Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селекционная средняя общеобразовательная школа»
г. Славгорода Алтайского края
Рассмотрено на заседании ШУМО гуманитарных дисциплин МБОУ «Селекционная СОШ», протокол от 27 августа 2021 г. № 3 | Согласовано методическим советом МБОУ «Селекционная СОШ» протокол от 30 августа 2021 г. №1 | Утверждено приказом МБОУ «Селекционная СОШ» от 31 августа 2021 г. № 150 |
Рабочая программа
учебного предмета
«Литература»
для 5 класса
основного общего образования
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Головина Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
с. Селекционное
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5— 9 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение.2016г.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни;
стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.);
формировать горизонт своих интересов;
пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке,
использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним
— понимать разницу между текстом и гипертекстом.
Метапредметные результаты:
находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета;
понимать разницу между текстом и гипертекстом;
организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
структурировать материал, формулировать собственную позицию, подкреплять её соответствующими аргументами, делать выводы;
организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать её оценку;
аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
разных жанров,
создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать своё досуговое чтение;
анализировать текст на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.,
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательнойсфере:
уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов- персонажей;
выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном
тексте, воспроизводить его содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
в ценностно- ориентационнойсфере:
в коммуникативной сфере:
• осознавать коммуникативно- эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
• выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
• анализировать произведение с помощью опорных вопросов;
• составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;
в эстетической сфере:
понимать образную природу литературы,
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ – 1 Ч.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного
поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.).
Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 10 ч.
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М.Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.
Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости,
добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений).
Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (первоначальное представления). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси
(обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и
хитрость воеводы Претина». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...»
и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 2 ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения,
начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 41 ч.
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века:
А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков
— грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. ж., «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления).
Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества,
Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.
«Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского изведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими
народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм;
«бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых в сказке. Царица и царевна, мачеха и
падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие
литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность
— красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных
героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).
Историческая основа стихотворения, произведение исторического события устами рядового
участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения:) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
Поэтический образ русской женщины.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.
Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного
человека.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней
природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной
деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.
Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина.
Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия), сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.
Речь персонажей как средство их Характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как верея охот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…», … Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро»,
«Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 29 ч.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство
героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок,
связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема
исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.
«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения, «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству.
Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления).
Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои.
Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные
особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род
литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,
одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла.
Смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения
(начальные представления).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете» , А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине, родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…», А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка», Н. Рубцов. (Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение
поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение
образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Юлий Черсанович Ким. Краткий обзор биографии и творчества. «Рыба-кит».
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 17 ч.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами).
Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных
деталей в сказке Андерсена,Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая.
Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница др.). Снежная королева
и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви
и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальное представления).
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями.
Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу,
заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших
жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни
северного народа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Введение. Книга в жизни человека | 1 |
2 | Устное народное творчество (10 ч.) | 10 |
3 | Из древнерусской литературы (2ч.) | 2 |
4 | Из русской литературы XVIII века(2ч.) | 2 |
5 | Из русской литературы XIX века (41ч.) | 41 |
6 | Из русской литературы XX века (29ч.) | 29 |
7 | Из зарубежной литературы (15ч.)+ 3 ч. Повторение | 15+3 |
| 105 |
Календарно-тематический план изучения учебного предмета «Литература»
5класс,3 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
1 | Введение. Книга в жизни человека | 03.09 | |
Устноенародноетворчество (10 ч.) |
2 | Фольклор — коллективное устное народное творчество | 04.09 | |
| Малые жанры фольклора | 07.09 | |
4 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка | 10.09 | |
5 | «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича | 11.09 | |
