СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа  по литературе для 7 класса к учебнику Коровиной В. Я.  рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Из них 4 часа на контрольные работы, 14 часов на развитие речи, 5 часов на внеклассное чтение.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); -владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

-собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

-понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; -эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»




Данная программа по литературе для 7 класса составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

- Закона Республики Адыгея от 27.12.2013 г. №264 «Об образовании в Республике Адыгея»;

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №10 им. Ф.И.Антонца;

- положения о структуре, порядке разработки утверждения рабочих программ МБОУ СОШ №10 им. Ф.И.Антонца;

- учебного плана МБОУ СОШ №10 им. Ф.И.Антонца на 2020-2021 учебный год;

- учебника Коровиной В. Я. Литература: 7  класс: М.: Просвещение, 2017

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).



Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); -владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

-собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

-понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; -эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).

Метапредметные результаты:

— расширение круга приемов составления разных типов плана;

— использование различных типов пересказа;

— расширение круга приемов структурирования материала;

— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы.

- осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения литературы обучающийся должен знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

авторов и содержание изученных произведений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

определять идейную и эстетическую позицию писателя;

анализировать произведение литературы;


различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному.





Тематическое планирование учебного материала


Разделы

Авторская программа

Рабочая программа

Контрольные работы

Развитие речи

Внеклассное чтение

1

Введение

1

1

-

-


2

Устное народное творчество

6

6

-

1

3

3

Из древнерусской литературы

2

2

-

-

-

4

Из русской литературы XVIII века

2

2

-

-

-

5

Из русской литературы XIX века

27


27

2

7


6

Из русской литературы XX века


24

24

2

6


7

Из литературы народов России

1

1

-

-

1

8

Из зарубежной литературы

6

6

-

-

-

9

Подведение итогов

1

1

-

-

1


Итого

70

70

4

14

5











Формы организации учебных занятий

Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина;

Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, дискуссия;

Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет;

Интегрированные уроки.

Типы уроков:

Урок усвоения новых знаний;

Урок комплексного применения ЗУН;

Урок актуализации знаний и умений (урок-повторение);

Урок контрольного учета и оценки ЗУН;

Урок коррекции ЗУН;

Комбинированный урок.

































Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.


Устное народное творчество (6 часов)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористи­ческие жанры фольклора

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Национально-региональный компонент. Адыгские легенды и предания. Е.И.Салов «Девичий камень» (обзор книги). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.) Вн.чт. Национально-региональный компонент. Адыгейский национальный эпос «Нарты». Живописные образы нартов.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос

Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.


Из древнерусской литературы (2 часа)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления). Житие (начальные представ­ления).

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.


Из русской литературы XIX века (27 часов)

Александр Сергеевич Пушкин. (5 часов)

Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. РР Национально-региональный компонент. А.С.Пушкин на Кавказе. Природа Кавказа в произведениях поэта. Образ Пушкина в произведениях адыгейской литературы. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Николай Васильевич Гоголь. (5 часов)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Иван Сергеевич Тургенев. (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Николай Алексеевич Некрасов. (2 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Алексей Константинович Толстой. (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (3 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Лев Николаевич Толстой. (2 часа)

Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Антон Павлович Чехов. (3 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.) Вн.чт. Национально-региональный компонент. Юмористические рассказы адыгейских писателей. Особенность художественного мира Киримизе Жанэ.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор) (2 часа)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. РР Национально-региональный компонент. Стихотворения адыгейских поэтов о родной природе. Проект «Проба пера». Сафер Яхутль «Белая». Контрольная работа №2 по лирике В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.

Из русской литературы XX века (24 часа)

Иван Алексеевич Бунин. (2 часа)

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Максим Горький. (3 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Владимир Владимирович Маяковский. (2 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Леонид Николаевич Андреев. (2 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. (3 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Борис Леонидович Пастернак. (2 часа)

Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны (1 час)

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Национально-региональный компонент. Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях адыгейских поэтов: И.Машбаша, Д.Чуяко и др.

Федор Александрович Абрамов. (1 час)

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Протест против равнодушия и бездуховности. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. (2 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Речевая характеристика героев.

Юрий Павлович Казаков. (1 час)

Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина» (обзор) (1 час)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. РР Национально-региональный компонент. Урок-концерт. «Тихая моя родина…». Родина, родная природа в стихотворениях поэтов Адыгеи о природе.

Александр Трифонович Твардовский. (1 час)

Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. (1 час)

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 час)

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Юмор. Приемы комического.

