СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №14х.Ильинов

Мартыновский район Ростовская область


«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14

Приказ от 31.08.202_149

___________Т.В.Колесникова


Рабочая программа

по литературе

основного общего образования

для 5 класса

_101__ час


Учитель: Дводненко О.А.






Программа разработана на основе программы курса «Литература». 5 – 9 классы

(автор: Г.С. Меркин, издательство «Русское слово», 2020г)




2021-2022 учебный год


1.Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5 класса на 2021-2022 учебный год создана на основе:

  • Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287;

  • Примерные программы по учебным предметам.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.Ильинов Мартыновского района Ростовской области.

  • Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.


Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

— формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

— воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;

— создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5—9 классов.

Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по литературе, разработано на основе авторской программы Г.С. Меркина, - 9-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2020 г.


Срок реализации программы с 01.09.2021 по 27.05.2022 год.


2. Планируемые результаты освоения курса, предмета, дисциплины.


Личностные результаты обучения:

— формировать понимание важности процесса обучения;

— формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

—формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

— формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

— формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

— совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

— развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

— формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

— формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;

— развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

— развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

— развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

— развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные результаты обучения:

— формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

— формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

— формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

— формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;

—развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

— совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;

— развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

— формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

— формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;

— развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;

— совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);

— развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.

Предметные результаты обучения:

— воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;

— совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

— способствовать совершенствованию читательского опыта;

— совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;

— совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);

— развивать интерес к творчеству;

— развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;

— развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

— развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;

— формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;

— формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.



3. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины.

Введение – 1 ч.

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная па­мять). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Из мифологии – 3 ч.

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Пять веков», «Олимп», «Яблоки Гесперид» Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Из устного народного творчества – 8 ч.

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол­шебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказки народов России. «Падчерица».

Развитие речи: работа со словарями, составление словар­ной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (разви­тие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи­теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Из древнерусской литературы – 2 ч.

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерус­ского автора);

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литера­туры.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Басни народов мира – 2 ч.

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­дактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Русская басня – 7 ч.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве­щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…».

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те­матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Для заучивания наизусть. И.А. Крылов. Басня — на выбор.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни

Из литературы XIX века -32 ч.

А.С. ПУШКИН – 9 ч.

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ­ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…».

Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наи­зусть; рассказ о герое; словесное рисование.

Для заучивания наизусть. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне», отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произ­ведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Теория литературы: первое представление о пейзажной ли­рике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Поэзия XIX века о родной природе – 1 ч

А.А. Фет. «Чудная картина…» М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Весен­ние воды». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..». И.З. Суриков. «В ночном».

Для заучивания наизусть

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 2 ч.

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Для заучивания наизусть. М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, классное сочинение, составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстра­циями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Н.В. ГОГОЛЬ – 5 ч.

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Связь с другими искусствами: выставка «Различные изда­ния повести Н.В. Гоголя».

Теория литературы: мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; сюжет; ху­дожественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор мате­риала для изложения с творческим заданием, формулировка уча­щимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

И.С. ТУРГЕНЕВ – 6 ч.

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; об­раз Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Развитие речи. Классное сочинение

И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, классное сочинение, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Н.А. НЕКРАСОВ -2 ч.

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Стихотворение «Тройка». .

Для заучивания наизусть. Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Теория литературы: фольклорные элементы в художе­ственном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, ра­бота со словарями

Л.Н. ТОЛСТОЙ – 5 ч.

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Своеобразие сюжета Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: классное сочинение, различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка выво­да, дискуссия.

А.П. ЧЕХОВ – 2 ч.

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник».

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония; роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическо­го произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Из литературы XX века -15 ч. + 1 ч. р/р

И.А. БУНИН – 3 ч.

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема при­роды и приемы ее реализации. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Л.Н. АНДРЕЕВ – 2 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов.

А.И. КУПРИН – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК – 2 ч.

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, художественное свое­образие стихотворения.

Теория литературы: антитеза

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

Для заучивания наизусть. А.А. Блок. «Летний вечер».

С.А. ЕСЕНИН – 2 ч.

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» — по выбору.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, классное сочинение.

Для заучивания наизусть. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху­дожественными и документальными фотографиями.

П.П. БАЖОВ – 3 ч.

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение).

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.П. ПЛАТОНОВ – 2 ч.

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни­кита». Мир глазами ребенка, образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Из поэзии о Великой Отечественной войне-2 ч.

