СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).
Содержание учебного предмета
Из греческой мифологии. Литература и мифология. Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории. Стремление познать мир и реализовать свою мечту. Прославление человеческих достоинств в мифах о двенадцать подвигах Геракла.
Из устного народного творчества. Легенды, предания, сказки. Легенда «Солдат и смерть». Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле; краткость, образность. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели.
Из эпоса народов России. Нартский эпос. Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Художественные особенности предания.
Из древнерусской литературы. Древнерусская литература и её жанры: сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение. «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Поучение...» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Воинская повесть Поучительный характер древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Иносказание.
Из русской литературы XIX века.
В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Элегия как жанр. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана». Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета баллады «Светлана». Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала поэмы.
А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Стихотворения: «Деревня», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике А.С. Пушкина.. Антитеза как основной художественный приём стихотворения. Лирика природы. «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Отец и сын. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. Нравственная проблематика произведения.
М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове (годы учения, ссылка на Кавказ). Стихотворения: «Тучи», «Парус», «Листок». Чувство трагического одиночества в стихотворении Лермонтова. Риторические вопросы. Вольнолюбивые мотивы стихотворения Лермонтова. Антитезы и инверсии. Многозначность художественного образа.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристики. Остап и Андрий. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.
И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника в рассказе «Бирюк», позиция писателя. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Темы народного труда и «долюшки женской» в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей...»
Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Взаимоотношения в семье, описанные в повести Л.Н. Толстого «Детство». Анализ глав: «Maman», «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа». Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа «Бедные люди» и его внутренняя связь с повестью «Детство».
А.Н. Толстой. Автобиографическая повесть «Детство Никиты».
В.Г. Короленко. Краткие сведения о В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дружба Васи, Валека и Маруси. Дети и взрослые в повести «В дурном обществе»
А.П. Чехов – непревзойдённый мастер детали. Изображение степи в повести «Степь». Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова: «Налим», «Шуточка» «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия». Особая роль события рассказывания. А.П. Чехов Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций в рассказе А.П. Чехова.
Из русской литературы XX века
И.А. Бунин. Мир природы и человека в произведениях И.А. Бунина. И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. Картины родной природы в стихотворении И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...».
А.И. Куприн. Детские годы А.И. Куприна. Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель». «Тапер» - рождественский рассказ А.И. Куприна.
Ф.М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке».
С.А. Есенин. Краткие сведения о С.А. Есенине. Лирический герой и мир природы в стихотворении С.А. Есенина. Стихотворения: «Разбуди меня завтра рано...», «Песнь о собаке». Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.
Образы животных в произведениях художественной литературы. Рассказ Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пёс», рассказ В.П. Астафьева «Жизнь Трезора», рассказ Э. Сетон-Томпсона «Королевская аналостанка». Нравственные проблемы в произведениях о животных.
М.М. Пришвин. Краткие сведения о М.М. Пришвине. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.
Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей: Настя и Митраша. Смысл названия сказки-были.
А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», «Мужество». Основные темы и образы поэзии. Тема Родины. Роль художественной детали, её многозначность.
Военная тема в русской литературе. Д.С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые…». К.М. Симонов. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…». М.В. Исаковский. Стихотворение «В лесу прифронтовом…», С.С. Орлов. Стихотворение «Его зарыли в шар земной…», Р. Гамзатов. Стихотворение «Журавли» и др.
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.П. Катаев. Повесть «Сын полка».
В.П. Астафьев. Краткие сведения о В.П. Астафьеве. История создания книги «Последний поклон». Тематика и проблематика рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Н.М. Рубцов. Краткие сведения о Н.М. Рубцове. Стихотворения: «Тихая моя родина», «Звезда полей». Картины природы в стихотворениях. Лирический герой и его мировосприятие.
Из зарубежной литературы
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Карело-финский героический эпос «Калевала». Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса.
«Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах». Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой.
Братья Гримм. Краткие сведения о братьях Гримм. Тематика и проблематика сказки братьев Гримм «Снегурочка». Сходство и различия народных и литературных сказок.
О. Генри. Краткие сведения об О. Генри. Новеллы: «Вождь краснокожих», «Дары волхвов». Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Жанровые признаки. Тема бедности, любви и счастья. Особая необычность сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения.
История жанра новеллы. П. Мериме «Видение Кала XI». Э.А. По «Низвержение в Мальстрем».
Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы». Рассказ «Любовь к жизни» - гимн мужеству и отваге.
Сведения по теории и истории литературы
Литература и другие виды искусства. Литература и мифология. Литература и фольклор.
Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные и второстепенные персонажи. Образы времени и пространства, природные образы, образы предметов. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.
Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог.
Авторская позиция. Заглавие произведения. Финал произведения.
Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Юмор. Ирония и самоирония.
Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (инверсия, антитеза, риторический вопрос). Художественная деталь. Силлабо-тоническое стихосложение. Ритм. Пиррихий. Спондей. Эпические жанры (легенды, предания, сказки, роман, поучение, летопись, повесть, рождественский рассказ, юмористический рассказ, новелла). Лирические жанры (стихотворение, элегия). Лироэпические жанры (баллада).