Песни на слова русских поэтов XX века

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России (1 час)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта. Вн.чт. Национально-региональный компонент. Музыка и поэзия. Творчество И.Машбаша. Возвращение к истокам, основам жизни, обычаям народа в стихах поэтов.

Из зарубежной литературы (6 часов)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.


























































Календарно-тематическое планирование (7 класс)



Наименование раздела

Тема урока



Кол-во часов

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Вводный урок. Изображение человека как идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся


1

Беседа, комментированное чтение, работа с учебником.

Составление устного или письменного ответа на вопрос


Пересказ статьи






Устное народное творчество (6 часов)




2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа. Предания. «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Устное рецензирование.

Былины, их жанровые особенности. «Вольга и Микула Селянинович».


1

Сообщения, пересказ, характеристика героев, сравнительный анализ. Формирование представления о художественных особенностях былины

Художественный пересказ. Выразительное чтение былины; выписать из текста гиперболы и повторы. Картина Билибина «Дружина Вольги»


Художественный пересказ.



3

Национально-региональный компонент. Адыгские легенды и предания. Е.И.Салов «Девичий камень» (обзор книги)


Коллективная работа (составление тезисного плана к устному и письменному ответу на проблемный вопрос). Сообщения, пересказ. Отработка навыков работы с текстом. Книга Е.И.Салова.

Пересказ, характеристика героев. Прочитать 3-4 былины об Илье Муромце, подготовить иллюстрацию, характеристика героев.



4

Вн.чт. Народная мудрость пословиц и поговорок.

1

Знание текстов былин, умение ориентироваться в их содержании. Карточки

Проект «Пословицы и поговорки в рисунках обучающихся»





5

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин. Былина «Садко».


1

Расширение словарного запаса, кругозора в области литературных знаний. Презентация


Выразительное чтение, составление тезисного плана. Напишите короткое поучение, используя соответствующую лексику (грамотка, ибо, леность, отрок…); Прочитать «Повесть о Петре и Февронии …»





6

Вн.чт. Национально-региональный компонент. Адыгейский национальный эпос «Нарты». Живописные образы нартов

1

Самостоятельная работа, выразительное чтение, рецензирование. Презентация

Пересказ от 3 лица



7

Вн.чт (УМК «Вокруг тебя — мир…) В.Гаршин «Сигнал». Исследование поступков героев

1

Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока, составление тезисного плана статьи. Учебное пособие «Вокруг тебя — мир…»

Проект «Персонажи мифологического эпоса»






Из древнерусской литературы (2 часа)




8

«Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси




1

Беседа, сообщение, чтение и анализ, запись, самостоятельная работа. Иллюстрация

Домашняя творческая работа.






9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе. Гимн любви и верности.

1

Работа в парах по теме. Выявление специфики повести, развитие речи. Презентация

Выразительное чтение. Подготовить пересказ от лица одного из персонажей.






Из русской литературы XVIII века (2 часа)





10


М. В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия...». Жанр оды в русской литературе







1


Самостоятельная работа, работа в парах, практическая групповая работа. Презентация






Работа по карточкам






11

Г. Р. Державин. Стихотворения-размышления о смысле жизни, о судьбе. Знакомство с личностью писателя и его поэзией.



1

Работа по учебнику, аналитическая работа, знакомство с биографией и творчеством Державина . Презентация

Выучить наизусть стихотворение







Из русской литературы XIX века ( 27 часов )

Александр Сергеевич Пушкин (5 часов)




12


А. С. Пушкин. Литературный портрет поэта «Медный всадник». Поэма «Полтава». («Полтавский бой»). Образ Петра Первого.


1

Сообщение ученика, комментированное чтение. Развитие умения анализировать лирическое произведение. Презентация

Анализ отрывка




13

РР Национально-региональный компонент. А.С.Пушкин на Кавказе. Природа Кавказа в произведениях поэта. Образ Пушкина в произведениях адыгейской литературы


1

Проверка выполнения домашнего задания, выразительное чтение отрывков. Презентация

Сравнительный анализ образов





14

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Особенности жанра песни.


1

Работа с учебником. Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника

Проект «Мое любимое стихотворение»



15

А. С. Пушкин. Драма «Борис Годунов». Образ летописца. Анализ эпизода (сцена в Чудовом монастыре). Особенности драматического произведения. Цикл «Повести Белкина» («Станционный смотритель»)



1

Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа. Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника

Подбор цитат




16

РР Подготовка к домашнему сочинению №1 по творчеству А. С. Пушкина.