Н.И. Рыленков «Сестрица Алёнушка», Ю.В. Друнина «На носилках, около сарая…», С.С. Орлов «Когда это будет, не знаю…», А.И. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

Для заучивания наизусть

Одно из стихотворений о ВОВ.

Н.Н.НОСОВ – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

В.П. АСТАФЬЕВ – 6 ч.

Краткие сведения о писателе. Автобиографическое произведение «Васюткино озеро».

Развитие речи: классное сочинение.

Е.И. НОСОВ – 2 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка. Воспита­ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), инсценированное чтение.

Родная природа в произведениях писателей XX века – 3 ч.

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи век люби» (отрывок).

Для заучивания наизусть. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Из зарубежной литературы – 8 ч.

Д. ДЕФО – 2 ч.

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок).

Теория литературы: притча, приключенческий роман, ро­12анн воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН – 2ч

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представ­лений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

М. ТВЕН – 2 ч.

Краткие сведения о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма дет­ской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ – 3 ч.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио­нальный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, устная ха­рактеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН – 2 ч.

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска­зание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя­тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос­лых).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН – 1 ч.

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Итоговый урок- 1 ч. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам…»).


4. Тематическое планирование.


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов по программе

Из них

Развитие речи

Контрольные работы и тесты

1

Введение

1 ч.

-

-

2

Из мифологии

3 ч.

-

-

3

Из устного народного творчества

8 ч.

2

-

4

Из древнерусской литературы

2 ч.

-

-

5

Из басен народов мира

9ч.

-

-

6

Из русской литературы 19 века

9 ч.

1

-

7

Поэзия 19 века о родной природе

24 ч.

5

-

8

Из русской литературы 20 века

15 ч.

-

-

9

Из поэзии о Великой Отечественной войне

11ч.

2

-

10

Писатели 20 века о родной природе

3 ч.

-

1

11

Из зарубежной литературы

13 ч.

-

1

12

Итоговые уроки

3 ч.




Всего часов:

101

10

2

5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Раздел программы, тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

Дата факт (обоснование)

Домашнее задание

Введение – 1 час

1.

Книга – твой друг!

1

01.09


Стр.7, задание из рубрики «Советуем прочитать»

Из мифологии – 3 часа


2.

Античный миф. Происхождение мира и богов. «Пять веков»

1

02.09


Стр.9-12, читать и отвечать на вопросы

3.

«Олимп»

1

07.09


Стр.12-16, читать и отвечать на вопросы

4.

«Яблоки Гесперид»

1

08.09


Стр.16-22, читать и отвечать на вопросы

Из устного народного творчества – 8 часов

5.

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки.

1

09.09


Придумать несколько загадок о предметах и явлениях нашей жизни

6-7.

Пословицы и поговорки.

2

14.09

15.09


Стр.30, задание из рубрики «Минуты творчества».

Стр.33, задание из рубрики «После уроков»

8.

Волшебная сказка «Царевна – лягушка».

1

16.09


Стр.37-43, читать и пересказывать


9.

Иван Царевич, его помощники и противники в сказке «Царевна-лягушка»

1

21.09


Стр.44-51, читать, пересказывать и отвечать на вопросы

10.

Сказки народов мира. «Падчерица»

1

22.09


Стр.52-58, читать, пересказывать и отвечать на вопросы.

11-12.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение сказки.

Анализ письменных работ.

2

23.09

28.09


Составить план, написать сказку

Из древнерусской литературы – 2 часа

13.

Понятие о литературе Древней Руси.

1

29.09


Стр.58, задание из рубрики «После уроков»

14.

Летопись «Повесть временных лет» (отрывки).

1

30.09


Стр.59-66, читать и отвечать на вопросы

Из басен народов мира – 9 часов

15.

Понятие о басне. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Ворон и Лисица», «Лиса и виноград».

1

05.10


Стр.67-70, читать и отвечать на вопросы

16.

Лафонтен «Лисица и виноград».

1

06.10


Стр.71-72, читать и отвечать на вопросы

17.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII в. М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

07.10


Стр.73-76, читать и отвечать на вопросы

18-19.

И.А. Крылов. Детство писателя. Тематика басен. «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок».

2

12.10

13.10


Выучить наизусть одну из понравившихся басен.

20-21.

И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». Сатирическое и нравственное в баснях.

2

14.10

19.10


Выучить наизусть одну из понравившихся басен.

22.

С.В. Михалков. «Грибы», «Зеркало»

1

20.10


Подготовиться к инсценированию любой басни


23.

Урок-инсценирование басен.

1

21.10


Стр.91, задание из рубрики «После уроков»

Из русской литературы 19 века – 9 часов

24.

А.С. Пушкин. Детство поэта. Пушкин и книги.

