Левкина Ю.В., учитель русского языка, литературы, высшая квалификационная категория
С. Луговское
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Рабочая программа рассчитана на 105 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (3 часа в неделю)
.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений в 5 классе должен быть примерно 1,5—2 тетрадные страницы. Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. Оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «5» ставится, если правильно выполнено 90-100% от общего объема предлагаемых заданий.
Отметка «4» ставится, если правильно выполнено 80-90% от общего объема предлагаемых заданий.
Отметка «3» ставится, если правильно выполнено 50-80% от общего объема предлагаемых заданий.
Отметка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% от общего объема предлагаемых заданий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе 6 класс 105 часов | |
№ | Тема урока | Дата | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | |
1 | Художественное произведение, автор, герои | | Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. | Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 час) | |
2 | Обрядовый фольклор. | | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. | |
3 | Пословицы, поговорки | | Умеют заменять термины определениями. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | |
4 | Внеклассное чтение 1. Загадки | | Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий. | |
5 | Развитие речи 1.Русский фольклор | | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРТУРА (1 час) | |
6 | Русская летопись. | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (1 ЧАС) | |
7 | Русские басни. И. И. Дмитриев «Муха». | | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (50 час) | |
8 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». | | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | |
9 | И. А. Крылов. «Листы и корни», | | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | |
10 | И. А. Крылов. «Ларчик». | | Определяют основную и второстепенную информацию. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | |
11 | Развитие речи 2 Русские басни | | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |
А. С. ПУШКИН | |
12 | А. С. Пушкин. Стихотворение «И. И. Пущину». | | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Уважение личности и ее достоинства. | |
13 | А.Пушкин «Узник» | | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. | |
14 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. | Гражданский патриотизм. | |
15 | Внеклассное чтение 2.Тема дороги в лирике Пушкина «Зимняя дорога. | | Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Выбор дальнейшего образовательного маршрута. | |
16 | Развитие речи 3 А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха | | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Уважение личности и ее достоинства. | |
17 | А.Пушкин Дубровский»: Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | | Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста | Определять цель выполнения заданий на уроке | Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. | Готовность к равноправному сотрудничеству | |
18 | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский | | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Позитивная моральная самооценка. | |
19 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | |
20 | Протест Владимира Дубровского в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | |
21 | «Дубровский» композиция романа | | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Планируют общие способы работы. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | |
22 | «Дубровский»: мое понимание романа Пушкина. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Позитивная моральная самооценка. | |
23 | Контрольное сочинение «Дубровский»: мое понимание романа Пушкина» (ответ на проблемный вопрос). | | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |
24 | А.Пушкин «Повести Белкина». «Барышня- крестьянка»: сюжет и герои | | Строят логические цепи рассуждений. | Осознают качество и уровень усвоения. | Демонстрируют способность к эмпатии. | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | |
25 | «Барышня- крестьянка»: особенности композиции повести | | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |
26 | Внеклассное чтение 3. А.Пушкин «Повести Белкина»: проблемы и герои | | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Определяют основную и второстепенную информацию | Предвосхищают временные Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Позитивная моральная самооценка. Оптимизм в восприятии мира. | |
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ | |
27 | М.Ю.Лермонтов «Тучи» | | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Обмениваются знаниями между членами группы | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | |
28 | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» | | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | |
29 | М.Ю.Лермонтов «Листок» | | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. | Любовь к природе. | |
30 | М.Лермонтов «Утес», «На севере диком» | | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | |
31 | Развитие речи 4 М.Ю.Лермонтов. Лирика. Трехсложные размеры стиха. | | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |
32 | Развитие речи 5 Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Лермонтова. | | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |
И.С. ТУРГЕНЕВ | |
33 | И.С.Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. | | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. | Позитивная моральная самооценка. | |
34 | «Бежин луг». Образы крестьянских детей | | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Понимают возможность различных точек зрения. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им | |
35 | «Бежин луг». Картины природы | | Строят логические цепи рассуждений. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | Любовь к природе. | |
36 | Внеклассное чтение 4 . И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из цикла «Записки охотника | | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | |
Ф.И. ТЮТЧЕВ | |
37 | Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...», | | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. | |
38 | Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся...» | | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Любовь к Родине. | |
39 | Ф.И.Тютчев «Листья» | | Определяют основную и второстепенную информацию. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Представление результатов самостоятельной работы. | |
А.А.ФЕТ | |
40 | А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . | | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | |
41 | А.А.Фет «Ещё одна майская ночь» | | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Чувство гордости за свою страну. | |
42 | А.А.Фет «Учись у них - у дуба, у березы...» | | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Чувство гордости за свою страну. | |
43 | Развитие речи 6 А.Фет , Ф.Тютчев. Лирика. (подготовка к анализу лирики) | | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |
Н.А. НЕКРАСОВ | |
44 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Автор и народ | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Доброжелательное отношение к окружающим. | |
45 | Н.А.Некрасов «Железная дорога».Своеобразие композиции стихотворения | | Определяют основную и второстепенную информацию. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Уважение русского народа как творца и созидателя. | |
46 | Контрольная работа по творчеству И.Тургенева, Ф.Тютчева, А. Фета | | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Осознают качество и уровень усвоения. | | Оптимизм в восприятии мира. | |
Н.С. ЛЕСКОВ | |
47 | Н.С. Лесков «Левша»:народ и власть | | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | |
48 | Н.С.Лесков «Левша: язык сказа. Понятие об иронии | | Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Чувство гордости за свою страну. | |
49 | Развитие речи 7. Н.Лесков «Левша». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | | Строят логические цепи рассуждений. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | |
50 | Внеклассное чтение 5 Н.С.Лесков «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа, нравственные проблемы в рассказе | | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. | Чувство гордости за свою страну. | |
А.П.ЧЕХОВ | |
51 | А.П. Чехова «Толстый и тонкий»: герои рассказа | | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. , регулируют весь | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | |
52 | А.П. Чехова «Толстый и тонкий»: источник комического в рассказе | | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. | Любовь к Родине. | |
