Основная образовательная программа МБОУ «Тасеевская СОШ №1»
«Утверждена»
_______
№_ «________» ______20 -г.
Рабочая программа
Предмет: литература
Класс: 5
Программа общеобразовательных учреждений
Литература под редакцией В.Я.Коровиной. 5-11, 10-11 – М. «Просвещение»,2009г.
Учебник под редакцией В.Я.Коровиной
Литература: 5 кл.: Учеб. в 2 ч. – М., «Просвещение», 2009г.
Количество часов в неделю
-по программе: 3
-по учебному плану школы: 3
-развитие речи: 11
-контрольных работ: 6
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе предназначена для 5 класса и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования.Утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. №1897.Зарегистрирован Минюстом России №19644 01 февраля 2011 г.
Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. –2-е издание - М.: Просвещение, 2012 г.
Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Тасеевская СОШ №1».
Учебный план школы
Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Тасеевская СОШ №1».
Календарный учебный график МБОУ «Тасеевская СОШ №1».
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС.
В соответствии учебным планом предмет «литература» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего общего образования. В 5 классе рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа, что соответствует Учебному плану образовательного и календарному учебному графику школы (34 учебные недели).
Планируемые результаты обучения
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Регулятивные УДД:
Умение самостоятельно организовать собственную деятельность;
- Умение составить план в соответствии с поставленной задачей
-выбор средства реализации поставленных целей;
- умение работать по алгоритму, с памятками, правилами;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
- умение понимать и использовать диаграммы, таблицы, схемы.
- умение самостоятельно вести поиск информации
- умение наблюдать природные явления и выполнять опыты,
-умение выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его.
-Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в коммуникативной деятельности на иностранном языке.
-умение формулировать личные понятия о безопасности;
-умение анализировать причины возникновения опасности;
-умение обобщать и сравнивать последствия опасных ситуаций;
-овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
ПознавательныеУДД:
осознание, что такое свойства предмета – общие, различные;
- умение использовать знаково-символьную запись математических понятий.
-Освоение базовых понятий: язык и речь, речь устная и письменная, монолог и диалог, речевая ситуация, типы и стили речи, разделы науки о языке,
- создание текстов разных типов;
-умение понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать героев.
-извлекать информацию из предоставленных источников,
-умение выбирать источник информации,
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений,
-определять причины и следствия важнейших исторических событий
-Знание основных методов научного познания и методов исследования объектов и явлений природы
-развитие смыслового чтения на иностранном языке, включая умение определить тему, выделить основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов
-приобретение опыта самостоятельного поиска информации в области безопасности жизнедеятельности;
-способность овладевать совокупностью социокультурных знаний об окружающем мире.
Коммуникативные УДД:
умение работать в парах, группах, выражать свою мысль, умение слушать других, вступать в диалог.
-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение, адекватное восприятие;
- умение воспроизводить прочитанный или прослушанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение).
-освоение навыков работы в малой группе, вести диалог, высказывать собственную точку зрения
-способность и готовность взаимодействовать с представителями другой культурной общности с учетом их речевых возможностей.
-развитие интереса и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности
-умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
-проявление навыков планирования своего речевого и неречевого поведения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Формирование ИКТ-компетенций обучающихся:
Обучающийся получит возможность научиться:
правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
соблюдать требования техники безопасности, гигиены при работе с устройствами ИКТ;
проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
сканировать рисунки и тексты;
создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете и анализировать результаты поиска;
приобретут умения готовить и проводить презентацию.
Система оценки знаний
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний, что позволяет:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
● установить соответствие этого уровня требованиям ФГОС ООО
● осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, письменные задания, самостоятельные работы, тестирование, работа с контурной картой и т.п. в рамках урока.
Тематический контроль знаний - проверка знаний обучающихся через защиту проекта и презентации, письменные задания(сообщение на заданную тему, рассказ, сочинение), самостоятельные работы, викторины, тестировани, практикум в рамках урока, или части урока. Оценка знаний учащихся производится по 5-ой системе в соответствии со школьным положением о системе оценке.
Содержание программы
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Промежуточная аттестация.