1

26.10


Стр.92-102, читать и отвечать на вопросы

25.

Поэт и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няня».

1

27.10


Стихотворение выучить наизусть

26.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

1

28.10


Чтение, пересказ, анализ фрагментов сказки

27.

Герои и персонажи «Сказки…»

1

09.11


Чтение, пересказ, анализ фрагментов сказки

28.

Добро и зло в сказках А.С. Пушкина. Отношение автора к героям.

1

10.11


Чтение, пересказ, анализ фрагментов сказки

29.

Р.р. В мире художественного слова А.С. Пушкина. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Эпитет.

1

11.11


Стр.130, ответить на вопросы

30.

Литературная сказка и её отличие от фольклорной.

1

16.11


Стр.138, задание из рубрики «Советуем прочитать»

31.

Сказочный характер поэмы «Руслан и Людмила» (отрывок).

1

17.11


Выучить отрывок из поэмы наизусть

32.

Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога».

1

18.11


Стихотворение выучить наизусть

Поэзия 19 века о родной природе – 24 часа

33-34.

В мире пушкинских стихотворений о природе. «Поэзия XIX века о родной природе»

2

23.11

24.11


Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение

35.

М.Ю. Лермонтов. Детские годы. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

1

25.11


Стр.154, задание из рубрики «После уроков»

36.

«Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.

1

30.11


Стихотворение выучить наизусть

37.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе.



1

01.12


Стр.176, ответить на вопросы

38.

«Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд.

1

02.12


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

39.

Образы и события повести.

1

07.12


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

40.

Суеверие, злая сила, добро и зло в повести.

1

08.12


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

41.

Р.р. Словесное рисование героев.

1

09.12


Стр.236, задание из рубрики «Минуты творчества»

42.

И.С. Тургенев. Детские годы. История создания рассказа «Муму».


1

14.12


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

43.

Тематика и социальная проблематика рассказа «Муму».

1

15.12


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

44.

Образы центральные и второстепенные. Образ Муму.


1

16.12


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

45.

Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

1

21.12


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

46-47.

Р.р. Контрольное сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму».

2

22.12

23.12


Составить план.

Стр.281, задание из рубрики «Минуты творчества»

48.

Н.А. Некрасов – поэт для детей. «Крестьянские дети». Основная тема и способы её развития.

1

28.12


Выучить наизусть отрывок из стихотворения

49.

«Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам стихотворения.

1

11.01


Стр.293, отвечать на вопросы

50.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». История создания произведения. Быль как литературный жанр.

1

12.01


Стр.331, задание из рубрики «После уроков»

51.

Тема и основные проблемы повести: смысл жизни, справедливость, свобода и неволя.

1

13.01


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

52.

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке.

1

18.01


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

53-54.

Р.р. Контрольное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

2

19.01

20.01


Составить план.

Стр.326, ответы на вопросы

55.

А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя.


1

25.01


Стр.339, задание из рубрики «Живое слово»

56.

«Злоумышленник»: тема рассказа. Комизм ситуации. Приёмы создания характера и ситуаций.

1

26.01


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения



Из русской литературы 20 века – 15 часов


57.

И.А. Бунин. Детские годы писателя. «Густой зелёный ельник у дороги». Тема природы и приёмы её реализации. Художественное богатство стихотворения.

1

27.01


Выразительное чтение стихотворения

58-59.

«В деревне». «Подснежник». Слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа.

2

01.02

02.02


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

60.

Л.Н. Андреев. «Петька на даче». Основная тематика и нравственная проблематика писателя. Контраст.

1

03.02


Стр.33-45, читать и отвечать на вопросы

61.

Роль эпизода в создании образа героя. Природа в жизни мальчика. Значение финала.

1

08.02


Стр.45-46, вопрос1-3, письменно

62.

А.И. Куприн. Слово о писателе. «Золотой петух». Особенности создания образа в рассказе.

1

09.02


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

63-64.

А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворений.

2

10.02

15.02


Выучить наизусть любое стихотворение

65-66.

С.А. Есенин. Детские годы поэта. «Поёт зима – аукает…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Нивы сжаты, рощи голы…» Единство человека и природы. Малая и большая родина. Олицетворение.

2

16.02

17.02


Выучить наизусть любое стихотворение.

Стр.78, задание из рубрики «После уроков»

67-68.

П.П. Бажов. Путь писателя к сказу. Особенности сказа. «Каменный цветок».

2

22.02

24.02


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

69.

Человек труда в сказе П.П. Бажова. Приёмы создания художественного образа. Отличие сказа от сказки.

