Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение,2014). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа реализуется в объеме 102 часов, из расчета 3 часа в неделю
Цель - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Литература.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях произведений;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать произведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
- сочинять произведение и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Введение. 1 час
Писатели – создатели, хранители и любители книг. Урок – беседа.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)
Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни. Колядки. Урок – путешествие.
Художественные особенности календарно-обрядовых песен. Проблемный урок.
Пословицы и поговорки. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Урок – исследование.
Р.Р. Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора. Урок-конкурс.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Повесть временных лет». Урок – исследование, лекция.
«Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления). Урок – семинар.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ VIIIX ВЕКА. (1 ч)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р. Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге. Урок – исследование + Р.Р.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ VIIIX ВЕКА (3 ч)
Иван Андреевич Крылов. (3 ч)
Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Урок – путешествие.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик. Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Урок – беседа, лекция.
К. Р. Контрольная работа № 1 по теме «Басня». Урок контроля.
Произведения русских писателей XIX века. Александр Сергеевич Пушкин. (16 ч)
Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. Урок – исследование.
Стихотворение «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно - поэтический колорит стихотворения. Урок – исследование
Стихотворение «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Урок – исследование
Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Урок теоретических и практических работ (исследовательского типа).
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания романа. Урок – лекция.
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Ссора двух помещиков ( гл.1). Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Суд и его последствия». (гл. 2-3). Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости. (гл. 4-5). Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образы крестьян. (гл. 6-7). Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Учитель.(8-10). Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Маша Троекурова ( гл.11-16). Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образ повествователя и автора. Урок – исследование
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Развязка романа (гл. 17-19). Урок – исследование
Р.Р.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Урок – сочинение.
А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Урок – лекция.
Вн. чт. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. Урок внеклассного чтения.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Урок – исследование.
«Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Урок – исследование.
«Листок», «Утес». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Урок – исследование.
Теория литературы. Антитеза. Поэтическая интонация (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 2 по теме «Лирика М.Ю. Лермонтова». Урок контроля.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.
Иван Сергеевич Тургенев (6 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания цикла рассказов «Записки охотника». Урок – лекция.
Рассказ «Бежин луг». Образы главных героев. Урок – исследование.
Рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Урок – диалог.
Роль картин природы в рассказе. Проблемный урок.
Р.Р.Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг».Тема «Характеристика понравившегося героя». Урок – сочинение.
Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.
Федор Иванович Тютчев (3 ч)
Литературный портрет поэта. Мультимедийный урок.
Природа в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. Урок – исследование.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Урок – исследование.
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Афанасий Афанасьевич Фет. (2 ч + 1 ч)
Рассказ о поэте. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Урок – исследование.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Конкурс чтецов. «Мои любимые стихи из лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета». Урок – концерт.
Николай Алексеевич Некрасов (7 ч + 2 ч контр. раб. + 1 теория)
Знакомство с писателем. История создания стихотворения «Железная дорога». Мультимедийный урок.
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Урок – исследование.
Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Урок – исследование.
Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Урок – исследование.
Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Урок – исследование.
Р.Р.Чтение отрывка наизусть из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». Урок развития речи. Урок – концерт.
Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Урок – исследование.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 3 по произведениям поэтов и писателей 19 века (тест + творческое задание). Урок контроля.
P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.
Теория литературы. Трехсложные размеры стиха. Урок теоретических и практических работ (исследовательского типа).
Николай Семенович Лесков (4 + сочинение 1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания Сказа «Левша». Мультимедийный урок.
Образ народа в сказе Н.С.Лескова «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Урок – исследование.
Н.С.Лесков. «Левша». «Ужасный секрет тульских мастеров». Судьба Левши. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Урок – исследование.
Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Урок – исследование.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведениям Н.А.Некрасова «Железная дорога» и Н.С.Лескова «Левша». «Образ настоящего создателя человеческих ценностей». Урок развития речи.
Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.
Писатели улыбаются. Антон Павлович Чехов (4 ч)
Литературный портрет писателя. Псевдонимы. Мультимедийный урок.
А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Урок – исследование.
Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. Урок – исследование.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Вн .чт. Инсценировка рассказов А.П.Чехова. Урок – концерт.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (2 ч)
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Чтение стихов о природе наизусть. Урок – концерт.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Литературные места России. Игра – кроссворд. Урок – практикум.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
Александр Иванович Куприн (2 ч)
О писателе. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». Образ главного героя. Урок – исследование.
Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления). Урок – семинар.
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Степанович Грин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Феерия «Алые паруса». Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Урок – исследование.
Поражение жестокой реальности и победа романтической мечты в повести А.Грина «Алые паруса». Урок – исследование.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).
Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.
Андрей Платонович Платонов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания сказки – были «Неизвестный цветок». Мультимедийный урок.
Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Урок – практикум.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.
Произведения о Великой Отечественной войне (3 ч)
К.М. Симонов. Слово о поэте. Солдатские будни в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Мультимедийный урок + семинар.
Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Патриотические чувства любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Мультимедийный урок + семинар.
Чтение стихов о ВОв наизусть. Урок – концерт.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Виктор Петрович Астафьев (2 + 1 ч сочинение)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Урок – исследование.
Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Р.Р.Сочинение – рассказ о понравившемся герое рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Письменная работа.
P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Валентин Григорьевич Распутин. (2 + 1 ч сочинение)
Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Мультимедийный урок + семинар.
Нравственные проблемы рассказа. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Урок – семинар.
Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведению В.Распутина «Уроки французского» и одноименного художественного фильма. Урок развития речи.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Писатели улыбаются (4 ч)
Василий Макарович Шукшин (2 ч)
Писатель и режиссер. «Странные люди» в рассказе «Критики». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. Мультимедийный урок + исследование.
Речевая характеристика героев рассказа В.М.Шукшина «Критики». Урок – исследование.
Фазиль Искандер. (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. Знакомство с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Урок – исследование.
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Смысл названия рассказа. Урок – семинар.
Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
Родная природа в русской поэзии XX века (3 + 1 ч конкурс чтецов)
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...», Н.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Мультимедийный урок + исследование.
Конкурс чтецов. Стихотворения о природе поэтов 20 века. Урок – концерт.
Чувство радости и печали, любви к родной природе, родине в стихотворных произведениях поэтов XX век. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,
выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Из литературы народов России (2 ч)
Родина в стихотворения Габдуллы Тукая и Кайсына Кулиева. (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэтов. Знакомство со стихами. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга - «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа. Урок – исследование.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. Урок – исследование.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч)
Мифы Древней Греции (2 ч)
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна). Урок – лекция + исследование.
Геродот (1 ч)
«Легенда об Арионе». Урок – лекция + исследование.
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Произведения зарубежных писателей. Гомер (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Урок – лекция + исследование.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления). Урок – лекция + исследование.
Фридрих Шиллер (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Урок – лекция + исследование.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Предательство: есть ли для него возрастные рамки? Урок лекция + семинар.
Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Урок – исследование.
Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Р.Р.Отзыв на произведение зарубежного писателя. Урок – сочинение.
Литературные места России.
Подведение итогов за год (1 ч)
Итоговый тест.
Календарно – тематическое планирование
№ | Название раздела / Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
1. | Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книг. | 1 | | |
2. | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни. Колядки. | 1 | | |
3. | Художественные особенности календарно-обрядовыхпесен. | 1 | | |
4 | Пословицы и поговорки. | 1 | | |
5. | Р.Р. Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора. | 1 | | |
6. | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». | 1 | | |
7. | «Сказание о белгородском киселе». | 1 | | |
8. | Произведения русских писателей 18 века. Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха». | 1 | | |
9. | И. А. Крылов. Вспомним баснописца. «Осел и Соловей» | 1 | | |
10. | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | 1 | | |
11. | Контрольная работа № 1 по теме «Басни». | 1 | | |
12. | Анализ контрольной работы № 1. Произведения русских писателей 19 века. А.С.Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину» | 1 | | |
13. | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник». | 1 | | |
14. | А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». | 1 | | |
15. | Теория литературы. Двусложные размеры стиха. | 1 | | |
16. | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания романа. | 1 | | |
17. | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Ссора двух помещиков ( гл.1). | 1 | | |
18. | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Суд и его последствия». (гл. 2-3). | 1 | | |
19. | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости. (гл. 4-5). | 1 | | |
20. | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образы крестьян. (гл. 6-7). | 1 | | |
21. | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Учитель.(8-10). | 1 | | |
22. | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Маша Троекурова ( гл.11-16). | 1 | | |
23. | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образ повествователя и автора. | 1 | | |
24. | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Развязка романа (гл. 17-19). | 1 | | |
25. | Р.Р.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | | |
26. | Анализ сочинения по роману. А.С.Пушкин. «Повести Белкина». | 1 | | |
27. | Вн. чт. А.С.Пушкин. «Барышня – крестьянка». | 1 | | |
28. | М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Тучи». | 1 | | |
29. | М.Ю.Лермонтов. Восточная баллада «Три пальмы». | 1 | | |
30. | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утес». | 1 | | |
31. | Контрольная работа № 2 (художественный анализ стихотворения) по теме «Лирика М.Ю.Лермонтова». | 1 | | |
32. | Анализ контрольной работы № 2. И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания цикла рассказов «Записки охотника». | 1 | | |
