СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 7 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с ФГОС. Имеет разделы: пояснительная записка, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, оснащение образовательного процесса. Рассчитана на 68 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 7 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первоманская средняя школа»

Рассмотрено на заседании ШМО

«_____» ____________2018г.

Протокол № _____________

Руководитель ШМО

____________/______________/

Согласовано

«____» ______ 2018г.



Заместитель директора по УВР

____________/Эмрих О.В./

Утверждено:

«____» _________ 2018г.

Приказ № ____________

Директор школы

____________ /Леонова Н.И./


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по литературе

для 7 класса

на 2018-2019 учебный год



Составила

Кабанова Т.В.

учитель русского языка и литературы

высшая категория



2018 год

РАЗДЕЛ 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также на основе нормативных документов: ООП ООО МБОУ «Первоманская СШ», Примерной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (Примерные программы по учебным предметам. Литература.5-9 кл), программы по литературе для основной школы: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной - 5 –9 классы. М.: Просвещение, 2011.

При изучении программы используется методический комплект:

- Полухина В. П., Коровина В.Я. и др. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2017.

- Коровина В.Я и др. Литература. 7 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 2017.

- Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе 7 кл.- М.: Просвещение, 2015.


- Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»

Примерная программа рассчитана на 34 учебные недели, 68 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «Первоманская СШ» в учебном плане на изучение литературы в 7 классе также отведено 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса. Обучающиеся включаются в проектную исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, доказывать, давать определения понятий, выявлять главную информацию в тексте, пересказывать, структурировать материал, работать с разными источниками при поиске информации, строить монологические высказывания в устной и письменной форме и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог, слушать и слышать друг друга и т. д.

Формы организации учебных занятий – урочная (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая), неурочная (учебное исследование, творческая лаборатория, виртуальная экскурсия, конкурс, поэтическая студия, диспут, практикум, проектная работа и др.).

Формы контроля знаний учащихся: контрольная работа, тестирование, сочинение, развернутые ответы на вопросы, проекты.
















РАЗДЕЛ 2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

– осознание российской гражданской идентичности, этнической принадлежности, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; владение языком, культурой своего народа; проявление чувства ответственности и долга перед Родиной;

– ответственное отношение к учению; проявление готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– целостное восприятие мира, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

– умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

– владение социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;

– проявление нравственных чувств и нравственного поведения, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

– проявление коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

– проявление экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

– проявление эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Обучающийся получит возможность для формирования:

–готовности и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

– участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

– осознания эстетической ценности русской литературы;

– оценивания ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявления морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится

– самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

– самостоятельно планировать пути достижения целей;

– соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– осуществлять контроль;

– принимать решения в проблемных ситуациях;

– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Обучающийся получит возможность научиться

– осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– владеть основами саморегуляции;

– осуществлять познавательную рефлексию.


Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

– применять, знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей.

Обучающийся получит возможность научиться

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

– записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится

– организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);

– оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться

– вступать в диалог;

– в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Предметные результаты

Устное народное творчество

Обучающийся научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;

  • выделять нравственную проблематику пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

  • обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;

  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивая пословицы и поговорки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • сочинять сказку или рассказ по пословице и/или придумывать сюжетные линии;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между пословицами и поговорками разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII—XX вв.

Зарубежная литература

Обучающийся научится:

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

  • создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию;

  • работать с книгой как источником информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

  • создавать собственную иллюстрацию изученного текста;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;

  • иметь  представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в различных форматах (работа исследовательского характера, проект).

















РАЗДЕЛ 3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество уроков развития речи

Количество проектов

Формы организации учебных занятий

Урочная

Неурочная


1

Введение.

1




1


2

Устное народное творчество.

5




4

1

3

Из древнерусской литературы.

2




2


4

Из русской литературы XVIII века

2




1

1

5

Из русской литературы XIX века.

29

3

1

2

18

11

6

Из русской литературы XX века.

22

2


1

17

5

7

Из литературы народов России

1





1

8

Зарубежная литература.

6




5

1


Итого

68

5

1

3

48

20






РАЗДЕЛ 4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Неурочные формы организации учебного процесса


Раздел 1

Введение

1 час


1


Изображение человека как важнейшая проблема литературы

Изучение содержания параграфа учебника; работа с литературоведческим материалом (основные понятия: идея, проблема, герой).Работа в парах с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения заданий.



Раздел 2

Устное народное творчество

5 часов


2


Предание как поэтическая автобиография народа

Составление таблицы «Предания: жанровые и композиционные признаки», составление тезисного плана устного сообщения по теме «Предания»


3


Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Изучение параграфа учебника, работа с теор. лит.материалом по теме «Былины», с/р или групповая работа на тему «Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью справочной литературы


4


Новгородский цикл былин. «Садко»

Комплексное повторение, выразительное чтение былины, беседа, тестирование


5


Карело-финский эпос «Калевала»

Изучение параграфа учебника, работа с теор. материалом,

составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков по плану, выразительное чтение.


