88 | РР Сочинение письмо. | январь |
89 | Корень слова. | январь |
90-91 | РР Функционально-смысловые типы текста - рассуждение.. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Сочинение – рассуждение. | январь |
92 | Суффикс. | январь |
93 | Приставка. | январь |
94-95 | РР Информационная переработка текста (план). Изложение. Анализ изложения. | январь |
96 | Чередование звуков. Беглые гласные. | январь |
97 | Варианты морфем. | январь |
98 | Морфемный разбор. | январь |
99 | Правописание гласных и согласных в приставках. | январь |
100 | Буквы З и С на конце приставок. . | февраль |
101 | Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. | февраль |
102 | Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-. | февраль |
103 | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | февраль |
104 | Буквы И – Ы после Ц. | февраль |
105-106 | РР Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине». Анализ сочинения. | февраль |
107-108 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. №7 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 6, «Земля с травянистой растительностью...». Анализ диктанта и работа над ошибками. | февраль |
| Имя существительное | План-22ч Факт- |
109 | Имя существительное как часть речи. | февраль |
110 | РР Доказательства в рассуждении. | февраль |
111 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | февраль |
112 | Имена существительные собственные и нарицательные. | февраль |
113 | Род имен существительных. | февраль |
114 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | февраль |
115-116 | РР Сжатое изложение Е. Пермяк. «Перо и чернильница». Элементы рассуждения в повествовании. Анализ изложения. | февраль |
117 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | февраль |
118 | Три склонения имен существительных. | февраль |
119 | Падеж имен существительных. | февраль |
120 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | февраль |
121 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | март |
122-23 | РР Подробное изложение с изменением лица. Анализ изложения. | март |
124 | Множественное число имен существительных. | март |
125 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | март |
126 | Морфологический разбор имени существительного. | март |
127-128 | РР Подготовка к сочинению по картине Г. Г. Нисского. «Февраль. Подмосковье». Анализ сочинения. | март |
129-130 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №8 по теме «Имя существительное». Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 13, «Шиповник». Анализ диктанта и работа над ошибками. | март |
| Имя прилагательное | План-10ч Факт- |
131 | Имя прилагательное как часть речи. | март |
132 | Имя прилагательное как часть речи | март |
133 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | март |
134 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | март |
135-136 | РР Сочинение «Описание животного». Анализ сочинения. | |
137-138 | Прилагательные полные и краткие. | март |
139 | Морфологический разбор имени прилагательного. | март |
140-141 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №9 по теме «Имя прилагательное». Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 17, « На краю леса». Анализ диктанта и работа над ошибками. | апрель |
| Глагол | План-27ч Факт- |
142 | Глагол как часть речи. | апрель |
143 | Не с глаголами. | апрель |
144 | РР. Рассказ. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. | апрель |
145-146 | Неопределенная форма глагола. | апрель |
147 | Правописание -ться и –тся в глаголах. | апрель |
148 | Виды глагола. | апрель |
149 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | апрель |
150 | РР Редактирование текста. | апрель |
151 | Время глагола. Прошедшее время. | апрель |
152 | Настоящее время. | апрель |
153 | Будущее время. | апрель |
154 | Спряжение глаголов. | апрель |
155 | Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. | апрель |
156 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | май |
157 | РР Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени. | май |
158 | Морфологический разбор глагола. | май |
159-160 | РР Сжатое изложение с изменением формы глагола. А. Ф. Савчук. « Шоколадный торт». Информационная переработка текста (план). Анализ изложения. | май |
161 | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | май |
162 | Употребление времен. | май |
163 | Употребление времен в устных и письменных рассказах. | май |
164-165 | РР Сочинение- рассказ по рисунку О. Попович. « Не взяли на рыбалку». Анализ сочинения. | май |
166 | Повторение изученного по пройденной теме. | |
167-168 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. №10 по теме «Глагол» Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 19, « Белки». Анализ диктанта и работа над ошибками. | май |
| ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО. | План-7ч Факт- |
169-170 | Итоговый Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием №11 по теме «Повторение изученного в 5 классе» Е.А. Влодавская, М.В. Демина , Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр.25 «Девочка спрыгнула с постели..». Анализ контрольного диктанта. | май |
171 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. | май |
172 | Орфограммы в окончаниях слов. | май |
173 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | май |
174 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | май |
175 | Урок-обобщение. | май |
Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».
Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.
Все живое, все растения приветствуют весну.
1. Сделайте морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)
2. Сделайте синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».
3. Сделайте фонетический разбор слова «солнце»
4. Разберите по составу слова: «забирается», «весеннее».
1. Сделайте морфологический разбор слова «бегут» (из 2 предложения)
2. Сделайте синтаксический разбор предложения «Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки».
3. Сделайте фонетический разбор слова «легкий»
4. Разберите по составу слова: «расходятся», «говорливые».
Узкими тропинками и проселочными дорогами мы к вечеру добрались до небольшой деревушки. На нашей карте он даже не была обозначена. Пришлось расспрашивать местных жителей, как выбраться на шоссе.
Деревушка окружена непроходимыми болотами. Было решено переночевать здесь. Мы расположились на окраине деревни, под могучим дубом. Лучи заходящего солнца золотили его верхушку.
К нам подошел старичок. В руках у него была желтая корзинка, в ней лежали белые грибы. Он предложил нам переночевать у него. Но мы отказались, так как все любим спать под открытым небом. Утром собрали вещи в свои тяжелые рюкзаки и отправились дальше. Вскоре наш отряд уже вышел на шоссе, которое еще не успело просохнуть от ночной росы.
Грамматические задания.
4*** Составить план текста.
5***Определить тему текста и его основную мысль.