Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат основного общего образования» д. Харампур
Пуровского района
(МБОУ "ШИООО" д. Харампур)
Рассмотрена и принята на заседании МО Протокол № 1 от « 31»_августа 2019г. | Согласовано заместитель директора по ОП «31» августа 2019г. ________Завойскина Е.Н. | Утверждаю Приказ № 621 от «31» августа 2019г. Директор школы _______ Л.А. Сухарь |
Рабочая программа
по литературе, 6 класс
составлена на основе примерной программы по литературе
для общеобразовательных учреждений
Автор программы: Т. Ф. Курдюмова
Составитель программы:
Завойскина Елизавета Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Д. Харампур
2019г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе за курс основной школы составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программе по литературе, учебной программы (автор Т.Ф.Курдюмова.) (Литература: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. –М.: Дрофа, 2008.), локального нормативного акта МБОУ «ШИООО» д. Харампур: Основной образовательной программой основного общего образования, с учетом Учебного плана МБОУ «ШИООО» д. Харампур, Положения о рабочей программе на уровень основного общего образования, принятого на заседании Педагогического совета (протокол № 4 от 15.05. 2016г.), рабочей программе по литературе
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели обучения определяют задачи обучения:
при формировании и развитии личностных УУД:
Оказывать уважение к ценностям культуры и истории своего народа, родной страны, культур других народов;
Четко соотносить поступок с моральной нормой;
Уметь оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач;
Умело применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять доброжелательность в дискуссии.
при формировании и развитии регулятивных УУД:
Умело оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Поэтапно анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
Четко оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
при формировании и развитии познавательных УУД:
Подвергать критическому осмыслению информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
С различных точек зрения сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов (образы героев, описание природы, морфемные или морфологические структуры и т.д.), имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;
Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
Четко преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материалаи поставленной учебной целью, моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (художественный и др.) – использоватьзнаково-символическую систему перевода информации (вербальную в литературе) в язык символов (схемы, графики, диаграммы, синестетические подходы: звук в цвет, образ словесный в образ живописный, музыкальный, архитектурный и т.д. Нельзя путать данный принцип работы с информацией с приёмом сравнения, сопоставления. При сравнении, сопоставлении выбираются два или несколько объектов одной и той же видовой характеристики: сравнить двух героинь одного и того же романа, разных произведений. При знаково-символической системе обучающийся проводит параллель между образом девушки и образом, например, цветка.
при формировании и развитии коммуникативных УУД:
Грамотно оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, различать особенности диалогической и монологической речи;
С разных точек зрения характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
Грамотно составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
Писать сочинения (рефераты, доклады, эссе), используя информацию, полученную из разных источников.
Рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с учебным планом): в 6 классе 3 часа в неделю.
Содержание программы
Введение. Герой художественного произведения. (1ч.)
Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Главные герои русского народного эпоса- былинные богатыри. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток – герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Лев Толстой) в художественной литературе. Представления учеников об отрочестве. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, их попытки творчества.
История человечества в произведениях литературы (6ч.)
Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.
«На заставе богатырской», «Три поездки Ильи Муромца». События на краю родной земли. Герои былин – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины и его особенности. Герои былин в других видах искусств.
Теория литературы. Герой былины. Портрет героя былины.
Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах.
Теория литературы. Пьеса-сказка в стихах (драматическая поэма в стихах).
Литература XIX века (45ч.)
Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь». Годы учёбы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных герое баллад. Трагические события баллады «Лесной царь». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Роль метафоры в загадках.
Теория литературы. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.
Сергей Тимофеевич Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». «Буран». Читатель-подросток а автобиографическом произведении (фрагмент из «Детский годов Багрова- внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.
«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 18 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.
Теория литературы. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Герой литературного произведения как читатель.
Иван Андреевич Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Басня «Два мальчика» Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости, наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя.
Теория литературы. Мораль в басне
Владимир Фёдорович Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединённые в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.
Теория литературы. Дневник как жанр художественного произведения.
Портрет героя литературного произведения
Герой литературного произведения и описание его внешности.
Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послание близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.
Теория литературы. Гимн.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утёс». «Листок». «Панорама Москвы». Эпиграммы. «Утёс», «Листок» - стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.
Теория литературы. Эпиграмма.
Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка, Федя - герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и её инсценировки. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев.
Теория литературы. Былички
Речевая характеристика героев
Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
Николай Алексеевич Некрасов.
Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка.
Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Речевая характеристика героев.
Лев Николаевич Толстой. «Отрочество» (главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.
Теория литературы. Автобиографическая трилогия.