1

01.03


Стр.112, задание из рубрики «Живое слово»

70.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребёнка. Образ Никиты.

1

02.03


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

71.

«Цветок на земле». Основная мысль произведения.

1

03.03


Стр.133, ответы на вопросы

Из поэзии о Великой Отечественной войне – 11 часов

72.

Beликая Отечественная война в лирике XX века. Н.И. Рыленков, Ю.В. Друнина, С.С. Орлов

1

09.03


Выучить наизусть понравившееся стихотворение

73.

Beликая Отечественная война в лирике XX века. А.И. Фатьянов, В.С. Высоцкий

1

10.03


Стр.141, задание из рубрики «После уроков»

74.

Н.Н. Носов. Слово о писателе. Рассказ «Три охотника». Правда и вымысел.

1

15.03


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

75-76.

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

2

16.03

17.03


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

77-78.

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

Характеристика героя.

2

29.03

30.03



Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

79-80.

Р.р. Сочинение по рассказу «Васюткино озеро».

2

31.03

05.04



Стр.182, ответить на вопросы

81-82.

Е.И. Носов. Слово о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и зло. Мир глазами ребёнка.

2

06.04

07.04


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения


Писатели 20 века о родной природе – 3 часа

83.


Час поэзии. «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.Ф. Боков, Е.М. Рубцов, Р.Г. Гамзатов.

1

12.04


Выучить наизусть понравившееся стихотворение

84.

Час поэзии. «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.И. Белов. В.Г. Распутин.

1

13.04


Подготовиться к контрольной работе

85.

Контрольная работа по произведениям русских писателей 19 – 20 вв.

1

14.04



Стр.210, задание из рубрики «Минуты творчества»

Из зарубежной литературы –14 часов


86-87.

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии, характеристика персонажей, характеристика жанра.

2

19.04

20.04



Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения

88-89.

Х.К. Андерсен. Детство писателя. Сказка «Соловей». Истинные и мнимые ценности. Литературные приёмы создания сказочной ситуации.

2

21.04

26.04



Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения. Стр.245, задание из рубрики «После уроков»

90-91.

М. Твен. Слово о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Мир детства и мир взрослых в произведении.

2

27.04

28.04



Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения. Стр.277, ответить на вопросы


92-93.

Ж. Рони – Старший. Слово о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека.

2

04.05

05.05



Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения.


94.

Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

1

11.05



Стр.296, ответить на вопросы

95.

Итоговая контрольная работа

1

12.05



Стр.297, в.7 письменно

96-97.

Дж. Лондон. Детские годы писателя. «Сказание о Кише». Обычаи, быт, верование, нравы северных народов.

2

17.05

18.05


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения.

Стр.310, ответить на вопросы

98.

А.Линдгрен. Слово о писателе. «Приключения Эмиля из Лённеберге». Отношение писательницы к своему герою. Тонкий юмор.

1

19.05


Чтение, пересказ, анализ фрагментов произведения.

Стр.318, задание из рубрики «После уроков»

99.

Внеклассное чтение

1

24.05



100.

Литературная викторина

1

25.05



101.

Итоговый урок

1

26.05



Материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Электронная библиотека школьника

  2. Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОСhttp://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4

  3. Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

  4. Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

  5. Портреты поэтов и писателей

 Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

  • http://www.bibliogid.ru

  • http://www.bibliotekar.ru

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

  • http://www.drevne.ru

Образовательный портал «Древнерусская литература».

  • http://www.gramma.ru 

  •  http://www.gumer.info

Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).

  • http://www.encyclopedia.ru

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.

  • http://www.krugosvet.ru

  • http://www.Lib.ru

Библиотека Максима Мошкова.

  • http://www.litera.ru 

Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".

  • http://litera.edu.ru

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.

  • http://www.litwomen.ru

Сайт мировых новостей о литературе.

  • http://magazines.russ.ru

Электронная библиотека современных литературных журналов России.

  • http://www.russianplanet.ru

Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи , новости.

  • http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm

Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.

  • http://www.pushkinskijdom.ru

Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).

  • http://www.vavilon.ru

Сайт посвящен современной русской литературе.

  • http://feb–web.ru

Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина

  • http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx 

Электронные наглядные пособия:

Библиотекарь. РУ

  • http://www.bibliotekar.ru/index.htm 

Русская литература 18-20 вв.

  • http://www.a4format.ru/ 

Большая художественная галерея

  • http://gallerix.ru/ 











РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения

МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов

от _________ 202___ года

№ _____





СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР О.В.Петрова

______________ 202___г.

























6. Приложение к рабочей программе.

Контрольная работа по произведениям русских писателей 19-20 века.

