Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первоманская средняя школа»
Рассмотрено на заседании ШМО «_____» ____________2018г. Протокол № _____________ Руководитель ШМО ____________/______________/ | Согласовано «____» ______ 2018г.
Заместитель директора по УВР ____________/Эмрих О.В./ | Утверждено: «____» _________ 2018г. Приказ № ____________ Директор школы ____________ /Леонова Н.И./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по литературе
для 7 класса
на 2018-2019 учебный год
Составила
Кабанова Т.В.
учитель русского языка и литературы
высшая категория
2018 год
РАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также на основе нормативных документов: ООП ООО МБОУ «Первоманская СШ», Примерной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (Примерные программы по учебным предметам. Литература.5-9 кл), программы по литературе для основной школы: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной - 5 –9 классы. М.: Просвещение, 2011.
При изучении программы используется методический комплект:
- Полухина В. П., Коровина В.Я. и др. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2017.
- Коровина В.Я и др. Литература. 7 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 2017.
- Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе 7 кл.- М.: Просвещение, 2015.
- Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»
Примерная программа рассчитана на 34 учебные недели, 68 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «Первоманская СШ» в учебном плане на изучение литературы в 7 классе также отведено 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса. Обучающиеся включаются в проектную исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, доказывать, давать определения понятий, выявлять главную информацию в тексте, пересказывать, структурировать материал, работать с разными источниками при поиске информации, строить монологические высказывания в устной и письменной форме и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог, слушать и слышать друг друга и т. д.
Формы организации учебных занятий – урочная (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая), неурочная (учебное исследование, творческая лаборатория, виртуальная экскурсия, конкурс, поэтическая студия, диспут, практикум, проектная работа и др.).
Формы контроля знаний учащихся: контрольная работа, тестирование, сочинение, развернутые ответы на вопросы, проекты.
РАЗДЕЛ 2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
– осознание российской гражданской идентичности, этнической принадлежности, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; владение языком, культурой своего народа; проявление чувства ответственности и долга перед Родиной;
– ответственное отношение к учению; проявление готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– целостное восприятие мира, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
– умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– владение социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;
– проявление нравственных чувств и нравственного поведения, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
– проявление коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
– проявление экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
– проявление эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Обучающийся получит возможность для формирования:
–готовности и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
– участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– осознания эстетической ценности русской литературы;
– оценивания ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявления морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
– самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
– самостоятельно планировать пути достижения целей;
– соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– осуществлять контроль;
– принимать решения в проблемных ситуациях;
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– владеть основами саморегуляции;
– осуществлять познавательную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
– применять, знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;
– строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
– записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
– организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);
– оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
– вступать в диалог;
– в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Предметные результаты
Устное народное творчество
Обучающийся научится:
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;
выделять нравственную проблематику пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивая пословицы и поговорки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
сочинять сказку или рассказ по пословице и/или придумывать сюжетные линии;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между пословицами и поговорками разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII—XX вв.
Зарубежная литература
Обучающийся научится:
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя;
сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию;
работать с книгой как источником информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;
создавать собственную иллюстрацию изученного текста;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;
иметь представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в различных форматах (работа исследовательского характера, проект).