Тематическое планирование
Тема, раздел | Количество часов | Тема урока | № урока | дата проведения |
Вводный урок | .1ч | Книга и ее роль в жизни человека и общества | 1 | |
Устное народное творчество | 10ч | Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 2 | |
| | Малые жанры. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. | 3 | |
| | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. | 4 | |
| | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль сказке. | 5 | |
| | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | 6 | |
| | "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания | 7 | |
| | "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо". Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. | 8 | |
| | Сказка о животных «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | 9 | |
| | . Бытовая сказка "Солдатская шинель". Народные представления о добре и зле. | 10 | |
| . | РР. Мои любимые сказки. Обучение домашнему сочинению. | 11 | |
Древнерусская литература | 2ч | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» | 12 | |
| | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Герои летописного сказания. | 13 | |
Русская литература 18 в | 2ч | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. | 14 | |
| | Роды и жанры литературы. | 15 | |
Русская литература 19 в | 24ч | ВЧ. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра | 16 | |
| . | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях | 17 | |
| . | «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали. | 18 | |
| | «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | 19 | |
| | Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни | 20 | |
| . | В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. | 21 | |
| . | Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки . | 22 | |
| | В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе. Герои баллады. | 23 | |
| | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы «Няне» как поэтический образ Арины Родионовны. | 24 | |
| | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 25 | |
| | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. | 26 | |
| | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. | 27 | |
| . | . РР. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина. | 28 | |
| | . РР Рифма, ритм, строфа. Стихотворная и прозаическая речь | 29 | |
| | ВЧ.Мои любимые сказки А,С,Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. | 30 | |
| | Урок контроля.Тестирование по сказкам Пушкина и Жуковского. | 31 | |
| | Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка. | 32 | |
| | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, и достоверно-реальное в сказке | 33 | |
| | В.М.Гаршин. Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | 34 | |
| | М.Ю.. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник вдохновения | 35 | |
| | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | 36 | |
| | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» | 37 | |
| | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | 38 | |
| | . Урок-презентация повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 39 | |
Русская литература второй половины 19 в | 30 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 40 | |
| | ВЧ.Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | 41 | |
| | ВЧ. Н.А. Некрасов. "Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины. | 42 | |
| | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России | 43 | |
| | . Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | 44 | |
| | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и челяди. | 45 | |
| | Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | 46 | |
| | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?» | 47 | |
| | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. | 48 | |
| | . КР по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. | 49 | |
| | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 50 | |
| | РР. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. | 51 | |
| . | РР.Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Кавказский пленник» | 52 | |
| | . А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия | 53 | |
| | Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия". | 54 | |
| . | ВЧ Рассказы Антоши Чехонте | 55 | |
| | . Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И,Тютчева .Стихотворный ритм как. средство передачи чувств и настроений | 56 | |
| | . Лирика Ф.И,Тютчева .Стихотворный ритм как. средство передачи чувств и настроений | 57 | |
| | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова | 58 | |
| | . РР. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» | 59 | |
Русская литература 20 в | 29 | ВЧ. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе | 60 | |
| | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | 61 | |
| | Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев. | 62 | |
| | Общение Васи с Валеком и Марусей. как средство изображения героев. | 63 | |
| | РР. Изображение города и его обитателей Понятие о композиции литературного произведения. | 64 | |
| | Обучение домашнему сочинению по повести «В дурном обществе» | 65 | |
| | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина «Я покинул родимый дом…», | 66 | |
| | П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка". Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | 67 | |
| . | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. | 68 | |
| | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке "Тёплый хлеб". | 69 | |
| . | Роль пейзажа в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | 70 | |
| | . ВЧ. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы". Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского. | 71 | |
86 | . | С.Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. зский пленник», «Игорь-Робинзон». 85 Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. 86 К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете» Война и дети. 87 А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. 88 Из зарубежной литературы 12ч Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. 89 Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | 72 | |
Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. 73 Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. 74 . РР. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке». 75 . А.П. Платонов. Слово о писателе. "Никита". Быль и фантастика. 76 Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира. 77 Контрольная работа. Сочинение «мой любимый литературный герой». 78 В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. 79 «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении 80 РР.Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе 20 в: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г.Паустовский, В.П.Астафьев. 81 Русские поэты 20 в о Родине и родной природе.И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы 82 Русские поэты 20 в о Родине и родной природе. А.А.Прокофьев, Д.Б.Кудрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины в стихах о природе. 83 . РР Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения. (Поэты 20в) 84 Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». 85 | | К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете» Война и дети. | 87 | |
| | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | 88 | |
Из зарубежной литературы | 12ч | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. | 89 | |
| | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа. | 90 | |
| | Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя. | 91 | |
| | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке . Кай и Герда. | 92 | |
| | В поисках Кая. Друзья и враги. Внутренняя красота героини. | 93 | |
| | . РР. Наши любимые сказки Андерсена | 94 | |
| | РР.Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена | 95 | |
| | ВЧ.Ж Санд «О чем говорят цветы» Спор героев о прекрасном. . | 96 | |
| | ВЧ. М.Твен.Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | 97 | |
| | Том и Гек в романе М. Твена. «Приключения тома Сойера». Том и Бекки. | 98 | |
| | ДЖ Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 99 | |
| | Становление характера главного героя. Мастерство ДЖ Лондона в изображении жизни северного народа. | 100 | |
Итоги года | 2ч | Промежуточная аттестация. | 101 | |
| | . РР. Путешествие по стране Литературии 5 класса. Выявление уровня литературного развития. Задания для летнего чтения. | 102 | |
Тематическое планирование
Примечания:
Н – необходимый (базовый уровень)
П – повышенный уровень
И – индивидуальное задание
РТ, РТ(2) – рабочая тетрадь по литературе 5 класс под ред. Ахмадуллиной Р.Г. в 2-х чч. 2-е изд., М., Просвещение, 2014.