Рабочая программа
по литературе
7 класс
Срок реализации: ______учебный год
уровень базовый
Составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Издательство «Дрофа», М. 2014 г.
Составитель: Зиннатуллина Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
познавательные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентационные:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;
коммуникативные:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетические:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
2. Содержание учебного предмета «Литература»
Роды и жанры художественной литературы (2 ч).
Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие трёх родов литературы.
Фольклор (2 ч). Жизнь жанров фольклора. Сатирическая драма «Барин».
Античная литература(2 ч).
Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты).
Литература эпохи Возрождения (3 ч). Великие имена эпохи и герои их произведений.
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (33 ч)
Популярные жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.
Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.
Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.
В. А. Жуковский. «П е р ч а т к а», «С в е т л а н а».
А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Ж у к о в с к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19 о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина.
Жанры прозы А. С. Пушкина.
«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). «Д у б р о в с к и й».
Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.
М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»).
«М ц ы р и». Герой поэмы.
Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р». Отражение в комедии России XIX в.
И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.).
Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя.
Н. С. Лесков. «Л е в ш а». Сюжет и герои сказа.
А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова.
Описания на страницах художественных произведений.
Портрет героя в художественных произведениях различных жанров.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (22 ч)
Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.
Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а ч е л о в е к у», «Т р у д»; И. А. Бунин. «И з г н а н и е», «У п т и ц ы е с т ь г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е л е й...», «И ю л ь — м а к у ш к а л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Г р о з а и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е л ю б л ю...»; М. Карим. «Е в р о п а — А з и я» и др.
М. Горький. «П е с н я о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д».
В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у».
М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м» (новая постановка).
К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а».
Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и».
А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в».
Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».
Великая Отечественная война в художественной литературе.
Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея.
А. Н. Толстой. «Р у с с к и й х а р а к т е р».
М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты).
В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о».
Фантастика и ее жанры (2 ч).
Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и».
Детективная литература и ее жанры (2ч).
Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.
А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и».
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы |
| | |
Введение. Роды и жанры художественной литературы (2ч) |
1 | Роды и жанры художественной литературы | Богатство форм произведений искусства слова и судьбы всех родов и жанров: создание таблицы-словаря жанров по родам: эпос-лирика-драма. | | | |
2 | Эпос, лирика и драматургия и их жанры | Сообщения учеников о своем любимом жанре на примере художественного произведения. Обсуждение вопроса о причинах появления новых жанров и их исчезновения. | | | |
Фольклор (2 ч) |
3 | Жанры фольклора. Народный театр. | Сообщения учеников и их комментарии о жанрах фольклора. Создание собственных произведений. | | | |
4 | Сатирическая драма «Барин». | Инсценировка пьесы-игры «Барин»: создание афиши, обсуждение советов для исполнителей, дополнительные ремарки. | | | |
Античная литература (2 ч) |
5 | Эпос и его жанры. Эпопея. | Обсуждение-повторение материалов уроков истории: Гомер и его поэмы как образцы эпоса. Роль «Илиады» и «Одиссеи» в судьбах искусства и образования многих стран. | | | |
6 | Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Герои Троянской войны. | Выразительное чтение фрагментов поэм. Освоение особенностей исполнения гекзаметра, которым переведены строки поэм Гомера на русский язык. | | | |
Литература эпохи Возрождения (3 ч) |
7 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия. | Подготовка к исполнению текста знаменитой трагедии: чтение и комментирование афиши, использование пересказа Ч. Лемба. | | | |
8 | «Ромео и Джульетта». Герои трагедии и их судьбы. | Чтение фрагментов пересказа и сцен трагедии. Суждение учеников о сюжете и судьбах героев. Важность морального вывода трагедии для юных читателей – судьба юных героев примирила враждующие стороны. | | | |
9 | Сонет. Сонеты Шекспира. | Создание схемы сонета, анализ его структуры. Выразительное чтение сонетов. | | | |
Литература XIX века (33 ч) |