Фёдор Михайлович Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои фрагмента. Герои эпизода и трагизм их судеб. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.
Теория литературы. Эпизод в художественном произведении.
Антон Павлович Чехов. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Юношеские рассказы Чехова. Рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.
Теория литературы. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Отрочество героя в главах повести «Детство Тёмы». Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя.
Теория литературы. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
Мир путешествий и приключений (17 ч.)
Путешествия и приключения в нашем чтении.
Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения.
Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру». Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего» Теренса Хенбери Уайта, — одна из популярных тетралогий о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои — король Артур и Ланселот. В ней Ланселот — подросток. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.
Т е о р и я. Тетралогия.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление изменение характеров. Диалог в повести. Мастрество Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести.
Теория литературы. Юмор.
Жюль Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его «необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт – юный герой среди взрослый и товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.
Теория литературы. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического романа.
О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уальда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующие Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.
Теория. Пародия.
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.
Теория. Философское звучание романтической сказки.
Литература 20 века. (33ч.)
XX век и культура чтения.
Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ. «Бесконечеая книга» - путешествие мальчика Бастина по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.
А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.
Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.
Теория литературы. Эпилог. Смысл названия.
М. Горький «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
Теория литературы. Авторская позиция.
А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу – путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.
Теория литературы. Слово в рассказе.
К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей повести «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.
Теория литературы. Роль пейзажа в прозе.
Ф. А. Искандер. «Детство Чика» («Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера. Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.
Теория литературы. Инсценировка.
Великая Отечественная война в лирике и прозе.
Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев «Разведчик Вихров»; К. М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной..»; песни военных лет; «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).
Теория литературы. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.
Родная природа в стихах русских поэтов
А. Блок. «Ветер принес издалека...», «Полный месяц встал над лугом», «Белой ночью месяц красный...». Отражение высоких идеалов в лирике поэта.
И. А. Бунин. «Детство», «Помню долгий зимний вечер...», «Первый соловей». Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.
К. Д. Бальмонт. «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.
Б. Л. Пастернак. «Июль». Необычность мира природы в стихах поэта.
Теория. Творчество читателя как исполнителя стихов и прозы.
Итоги (3ч)
Чтение и обсуждение классических произведений юношеской литературы. Важнейшие проблемы в жизни подростка.
Тема защиты природы в литературе XX века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где тут природа?», созданная по письмам ребят Дании.
Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема (содержание) | Кол. часов | Ключевые компетенции | Дата проведения |
1 | Герой в мире художественного слова | 1 | Межпредметные связи: музыка, живопись, культура. Приемы СЧ: синквейн | |
2 | Былины – богатырский эпос русского народа | 1 | Межпредметные связи: русский язык, история, живопись, музыка. НРК – ненецкий эпос | |
3 | Былина «На заставе богатырской» | 1 | Межпредметные связи: русский язык, история. Приемы СЧ: кластер | |
4 | Герои произведений устного народного творчества. | 1 | Межпредметные связи: музыка, живопись, культура. Приемы СЧ: синквейн НРК – фольклор ненецкого народа | |
5. | «Весенняя сказка» А.Н. Островского «Снегурочка» (фрагменты) | 1 | Межпредметные связи: музыка, живопись, культура. ИКТ (использование программы звукозаписи, видеозаписи, фрагменты из фильма «Снегурочка») | |
6 | А. Н. Островский «Снегурочка». Комментированное чтение фрагментов сказки. Мир вещей далекого прошлого. | 1 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Межпредметные связи: кинематограф, анимация. Приемы СЧ: кластер, синквейн | |
7 | Творческая работа по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» | 1 | Индивидуальная работа | |
8 | Знакомство с личностью В.А. Жуковского. Баллады поэта. | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география. НРК – предания ненецкого народа | |
9 | В.А. Жуковский. Анализ баллад «Кубок», «Лесной царь». | 1 | Индивидуальная работа | |
10 | Проверочная работа по балладам В.А. Жуковского | 1 | Индивидуальная работа | |
11 | Знакомство с личностью С.Т. Аксакова. Повесть «Детские годы Багрова-внука» | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география. | |
