МКОУ «Коркмаскалинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы МКОУ
«Коркмаскалинская СОШ» _____________/А.А.Даудова / ____________ /Р.А.Дадамова /
__________/П.Т.Гаджакаева/
от « » _________ 2020 г. « » _____ 2020г
« » ______ 2020г
Рабочая программа
учебного предмета
«Литература»
для 6 класса
на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы по литературе В.Я. Коровиной
Составила программу учитель русского языка и литературы: Уллубиева А.Г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016) к учебнику «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, в.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами эстетическими потребностями имеет художественная лит-ра. Курс лит-ры в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать худ-ые произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского лит-ого языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой лит-ры, их чтение и анализ, усвоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства худ-ой формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать худ-ый текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в худ-ом тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение общеучебными и УУД;
- использование опыта обобщения с произведениями худ-ой лит-ры в повседневной жизни и учебной деят-ти, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию общественно полезной деят-ти;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;
-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;
-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие личности на основе принципов толерантности, диалога и культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;
- развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деят-ти;
- достижение целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить уч-ся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалами и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание деятельности по предмету
В этой возрастной группе формируются преставления о специфике лит-ры как искусства слова, развития умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности уч-ся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры худ-ого произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению худ-ой лит-ры, проектной деятельности уч-ся.
Курс лит-ры строится с опорой на текстуальное изучение худ-ых произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика предмета
Главная идея программы по лит-ре - изучение лит-ры от фольклора к древнерусской лит-ре, от неё – к русской лит-ре 18, 19, 20 веков. Русская лит-ра является одним из основных источников обогащения речи уч-ся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка худ-ых произведений способствует пониманию уч-ся эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Курс лит-ры в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной лит-ры, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)
Ведущая проблема изучения лит-ры в 6 классе – художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен разделами:
1. Устное народное творчество
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература 18 века.
4. Русская литература 18 века.
5. Русская литература 20 века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.
Также в рабочей программе выделены часы на развитие речи, проектную деят-ть уч-ся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Требования к результатам освоения программы по литературе
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской лит-ры, лит-ры 18 века, русских писателей 19-20 века, лит-ры народов России и зарубежной лит-ры;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит-ого произведения;
- формирование собственного отношения к произведениям лит-ры, их оценка;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух лит-ых произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы лит-ры как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений лит-ры; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании худ-ых образов лит-ых произведений.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений
Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Место предмета «Литература» в учебном плане
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (34 недель). Всего в год – 102часов.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 час |
Устное народное творчество. | 4 часа |
Из древнерусской литературы. | 2 часа |
Из русской литературы XVIII века. | 1 час |
Из русской литературы XIX века. | 55 часа |
Из русской литературы XX века. | 28 часов |
Зарубежная литература. | 10 часов |
Повторение, обобщение, итоговый контроль | 1 часа |
ИТОГО: | 102 часа |
Распределение часов по четвертям:
1 четверть – 25
2 четверть – 23 1 полугодие-48
3 четверть – 30 2полугодие-54
4 четверть – 24
Содержание тем учебного курса
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Теория лит-ры. Мораль в басне, аллегория, иносказание.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Т ема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах»
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
№ пп | Дата По плану | Факт. | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование | Домашнее задание |
1 | | | Художественное произведение. Содержание и форма. | 1 | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | Учебники. | Подготовить рассказ «Книга, оставившая след в моей жизни». |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | | |
2 | | | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. | Учебники, сборники песен, иллюстрации. | Проект «Календарно-обрядовые песни Северо-запада» |
3 | | | Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | 1 | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Учебники, презентация. | Стр. 16-17, задания № 2, 4, 6 (устно); 7 (письм.) |