53 | Внеклассное чтение 6 Рассказы А.П.Чехова | | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Гражданский патриотизм. | |
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА | |
54 | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Экологическое сознание. | |
55 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выполняют операции со знаками и символами. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат. | Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Экологическое сознание. | |
56 | Романсы на стихи русских поэтов. А.Пушкин «Зимний вечер», М.Лермонтов «Парус» Ф.Тютчев «Ещё в полях..» | . | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выполняют операции со знаками и символами. | Оценивают достигнутый результат. | Планируют общие способы работы. | Любовь к родной природе. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕК | |
57 | А.И.Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип. | | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |
58 | «Чудесный доктор» как рождественский рассказ | | Анализируют условия и требования задачи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | |
59 | А.Грин «Алые паруса»:мечта и действительность | | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Осознают качество и уровень усвоения. | Проявляют внимание к личности другого. | Уважение ценностей семьи. | |
60 | «Алые паруса»: Ассоль и Грей | | Выражают структуру задачи разными средствами. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | |
61 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»:образы-символы в сказке | | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Оптимизм в восприятии мира. | |
62 | Внеклассное чтение 7.Рассказы А.Платонова | | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Доброжелательное отношение к окружающим. | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ | |
63 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств. | Готовность к равноправному сотрудничеству | |
64 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Описывают содержание совершаемых действий . | Уважение ценностей семьи. | |
В.П. АСТАФЬЕВ | |
65 | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»:сюжет и герои | | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чувство гордости за свою страну. | |
66 | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев | | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Любовь к природе. | |
67 | Развитие речи 8 В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» (подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос) | | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |
В. Г. РАСПУТИН | |
68 | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | |
69 | «Уроки французского»: стойкость главного героя | | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. | Составляют план и последовательность действий. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Понимание конвенционального характера морали. | |
70 | «Уроки французского»: Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | | Выделяют и формулируют проблему. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | |
В.М.Шукшин | |
71 | В. М. Шукшина «Критик»:образ «странного героя | | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | |
72 | Внеклассное чтение В.М. Шукшин. Рассказы «Чудики», «Срезал». | | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | |
Ф.А.Искандер | |
73 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики | | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам. | |
74 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе | | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Умеют слушать и слышать друг друга. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | |
75 | Классное сочинение по произведениям В.Распутина, В.Астафьева, Ф.Искандера | | | | | | |
РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА | |
76 | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» | | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | |
77 | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | | Определяют основную и второстепенную информацию. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | |
78 | А.Ахматова «Перед весной…» | | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | |
79 | Н. М. Рубцов «Звезда полей»: родина, страна, вселенная | | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Составляют план и последовательность действий. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | |
80 | Внеклассное чтение 9 Н. М. Рубцов «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа | | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | |
81 | Развитие речи 9Родная природа в лирике русских поэтов 20 века (подготовка к классному сочинению) | | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | |
82 | Развитие речи 10Классное сочинение по произведениям русских поэтов 19, 20 веков о родине и родной природе. | | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ | |
83 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу. | | Устанавливают причинно-следственные связи. | Оценивают достигнутый результат. | Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. | Любовь к малой Родине, родной природе. | |
84 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | | Строят логические цепи рассуждений. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Экологическое сознание. | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | |
85 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | |
86 | Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. | | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | |
87 | Внеклассное чтение 10. Древнегреческие мифы | | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | |
88 | Геродот. «Легенда об Арионе». | | Определяют основную и второстепенную информацию. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | |
89 | Гомер. «Илиада» как героические эпические поэмы. | | Строят логические цепи рассуждений. | Сличают свой способ действия с эталоном. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Освоение общемирового культурного наследия. | |
90 | Гомер. «Одиссея» как героические эпические поэмы. | | Строят логические цепи рассуждений. | Сличают свой способ действия с эталоном. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Освоение общемирового культурного наследия. | |
91 | Внеклассное чтение 11. Гомер. «Одиссея» - песнь о героических подвигах | | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Освоение общемирового культурного наследия. | |
92 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | |
93 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» пародия на рыцарские романы | | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | |
94 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»: нравственный смысл романа | | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | |
95 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве | | Структурируют знания. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Освоение общемирового культурного наследия. | |
96 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»: проблема благородства, достоинства и чести | | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Освоение общемирового культурного наследия. | |
97 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»:природа и цивилизация | | Выделяют и формулируют проблему. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | |
98 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»: проблемы чести и предательства | | Выделяют и формулируют проблему. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | |
99 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» дети и взрослые | | Структурируют знания. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Освоение общемирового культурного наследия. | |
100 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча | | Структурируют знания. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Освоение общемирового культурного наследия. | |
101 | Внеклассное чтение 12 А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» вечные истины в сказке | | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Освоение общемирового культурного наследия. | |
102 | Итоговое тестирование за курс 6 класса. | | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Основы социально-критического мышления. | |
103 | Письменная работа за курс 6 класса | | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Основы социально-критического мышления. | |
104 | Развитие речи 11Путешествие по стране Литературии 6 класса | | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | | |
105 | Развитие речи 12 утешествие по стране Литературии 6 класса | | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | | |