СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе, 6 класс, составлена на основе программы и учебника В.Я.Коровиной, с учетом требований ФГОС, на 2019-2020 учебный год. Прописан региональный компонент (Тюменская область). Программа рассчитана на 3 недельных часа. Утверждена заместителем директора по УВР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»


Филиал Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Петелинская средняя общеобразовательная школа «Хохловская СОШ»

ул. Ленина, д. 25, с. Петелино, Ялуторовский район, Тюменская область, 627047 тел./факс 48-381

[email protected], ИНН/КПП 7228001043/720701001 ОГРН 1027201463728






СОГЛАСОВАНА

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «30» августа 2019г.



СОГЛАСОВАНА

заместителем директора по УВР

________________________

Н.И.Кошикова



УТВЕРЖДЕНА

приказом

от «30» августа 2019 г.

№ 114/11


________________Н.Ю.Вахрушева



УТВЕРЖДЕНА

приказом

от«_____» ___________20__ г.

№___________________


________________Н.Ю.Вахрушева



Рабочая программа

по литературе

основного общего образования,

уровень изучения базовый

класс 6

на 2019-2020 учебный год_



Количество часов в неделю 3, всего за год 102

Составитель рабочей программы Терентьева Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория первая





Год составления 2019 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015г.), примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15), основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Петелинской СОШ; с учетом авторской про­граммы В.Я. Коровиной. Программы общеобразовательных учреждений.  Литература. 5-9 класс (базовый уровень).  11-е изд., доработанное  и дополненное – М.: Просвещение, 2014.


Основные задачи реализации содержания учебного предмета:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учебник:

В.П.Полухина, В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин; под ред. В.Я.Коровиной. - Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.




Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.).

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

позиции.



Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.























Содержание учебного предмета


Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

Из русской литературы XIX века.

Иван Иванович Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Т ема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

Из русской литературы XX века.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне.

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Василий Макарович Шукшин. Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Зарубежная литература.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).



























Содержание по разделам


п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.1

Введение

1

2.

Устное народное творчество

4

3.

Древнерусская литература

1

4.

Из русской литературы 18 века

4

5.

Из русской литературы 19 века

52

6.

Из литературы 20 века

28

7.

Из зарубежной литературы

12



102

























Региональный компонент



1

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки.


Знакомство с мифами народов Тюменского Севера. Хантыйские, мансийские, ненецкие мифы о происхождении мира.

2

Древнерусская литература.

«Повесть временных лет»,

Развитие представлений о русских летописях.

Миф в литературе. «Языческая поэма» Ю. Шесталова.

3-4

А.С.Пушкин «Дубровский»

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости

Сильный характер в произведениях сибирских  писателей. Г. Сазонов, А. Конькова «Как поссорился человек с медведем» (отрывок из романа-сказания). Леонид Лапцуй «Дедовский мотив», «Перед порогом».

5

И.С.Тургенев

Роль картин природы в рассказе "Бежин луг". Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. "Серая шейка": человек и природа.

6

И.С.Тургенев "Бежин луг".

М.М.Пришвин. Слово о писателе.

М.М.Пришвин. Пришвин в Тюменском крае. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

7

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Стихи.

Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

В родном краю. И.Ермаков. «О чем шептал олененок».

8

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

К. Г. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Тема патриотизма в лирике сибирских  поэтов. Андрей Тарханов «Сын грома» (по мотивам мансийских героических поэм).

9

В.Распутин.

«Уроки французского». Развитие понятий о рассказе и сюжете. Герой-повествователь.

Отражение в повести В.П.Крапивина "Реквием" мира военного и послевоенного детства. (Отрывок из "Летящей сказки").

10

Н.М.Рубцов. Стихи.

Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Развитие представлений о лирическом герое.

Мир человека и мир природы. Юван Шесталов  «Когда качало меня солнце» (главы из повести), «Тайна Сорни-най» (отрывок).

11

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века.

А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают, дни такие...».

Тема природы в творчестве русских писателей Тюменского края. М.Лесной.




























Календарно-тематическое планирование

пп

План

Факт

Название раздела

Тема урока

1

02.09.


Введение-1ч

Художественное произведение. Содержание и форма.

2

04.09.


Устное народное творчество-4ч

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

3

06.09.