РАЗДЕЛ 3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Раздел | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество уроков развития речи | Количество проектов | Формы организации учебных занятий |
Урочная | Неурочная |
1 | Введение. | 1 | | | | 1 | |
2 | Устное народное творчество. | 5 | | | | 4 | 1 |
3 | Из древнерусской литературы. | 2 | | | | 2 | |
4 | Из русской литературы XVIII века | 2 | | | | 1 | 1 |
5 | Из русской литературы XIX века. | 29 | 3 | 1 | 2 | 18 | 11 |
6 | Из русской литературы XX века. | 22 | 2 | | 1 | 17 | 5 |
7 | Из литературы народов России | 1 | | | | | 1 |
8 | Зарубежная литература. | 6 | | | | 5 | 1 |
| Итого | 68 | 5 | 1 | 3 | 48 | 20 |
РАЗДЕЛ 4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Неурочные формы организации учебного процесса |
| Раздел 1 | Введение | 1 час | |
1 | | Изображение человека как важнейшая проблема литературы | Изучение содержания параграфа учебника; работа с литературоведческим материалом (основные понятия: идея, проблема, герой).Работа в парах с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения заданий. | |
| Раздел 2 | Устное народное творчество | 5 часов | |
2 | | Предание как поэтическая автобиография народа | Составление таблицы «Предания: жанровые и композиционные признаки», составление тезисного плана устного сообщения по теме «Предания» | |
3 | | Былины. «Вольга и Микула Селянинович» | Изучение параграфа учебника, работа с теор. лит.материалом по теме «Былины», с/р или групповая работа на тему «Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью справочной литературы | |
4 | | Новгородский цикл былин. «Садко» | Комплексное повторение, выразительное чтение былины, беседа, тестирование | |
5 | | Карело-финский эпос «Калевала» | Изучение параграфа учебника, работа с теор. материалом, составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков по плану, выразительное чтение. | |
6 | | Пословицы и поговорки | Чтение пословиц и поговорок, объяснение их смысла. Конкурс «Кто больше знает пословиц?» | Конкурс |
| Раздел 3 | Из древнерусской литературы | 2 часа | |
7 | | «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» | Чтение статьи, «Поучения», работа в парах (поиск незнакомых слов и объяснение их с помощью спец. литературы и словарей), беседа по содержанию, тест, письменные развернутые ответы на вопросы | |
8 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Выразительное чтение, словарная работа, беседа, работа в парах – ответы на проблемные вопросы | |
| Раздел 4 | Из русской литературы XVIII века | 2 часа | |
9 | | М.В. Ломоносов. Личность, судьба. Оды. | Сообщение о жизни и тв-ве поэта, слушание фонозаписи, работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения стихотворения), анализ стихотворений, словарная работа. | Поэтическая студия |
10 | | Г.Р. Державин –поэт и гражданин | Комплексное повторение по итогам дз, слушание фонозаписи, выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его рецензированием | |
| Раздел 5 | Из русской литературы XIX века | 29 часов | |
11 | | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» | Проверка дз, слушание фонозаписи, выразительное чтение отрывков поэмы, с последующим его рецензированием, практическая работа – исследование (выразительные средства языка, выявление жанровых особенностей поэмы). | Учебное исследование |
12 | | А. С. Пушкин. Черты баллады в «Песне о вещем Олеге» | Практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге», работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада), самостоятельная работа (устный и письменный ответ на проблемный вопрос) | |
13 | | А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов» | Индивидуальная работа с дидактическим материалом, подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя, инсценирование фрагмента. Работа в парах (различие рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении) | |
14 | | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель» | Фронтальная беседа, работа с иллюстрациями, выполнение проектного задания | Проект |
15 | | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Виртуальная экскурсия по лермонтовским местам; работа с теоретическим лит. материалом (основные понятия: поэма, фольклоризм, композиция), работа в парах (иллюстрирование понятия опричнина примерами из повести) | Виртуальная экскурсия |
16 | | Защита Калашниковым человеческого достоинства | Комплексная проверка ДЗ, самостоят. работа (составление таблицы «Калашников и Кирибеевич»), выразительное чтение, составление тезисного плана, ответы на проблемные вопросы | |
17 | | Стихотворения М.Ю. Лермонтова. | «Когда волнуется желтеющая нива...» «Ангел», «Молитва». Выразительное чтение- конкурс на лучшего чтеца, слушание фонозаписи, работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации ответов на вопросы) | Конкурс |