Групповое выполнение заданий, письменная творческая работа.

Домашнее сочинение






Михаил Юрьевич Лермонтов (2 часа)




17

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем


1

Выстепление подготовленного учащихся, комментированное чтение. Расширение кругозора и литературных и исторических знаний

Иллюстрирование понятия «опричнина» примерами из «Песни...». Выразительное чтение одной из глав «песни…»;




18

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы.

1

Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений. Умение анализировать произведение.

Проект «Мое любимое стихотворение»

Выписать примеры сравнения, определить его роль в тексте






Николай Васильевич Гоголь (5 часов)




19

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Основные проблемы повести


Выступления подготовленных учащихся, работа в парах, лабораторная работа

Словарная работа, выборочный пересказ



20

Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.




1

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа. Умение письменно излагать своё мнение о прочитанном

Выразительное чтение, анализ эпизода




21

РР Противопоставление Остапа Андрию в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Жизнь Запорожской Сечи. Составление анализа эпизода


1

Умение анализировать эпизоды, определять их место в произведении

Характеристика героев (Составить рассказ о Тарасе Бульбе)





22

Вн.чт (УМК «Вокруг тебя — мир…) Б.Екимов «Ночь исцеления». Проблемы гуманизма, поднятые в рассказе

1

Составление плана эпизода, групповая практическая работа

Пересказ, монологическое высказывание



23

РР Классное сочинение №1 «Обращение к друзьям» (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)


Групповое выполнение заданий, письменная творческая работа

Сообщения о Тургеневе






Иван Сергеевич Тургенев (2 часа)




24

И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторские раздумья о жизни народа



1

Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, аналитическая беседа. Навыки анализа текста

Выразительное чтение, анализ эпизодов.



25

Стихотворения И. С. Тургенева в прозе: «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Лирическая миниатюра


1

Словарная работа, знакомство со стихотворениями. Навык анализа текста

Выучить наизусть «Русский язык» Выразительное чтение. Придумайте описание любимого времени суток в духе Тургенева.







Николай Алексеевич Некрасов (2 часа)




26

Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины», («Княгиня Трубецкая»). Художественные особенности поэмы. История России в поэме.

1

Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа, составление письменного ответа на проблемный вопрос. Расширение литературных и исторических навыков

Проект «Жены декабристов»



27

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А.Некрасова за судьбу народа



1

Работа с текстом, комментированное чтение, беседа. Подготовка к изучению творчества писателя в старших классах

Словесное рисование «Образы крестьян»






Алексей Константинович Толстой (1 час)




28

А.К.Толстой. Литературный портрет писателя. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Проект «Литературные места России»



1

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. Первичное знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству

Выразительное чтение, ответы на вопросы






Смех сквозь слезы или уроки Салтыкова-Щедрина (3 часа)




29

М. Е. Салтыков-Щедрин. Литературный портрет писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».


1

Знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение. Умение анализировать текст

Проект «Нравственные пороки общества в произведениях»



30

РР Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.Тургенева, Н.Некрасова, М.Салтыкова-Щедрина




1

Аналитическая беседа, индивидуальная, парная групповая, коллективная работа. Умение анализировать текст

Подготовка к контрольной работе



31

Контрольная работа №1



1

Письменный ответ на вопрос, тестирование по произведениям

Сообщения о Толстом






Лев Николаевич Толстой (2 часа)




32

Л.Н.Толстой. Знакомство с главами из повести «Детство». Классы, «Наталья Саввишна». Взаимоотношения детей и взрослых

1

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения

Составление тезисного плана для пересказа отрывков



33

РР «Маmаn”. Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н.Толстого. Рецензирование глав


1

Пересказ и групповая работа с теоретическим материалом. Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам.

Составление устного или письменного ответа на проблемный вопрос.

Выразительное чтение рассказа; прочитать статью «А.П.Чехов», составить план статьи






Смешное и грустное рядом, или уроки Чехова (3 часа)




34


А. П. Чехов. Литературный портрет писателя. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон»

1

Словарная работа, знакомство с рассказом. Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам

Проект «Литературные места России»

Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова»



35

Многогранность комического в рассказе Чехова «Злоумышленник». Сатира и Юмор как формы комического



1

Словарная работа, знакомство с рассказом. Чтение по ролям. Умение соотносить понятия «юмор и сатира», выявлять авторскую позицию

Чтение по ролям, анализ произведения



36

Вн.чт. Национально-региональный компонент. Юмористические рассказы адыгейских писателей. Особенность художественного мира Киримизе Жанэ

1

Знакомство и работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа.Умение применять полученные знания

Творческая работа

Прочитать рассказ «Цифры», составить план рассказа.