12 | С.Т. Аксаков. Очерк «Буран» | 1 | Приемы СЧ: кластер Межпредметные связи: история, живопись, культура | |
13 | И.А. Крылов - великий баснописец. | 1 | Приемы СЧ: кластер, Проекты «Моя любимая басня» | |
14 | И.А. Крылов. Басни «Два мальчика», «Волк и ягненок». | 1 | Приемы СЧ: кластер, ИКТ (выступление с аудио видео поддержкой) Индивидуальная работа | |
15 | Внеклассное чтение «Героев басен И.А. Крылова знают все» | 1 | Мини-проект «Басни И.А. Крылова» | |
16 | Проверочная работа «Герои басен в каждом из нас» | 1 | Индивидуальная работа | |
17 | Знакомство с личностью В.Ф. Одоевского. «Отрывки из журнала Маши» | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география. | |
18-19 | Комментированное чтение и анализ «Отрывков из журнала Маши». Портрет героя художественного произведения. | 2 | Индивидуальная работа Приемы СЧ: кластер, синквейн | |
20 | Творческая работа «Портрет в литературном произведении» | 1 | | |
21 | Отрочество А.С. Пушкина. Царскосельский лицей. Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
22 | А.С. Пушкин. Анализ стихотворений: «К сестре», «К Пущину», «Послание к Юдину», «Товарищам» | 1 | Приемы СЧ: кластер, ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
23 | Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 октября». | 1 | Индивидуальная работа Мини-проект «Мой Пушкин» | |
24 | Проверочная работа по анализу стихотворений А.С. Пушкина | 1 | Индивидуальная работа | |
25 | Трагическая жизнь М.Ю. Лермонтова. Москва в жизни М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Панорама Москвы» | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
26-27 | Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений поэта: «Утес», «На севере диком…», «Три пальмы» | 2 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Приемы СЧ: кластер | |
28 | Проверочная работа по анализу стихотворений М.Ю. Лермонтова | 1 | Индивидуальная работа | |
29 | Детство и юность И.С. Тургенева. История создания сборника «Записки охотника» | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
30-31 | Комментированное чтение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Образы мальчиков из рассказа. Художественные особенности рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Роль пейзажа в произведении | 2 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Приемы СЧ: кластер | |
32 | Сюжетные и жанрово-композиционные особенности повествования И.С. Тургенева | 1 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Приемы СЧ: кластер | |
33 | Речевая характеристика героев | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
34 | Внеклассное чтение: Знакомство с рассказом И.С. Тургенева «Бирюк» | 1 | Приемы СЧ: синквейн. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
35 | Проверочная работа по творчеству И.С. Тургенева | 1 | Индивидуальная работа | |
36 | Детство и юность Н.А. Некрасова. Анализ стихотворений: «Крестьянские дети», «Школьник» | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
37 | Внеклассное чтение: анализ стихотворений Н.А. Некрасова о детях | 1 | Приемы СЧ: синквейн ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
38 | Проверочная работа по творчеству Н.А. Некрасова | 1 | Индивидуальная работа | |
39 | Детство и отрочество Л.Н. Толстого. История создания автобиографической трилогии Л.Н. Толстого. | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
40-42 | Комментированное чтение и анализ отдельных глав из повести Л.Н. Толстого «Отрочество» | 3 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Приемы СЧ: кластер | |
43 | Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого «Я на пороге отрочества» | 1 | Индивидуальная работа | |
44-45 | Детство и отрочество А.П. Чехова. Комментированное чтение и анализ юмористических рассказов А.П. Чехова: «Хамелеон», «Толстый и тонкий» | 2 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
46 | Языковые и композиционные особенности рассказов А.П. Чехова | 1 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Приемы СЧ: кластер | |
47 | Внеклассное чтение: Герой и сюжет. Юмористические рассказы А.П. Чехова | 1 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Приемы СЧ: кластер, синквейн | |
48 | Проверочная работа по творчеству А.П. Чехова | 1 | Индивидуальная работа | |
49 | Детство и юность Н.Г. Гарина-Михайловского. Знакомство с фрагментами повести «Детство Темы» | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
50-51 | Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Анализ глав | 2 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Приемы СЧ: кластер | |
52 | Творческая работа по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского | 1 | Мини-проект «Герой-подросток из литературы ХIХ века и дети моего поколения» | |
53-54 | О. Уайт «Свеча на ветру» | 2 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география, кинематограф, анимация. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
55 | М. Твен – любитель приключений. «Приключение Гекльберри Финна» | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география, кинематограф, анимация. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
56-57 | Комментирование чтение и анализ отдельных фрагментов повести М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» | 2 | Приемы СЧ: кластер, ИКТ(использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
58 | Ж. Верн – создатель научно-фантастического романа как жанра художественной литературы. | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география, кинематограф, анимация. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