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
1 | О литературе, писателе и читателе. | 1 |
2 | Миф «Пять веков» | 1 |
3 | Мифы о героях: «Герои», «Прометей» Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | 1 |
4 | Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид» | 1 |
5 | Легенда «Солдат и смерть» Персонажи, образы и события легенды. | 1 |
6 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 1 |
7 | Сказки. Сказка и ее художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1 |
8 | «Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | 1 |
9 | «Повесть о разорении Рязани Батыем» Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | 1 |
10 | «Поучение Владимира Мономаха» Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха. | 1 |
11 | «Поучение Владимира Мономаха» Выявление художественной идеи произведения. | 1 |
12 | Русская литература 18 века. Обзор. | 1 |
13 | М.В. Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | 1 |
14 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий | 1 |
15 | «Золотой век» русской литературы | 1 |
16 | В.А. Жуковский Личность писателя. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. | 1 |
17 | «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. | 1 |
18 | А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. | 1 |
19 | А.С. Пушкин «Деревня». | 1 |
20 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» Поэтическая идея стихотворения. | 1 |
21 | А.С Пушкин «Зимний вечер» Картины природы в стихотворении Пушкина. | 1 |
22 | Р.Р. Стихотворные размеры | 1 |
23 | А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе. | 1 |
24 | А.С. Пушкин. «Дубровский» . Причины ссоры Дубровского и Троекурова. | 1 |
25 | Отец и сын Дубровские. | 1 |
26 | Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1 |
27 | Дубровский и Маша Троекурова. | 1 |
28 | Р.Р. Сочинение «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина» «Продолжение романа А.С. Пушкина» | 1 |
29 | В.Ч. Пушкин. «Станционный смотритель» | 1 |
30 | М.Ю. Лермонтов. «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. | 1 |
31 | В мире художественного слова М.Ю. Лермонтова. | 1 |
32 | Р.Р. Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова | 1 |
33 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Тематика и проблематика повести. | 1 |
34 | «Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя. | 1 |
35 | Андрий и Остап. | 1 |
36 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | 1 |
37 | Любовь к Родине в повести Н.В Гоголя. |
|
38 | Честь, долг в повести Н.В Гоголя |
|
39 | Р.Р. Сочинение по повести Гоголя. | 1 |
40 | И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. «В дороге». | 1 |
41 | Рассказ «Бирюк». Служебный долг и долг человеческий. | 1 |
42 | В.Ч. Тургенев «Записки охотника» | 1 |
43 | Гражданская позиция Н.А Некрасова. Лирика поэта | 1 |
44 | Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. |
|
45 | Р.Р. Трёхсложные размеры стиха | 1 |
46 | В.Ч. Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Левша» |
|
47 | Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство» | 1 |
48 | Взаимоотношения в семье в понимании Л.Н. Толстого. |
|
49 | В.Ч. Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди» | 1 |
50 | Р.Р. Сочинение «Спешите делать добро |
|
51 | В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. | 1 |
52 | Дети и взрослые в повести Короленко.
| 1 |
53 | Авторское отношение к героям в повести Короленко | 1 |
54 | Р.Р. Сочинение «Я думаю, что я поступил бы…» | 1 |
55 | А.П. Чехов Слово о писателе. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий» | 1 |
56 | «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. | 1 |
57 | В.Ч. Рассказы А.П. Чехова
|
|
58 | Р.Р Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из жизни» | 1 |
59 | И.А. Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях поэта. | 1 |
60 | Душа крестьянина в изображении писателя в рассказе «Лапти» | 1 |
61 | В.Ч. Рассказы Бунина | 1 |
61 | А.И. Куприн. Детские годы писателя. «Белый пудель» | 1 |
62 | Основные темы и характеристика героев. В рассказе «Белый пудель» | 1 |
63 | А.И. Куприн. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. | 1 |
64 | Дети и взрослые в рассказе. | 1 |
65 | Р.Р Чему учат рассказы А.И.Куприна? | 1 |
66 | С.А. Есенин. Слово о поэте. Основные мотивы лирики Есенина. | 1 |
67 | Стихотворения «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения. | 1 |
68 | «Разбуди меня завтра рано». Тема природы в лирике поэта. | 1 |
69 | Р.Р. Моё любимое стихотворение С.Есенина | 1 |
70 | Жизнь и творчество М.М. Пришвина. История создания сказки-были «Кладовая солнца». | 1 |
71 | Особенности композиции и смысл названия сказки-были Пришвина. | 1 |
72 | Природа в сказке-были Пришвина | 1 |
73 | Р.Р. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» | 1 |
74 | Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | 1 |
75 | Р.Р. Сочинение «Человек и природа в произведении М. Пришвина» | 1 |
76 | А. Ахматова. Связь судьбы с трагическими и героическими событиями истории. | 1 |
77 | Тема духовной свободы народа в творчестве | 1 |
78 | Изображение войны в произведениях поэтов 20 века. | 1 |
79 | Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине. | 1 |
80 | Р.Р. Сочинение о фронтовике по фотографии | 1 |
81 | Р.Р. Моё любимое стихотворение о ВО войне | 1 |
82 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
| 1 |
83 | Бабушка и внук в рассказе В.П. Астафьева | 1 |
84 | Главный герой рассказа и его поступок. | 1 |
85 | Бабушка и внук в рассказе В.П.Астафьева | 1 |
86 | Р.Р Сочинение «Нравственные проблемы рассказа» | 1 |
87 | В.Ч. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | 1 |
88 | Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» | 1 |
89 | Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» | 1 |
90 | Сказки братьев Гримм. Сходство и различие народных и литературных сказок. | 1 |
91 | Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» | 1 |
92 | О. Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез | 1 |
93 | Дети и взрослые в рассказе «Вождь краснокожих» | 1 |
94 | Х.К. Андерсен. Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. | 1 |
95 | В.Ч. Сказки Андерсена | 1 |
96 | Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа. | 1 |
97 | Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы рассказа «Любовь к жизни» | 1 |