6


Пословицы и поговорки

Чтение пословиц и поговорок, объяснение их смысла. Конкурс «Кто больше знает пословиц?»

Конкурс


Раздел 3

Из древнерусской литературы

2 часа


7


«Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха»

Чтение статьи, «Поучения», работа в парах (поиск незнакомых слов и объяснение их с помощью спец. литературы и словарей), беседа по содержанию, тест, письменные развернутые ответы на вопросы


8


«Повесть о Петре и Февронии Муромских»


Выразительное чтение, словарная работа, беседа, работа в парах – ответы на проблемные вопросы



Раздел 4

Из русской литературы XVIII века

2 часа


9


М.В. Ломоносов. Личность, судьба. Оды.

Сообщение о жизни и тв-ве поэта, слушание фонозаписи,

работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения стихотворения), анализ стихотворений, словарная работа.

Поэтическая студия

10


Г.Р. Державин –поэт и гражданин

Комплексное повторение по итогам дз, слушание фонозаписи, выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его рецензированием




Раздел 5

Из русской литературы XIX века

29 часов


11


А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

Проверка дз, слушание фонозаписи, выразительное чтение отрывков поэмы, с последующим его рецензированием, практическая работа – исследование (выразительные средства языка, выявление жанровых особенностей поэмы).

Учебное исследование

12


А. С. Пушкин. Черты баллады в «Песне о вещем Олеге»

Практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге», работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада), самостоятельная работа (устный и письменный ответ на проблемный вопрос)


13


А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»

Индивидуальная работа с дидактическим материалом,

подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя, инсценирование фрагмента. Работа в парах (различие рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении)


14


А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель»

Фронтальная беседа, работа с иллюстрациями, выполнение проектного задания

Проект

15


М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Виртуальная экскурсия по лермонтовским местам; работа с теоретическим лит. материалом (основные понятия: поэма, фольклоризм, композиция), работа в парах (иллюстрирование понятия опричнина примерами из повести)

Виртуальная экскурсия

16


Защита Калашниковым человеческого достоинства

Комплексная проверка ДЗ, самостоят. работа (составление таблицы «Калашников и Кирибеевич»), выразительное чтение, составление тезисного плана, ответы на проблемные вопросы




17


Стихотворения М.Ю. Лермонтова.

«Когда волнуется желтеющая нива...» «Ангел», «Молитва». Выразительное чтение- конкурс на лучшего чтеца, слушание фонозаписи, работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации ответов на вопросы)

Конкурс

18


Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Развернутые ответы на проблемные вопросы (по выбору)


19


Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества.

Комплексное повторение, работа над ошибками, выразительное чтение отрывков повести,

работа в парах (поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения), составление плана аргументированного рассуждения на проблемный вопрос


20


Героизм и самоотверженность Тараса и запорожцев в повести Н.В. Гоголя

СР (выделение этапов развития сюжета повести), групповая работа - составление тезисного плана для пересказа, выразительное чтение эпизода, ответа проблемные вопросы.


21


Противопоставление Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба»

Групповая работа (составление сравнительной характеристики героев; составление тезисного плана для пересказа отрывков. Диспут.

Диспут

22


Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Групповая практическая работа,

СР (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской оценки)


23


РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба»

Подготовка к сочинению, написание


24


И.С. Тургенев «Бирюк». Авторское отношение к бесправным и обездоленным.

Комплексная проверка ДЗ, просмотр презентации,

СР с лит. портфолио, работа в парах (характеристика героев рассказа). Конкурс пересказа эпизода по теме урока

Конкурс

25


И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Выразительное чтение стихотворения и его рецензирование, беседа по содержанию стихотворений


26


Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» Историческая основа поэмы

Индивидуальное сообщение о поэте, слушание фонозаписи, работа в парах (устное иллюстрирование эпизодов),

выразительное чтение отрывков, аналитическая беседа.


27


Художественные особенности поэмы «Русские женщины».

Комплексная проверка ДЗ, работа в парах (составление тезисного плана), исследование по теме урока

Учебное исследование

28


Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Некрасова за судьбу народа

Индивид. работа по диагностической карте типичных ошибок в домашней работе, ЛР в группах (подбор цитат, иллюстрирующих трехсложные размеры стиха)


29


Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова

Тестирование; письменные ответы на вопросы.


30


А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

Чтение наизусть в группах, оценивание, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом (биография и творческий путь поэта), выразительное чтение, беседа.


31


М.Е. Салтыков-Щедрин. Пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Просмотр презентации о писателе, выразительное чтение эпизодов сказки, работа со словарем литвед.терминов, парная работа (составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста»).

Учебное исследование

32


Л.Н. Толстой. Взаимоотношения детей и взрослых в повести «Детство».

Изучение параграфа учебника, групповая лабораторная работа по тексту глав «Детство» и «Классы» (составление портретной характеристики героев), пересказ эпизода.


33


«Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого

Ответы на аналитические вопросы, работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих формы авторской позиции в повести)


34


«Maman». Анализ поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого

Подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой-повествователь, автобиографическое произведение, ответы на вопросы «Размышляем о прочитанном», выполнение творческого задания учебника.


35


А.П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе

Просмотр презентации о писателе, чтение отрывков рассказа, устное рецензирование выразительного чтения рассказа, подбор примеров на тему «Речь героев»


36


Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

Ответы на вопросы «Размышляем о прочитанном»; групповой проект –сценарий фильма «Злоумышленник»

Проект

37


Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня»

Различные виды пересказов, устная характеристика героев, выявление средств юмористической характеристики

конкурс на лучшее инсценирование фрагмента рассказа

Конкурс

38


Стихотворения русских поэтов о родной природе.

Работа в группах (выразительное чтение, анализ поэтического текста), выразительное конкурсное чтение стихотворений вслух с последующим рецензированием

Поэтическая студия

39


Контрольная работа по стихотворениям о родной природе




Подробный читательский отзыв на одно из пейзажных стихотворений русских поэтов



Раздел 6

Из русской литературы XX века

22 часа.


40


Воспитание детей в семье в рассказе И.А. Бунина «Цифры»

Просмотр презентации о писателе, выразительное чтение, групповая работа (анализ рассказа по эвристическим карточкам); тестирование


41


Душевное богатство простого народа в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

Коллективная проверка ДЗ, рецензирование выразительного чтения (по фонохрестоматии), работа в парах (различные виды пересказа)


42


М. Горький. Автобиографический характер повести «Детство»

Просмотр презентации о писателе, устное сообщение-рассказ о писателе, ответы на проблемные вопросы


43


Характеристика героев повести «Детство». Тест.

Групповая работа –составление характеристики героя; тестирование

Практикум

44


Романтические рассказы М.Горького. «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)

Составление таблицы «Пафос романтических рассказов М. Горького, тезисного плана для различных видов пересказа, письменного ответа на проблемный вопрос


45


Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака»

Просмотр презентации о писателе, выразительное чтение рассказа с последующим рецензированием, анализ рассказа по вопросам эвристической карточки, обсуждение сообщений на проблемную тему


46


В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Проверка выполнения ДЗ (творческое задание),

выразительное чтение с последующим рецензированием,

групповая работа (характеристика метрико-ритмических особенностей стихотворения)


47


Два взгляда на мир в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»

Слушание фонозаписи, словарная работа, подбор цитат, иллюстрирующих понятия лирический герой, ритм, рифма, тоническое стихосложение.


48


Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка».

Индивидуальное сообщение учащегося о писателе,

составление цитатного плана для пересказа, подбор цитат при составлении ответ на вопрос «Каковы доказательства душевной щедрости главного героя рассказа?»


49


А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Беседа по вопросам «Проверьте себя», пересказ эпизодов, словарная работа, выполнение творческого задания (стр. 141)


50


Контрольная работа по произведениям писателей XX века

Тестирование; развернутый ответ на вопрос


51


Лирика Л. Б. Пастернака

Слушание сообщения о писателе, выразительное чтение стихотворений, заполнение таблицы «Изобразительно - выразительные средства в стихотворениях Б. Пастернака»

Творческая лаборатория

52


А. Т. Твардовский. Личность. Судьба. Поэзия.

СР (составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи),

работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой),

выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта: поэтическая лексика, синтаксис, тропы, фигуры и т.п.


53


Проблематика в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади».

Сообщения учащихся о писателе, поиск дополнительных материалов о биографии и творчестве с использованием справочной литературы и Интернет, выразительное чтение рассказа с последующим рецензированием, словарная работа,

ответы на вопросы эвристической карточки


54


Е.И. Носов «Кукла». Сила духовной красоты человека.

Чтение статьи, групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие портрет героя, юмор, речь героя), работа в парах (составление устной характеристики героев рассказа по плану)


55


Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

Слушание фонозаписи рассказа, ответы на проблемные вопросы, конкурс на лучшее инсценирование эпизода

Конкурс

56


Взаимоотношения детей в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Чтение статьи учебника, выразительное чтение эпизодов по ролям, ответы на проблемные вопросы, выполнение творческого задания (стр. 201)


57


Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в книге «Земля родная»

Сообщение учащегося о Лихачёве, пересказ глав, ответы на проблемные вопросы, подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской мысли.


