Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Напольновская средняя школа
Сараевского муниципального района Рязанской области
«Рассмотрено» на МО учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол №1 от 26.08.2019 Руководитель МО Федина Л.Б.._________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Сутормина С.Н. __________________ 26.08.2019. г | «Утверждено» Директор школы Абрамова Т.В. ____________________ №59 от 28.08.19 г |
Рабочая программа
учебного предмета
Литература
7 класс
УЧИТЕЛЬ – Баранова Мария Николаевна,
первая квалификационная категория
2019
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 7 классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Напольновская средняя школа с учетом нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Устава МБОУ Напольновская средняя школа
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Напольновская средняя школа
Приказа министерства образования и молодежной политики Рязанской области от 15 февраля 2019 года №173 «Об утверждении примерного регионального учебного плана на 2019-2020 учебный год для общеобразовательных организаций Рязанской области, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на 2019-2020 учебный год»
Учебного плана МБОУ Напольновская средняя школа на 2019-2020 учебный год
Требований к уровню подготовки учащихся 7 класса;
Познавательных интересов учащихся.
При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывались
- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;
- завершённость учебной линии;
- обеспеченность образовательного учреждения учебниками.
Программа рассчитана на 68 часа в год, 2 часа в неделю.
Используемый УМК
Учебники | Методические пособия |
Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.. – М.: Просвещение, 2018. – 399 с.: ил. | Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 7 класс Москва, «ВАКО», 2014 |
Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
7. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);критически оценивать содержание и форму текста.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Ученик научится:
1. Осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; 2. Воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
3. Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4. Аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5. Понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
6. Воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
7. Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
8. Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
9. Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
10. Работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
1. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
2. Дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
3. Сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
4. Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
5. Создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
6. Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
7. Сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно
(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
8. Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Раздел 3. Содержание программы
Введение ( 1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 4 ч.)
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 4 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА( 2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 34 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ( 20 ч.)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 2 ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра
Итоговый урок ( 1 ч.)
Раздел 4. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
| 1. ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая задача литературы. | 1 | |
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 4 | |
| 1. Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» | 1 | |
| 2. Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой. | 1 | |
| 3. РР. Подготовка к домашнему сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях» | 1 | |
| 4. Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. | 1 | |
| ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | 4 | |
| 1. «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» | 1 | |
| 2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. | 1 | |
| 3. РР. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственные облик человека в древнерусской литературе» | 1 | |
| 4. Контрольная работа по УНТ и ДРЛ | 1 | |
| ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА | 2 | |
| 1. Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. | 1 | |
| 2. Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина. | 1 | |
| ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА | 34 | |
| 1. А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». | 1 | |
| 2. Поэма «Полтава». Изображение Петра в поэме. | 1 | |
| 3. «Медный всадник». Тема Петра 1 в поэме. | 1 | |
| 4. «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. | 1 | |
| 5. Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов» | 1 | |
| 6. РР. Сочинение по произведениям А.С. Пушкина. | 1 | |
| 1. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России | 1 | |
| 2. Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. | 1 | |
| 3. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | 1 | |
| 1. Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. | 1 | |
| 2. Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи. | 1 | |
| 3. Осада польского города Дубно. | 1 | |
| 4. Трагедия Тараса Бульбы. | 1 | |
| 5. Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба». | 1 | |
| 6. РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба». | 1 | |
| 7. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя | 1 | |
| 1. И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» | 1 | |
| 2. Стихотворения в прозе. | 1 | |
| 1. Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины» | 1 | |
| 2 .Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова | 1 | |
| 3. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова | 1 | |
| 1. М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. | 1 | |
| 2. Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности | 1 | |
| 3. Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» | 1 | |
| 1. Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы» | 1 | |
| 2. Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста. | 1 | |
| 1. А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон» | 1 | |
| 2. Хамелеонство как социальное явление. Язык рассказа «Хамелеон» | 1 | |
| 3. Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня» | 1 | |
| 1. И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры» | 1 | |
| 2. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. | 1 | |
| 3. Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку. | 1 | |
| 1. «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе | 1 | |
| 1. Обобщающий урок по русской литературе XIX века. | 1 | |
| ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА | 20 | |
| 1. М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава) | 1 | |
| 2. «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство» | 1 | |
| 3. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство» | 1 | |
| 4. РР. Сочинение – характеристика литературного героя | 1 | |
| 5. «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль») | 1 | |
| 1. Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака» | 1 | |
| 1. В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта | 1 | |
| 2. Личность поэта. «Необычайное приключение…» | 1 | |
| 1. А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка» | 1 | |
| 2. А.П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова | 1 | |
| 1. Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади» | 1 | |
| 2. Проблематика рассказа Ф. Абрамова | 1 | |
| 1. Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа | 1 | |
| 2. Е. Носов «Живое пламя» | 1 | |
| 1. ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения | 1 | |
| Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. | 1 | |
| 1. Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро» | 1 | |
| 1. «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева | 1 | |
| «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). | 1 | |
| 1. Обобщающий урок по русской литературе | 1 | |
| ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | 2 | |
| 1. Японские хокку. Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона | 1 | |
| 2. О.Генри. «Дары волхвов». Р.Д.Бредбери. «Каникулы». | 1 | |
| Итоговый урок. | 1 | |