СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Приморская средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ Приморская СОШ

___________________ Е.В.Зотова


«____»____________________ 2019 г.




«Утверждаю»

Директор МБОУ

Приморская СОШ

_____________________ Т.В.Брацук

Приказ № ________________________

От «_______» ___________________ 2019 г.











Рабочая программа

Полухиной Галины Михайловны

по литературе для 6 класса


















2019 – 2020 учебный год


Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Литература»

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014). Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект следующих авторов: Коровина В.Я. и др. Литература. 6 класс. 2014 г. Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459.

Предмет литература реализуется в учебном плане школы, исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, учебного плана МБОУ Приморская СОШ на 2018-2019 учебный год, который отводит на изучение предмета 105 часов за один год обучения в 6 классе, в неделю – 3 часа.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию общественно полезной деят-ти;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие личности на основе принципов толерантности, диалога и культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;

  • развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деят-ти;

  • достижение целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;


Личностными результатами учащихся 5 класса основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.




Содержание учебного предмета

(с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности)

Модуль

Примерное количество часов

1

Введение.

2 час

2

Устное народное творчество.

3 часа

3

Из древнерусской литературы.

2 часа

4

Из русской литературы XVIII века.

1 час

5

Из русской литературы XIX века.

52 часа

6

Из русской литературы XX века.

27 часов

7

Зарубежная литература.

15 часов

8

Повторение, обобщение, итоговый контроль

4 часа


Итого

105

Основная форма организации учебного процесса – урок. В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие формы проведения урока:

  • уроки-лекции

  • уроки-собеседования

  • урок-практическая работа

  • уроки-соревнования

  • уроки с групповыми формами работы

  • уроки-зачеты

  • уроки-творческие отчеты

  • уроки-конкурсы

  • уроки-игры

  • уроки-концерты

  • уроки-презентации проектов

  • урок изучения нового материала

  • урок закрепления знаний, умений и навыков

  • комбинированный урок

  • урок-беседа

  • повторительно-обобщающий урок

  • урок-исследование

  • урок-практикум

  • урок развития речи

Программа также предусматривает другие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, литературоведческие справочники и словари.

В соответствии с программой запланированы следующие виды контроля:

- текущий: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть, развернутый ответ на вопрос, Поиск информации в Интернете с использованием поисковых сервисов и анализ результатов поиска. отбор материала для ответа на поставленный вопрос, различение главной и второстепенной информации анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. лекции учителя, статьи учебника), сообщение на литературную и историко-литературную темы, участие в выполнении групповых проектов;

- тематический: сочинение на литературную тему, тестирование

- промежуточный: зачет, выполнение заданий в тестовой форме, сочинение.

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, выполнение заданий в тестовой форме, сочинение.

Промежуточная аттестация по литературе в соответствии с образовательной программой основного общего образования проводится в форме среднего балла по аудиторным сочинениям.

Промежуточная аттестация считается пройденной только в том случае, если все аудиторные сочинения написаны на положительные отметки.

Аудиторные сочинения проводятся с целью выявления уровня речевой культуры обучающихся, выявления уровня их начитанности, умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

Количество аудиторных сочинений в 6 классе – 4.

Контрольно-измерительные материалы включают в себя перечень авторов и произведений русской классической литературы, на основе которых обучающиеся пишут сочинение, а также перечень тем по каждому автору (от 1 до 3), среди которых обучающиеся выбирают одну.

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы.

Объём сочинения в 6 классе – не менее 150 слов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

На каждое аудиторное сочинение отводится 1 астрономический час. Дописывают работу дома.

Обучающемуся разрешается пользоваться орфографическим словарем и текстом произведения, на основе которого он пишет сочинение.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.

Используются различные формы работы: урочные (70 %), внеурочные (30 %).