6 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | 14.09 | |
7 | «Иван-крестьянскийсыничудо-юдо»какволшебнаясказка героическогосодержания. | 17.09 | |
8 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. | 18.09 | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 21.09 | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 24.09 | |
11 | Р.р. Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. | 25.09 | |
Издревнерусскойлитературы (2ч.) |
12 | Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 28.09 | |
13 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока -киевлянина и Хитрость воеводы Претича | 01.10 | |
Из русской литературы XVIII века(2ч.) |
14 | Вн. чт. М.В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. | 02.10 | |
15 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру.. .» | 05.10 | |
Из русской литературы XIX века (41ч.) |
16 | Ви. чт. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века:А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев) | 08.10 | |
17 | И.А.Крылов.Рассказописателе.Басни«Воронаилисица»,«Свинья подДубом». | 09.10 | |
18 | И.А. Крылов. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях («Волк на псарне»). | 12.10 | |
19 | Р.р. И.А. Крылов. Басни. | 15.10 | |
20 | В.А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как литературная сказка. | 16.10 | |
21 | В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. | 19.10 | |
22 | А.С. Пушкин. «Няне». | 22.10 | |
23 | А.С.Пушкин.«УЛукоморьядубзеленый».«РусланиЛюдмила» (пролог) как собирательная картинанародных сказок | 23.10 | |
24 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. | 02.11 | |
25 | «Сказкаомертвойцаревнеиосемибогатырях»:сравнительная характеристикагероев. | 05.11 | |
26 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | 06.11 | |
27 | Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по сказкам А.С.Пушкина. | 09.11 | |
28 | Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина | 12.11 | |
29 | Ви. Чт.А.С. Пушкин. Сказки. | 13.11 | |
30 | А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка | 16.11 | |
31 | «Чернаякурица,илиподземныежители»какнравоучительное произведение. | 19.11 | |
32 | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте .«Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | 20.11 | |
33 | «Бородино»: проблематика и поэтика. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. «Два великана» | 23.11 | |
34 | Ви. чт. «Ашик—Кериб» как литературная сказка | 26.11 | |
35 | Н.В.Гоголь.Рассказописателе.«ВечеранахутореблизДиканьки». «Заколдованное место». | 27.11 | |
36 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести | 30.11 | |
37 | Вн.чт.«Вечера на хуторе близ Диканьки».«Майская ночь,или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшнаяместь». | 03.12 | |
38 | Н.А.Некрасов.Рассказ о поэте.«Есть женщины в русских селеньях...»(отрывок из поэмы «Мороз,Красный нос»). | 04.12 | |
39 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | 07.12 | |
40 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. | 10.12 | |
41 | И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве | 11.12 | |
42 | Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе | 14.12 | |
43 | «Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое. | 17.12 | |
44 | Р.р. Тургенев — мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Подготовка к домашнему сочинению | 18.12 | |
45 | А.А. Фет. Лирика. «Весенний дождь», «Чудная картина...», «Задрожали листы, облетая | 21.12 | |
46 | Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | 24.12 | |
47 | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. | 25.12 | |
48 | Р.Р. «Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 28.12 | |
49 | Р.р. Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | 11.01 | |
50 | Р.р. Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | 14.01 | |
51 | А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. | 15.01 | |
52 | Р.р. «Хирургия». | 18.01 | |
53 | Ви. чт. Рассказы Антоши Чехонте. | 21.01 | |
54 | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». | 22.01 | |
55 | А.Н. Майков. «Ласточки»; И.С. Никитин. «Утро», «3имняя ночь в деревне» (отрывок»; А.Н. Плещеев.«Весна» (отрывок). | 25.01 | |
56 | Р.Р.Русские поэты 19 века о Родине и о родной природе и осебе. | 28.01 | |
Из русской литературы XX века (29ч.) |
57 | И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 29.01 | |
58 | Ви. чт. И.А. Бунин. «Подснежник» | 01.02 | |
59 | В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». | 04.02 | |
60 | «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция | 05.02 | |
61 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | 08.02 | |
62 | Р.р. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | 11.02 | |
63 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». | 12.02 | |
64 | П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Меднойгоры. | 15.02 | |
65 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | 18.02 | |
66 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | 19.02 | |
67 | «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. | 25.02 | |
68 | Ви. чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского | 26.02 | |
69 | Ви. чт. С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Сказки для детей. | 01.03 | |
70 | «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». Нравственные проблемы сказки. | 04.03 | |
71 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | 05.03 | |
72 | Р.р. Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 11.03 | |
73 | А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. | 12.03 | |
74 | «Никита»: быль и фантастика. | 15.03 | |
75 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 18.03 | |
76 | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | 19.03 | |
77 | Р.р.Классное контрольное сочинение | 01.04 | |
78 | Р.р. Классное контрольное сочинение. | 02.04 | |
79 | А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» | 05.04 | |
80 | К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». | 08.04 | |
81 | И.А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...» Дон-Аминадо. «Города и годы» | 09.04 | |
82 | Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Роднаядеревня». | 12.04 | |
83 | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». | 15.04 | |
84 | СашаЧерный. «Кавказский пленник» | 16.04 | |
85 | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 19.04 | |
Из зарубежнойлитературы (15ч.) |
86 | Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков. | 22.04 | |
87 | Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | 23.04 | |
88 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. | 26.04 | |
89 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 29.04 | |
90 | Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке | 30.04 | |
91 | «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 06.05 | |
92 | «Снежная королева»: «что есть красота»? | 07.05 | |
93 | Вн. чт. СказкиАндерсена. | 13.05 | |
94 | Р.р.СказкиX.-K.Андерсена.Устный иписьменный ответ на один из проблемных вопросов. | 14.05 | |
95 | Р.р.СказкиX.-K.Андерсена.Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 17.05 | |
96 | М.Твен.Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья | 20.05 | |
97 | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | 21.05 | |
98 | Р.р. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 24.04 | |
99 | Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 27.05 | |
100 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: Мастерство писателя. | 28.05 | |
Повторение (2 ч.) |
101 | Итоговая контрольная работа по литературе или тестирование | 31.05 | |
102 | Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Повторительно-обобщающий урок-праздник. | | |
103 | Повторение. | | |
104 | Повторение. | | |
105 | Повторение. | | |
Лист внесения изменений
Дата проведения планируемая | Дата проведения фактическая | Тема урока | Основание для внесения изменений в программу (номер, дата приказа, причина) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
32