59-60 | Комментированное чтение и анализ отдельных глав романа Ж.Верна «Таинственный остров» | 2 | Приемы СЧ: кластер, синквейн ИКТ(использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
61 | Сочинение по произведениям Ж.Верна | 1 | Мини-проект «Идеи Ж. Верна: фантастика, воплощенная в реальности» | |
62 | Знакомство с личностью О. Уайльда | 1 | Межпредметные связи: кинематограф, анимация. ИКТ(использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
63-64 | Комментированное чтение и анализ рассказа О. Уайльда «Кентервильское привидение» | 2 | Межпредметные связи: кинематограф, анимация. ИКТ(использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
65 | Внеклассное чтение по произведениям О.Уайльда | 1 | Межпредметные связи: кинематограф, анимация. ИКТ(использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
66 | Сочинение по творчеству писателей зарубежья | 1 | Индивидуальная работа | |
67-68 | А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 2 | ИКТ (использование программы звукозаписи) | |
69 | Творческая работа «Мы читатели ХХI века» | 1 | Мини-проект «Читаем вместе» | |
70 | Знакомство с личностью А.Т. Аверченко. | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география, кинематограф, анимация. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
71 | Комментированное чтение и анализ рассказа «Смерть африканского охотника» | 1 | Межпредметные связи: кинематограф, анимация. ИКТ(использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
72 | Внеклассное чтение по произведениям А. Аверченко | 1 | Межпредметные связи: кинематограф, анимация. ИКТ(использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
73 | Творческая работа по произведениям А. Аверченко | 1 | Индивидуальная работа | |
74 | Знакомство с личностью А.И. Куприна. Особенности жанра святочного рассказа | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география, кинематограф, анимация. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
75 | Анализ рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» | 1 | Приемы СЧ: кластер, синквейн ИКТ(использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
76 | Детские и отроческие годы М.Горького. История создания повести М. Горького «Детство» | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география, кинематограф, анимация. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
77-78 | Комментированное чтение и анализ глав повести М. Горького «Детство» Семья Кашириных. Образ бабушки и деда | 2 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Приемы СЧ: кластер, синквейн | |
79 | Образ главного героя повести М.Горького «Детство» - Алеши. Художественные особенности повести М. Горького «Детство» | 1 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Приемы СЧ: кластер, синквейн | |
80 | Проверочная работа по повести М. Горького «Детство» | 1 | Индивидуальная работа | |
81 | Знакомство с личностью А.С. Грина. Анализ рассказа А.С. Грина «Гнев отца» | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география, кинематограф, анимация. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
82 | Внеклассное чтение: анализ рассказа А.С. Грина «Зеленая лампа» | 1 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Приемы СЧ: кластер, синквейн | |
83 | Творческая работа по произведениям А.С. Грина | 1 | Мини-проект «Алые паруса» | |
84 | Знакомство с личностью К.Г. Паустовского. | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география, кинематограф, анимация. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
85 | Комментированное чтение и анализ отдельных фрагментов из «Повести о жизни» К.Г. Паустовского | 1 | ТРКМ (кластер, синквейн) | |
86 | Творческая работа по произведениям К.Г. Паустовского | 1 | Индивидуальная работа | |
87 | Знакомство с личностью Ф.А. Искандера. Рассказ «Детство Чика» | 1 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география, кинематограф, анимация. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
88 | Комментированное чтение и анализ рассказа Ф. А. Искандера «Детство Чика» | 1 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) Приемы СЧ: кластер, синквейн | |
89 | Итоговая контрольная работа за курс литературы 6 класса | 1 | Тест за курс литературы 6 класса | |
90-91 | Выразительное чтение и анализ стихотворения К.М. Симонова «Сын артиллериста» | 2 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
92 | Песни о Великой Отечественной войне | 1 | ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
93 | Сочинение по произведениям о ВОВ | 1 | | |
94-95 | Родная природа в стихах русских поэтов ХХ века | 2 | Межпредметные связи: история, живопись, культура, география, кинематограф, анимация. ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
96-97 | Анализ стихотворений И.А. Бунина, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого | 2 | Межпредметные связи: живопись, история Приемы СЧ: синквейн, таблица-синтез ИКТ (использование звуковых и музыкальных редакторов) | |
98 | Проверочная работа по творчеству русских поэтов ХХ века | 1 | Индивидуальная работа | |
99-101 | Герой художественного произведения на страницах книг, прочитанных в 6 классе | 3 | Мини-проекты | |
102-105 | Итоговый урок по курсу литературы в 6 классе | 4 | | |
Ресурсное обеспечение программы
. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
http://www.openclass.ru/
И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 6 класс- М.: Вако, 2007
Золотарева И.В, Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс - М.: Вако, 2005г.
Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., - М.: Просвещение, 2009
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 7 класс. - М.: Вако,2006
8