Внеурочные формы работы:

  • проектная деятельность – 5 ч. (направленная на развитие умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересом; умение работать с разными источниками информации, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности);

  • образовательные экскурсии – 1 ч. (направленные на развитие умения получать информацию в ходе экскурсии, использовать ее при изучении предмета и в дальнейшей жизни);

  • игры-состязания – 8 ч. (направленные на применение приобретенных знаний, умений и навыков в процессе предметного состязания и т.д.);

  • учебное исследование – 3 ч. (направленное на развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, самостоятельно и с помощью учителя организовывать учебное исследование).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

• выразительное чтение художественного текста;

• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

• анализ и интерпретация произведения;

• составление планов и написание отзывов о произведениях;

• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.


Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Зачеты, контрольные и проверочные работы, другие виды работ

план

факт

Модуль № 1 «Введение» (1 ч.)

1

02.09


Художественное произведение. Содержание и форма.

Текущий контроль

2

03.09


Входная контрольная работа

Входной контроль

Модуль № 2 «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (3 ЧАСА)

3

04.09


Обрядовый фольклор.

Текущий

4

09.09


Пословицы и поговорки

Текущий

5

10.09


Загадки.

Текущий

Модуль № 3 «Из древнерусской литературы» 2 часа

6

11.09


Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи.

Текущий

7

16.09


Развитие представлений о русских летописях.

Текущий

Модуль № 4 «Из русской литературы XVIII века» 1 час

8

17.09


Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья.

Текущий

Модуль № 5 «Из русской литературы XIX века» 52 часа

9

18.09


Басни И.А.Крылова. «Листы и Корни».

Текущий: чтение наизусть

10

23.09


Басни И.А.Крылова. «Ларчик».

Текущий

11

24.09


И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект.

Текущий контроль: проект

12

25.09


Проверочная работа № 1 по теме «Древнерусская литература. Литература XVIII века»

Тематический контроль

13

30.09


А.С.Пушкин. «Узник».

Вольнолюбивые устремления поэта.

Текущий контроль: анализ стихотворения

14

01.10


Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы

Текущий контроль:

15

02.10


Стихотворение А.С.Пушкина «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.

Текущий контроль

16

07.10


Лирика А.С.Пушкина

Текущий контроль

17

08.10


А.С.Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка»

Проект

18

09.10


«Барышня- крестьянка».

Проект

19

14.10


«Барышня - крестьянка». Образ автора – повествователя.

Текущий

20

15.10


Проверочная работа № 2 по произведениям А.С.Пушкина.

Тематический контроль

21

16.10


Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Текущий контроль

22

21.10


Дубровский – старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Текущий контроль

23

22.10


Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Текущий

24

23.10


Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Текущий контроль

25

28.10


Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Текущий

26

29.10


Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Текущий

27

30.10


Защита чести, независимости личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Текущий

28

11.11


Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Текущий

29

12.11


Авторское отношение к героям повести «Дубровский».

Текущий

30

13.11


Обучающее сочинение по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Промежуточный

31

18.11


М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».

Текущий

32

19.11


Тема красоты и гармонии с миром в стих-ях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

Текущий

33

20.11


Особенности выражения темы одиночества в стих-ях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».

Текущий контроль

34

25.11


Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова

Текущий

35

26.11


И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

Текущий

36

27.11


Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Текущий

37

02.12


Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»

Текущий

38

03.12


Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Текущий

39

04.12


Проект. «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»

Проект

40

09.12


Ф.И.Тютчев. Литературный портрет поэта.

Текущий

41

10.12


Внутренний мир поэта в стих-ях Ф.И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»

Текущий

42

11.12


Земная обречённость человека в стих-ии Ф.И. Тютчева «С поля коршун поднялся…»

Текущий

43

16.12


Жизнеутверждающее начало в стих-ях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

Текущий

44

17.12


Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета.

Текущий

45

18.12


Н.А.Некрасов. Стих-ие «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Текущий

46

23.12


Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стих-ии Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Текущий контроль

47

24.12


Своеобразие языка и композиции стих-я «Железная дорога» Н.А.Некрасова

Текущий : исследование

48

25.12


Проверочная работа № 3 по произведениям поэтов 19 века.

Тематический

49

13.01


Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя.

Текущий

50

14.01


Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

Текущий

51

15.01


Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша»

Текущий

52

20.01


Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С.Лескова

Текущий

53

21.01


Обучающее сочинение по сказу Н.С.Лескова «Левша»

Промежуточный

54

22.01


А.П. Чехов. Устный рассказ о писателе.