58


Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»

Просмотр презентации о писателе, слушание фонозаписи рассказа, работа в парах «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа», составление тезисного плана для пересказа эпизодов рассказа


59


«Тихая моя родина». Стихотворения о родной природе.

Выразительное чтение стихотворений В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова с последующим рецензированием; сопоставительный анализ стихотворений

Поэтическая студия

60


Песни на стихи русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни. Проект

Чтение наизусть стихотворений А.Н. Вертинского «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», Б. Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге»; изучение параграфа учебника, работа в группах – анализ стихотворений.

Проект

61


Контрольная работа за год

Тестирование; развернутые ответы на вопросы.



Раздел 7

Из литературы народов России

1час


62


Возвращения к истокам в стихотворениях Расула Гамзатова

Просмотр презентации о поэте, чтение стихотворений, СР с литвед.портфолио, заполнение таблицы «Жанрово-композиционные особенности лирика Р. Гамзатова»,

коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания,


Учебное исследование


Раздел 8

Зарубежная литература

6 часов


63


Роберт Бернс. «Честная бедность»

Чтение статьи о поэте, выразительное чтение стихотворения, анализ различных форм выражения авторской позиции


64


Дж. Г. Байрон. Ощущение трагизма в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!»

Чтение стих-я Бернса наизусть в группах, оценивание. Сообщение учащегося о Байроне, слушание фонозаписи стихотворения, анализ текста: элементы композиции, особенности языка


65


Хокку. Изображение жизни природы и человека в их единстве.

Проверка ДЗ, чтение статьи учебника, выразительное чтение хокку с последующим рецензированием, выполнение творческого задания - сочинение хокку


66


Сила любви и преданности в рассказе О. Генри «Дары волхвов»

Пересказ от лица героя, выразительное чтение эпизодов, групповая практическая работа (подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой, повествование, тема, идея)


67


Р. Бредбери. «Каникулы». Стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

Проверка ДЗ, подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа,

выразительное чтение , ответы на проблемные вопросы


68


Урок-конкурс «Литературное ассорти»

Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами, решение кроссворда, викторина.

Конкурс










РАЗДЕЛ 5

ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

литература

7 класс

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз.),

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся



Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Наличие

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



Стандарт основного общего образования по литературе (базовый уровень)

Д


Примерная программа основного общего образования (базовый уровень) по литературе

Д


Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под ред. Коровиной В.Я.- М.: Просвещение, 2015.

Д


В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2017.

К


Хрестоматии, книги для внеклассного чтения, учебные пособия, дидактические материалы.

Д


Дидактические материалы по всему курсу литературы

Ф


Методические пособия по литературе для учителя:

  • Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений — М.: Просвещение, 2014.

  • Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические  материалы по литературе. 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

  • Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 2015.

  • Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. - М.: Просвещение,

  • 2017.

  • Беляева Н.В. Литература.  Проверочные работы. 5 – 9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

  • Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 7 класс: к учебнику Коровиной В.Я.и др.«Литература. 7 класс» - М.: Экзамен, 2014.

  • Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: к учебнику Коровиной В.Я.и др. «Литература. 7 класс». - М.: Экзамен, 2014.

  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (CD MP3).

Д


Справочно-энциклопедическая литература

  • Словарь литературоведческих терминов

  • Словарь юного литературоведа

  • CD-R Энциклопедия русской литературы

  • CD-R Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия

Д

2


Печатные пособия



Портреты писателей (русских и зарубежных)

Д


CD-R Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.)

Д/Ф

3

Информационно-коммуникативные средства



- CD-R. Энциклопедия русской литературы.

-CD-R. Классики русской литературы.- Центрнаучфильм, видеостудия «Кварт».

-CD-R. Писатели России.- Центрнаучфильм, видеостудия «Кварт».

Интернет-ресурсы:

-Образовательный портал «Древнерусская литература» - http://www.drevne.ru

-Библиотека Гумер – гуманитарные науки (например, литературоведение) - http://www.gumer.info

- Сервер «Литература» (объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал «Словесность» - http://www.litera.ru

- http://litera.edu.ru

- Коллекция: русская и зарубежная литература для школы - http://www.litwomen.ru

Электронные наглядные пособия:

- Библиотекарь. РУ - http://www.bibliotekar.ru/index.htm

- Русская литература 18-20 вв. - http://www.a4format.ru/

- Большая художественная галерея - http://gallerix.ru/

Д

4

Экранно-звуковые пособия



Диски с фильмами:

- «Станционный смотритель»

- «Тарас Бульба»

- «Детство» (М. Горький)

Д


Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе

Д


Презентации (биографии писателей)

Д

5

Технические средства обучения



АРМ учителя: компьютер, МФУ, проектор, экран

Д


Средства телекоммуникации (Интернет)

Д

6.

Учебно-практическое оборудование



Шкафы для книг

Д

7.

Специализированная учебная мебель



Столы и стулья ученические

К