98 | М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» Дружба Тома и Гека» | 1 |
99 | М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» Поведение героев в критической ситуации. | 1 |
100 | В.Ч. «Приключения Тома Сойера» | 1 |
101 | Р.Р. «Путешествие в страну Литературию» | 1 |
102 | В.Ч. Литература для чтения летом | 1 |
Календрано-тематическое планирование
п/п |
Тема урока |
Деятельность учащихся | Дата План-факт |
Примечание | |||||||||||
Введение (1 час)
| |||||||||||||||
1 | О литературе, читателе и писателе. Литература и другие виды искусства. | Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Работать с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), выразительно читать. Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. |
|
|
| ||||||||||
Из греческой мифологии (3 часа)
| |||||||||||||||
2 | Литература и мифология. Миф «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории. | Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Составлять тезисные планы статьи учебника, выразительно читать фрагменты поэмы Гесиода «Труды и дни», беседовать, работать с иллюстрациями, работать с терминами и учебником, делать сообщения. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
|
| Сообщения о Троянской войне, отражении ее в произведениях литературы и искусства; о Гесиоде. | ||||||||||
3 | Миф «Прометей». Стремление познать мир и реализовать свою мечту. | Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. Формировать представление о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Составлять цитатный план, выразительно читать, беседовать, работать с иллюстрациями, работать с терминами и учебником, готовить сообщения. Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. |
|
| Сообщения об Эсхиле; об образе Прометея в литературе, музыке, живописи | ||||||||||
4 | Миф «Яблоки Гесперид». Прославление человеческих достоинств в мифах о двенадцать подвигах Геракла. | Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания. Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ. Интерпретировать прочитанное. Устанавливать поле читательских ассоциаций. Отбирать произведения для чтения. Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Составлять тезисный план. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
|
| Групповое задание: стенд «Герои ми-фов». Сообщение о Геракле. | ||||||||||
Из устного народного творчества (3 часа)
| |||||||||||||||
5 | Легенды, предания, сказки. Легенда «Солдат и смерть». Народные представления о добре и зле; краткость, образность. | Усвоить теоретико-литературные понятия: легенды, предания . Художественно пересказывать, заполнять таблицу. Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Работать с терминами и с учебником. Самостоятельно определять цели своего обучения. Характеризовать отношения народа к смерти. Воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Осознавать художественную картину жизни. Сопоставлять миф, сказку, предание, легенду. |
|
| Художественный пересказ сказки братьев Гримм «Смерть кума». Групповое задание: выставка рисунков. | ||||||||||
6 | Из эпоса народов России. Нартский эпос. Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Художественные особенности предания. | Усвоить теоретико-литературное понятие эпос народов России. Художественно пересказывать. Заполнять таблицу (сравнение предания и мифа). Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Работать с терминами и с учебником. Исполнять фольклорный текст с учётом особенностей жанра. Представлять материал в табличном виде. |
|
| Выразительное чтение фрагмента «Песни о Бадыно-ко». Групповое задание: выставка иллюстраций. | ||||||||||
7 | Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели. Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Р.Р. Пересказ сказки. Творческий проект «Сказочные персонажи в творчестве русских художников» | Классифицировать сказки. Выделять отличительные особенности сказки. Понимать нравственную взыскательность и эстетическое совершенство русских народных сказок, значение сказок в жизни народа. Выделять структурные элементы сказок. Готовить художественный пересказ сказки. Сопоставлять миф и сказку. видеть черты русского национального характера в героях русских сказок. Выполнять творческий проект «Сказочные персонажи в творчестве русских художников», готовить слайдовую презентацию. |
|
| Сообщения о Бабе Яге, Иване-цареви-че, символическом значении яблока; подобрать иллюст-рации к сказке (ре-продукции картин В.М. Васнецова и И.Я. Билибина) | ||||||||||
Из древнерусской литературы (3 часа)
| |||||||||||||||
8 | Древнерусская литература и её жанры: сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение. «Сказание о белгородских колодцах» | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. Готовить сообщения «искусствоведа», «литературоведа», составлять план статьи учебника, прослушивать музыкальный фрагмент. Работать с терминами и иллюстрациями, продолжать предложения по данному началу. Характеризовать жанры древнерусской литературы. Характеризовать личное восприятие прочитанного в своих иллюстрациях к фрагментам произведений. Усвоить теоретико-литературные понятия: древнерусская литература, сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение. |
|
| Сообщения «ис-кусствоведа» о фресках Георги-евского собора новгородского Юрьева монас-тыря, собора нов-городского Анто-ниева монастыря, о Мстиславовом Евангелии. | ||||||||||
9 | Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем» | Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы. Готовить сообщения «искусствоведа», «литературоведа». Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом, составлять цитатный план повести, пересказывать эпизоды, работать с терминами. Характеризовать героя древнерусской литературы. В доступных источниках находить краеведческий материал об исторических событиях края и их отражении в древнерусской литературе. |
|
| Сообщения «исто-рика» о Рязани и рязанских князьях до нашествия Ба-тыя и о Батые и «литературоведа» о времени создания «Повести…» и ее роли в летописном своде. | ||||||||||
10 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение...» Владимира Мономаха | Характеризовать персонажей прочитанных произведений. Пользоваться при рассказе иллюстративным рядом. Готовить сообщения «историка», «искусствоведа», «литературоведа», самостоятельно исследовать текст. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека. Формулировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы. |