Текущий

55

27.01


Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Текущий

56

28.01


Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали.

Текущий

57

29.01


Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стих-ях о родной природе.

Текущий

58

03.02


Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист! ...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики.

Текущий

59

04.02


А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Проект

Проект

60

05.02


Проверочная работа № 4 по стих-ям поэтов 19 века.

Тематический контроль

Модуль № 6 «ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА» 27 часов

61

10.02


А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».

Текущий

62

11.02


Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Текущий

63

12.02


Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Текущий

64

17.02


А.П. Платонов. Литературный портрет писателя.

Текущий

65

18.02


«Неизвестный цветок» А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас.

Текущий

66

19.02


Обучающее сочинение «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

Промежуточный

67

24.02


Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса».

Текущий

68

25.02


Душевная чистота главных героев в повести А.С. Грина «Алые паруса».

Текущий

69

26.02


Отношение автора к героям повести А.С.Грина «Алые паруса».

Текущий

70

02.03


К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне

Текущий

71

03.03


Д.С. Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний.

Текущий

72

04.03


Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Текущий

73

09.03


Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

Текущий

74

10.03


Проверочная работа № 5 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тематический контроль

75

11.03


Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

Текущий

76

16.03


Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

Текущий

77

17.03


Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

Текущий

78

18.03


Обучающее сочинение «Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Промежуточный

79

30.03


А.А. Блок. « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине.

Текущий

80

31.03


С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.

Текущий

81

01.04


А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

Текущий

82

06.04


Человек и природа в тихой лирике Н.М. Рубцова.

Текущий

83

07.04


Анализ стих-ий о природе поэтов 20 века.

Текущий

84

08.04


Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики».

Текущий

85

13.04


Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина

Текущий

86

14.04


Влияние учителя на формирование детского хар-ра в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Текущий

87

15.04


Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Текущий

Модуль № 8 «ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» 15 часов

88

20.04


Промежуточная контрольная работа

Промежуточный

89

21.04


Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю.

Текущий

90

22.04


Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа.

Текущий

91

27.04


Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия».

Текущий

92

28.04


Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид».

Текущий

93

29.04


Геродот. «Легенда об Арионе»

Текущий

94

04.05


Геродот. «Легенда об Арионе»

Текущий

95

05.05


«Илиада» Гомера как героическая эпическая поэма.

Текущий

96

06.05


«Одиссея» Гомера как героическая эпическая поэма.

Текущий

97

11.05


М. Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот».

Текущий

98

12.05


«Дон Кихот»»: нравственный смысл романа.

Текущий

99

13.05


Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка».

Текущий

10

18.05


Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе».

Текущий

101

19.05


«Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства.

Текущий

102

20.05


А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

Урок «открытия» нового знания

Текущий

103

25.05


Вечные истины в сказке.

Урок «открытия» нового знания

Текущий

104

26.05


Итоговая контрольная работа

Итоговый контроль

105

27.05


Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

Текущий




График контрольных работ по литературе по темам в 6 классе


Тема

Дата проведения

1

Входная контрольная работа

03.09.2019

2

Сочинение по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

13.11.2019

3

Сочинение по сказу Н.С.Лескова «Левша»

21.01.2020

4

Сочинение «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

19.02.2020

5

Сочинение «Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

18.03.2020

6

Промежуточная контрольная работа

20.04.2020

7

Итоговая контрольная работа

26.05.2020





Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.+

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»





Приложение к РП № 1


Оценка устных ответов учащихся

  • Устный опрос является одним из основных спо­собов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообще­ние на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

  • При оценке ответа ученика надо руководство­ваться следующими критериями: 1) полнота и пра­вильность ответа; 2) степень осознанности, понима­ния изученного; 3) языковое оформление ответа.

  • Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное оп­ределение языковых понятий; 2) обнаруживает по­нимание материала, может обосновать свои сужде­ния, применить знания на практике, привести не­обходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает матери­ал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

  • Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последова­тельности и языковом оформлении излагаемого.

  • Оценка «3» ставится, если ученик обнаружи­вает знание и понимание основных положений дан­ной темы, но: 1) излагает материал неполно и до­пускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глу­боко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непо­следовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

  • Оценка «2» ставится, если ученик обнаружи­вает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает ма­териал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последую­щим материалом.

  • Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

  • Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений

  • Сочинения – основная форма про­верки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

  • Сочинения в 5-9 классах прово­дятся в соответствии с требованиями раздела про­граммы «Развитие навыков связной речи».

  • Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страни­ца, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.

  • К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

  • С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использо­вать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение язы­ковых норм и правил правописания.

  • Любое сочинение оценивается дву­мя отметками: первая ставится за содержание и ре­чевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

  • Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

  • При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

  • Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуаци­онных и грамматических.

Примечания:

  • 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оцен­ку за сочинение на один балл.

  • 2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше ука­занного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографиче­ских, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  • 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хо­тя по остальным показателям оно написано удовлетвори­тельно.

  • 4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошиб­ках, а также о сделанных учеником исправлениях, приве­денные в разделе «Оценка диктантов».

Выведение итоговых оценок

  • За учебную четверть и учебный год ставится ито­говая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического мате­риала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамот­ности.

  • Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествую­щих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.




















Приложение к РП № 2


Тексты контрольных работ


Входная контрольная работа по ЛИТЕРАТУРЕ

2019 год 6 класс

Инструкция на выполнение стартовой работы по литературе отводится

один урок (40 минут).

При выполнении каждого из заданий внимательно читай вопрос и

указания (если они есть), как записывать ответ. В случае отсутствия

специальных указаний из четырёх или трёх предложенных вариантов нужно

выбрать один верный и обвести его кружком. В случае, если ответов более

одного, то об этом специально сообщается в задании. Все верные ответы

обводятся кружком. Если ты обвел не тот номер, то зачеркни этот

обведённый номер крестом и затем обведи номер правильного ответа.

В заданиях, где, отвечая на вопрос, требуется подобрать слово или

сочетание слов, ответ записывается в работе в отведённом для этого месте.

В случае записи неверного ответа зачеркни его и запиши рядом новый.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью

экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и

переходи к следующему. Если после выполнения всей работы у тебя

останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям. За каждый

правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся один или

более баллов. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

Постарайся выполнить как можно больше заданий и набрать максимально

возможное количество баллов.

Желаем успеха!


I. Три фразы из приведённых принадлежат И.А. Крылову, одна – Ф.И. Тютчеву. Какая?

1) Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю.

2) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…

3) Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

4) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

II. Перепутались названия произведений одного автора. Восстанови их. Для

этого к каждой позиции из левого столбца подбери позицию из правого.

В ответе запиши выбранные цифры без пробелов, запятых и других

дополнительных символов.

А) Ворона и

Б) Зеркало и

В) Мартышка и

Г) Стрекоза и

1) Обезьяна

2) Лисица

3) Муравей

4) очки

Ответ:

III. Отметь НЕВЕРНОЕ утверждение.

1) С.В. Михалков и С.Я. Маршак– один и тот же писатель.

2) Произведения«Зимнее утро» и«Зимняя дорога» создал один автор.

3) А.С. Пушкин сочинял сказки.

4) Л.Н. Толстой родился в Ясной Поляне.

IV. Соотнеси название произведения и основную идею, представленную в нём. Для этого к каждой позиции из левого столбца подбери позицию из правого. В ответе запиши выбранные цифры без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

А) «Снежная королева»

Б) «Васюткино озеро»

В) «Бородино»

Г) «Кусака»


1) героизм русского солдата

2) гуманное отношение человека к животному

3) победа добра над злом

4) спасение человека благодаря его сноровке и выносливости


Ответ:

А

Б

В

Г






V. Какой из трёх фрагментов является частью мифа?

1) Громко вскрикнули от испуга сидонянки. Европа же протягивала к ним руки и звала их на помощь; но не могли помочь ей сидонские девы. Как ветер, несся златорогий бык. Он бросился в море и быстро, словно дельфин, поплыл по его лазурным водам. А волны моря расступались пред ним, и брызги их скатывались, как алмазы, с его шерсти, не смочив

её.

2) И вот подвела та девица Данилушку к большой полянке. Земля тут, как простая глина, а по ней кусты чёрные, как бархат. а этих кустах большие зелёные колокольцы малахитовы, и в каждом сурьмяная звёздочка.

3) Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И всё ускользает

От беглого взора.


Прочитай фрагмент текста и выполни задания6–8.


– Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Откуда ни возьмись, конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Стал как вкопанный и спрашивает:

– Чего велишь?

Иван коня погладил, взнуздал, влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел на коня и поехал на царский двор. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает. Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна несравненная Красота.

Царь вышел на крыльцо и говорит:

– Кто из вас, молодцы, с разлёту на коне доскочит до оконца да поцелует мою дочь в губы, за того отдам её замуж и полцарства в придачу.

VI. Найди в тексте эпитет, которым охарактеризована царевна, и выпиши его.

Ответ: ___________________________.

VII. Приведённый фрагмент является

1) зачином

2) завязкой

3) развитием действия

4) концовкой

VIII. Какое из приведённых выражений Е представляет собой яркое художественное средство выразительности?

1) откуда ни возьмись

2) стал как вкопанный

3) сел на коня и поехал

4) народу видимо-невидимо

Прочитай фрагмент стихотворения и выполни задания 9–11

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки–

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй, к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

очная пала тень.

IX. Сечь названа грозной, потому что сражение

1) сопровождается грозой

2) ведёт к поражению русских в Отечественной войне1812 года

3) связано с мужеством и героизмом солдат

4) таит угрозу для русских воинов

X. Стихотворение проникнуто

1) чувством любви к родине

2) ненавистью к французам

3) чувством страха перед врагом

4) восхищением личностью Кутузова

XI. Выражение «У наших ушки на макушке!» значит

1) поют песни

2) чутко спят

3) осторожны, внимательны

4) громко разговаривают

Прочитай фрагмент текста и выполни задания12–14.


Пошёл Костылин босиком– ещё того хуже: изрезал все ноги по камням и всё

отстаёт. Жилин ему говорит:

– Ноги обдерёшь– заживут, а догонят– убьют– хуже.

Костылин ничего не говорит, идёт, покряхтывает. Шли они низом долго.

Слышат– вправо собаки забрехали. Жилин остановился, осмотрелся, полез

на гору, руками ощупал.

– Эх, – говорит, – ошиблись мы, – вправо забрали. Тут аул чужой, я его

с горы видел; назад надо, да влево в гору. Тут лес должен быть.

А Костылин говорит:

– Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, – у меня ноги в крови все.

– Э, брат, заживут; ты легче прыгай. Вот как!

И побежал Жилин назад, влево в гору, в лес. Костылин всё отстаёт и охает.

Жилин шикнет-шикнет на него, а сам всё идет.

Поднялись на гору. Так и есть– лес. Вошли в лес, – по колючкам изодрали

всё платье последнее. Напались на дорожку в лесу. Идут.

XII. Почему Костылин отстаёт от Жилина? Запиши номер НЕВЕРНОГО ответа.

1) Жилин ловчее, более приспособлен к испытаниям.

2) Костылин вынужден нести тяжёлые вещи.

3) Костылин, в отличие от Жилина, менее стоек духом.

4) Костылин идёт босиком.

XIII. Откуда бегут Жилин и Костылин?

1) из Москвы

2) из плена

3) из Севастополя

4) из вражеского окружения

XIV. Приведённый фрагмент можно охарактеризовать как эпизод, в котором

1) детально описано место действия

2) детально описано время действия

3) ярко проявляются характеры героев

4) подробно описан внешний облик героев





Промежуточная аттестация

Контрольно-измерительные материалы

Промежуточная аттестация по литературе в соответствии с образовательной программой основного общего образования проводится в форме среднего балла по аудиторным сочинениям.

Промежуточная аттестация считается пройденной только в том случае, если все аудиторные сочинения написаны на положительные отметки.

Аудиторные сочинения проводятся с целью выявления уровня речевой культуры обучающихся, выявления уровня их начитанности, умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

Количество аудиторных сочинений в 6 классе – 4.

Контрольно-измерительные материалы включают в себя перечень авторов и произведений русской классической литературы, на основе которых обучающиеся пишут сочинение, а также перечень тем по каждому автору (от 1 до 3), среди которых обучающиеся выбирают одну.

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы.

Объём сочинения в 6 классе – не менее 150 слов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

На каждое аудиторное сочинение отводится 1 астрономический час. Дописывают работу дома.

Обучающемуся разрешается пользоваться орфографическим словарем и текстом произведения, на основе которого он пишет сочинение.


Сочинение по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Сочинение по сказу Н.С.Лескова «Левша»

Сочинение «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

Сочинение «Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».



Критерии оценки сочинений

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и № 2 являются

основными.

При выставлении оценки учитывается объем сочинения.

Если в сочинении не соответствует объёму, то за такую работу ставится «2».

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то

за такую работу ставится «2».

Критерии

Характеристика критерия

Баллы

Критерий № 1

Соответствие теме

Ученик рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой).

Коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

3

Ученик поверхностно рассуждает на предложенную тему.

Коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

1

Сочинение не соответствует теме.

Коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0

Критерий № 2

Аргументация Привлечение литературного

материала

Ученик при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения отечественной или мировой литературы. Показывает разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Фактические ошибки отсутствуют (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.).

3

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения и/или ограничивается простым пересказом текста.

Допущено не более 2 фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала.

1

Сочинение написано без привлечения литературного материала или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

Сочинение содержит более 2 фактических ошибок.

0

Критерий № 3 Композиция и логика рассуждения

Сочинение отличается композиционной цельностью,

логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.

1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

0

Критерий № 4 Качество письменной речи

Ученик точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

2

Ученик точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

0

Критерий № 5

Оригинальность сочинения

Ученик демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

2

Ученик не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

0

Критерий № 6

Речевые нормы


Допущено не более 2 речевых ошибок.

2

Допущены 3-4 речевые ошибки.

1

Допущено 5 и более речевых ошибок.

0

Критерий № 7

Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

2

Допущены 2-4 орфографические ошибки.

1

Допущено 5 и более орфографических ошибок.

0

Критерий № 8

Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

2

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

1

Допущено 5 и более пунктуационных ошибок.

0

Критерий № 9

Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

2

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

0

Итого


20


ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОТМЕТКУ


«5»

20-17 баллов

«4»

17-13баллов

«3»

12-9 баллов

«2»

8-0 баллов



Контрольная работа № 3

(итоговый контроль)

Предмет: Литература

Программа: Литература. Рабочие программы. 5-11 классы/[В. Я. Коровина, В. П.

Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина]. – М.: Просвещение, 2012.

Класс: 6

1.Назначение контрольной работы:

1. Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса

литературы учащимися 6 класса.

2. Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Итоговая работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом

государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ

Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федеральног о

компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и

среднего (полного) общего образования»).

3.Время тестирования: 45 мин.

4.Условия проведения:

При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.

5.Содержание работы:

Содержание теста охватывает учебный материал, изученный в течение года.

Составлено 2 варианта диагностической работы. Работа состоит из 2 частей. Первая

часть представляет собой тест из 20 вопросов. Задания с 1 по 17 - с вариантами ответов.

Нужно выбрать один вариант ответа из предложенных. Задания с 18 по 20 – вопросы, на

которые учащийся должен найти ответ и записать его. Вторая часть содержит вопрос,

который требует развернутого ответа.


Код

контр.

элемента


Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы


  1. Основные теоретико-литературные понятия

1.1

Художественная литература как искусство слова

1.2

Художественный образ

1.3

Фольклор. Жанры фольклора

1.4

Литературные роды и жанры

1.6

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея,

проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция,

завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт;

система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой,

лирический герой

1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные

средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

Гипербола. Аллегория

1.8

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм,

рифма, строфа

2. Из русского фольклора

2.2

Малые жанры русского фольклора (пословицы, поговорки, считалки,

потешки).

5. Из русской литературы первой половины XIX в.

5.2

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок»

5.5

А.С. Пушкин. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Узник»

5.9

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

5.10

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы»

5.15

Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ

Диканьки»

6. Из русской литературы второй половины XIX в.

