СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение,2014). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа реализуется в объеме 102 часов, из расчета 3 часа в неделю


Цель - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.





Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Литература.

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.


Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).


Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях произведений;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать произведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;


Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

- сочинять произведение и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения эпоса разных народов, определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств



Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Введение. 1 час

Писатели – создатели, хранители и любители книг. Урок – беседа.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни. Колядки. Урок – путешествие.

Художественные особенности календарно-обрядовых песен. Проблемный урок.

Пословицы и поговорки. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Урок – исследование.

Р.Р. Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора. Урок-конкурс.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет». Урок – исследование, лекция.

«Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления). Урок – семинар.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ VIIIX ВЕКА. (1 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р. Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге. Урок – исследование + Р.Р.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ VIIIX ВЕКА (3 ч)

Иван Андреевич Крылов. (3 ч)

Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Урок – путешествие.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик. Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Урок – беседа, лекция.

К. Р. Контрольная работа № 1 по теме «Басня». Урок контроля.

Произведения русских писателей XIX века. Александр Сергеевич Пушкин. (16 ч)

Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. Урок – исследование.

Стихотворение «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно - поэтический колорит стихотворения. Урок – исследование

Стихотворение «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Урок – исследование

Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Урок теоретических и практических работ (исследовательского типа).

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания романа. Урок – лекция.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Ссора двух помещиков ( гл.1). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Суд и его последствия». (гл. 2-3). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости. (гл. 4-5). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образы крестьян. (гл. 6-7). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Учитель.(8-10). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Маша Троекурова ( гл.11-16). Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образ повествователя и автора. Урок – исследование

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Развязка романа (гл. 17-19). Урок – исследование

Р.Р.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Урок – сочинение.

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Урок – лекция.

Вн. чт. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. Урок внеклассного чтения.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Урок – исследование.

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Урок – исследование.

«Листок», «Утес». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Урок – исследование.

Теория литературы. Антитеза. Поэтическая интонация (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по теме «Лирика М.Ю. Лермонтова». Урок контроля.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев (6 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания цикла рассказов «Записки охотника». Урок – лекция.

Рассказ «Бежин луг». Образы главных героев. Урок – исследование.

Рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Урок – диалог.

Роль картин природы в рассказе. Проблемный урок.

Р.Р.Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг».Тема «Характеристика понравившегося героя». Урок – сочинение.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (3 ч)

Литературный портрет поэта. Мультимедийный урок.

Природа в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. Урок – исследование.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Урок – исследование.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет. (2 ч + 1 ч)

Рассказ о поэте. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Урок – исследование.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Конкурс чтецов. «Мои любимые стихи из лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета». Урок – концерт.

Николай Алексеевич Некрасов (7 ч + 2 ч контр. раб. + 1 теория)

Знакомство с писателем. История создания стихотворения «Железная дорога». Мультимедийный урок.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Урок – исследование.

Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Урок – исследование.

Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Урок – исследование.

Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Урок – исследование.

Р.Р.Чтение отрывка наизусть из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». Урок развития речи. Урок – концерт.

Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Урок – исследование.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 3 по произведениям поэтов и писателей 19 века (тест + творческое задание). Урок контроля.

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Теория литературы. Трехсложные размеры стиха. Урок теоретических и практических работ (исследовательского типа).

Николай Семенович Лесков (4 + сочинение 1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания Сказа «Левша». Мультимедийный урок.

Образ народа в сказе Н.С.Лескова «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Урок – исследование.

Н.С.Лесков. «Левша». «Ужасный секрет тульских мастеров». Судьба Левши. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Урок – исследование.

Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Урок – исследование.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведениям Н.А.Некрасова «Железная дорога» и Н.С.Лескова «Левша». «Образ настоящего создателя человеческих ценностей». Урок развития речи.

Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Писатели улыбаются. Антон Павлович Чехов (4 ч)

Литературный портрет писателя. Псевдонимы. Мультимедийный урок.

А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Урок – исследование.

Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. Урок – исследование.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Вн .чт. Инсценировка рассказов А.П.Чехова. Урок – концерт.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (2 ч)

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Чтение стихов о природе наизусть. Урок – концерт.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Литературные места России. Игра – кроссворд. Урок – практикум.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.

Александр Иванович Куприн (2 ч)

О писателе. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». Образ главного героя. Урок – исследование.

Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления). Урок – семинар.

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Степанович Грин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Феерия «Алые паруса». Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Урок – исследование.

Поражение жестокой реальности и победа романтической мечты в повести А.Грина «Алые паруса». Урок – исследование.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Андрей Платонович Платонов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. История создания сказки – были «Неизвестный цветок». Мультимедийный урок.

Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Урок – практикум.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Произведения о Великой Отечественной войне (3 ч)

К.М. Симонов. Слово о поэте. Солдатские будни в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Мультимедийный урок + семинар.

Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Патриотические чувства любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Мультимедийный урок + семинар.

Чтение стихов о ВОв наизусть. Урок – концерт.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (2 + 1 ч сочинение)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Урок – исследование.

Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Р.Р.Сочинение – рассказ о понравившемся герое рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Письменная работа.

P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин. (2 + 1 ч сочинение)

Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Мультимедийный урок + семинар.

Нравственные проблемы рассказа. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Урок – семинар.

Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведению В.Распутина «Уроки французского» и одноименного художественного фильма. Урок развития речи.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Писатели улыбаются (4 ч)

Василий Макарович Шукшин (2 ч)

Писатель и режиссер. «Странные люди» в рассказе «Критики». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. Мультимедийный урок + исследование.

Речевая характеристика героев рассказа В.М.Шукшина «Критики». Урок – исследование.

Фазиль Искандер. (2 ч)

Краткий рассказ о писателе. Знакомство с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Урок – исследование.

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Смысл названия рассказа. Урок – семинар.

Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Родная природа в русской поэзии XX века (3 + 1 ч конкурс чтецов)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...», Н.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Мультимедийный урок + исследование.

Конкурс чтецов. Стихотворения о природе поэтов 20 века. Урок – концерт.

Чувство радости и печали, любви к родной природе, родине в стихотворных произведениях поэтов XX век. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,

выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (2 ч)

Родина в стихотворения Габдуллы Тукая и Кайсына Кулиева. (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэтов. Знакомство со стихами. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга - «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа. Урок – исследование.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. Урок – исследование.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч)

Мифы Древней Греции (2 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна). Урок – лекция + исследование.

Геродот (1 ч)

«Легенда об Арионе». Урок – лекция + исследование.

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Произведения зарубежных писателей. Гомер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Урок – лекция + исследование.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления). Урок – лекция + исследование.

Фридрих Шиллер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Урок – лекция + исследование.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Предательство: есть ли для него возрастные рамки? Урок лекция + семинар.

Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Урок – исследование.

Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Р.Р.Отзыв на произведение зарубежного писателя. Урок – сочинение.

Литературные места России.

Подведение итогов за год (1 ч)

Итоговый тест.











































Календарно – тематическое планирование

Название раздела /

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1.

Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книг.

1



2.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни. Колядки.

1



3.

Художественные особенности календарно-обрядовыхпесен.

1



4

Пословицы и поговорки.

1



5.

Р.Р. Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора.

1



6.

Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

1



7.

«Сказание о белгородском

киселе».

1



8.

Произведения русских писателей 18 века. Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».

1



9.

И. А. Крылов. Вспомним баснописца. «Осел и Соловей»

1



10.

И. А. Крылов. «Листы и

корни», «Ларчик».

1



11.

Контрольная работа № 1 по теме «Басни».

1



12.

Анализ контрольной работы № 1.

Произведения русских писателей 19 века. А.С.Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину»

1



13.

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».

1



14.

А. С. Пушкин.

Стихотворение «Зимнее утро».

1



15.

Теория литературы. Двусложные размеры стиха.

1



16.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания романа.

1



17.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Ссора двух помещиков ( гл.1).

1



18.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». «Суд и его последствия». (гл. 2-3).

1



19.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости. (гл. 4-5).

1



20.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образы крестьян. (гл. 6-7).

1



21.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Учитель.(8-10).

1



22.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Маша Троекурова ( гл.11-16).

1



23.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Образ повествователя и автора.

1



24.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Развязка романа (гл. 17-19).

1



25.

Р.Р.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

1



26.

Анализ сочинения по роману.

А.С.Пушкин. «Повести Белкина».

1



27.

Вн. чт. А.С.Пушкин. «Барышня – крестьянка».

1



28.

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Тучи».

1



29.

М.Ю.Лермонтов. Восточная баллада «Три пальмы».

1



30.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утес».

1



31.

Контрольная работа № 2 (художественный анализ стихотворения) по теме «Лирика М.Ю.Лермонтова».

1



32.

Анализ контрольной работы № 2.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания цикла рассказов «Записки охотника».

1



33 – 34.

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Образы главных героев.

2



35.

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Рассказы главных героев.

1



36.

Пейзаж и его роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

1



37.

Р.Р.Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг». «Характеристика понравившегося героя».

1



38.

Анализ сочинения по рассказу И.С.Тургенева

Ф.И.Тютчев. Литературный портрет поэта.

