СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа литература, 7 класс по учебнику В.Я.Коровиной на 2018-2019 учебный год. ФГОС. Региональный компонент (Тюменская область) (утверждена заместителем директора)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 7 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Петелинская средняя общеобразовательная школа»






СОГЛАСОВАНА

на заседании

педагогического совета

Протокол № ____

от «_____»___________ 2018г.



СОГЛАСОВАНА

заместителем директора по УВР

________________________

Н.И.Кошикова


УТВЕРЖДЕНА

приказом

от«_____» ___________2018 г.

№___________________


________________Н.Ю.Вахрушева



УТВЕРЖДЕНА

приказом

от«_____» ___________20__ г.

№___________________


________________Н.Ю.Вахрушева



Рабочая программа

по литературе

основного общего образования,

уровень изучения базовый

класс 7

на 2018-2019 учебный год_



Количество часов в неделю 2, всего за год 68



Составитель рабочей программы Терентьева Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы


Квалификационная категория первая



Год составления_2018 г._


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015г.), примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15), основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Петелинской СОШ; авторской про­граммы В.Я. Коровиной. -Программы общеобразовательных учреждений.  Литература. 5-9 класс (базовый уровень).  11-е изд., доработанное  и дополненное – М.: Просвещение, 2014).


Основные задачи реализации содержания учебного предмета, курса:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Учебник:

В.Я. Коровина. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.








Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечивать культурную самоидентификацию, осознавать коммуникативно-эстетическую возможность родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладевать процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.).

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

позиции.



Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.















Содержание учебного предмета



Введение 1ч

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

Устное народное творчество 3ч

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

Теория литературы. Предание (развитие пред­ставлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)


Из древнерусской литературы 3ч

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

Из русской литературы XVIII века 2ч

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.


Из русской литературы XIX века 32ч

Василий Андреевич Жуковский. Слово о писателе.

«Лесной царь» - перевод баллады Гёте.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве­щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «малень­кого человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагиче­ское и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел»

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик».«Премудрый пескарь». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления).

А.Н. Островский. Краткий рассказ о писа­теле. Мотивы любви и «сердечной простуды» в «весенней сказке» «Снегурочка».

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.


Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово рящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Хамелеон». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Из русской литературы XX века 20ч

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьми­стишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысле­ние зрелости собственного возраста, зрелости обще­ства, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.


Из зарубежной литературы 7ч.

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

Д.Олдридж. «Отец и сын». Ответственность за судьбу близкого человека.

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

Луиджи Пиранделло «Черепаха». Счастье быть самим собой.

Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Роман "Дон Кихот" – книга на все времена.




























Содержание по разделам


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Из них развитие речи

1.

Введение

1


2.

Устное народное творчество

3


3.

Из древнерусской литературы

3


4.

Из русской литературы 18 века

2


5.

Из русской литературы 19 века

32

3

6.

Из литературы 20 века

20

2

7.

Из зарубежной литературы

7

1



68

6
























Региональный компонент:

1

Древнерусская литература.

"Повесть о Петре и Февронье Муромских". Внимание к личности, гимн любви, верности

Летопись Саввы Есипова. Жанровая традиция в «Повести о городах Таре и Тюмени»


2

Н.А.Некрасов.

Н.А.Некрасов. "Русские женщины". "Княгиня Трубецкая". Историческая основа поэмы.


Образ Сибири в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»


3

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы.


Изображение сибирской природы в поэзии Тюменского края: Альфред Гольд «Лесные уроки», Александр Гришин «Река без излучин», Петр Суханов «Рейс», Юрий Вэлла «Облака»

4

М.Горький

"Старуха Изергиль" (Легенда о Данко)

Нравственный выбор героя в экстремальной ситуации

Анатолий Омельчук «Трагедия во льдах», «На полярных ветрах»; Анатолий Кукарский «Дважды Иван»


5

Ф.Абрамов

"О чём плачут лошади". Эстетические и нравственно-экологические проблемы.

Проблема охраны природы в очерках тюменских писателей М.Шумского, А.Пашука, Т.Мартышина.

6

"Тихая моя родина"

Стихотворения о родине, родной природе.

Образ «малой родины» в лирике тюменских поэтов: В.Нечволоды, А.Кукарского, Н.Денисова и др.















Календарно-тематическое планирование

урока по порядку



Тема раздела



Тема урока

план

факт




Введение-1ч


1




Введение. Литература как искусство слова.




Устное народное творчество-3ч


2




Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

3




Былины как героические песни эпического характера. Былина “Вольга и Микула Селянинович». «Садко».

4




Пословицы и поговорки.




Древнерусская литература-3ч


5




Основы христианской морали в «Поучении Владимира Монамаха».

6




Повесть временных лет. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Фольклорные мотивы.

7




Повесть о Петре и Февронии Муромских. Гимн любви и верности.




Произведения русских писателей 18 века-2ч


8




М.В.Ломоносов. Стихотворения М.В.Ломоносова. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества…»

9




Г.Р.Державин. Лирика. Стихотворения: «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание».