4 | | | Загадки. Конкурс загадок. | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Учебники, презентация. | Самост. читать «Повесть временных лет» |
5 | | | Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество» | 1 | Выполнение контрольной работы | | Читать «Повесть временных лет» |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | | | |
6-7 | | | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | 2 | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Учебники, иллюстрации. | Сообщение об И.И.Дмитриеве с презентацией; наизусть басню по выбору. |
Из русской литературы XIX в | | | | |
8 | | | И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. | 1 | Комплексное применение ЗУН и СУД. | Учебники, фонохрестоматия. | «Муха» наизусть; сообщение стр.31- 33;выразит.чит. стр.37 - 42 |
9 | | | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | 1 | Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". | Учебники, сборники басен, иллюстрации. | Басню «Ларчик» учить наизусть; выраз.чит.34 – 36; вопр. Стр.37 |
10 | | | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». | 1 | Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. | Учебники, презентация. | Вопросы и задания на стр. 43 - 44 |
11 | | | Контрольная работа №2 по теме «Басни» | 1 | Решение теста и выполнение творческого задания. | | Сообщения об А.С.Пушкине; Стр.45 – 51 чит.; вопр. Стр. 51 |
12 | | | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению. | Учебники, презентация, сборники стихов. | «Узник» наизусть; творч. Задания 1 – 3 стр. 51-52 (по выбору) |
13 | | | Тема и идея стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | | «Зимнее утро наизусть», иллюстрации. |
14 | | | Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | 1 | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях. | Учебники, справочники, фонохрестоматия. | Читать повесть «Барышня-крестьянка» |
15-16 | | | Лирика Пушкина | 2 | Коррекция знаний и способов действий. | | Презентация «Повести Белкина» стр.143; чит. «Барышня – крестьянка» |
17 | | | А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Учебники, справочники. | Сбор материала по тексту «Образ автора в повести» .; Вопр. на стр. 144 - 145 |
18 | | | Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка». | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | Читать роман «Дубровский», индивид. Сообщения. |
19 | | | Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» | 1 | Анализ прозаического текста по алгоритму выполнения задания. | | Читать главы 1 – 4 стр. 63 – 85; в тетр. составить вопросы. |
20 | | | Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Вводный урок - постановка учебной задачи. | Учебники, иллюстрации. | Читать гл. 5 – 8 Стр. 138 – 139 (отв. на вопросы) |
21 | | | Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина. | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Учебники, иллюстрации. | Читать гл.9 – 12; отв. На вопр.стр139 – 140 к главам |
22 | | | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Учебники, иллюстрации. | Чит. Гл 13 – 15; рассказ о Дефорже |
23 | | | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Коррекция знаний и способов действий. | Учебники, иллюстрации. | Гл 16 – 18; отв на вопр. Стр.140 |
24 | | | Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Формирование разных способов и форм действия оценки. Анализ образов судьи, присяжных, обывателей. | Учебники, дидактический материал. | Дочитать роман; отв на вопросы стр. 140 к главе 19 |
25 | | | Защита чести, независимости личности (А.С.Пушкин «Дубровский») | 1 | Комплексное применение ЗУН и СУД. | Учебники, дидактический материал. | Рассказ о Владимире Дубровском по плану. |
26 | | | Романтическая история любви в повести «Дубровский» | 1 | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Учебники, дидактический материал. | Задания № 1, 4, 7 стр. 141 |
27 | | | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | 1 | Коррекция знаний и способов действий. | Учебники, дидактический материал. | «Размышляем о прочитанном» стр. 143 (задания 1 – 3) |
28 | | | Обобщение по повести «Дубровский». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Учебники, дидактический материал. | Подготовка к сочинению-рассуждению. |
29 | | | Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 | Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос. | | |
30 | | | Анализ к\р, работа над ошибками в сочинении. | 1 | Проводят анализ способов решения. | | М.Ю.Лермонтов,сообщения о поэте; «Тучи» наизусть. |
31 | | | Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Учебники, презентация, фонохрестоматия. | Выразит. Читать «Листок», «На севере диком…»; инд. сообщение; вопр. 3-4 стр.157 |
32 | | | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Учебники, фонохрестоматия. | Учить наизусть (по выбору); вопр. 154 – 155, 158 - 159 |
33 | | | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | Учебники, фонохрестоматия. | Творческое задание стр. 155 |
34 | | | Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | 1 | Художественный анализ стихотворения. | Учебники, дидактический материал. | Чит. Рассказ «Бежин луг» |
35 | | | Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Учебники, дидактический материал. | Выборочный пересказ; вопросы 1 – 2 «Размышляем о прочитанном» |
36 | | | Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Учебники, дидактический материал. | Рассказ о мальчиках (по вариантам); задания № 3,4 стр.191 |
37 | | | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач. | | Творческое задание стр.191; вопр. 3 «Размышляем…» |
38 | | | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 | Коррекция знаний и способов действий. | Учебники, дидактический материал. | Подготовка к проекту. |
