СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана в соответствии с:

-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв,В.И.Коровин,Н.В.Беляева);

- Положения о рабочей программе в МБОУ Аркинская СОШ.

Учебник «Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.П.Полухина и др./; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2015».

Цели и задачи изучения предмета литература в 6 классе.

Цели изучения:

- знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще-гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего;

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи изучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

- свободное владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

- способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

Место предмета в учебном плане:

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 6 классе предусматривает ресурс учебного времени в объёме-105 часов.На изучение литературы в 6 классе в филиале МБОУ Аркинской СОШ отводится 2 часа в неделю,35 учебных недель,итого-70 часов за год.Программа сокращена на 35 часов следующим образом:

Введение – 1 час.

Устное народное творчество – 3 часа.

Из древнерусской литературы – 1 час.

Из литературы 18 века – 1 час.

Из литературы 19 века – 32 часа.

Из литературы 20 века – 21 час.

Из зарубежной литературы – 11 часов.








































Планируемые результаты освоения учебного предмета литература

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

- умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.





Содержание учебного предмета литература

Введение(1ч.)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество ( 3ч.)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Развитие речи. Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

Из древнерусской литературы (1ч.)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

Из русской литературы 18 века. (1 ч.)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Из русской литературы 19 века(32ч.)

Иван Андреевич Крылов.

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Р.Р. Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

Из русской литературы 20 века(21 ч.)

Александр Иванович Куприн

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин.

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,

выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Николай Михайлович Рубцов.

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер.

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России

Габдулла Тукай

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы(11ч.)

Мифы Древней Греции

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот

«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).


Уроков внеклассного чтения-11

Контрольных работ-5

Уроков развития речи-4

























Тематическое планирование

литература - 6 класс

п/п

Наименование разделов,тем

Количес

тво

часов

Дата

Примеч.


план

факт


Введение (1ч.)





1

Введение. Художественное произведение. Содержание и фор­ма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.Инструктаж по технике безопасности

1





Устное народное творчество(3 ч.)





2

Обрядовый фольклор (на­чальные представления). Произведения календарного обрядового фольклора

1




3

Малые жанры фольклора.По­словицы и поговорки.Загадки. Народная мудрость

1




4

Контрольная работа № 1 «Устное народное творчество»

1





Из древнерусской литературы (1 ч.)





5

Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет», «Сказание о белгород­ском киселе». Русская летопись

1





Из русской литературы 18 века (1ч.)





6

Русские басни.И.И.Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха»

1





Из русской литературы 19 века(32ч.)





7

И.А.Крылов. Краткий рассказ о писа­теле-баснописце. «Листы и Корни»,«Ларчик»

1




8

И.А.Крылов.«Осел и Соловей» - комическое изоб­ражение невежественного судьи, глухого к произведе­ниям истинного искусства

1




9

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта

1




10

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни

1




11

Вн.чт.А.С.Пушкин. «Зимняя дорога».Приметы зимнего пейзажа,навевающего грусть.Ожидание домашнего уюта,тепла,нежности любимой подруги.Тема жизненного пути

1




12

«И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Стихотворное послание и его художественные особенности


1




13

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести

1




14

А.С.Пушкин.«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров

1




15

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности

1




16

Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к ге­роям

1




17

Контрольная работа №2 «Творчество А.С.Пушкина»

1




18

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэ­та-изгнанника к оставляемой им Родине

1




19

«Листок», «На севере диком...», «Утес». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особен­ности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Антитеза

1




20

«Три паль­мы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха (начальные понятия)

1




21

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьян­ским детям

1




22

Портреты и рассказы мальчиков, их духов­ный мир. Пытливость, любознательность, впечатлитель­ность. Роль картин природы в рассказе. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа

1




23

Вн.чт.И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника»

1




24

Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте. «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставле­ние судеб человека и коршуна

1




25

«Листья» - символ крат­кой, но яркой жизни.

Обучение анализу одного стихотворения

1




26

А.А.Фет. Рассказ о поэте. Пейзажная лирика .

«Ель рукавом мне тропинку за­весила...». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали

1




27

«Еще майская ночь». Переплетение и взаи­модействие тем природы и любви. «Учись у них - у дуба, у березы...». Природа как естест­венный мир истинной красоты

1




28

Р.р. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета.Гармоничность и музыкальность поэтиче­ской речи. Краски и звуки в пейзажной лирике

1




29

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценно­стей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа

1




30

Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастиче­ских картин. Диалог-спор. Значение риторических во­просов в стихотворении. Стихотворные размеры. Строфа


1




31

Контрольная работа № 3 « Творчество Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева»

1




32

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе. Сказ как форма повество­вания. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолю­бие, талантливость, патриотизм

1




33

Р.р. Особенности языка произведения. Ко­мический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Ирония

1




34

Вн.чт.Н.С.Лесков. «Человек на часах».Сюжет и герои рассказа.Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения





35

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмо­ра. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицеме­рия. Роль художественной детали.Юмор

1




36

Вн.чт. «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и другие рассказы Антоши Чехонте

1




37

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «По­смотри, какая мгла...». Выражение переживаний и мироощущения в стихо­творениях о родной природе

1




38

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».Пейзажная лирика как жанр

1





Из русской литературы 20 века(21 ч.)





39

А.И.Куприн.Рассказ «Чудесный доктор».Реальная основа содержания рассказа.Образ главного героя.Тема служения людям

1




40

А.С.Грин. Слово о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтиче­ская мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям

1




41

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас

1




42

Вн.чт. А.П.Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и другие. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова

1




43

К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

1




44

Д. С. Самойлов. «Сороковые»

1




45

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жиз­ни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравствен­ные проблемы рассказа

1




46

Р.р. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность геро­ев, особенности использования народной речи. Речевая характеристика героя

1




47

В.Г.Распутин.Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести труд­ностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойст­венные юному герою

1




48

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия)


1




49

Р.р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника» (По произведениям В.П.Астафьева, В.Г.Распутина)

1




50

Н.М.Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова


1




51

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

1




52

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека

1




53

Контрольная работа №4 «Творчество Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литература о Великой Отечественной войне»

1




54

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за ок­ном...»;

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «По­роша». Чувство радости и печали, любви к родной природе в стихотворных произведениях поэтов XX века

1




55

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни та­кие...».Обучение анализу одного стихотворения

1




56

Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. Слово о писателе. «Срезал» и «Критики». Особенности шук­шинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведни­ков. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе


1




57

Вн.чт. Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. «Родная деревня», «Книга». Лю­бовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего на­рода. Книга в жизни человека


1




58

Вн.чт. Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых ис­пытаний и ударов судьбы. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи

1




59

Контрольная работа № 5 «По страницам литературы XX века»

1





Из зарубежной литературы (11ч.)





60

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Миф. Отличие мифа от сказки

1




61

Вн.чт. Древнегреческие мифы

1




62

Геродот. «Легенда об Арионе»

1




63

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» как героическая эпическая поэма. Изображение героев и ге­роические подвиги в «Илиаде». Понятие о героическом эпосе





64

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. На ост­рове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о герои­ческих подвигах, мужественных героях

1




65

Вн.чт. Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живу­щий в нем. Пародия на рыцарские романы. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы

1




66

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесче­ловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награ­ду и защищающий личное достоинство и честь

1




67

Вн.чт. Проспер Мериме.Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жиз­ни и исторически сложившихся устоев над цивилизо­ванной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение

1




68

Вн.чт. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. Притча. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин

1




69

Выявление уровня литературного развития учащихся.Итоговый тест

1




70

«Путешествие по стране Литературии 6 класса».Задания для летнего чтения

1














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!