6.3

Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся.», «Есть в

осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день ...»,

« Чародейкою-зимою.. .»

6.4

А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...»,

«Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не

буди...»

6.5

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без

счастья и воли...»

6.8

Лесков. Сказ «Левша»

6.10

А.П. Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия».

7. Из русской литературы ХХ в.

7.7

В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик»

7.84

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

7.85

А.С. Грин. Феерия «Алые паруса»

7.87

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

7.10

Проза второй половины XX века. В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.П.

Казаков, Е.И. Носов

8. Из зарубежной литературы

8.1

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).



В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.

Таблица 1.


Разделы

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Из русского фольклора

3

Из русской литературы первой половины XIX в.

4

Из русской литературы второй половины XIX в.

5

Из русской литературы ХХ века

6

Из зарубежной литературы


В табл. 3 приведены умения и виды деятельности проверочной работы по литературе для

6 класса.

Таблица 3.



Умения и виды деятельности

1

знать/понимать:

авторов и содержание художественных произведений, входящих в программу;

основные теоретические понятия: сюжет, композиция, род и жанр литературы,

тропы и др.

2

уметь:

характеризовать героев произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения и происходящими в нем событий; анализировать образ, применяя при этом портрет героя, характеризуя его поступки;

стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, а также самостоятельно

их формулировать;

использовать при обсуждении произведений теоретические знания по

литературе;

находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном

произведении и определять их роль;

отличать стихотворную речь от прозы, пользуясь основными средствами

стихосложения.

3

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского

литературного языка.


6.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За правильное выполнение заданий 1-17 – 1балл, задания 18-20 оцениваются в 2

балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное

количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 20

тестовых задания первой части работы, –23 балла.

За задание второй части выставляется от 0 до 13 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу – 36 баллов.


Критерии оценивания развернутого ответа


Критерии оценивания

Баллы

Содержание ответа (сочинение)

Работа соответствует теме и заданию

1

Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и

задания

0

Речевое оформление ответа (сочинения)

Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика

изложения

2

Допущена одна логическая ошибка

1

Допущено более 1 логической ошибки

0

Точность и выразительность речи

2

Однообразие грамматического строя речи

1

Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи

0

Грамотность

Соблюдены орфографические нормы

2

Допущено 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка)

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет)

2

Допущены 1-2 ошибки

1





Допущено более 2 ошибок

0

Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок)

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Максимальное количество баллов

13


Критерии выставления оценок:


От 0% до 38% (0-14 баллов)

«2»

От 39% до 66% (15-24 баллов)

«3»

От 67% до 88% (25-32 баллов)

«4»

От 89% до 100% (33-36 баллов)

«5»



Контрольная работа № 3

Вариант 1

Часть 1

1. Фольклор – это

1. Устное народное творчество

2. Художественная литература

3. Жанр литературы

4. Жанр устного народного творчества.

2. Пословица – это

1. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2. краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3. выражение насмешки.

3. Какой из этих размеров стиха является двусложным:

1. дактиль

2. ямб

3. анапест

4. Произведение А.С. Пушкина «Дубровский» - это

1. повесть

2. рассказ

3. роман

4. новелла.

5. Тема рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

1. встреча одноклассников

2. неравноправие людей

3. приспособленчество

6. Назовите стихотворение М.Ю. Лермонтова

1. «Зимнее утро»

2. «Узник»

3. «И.И.Пущину»

4. «Три пальмы»

7. Какую работу выполнял Левша из произведения Н.С. Лескова «Левша»:

1. выковывал подковы для блохи

2. гравировал имя мастера

3. выковывал гвоздики

8. В произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» в ночь перед Рождеством черт

украл месяц, желая

1. пошалить;

2. отомстить кузнецу;

3. поиздеваться над селянами.

9. Укажите жанр произведения В.А. Жуковского «Кубок»

1. поэма

2. баллада

3. басня

10. Что называется стопой в стихотворении?

1. ударный слог

2. безударный слог

3. группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких безударных,

повторение которого определяет размер стиха.

