СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 7 класс 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»



Рабочая программа

по литературе

7 класс


Срок реализации: ______учебный год

уровень базовый


Составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Издательство «Дрофа», М. 2014 г.









Составитель: Зиннатуллина Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории




































1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»


Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

познавательные:

• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

ценностно-ориентационные:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;

коммуникативные:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

эстетические:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


2. Содержание учебного предмета «Литература»


Роды и жанры художественной литературы (2 ч).

Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие трёх родов литературы.



Фольклор (2 ч). Жизнь жанров фольклора. Сатирическая драма «Барин».


Античная литература(2 ч).

Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты).



Литература эпохи Возрождения (3 ч).  Великие имена эпохи и герои их произведений.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты.



 ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (33 ч)

Популярные жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский. «П е р ч а т к а», «С в е т л а н а».

А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Ж у к о в с к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19  о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). «Д у б р о в с к и й».

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»).

«М ц ы р и». Герой поэмы.

Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р». Отражение в комедии России XIX в.

И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.).

Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя.

Н. С. Лесков. «Л е в ш а». Сюжет и герои сказа.

А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова.


Описания на страницах художественных произведений.


Портрет героя в художественных произведениях различных жанров.


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (22 ч)

Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а ч е л о в е к у», «Т р у д»; И. А. Бунин. «И з г н а н и е», «У п т и ц ы е с т ь г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е л е й...», «И ю л ь — м а к у ш к а л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Г р о з а и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е л ю б л ю...»; М. Карим. «Е в р о п а — А з и я» и др.

М. Горький. «П е с н я о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д».

В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у».

М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м» (новая постановка).

К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а».

Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и».

А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в».

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».


Великая Отечественная война в художественной литературе.


Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея.

А. Н. Толстой. «Р у с с к и й х а р а к т е р».

М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты).

В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о».


Фантастика и ее жанры (2 ч).


Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и».


Детективная литература и ее жанры (2ч).

Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и».






























Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока


Характеристика основных видов деятельности ученика


Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы




Введение. Роды и жанры художественной литературы (2ч)

1

Роды и жанры художественной литературы

Богатство форм произведений искусства слова и судьбы всех родов и жанров: создание таблицы-словаря жанров по родам: эпос-лирика-драма.




2

Эпос, лирика и драматургия и их жанры

Сообщения учеников о своем любимом жанре на примере художественного произведения. Обсуждение вопроса о причинах появления новых жанров и их исчезновения.




Фольклор (2 ч)

3

Жанры фольклора.

Народный театр.

Сообщения учеников и их комментарии о жанрах фольклора. Создание собственных произведений.




4

Сатирическая драма «Барин».


Инсценировка пьесы-игры «Барин»: создание афиши, обсуждение советов для исполнителей, дополнительные ремарки.





Античная литература (2 ч)

5

Эпос и его жанры. Эпопея.

Обсуждение-повторение материалов уроков истории: Гомер и его поэмы как образцы эпоса. Роль «Илиады» и «Одиссеи» в судьбах искусства и образования многих стран.




6

Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Герои Троянской войны.

Выразительное чтение фрагментов поэм. Освоение особенностей исполнения гекзаметра, которым переведены строки поэм Гомера на русский язык.




Литература эпохи Возрождения (3 ч)

7

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия.

Подготовка к исполнению текста знаменитой трагедии: чтение и комментирование афиши, использование пересказа Ч. Лемба.




8

«Ромео и Джульетта». Герои трагедии и их судьбы.

Чтение фрагментов пересказа и сцен трагедии. Суждение учеников о сюжете и судьбах героев. Важность морального вывода трагедии для юных читателей – судьба юных героев примирила враждующие стороны.




9

Сонет. Сонеты Шекспира.

Создание схемы сонета, анализ его структуры. Выразительное чтение сонетов.




Литература XIX века (33 ч)

10

Басня. Эзоп-Лафонтен-Лессинг-Сумароков-Крылов.

Сообщение учеников «Из истории басни». Составление сопоставительного анализа басен Эзопа, А. П. Сумарокова и А. Крылова.




11

И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица».

Подготовленное чтение басни. Комментированное чтение и анализ басни.




12

Шесть столетий истории басни.

Подготовленное выразительное чтение любимой басни.




13

В.А. Жуковский. Баллада и ее история. «Перчатка».

Сообщение учеников «Из истории баллады». Комментированное чтение и анализ баллады.




14

Баллада «Светлана». Героиня баллады.

Выразительное чтение. Выявление характерных признаков жанра баллады.




15

Жанровое разнообразие творчества А.С.Пушкина. Стихи «К портрету Жуковского», «Элегия», «К***», «Певец», «19 октября», «Туча».

Краткие сообщения учеников на тему «Мой Пушкин». Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ стихотворений.




16

Повесть «Барышня-крестьянка». Герои повести.

Краткий пересказ сюжета. Выявление жанрового своеобразия повести.




17

Роман А.Пушкина «Дубровский».

Обсуждение плана романа, составленного автором. Краткий пересказ сюжета. Рассказ о романтическом герое романа и его судьбе. Портрет Дубровского.





18

Р. р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

Написание творческой работы – создание своего письменного текста.




19

М.Ю.Лермонтов. Различные жанры в творчестве поэта. Стихи «Смерть поэта», «Элегия», «Романс», «Стансы», «Нет, я не Байрон, я другой», «Эпитафия».

Составление словаря рифм Лермонтова по материалам учебника. Подготовленное чтение стихотворений поэта с комментариями.




20

Герой поэмы «Мцыри». Романтический сюжет и романтический герой поэмы.

Пересказ сюжета поэмы. Романтический герой. Трагические события его жизни как основа для нравственных выводов читателя.




21

Образы – символы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности композиции и конфликта поэмы.

Нахождение образов – символов и определение их роли в поэме. Выявление особенности композиции и конфликта поэмы.




22

Совершенство стиха поэта.

Определение богатства приемов М. Ю. Лермонтова, художественного мастерства, динамики сцен.




23

Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания комедии.

Анализ афиши комедии. Эпиграф комедии и его роль – комментарий юных зрителей.




24

Городничий и чиновники города N.

Анализ образов городничего, чиновников. Внимательное прочтение деталей гоголевского текста. Участие в аналитической работе с текстом.






25

Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». «Хлестаковщина».

Анализ образа Хлестакова. Комментированное чтение по ролям. Сопоставление различных трактовок комедии на сцене. Обсуждение вопроса о том, что такое «хлестаковщина».




26

Основной конфликт комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Особенности развития сюжета.

Вспоминают литературоведческие понятия: сюжет, этапы сюжета, конфликт.




27

Художественные особенности комедии. Проверочная работа.

Составление таблицы «Художественные особенности комедии». Анализ отдельных фрагментов комедии.




28

Сценическая история комедии (театр, кино). Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии.

Анализ видеоряда- иллюстраций, фотографий, сцен спектакля, эскизов декораций, костюмов героев. Выбор оснований для сравнения; доказательство;

осознанное построение речевого высказывания.




29

И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Собака», «Воробей», «Дурак».

Определение уникальности жанра. Пути подготовки выразительного чтения стихотворений в прозе. Комментированное чтение и анализ «стихотворений в прозе».




30

Особенности жанра "Стихотворений в прозе». Сочинение-миниатюра «Отношение И. С. Тургенева к любви».

Создание комментария к стихам. Выбор эпитетов для постоянного употребления в своей речи. Создание письменного высказывания на предложенную тему.





31





Н.А.Некрасов. Гражданская лирика Некрасова. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда».


Оценка читателями стихотворения Некрасова и его размышлений. Обсуждение особенностей структуры стиха Некрасова. Оценка гражданской позиции автора и его активности в защите родного народа. Суждения учеников о художественных приемах и о связях с содержанием.




32

Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. Лирика.

Выразительное чтение стихов Некрасова. Анализ отдельных стихотворений поэта.




33

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки писателя.

Обсуждение силы приема «гротеск» в коллективной беседе.




34

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сюжет сказки.

Определение роли монолога, диалога и полилога в обсуждении вопроса о сатире.




35

Толкование сущности сатиры и форм ее воплощения в прозе.

Выбор оснований и критериев для сравнения; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.




36

Н.С.Лесков «Левша». Сюжет и герои сказа.

Первое знакомство со словарем народных переделок непонятных слов.




37

Пафос творческого труда в произведении.

Утверждение жизненной стойкости психологического типа героя в процессе обсуждения сюжета.




38

Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники.

Выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждений.




39

Н. С. Лесков. Сказ как жанр.

Обсуждение роли сказа в нашей речи. Обсуждение активно используемых художественных приемов. Создание словаря новых слов.




40

А.П.Чехов «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника».

Анализ жанров сатирического изображения действительности и художественных приемов в произведениях Чехова.




41

Юмореска. «Жалобная книга» и ее записи как способ создания характера.

Создание сюжетов для юморески.