«Край ты мой! Родимый край...» (2 часа)




37

РР Национально-региональный компонент. Стихотворения адыгейских поэтов о родной природе. Проект «Проба пера». Сафер Яхутль «Белая»



1

Формирование навыка анализа поэтического текста

Наизусть по выбору




38

Контрольная работа №2 по лирике В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина

1

Групповое выполнение заданий, письменная работа. Формирование умения анализировать поэтический текст


Подготовка проектного задания ( напишите эссе по одному из пейзажей)






Русская литература XX века (24 часа)

Иван Алексеевич Бунин (2 часа)





39

И.А.Бунин. Воспитание детей в рассказе «Цифры»


Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа

Анализ рассказа



40

Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А.Бунина «Лапти»








1



Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа, индивидуальная и парная работа



Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения



Ответы на вопросы

Подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти»; подготовиться к тесту.


Задания к главам 2, 3, 4; подготовить художественный пересказ одного из предложенных эпизодов.






Максим Горький (3 часа)




41

А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести «Детство». Знакомство с первой главой повести. Жизнь Алёши в доме деда.

Трудное время в доме Кашириных.


1

Комментированное чтение, беседа, анализ рассказа, групповая работа по плану-схеме.

Составление письменного ответа на проблемный вопрос

Прочитать повесть до конца; сделать иллюстрации к понравившимся эпизодам.



42

РР Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство».

Знакомство Алёши с «улицей».

Дружба Алёши с Хорошим Делом. Обобщение материала.

1


Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа, индивидуальная и парная работа



Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения


Словарная работа. Прочитать легенду «Данко».



43

РР Романтический рассказ А. М. Горького «Старуха Изергиль». (Легенда о Данко). Подготовка к домашнему сочинению №2


1

Комментированное чтение, работа по содержанию текста, составление тезисного плана. Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения


Сочинение






Владимир Владимирович Маяковский (2 часа)




44

В. В. Маяковский. Литературный портрет. Мысль автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче».


1

Выразительное чтение, словарная работа, работа с лексикой. Дать ощущение необычности лирики Маяковского, опережающее представление о футуризме

Выразительное чтение стихотворений по ролям; отрывок наизусть, найти неологизмы и выписать их в тетрадь.





45

Два взгляда на мир в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

.


1

Самостоятельная работа, работа в парах. Умение составлять план повествования, давать оценку героям и их поступкам


Проект «Мои любимые животные» (Написать рассказ о любом животном «Имя моего любимца»)







Леонид Николаевич Андреев (2 часа)




46

Л. Н. Андреев. Литературный портрет. Гуманистический пафос рассказа «Кусака». Мы в ответе за судьбы братьев наших меньших


1

Групповое выполнение заданий, выразительное чтение, рецензирование.Умение анализа прозаического произведения большого объёма


Творческая работа

Прочитать рассказ «Юшка», составить устный отзыв о рассказе.




47

РР Классное сочинение №2 по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»

1

Составление плана сочинения, подбор литературных аргументов


Закончить сочинение, составление тезисных планов






Андрей Платонович Платонов (3 часа)




48

А. П. Платонов. Литературный портрет. Писателя. Главный герой рассказа «Юшка». Тема нравственности в рассказе.



1

Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа. Развитие монологической речи

Проект «Милосердие и сострадание (Подготовить рассказ: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть Юшки»)



49

РР Подготовка к домашнему сочинению №3 по произведениям писателей 20 века «Нужны ли в мире сочувствие и сострадание ?».

1

Групповое выполнение заданий, развитие монологической речи , письменная творческая работа

Сочинение, подготовка к контрольной работе




50

Контрольная работа №3 по произведениям писателей 20 века


1

Групповое выполнение заданий. Индивидуальное выполнение заданий


Проект «Любимый герой литературы 20 века»







Борис Леонидович Пастернак (2 часа)




51


Б.Л. Пастернак . Литературный портрет. Картины природы, преображенные поэтическим зрением поэта


1

Групповая работа, самостоятельная работа, составление синквейна. Умение делать выводы, высказывать свою точку зрения

Проект «Мое любимое стихотворение»




52

РР Обучение анализу лирического стихотворения (по произведениям Б.Л.Пастернака)




1

Выполнение заданий, письменный анализ одного стихотворения. Умение пересказывать текст от лица одного из героев


Анализ стихотворения

Подготовить выразительное чтение рассказа; подготовить рассказ о судьбе братьев наших меньших






На дорогах войны (обзор) (1 час)




53

Национально-региональный компонент. Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова и адыгейских поэтов: И.Машбаша, Д.Чуяко и др.





