Рабочая программа по литературе для 7 класса (УМК В. Я. Коровиной)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Курс литературы в 7 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, конгвитивно-коммуникативного, системно-деятельностного подходов к обучению литературе:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе системно-деятельностного подхода в обучении литературе и позволит сформировать у учащихся школы языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:
привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;
формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;
- способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению литературы.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Название темы. Основное содержание по темам. | Количество часов | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные (УУД) | Предметные |
ВВЕДЕНИЕ | 1ч | По окончании изучения темы у обучающихся будут сформированы: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Регулятивные: обучающиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Познавательные: обучающиеся научатся:осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника. Коммуникативные: обучающиеся научатся задавать вопросы, слушать и отвечает на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Обучающиеся будут знать: что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства. |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка О | 5ч | По окончании изучения раздела у обучающихся будут сформированы: целостный, социально- ориентированный взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; новые виды деятельности, осознание себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Обучающиеся научатся: участво-вать в творческом созидательном процессе. | Регулятивные: обучающиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: обучающиеся научатся осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника. Коммуникативные: обучающиеся научатся : строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач. | Обучающиеся научатся: различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Обучающиеся будут знать:язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок. Объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы. |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге . | 2ч | По окончании изучения раздела у обучающихся будут сформированы: уважительное отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков). | Регулятивные: обучающиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: обучающиеся научатся: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника Коммуникативные: обучающиеся научатся: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывает свою точку зрения. | Обучающиеся будут знать:определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет»,уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям).Научатся владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов, научиться выделять мораль. Воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев. |
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. | 2ч | По окончании изучения раздела обучающиеся будут проявлять желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества | Регулятивные: обучающиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: обучающиеся будут осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, Коммуникативные: обучающиеся научатся: строить небольшие монологические высказывания, осуществлятьсовместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Обучающиеся научатся: выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов), определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»). |
ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА Александр Сергеевич Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге».«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). «Станционный смотритель». Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Роды литературы: эпос (развитие понятия). Иван Сергеевич Тургенев. «Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык».. «Близнецы», «Два богача». Николай Алексеевич Некрасов..«Русские женщины» «Размышления у парадного подъезда». Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик». Лев Николаевич Толстой. «Детство». Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».. «Лапти». Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». «Злоумышленник». «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». | 27ч | По окончании изучения раздела обучающиеся будут осознавать свои трудности и стремится к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков | Регулятивные: обучающиеся научатся: работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос Познавательные: обучающиеся научатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: обучающиеся научатся : строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Обучающиеся будут уметь определять авторскую позицию; выразительно читать стихи, анализировать текст стих-я , определять особенности повествования Обучающиеся будут уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, отличать язык одного автора от языка других писателей, проводить сравнительный анализ произведений. Уметь анализировать варианты написания текста драмы, динамику авторской позиции, составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом. |
ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА И. А. Бунин «Цифры» Максим Горький. «Детство». Автобиографический «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче «Хорошее отношение к лошадям . Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Андрей Платонович Платонов.. «Юшка».. «В прекрасном и яростном мире» Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». На дорогах войны. А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Евгений Иванович Носов. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». «Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Александр Трифонович Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Михаил Зощенко. Рассказ «Беда» | 25ч | По окончании изучения раздела обучающиеся научатся: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества. У обучающихся будут сформированы: чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны; оценка содержания художественных произведений, поступ-ков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей. эмпатия, как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь .Осознание себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. | Регулятивные: Обучающиеся будут уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Познавательные: Обучающиеся будут уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: Обучающиеся будут уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение, делать вывод. Планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Обучающиеся будут уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, отличать язык одного автора от языка других писателей, проводить сравнительный анализ произведений. Знать общий принцип составления сложного плана; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию; знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны. |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Роберт Бернс. «Честная бедность». Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Японские хокку (трехстишия). О. Генри. «Дары волхвов». Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». | 5ч | По окончании изучения раздела у обучающихся будут сформированы: познавательный интерес к творчеству зарубежных писателей, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения | Регулятивные: у обучающихся будут сформированы: способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), умение комментировать полученную информацию. Познавательные: обучающиеся научатся : понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: обучающиеся научатся : планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. | Обучающиеся будут знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь воспроизводить все приключения и события в жизни героев понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни, объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев. |
Подведение итогов года | 1ч | | | |
2.Содержание учебного курса.
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». 1ч
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). 1ч
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.) 1ч
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (для внеклассного чтения) 1ч
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). 1ч
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27ч)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. 6ч
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. 3ч
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. 5ч
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. 3ч
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. 2ч
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. 1ч
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. 2ч
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. 2ч
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. 2ч
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. 1ч
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (25ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. 3ч
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. 4ч
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. 2ч
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. 2ч
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. 2ч
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения)
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. 1ч
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. 1ч
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Час мужества (1 ч.)
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова.«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. (1 ч.) «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. (1 ч.)
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. (1 ч.)
Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. (1 ч.)
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Михаил Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах (1 ч.)
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. 2ч
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. (1 ч.)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Расул Гамзатов (1ч.) Знакомство с творчеством поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Подведение итогов года (1ч)