18 | | Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | Развернутые ответы на проблемные вопросы (по выбору) | |
19 | | Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества. | Комплексное повторение, работа над ошибками, выразительное чтение отрывков повести, работа в парах (поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения), составление плана аргументированного рассуждения на проблемный вопрос | |
20 | | Героизм и самоотверженность Тараса и запорожцев в повести Н.В. Гоголя | СР (выделение этапов развития сюжета повести), групповая работа - составление тезисного плана для пересказа, выразительное чтение эпизода, ответа проблемные вопросы. | |
21 | | Противопоставление Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба» | Групповая работа (составление сравнительной характеристики героев; составление тезисного плана для пересказа отрывков. Диспут. | Диспут |
22 | | Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Групповая практическая работа, СР (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской оценки) | |
23 | | РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба» | Подготовка к сочинению, написание | |
24 | | И.С. Тургенев «Бирюк». Авторское отношение к бесправным и обездоленным. | Комплексная проверка ДЗ, просмотр презентации, СР с лит. портфолио, работа в парах (характеристика героев рассказа). Конкурс пересказа эпизода по теме урока | Конкурс |
25 | | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. | Выразительное чтение стихотворения и его рецензирование, беседа по содержанию стихотворений | |
26 | | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» Историческая основа поэмы | Индивидуальное сообщение о поэте, слушание фонозаписи, работа в парах (устное иллюстрирование эпизодов), выразительное чтение отрывков, аналитическая беседа. | |
27 | | Художественные особенности поэмы «Русские женщины». | Комплексная проверка ДЗ, работа в парах (составление тезисного плана), исследование по теме урока | Учебное исследование |
28 | | Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Некрасова за судьбу народа | Индивид. работа по диагностической карте типичных ошибок в домашней работе, ЛР в группах (подбор цитат, иллюстрирующих трехсложные размеры стиха) | |
29 | | Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова | Тестирование; письменные ответы на вопросы. | |
30 | | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» | Чтение наизусть в группах, оценивание, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом (биография и творческий путь поэта), выразительное чтение, беседа. | |
31 | | М.Е. Салтыков-Щедрин. Пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Просмотр презентации о писателе, выразительное чтение эпизодов сказки, работа со словарем литвед.терминов, парная работа (составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста»). | Учебное исследование |
32 | | Л.Н. Толстой. Взаимоотношения детей и взрослых в повести «Детство». | Изучение параграфа учебника, групповая лабораторная работа по тексту глав «Детство» и «Классы» (составление портретной характеристики героев), пересказ эпизода. | |
33 | | «Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого | Ответы на аналитические вопросы, работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих формы авторской позиции в повести) | |
34 | | «Maman». Анализ поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого | Подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой-повествователь, автобиографическое произведение, ответы на вопросы «Размышляем о прочитанном», выполнение творческого задания учебника. | |
35 | | А.П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе | Просмотр презентации о писателе, чтение отрывков рассказа, устное рецензирование выразительного чтения рассказа, подбор примеров на тему «Речь героев» | |
36 | | Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» | Ответы на вопросы «Размышляем о прочитанном»; групповой проект –сценарий фильма «Злоумышленник» | Проект |
37 | | Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня» | Различные виды пересказов, устная характеристика героев, выявление средств юмористической характеристики конкурс на лучшее инсценирование фрагмента рассказа | Конкурс |
38 | | Стихотворения русских поэтов о родной природе. | Работа в группах (выразительное чтение, анализ поэтического текста), выразительное конкурсное чтение стихотворений вслух с последующим рецензированием | Поэтическая студия |
39 | | Контрольная работа по стихотворениям о родной природе | Подробный читательский отзыв на одно из пейзажных стихотворений русских поэтов | |
| Раздел 6 | Из русской литературы XX века | 22 часа. | |
40 | | Воспитание детей в семье в рассказе И.А. Бунина «Цифры» | Просмотр презентации о писателе, выразительное чтение, групповая работа (анализ рассказа по эвристическим карточкам); тестирование | |
