Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ «Краснопоймовская
средняя общеобразовательная
школа»
___________ Л.В. Седова
Приказ № 125 от 31.08.2018г.
Рабочая программа
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 «Б» класс
(базовый уровень)
Учитель: Бондарук Наталья Васильевна, стаж работы – 11 лет,
высшая квалификационная категория
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Приказа Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015.года, зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;
Учебного плана МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»;
Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для каждого класса, включающими учебники и методические рекомендации для учителя.
Обучение в 5-м классе по учебнику Обучение во 5-м классе по учебнику «Литература. 5 класс. Учебник с приложением на электронном носителе в 2 ч. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин». – М.: Просвещение, 2014 г.
«Рабочая программа по литературе. 5 класс» Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014 г.
Программа по литературе относится к образовательной области «Русский язык и литература».
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю по учебному плану - 3
Учебных недель - 34
Общее количество часов -102
Класс | Кол-во работ | Виды работ | четверти | всего |
1 | 2 | 3 | 4 | |
5 | 6 | сочинение | 1 | 1 | 1 | | 3 |
тест | 1 | - | 1 | 1 | 3 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по литературе к концу 5 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы: мотивация к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, ценностное отношения к происходящим событиям, внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя. нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор, навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся: пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека, различать произведения малых жанров фольклора. Научиться их использовать в устной и письменной речи; формировать навыки пересказа, понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор); выразительному чтению по ролям, по образцу из фонохрестоматии, (инсценированному чтению); формировать навыки проектной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Познавательные
Обучающиеся научатся: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия, читать вслух и понимать прочитанное, обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение, обосновывать и доказывать свое мнение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего по программе |
1 | Введение. Книга в жизни человека | 1 |
2 | Устное народное творчество | 10 |
3 | Из древнерусской литературы | 3 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 1 |
5 | Из русской литературы XIX века | 39 |
6 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе | 3 |
7 | Из русской литературы XX века | 25 |
8 | Поэты о ВОВ | 2 |
9 | Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | 4 |
10 | Писатели улыбаются | 5 |
11 | Из зарубежной литературы. | 8 |
12 | Итоговый тест | 1 |
13 | Итог | 102 |
Содержание программы учебного курса
Введение (1 ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (10 ч)
Фольклор (2 ч)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки (8 ч)
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. Герои народных сказок в оценке писателей.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Литература и изобразительное искусство.
Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. Литература и изобразительное искусство. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы (3 ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века (1 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века (39 ч)
Русские басни (4 ч)
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен («Зеркало и Обезьяна»), инсценирование. Проект.
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский (2 ч)
Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
К.Р. Тест за I четверть (1 ч)
Александр Сергеевич Пушкин 7ч (5 ч + 2 ч Р.Р.)
Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Р.Р. Стихотворение «Няне» – поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – ее истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Р.Р. Внеклассное чтение. Мои любимые сказки А.С. Пушкина.
Русская литературная сказка (3 ч)
Антоний Погорельский
Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Сходство и различие литературной сказки и народной. Мир детства в изображении писателя. Проект.
Михаил Юрьевич Лермонтов (3ч)
Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов (4 ч)
Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
Реальная основа повести «Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
К.Р., Р.Р. Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму» (1 ч)
Афанасий Афанасьевич Фет (1 ч)
Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой (5 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (3 ч)
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений. Проект.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Р.Р. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» (1 ч)
Из литературы XX века (36 ч)
Иван Алексеевич Бунин (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
Вн.чт. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Теория литературы: эпитет, олицетворение, фольклорный образ, пейзаж.
Владимир Галактионович Короленко (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Р.Р. Сочинение. Обучение навыкам характеристики героев. (1 ч)
Сергей Александрович Есенин (2 ч)
Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» – поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Теория литературы. Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.
Павел Петрович Бажов (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский (4 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
К.Р. Тест за III четверть (1 ч)
Андрей Платонович Платонов (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Поэты о Великой Отечественной войне (2 ч)
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (4 ч)
И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Проект.
Писатели улыбаются (4 ч)
Саша Черный. Краткий обзор биографии и творчества. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Юлий Черсанович Ким. «Рыба-кит».
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Итоговый тест по русской литературе XIX–XX вв. (1 ч)
Из зарубежной литературы (8 ч)
Роберт Льюис Стивенсон (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо (1 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом.