39 | | | Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по циклу «Записки охотника»). | 1 | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Учебники, дидактический материал, презентации. | Оформление результатов проекта. |
40 | | | Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. | презентации. | Заучивание наизусть стр. 195; выразит.чтение стр.197-199, ответы на вопросы. |
41 | | | Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». | 1 | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Учебники, дидактический материал. | Задания «Учимся читать выразительно» стр.199 |
42 | | | Земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | 1 | Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия. | Сообщение о А.А.Фете, презентация; стр.201 – 202; стр. 203 (учить) |
43 | | | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета. | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия. | Стр. 203 (наизусть); стр. 204 – 206 (письм. анализ) |
44 | | | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия. | Учить наизусть стр. 207 – 208; Проект «Некрасов и Карабиха»; стр. 210 - 212 |
45 | | | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. Знакомство с историей написания стихотворения. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации. | Стр. 213(отрывок наизусть); выраз.чит; вопр. Стр. 220 |
46 | | | Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | . Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Учебники, дидактический материал. | Творческое задание стр. 220 |
47 | | | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А.Некрасова. | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Учебники, дидактический материал. | Стр. 222 – 223 (подобрать примеры) |
48 | | | Н.А.Некрасов «Железная дорога». Своеобразие языка и композиции. | 1 | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. | Учебники, иллюстрации. | Вопросы №5, 6 стр. 221 |
49 | | | Реалистические и фантастические картины в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. | Учебники, иллюстрации. | Черновик сочинения. |
50 | | | Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века. | 1 | Решают контрольный тест и выполняют творческое задание. | | «Левша» читать стр. 226 - 239 |
51 | | | Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе. | презентация по творчеству | Чит. Стр. 239 – 248;вопросы 1-4 стр. 270 |
52 | | | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Учебники, иллюстрации. | Дочитать сказ; задание №5 стр. 270; задания 1 – 3 стр. 271 |
53 | | | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | Составить словарь «непонятных» слов. |
54 | | | Комическое и трагическое в сказе Н.С.Лескова «Левша» | 1 | Коррекция знаний и способов действий. | Учебники. | Задание № 6 стр. 271; творческое задание. |
55 | | | Сказовая форма повествования. | 1 | Выполнение самостоятельной работы по алгоритму выполнения задания. Обобщение и систематизация изученного. | Учебники, дидактический материал. | Черновик сочинения-рассуждения. |
56 | | | Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | 1 | Написание сочинения-рассуждения на тему «Судьба мастера в России». | | Сообщения с презентациями об А.П.Чехове; ролевое чтение . |
57 | | | А.П. Чехов. Литературный портер писателя. | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. Рассказ о писателе на основе презентации . | презентация по творчеству | Ролевое чтение стр.278 – 279; вопр. Стр. 280 - 281 |
58 | | | Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | Самостоят. Чит. «Хамелеон», «Злоумышленник» |
59 | | | Разоблачение лицемерия в рассказах А.П.Чехова. | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | Терминологический словарь | Биографические справки о поэтах; выразит. чтение стр. 285 - 286 |
60 | | | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД. | | Рассказы о поэтах; стр. 283 – 284 выразит. чтение, иллюстрирование. |
61 | | | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. | 1 | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях. | Терминологический словарь | Одно из стихотворений наизусть стр. 283, 285, 287 |
62 | | | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Анализ стихотворения. | | Подготовиться к контрольной работе; вопросы стр. 288 |
63 | | | Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века | 1 | Художествен-ный анализ стихотворения | | «Чудесный доктор» прочитать стр. 5 – 15; вопр. 1- 3 |
Из русской литературы XX века | . | | |
64 | | | А.И.Куприн «Чудесный доктор». | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | Перечитать рассказ, вопросы 6-7 стр. 16 |
65 | | | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | | Пересказ содержания от лица одного из героев. |
66 | | | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. Знакомство с творчеством писателя. | | Стр. 45 – 49 прочит. И пересказать; вопр. Стр. 49 - 50 |
67 | | | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Терминологический словарь | Рассказ и презентация об А.Грине; стр. 17 – 19; отв. На вопр. Стр 19 |
68 | | | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. Демонстрация созданных презентаций. | Терминологический словарь | Чит. Стр. 19 – 40; пересказ эпизодов по вариантам. |
69 | | | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | | Прочитать повесть до конца; создать иллюстрацию. |
70 | | | Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. Обобщение и систематизация изученного по повести. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | Индивид. Сообщения о поэтах-фронтовиках. Стр. 52 - 57 |
71 | | | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Учебники, дидактический материал. | Стр. 53 , 58 выразит. чтение; задания стр. 55 – 56; 59 Выучить одно из стихотв. О ВО войне. |
72 | | | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Учебники, дидактический материал. | Прочитать «Конь с розовой гривой»; задания 1-4 стр. 82 |