Произведения русских писателей 19 века-32ч


10



РР-3ч, из них сочинений – 2ч

В.А.Жуковский. Перевод баллады И.В. Гете «Лесной царь».

11




А. С. Пушкин. “Песнь о вещем Олеге”.

12




Природа в лирике А. С. Пушкина. Анализ стихотворения “Туча”.

13




«Борис Годунов», «Полтава» («Полтавский бой»). Интерес Пушкина к истории России.

14




Анализ «Медного всадника».

15




Повесть А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Образ Самсона Вырина.

16




Повесть А. С. Пушкина “Станционный смотритель».Образ повествователя. Выразительность и лаконизм прозы.

17




Р./р. Сочинение на свободную тему “Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом. ( По повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” и жизненным впечатлениям.)

18




М. Ю. Лермонтов. Поэтический мир.

19




М. Ю. Лермонтов. Стихотворения “Молитва”, “Ангел”, «Когда волнуется желтеющая нива».

20




М. Ю. Лермонтов. Поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Образ Ивана Грозного и тема власти.

21




Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев.

22




Р.Р. История России в произведениях А.С. Пушкина и М.Лермонтова.

23




Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести.

24




«Тарас Бульба”. Трагизм конфликта отца и сына.

25




Столкновение любви и долга в душах героев.

26




Художественные особенности повести «Тарас Бульба».

27




Р./р. Сочинение по повести Гоголя «Тарас Бульба».

28




И. С. Тургенев.  «Вся моя биография в моих сочинениях».

29




В.ч. И.С.Тургенев. Герои рассказа “Бирюк”.

30




И.С.Тургенев. Мастерство пейзажа в рассказе.

31




И.С.Тургенев. Стихотворения  в прозе: «Русский язык» - богатство и красота языка, вера  в русский народ. «Близнецы», «Два богача».

32




Н. А. Некрасов. Историческая основа поэмы “Русские женщины”.

33




Н. А. Некрасов. Народные характеры и судьбы в лирике. Стихотворение “Вчерашний день часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда».

34




М.Е.Салтыков-Щедрин. Герои сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Обличение нравственных пороков общества.

35




В.ч. А.Н.Островский. Мотивы любви и «сердечной простуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Берендей и Снегурочка.

36




Л. Н. Толстой. Повесть “Детство”. Тема детской открытости миру.

37




«Диалектика души». Нравственный смысл поступков героев в повести «Детство».

38




Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…».

39




«Край ты мой, родимый край». Лирика поэтов 19 века о природе. «Благовест». И.А.Бунин. «Родина».

40




В.ч. А. П.Чехов. Рассказ “Злоумышленник”. Сатирический пафос произведения.

41




А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».  Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия.




Произведения русских писателей 20 века – 20ч


42



РР-2ч, из них сочинений-2ч

И.А. Бунин. Рассказ “Цифры”. Нравственный смысл произведения.

43




М. Горький. Повесть “Детство”. Изображение внутреннего мира подростка.

44




М. Горький. Повесть “Детство”.“Свинцовые мерзости жизни” и живая душа русского человека.

45




Р.р. Сочинение «Золотая пора детства в произведениях Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, М. Горького».

46




М. Горький «Старуха Изергиль»: Легенда о Данко.

47




Слово о В.В.Маяковском. Стихотворение “Необычайное приключение…”. Представления поэта о роли поэзии в жизни человека и общества.

48




В. В. Маяковский. Гуманистический смысл  стихотворения. «Хорошее отношение к лошадям».

49




Л.Н. Андреев. Кусака. Нравственные ценности в рассказе.

50




Л.Н. Андреев. Кусака. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

51




А.П. Платонов. Юшка. Любовь к человеку, необходимость сострадания.

52




Р.р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

53-54




А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» .Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других.

55




Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади. Эстетические проблемы рассказа.

56




Ф. А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственно- экологические проблемы рассказа.

57




Е.И.Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.

58




Е.И.Носов.  «Кукла». Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему.

59




Ю.П.Казаков. «Тихое  утро». Взросление, взаимопомощь и взаимовыручка детей.

60




Д.С. Лихачёв. «Земля родная». Стихи о родной природе. Стихотворения В. Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова.

61




Литература народов России. Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля...», « Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьми­стишия»), «О моей Родине».




Зарубежная литература-7ч


62



РР-1ч, из них сочинений-1ч

Зарубежная литература. Р.Бернс «Честная бедность». Грустный и шутливый характер лирики.

63




Д.Байрон- «властитель дум» целого поколения. «Душа моя мрачна…». Японские трёхстишия.

64




Д.Олдридж «Отец и сын». Ответственность за судьбу близкого человека.

65




О.Генри. «Дары волхвов». Удивительные отношения людей.

66




Луиджи Пиранделло «Черепаха». Счастье быть самим собой.

67




Р.р. Сочинение «Мой любимый литературный герой».

68




Встреча с романтическим героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот».








Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту