СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 5 класс в рамках ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС»



Основная образовательная программа МБОУ «Тасеевская СОШ №1»

«Утверждена»

_______

№_ «________» ______20 -г.













Рабочая программа







Предмет: литература

Класс: 5





























Программа общеобразовательных учреждений

Литература под редакцией В.Я.Коровиной. 5-11, 10-11 – М. «Просвещение»,2009г.

Учебник под редакцией В.Я.Коровиной

Литература: 5 кл.: Учеб. в 2 ч. – М., «Просвещение», 2009г.

Количество часов в неделю

-по программе: 3

-по учебному плану школы: 3

-развитие речи: 11

-контрольных работ: 6











Пояснительная записка



Рабочая программа по литературе предназначена для 5 класса и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования.Утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. №1897.Зарегистрирован Минюстом России №19644 01 февраля 2011 г.

  • Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. –2-е издание - М.: Просвещение, 2012 г.

  • Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Тасеевская СОШ №1».

  • Учебный план школы

  • Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Тасеевская СОШ №1».

  • Календарный учебный график МБОУ «Тасеевская СОШ №1».

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС.

В соответствии учебным планом предмет «литература» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего общего образования. В 5 классе рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа, что соответствует Учебному плану образовательного и календарному учебному графику школы (34 учебные недели).



Планируемые результаты обучения

Личностные:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

Регулятивные УДД:

 Умение самостоятельно организовать собственную деятельность;

- Умение составить план  в соответствии с поставленной задачей

-выбор средства реализации поставленных целей;

 - умение работать по алгоритму, с памятками, правилами;

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;

- умение понимать и использовать диаграммы, таблицы, схемы. 

-  умение самостоятельно вести поиск информации

- умение наблюдать природные явления и выполнять опыты,

-умение выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его.

-Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в коммуникативной деятельности на иностранном языке.

-умение формулировать личные понятия о безопасности;

-умение анализировать причины возникновения опасности;

-умение обобщать и сравнивать последствия опасных ситуаций;

-овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

ПознавательныеУДД:

осознание, что такое свойства предмета – общие, различные;

- умение использовать знаково-символьную запись математических понятий.

-Освоение базовых понятий: язык и речь, речь устная и письменная, монолог и диалог, речевая ситуация, типы и стили речи, разделы науки о языке,

- создание текстов разных типов;

-умение понимать и формулировать  тему, идею произведения; характеризовать героев.

-извлекать информацию из предоставленных источников,

 -умение выбирать источник информации,

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,

- выявлять общность  и различия сравниваемых исторических событий и явлений,

-определять причины и следствия важнейших исторических событий

-Знание основных методов научного познания и методов исследования объектов и явлений природы

-развитие смыслового чтения на иностранном языке, включая умение определить тему, выделить основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов

-приобретение опыта самостоятельного поиска информации в области безопасности жизнедеятельности;

-способность овладевать совокупностью социокультурных знаний об окружающем мире.

Коммуникативные УДД:

 умение работать в парах, группах, выражать свою мысль, умение слушать других, вступать в диалог.

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение, адекватное восприятие;

- умение воспроизводить прочитанный или прослушанный текст с заданной  степенью свернутости (план, пересказ, изложение).

-освоение навыков работы в малой группе, вести диалог, высказывать собственную точку зрения

-способность и готовность взаимодействовать с представителями другой культурной общности с учетом их речевых возможностей.

-развитие интереса и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности

-умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

-проявление навыков планирования своего речевого и неречевого поведения.

 


Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Формирование ИКТ-компетенций обучающихся:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены при работе с устройствами ИКТ;

  • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

  • сканировать рисунки и тексты;

  • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете и анализировать результаты поиска;

  • приобретут умения готовить и проводить презентацию.


Система оценки знаний

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний, что позволяет:

● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

● установить соответствие этого уровня требованиям ФГОС ООО

● осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, письменные задания, самостоятельные работы, тестирование, работа с контурной картой и т.п. в рамках урока.

Тематический контроль знаний - проверка знаний обучающихся через защиту проекта и презентации, письменные задания(сообщение на заданную тему, рассказ, сочинение), самостоятельные работы, викторины, тестировани, практикум в рамках урока, или части урока. Оценка знаний учащихся производится по 5-ой системе в соответствии со школьным положением о системе оценке.







Содержание программы

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Промежуточная аттестация.





































Тематическое планирование

Тема, раздел

Количество часов

Тема урока

урока


дата проведения

Вводный урок

.1ч

Книга и ее роль в жизни человека и общества

1


Устное народное творчество

10ч

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

2




Малые жанры. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

3




Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

4




Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль сказке.