1 вариант

1Соотнесите названия произведений и имена авторов.

1 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»                       1 Н.А.Некрасов.

2 «Ночь перед Рождеством»                                                          2 А.П.Чехов.

3 «Крестьянские дети»                                                                   3 А.С. Пушкин.

4 «Пересолил»                                                                                 4 Н.В. Гоголь.

2 Составьте пары литературных героев, укажите произведения, героями которых они являются, и их авторов.

Денис Григорьев, Герасим, следователь, Жилин, Муму, Дина.

3 Узнайте героиню по портрету, назовите автора и произведение.

«…глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.»

4 Докажите, что «Злоумышленник» А.П. Чехова – рассказ.

5 Какова тема стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»? Какими вам представляются его герои? Каково авторское отношение к ним?

6 Какие факты биографии Н.А. Некрасова вам запомнились?

7 Какое из изученных в разделе произведений вам особенно понравилось? Почему?

Контрольная работа по разделу «Из литературы XIX века»

2 вариант

1Соотнесите названия произведений и имена авторов.

1 «Бородино»                                                                                  1 Л.Н. Толстой.

2 «Муму»                                                                                         2 А.П. Чехов.

3 «Кавказский пленник»                                                                3 М.Ю. Лермонтов.

4 «Злоумышленник»                                                                       4 И.С. Тургенев.

2 Составьте пары литературных героев, укажите произведения, героями которых они являются, и их авторов.

Королевич Елисей, Оксана, землемер С мирнов, Вакула, царевна, Клим.

3 Узнайте героя по портрету, назовите автора и произведение.

«Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были … тонки… Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, … весь был не белее трубочиста».

4 Докажите, что «Пересолил» А.П. Чехова – рассказ.

5 Какова тема стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»?   Какими вы представляете его героев? Каково авторское отношение к ним?

6 Какие факты биографии А.П. Чехова вам запомнились

7 Какое из изученных в разделе произведений вам особенно понравилось? Почему?











Итоговая контрольная  работа по  литературе.

I Соотнесите названия произведений и имена авторов.

1 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»     1 Н.А. Некрасов

2 «Бородино»                                                                2 Л.Н. Толстой

 3 «Ночь перед Рождеством»                                       3 А.С. Пушкин

 4 «Кавказский пленник»                                             4 И.С. Тургенев

 5 «Крестьянские дети»                                                5 Н.В. Гоголь

 6 «Муму»                                                                      6 М.Ю. Лермонтов

 7 «Петька на даче»                                                       7 А.П. Платонов

 8 «Никита»                                                                    8 П.П. Бажов

 9 «Как патефон петуха от смерти спас»                     9 Л.Н. Андреев

 10 «Каменный цветок»                                                10 Е.Н. Носов

 II Составьте пары литературных героев, укажите произведения, в которых они действуют, и их авторов.

Жилин, Герасим, Оксана, королевич Елисей, Данила, Муму, Петька, Дина, царевна, Прокопьич, Вакула, кухарка Надежда.

III Узнайте героя (героиню) по портрету, назовите произведение и автора.

1 «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были … тонки… Но сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, … весь был не белее трубочиста»

2 «…глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляха и рубль серебряный».

3 Он «был самым маленьким из всех служащих в заведении. Ему было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался … посетители с брезгливостью смотрели на этого веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой и делающие его похожим на состарившегося карлика»

IV Укажите названия образно-выразительных средств, использованных поэтами в поэтических строчках.

«Полный месяц встал, …молчит» (1 ); «Всё серые, карие, синие глазки ( 2 ) смешались, как в поле цветы» ( 3); «Звучал булат, картечь визжала» ( 4 );  «Французы двинулись, как тучи» ( 5 ); «Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотые косы  « ( 6);

«мохнатый лес» ( 7 ); «паутины тонкий волос» ( 8 ).

V Назовите жанр следующих художественных произведений.

1 «Ночь перед Рождеством»  

2 «Каменный цветок»  

3 «Ворона и Лисица»  

4 «Пересолил»  

5 «Царевна – лягушка»

6 «Бородино»








7.Информационно-методическое обеспечение:

  1. Программа курса «Литература».  5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин.  – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2016. (ФГОС . Инновационная школа)  

  2. Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-9-е изд.-М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2020.

  3. Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2018.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2017.- (Стандарты второго поколения).

  5. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 5 класс»/ авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2017. (ФГОС . Инновационная школа)  

  6. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5 класс: В 2 ч. - М.:: ООО «Русское слово - учебник», 2020.

  7. Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 5 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" - РС",2020 г.

  8. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие/Ф.Е.Соловьёва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2020.



































14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!