|
| Сообщения «исто-рика» о Владимире Мономахе, «лите-ратуроведа» о «По-учении...», «искус-ствоведа» об обра-зе Владимира Мо-номаха в ис-кусстве. | ||||||||||
Из литературы XVIII века (2 часа)
| |||||||||||||||
11 | М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. Р.Р. Составление устного портрета Ломоносова. | Заполнять таблицу по ходу рассказа учителя. Создавать устный портрет Ломоносова на основе личных впечатлений, а также на материале произведений живописи и скульптуры и статей учебника. |
|
| Сообщение о скульптурном портрете М.В. Ломоносова (автор Ф.И.Шубин). | ||||||||||
12 | Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Иносказание. | Характеризовать эмоциональное состояние лирического героя стихотворения. Определять ведущий мотив стихотворения. Сопоставлять лексику из стихотворений Анакреона и Ломоносова и формулировать вывод. |
|
| Наизусть | ||||||||||
Из русской литературы XIX века (50 часов)
| |||||||||||||||
13 | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Элегия как жанр. | Характеризовать образ поэта, отражённый в посвящённых ему стихотворениях и воссозданный на картинах русских художников. Подбирать и обобщать дополнительный материал о творчестве писателя. Усвоить теоретико-литературное понятие элегия. |
|
| Индивидуальное задание: значения слов. | ||||||||||
14 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. | Усвоить теоретико-литературное понятие баллада. Выявлять и характеризовать признаки баллады. Создавать ассоциативные ряды и на их основании формулировать микровывод. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Выполнять групповые задания: 1 вариант. Выписать из текста баллады слова, связанные с понятиями «белый цвет», «светлый», а также слова с корнем «свет». Какое значение они приобретают в тексте? 2 вариант. Выписать из текста баллады слова, связанные с понятием «темный цвет», «тьма». Какое значение они приобретают в тексте? |
|
| Сообщения о крещенских гаданиях, о значении имени «Светлана». | ||||||||||
15 | Своеобразие сюжета баллады «Светлана». Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала поэмы. | Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX века темы, образы и приёмы изображения человека. Выразительно читать балладу. |
|
| Выучить наизусть отрывки из баллады. 1 гр. От слов: «Смолкло все опять кругом...» до слов: «Ах!., и пробуди-лась». 2 гр. От слов: «Тускло светится луна...» до слов: «Ангел-утешитель». 3 гр. От слов: «Где ж?.. У зеркала од-на...» до слов: «Ра-дость иль кручину?» 4 гр. От слов: «Что же твой, Светлана, сон...» до конца баллады. | ||||||||||
16 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Р.Р. Инсценирование эпизода «Экзамен». | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Составлять тезисные планы статьи учебника. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя. Готовить сообщения. Характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта. Работать с иллюстрациями. Инсценировать эпизод «Экзамен». Готовить выставку, посвящённую Пушкину. Работать с выставкой книг. Прослушивать музыкальную композицию. |
|
| Индивидуальное задание: подгото-вить коммента-рии к портретам лицеистов. | ||||||||||
17 | Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «Деревня». Антитеза как основной художественный приём стихотворения. | Читать выразительно наизусть стихотворения. Составлять ассоциативные ряды, письменные высказывания по предложенному началу. Работать над терминологией. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Понимать русское слово в его эстетической функции. Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. |
|
| Индивидуальные задания: подго-товить рассказ о Кирке; подготовить экскурсию по выставке репродук-ций зимних пейзажей И.И.Шиш-кина, Ф.А.Василь-ева, А.С. Степанова, К.Ф. Юона и др. | ||||||||||
18 | А.С. Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро», «Зимний вечер». Р.Р. Самостоятельный анализ стихотворения по плану. | Составлять ассоциативные ряды, письменные высказывания по предложенному началу. Осваивать элементы текстологической работы (сопоставление чистового и чернового варианта произведения). Выразительно читать лирические стихотворения Пушкина. Составлять письменное высказывание по предложенному началу. |
|
| Выучить наизусть 1 из стихотворений: «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда...», «Деревня» | ||||||||||
19 | Р.Р. Конкурс выразительного чтения Урок проводится на школьной сцене.
| Совершенствовать исполнительское мастерство. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. |
|
|
| ||||||||||
20 | Стихотворные размеры. Двусложные размеры стиха. Стихотворный ритм. | Усвоить теоретико-литературные понятия: силлабо-тоническое стихосложение, ритм, пиррихий, спондей. Определять двусложные размеры стиха. Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка. |
|
|
| ||||||||||
21 | А.С.Пушкин. «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. | Усвоить теоретико-литературное понятие роман. Подбирать материал об истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выделять этапы развития сюжета. Соотносить персонаж и прототип. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. |
|
| Историческая эпоха в романе. Прототипы. | ||||||||||
22 | Образы Дубровского и Троекурова. Р.Р. Составление сравнительной характеристики Дубровского и Троекурова | Усвоить теоретико-литературное понятие: романтический герой. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов – образов безобразных и низменных. |
|
| Причины ссоры Дубровского и Троекурова (письменно) | ||||||||||
23 | Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Отец и сын | Определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведении. |
|
| Индивидуальное задание: подгото-вить пересказ эпи-зода в суде от лица Троекурова и Дубровского. Выпи-сать цитаты, харак-теризующие состо-яние Троекурова после суда. | ||||||||||
24 | Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. | Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Читать выразительно художественный текст. Участвовать в чтении по ролям. |
|
| Групповое задание: выписать из текста эпизода «Дубровс-кий в Кистеневской роще» цитаты, ха-рактеризующие состояние героя. | ||||||||||