Контрольная работа-1

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. Р.К. Знакомство с мифами народов Тюменского Севера. Хантыйские, мансийские, ненецкие мифы о происхождении мира.

4

09.09.



Загадки. Конкурс загадок.

5

11.09.



Контрольная работа по теме «Устное народное творчество»

6

13.09.


Из древнерусской литературы-1ч

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Р.К. Миф в литературе. «Языческая поэма» Ю. Шесталова.

7

16.09.


Из русской литературы ХVIII века-4ч

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

8

18.09.


Контрольная работа-1

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

9

20.09.



И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

10

23.09.



Контрольная работа по теме «Басни».

11

25.09.


Из русской литературы XIX века-52ч

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».

12

27.09.


Контрольная работа-6

Тема и идея стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

13

30.09.



Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

14 - 15

02.10.

04.10.



Лирика Пушкина.

16

07.10.



А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

17

09.10.



Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

18

11.10.



Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

19

14.10.



Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

20

16.10.



Дубровский -старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

21

18.10.



Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. Р.К. Сильный характер в произведениях сибирских  писателей. Г. Сазонов, А. Конькова «Как поссорился человек с медведем» (отрывок из романа-сказания). Леонид Лапцуй «Дедовский мотив», «Перед порогом».

22

21.10.



Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

23

23.10.



Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

24

25.10.



Защита чести, независимости личности (А.С.Пушкин «Дубровский»).

25




Романтическая история любви в повести «Дубровский».

26




Авторское отношение к героям повести «Дубровский».

27




Обобщение по повести «Дубровский».

28




Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Дубровский».

29




Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

30




Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

31




Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…».

32




Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы».

33




Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова.

34




И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

35




Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

36




Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

37




Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Д.Н.Мамин-Сибиряк. "Серая шейка": человек и природа.

38




Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по циклу «Записки охотника»).

39




Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

40




Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».

41



Земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

42




Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета.

43




Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. Р.К. В родном краю. И.Ермаков. «О чем шептал олененок».

44




Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

45




Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

46




Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А.Некрасова.

47




Н.А.Некрасов «Железная дорога». Своеобразие языка и композиции.

48




Реалистические и фантастические картины в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

49




Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века.

50




Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.

51




Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

52




Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

53




Комическое и трагическое в сказе Н.С.Лескова «Левша».

54




Сказовая форма повествования.

55




Контрольная работа по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

56




А.П. Чехов. Литературный портер писателя.

57




Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

58




Разоблачение лицемерия в рассказах А.П.Чехова.

59




Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…».

60




Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».

61



А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Р.К. Тема природы в творчестве русских писателей Тюменского края. М.Лесной.

62




Контрольная работа по стихотворениям поэтов 19 века.

63



Из русской литературы XX века-28ч

А.И.Куприн «Чудесный доктор».

64



Контрольная работа-2

Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор».

65




А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

66




А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».

67




Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» .

68




Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса».

69




Отношение автора к героям повести «Алые паруса».

70




К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

71




Д.С. Самойлов. «Сороковые». Р.К. Тема патриотизма в лирике сибирских  поэтов. Андрей Тарханов «Сын грома» (по мотивам мансийских героических поэм).

72




Картины жизни и быта сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

73




Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.

74




Контрольная работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

75




Трудности военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского».

76




Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

77




Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Р.К. Отражение в повести В.П.Крапивина "Реквием" мира военного и послевоенного детства. (Отрывок из "Летящей сказки").

78




Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

79




Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Р.К. М.М.Пришвин. Пришвин в Тюменском крае. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

80




А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Р.К.Тема природы в творчестве русских писателей Тюменского края. М.Лесной.

81




С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

82




«Звезда полей» Николая Рубцова. Р.К. Мир человека и мир природы. Юван Шесталов «Когда качало меня солнце» (главы из повести), «Тайна Сорни-най» (отрывок).

83




Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов XX века.

84




Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина.

85




В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал».

86




Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

87




Юмор в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

88




Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

89




Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».

90




К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

91



Зарубежная литература-12ч

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».

92



Контрольная работа-1

Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

93




Геродот. «Легенда об Арионе».

94




А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.

95





Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

96





М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

97




Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

98-99




П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

100-101




А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

102




Итоговый тест. Рекомендации для летнего чтения.



Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!