1

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами. Углубление навыков анализа текста











Федор Александрович. Абрамов (1 час)

Наизусть «Мужество», остальные читать выразительно




54

Ф. А. Абрамов Рассказ о писателе. «О чём плачут лошади».

1

Словарная работа, комментированное чтение, групповая работа.Углубление навыков анализа текста


Пересказ от другого лица, составление плана рассказа








Евгений Иванович Носов (2 часа)




55

Е. И. Носов. Литературный портрет писателя. Сила внутренней духовной красоты человека, протест против равнодушия в рассказах «Кукла», «Живое пламя».

.


1

Комментированное чтение, беседа по тексту, составление плана. Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам

Портрет героя.

Подготовить художественный пересказ по одному из пунктов плана, составленного в классе



56

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы м человека в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя». Поведение человека в экстремальных ситуациях.



1

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. Умение анализировать текст


Художественный проект «Мы помним героев войны»






Юрий Павлович Казаков (1 час)




57

Ю. П. Казаков. Литературный портрет. «Тихое утро». Герои и их поступки



1


Комментированное чтение, беседа по тексту, составление плана. Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам. Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания при выполнении творческих заданий

Проект «Я и мои друзья»






«Тихая моя родина…» (обзор) (1 час)




58

РР Национально-региональный компонент. Урок-концерт. «Тихая моя родина…». Родина, родная природа в стихотворениях поэтов Адыгеи о природе.

1

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами. Развитие выразительности речи

Проект «Мое любимое стихотворение»







Александр Трифонович Твардовский (1 час)





59

А.Т.Твардовский. Литературный портрет. Особенности лирики поэта

1

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой. Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора

Выучить наизусть стихотворение на выбор






Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 час)





60

Д.С.Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

1

Самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах, составление тезисного плана для пересказа.


Выразительное чтение отрывков, устное рецензирование






Писатели улыбаются , или смех Михаила Зощенко (1 час)





61

М.Зощенко. Литературный портрет. Смешное и грустное в рассказе «Беда»

1

Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом


Составление тезисного плана






Песни на слова русских поэтов XX века (1 час)





62

Вн.чт. А.Н.Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле». И.Гофф, Б.Окуджава, Р.Гамзатов. Лирические размышления о жизни

1

Работа в парах, устное рецензирование, участие в коллективном диалоге, проектирование домашнего задания


Выразительное чтение






Из литературы народов России (1 час)





63

Вн.чт. Национально-региональный компонент. Музыка и поэзия. Творчество И.Машбаша. Возвращение к истокам, основам жизни, обычаям народа в стихах поэтов Адыгеи.

1

Работа с материалом учебника, работа в парах по теме, устное рецензирование, выразительное чтение


Работа с литературоведческим материалом






Из зарубежной литературы (6 часов)





64





Роберт Бёрнс «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.



1

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа, работа в парах, рецензирование. Развитие выразительности речи. Увлечь ребят стихотворениями и личностью автора


Выучить наизусть одно стихотворение по выбору, письменный ответ на проблемный вопрос



65

Дж.Г.Байрон. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!»

1

Индивидуальный проект «Выявление черт фольклора», составление тезисного плана к рассуждению, проектирование

Рассказ о поэте



66

Японские хокку (хайку). Особенности жанра. Проект «Проба пера»


1

Выразительное чтение хокку, анализ их философского содержания, рецензирование, творческая работа. Выявить своеобразие хокку, развивать творческие способности

Проба пера: сочинить хокку, посвященное школе



67

Сила любви и преданности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».


1

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, художественного пересказа

Подготовить краткий пересказ рассказа.

написать сочинение «»Во имя любви», «Благодарность», «Истинные дарители».



68

Зарубежная фантастика. Р.Брэдбери «Каникулы»


1

Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа. Развитие навыков вдумчивого чтения


Подготовить художественный пересказ рассказа, сопоставительный анализ



69

Контрольная работа №4. Итоговый тест

1

Выполнение контрольных заданий с последующей самопроверкой

Подготовка к внеклассному чтению



70

Вн.чт. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса». Подведение итогов года. Задание на лето.


1

Выразительное чтение отрывков из любимых произведений, индивидуальная работа с дидактическим материалом.

Задания на лето












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!