25 | Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. Р.Р. Составление сравнительной характеристики князя Верейского и Владимира Дубровского | Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX века темы, образы и приёмы изображения человека. Давать общую характеристику художественного мира произведения. Различать образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов – образов безобразных и низменных. Читать выразительно художественный текст. Участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям. |
|
| Индивидуальное задание: выпиcать слова, характери-зующие состояние героини во время венчания | ||||||||||
26 | Нравственная проблематика произведения. Р.Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Отбирать материал для сочинения. Составлять опорный план сочинения. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. |
|
| Групповое задание: составить план уст-ного рассказа: 1 гр. «Жизнь Владимира Дубровского»;2 гр. «Жизнь Марии Ки-риловны Троекуро-вой»; 3 гр. «Жизнь князя Верейского»; 4 гр. «Жизнь Кирила Петровича Троекурова» | ||||||||||
27 | Р.Р. Сочинение № 1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Подбирать цитаты из текста литературного произведения, в том числе по заданной теме. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. |
|
|
| ||||||||||
28 | Р.Р. Анализ письменных работ учащихся | Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Создавать устные монологические высказывания разного типа. Вести диалог. |
|
| Индивидуальные задания: «Годы учения в Московском Университетском благородном пансионе и в Московском университете»; «Годы учения в школе гвардейских подпрапорщиков и Кавалерийских юн-кеов»; «Ссылка на Кавказ» (1837); «Лермонтов в Тенгинском пехот-ном полку»; «Последние годы жизни Лермонтова». | ||||||||||
29 | Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове (годы учения, ссылка на Кавказ) | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Составлять тезисные планы статьи учебника. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя. Готовить сообщения. Характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта. Работать с иллюстрациями. |
|
| Экскурсия по вы-ставке картин Лер-монтова, посвя-щённых Кавказу | ||||||||||
30 | Чувство трагического одиночества в стихотворении Лермонтова «Тучи». Риторические вопросы в стихотворении | Читать выразительно стихотворение. Составлять ассоциативные ряды, письменные высказывания по предложенному началу. Работать над терминологией. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Понимать русское слово в его эстетической функции. Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. Усвоить теоретико-литературные понятия: антитеза, риторический вопрос. Находить в тексте средства языковой выразительности. Выявлять мотивный ряд стихотворений Лермонтова.
|
|
| Индивидуальное Д/З: наизусть сти-хотворения М.Ю. Лермонтова «Крест на скале», «Гроза». Сообщения о кар-тинах И.К. Айвазов-ского 1870-х гг., о романсе А.Е. Варла-мова «Белеет парус одинокий…» | ||||||||||
31 | Вольнолюбивые мотивы стихотворения Лермонтова «Парус». Антитезы и инверсии в стихотворении. Р.Р. Исследовательская работа с текстом | Усвоить теоретико-литературные понятия: инверсия, антитеза. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Отличать стихотворную речь от прозаической. Определять размер стихотворения. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Находить в тексте средства языковой выразительности. |
|
| Д/З: подготовить сообщения о стихотворном переводе В.А.Жуковского «Листок» и о В.А. Луговском. | ||||||||||
32 | М.Ю. Лермонтов «Листок». Многозначность художественного образа. Р.Р. Составление сравнительной характеристики листка и чинары | Читать выразительно наизусть лирические стихотворения. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. Характеризовать ритмико-метрические особенности стихотворения. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Создавать словесные картины к стихотворениям, описывать репродукции картин. Сопоставлять стихотворения различных поэтов. |
|
| Д/З: выучить понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова наизусть. | ||||||||||
33 | Р.Р. Конкурс творческих работ. Создание миниатюры (по выбору): «Диалог туч, мчащихся “с милого севера в сторону южную”», «Монолог Паруса, скользящего «в луче золотом», «Рассказ Листка о его путешествии к Черному морю из «отчизны суровой». Подобрать или создать к ним иллюстративный ряд | Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Составлять опорный план сочинения. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Подбирать эпиграфы для различных видов устных и письменных работ. |
|
| Индивидуальные за-дания: сообщения «литературоведа»: «Интерес Гоголя к истории Украины». «историков»: Борьба украинского народа за независимость», «Запорожская Сечь»; «искусство-веда» История со-здания и коммента- рий к картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» | ||||||||||
34 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Р.Р. Творческий проект «Гоголь и Пушкин» | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Определять жанр литературного произведения. Воспринимать текст литературного произведения. Выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов. Участвовать в творческом проекте. |
|
| Историческая основа повести. Из описания степи выписать пред-ложения, в которых переданы: 1 в. Краски степи. 2 в. Звуки и за-пахи степи. 3 в. Опи-сание обитателей степи. 4 в. Описание воздуха, неба над степью. 5 в. Описание Днепра. | ||||||||||
35 | Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. | Характеризовать роль отдельных эпизодов и сцен. Определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. |
|
| «Бранное, трудное время...». Степь как образ Родины в повести Гоголя. Д/З: наизусть отрывок из речи Тараса о товариществе или из описания степи | ||||||||||
36 | Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристики. Р.Р. Остап и Андрий (сравнительная характеристика) | Составлять сравнительную характеристику героев. Сопоставлять образы героев повести и формулировать выводы. Принимать участие в дискуссии, аргументировать собственную читательскую и гражданскую позицию. Правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведении.