41 | | Душевное богатство простого народа в рассказе И.А. Бунина «Лапти» | Коллективная проверка ДЗ, рецензирование выразительного чтения (по фонохрестоматии), работа в парах (различные виды пересказа) | |
42 | | М. Горький. Автобиографический характер повести «Детство» | Просмотр презентации о писателе, устное сообщение-рассказ о писателе, ответы на проблемные вопросы | |
43 | | Характеристика героев повести «Детство». Тест. | Групповая работа –составление характеристики героя; тестирование | Практикум |
44 | | Романтические рассказы М.Горького. «Старуха Изергиль» (легенда о Данко) | Составление таблицы «Пафос романтических рассказов М. Горького, тезисного плана для различных видов пересказа, письменного ответа на проблемный вопрос | |
45 | | Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака» | Просмотр презентации о писателе, выразительное чтение рассказа с последующим рецензированием, анализ рассказа по вопросам эвристической карточки, обсуждение сообщений на проблемную тему | |
46 | | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | Проверка выполнения ДЗ (творческое задание), выразительное чтение с последующим рецензированием, групповая работа (характеристика метрико-ритмических особенностей стихотворения) | |
47 | | Два взгляда на мир в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» | Слушание фонозаписи, словарная работа, подбор цитат, иллюстрирующих понятия лирический герой, ритм, рифма, тоническое стихосложение. | |
48 | | Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка». | Индивидуальное сообщение учащегося о писателе, составление цитатного плана для пересказа, подбор цитат при составлении ответ на вопрос «Каковы доказательства душевной щедрости главного героя рассказа?» | |
49 | | А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» | Беседа по вопросам «Проверьте себя», пересказ эпизодов, словарная работа, выполнение творческого задания (стр. 141) | |
50 | | Контрольная работа по произведениям писателей XX века | Тестирование; развернутый ответ на вопрос | |
51 | | Лирика Л. Б. Пастернака | Слушание сообщения о писателе, выразительное чтение стихотворений, заполнение таблицы «Изобразительно - выразительные средства в стихотворениях Б. Пастернака» | Творческая лаборатория |
52 | | А. Т. Твардовский. Личность. Судьба. Поэзия. | СР (составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи), работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой), выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта: поэтическая лексика, синтаксис, тропы, фигуры и т.п. | |
53 | | Проблематика в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади». | Сообщения учащихся о писателе, поиск дополнительных материалов о биографии и творчестве с использованием справочной литературы и Интернет, выразительное чтение рассказа с последующим рецензированием, словарная работа, ответы на вопросы эвристической карточки | |
54 | | Е.И. Носов «Кукла». Сила духовной красоты человека. | Чтение статьи, групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие портрет героя, юмор, речь героя), работа в парах (составление устной характеристики героев рассказа по плану) | |
55 | | Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» | Слушание фонозаписи рассказа, ответы на проблемные вопросы, конкурс на лучшее инсценирование эпизода | Конкурс |
56 | | Взаимоотношения детей в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» | Чтение статьи учебника, выразительное чтение эпизодов по ролям, ответы на проблемные вопросы, выполнение творческого задания (стр. 201) | |
57 | | Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в книге «Земля родная» | Сообщение учащегося о Лихачёве, пересказ глав, ответы на проблемные вопросы, подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской мысли. | |
58 | | Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда» | Просмотр презентации о писателе, слушание фонозаписи рассказа, работа в парах «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа», составление тезисного плана для пересказа эпизодов рассказа | |
59 | | «Тихая моя родина». Стихотворения о родной природе. | Выразительное чтение стихотворений В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова с последующим рецензированием; сопоставительный анализ стихотворений | Поэтическая студия |
60 | | Песни на стихи русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни. Проект | Чтение наизусть стихотворений А.Н. Вертинского «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», Б. Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге»; изучение параграфа учебника, работа в группах – анализ стихотворений. | Проект |
61 | | Контрольная работа за год | Тестирование; развернутые ответы на вопросы. | |
| Раздел 7 | Из литературы народов России | 1час | |