Марк Твен (1 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон (1 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Итоговый тест (1 ч)
Тематическое планирование по литературе в 5 «Б» классе
№ урока | Наименование раздела, темы урока | Дата по плану | Дата по факту |
| ВВЕДЕНИЕ (1 ч) | | |
1 | Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека | 04.09 | |
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10ч) | | |
2 | Фольклор – коллективное устное народное творчество | 05.09 | |
3 | Фольклор – коллективное устное народное творчество | 06.09 | |
4 | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок | 11.09 | |
5 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев | 12.09 | |
6 | Волшебная сказка «Царевна лягушка». Художественный мир сказки | 13.09 | |
7 | Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван Царевич и чудо-юдо». Жанр сказки | 18.09 | |
8 | Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван Царевич и чудо-юдо». Жанр сказки | 19.09 | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 20.09 | |
10 | Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. | 25.09 | |
11 | Р.Р. Мои любимые русские народные сказки. Подготовка к сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках» | 26.09 | |
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч) | | |
12 | Общее представление о древнерусской литературе. | 27.09 | |
13 | Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 02.10 | |
14 | Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 03.10 | |
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч) | | |
15 | М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру….» | 04.10 | |
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (39 ч) | | |
16 | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). | 09.10 | |
17 | И.А. Крылов. Ознакомление с творчеством | 10.10 | |
18 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | 11.10 | |
19 | Басня «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора | 16.10 | |
20 | В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 17.10 | |
21 | Баллада «Кубок». Благородство и жестокость баллады. | 18.10 | |
22 | К.Р. Контрольный тест за I четверть | 23.10 | |
23 | Р.Р. А.С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне» | 24.10 | |
24 | «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме | 25.10 | |
25 | «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | 06.11 | |
26 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – ее истоки. «Бродячие сюжеты» Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом | 07.11 | |
27 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 08.11 | |
28 | Сходство и различие литературной сказки и сказки народной | 13.11 | |
29 | Р.Р. Внеклассное чтение. Мои любимые сказки А.С. Пушкина | 14.11 | |
30 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Подготовка к проекту | 15.11 | |
31 | А. Погорельский Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя. | 20.11 | |
32 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. | 21.11 | |
33 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. | 22.11 | |
34 | «Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837) | 27.11 | |
35 | Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен | 28.11 | |
36 | Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» – повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 29.11 | |
37 | Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя | 04.12 | |
38 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 05.12 | |
39 | «Есть женщины в русских селеньях…» – поэтический образ русской женщины | 06.12 | |
40 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». | 11.12 | |
41 | Мир детства. Анализ стихотворения. | 12.12 | |
42 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Муму». Реальная основа рассказа | 13.12 | |
43 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие в рассказе «Муму» | 18.12 | |
44 | Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных | 19.12 | |
45 | К.Р., Р.Р. Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму» | 20.12 | |
46 | А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы | 25.12 | |
47 | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | 26.12 | |
48 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 27.12 | |
49 | Жилин и Дина. Мысли писателя о дружбе разных народов. | 15.01 | |
50 | Краткость и выразительность языка рассказа. | 16.01 | |
51 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов | 17.01 | |
52 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа | 22.01 | |
53 | Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте | 23.01 | |
54 | РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ (3 ч) Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной | 24.01 | |
55 | А.Н. Плещеев «Весна», А.Н. Майков «Ласточки | 29.01 | |
56 | Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…», И.З. Суриков «Зима», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне». Выразительное чтение стихотворений | 30.01 | |
57 | Р.Р. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» | 31.01 | |
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (25 ч) | | |
58 | В.Ч. И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы». | 05.02 | |
59 | Восприятие прекрасного. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине | 06.02 | |
60 | В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Автобиографичность произведения. Гуманистический смысл произведения. | 07.02 | |
61 | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 12.02 | |
62 | Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа | 13.02 | |
63 | Р.Р. Обучение навыкам характеристики героев | 14.02 | |
64 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» – поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины. | 19.02 | |
65 | Р.Р. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства» | 20.02 | |
66 | П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | 21.02 | |
67 | Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству. | 26.02 | |
68 | Вн.чт. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П. Бажова. | 27.02 | |
69 | К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Тема и проблема произведения. Герои в литературной сказке | 28.02 | |
70 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» | 05.03 | |
71 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения. | 06.03 | |
72 | Мысль автора об ответственности человека перед природой. | 07.03 | |
73 | С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенность рода литературы | 12.03 | |
74 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». | 13.03 | |
75 | Роды и жанры литературы. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. | 14.03 | |
76 | К.Р. Итоговый тест за 3 четверть | 19.03 | |
77 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой | 20.03 | |
78 | Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита» | 21.03 | |
79 | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда. | 02.04 | |
80 | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» | 03.04 | |
81 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 04.04 | |
82 | Р.Р. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки | 09.04 | |
83 | ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 ч) К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» | 10.04 | |
84 | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети | 11.04 | |
85 | ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ (4 ч) И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер…» | 16.04 | |
86 | А.А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Б. Кедрин «Аленушка» | 17.04 | |
87 | Н.М. Рубцов «Родная деревня» | 18.04 | |
88 | Дон-Аминадо «Города и годы» | 23.04 | |
89 | ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (5 ч) Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | 24.04 | |
90 | Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор | 25.04 | |
91 | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме. | 30.04 | |
92 | Актуальное чтение. | 01.05 | |
93 | Итоговый урок по русской литературе XIX–XX вв. (тестирование) | 02.05 | |
| ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч) | | |
94 | Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мед». | 07.05 | |
95 | Подвиг героя во имя сохранения традиций предков | 08.05 | |
96 | Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 09.05 | |
97 | Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Соотношение реального и фантастического | 14.05 | |
98 | Характеристика героев сказки «Снежная королева». Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева | 15.05 | |
99 | Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева». Викторина | 16.05 | |
100 | М. Твен. Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев М. Твена | 21.05 | |
101 | Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество | 22.05 | |
102 | Итоговый тест. (1 ч) | 23.05 | |
Материальное – техническое обеспечение образовательного процесса
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2014 г.
Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя.
1. Я иду на урок (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
2. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
1. Презентации к урокам, созданные учителем.
1. Комплект таблиц по литературе.
2. Самодельные наглядные пособия.
1. Персональный компьютер.
2. Проектор.
3. Учебно – лабораторное оборудование и приборы.
3. Электронная доска.
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании Методического совета школы Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 ___________ Т.В. Полиненко
от «30» августа 2018 г. «31» августа 2018 г.
18