1



39.

Природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…», «Листья».

1



40.

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

1



41 – 42.

А.А.Фет. О поэте. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета.

2



43.

Конкурс чтецов. «Мои любимые стихи из лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета».

1



44.

Н.А.Некрасов. Знакомство с писателем. История создания стихотворения «Железная дорога».

1



45.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

1



46.

Народ – созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1



47.

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа, их ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1



48.

Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1



49.

Чтение отрывка наизусть из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1



50.

Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1



51-52.

Контрольная работа № 3 (тест + творческое задание) по произведениям писателей и поэтов 19 века.

2



53.

Анализ контрольной работы № 3.

Теория литературы. Трёхсложные размеры стиха.

1



54.

Н.С.Лесков. Слово о писателе. История создания сказа «Левша».

1



55.

Образ народа в сказе Н.С.Лескова «Левша».


1



56.

Н.С.Лескова «Левша». «Ужасный секрет тульских мастеров». Судьба Левши.

1



57.

Н.С.Лесков. «Левша». Особенности языка сказа. Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе.

1



58.

Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведениям Н.А.Некрасова «Железная дорога» и Н.С.Лескова «Левша». «Образ настоящего создателя человеческих ценностей».

1



59.

Анализ сочинения – рассуждения.


Писатели улыбаются. А.П.Чехов. Литературный портрет писателя. Псевдонимы.

1



60.

А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Речь героев.

1



61.

Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

1



62.

Вн. чт. Инсценировка рассказов А.П.Чехова.

1



63 -64.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Е.А.Баратынский. Я.П.Полонский. А.К.Толстой.

Чтение наизусть стихов о природе.

2



65.

Литературные места России.

Игра – кроссворд.

1



66.

Произведения русских писателей 20 века.

А.И.Куприн. О писателе. История создания рассказа «Чудесный доктор». Реальная основа рассказа.

1



67.

Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».

1



68.

А.С.Грин. О писателе. Феерия «Алые паруса». Душевная чистота главных героев произведения.

1



69.

Поражение жестокой реальности и победа романтической мечты в произведении «Алые паруса» А.Грина.

1



70.

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. История создания сказки – были «Неизвестный цветок».

1



71.

А.П.Платонов. Прекрасное в произведении «Неизвестный цветок».

1



72.

Произведения о Великой Отечественной войне.

К.М.Симонов. Слово о поэте. Солдатские будни в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

1



73.

Д.С.Самойлов. О поэте. Патриотические чувства в стихотворении «Сороковые».

1



74.

Чтение стихов о ВОв наизусть.

1



75.

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой».

1



76.

Яркость и самобытность героев рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

1



77.

Р.Р. Сочинение – рассказ о понравившемся герое рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1



78.

В.Г.Распутин. Слово о писателе. Отражение трудностей послевоенного времени в повести «Уроки французского».

1



79.

Нравственные проблемы рассказа В.Распутина «Уроки французского». Смысл названия рассказа.

1



80.

Р.Р.Сочинение – рассуждение по произведению В.Распутина «Уроки французского» и одноименного художественного фильма.

1



81.

Писатели улыбаются.

В.М.Шукшин. Писатель и режиссер. «Странные люди» в рассказе «Критики».

1



82.

Речевая характеристика героев рассказа В.М.Шукшина «Критики».

1



83.

Ф.А.Искандер. О писателе. Знакомство с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

1



84.

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Смысл названия рассказа.

1



85.

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

А.А.Блок. О поэте. Любовь к родной природе в стихотворении «Летний вечер».

1



86.

С.А.Есенин. Литературный портрет поэта. Кровная связь человека с природой в стихотворении «Мелколесье…», «Пороша».

1



87.

А.Ахматова и её стихи о природе.

Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова.

1



88.

Конкурс чтецов. Стихотворения о природе поэтов 20 века.

1



89 -90.

Из литературы народов России.

Родина в стихотворениях Г.Тукая и К.Кулиева.

2



91 -92.

Из зарубежной литературы. Мифы Древней Греции.

Подвиги Геракла.

2



93.

Легенда об Арионе.

1



94 -95.

Произведения зарубежных писателей.

Гомер. Об авторе. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

2



96.

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

1



97.

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

1



98 -99.

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Предательство: есть ли для него возрастные рамки?

2



100.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

1



101.

Р.Р. Отзыв на произведение зарубежного писателя.

1



102.

Литературные места России. Игра – кроссворд.

1



103 -104.

Итоговая контрольная работа № 4 за год.

2



105.

Анализ контрольной работы за год.

Летнее чтение.

1