33 – 34. | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Образы главных героев. | 2 | | |
35. | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Рассказы главных героев. | 1 | | |
36. | Пейзаж и его роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». | 1 | | |
37. | Р.Р.Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг». «Характеристика понравившегося героя». | 1 | | |
38. | Анализ сочинения по рассказу И.С.Тургенева Ф.И.Тютчев. Литературный портрет поэта. | 1 | | |
39. | Природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…», «Листья». | 1 | | |
40. | Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | 1 | | |
41 – 42. | А.А.Фет. О поэте. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. | 2 | | |
43. | Конкурс чтецов. «Мои любимые стихи из лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета». | 1 | | |
44. | Н.А.Некрасов. Знакомство с писателем. История создания стихотворения «Железная дорога». | 1 | | |
45. | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | | |
46. | Народ – созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | | |
47. | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа, их ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | | |
48. | Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | | |
49. | Чтение отрывка наизусть из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | | |
50. | Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | | |
51-52. | Контрольная работа № 3 (тест + творческое задание) по произведениям писателей и поэтов 19 века. | 2 | | |
53. | Анализ контрольной работы № 3. Теория литературы. Трёхсложные размеры стиха. | 1 | | |
54. | Н.С.Лесков. Слово о писателе. История создания сказа «Левша». | 1 | | |
55. | Образ народа в сказе Н.С.Лескова «Левша». | 1 | | |
56. | Н.С.Лескова «Левша». «Ужасный секрет тульских мастеров». Судьба Левши. | 1 | | |
57. | Н.С.Лесков. «Левша». Особенности языка сказа. Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе. | 1 | | |
58. | Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведениям Н.А.Некрасова «Железная дорога» и Н.С.Лескова «Левша». «Образ настоящего создателя человеческих ценностей». | 1 | | |
59. | Анализ сочинения – рассуждения. Писатели улыбаются. А.П.Чехов. Литературный портрет писателя. Псевдонимы. | 1 | | |
60. | А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Речь героев. | 1 | | |
61. | Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». | 1 | | |
62. | Вн. чт. Инсценировка рассказов А.П.Чехова. | 1 | | |
63 -64. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.А.Баратынский. Я.П.Полонский. А.К.Толстой. Чтение наизусть стихов о природе. | 2 | | |
65. | Литературные места России. Игра – кроссворд. | 1 | | |
66. | Произведения русских писателей 20 века. А.И.Куприн. О писателе. История создания рассказа «Чудесный доктор». Реальная основа рассказа. | 1 | | |
67. | Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». | 1 | | |
68. | А.С.Грин. О писателе. Феерия «Алые паруса». Душевная чистота главных героев произведения. | 1 | | |
69. | Поражение жестокой реальности и победа романтической мечты в произведении «Алые паруса» А.Грина. | 1 | | |
70. | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. История создания сказки – были «Неизвестный цветок». | 1 | | |
71. | А.П.Платонов. Прекрасное в произведении «Неизвестный цветок». | 1 | | |
72. | Произведения о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов. Слово о поэте. Солдатские будни в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» | 1 | | |
73. | Д.С.Самойлов. О поэте. Патриотические чувства в стихотворении «Сороковые». | 1 | | |
74. | Чтение стихов о ВОв наизусть. | 1 | | |
75. | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой». | 1 | | |
76. | Яркость и самобытность героев рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. | 1 | | |
77. | Р.Р. Сочинение – рассказ о понравившемся герое рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | | |
78. | В.Г.Распутин. Слово о писателе. Отражение трудностей послевоенного времени в повести «Уроки французского». | 1 | | |
79. | Нравственные проблемы рассказа В.Распутина «Уроки французского». Смысл названия рассказа. | 1 | | |
80. | Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведению В.Распутина «Уроки французского» и одноименного художественного фильма. | 1 | | |
81. | Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. Писатель и режиссер. «Странные люди» в рассказе «Критики». | 1 | | |
82. | Речевая характеристика героев рассказа В.М.Шукшина «Критики». | 1 | | |
83. | Ф.А.Искандер. О писателе. Знакомство с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | 1 | | |
84. | Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Смысл названия рассказа. | 1 | | |
85. | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок. О поэте. Любовь к родной природе в стихотворении «Летний вечер». | 1 | | |
86. | С.А.Есенин. Литературный портрет поэта. Кровная связь человека с природой в стихотворении «Мелколесье…», «Пороша». | 1 | | |
87. | А.Ахматова и её стихи о природе. Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова. | 1 | | |
88. | Конкурс чтецов. Стихотворения о природе поэтов 20 века. | 1 | | |
89 -90. | Из литературы народов России. Родина в стихотворениях Г.Тукая и К.Кулиева. | 2 | | |
91 -92. | Из зарубежной литературы. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | 2 | | |
93. | Легенда об Арионе. | 1 | | |
94 -95. | Произведения зарубежных писателей. Гомер. Об авторе. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 2 | | |
96. | М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | | |
97. | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | 1 | | |
98 -99. | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Предательство: есть ли для него возрастные рамки? | 2 | | |
100. | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 1 | | |
101. | Р.Р. Отзыв на произведение зарубежного писателя. | 1 | | |
102. | Литературные места России. Игра – кроссворд. | 1 | | |
103 -104. | Итоговая контрольная работа № 4 за год. | 2 | | |
105. | Анализ контрольной работы за год. Летнее чтение. | 1 | | |