Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа» -
«Полуяновская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол от «25» августа 2016 г. №1 | СОГЛАСОВАНО: методист --------------------------Лазарева Э.А. | УТВЕРЖДЕНО: приказом директора школы от «31» августа 2016 г. №171 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 6 класса
на 2016-2017 учебный год
Планирование составлено в соответствии
с государственным образовательным стандартом основного общего образования
Составитель программы учитель высшей категории
Ступакова Ирина Васильевна
д. Полуянова
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2010. Предметная линия учебников В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014г.)Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Предметные результаты
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средст-вами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Формы организации образовательного процесса:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Содержание предмета «Литература
Введение- 1 час.
Тема 1. Устное народное творчество. (3 час)
Содержание темы: дать учащимся представление об обрядовом фольклоре (колядки, масленичные, весенние, летние, осенние песни, пословицы, поговорки); развивать эстетический вкус и кругозор уч-ся, закрепить знания о пословицах и поговорках, прямой и переносный смысл пословиц.
Тема 2. .Из истории древнерусской литературы. (1 час)
Содержание: дать уч-ся представление о мире древнерусской литературы, продолжить знакомство с её жанрами, знакомство с летописями и сказаниями, их худ.особенностями; постигать нравственные аспекты.
Тема 3. Из истории литературы 18 века. (1 час)
Содержание: актуализировать имеющиеся знания о басне и расширить их, воспитывать внимательного и вдумчивого читателя, понятия «мораль», «аллегория» и «эзопов язык». И.И.Дмитриев «Муха»,
Тема 4. Из истории русской литературы 19 века. (31 час)
Содержание: басни И.А.Крылова «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик».
лицейская лирика А.С.Пушкина; двусложные размеры стиха; роман «Дубровский» (киноурок); «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»; лирика М.Ю.Лермонтова; И.С.Тургенев «Бежин луг»; лирика Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова трехсложные размеры стиха; Н.С.Лесков «Левша». Литературные места. Царское Село. Овстуг. Село Карабиха.
Тема 5. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (1 час)
Содержание: познакомить уч-ся с творчеством поэтов 19 в. Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К.Толстого; повторить двусложные и трехсложные размеры стиха.
Тема 6. Из литературы 20 века. ( 5 часов)
Тема 7. Произведения о Великой Отечественной войне. (14 часов)
Содержание: А.С.Грин «Алые паруса» (киноурок); сказка-быль «Неизвестный цветок» А.П.Платонова; сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»; произведения о Великой Отечественной войне-К.М.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», Д.С.Самойлов «Сороковые», В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»; « Уроки французского» В.Г.Распутина; писатели улыбаются;- «Срезал» В.М.Шукшина и «13 подвиг Геракла» Ф. Искандера. Литературные места России. Деревня Дунино. Село Сростки.
Содержание: жизнь и творчество А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова.
Писатели улыбаются
Из литературы народов России
Тема 8. Из зарубежной литературы (11часов)
Содержание: мифы Древней Греции; жизнь и творчество Гомера, содержание «Илиады» и «Одиссеи»; жизнь и тв-во М. Сервантеса Сааведра, баллады И.Ф.Шиллера; понятие «баллада», содержание «Маттео Фальконе» П.Мериме; «Маленький принц» А. де Сент – Экзюпери.
Заключение- 3 часа.
Тематическое планирование предмета «Литература»
№ | Основные разделы | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Практическая часть программы Развитие речи | Основные виды деятельности |
1. | Введение | 1 | 1 | | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
2. | Устное народное творчество | 3 | 3 | 1 | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
3. | Древнерусская литература | 1 | 1 | | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
4. | Из литературы XVIII века | 1 | 1 | | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
5. | Из литературы XIX века | 31 | 31 | 2 | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
6. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов | 1 | 1 | | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
7. | Из литературы 20 века | 5 | 5 | 1 | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
8. | Произведения о Великой Отечественной войне | 14 | 14 | 1 | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
9 | Зарубежная литература | 11 | 11 | | Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа |
10 | Итоговые уроки | 3 | 3 | 1 | |
| Итого | 68 | 68 | 6 | |
| 1 четверть | | | | |
| 2 четверть | | | | |
| 3 четверть | | | | |
| 4 четверть | | | | |
| Итого | 102 | 102 | 5 | |
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
КАЛЕНДАРно-тематический план
№ п/п | № урока в теме | дата | Тема | Тип урока, форма проведения | Планируемые предметные результаты |
план | факт |
Введение |
1 | 1 | | | Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. | Вводный урок | Знать: о роли книги в жизни человека; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг |
Устное народное творчество |
2 | 1 | | | Устное народное - творчество. Календарно- обрядовые песни | Урок чтения и обсуждения произведений | Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику |
3 | 2 | | | Пословицы и поговорки | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; пони3мать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи |
4 | 3 | | | Р.Р. классное сочинение В чем красота и мудрость русского фольклора? | Развитие речи | Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них |
Из древнерусской литературы |
5 | 1 | | | Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе» | Урок чтения и обсуждения произведений | Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; Уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества |
Из русской литературы XVIII века | | | | | урок чтения и обсуждения произведений |
6 | 1 | | | Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха» | Урок чтения и обсуждения произведений | Знать: художественный текст. Уметь: Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. |
Из русской литературы XIX века | | | | | урок чтения и обсуждения произведений |
7 | 1 | | | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни» Роль власти и народа в достижении общественного блага | Урок чтения и обсуждения произведений | Знать: художественный текст. Уметь: Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. |
8 | 2 | | | И.А. Крылов. Басня «Осел и соловей» Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: художественный текст. Уметь: Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. |
9 | 3 | | | А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину». Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя |
10 | 4 | | | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа |
11 | 5 | | | Р.Р. Двусложные размеры стиха. | Развитие речи | Знать: определение понятий: «ямб» и «хорей», «ударение», «ритм»,«слог», «стопа», «стих»; уметь определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стихотворения, определяя ударные и безударные слоги; составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения |
12 | 6 | | | Роман А.С. Пушкина «Дубровский». | урок чтения и обсуждения произведений | Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев. |
13 | 7 | | | Картины жизни русского барства. Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского (глава1). Суд и его последствия.. (главы II-III) |
14 | 8 | | | Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. |
15 | 9 | | | Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа. |
16 | 10 | | | Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») | Развитие речи | Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы; Уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения |
17-18 | 11-12 | | | Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел» | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев |
19 | 13 | | | М.Ю.ЛермонтовСтихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения; Уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения |
20 | 14 | | | Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы; Уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения |
21 | 15 | | | Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок» | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение стихотворений, Уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихо творения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты - |
22 | 16 | | | Р.Р. классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова» | Развитие речи | |
23 | 17 | | | И.С.Тургенев«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям; Уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их. |
24 | 18 | | | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст. |
25 | 19 | | | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И. Тютчев. Стихотворения. | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы ;уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении |
26 | 20 | | | Ф.И.Тютчев. «Листья». Р. Р. Обучение анализу одного стихотворения | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении |
27 | 21 | | | А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация природы | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятии й «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении |
28 | 22 | | | А.А. Фет. «Еще майская ночь…», «Учись у них-у дуба, у березы…». » Переплетение и взаимодействие тем природы и любви | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении |
29 | 23 | | | Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи АА Фета, Ф.И. Тютчева |
30 | 24 | | | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами |
31 | 25 | | | Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова«Железная дорога» | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); Уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль |
32 | 26 | | | Контрольная работа №1 по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова | Урок контроля | |
33 | 27 | | | Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (ав- тор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью; уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя |
34 | 28 | | | Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша» | урок чтения и обсуждения произведений | Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении |
35 | 29 | | | Р.р. Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворенииН.А.Некрасова «Железная дорога», и сказе Н.С. Лескова «Левша». | Развитие речи | |
36 | 30 | | | А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. |