62 | | Возвращения к истокам в стихотворениях Расула Гамзатова | Просмотр презентации о поэте, чтение стихотворений, СР с литвед.портфолио, заполнение таблицы «Жанрово-композиционные особенности лирика Р. Гамзатова», коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, | Учебное исследование |
| Раздел 8 | Зарубежная литература | 6 часов | |
63 | | Роберт Бернс. «Честная бедность» | Чтение статьи о поэте, выразительное чтение стихотворения, анализ различных форм выражения авторской позиции | |
64 | | Дж. Г. Байрон. Ощущение трагизма в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» | Чтение стих-я Бернса наизусть в группах, оценивание. Сообщение учащегося о Байроне, слушание фонозаписи стихотворения, анализ текста: элементы композиции, особенности языка | |
65 | | Хокку. Изображение жизни природы и человека в их единстве. | Проверка ДЗ, чтение статьи учебника, выразительное чтение хокку с последующим рецензированием, выполнение творческого задания - сочинение хокку | |
66 | | Сила любви и преданности в рассказе О. Генри «Дары волхвов» | Пересказ от лица героя, выразительное чтение эпизодов, групповая практическая работа (подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой, повествование, тема, идея) | |
67 | | Р. Бредбери. «Каникулы». Стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. | Проверка ДЗ, подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа, выразительное чтение , ответы на проблемные вопросы | |
68 | | Урок-конкурс «Литературное ассорти» | Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами, решение кроссворда, викторина. | Конкурс |
РАЗДЕЛ 5
ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
литература
7 класс
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз.),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Наличие |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
| Стандарт основного общего образования по литературе (базовый уровень) | Д |
| Примерная программа основного общего образования (базовый уровень) по литературе | Д |
| Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под ред. Коровиной В.Я.- М.: Просвещение, 2015. | Д |
| В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2017. | К |
| Хрестоматии, книги для внеклассного чтения, учебные пособия, дидактические материалы. | Д |
| Дидактические материалы по всему курсу литературы | Ф |
| Методические пособия по литературе для учителя: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений — М.: Просвещение, 2014. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 7 класс. - М.: Просвещение, 2008. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 2015. Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2017. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5 – 9 классы. - М.: Просвещение, 2010. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 7 класс: к учебнику Коровиной В.Я.и др.«Литература. 7 класс» - М.: Экзамен, 2014. Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: к учебнику Коровиной В.Я.и др. «Литература. 7 класс». - М.: Экзамен, 2014. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (CD MP3). | Д |
| Справочно-энциклопедическая литература Словарь литературоведческих терминов Словарь юного литературоведа CD-R Энциклопедия русской литературы CD-R Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия | Д |
2 | Печатные пособия | |
| Портреты писателей (русских и зарубежных) | Д |
| CD-R Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.) | Д/Ф |
3 | Информационно-коммуникативные средства | |
| - CD-R. Энциклопедия русской литературы. -CD-R. Классики русской литературы.- Центрнаучфильм, видеостудия «Кварт». -CD-R. Писатели России.- Центрнаучфильм, видеостудия «Кварт». Интернет-ресурсы: -Образовательный портал «Древнерусская литература» - http://www.drevne.ru -Библиотека Гумер – гуманитарные науки (например, литературоведение) - http://www.gumer.info - Сервер «Литература» (объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал «Словесность» - http://www.litera.ru - http://litera.edu.ru - Коллекция: русская и зарубежная литература для школы - http://www.litwomen.ru Электронные наглядные пособия: - Библиотекарь. РУ - http://www.bibliotekar.ru/index.htm - Русская литература 18-20 вв. - http://www.a4format.ru/ - Большая художественная галерея - http://gallerix.ru/ | Д |
4 | Экранно-звуковые пособия | |
| Диски с фильмами: - «Станционный смотритель» - «Тарас Бульба» - «Детство» (М. Горький) | Д |
| Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе | Д |
| Презентации (биографии писателей) | Д |
5 | Технические средства обучения | |
| АРМ учителя: компьютер, МФУ, проектор, экран | Д |
| Средства телекоммуникации (Интернет) | Д |
6. | Учебно-практическое оборудование | |
| Шкафы для книг | Д |
7. | Специализированная учебная мебель | |
| Столы и стулья ученические | К |