СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6класс

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

тематическое планирование.рабочая программа по литературе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6класс»

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Прииртышская средняя общеобразовательная школа» -

«Полуяновская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол от «25» августа 2016 г. №1


СОГЛАСОВАНО:

методист --------------------------Лазарева Э.А.

УТВЕРЖДЕНО:

приказом директора школы

от «31» августа 2016 г. №171




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 6 класса

на 2016-2017 учебный год





Планирование составлено в соответствии

с государственным образовательным стандартом основного общего образования


Составитель программы учитель высшей категории

Ступакова Ирина Васильевна




д. Полуянова

2016 год




Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2010. Предметная линия учебников В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014г.)Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю).


Предметные результаты

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средст-вами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.


Формы организации образовательного процесса:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.





Содержание предмета «Литература

Введение- 1 час.

Тема 1. Устное народное творчество. (3 час)

Содержание темы: дать учащимся представление об обрядовом фольклоре (колядки, масленичные, весенние, летние, осенние песни, пословицы, поговорки); развивать эстетический вкус и кругозор уч-ся, закрепить знания о пословицах и поговорках, прямой и переносный смысл пословиц.


Тема 2. .Из истории древнерусской литературы. (1 час)

Содержание: дать уч-ся представление о мире древнерусской литературы, продолжить знакомство с её жанрами, знакомство с летописями и сказаниями, их худ.особенностями; постигать нравственные аспекты.


Тема 3. Из истории литературы 18 века. (1 час)

Содержание: актуализировать имеющиеся знания о басне и расширить их, воспитывать внимательного и вдумчивого читателя, понятия «мораль», «аллегория» и «эзопов язык». И.И.Дмитриев «Муха»,


Тема 4. Из истории русской литературы 19 века. (31 час)

Содержание: басни И.А.Крылова «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик».

лицейская лирика А.С.Пушкина; двусложные размеры стиха; роман «Дубровский» (киноурок); «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»; лирика М.Ю.Лермонтова; И.С.Тургенев «Бежин луг»; лирика Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова трехсложные размеры стиха; Н.С.Лесков «Левша». Литературные места. Царское Село. Овстуг. Село Карабиха.


Тема 5. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (1 час)

Содержание: познакомить уч-ся с творчеством поэтов 19 в. Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К.Толстого; повторить двусложные и трехсложные размеры стиха.


Тема 6. Из литературы 20 века. ( 5 часов)

Тема 7. Произведения о Великой Отечественной войне. (14 часов)

Содержание: А.С.Грин «Алые паруса» (киноурок); сказка-быль «Неизвестный цветок» А.П.Платонова; сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»; произведения о Великой Отечественной войне-К.М.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», Д.С.Самойлов «Сороковые», В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»; « Уроки французского» В.Г.Распутина; писатели улыбаются;- «Срезал» В.М.Шукшина и «13 подвиг Геракла» Ф. Искандера. Литературные места России. Деревня Дунино. Село Сростки.

Содержание: жизнь и творчество А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова.

Писатели улыбаются

Из литературы народов России

Тема 8. Из зарубежной литературы (11часов)

Содержание: мифы Древней Греции; жизнь и творчество Гомера, содержание «Илиады» и «Одиссеи»; жизнь и тв-во М. Сервантеса Сааведра, баллады И.Ф.Шиллера; понятие «баллада», содержание «Маттео Фальконе» П.Мериме; «Маленький принц» А. де Сент – Экзюпери.

Заключение- 3 часа.



Тематическое планирование предмета «Литература»


Основные разделы

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Практическая часть программы

Развитие речи


Основные виды деятельности

1.

Введение

1

1


Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

2.

Устное народное творчество

3

3

1

Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

3.

Древнерусская литература

1

1


Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

4.

Из литературы XVIII века

1

1


Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

5.

Из литературы XIX века

31

31

2

Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

6.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

1

1


Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

7.

Из литературы 20 века

5

5

1

Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

8.

Произведения о Великой Отечественной войне

14

14

1

Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

9

Зарубежная литература

11

11


Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

10

Итоговые уроки

3

3

1



Итого

68

68

6





1 четверть






2 четверть






3 четверть






4 четверть






Итого

102

102

5





Требования к уровню подготовки


Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.



































КАЛЕНДАРно-тематический план


п/п



урока в теме

дата

Тема




Тип урока, форма проведения

Планируемые предметные результаты

план

факт

Введение

1

1



Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни

человека.

Вводный урок

Знать: о роли книги в жизни человека;

уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг


Устное народное творчество

2

1



Устное народное - творчество. Календарно-

обрядовые

песни

Урок чтения и обсуждения произведений

Знать: определе­ние понятий «фольклор», «об­рядовый фольк­лор», виды обря­довых песен; понимать: их эсте­тическую и художе­ственную ценность, как различаются песни по содержа­нию, характеру исполнения, ритму, мелодии;

уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народ­ного календаря, анализировать их тематику

3

2



Пословицы и поговорки

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: определе­ние понятий «ма­лые жанры фольк­лора», «послови­ца», «поговорка»; их отличительные особенности, «за­коны», по которым они строятся, средства художе­ственной вырази­тельности; пони3мать образ­ный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и погово­рок, афористич­ность, меткость и выразительность слога;

уметь: объ­яснять смысл и толковать значение пословиц и погово­рок, уместно упот­реблять их в соб­ственной речи

4

3



Р.Р. классное сочинение

В чем красота и мудрость русского

фольклора?


Развитие речи

Уметь в собствен­ном высказывании использовать бога­тые возможности русской народной речи, передавать интонационно ма­неру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, пережива­ний, выраженных в них, уместно вклю­чать в собственное речевое высказы­вание малые жан­ры фольклора, создавать иллюст­рации по содержа­нию пословиц и связно рассказы­вать о них


Из древнерусской литературы

5

1



Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе»


Урок чтения и обсуждения произведений

Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,

«летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю;

Уметь отличать летописные сказа­ния от произведе­ний устного народ­ного творчества

Из русской литературы XVIII века





урок чтения и обсуждения произведений

6

1



Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха»

Урок чтения и обсуждения произведений

Знать: художественный текст.

Уметь: Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.


Из русской литературы XIX века





урок чтения и обсуждения произведений

7

1




И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни» Роль власти и народа в достижении общественного блага

Урок чтения и обсуждения произведений

Знать: художественный текст.

Уметь: Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.


8

2



И.А. Крылов. Басня «Осел и соловей» Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: художественный текст.

Уметь: Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.


9

3



А.С.Пушкин.

Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину». Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях;

уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя

10

4



Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа

11

5



Р.Р. Двусложные размеры стиха.

Развитие речи

Знать: определение понятий: «ямб»

и «хорей», «ударение», «ритм»,«слог», «стопа», «стих»;

уметь оп­ределять размер, расставляя ударе­ния в отдельной строке стихотворе­ния, определяя ударные и без­ударные слоги; со­ставлять схему расположения ударных и без­ударных слогов в строках и строфе стихотворения

12


6




Роман А.С. Пушкина «Дубровский».

урок чтения и обсуждения произведений

Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды;

уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.

13

7



Картины жизни русского барства. Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского (глава1). Суд и его последствия.. (главы II-III)

14

8



Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: содержание анализируемых глав;

уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.

15

9



Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям;

уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.

16

10



Р.Р. Сочинение - сравнитель­ная характе­ристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)


Развитие речи

Знать: содержание романа, последо­вательность рас­крытия темы;

Уметь находить в тексте описания помещиков, отби­рать материал для сочинения (воз­раст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к дру­гим людям, черты характера); делать вывод: чего боль­ше между двумя помещиками: сход­ства или различий; определять цель сравнения и осно­вание для сравне­ния; анализировать варианты вступле­ния и заключения сочинения

17-18





11-12








Повести по­койного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от че­ловека к человеку, залог дружбы и любви;

уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, ду­шенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в компо­зиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая харак­тер, чувства героев

19

13



М.Ю.ЛермонтовСтихотворе­ние «Тучи». Мотивы оди­ночества и тоски поэта-изгнанника

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности ука­занного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определе­ние понятий «эпи­тет», «художест­венное сравне­ние», «антитеза», «инверсия», «лек­сический повтор»; понимать: в чем поэт находит сход­ство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется ха­рактер отношения лирического героя к тучам; каковы осо­бенности компози­ции стихотворения, настроение и ком­позицию стихотво­рения;

Уметь связно рас­сказывать о поэте, выразительно чи­тать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тек­сте, отмечать осо­бенности поэтиче­ской интонации стихотворения

20

14



Восточное сказание М.Ю. Лермон­това «Три пальмы». Тема поверженной красоты

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: определе­ние понятий «лиро-эпическое произ­ведение» (началь­ные представле­ния), «сюжет», «тема», «компози­ция», «инверсия», «эпитет», «олице­творение», «алли­терация», «поэти­ческая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпи­ческое изображе­ние событий с ли­рическим пережи­ванием, основную мысль стихотво­рения, проникнутую глубоким фило­софским смыслом: разрушение красо­ты и гармонии че­ловека с миром природы;

Уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических инто­наций стихотворе­ния, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоцио­нальное своеобра­зие, личное отно­шение к событиям каждого эпизода стихотворения

21

15



Мотивы оди­ночества в стихотворени­ях М.Ю. Лер­монтова «На севере ди­ком», «Утес», «Листок»

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: определе­ние понятий «ком­позиция», «поэти­ческий образ», «образ-символ», «эпитет», «олице­творение», «анти­теза», «аллего­рия», «художест­венное сравне­ние», «инверсия»; понимать на­строение стихотво­рений,

Уметь определять средства художе­ственной вырази­тельности в тексте, объяснять их роль в композиции сти­хотворения, сопос­тавлять черновые варианты стихо творения с его окончательной ре­дакцией и стихо­творением другого поэта, выявляя в них общие и свое­образные черты -

22

16



Р.Р. классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова»

Развитие речи


23

17



И.С.Тургенев«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: факты био­графии и творчест­ва писателя, свое­образие цикла «Записки охотни­ка», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержа­ние рассказа «Бе­жин луг»; понимать автор­ское отношение к героям;

Уметь связно рас­сказывать о героях, характерах, опи­сывать их по иллю­страциям и вооб­ражению, выбороч­но пересказывать эпизоды, коммен­тировать их.

24

18



Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание;

уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.

25

19



Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти; определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскус­ственности лирики, стремление Фета остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы

;уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Фе­та, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении

26

20



Ф.И.Тютчев. «Листья».

Р. Р. Обучение анализу одного стихотворения

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти; определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы;

уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Фе­та, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении

27

21



А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация природы

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти; определение понятии й «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы

уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Фе­та, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении

28

22



А.А. Фет. «Еще майская ночь…», «Учись у них-у дуба, у березы…». » Переплетение и взаимодействие тем природы и любви

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти; определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы;

уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Фе­та, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении

29

23



Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи АА Фета, Ф.И. Тютчева

30

24



Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора и факты его биогра­фии, литературной деятельности; оп­ределение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяже­лейшем каторжном труде рабочих, со­чувствии им авто­ра;

уметь связно рас­сказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами

31

25



Своеобразие композиции и языка стихо­творения Н.А.Некрасова«Железная дорога»

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: определе­ние понятий «эпи­граф», «фантасти­ка», «пейзаж», «по­этическая интона­ция», «риториче­ский вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический по­втор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабу­лы» (экспозиция, завязка, кульмина­ция, развязка, эпи­лог);

Уметь определять средства художе­ственной вырази­тельности, элемен­ты фабулы, роль

32

26



Контрольная работа №1 по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова

Урок контроля


33

27



Н.С. Лесков. «Сказ о туль­ском косом левше и о стальной бло­хе». Изобра­жение русско­го характера

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора и факты его биогра­фии, литературной деятельности; оп­ределение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повест­вование», содер­жание рассказа «Левша»; понимать, как со­четается эпическое повествование (ав-

тор) с народной простотой (Пла­тов), заковыристы­ми намеками (Лев­ша) и доверитель­ной таинственно­стью;

уметь связно рас­сказывать о писа­теле, воссоздавать портрет главного героя

34

28



Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»

урок чтения и обсуждения произведений

Знать и понимать

сходство и разли­чия между сказом Лескова и вол­шебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, глав­ные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбур­ных слов и оборо­тов в сказе, свое­образие его сюже­та и композиции;

уметь выделять приемы сказочного повествования, оп­ределять их роль в произведении

35

29



Р.р. Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворенииН.А.Некрасова «Железная дорога», и сказе Н.С. Лескова «Левша».

Развитие речи


36

30



А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа;

уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

37

31



Рассказ А.П. Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия»

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: сопоставлять рассказы.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

38

1



Родная природа в стихотворениях Я.П.Полонского,Е.А.Баратынского. средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике.

урок чтения и обсуждения произведений

Знать:определе­ние понятий «ком­позиция», «поэти­ческий образ», «образ-символ», «эпитет», «олице­творение», «анти­теза», «аллего­рия», «художест­венное сравне­ние», «инверсия»; понимать на­строение стихотво­рений,

уметьопределять средства художе­ственной вырази­тельности в тексте, объяснять их роль в композиции сти­хотворения, сопос­тавлять черновые варианты стихо творения с его окончательной ре­дакцией и стихо­творением другого поэта, выявляя в них общие и свое­образные черты -

Из литературы 20 века

39

1




А.П. Платонов.

сказка-быль

«Неизвестный

цветок».Прекрасное – вокруг нас


урок чтения и обсуждения произведений

Знатьавтора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему

автор назвал свое произведение сказ­кой-былью, чем сказка Платонова отличается от на­родных сказок, ска­зок Пушкина, Ер­шова, Погорельско­го и чем напомина­ет «Attaleaprinces» Гаршина; размыш­ления автора о не­прерывности жиз­ни, необходимости постоянного труда для ее продолже­ния; авторское от­ношение к героям повествования;

уметь отмечать сказочные и реаль­ные моменты пове­ствования, сравни­вать сказку-быль А.Платонова с на­родными литера­турными сказками, определять их об­щее и отличное

40


2




А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».

урок чтения и обсуждения произведений

Знать:автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

уметьсоставлять тезисный план прочитанной ста­тьи, находить в ро­мане яркие, не­обычные события, элементы фанта­стики, образы-символы; анализи­ровать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.

41

3



Победа романтической мечты надреальностью

42

4



М.М. Пришвин.

Философская

Притча «Кладовая солнца».


урок чтения и обсуждения произведений

Знатьавтора, содержание сказки-

были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философ­ская притча», от­ношение рассказ­чика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча;

уметьвыделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпи­зоды произведе­ния, выборочно выразительно чи­тать их и переска­зывать

43

5



Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши.


Знать:содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы;

уметь находить в тексте описания

Насти и Митраши, отбирать эпизоды

для сочинения (как Настя и Митрашасобирались в лес; Настя идет по не­известной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как де­лал отец); делать вывод: в чем ошиб­ки Насти и Митра­ши; определять цель сравнения и основание для сравнения; анали­зировать варианты вступления (нелег­кая судьба малень­ких героев М.М.Пришвина) и заключения сочи­нения (главное в человеке - любовь к миру и доброта)

Произведения о Великой Отечественной войне

44

1



Стихи русских поэтов о Великой отечественной войне. Патриотические чувства автора и их мысли о Родине и о войне

урок чтения и обсуждения произведений

Знать:авторов стихотворений, факты их биогра­фии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях расска­зывают стихотво­рения, какими чув­ствами проникну­ты произведения поэтов-фронтовиков;

уметьвыразитель­но читать, переда­вая при помощи интонации слож­ную гамму чувств -от скорбного вос­поминания до гор­дости за милую Родину

45

2



А.А. Лиханов. «Последние холода»

урок чтения и обсуждения произведений

Знать:автора, содержание рассказа;

понятия: «герой-повествователь»,

«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;понимать, в каких трудных послево­енных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя;

уметьанализиро­вать и сопостав­лять эпизоды, де­лать выводы, как пейзажная зари­совка помогает по­нять характер ге­роя

46

3



В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой» Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа

урок чтения и обсуждения произведений

Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для

писателя весь мир природы и челове­ка - кладовая солнца, если сущ­ностью этого мира являются жизнь, добро, любовь;

уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализи­ровать их с учетом поставленного во­проса; делать вы­вод о роли в худо­жественном произ­ведении описаний природы, пере­дающих настрое­ние человека, связанных с вос­приятием мира природы; природа в понимании Астафьева - это то, что учит чело­века жизни, то, че­му человек при всем его могущест­ве и разуме должен поклоняться

47

4



В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев, особенность использования народной речи в художественном произведении

урок чтения и обсуждения произведений

Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для

писателя весь мир природы и челове­ка - кладовая солнца, если сущ­ностью этого мира являются жизнь, добро, любовь;

уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализи­ровать их с учетом поставленного во­проса; делать вы­вод о роли в худо­жественном произ­ведении описаний природы, пере­дающих настрое­ние человека, связанных с вос­приятием мира природы; природа в понимании Астафьева - это то, что учит чело­века жизни, то, че­му человек при всем его могущест­ве и разуме должен поклоняться

48

5



В.Г.Распутин.

Рассказ

«Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора, содержание рассказа;

понятия: «герой-повествователь»,

«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;понимать, в каких трудных послево­енных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя;

Уметь анализиро­вать и сопостав­лять эпизоды, де­лать выводы, как пейзажная зари­совка помогает по­нять характер ге­роя-

49

6



Душевная щедрость учи­тельницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл назва­ния рассказа

урок чтения и обсуждения произведений

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, ре­шившей помочь мальчику; смысл посвящения и пре­дисловия;

уметь сопостав­лять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, на­ходить черты сход­ства

50

7



Р.Р.

Классное со­чинение Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина»

Развитие речи

Знать трехчастную композицию сочи­нения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собст­венное высказыва­ние на заданную тему в соответст­вии с темой и ос­новной мыслью

51

8



В.М.Шукшин. «Странные люди». Тема Родины.

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творче­ства (родина, при­рода, русская ду­ша), постоянные образы

Уметь опре­делять особенно­сти композиции, художественные приемы, помогаю­щие передавать эмоции лирическо­го героя


52

9



Ф.А.Искандер. Рассказ «Три­надцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль

урок чтения и обсуждения произведений

Знать автора, фак­ты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учи­теля: как смешно и жалко может смот­реться человек, не понимающий раз­личия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;

Уметь выражать впечатления от прочитанного, ана­лизировать юмори­стические эпизоды повествования, психологический поединок двух пер­сонажей, языковые средства иронии

53

10



Контрольная работа №2по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина.

Урок контроля

Знать автора, фак­ты его биографии, сюжет рассказа

Уметь выражать впечатления от прочитанного

54

11



Родная при­рода в стихо­творениях по­этов 20 века. А.А. Блок. Стихотворе­ния. «Летний вечер», «О, я как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов

С.А.Есенин.




урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора, оп­ределение понятий «лирический ге­рой», «эпитет», «художественный образ», «антите­за»;

понимать, как ли­рика А. Блока пере­дает трагическое мироощущение человека начала 20 века;

уметь находить в стихотворениях поэта художест­венные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключе­вые слова, харак­теризующие миро ощущение героя (печаль, сожале­ние, забота и проч.), вырази­тельно читать сти­хотворения, инто­национно переда­вая настроение и чувства лирическо­го героя

55

12



А.А.Ахматова. Стихотворе­ние «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты.

урок чтения и обсуждения произведений

Знать автора; понимать, как в

одном развернутом сложном предло­жении А.Ахматова передает ощуще­ние весеннего про­буждения природы; мир ее образов (видимых, слыши­мых, осязаемых, обоняемых), осо­бенность лирики поэтессы - ассо­циативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность;

уметь выражать впечатления от прочитанного, ус­танавливать ассо­циативные связи, выразительно чи­тать, передавая интонационно чув­ства лирического героя

53

13



В.Ч. Рассказ В.Шукшина «Срезал»

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: содержание рассказа; понимать автор­ское отношение к героям рассказа -бабке Маланье и ее внуку Шурке;

Уметь в ролевом чтении передавать характеры персо­нажей, интонаци­онно подчеркивая простодушие, на­ивность, непосред­ственность героев, формулировать собственное отно­шение к персона­жам