37 | 31 | | | Рассказ А.П. Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия» | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: сопоставлять рассказы. |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов |
38 | 1 | | | Родная природа в стихотворениях Я.П.Полонского,Е.А.Баратынского. средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике. | урок чтения и обсуждения произведений | Знать:определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение стихотворений, уметьопределять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихо творения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты - |
Из литературы 20 века |
39 | 1 | | | А.П. Платонов. сказка-быль «Неизвестный цветок».Прекрасное – вокруг нас | урок чтения и обсуждения произведений | Знатьавтора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attaleaprinces» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное |
40 | 2 | | | А.А.Грин. Феерия «Алые паруса». | урок чтения и обсуждения произведений | Знать:автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; уметьсоставлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. |
41 | 3 | | | Победа романтической мечты надреальностью |
42 | 4 | | | М.М. Пришвин. Философская Притча «Кладовая солнца». | урок чтения и обсуждения произведений | Знатьавтора, содержание сказки- были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметьвыделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать |
43 | 5 | | | Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши. | | Знать:содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения (как Настя и Митрашасобирались в лес; Настя идет по неизвестной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как делал отец); делать вывод: в чем ошибки Насти и Митраши; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления (нелегкая судьба маленьких героев М.М.Пришвина) и заключения сочинения (главное в человеке - любовь к миру и доброта) |
Произведения о Великой Отечественной войне |
44 | 1 | | | Стихи русских поэтов о Великой отечественной войне. Патриотические чувства автора и их мысли о Родине и о войне | урок чтения и обсуждения произведений | Знать:авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметьвыразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину |
45 | 2 | | | А.А. Лиханов. «Последние холода» | урок чтения и обсуждения произведений | Знать:автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметьанализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя |
46 | 3 | | | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой» Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа | урок чтения и обсуждения произведений | Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании Астафьева - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться |
47 | 4 | | | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев, особенность использования народной речи в художественном произведении | урок чтения и обсуждения произведений | Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании Астафьева - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться |
48 | 5 | | | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; Уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя- |
49 | 6 | | | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа | урок чтения и обсуждения произведений | Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства |
50 | 7 | | | Р.Р. Классное сочинение Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина» | Развитие речи | Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью |
51 | 8 | | | В.М.Шукшин. «Странные люди». Тема Родины. | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы Уметь определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя |
52 | 9 | | | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль | урок чтения и обсуждения произведений | Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле; Уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии |
53 | 10 | | | Контрольная работа №2по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина. | Урок контроля | Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа Уметь выражать впечатления от прочитанного |
54 | 11 | | | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Стихотворения. «Летний вечер», «О, я как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов С.А.Есенин.
| урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века; уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя |
55 | 12 | | | А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты. | урок чтения и обсуждения произведений | Знать автора; понимать, как в одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя |
53 | 13 | | | В.Ч. Рассказ В.Шукшина «Срезал» | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа -бабке Маланье и ее внуку Шурке; Уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулировать собственное отношение к персонажам |
54 | 14 | | | К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда» Г.Тукай Слово о поэте. «Родная деревня» | | Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; историко-культурный контекст изучаемых произведений; основные теоретико-литературные понятия; уметь: сопоставлять литературные произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; |
Из зарубежной литературы |
55 | 1 | | | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога; Понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки - |
56 | 2 | | | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое |
57 | 3 | | | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Понятие о героическом эпосе. | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»; понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха |
58 | 4 | | | Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»; Уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского«Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное |
59 | 5 | | | И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести. | урок чтения и обсуждения произведений | Знать:автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя; уметьсоотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения;соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого |
60 | 6 | | | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение |
61 | 7 | | | В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия |
62 | 8 | | | Том и Гек: общность и различие . Средства создания комического. Юмор в произведении | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия |
63 | 9 | | | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей ;уметьопределять сказочные и реальные элементы сказки |
64 | 10 | | | Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметьопределять сказочные и реальные элементы сказки |
65 | 11 | | | Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | урок чтения и обсуждения произведений | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей ; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки |
66 | 12 | | | Контрольная работа за год | Урок контроля | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметьопределять сказочные и реальные элементы сказки |
67 | 13 | | | Р.р. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе» | Развитие речи | |
68 | 14 | | | Урок – праздник «Путешествие по стране Литературии в 6 классе» | | |