5




Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

6




"Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания

7




"Иван-крестьянский сын и чудо-юдо". Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.


8



Сказка о животных «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

9





.

Бытовая сказка "Солдатская шинель". Народные представления о добре и зле.

10



.


РР. Мои любимые сказки. Обучение домашнему сочинению.


11


Древнерусская литература

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет»

12




«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Герои летописного сказания.




13







Русская литература 18 в


М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение.

14




Роды и жанры литературы.

15


Русская литература 19 в

24ч

ВЧ. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра


16



.


И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях

17



.


«Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали.

18




«Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

19




Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни

20



.


В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои.

21



.


Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки

.

22





В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе. Герои баллады.

23





А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы «Няне» как поэтический образ Арины Родионовны.

24




Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

25




А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета.

26





А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил.

27



.


. РР. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина.

28




. РР Рифма, ритм, строфа. Стихотворная и прозаическая речь

29




ВЧ.Мои любимые сказки А,С,Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

30




Урок контроля.Тестирование по сказкам Пушкина и Жуковского.

31



Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная

сказка.


32




Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, и достоверно-реальное в сказке


33




В.М.Гаршин. Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

34





М.Ю.. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник вдохновения

35




Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

36




Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»


37




Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».


38




. Урок-презентация повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»


39


Русская литература второй половины 19 в


30

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

40




ВЧ.Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»


41





ВЧ. Н.А. Некрасов. "Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины.

42






И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России

43




.

Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

44




Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и челяди.



45




Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

46




РР. Подготовка к домашнему сочинению «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?»

47




А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.

48




. КР по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

49




Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.


50




РР. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.


51



.

РР.Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Кавказский пленник»

52






.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия

53




Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия".


54



.


ВЧ Рассказы Антоши Чехонте

55




. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И,Тютчева .Стихотворный ритм как. средство передачи чувств и настроений



56





.

Лирика Ф.И,Тютчева .Стихотворный ритм как. средство передачи чувств и настроений


57




Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова

58





. РР. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»

59


Русская литература 20 в


29

ВЧ. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе


60





В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

61




Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев.

62




Общение Васи с Валеком и Марусей. как средство изображения героев.

63




РР. Изображение города и его обитателей Понятие о композиции литературного произведения.


64




Обучение домашнему сочинению по повести «В дурном обществе»

65




С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина «Я покинул родимый дом…»,

66




П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка". Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

67



.


Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.


68




К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке "Тёплый хлеб".


69



.

Роль пейзажа в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

70




.

ВЧ. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы". Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского.

71


86

.


С.Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. зский пленник», «Игорь-Робинзон».

85









Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

86









К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете» Война и дети.

87









А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

88





Из зарубежной литературы

12ч

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.

89









Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

72


Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.



Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.


73





Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе Маршака.

74





. РР. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке

«Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке».

75





. А.П. Платонов. Слово о писателе. "Никита". Быль и фантастика.


76





Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.


77





Контрольная работа. Сочинение «мой любимый литературный герой».

78





В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.


79





«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

80





РР.Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе 20 в: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г.Паустовский, В.П.Астафьев.

81






Русские поэты 20 в о Родине и родной природе.И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы

82





Русские поэты 20 в о Родине и родной природе. А.А.Прокофьев, Д.Б.Кудрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

83





. РР Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения. (Поэты 20в)

84





Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

85






К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете» Война и дети.

87




А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

88


Из зарубежной литературы

12ч

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.

89




Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа.

90




Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя.

91




Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке . Кай и Герда.

92




В поисках Кая. Друзья и враги. Внутренняя красота героини.

93




. РР. Наши любимые сказки Андерсена

94





РР.Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена

95




ВЧ.Ж Санд «О чем говорят цветы» Спор героев о прекрасном.



.

96





ВЧ. М.Твен.Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

97




Том и Гек в романе М. Твена. «Приключения тома Сойера». Том и Бекки.

98





ДЖ Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

99




Становление характера главного героя. Мастерство ДЖ Лондона в изображении жизни северного народа.

100


Итоги года


Промежуточная аттестация.

101




.

РР. Путешествие по стране Литературии 5 класса.

Выявление уровня литературного развития. Задания для летнего чтения.


102






























































































Тематическое планирование



Примечания:

Н – необходимый (базовый уровень)

П – повышенный уровень

И – индивидуальное задание

РТ, РТ(2) – рабочая тетрадь по литературе 5 класс под ред. Ахмадуллиной Р.Г. в 2-х чч. 2-е изд., М., Просвещение, 2014.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!