73 | | | Картины жизни и быта сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. Исследовательская работа – создание рассказа «Жизнь в сибирской довоенной деревне» | | «Творческое задание» стр. 82; проект «Словарь сибирских диалектизмов» |
74 | | | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | | Вопросы стр. 83 «Творческое задание» стр. 84(составить план рассказа). |
75 | | | Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | Письменный ответ на вопрос. | Терминологический словарь | Читать рассказ «Уроки французского». Пересказ эпизода. |
76 | | | Трудности военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. Индивидуальное сообщение «Слово о писателе». Чтение и анализ произведения. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | Стр. 121 вопросы 1 – 7; «Будьте внимательны к слову» стр. 122 |
77 | | | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Выявление нравственной проблематики повести. | | Сравнить фильм и рассказ В.Распутина Вопрос №8 стр.121 |
78 | | | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия . Обобщение и систематизация изученного. | презентация по творчеству | Прочитать «Кладовая солнца»; рассказ о Митраше и Насте. |
79 | | | Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. Демонстрация презентации; работа в группах. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | Дочитать сказку. Пересказ эпизода (по вариантам). |
80 | | | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Терминологический словарь | Стр. 159 – 160 (наизусть по выбору), иллюстрации. |
81 | | | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. | презентация по творчеству | Стр. 161 – 163 наизусть по выбору; сообщение об А.С. Есенине |
82 | | | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | презентация по творчеству | Стр. 165 – 167 (читать) ; «Звезда полей» наизусть; иллюстрации. |
83 | | | «Звезда полей» Николая Рубцова | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Создание и демонстрация презентации «Человек и природа в лирике Н.М.Рубцова» | | Стр. 164 – 165 выразит чтение и задания. |
84 | | | Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века. | 1 | Художественный анализ стихотворения. | | Стр. 124 – 137; вопр. И «творч. задание» стр.137 |
85 | | | Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина. | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. Слово о писателе. Чтение и анализ произведений. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | прочитать рассказ «Срезал». Вопр. на стр. 138 |
86 | | | В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | | Читать стр. 140 – 156; подготов.ролевое чтение. |
87 | | | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи. | | «Творческое задание» стр. 157 (дом.сочинение по плану) |
88 | | | Юмор в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | Смешной случай из школьной жизни (рассказ). |
89 | | | Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | | Стр. 169 – 170 (рассказ о поэте); выразит чтение стихотв.стр. 170 – 171 «Творческое задание» стр. 172 |
90 | | | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». | 1 | Вводный урок - постановка учебной задачи . | презентация по творчеству | Стр. 172 – 175 выразит читать, отв. На вопросы стр. 175,«Творческое задание» |
91 | | | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | 1 | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | | Пересказы мифов о богах и героях Древней Греции. |
| Зарубежная литература | | |
92 | | | Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». | 1 | Пересказ мифов. Конспектирование основных положений презентации и рассказа учителя. | | Пересказ мифа о Геракле (по вариантам) |
93 | | | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.Исследовательская работа с текстом «Реальное и фантастическое в мифе». | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | Чтение и пересказ мифов. |
94 | | | Геродот. «Легенда об Арионе».Слово о писателе и историке | 1 | Художественный пересказ легенды. | | Устные иллюстрации к легенде. |
95 | | | А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | 1 | Сопоставительный анализ легенды и стихотворения. Заучивание наизусть. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Сопоставительный анализ. | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | Чит. 188 – 191; индив. сообщения ; выразит ч тение стр. 194 - 216 |
96 | | | . Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 1 | Создание презентаций и сообщений по теме урока. Выразительное чтение песен. Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение чтению эпоса. Понятие о гекзаметре | презентация по творчеству | Выборочный пересказ глав из романа «Дон Кихот» |
97 | | | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | Выборочный пересказ Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | | Сообщение о поэте; выразит чтение стр. 222 – 226 |
98 | | | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении | 1 | .Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Сравнительный анализ | Учебники, дидактический материал, фонохрестоматия, иллюстрации | Прочитать «Маттео Фальконе»; «Творческое задание» стр. 244 |
99 | | | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | 1 | Представление результатов самостоятельной работы. Обсуждение прочитанного произведения. Диспут. | | Рассказ о А.де Сент-Экзюпери; прочитать «Маленький принц» |
100-101 | | | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча | 2 | Создание собственных иллюстраций к сказке. Пересказ эпизодов (по выбору). Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | презентация по творчеству | Отобрать литературные сказки, составить аннотацию к сборнику. |
102 | | | Обобщение и систематизация знаний и умений. Решение тестовых заданий. | 1 | Контроль приобретённых знаний. | | Рекомендательный список для чтение летом. |