42

Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Наша речь и наша способность мыслить».

Выбор оснований и критериев для сравнения; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.




Литература XX века (22 ч)

43

Отражение духовных поисков человека в лирике XX века. В. Я. Брюсов «Хвала человеку», «Труд». И. А. Бунин «Изгнание».

Подготовка урока-концерта торжественного, патетического звучания о Родине и ее людях в XX веке.




44

К. Д. Бальмонт «Бог создал мир из ничего…». И. Северянин «Не завидуй другу…».

Широта восприятия мира и богатство приемов его изображения в оценке учеников.




45

А. Т. Твардовский «Как после мартовских метелей».

Проект – создание электронного альбома по материалам, собранным учениками.




46

Лирические раздумья поэтов в лирике XX века. Н. А. Заболоцкий «Гроза идет».

Широта восприятия мира и богатство приемов его изображения в оценке учеников.




47

Б. Ш. Окуджава «Арбатский романс».

В. С. Высоцкий «Я не люблю…».

Выразительное чтение стихотворений. Тесная связь с музыкой и живописью.




48

Р. Киплинг «Если…» и «Заповедь».

Выразительное чтение стихотворений. Комментированное чтение.




49

Максим Горький. «Песня о Буревестнике» - романтическая песня-призыв.

Обсуждение новой роли Горького в истории нашей культуры и литературы как еще одно решение проблемы «писатель и общество».




50

«Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя.

Оценка остроты постановки нравственных проблем в творчестве писателя.




51

Сказка «Старый год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки.

Смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста.




52

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение.

Оценка учащимися новой формы и новых проблем в коллективной беседе и в чтении строк Маяковского.





53

Поэт и Солнце. Мир Маяковского – мир гипербол.

Сообщение учеников о новой поэзии и новой форме (тонический стих).




54

М.А.Булгаков «Ревизор с вышибанием».

Суждение об исполнении различных жанров эпоса, лирики и драматургии.




55

«Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня.

Богатство жанров современной литературы и их исполнение на уроке.




56

К.Г.Паустовский «Рождение рассказа». Поэтическая проза Паустовского.

Комментированное чтение и анализ произведения К. Г. Паустовского.




57

Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади».

Анализ малого эпического жанра – рассказа Ф. А. Абрамова.




58

А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников». Разнообразие сценических жанров пьес. Водевиль.

Рассуждение о сложности подготовки исполнения драматических произведений. Чтение по ролям. Выявление характерных признаков жанра водевиля.




59

Великая Отечественная война в художественной литературе. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны.

Описание боев и трудных свершений тыловой жизни из самостоятельно прочитанных произведений о войне.




60

А. Н. Толстой «Русский характер».

Пересказ эпизодов рассказа. Комментированное чтение отдельных фрагментов произведения.




61

М.А.Шолохов «Они сражались за Родину».

Пересказ героических эпизодов романа. Комментированное чтение отдельных фрагментов из романа.




62

Трагические события отступления армии. Стойкость и героизм участников сражения.

Комментированное чтение отдельных фрагментов произведения.

Ответы на вопросы: жанровые признаки романа. Выявление жанровых признаков романа.




63

В.Г.Распутин «Уроки французского». Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы.

Пересказ эпизодов. Демонстрация богатства прозы при обращении к великой теме.




64

Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Анализ; построение логической цепи рассуждений.



Фантастика и ее жанры (2 ч)

65

Р.Шекли «Запах мысли». Связь фантастики с поисками научной мысли.

Обсуждение вопроса о причинах популярности фантастики в общей беседе. Разные жанры такой тематики и их место в чтении каждого ученика – устные ответы и возможность письменного ответа.





66

Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22.

Диспут «Фантастика как способ расширить свое представление о мире».




Детективная литература (2 ч)

67

А.Конан Дойл «Пляшущие человечки». Сюжет детектива.

Беседа «Детектив как тревожный свидетель о неблагополучии нашего мира и способ предвидеть возможные сложности жизни».





68

А.Конан Дойл «Пляшущие человечки». Моральное вмешательство детектива в живую жизнь.

Постановка вопросов; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.




69

Итоги. Жанры всех родов литературы в художественных произведениях.

Создание таблицы самостоятельно прочитанных произведений разных жанров и их краткая оценка. Создание таблицы «Мои любимые жанры».




70

Итоги. Очерк. Эссе.

Поиск сведений о родах и жанрах в словарях и в интернете под руководством учителя.




Итого: 70









СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

гуманитарного цикла

от _____________ № _______



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!