10 | Басня. Эзоп-Лафонтен-Лессинг-Сумароков-Крылов. | Сообщение учеников «Из истории басни». Составление сопоставительного анализа басен Эзопа, А. П. Сумарокова и А. Крылова. | | | |
11 | И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица». | Подготовленное чтение басни. Комментированное чтение и анализ басни. | | | |
12 | Шесть столетий истории басни. | Подготовленное выразительное чтение любимой басни. | | | |
13 | В.А. Жуковский. Баллада и ее история. «Перчатка». | Сообщение учеников «Из истории баллады». Комментированное чтение и анализ баллады. | | | |
14 | Баллада «Светлана». Героиня баллады. | Выразительное чтение. Выявление характерных признаков жанра баллады. | | | |
15 | Жанровое разнообразие творчества А.С.Пушкина. Стихи «К портрету Жуковского», «Элегия», «К***», «Певец», «19 октября», «Туча». | Краткие сообщения учеников на тему «Мой Пушкин». Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ стихотворений. | | | |
16 | Повесть «Барышня-крестьянка». Герои повести. | Краткий пересказ сюжета. Выявление жанрового своеобразия повести. | | | |
17 | Роман А.Пушкина «Дубровский». | Обсуждение плана романа, составленного автором. Краткий пересказ сюжета. Рассказ о романтическом герое романа и его судьбе. Портрет Дубровского. | | | |
18 | Р. р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина | Написание творческой работы – создание своего письменного текста. | | | |
19 | М.Ю.Лермонтов. Различные жанры в творчестве поэта. Стихи «Смерть поэта», «Элегия», «Романс», «Стансы», «Нет, я не Байрон, я другой», «Эпитафия». | Составление словаря рифм Лермонтова по материалам учебника. Подготовленное чтение стихотворений поэта с комментариями. | | | |
20 | Герой поэмы «Мцыри». Романтический сюжет и романтический герой поэмы. | Пересказ сюжета поэмы. Романтический герой. Трагические события его жизни как основа для нравственных выводов читателя. | | | |
21 | Образы – символы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности композиции и конфликта поэмы. | Нахождение образов – символов и определение их роли в поэме. Выявление особенности композиции и конфликта поэмы. | | | |
22 | Совершенство стиха поэта. | Определение богатства приемов М. Ю. Лермонтова, художественного мастерства, динамики сцен. | | | |
23 | Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания комедии. | Анализ афиши комедии. Эпиграф комедии и его роль – комментарий юных зрителей. | | | |
24 | Городничий и чиновники города N. | Анализ образов городничего, чиновников. Внимательное прочтение деталей гоголевского текста. Участие в аналитической работе с текстом. | | | |
| |
25 | Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». «Хлестаковщина». | Анализ образа Хлестакова. Комментированное чтение по ролям. Сопоставление различных трактовок комедии на сцене. Обсуждение вопроса о том, что такое «хлестаковщина». | | | |
26 | Основной конфликт комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Особенности развития сюжета. | Вспоминают литературоведческие понятия: сюжет, этапы сюжета, конфликт. | | | |
27 | Художественные особенности комедии. Проверочная работа. | Составление таблицы «Художественные особенности комедии». Анализ отдельных фрагментов комедии. | | | |
28 | Сценическая история комедии (театр, кино). Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. | Анализ видеоряда- иллюстраций, фотографий, сцен спектакля, эскизов декораций, костюмов героев. Выбор оснований для сравнения; доказательство; осознанное построение речевого высказывания. | | | |
29 | И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Собака», «Воробей», «Дурак». | Определение уникальности жанра. Пути подготовки выразительного чтения стихотворений в прозе. Комментированное чтение и анализ «стихотворений в прозе». | | | |
30 | Особенности жанра "Стихотворений в прозе». Сочинение-миниатюра «Отношение И. С. Тургенева к любви». | Создание комментария к стихам. Выбор эпитетов для постоянного употребления в своей речи. Создание письменного высказывания на предложенную тему. | | | |
31 | Н.А.Некрасов. Гражданская лирика Некрасова. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». | Оценка читателями стихотворения Некрасова и его размышлений. Обсуждение особенностей структуры стиха Некрасова. Оценка гражданской позиции автора и его активности в защите родного народа. Суждения учеников о художественных приемах и о связях с содержанием. | | | |
32 | Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. Лирика. | Выразительное чтение стихов Некрасова. Анализ отдельных стихотворений поэта. | | | |
33 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки писателя. | Обсуждение силы приема «гротеск» в коллективной беседе. | | | |
34 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сюжет сказки. | Определение роли монолога, диалога и полилога в обсуждении вопроса о сатире. | | | |
35 | Толкование сущности сатиры и форм ее воплощения в прозе. | Выбор оснований и критериев для сравнения; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера. | | | |
36 | Н.С.Лесков «Левша». Сюжет и герои сказа. | Первое знакомство со словарем народных переделок непонятных слов. | | | |
37 | Пафос творческого труда в произведении. | Утверждение жизненной стойкости психологического типа героя в процессе обсуждения сюжета. | | | |
38 | Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники. | Выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждений. | | | |
39 | Н. С. Лесков. Сказ как жанр. | Обсуждение роли сказа в нашей речи. Обсуждение активно используемых художественных приемов. Создание словаря новых слов. | | | |