|
|
| Выразительное чте- ние эпизода от слов: «Отворились вор-ота…» до слов: «Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!..» | ||||||||||
37 | Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. | Выполнять исследовательскую работу с текстом. Сопоставлять иллюстрации художников с содержанием повести. Принимать участие в дискуссии, аргументировать собственную читательскую и гражданскую позицию. Правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям. Понимать русское слово в его эстетической функции. Эмоционально откликаться на прочитанное. |
|
| 1 вариант. Выписать слова, характеризую-щие отношение Андрия к сражению.2 вариант. Выписать слова, характеризую-щие отношение Остапа к сражению | ||||||||||
38 | Смысл финала повести | Формулировать художественную идею произведения. Пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести. Включать в свой ответ о произведении комментарий к картине художника. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. |
|
| Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя | ||||||||||
39 | Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника | Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Отбирать материал для сочинения. Составлять опорный план сочинения. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. |
|
|
| ||||||||||
40 | Р.Р. Сочинение № 2 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Подбирать цитаты из текста литературного произведения, в том числе по заданной теме. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. |
|
|
| ||||||||||
41 | И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Р.Р. Художественный пересказ рассказов с цитированием по предварительно составленному плану | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Рассказывать о творческой истории произведения. Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. |
|
|
| ||||||||||
42 | Проблематика и своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта | Читать осознанно литературное произведение. Давать характеристику прочитанному. Составлять сложный план и готовить по нему развёрнутый ответ. Определять роль композиции в идейно-тематическом замысле. Характеризовать персонажей. Определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. |
|
|
| ||||||||||
43 | Образ лесника в рассказе «Бирюк», позиция писателя. | Определять авторский замысел. Формулировать художественную идею. Составлять ассоциативные ряды. Характеризовать образ рассказчика в эпическом произведении. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. |
|
|
| ||||||||||
44 | Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания | Характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. Формулировать художественную идею произведения. |
|
| Романсы на стихи Тургенева | ||||||||||
45 | Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Темы народного труда и «долюшки женской» в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей...» | Читать выразительно стихотворение. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Понимать русское слово в его эстетической функции. Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. Находить в тексте средства языковой выразительности. Объяснять понятие коллективный портрет. |
|
| Д/З: чтение наизусть | ||||||||||
46 | Трёхсложные размеры стиха | Усвоить теоретико-литературные понятия: дактиль, амфибрахий, анапест. Определять трёхсложные и двусложные размеры стиха. Отличать трёхсложные размеры стиха от двусложных. Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка. |
|
|
| ||||||||||
47 | Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Рассказывать о творческой истории произведения. |
|
|
| ||||||||||
48 | Взаимоотношения в семье, описанные в повести Л.Н. Толстого «Детство». Анализ глав: «Maman», «Детство» | Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. |
|
| Выписать слова,вос-создающие черты портрета отца. Вы-писать из текста художественные детали, дающие представление о характере отца. | ||||||||||
49 | Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого («Что за человек был мой отец?», «Папа») | Формулировать художественную идею произведения. Пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Характеризовать героев и их поступки. |
|
| Индивидуальное за-дание: выучить стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела!» | ||||||||||
50 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа «Бедные люди» и его внутренняя связь с повестью «Детство» | Составлять комментарий к заданным словам. Готовить художественный пересказ фрагмента. Подбирать ключевые слова для характеристики философского учения Л.Н. Толстого. Писать сочинение-зарисовку. |
|
| Домашнее сочине-ние-воспоминание о добрых делах (№ 3) | ||||||||||
51 | Р.Р. Анализ письменных работ учащихся | Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Создавать устные монологические высказывания разного типа. Вести диалог. |
|
|
| ||||||||||
52 | Внеклассное чтение. Автобиографическая повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» | Давать общую характеристику художественного мира произведения. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. |
|
|
| ||||||||||
53 | Краткие сведения о В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Рассказывать о творческой истории произведения. Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. |
|
| Групповое задание 1 гр.: найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к маленькой сест-ренке. 2 гр.: найти в тексте III главы эпизоды, свидетель- ствующие об отно-шении Васи к отцу. 3 гр.: найти в тексте III главы эпизоды, рассказывающие об увлечениях Васи | ||||||||||
54 | Дружба Васи, Валека и Маруси. Р.Р. Художественный пересказ главы VII | Составлять характеры героев повести. Характеризовать нравственную позицию героев. Определять функцию описаний природы в передаче душевного состояния героев повести. |
|
|
| ||||||||||
55 | Р.Р. Диспут «Как я поступил бы на месте героя…» | Формулировать вопросы для размышления. Использовать иллюстративный материал при характеристике произведения. Давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях. |
|
|
| ||||||||||
56 | Дети и взрослые в повести «В дурном обществе» | Характеризовать образ рассказчика и выявлять его отношение к героям. Выявлять многоплановость названия и определять различные оттенки его смысла. Определять художественную идею произведения и письменно её формулировать |
|
| Иллюстрирование | ||||||||||
57 | Р.Р. Сочинение-рассказ (о встрече повзрослевших Валека и Васи либо продолжение рассказа Короленко) № 4 | Создавать письменный рассказ по предложенной теме. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. |
|
|
| ||||||||||
58 | А.П. Чехов – непревзойдённый мастер детали | Готовить сообщение о проблематике рассказов Чехова. Составлять план статьи учебника. |
|
|
| ||||||||||