11. Кто автор «Илиады»:

1. Гомер

2. Софокл

3. Еврипид

4. Аристофан

12. Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:

1. Н.А. Некрасов

2. А.А. Фет

3. Ф.И. Тютчев

4. А.С. Пушкин

13. Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:

1. А.П. Платонов

2. В.Г. Распутин

3. В.П. Астафьев

14. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. П. Мериме а) « Железная дорога»

2. В.Г. Распутин б) «Уроки французского»

3. А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»

4. Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»

15. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1. Марья Кириловна а) «Уроки французского

2. Грэй б) «Дубровский»

3. Лидия Михайловна в) «Алые паруса»

16. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души,

приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1. «Уроки французского»

2. «Тринадцатый подвиг Геракла»

3. «Срезал»

17. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:

1) построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его

существенные черты.

18. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название

произведения.

1) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик

старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

2) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где

находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские

чиновники трепетали при его имени...»

3) «... волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное,

рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл,

тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а всё-таки он

мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.»

19. Какой художественный приём использует автор:

Неохотно и несмело

Солнце СМОТРИТ на поля…..(Ф.И.Тютчев)

20. Какой художественный приём использует автор:

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)

Часть 2

Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в

этом учебном году.



Контрольная работа № 3

Вариант 2

Часть 1

1. Назовите основные роды литературы:

1. эпос, повесть, драма

2. эпос, лирика, драма

3. роман, поэма, комедия

4. эпос, лирика, трагедия

2. Поговорка - это

1. меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2. вид художественного произведения

3. сказания, передающие представления древних народов о мире.

3. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

1. хорей

2. амфибрахий

3. ямб

4. Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша»:

1. сказка 3. сказ

2. притча 4. рассказ.

5. Тема стихотворения « Железная дорога» Н.А. Некрасова:

1. любовь к Родине

2. быт и нравы крестьян при крепостном праве

3. тяжелый труд крепостных

6. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души,

приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1. «Тринадцатый подвиг Геракла»

2. «Маленький принц»

3. «Уроки французского»

4. «Срезал»

7. Кто автор «Одиссея»:

1. Еврипид

2. Софокл

3. Гомер

4. Аристофан

8. Как звали учительницу из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»:

1. Лидия Валентиновна

2. Анастасия Прокопьевна

3. Анастасия Ивановна

4. Лидия Михайловна.

9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П. Чехов а) «Дубровский»

2. И.Ф.Шиллер б) «Толстый и тонкий»

3. А.С.Пушкин в) «Перчатка»

10. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1. Платов а) «Левша»

2. Ассоль б) «Конь с розовой гривой»

3. Санька в) «Дубровский»

4. Троекуров г) «Алые паруса»

11. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

1. выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что

между обозначаемыми предметами есть сходство.

2. противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

3. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим

12. Почему герой из произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» стал играть в

«чику»:

1. Нужны были деньги на учебу

2. Нужны были деньги на еду

3. Нужно было отдать денежный долг

4. Хотел помочь матери в деревне.

13. Главного героя произведения А.С. Пушкина «Дубровский» зовут:

1. Шабашкин

2. Владимир Андреевич Дубровский

3. Архип

4. Князь Верейский.

14. Укажите автора произведения «Лошадиная фамилия»

1. А.П. Чехов

2. Н.А. Некрасов

3. Л.Н. Толстой

15. В произведении В.Г. Распутина «Уроки французского» говорится:

1. о дополнительных занятий по французскому языку;

2. об уроках нравственности и доброты;

3. о любимых уроках французского языка.

16. Какой истории не было в рассказах мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин

луг»:

1. о бабе-яге

2. о водяном

3. о лешем

4. о русалке

17. Вакула в произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством» отправился в Петербург,

чтобы:

1. никогда больше не видеть Оксану;

2. достать царские черевички;

3. посмотреть столицу.

18. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название

произведения.

1) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица,

кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой,

полурассеянной улыбкой »

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах

духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не

щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более,

нежели должен был ожидать».

19. Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А. Ахматова)

20. Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

( М.Ю. Лермонтов)

Часть 2

Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в

этом учебном году.