54

14



К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда»

Г.Тукай Слово о поэте. «Родная деревня»


Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

историко-культурный контекст изучаемых произведений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь: сопоставлять литературные произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Из зарубежной литературы

55

1



Мифы Древ­ней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: определе­ние понятий «миф», «мифоло­гия», «герой в древнегреческой мифологии», «ки­фара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, англий­ского поэта и ми­фолога;

Понимать смысл мифов, образ иде­ального героя: му­жественного, вы­носливого, изобре­тательного, уважающего волю богов; мировосприя­тие древнего чело­века, его понима­ние добра и зла; отличие мифа от сказки;

уметь давать ха­рактеристику ге­рою, анализиро­вать его поступки -

56

2



Сказания о поэтах-певцах

в греческой мифологии.

Геродот. Легенда об Арионе

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: определе­ние понятий «Ле­генда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты ре­альности (путеше­ствие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, возне­сение на небо в виде созвездия и др.); уметь состав­лять художествен­ный рассказ о ге­рое

57

3



Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Понятие о героическом эпосе.

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: понятие «героического эпо­са» (начальные представления), признаки и отличи­тельные особенно­сти героического эпоса, определе­ние понятий «ги­пербола», «посто­янный эпитет», «гекзаметр», «ан­тичная мифоло­гия»;

понимать, как со­четается в эпосе Гомера восхвале­ние богов, покло­нение им - с юмо­ром, смехом, ко­мизмом; значение поэм Гомера;

уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, оп­ределять их роль, давать характери­стику героям, ана­лизировать их по­ступки; вырази­тельно читать, ин­тонационно пере­давая торжествен­ность, плавность звучания стиха

58

4



Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский ро­ман»;

Уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутрен­нее сходство и не­похожесть; соотно­сить содержание прочитанных глав романа со стихо­творением Д.С.Мережковского«Дон Кихот» и ил­люстрацией Е.Моисеенко «Ла­манч»; выражать авторское отноше­ние к героям и свое собственное

59

5



И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести.

урок чтения и обсуждения произведений

Знать:автора, сведения о его био­графии и творче­ской деятельности; определение поня­тия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать пробле­мы, поставленные поэтом в балладе (благородство, дос­тоинство, честь), поступок героя;

уметьсоотносить жанровые особен­ности повести, рас­сказа и баллады и определять жанр произведения;со­относить содержа­ние баллады с ил­люстрацией худож­ника, сравнивать переводы баллады и выявлять свое­образие каждого

60

6



П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; оп­ределение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы;

Уметь рассказы­вать о героях, ана­лизировать их по­ступки и поведение

61

7



В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя;

уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и разли­чия


62

8



Том и Гек: общность и различие . Средства создания комического. Юмор в произведении

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и разли­чия


63

9



А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - фи­лософская сказка и муд­рая притча

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (началь­ные представле­ния);

понимать фило­софский смысл сказки; что бывает, когда дети откры­вают мир взрос­лым, когда взрос­лые умеют слы­шать детей ;уметьопределять сказочные и реаль­ные элементы сказ­ки

64

10



Маленький принц» - фи­лософская сказка и муд­рая притча

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (началь­ные представле­ния);

понимать фило­софский смысл сказки; что бывает, когда дети откры­вают мир взрос­лым, когда взрос­лые умеют слы­шать детей;

уметьопределять сказочные и реаль­ные элементы сказ­ки

65

11



Маленький принц» - фи­лософская сказка и муд­рая притча

урок чтения и обсуждения произведений

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (началь­ные представле­ния);

понимать фило­софский смысл сказки; что бывает, когда дети откры­вают мир взрос­лым, когда взрос­лые умеют слы­шать детей ;

уметь определять сказочные и реаль­ные элементы сказ­ки

66

12



Контрольная работа за год

Урок контроля

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (началь­ные представле­ния);

понимать фило­софский смысл сказки; что бывает, когда дети откры­вают мир взрос­лым, когда взрос­лые умеют слы­шать детей; уметьопределять сказочные и реаль­ные элементы сказ­ки

67

13



Р.р. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе»

Развитие речи


68

14



Урок – праздник «Путешествие по стране Литературии в 6 классе»