59 | Р.Р. Сопоставление изображения степи у А.П. Чехова в повести «Степь» и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Находить в изучаемом тексте крылатые слова и характеризовать их художественную роль. Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль. |
|
|
| ||||||||||
60 | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова: «Налим», «Шуточка». Особая роль события рассказывания | Усвоить теоретико-литературные понятия: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, комизм. Формулировать художественную идею произведения. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. |
|
|
| ||||||||||
61 | А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Р.Р. Инсценирование рассказа. | Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Участвовать в инсценировании рассказа. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. |
|
| Пересказ с изменением лица | ||||||||||
62 | Внеклассное чтение. Средства создания комических ситуаций в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Р.Р. Составление диафильма | Характеризовать роль детали в юмористическом произведении. Подбирать материал и создавать покадровый сценарий для диафильма (компьютерной презентации). Характеризовать героев рассказа. |
|
|
| ||||||||||
Из русской литературы XX века (27 часов)
| |||||||||||||||
63 | Мир природы и человека в произведениях И.А. Бунина | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Воспринимать текст публицистического произведения. |
|
|
| ||||||||||
64 | И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. | Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Давать письменный отзыв о произведении. Выполнять художественный пересказ текста. находить материал о символике цвета (белый и красный) и с помощью найденного материала характеризовать второй план художественного произведения. |
|
|
| ||||||||||
65 | Картины родной природы в стихотворении И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...» | Сопоставлять тематически близкие произведения живописи и литературы. Готовить текст и проводить заочную экскурсию по выставке картин русских художников. Выполнять исследовательскую работу с текстом произведения. Читать стихотворение наизусть. |
|
| П.И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года». И.И. Левитан «Октябрь (осень)». М.В.Нестеров «Осенний пейзаж». К.К. Первухин «Осень на исходе». | ||||||||||
66 | Детские годы А.И. Куприна | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Готовить сообщения. |
|
|
| ||||||||||
67 | Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель». | Рассказывать о творческой истории произведения. Характеризовать художественную идея произведения. Подбирать заглавия к частям рассказа. Характеризовать картины русских художников. |
|
| Репродукции кар-тин, посвященных Изображению Кры-ма (И.К. Айвазов-ский, К.Ф. Бога -евский и др.). | ||||||||||
68 | «Тапер» - рождественский рассказ А.И. Куприна | Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Усвоить теоретико-литературные понятия: рождественский рассказ, святочный рассказ. |
|
|
| ||||||||||
69 | Внеклассное чтение. Ф.М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». | Готовить художественный пересказ текста. Выявлять особенности речи героев. Эмоционально откликаться на прочитанное. Характеризовать героев рассказа. Сопоставлять тематически близкие произведения литературы. |
|
|
| ||||||||||
70 | Р.Р. Письменный отзыв об эпизоде | Составлять письменный отзыв об эпизоде. Готовить устный рассказ по заданному началу. |
|
| |||||||||||
71 | Краткие сведения о С.А. Есенине. | Давать общую характеристику художественного мира поэта. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя. Готовить сообщение о художественно-изобразительных средствах в стихотворениях Есенина. |
|
|
| ||||||||||
72 | Лирический герой и мир природы в стихотворении С.А. Есенина «Разбуди меня завтра рано...». | Составлять устный отзыв о стихотворении. Находить в тексте и характеризовать цветообраз, определять его роль в структуре произведения. |
|
| Д/З: наизусть | ||||||||||
73 | Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. Стихотворение «Песнь о собаке» | Проводить самостоятельную исследовательскую работу по предложенной учителем теме. Объяснять значение лексических новообразований и редких слов. Эмоционально откликаться на прочитанное. Читать выразительно наизусть литературное произведение. |
|
|
| ||||||||||
74 | Внеклассное чтение. Образы животных в произведениях художественной литературы. (Рассказ Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пёс», рассказ В.П. Астафьева «Жизнь Трезора», рассказ Э. Сетон-Томпсона «Королевская аналостанка»). Нравственные проблемы в произведениях о животных. | Сопоставлять тематически близкие произведения литературы. Давать устный и письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать героев рассказов. Эмоционально откликаться на прочитанное. |
|
|
| ||||||||||
75 | Краткие сведения о М.М. Пришвине | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Внимательно и чутко относиться к природе, видеть её доброту. |
|
|
| ||||||||||
76 | «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра | Отличать жанр сказки от жанрового образования «сказка-быль». Определять конфликт произведения. Читать текст и комментировать прочитанное. |
|
|
| ||||||||||
77 | Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей: Настя и Митраша | С помощью иллюстративного ряда составлять художественный пересказ эпизода. Создавать словесный портрет литературного героя. Составлять связные сообщения по сравнительной характеристике героев. Проводить внутрипредметные связи. |
|
|
| ||||||||||
78 | Смысл названия сказки-были | Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Находить элементы фабулы в произведении. Выделять сказочные и мифологические мотивы в произведении. |
|
|
| ||||||||||
79 | Р.Р. Сочинение-отзыв о произведении Пришвина «Кладовая солнца» (№ 5) | Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации. Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями. |
|
|
| ||||||||||
80 | А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Основные темы и образы поэзии. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Составлять тезисные планы статьи учебника. Определять мотивы стихотворений. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. Участвовать в обсуждении. |
|
|
| ||||||||||
81 | Тема Родины в стихотворении Ахматовой «Родная земля». Роль художественной детали, её многозначность в стихотворении «Мужество» | Различать образы лирического героя и автора в лирике. Отличать стихотворную речь от прозаической. Определять размер стихотворения. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Определять тему стихотворений. Выразительно читать лирические стихотворения о войне. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. |
|
| Д/З: наизусть 1 стихотворение по выбору учащихся | ||||||||||
82 | Военная тема в русской литературе. Д.С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые…». К.М. Симонов. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» | Выразительно читать произведения военной лирики. Участвовать в подготовке литературно-музыкальной композиции. Определять мотивы стихотворений. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. Характеризовать ритмико-метрические особенности стихотворения. |
|
| Групповое задание: Подготовить вы-ставку, посвящен-ную подвигу народа в Великой Отечест-венной войне (книги о войне, плакаты, репродукции картин художников, собст-венные рисунки) | ||||||||||
83 | Р.Р. Литературно-музыкальная композиция «Строки, опалённые войной» (М.В. Исаковский «В лесу прифронтовом…», С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…», Р. Гамзатов «Журавли» и др.) | Устанавливать внутрипредметные связи. Готовить материалы из семейного архива. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. Создавать словесные картины к стихотворениям. Собирать и изучать письма участников ВОВ. |
|
|
| ||||||||||
84 | Внеклассное чтение. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.П. Катаев. Повесть «Сын полка» | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Эмоционально откликаться на прочитанное. |
|
|
| ||||||||||
85 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. История создания книги «Последний поклон» | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Воспринимать текст публицистического произведения. Составлять план статьи учебника. |
|
|
| ||||||||||
86 | Тематика и проблематика рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | Читать осознанно художественное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Определять тематику и проблематику произведения. Самостоятельно по контексту устанавливать лексическое значение слов. |
|
|
| ||||||||||
87 | Р.Р. Словесные портреты Саньки, Вити, бабушки | Выразительно читать по ролям. Выявлять мотивы поступков героев. Формулировать вопросы к эпизодам произведения. Участвовать в обсуждении произведения. Обосновывать свою точку зрения. Характеризовать образы произведения. Устанавливать межпредметные связи. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. |
|
|
| ||||||||||
88 | Краткие сведения о Н.М. Рубцове. Картины природы в стихотворении «Звезда полей» | Находить (в том числе в Интернете) краеведческий и иллюстративный материал для заочной экскурсии и слайдовой презентации. Усвоить теоретико-литературное понятие символ. Выразительно читать стихотворение. Участвовать в обсуждении. |
|
|
| ||||||||||
89 | Н.М. Рубцов. Стихотворение «Тихая моя родина». Лирический герой и его мировосприятие. Урок проводится в школьной аллее. | Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею поэтического текста. Устанавливать связи между тематически близкими стихотворным и прозаическим текстами. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. |
|
|
| ||||||||||
Из зарубежной литературы (11 часов)
| |||||||||||||||
90 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика | Находить специфические для восточной сказки речевые и сюжетные элементы. Пересказывать эпизод с заменой лица. Выразительно читать восточную сказку. Отличать по стилю волшебную сказку от сказки народов Востока. |
|
|
| ||||||||||
91 | Внеклассное чтение. Карело-финский героический эпос «Калевала». Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать отрывки из произведения. Характеризовать героев и их поступки. Устанавливать межпредметные связи. |
|
|
| ||||||||||
92 | Внеклассное чтение. «Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах». Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой. | Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. Участвовать в обсуждении. Характеризовать образы произведения. Выразительно читать отрывки из произведения. |
|
|
| ||||||||||
93 | Краткие сведения о братьях Гримм. Тематика и проблематика сказки братьев Гримм «Снегурочка» | Подбирать материал о биографии и творчестве писателей, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета. Характеризовать образы произведения. |
|
| Викторина по сказкам бр. Гримм | ||||||||||
94 | Р.Р. Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина | Сопоставлять русские литературные сказки и сказки братьев Гримм. Формулировать выводы. Готовить художественный пересказ. Находить основные признаки «бродячего сюжета» |
|
|
| ||||||||||
95 | Краткие сведения об О. Генри. Новелла «Вождь краснокожих». Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Жанровые признаки. | Усвоить теоретико-литературное понятие новелла. Выявлять особенности характера героя и вводить элементы характеристики в устный портрет. Находить в тексте художественные детали, важные для характеристики сюжета и персонажа. |
|
|
| ||||||||||
96 | О. Генри. Новелла «Дары волхвов». Тема бедности, любви и счастья. Особая необычность сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения. | Определять пафос произведения. Определять ведущий художественный приём. Находить отличительные признаки новеллы. Самостоятельно осуществлять характеристику образно-выразительных средств произведения. |
|
|
| ||||||||||
97 | Внеклассное чтение. История жанра новеллы. П. Мериме «Видение Кала XI». Э.А. По «Низвержение в Мальстрем». | Осуществлять художественный пересказ. Готовить выставку материалов к уроку. Определять жанровую принадлежность произведения. Осуществлять внутрипредметные связи. Характеризовать героев произведений зарубежной литературы. |
|
|
| ||||||||||
98 | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы» | Работать с материалами учебника. Формулировать микровыводы и выводы. Характеризовать автобиографические эпизоды и сюжетные линии рассказа. |
|
|
| ||||||||||
99 | Рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни» - гимн мужеству и отваге. | Характеризовать личность героя. Самостоятельно исследовать эпизод рассказа. Готовить сообщение о художественных средствах рассказа. Соотносить характер героя с собственными чертами характера. Сопоставлять произведения различных видов искусства (живопись и литература). |
|
|
| ||||||||||
100 | Р.Р. Творческий проект «Сценарный план рассказа Дж. Лондона» | Готовить слайдовую презентацию (компьютерный фильм, анимацию) по рассказу Дж. Лондона. Осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем. |
|
|
| ||||||||||
Итоги (2 часа)
| |||||||||||||||
101 | Семинар «Автор и его герой» | Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Обосновывать жанровые различия изученных произведений. Определять авторскую позицию и способы ее выражения в изученных произведениях. Работать в группах. Осуществлять само- и взаимоконтроль. Сопоставлять персонажей литературных произведений. |
|
|
| ||||||||||
102 | Внеклассное чтение «По страницам прочитанных произведений» | Формировать читательский вкус. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Оценивать собственный ответ. Рецензировать устные ответы одноклассников. |
|
|
|