40 | А.П.Чехов «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника». | Анализ жанров сатирического изображения действительности и художественных приемов в произведениях Чехова. | | | |
41 | Юмореска. «Жалобная книга» и ее записи как способ создания характера. | Создание сюжетов для юморески. | | | |
42 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Наша речь и наша способность мыслить». | Выбор оснований и критериев для сравнения; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера. | | | |
Литература XX века (22 ч) |
43 | Отражение духовных поисков человека в лирике XX века. В. Я. Брюсов «Хвала человеку», «Труд». И. А. Бунин «Изгнание». | Подготовка урока-концерта торжественного, патетического звучания о Родине и ее людях в XX веке. | | | |
44 | К. Д. Бальмонт «Бог создал мир из ничего…». И. Северянин «Не завидуй другу…». | Широта восприятия мира и богатство приемов его изображения в оценке учеников. | | | |
45 | А. Т. Твардовский «Как после мартовских метелей». | Проект – создание электронного альбома по материалам, собранным учениками. | | | |
46 | Лирические раздумья поэтов в лирике XX века. Н. А. Заболоцкий «Гроза идет». | Широта восприятия мира и богатство приемов его изображения в оценке учеников. | | | |
47 | Б. Ш. Окуджава «Арбатский романс». В. С. Высоцкий «Я не люблю…». | Выразительное чтение стихотворений. Тесная связь с музыкой и живописью. | | | |
48 | Р. Киплинг «Если…» и «Заповедь». | Выразительное чтение стихотворений. Комментированное чтение. | | | |
49 | Максим Горький. «Песня о Буревестнике» - романтическая песня-призыв. | Обсуждение новой роли Горького в истории нашей культуры и литературы как еще одно решение проблемы «писатель и общество». | | | |
50 | «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. | Оценка остроты постановки нравственных проблем в творчестве писателя. | | | |
51 | Сказка «Старый год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки. | Смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста. | | | |
52 | В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. | Оценка учащимися новой формы и новых проблем в коллективной беседе и в чтении строк Маяковского. | | | |
53 | Поэт и Солнце. Мир Маяковского – мир гипербол. | Сообщение учеников о новой поэзии и новой форме (тонический стих). | | | |
54 | М.А.Булгаков «Ревизор с вышибанием». | Суждение об исполнении различных жанров эпоса, лирики и драматургии. | | | |
55 | «Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня. | Богатство жанров современной литературы и их исполнение на уроке. | | | |
56 | К.Г.Паустовский «Рождение рассказа». Поэтическая проза Паустовского. | Комментированное чтение и анализ произведения К. Г. Паустовского. | | | |
57 | Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади». | Анализ малого эпического жанра – рассказа Ф. А. Абрамова. | | | |
58 | А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников». Разнообразие сценических жанров пьес. Водевиль. | Рассуждение о сложности подготовки исполнения драматических произведений. Чтение по ролям. Выявление характерных признаков жанра водевиля. | | | |
59 | Великая Отечественная война в художественной литературе. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. | Описание боев и трудных свершений тыловой жизни из самостоятельно прочитанных произведений о войне. | | | |
60 | А. Н. Толстой «Русский характер». | Пересказ эпизодов рассказа. Комментированное чтение отдельных фрагментов произведения. | | | |
61 | М.А.Шолохов «Они сражались за Родину». | Пересказ героических эпизодов романа. Комментированное чтение отдельных фрагментов из романа. | | | |
62 | Трагические события отступления армии. Стойкость и героизм участников сражения. | Комментированное чтение отдельных фрагментов произведения. Ответы на вопросы: жанровые признаки романа. Выявление жанровых признаков романа. | | | |
63 | В.Г.Распутин «Уроки французского». Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы. | Пересказ эпизодов. Демонстрация богатства прозы при обращении к великой теме. | | | |
64 | Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа. | Анализ; построение логической цепи рассуждений. | | |
Фантастика и ее жанры (2 ч) |
65 | Р.Шекли «Запах мысли». Связь фантастики с поисками научной мысли. | Обсуждение вопроса о причинах популярности фантастики в общей беседе. Разные жанры такой тематики и их место в чтении каждого ученика – устные ответы и возможность письменного ответа. | | | |
66 | Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. | Диспут «Фантастика как способ расширить свое представление о мире». | | | |
Детективная литература (2 ч) |
67 | А.Конан Дойл «Пляшущие человечки». Сюжет детектива. | Беседа «Детектив как тревожный свидетель о неблагополучии нашего мира и способ предвидеть возможные сложности жизни». | | | |
68 | А.Конан Дойл «Пляшущие человечки». Моральное вмешательство детектива в живую жизнь. | Постановка вопросов; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. | | | |
69 | Итоги. Жанры всех родов литературы в художественных произведениях. | Создание таблицы самостоятельно прочитанных произведений разных жанров и их краткая оценка. Создание таблицы «Мои любимые жанры». | | | |
70 | Итоги. Очерк. Эссе. | Поиск сведений о родах и жанрах в словарях и в интернете под руководством учителя. | | | |
Итого: 70 | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
гуманитарного цикла
от _____________ № _______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________