Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г) и на основе основной образовательной программы МБОУ Пустынская ОШ.
Программа реализуется с использованием УМК под ред. Коровиной В.Я. (Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.— М.: Просвещение, 2016).
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основ- черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина бору.) (Для внеклассного чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины, поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгород- циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос, «отражение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны, логический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления). Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Тория литературы. Повесть (развитие представлений). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное эй природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная рва произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Теория литературы. Литературные традиции.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятий).
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости, собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
№ | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Дата |
Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) |
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Урок «открытия» нового знания | Осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные:уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению | Беседа, комментированное чтение, работа с учебником, работа в парах сильный-слабый с дидактическим материалом; работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос) | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч.) |
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. | Урок «открытия» нового знания | Осваивать исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление) | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные:строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий. | Сообщения, пересказ, характеристика героев, сравнительный анализ, работа с репродукциями; составление конспекта в парах сильный-слабый по теме «Специфика происхождения, форм бытования фольклора и литературы», составление тезисного плана устного сообщения | |
3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. | Урок «открытия» нового знания | Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность Коммуникативные:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Коллективная работа (составление тезисного плана к устному и письменному ответу на проблемный вопрос); работа в парах сильный-слабый (выразительное чтение с его последующим рецензированием). Сообщения, пересказ, характеристика героев. | |
4 | Былина «Садко». Своеобразие и поэтичность былины. | Урок общеметодической направленности | Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность Коммуникативные:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Самостоятельная работа, работа в парах по теме «Киевский цикл былин», «Новгородский цикл былин», выразительное чтение, рецензирование чтения | |
5 | Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористичные жанры фольклора | Урок общеметодической направленности | Уметь отличать пословицы и поговорки, знать особенность малых жанров устного народного творчества | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность Коммуникативные:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Работа в группе, выступления, нахождение пословиц по теме, восстановление пословиц, лабораторная работа в парах по теме «Пословицы и поговорки», устный монологический ответ на проблемный вопрос | |
6 | Французский и карело-финский мифологический эпосИзображение жизни народа, его традиций, обычаев. | Урок «открытия» нового знания | Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в мировой литературе. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные:уметь определять общую цель и пути её достижения Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока, составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков, коллективная практическая работа (характеристика героев) | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.) |
7 | «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | Урок общеметодической направленности | Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | Беседа, сообщение, чтение и анализ, запись, самостоятельная работа, работа в парах сильный-слабый (устные и письменные ответы на вопросы), практическая работа (анализ текста «Поучения…» с использованием цитирования) | |
8 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Урок «открытия» нового знания | Воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Работа в парах сильный-слабый по теме «Отражение исторических событий и вымысел в «Повести…», самостоятельная работа, выразительное чтение, рецензирование ответов, чтения | |
9 | Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | Урок общеметодической направлености (урок развития речи) | Учиться составлять план устного и письменного сочинения, учиться чувствовать нравственную красоту героев | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Работа с таблицей, составление плана к теме сочинения | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 В. (2 ч.) |
10 | М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. | Урок общеметодической направленности | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Самостоятельная работа, работа в парах сильный-слабый (устное рецензирование выразительного чтения), практическая групповая работа, работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам | |
11 | Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. | Урок общеметодической направленности | Уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»). | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные:уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя, работа в парах сильный-слабый (устное рецензирование выразительного чтения), групповая работа по тексту стихотворения | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 В. (27 ч.) |
12 | А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы «Медный всадник». Образ Петра I. | Урок «открытия» нового знания | Уметь создавать монологическую речь | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные:уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём | |
13 | А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII | Урок общеметодической направленности | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные:уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём; групповая работа по тексту поэмы, практическая работа | |
14 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе. | Урок рефлексии | Уметь анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности. | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные:уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию | Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа, практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге»; подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада | |
15 | А.С. Пушкин. Драма "Борис Годунов". Образ летописца. | Урок общеметодической направленности | Уметь анализировать варианты написания текста драмы, динамику авторской позиции, подбирать иллюстрации к сцене «В келье Пимена». | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные:уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, подбор цитат | |
16 | Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. | Урок рефлексии | Уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали), анализировать художественный текст, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные:уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, подбор цитат | |
17 | Р.р. Классное сочинение «Образ Самсона Вырина в повести». | Урок общеметодической направленности | Уметь самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами. | Познавательные: осознаёт познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели Регулятивные:принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные:осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления | Групповое выполнение заданий, письменная творческая работа | |
18 | Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | Урок «открытия» нового знания | Уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные:уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа по карточкам, работа в парах (иллюстрирование понятие опричнина примерами из «Песни…»), самостоятельная практическая работа | |
19 | Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям. | Урок рефлексии | Уметь определять отношение автора к изображаемому. | Познавательные: осознаёт познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели Регулятивные:принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные:осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления | Работа по карточкам, работа в парах (иллюстрирование понятие опричнина примерами из «Песни…»), самостоятельная практическая работа | |
20 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива…". Проблема гармонии человека и природы | Урок общеметодической направленности | Уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); анализировать поэтический текст. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Коммуникативные:строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений, практическая работа «Анализ стихотворений», работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации в рассуждении), самостоятельное составление тезисного плана рассуждения. | |
21 | Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | Урок «открытия» нового знания | Уметь сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное. | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности | Выступления подготовленных учащихся, словарная работа, работа в парах (поиск в тексте незнакомых слов и определение значений с помощью словаря), | |
22 | Тарас Бульба и его сыновья. | Урок рефлексии | Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические. | Познавательные:самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные:уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Составление характеристики героев с опорой на текст, составление тезисного плана для пересказа, самостоятельная работа(письменный ответ на проблемный вопрос) | |
23 | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. | Урок общеметодической направленности | Уметь отбирать материал описания природы и Сечи, оценивать нравы и поступки запорожцев. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
24 | Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы 7 - 8). | Урок общеметодической направленности | Уметь отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком. | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные:задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы. | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа. Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ | |
25 | Р.Р. Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию. | Урок рефлексии | уметь составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности | Составление характеристики героев с опорой на текст, составление тезисного плана для пересказа, самостоятельная работа(письменный ответ на проблемный вопрос) | |
26 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторские раздумья о жизни народа. | Урок «открытия» нового знания | Уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные:ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, аналитическая беседа; самостоятельная работа с литературоведческими терминами, работа в парах, выразительное чтение, рецензирование | |
27 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. | Урок общеметодической направленности | Уметь определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи | Словарная работа, знакомство со стихотворениями в прозе, сравнительная характеристика с лирическими текстами | |
28 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | Урок «открытия» нового знания | Уметь определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора. | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа; составление письменного ответа на проблемный вопрос, работав парах (составление тезисного плана для рассуждения) | |
29 | H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Урок рефлексии | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные:уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, устное рецензирование, лабораторная работа в группах (подбор цитатных примеров) | |
30 | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | Урок «открытия» нового знания | Уметь анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные:уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
31 | М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры. | Урок «открытия» нового знания | уметь: составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные:строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства | Знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей; работа со словарем литературоведческих терминов, работа в парах (составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста») | |
32 | Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. | Урок рефлексии | Уметь находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Аналитическая беседа, индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа | |
33 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Урок «открытия» нового знания | Уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Словарная работа, комментированное чтение, беседа, работа с литературоведческими терминами, групповая лабораторная работа по тексту повести, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, выразительное чтение. | |
34 | «Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н.Толстого. | Урок общеметодической направленности | Уметь определять авторское отношение к героям | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные:уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию | Пересказ и рецензирование глав от лица одного из персонажей, групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом, составление устного или письменного ответа на проблемный вопрос, работа в парах (подбор цитатных примеров) | |
35 | А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения. | Урок «открытия» нового знания | Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные:ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения; работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения рассказа) | |
36 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | Урок общеметодической направленности | Уметь анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи. | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст Коммуникативные:уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа; самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах (составление литературного портрета писателя) | |
37 | Вн.чт. Средства юмористической характеристики в рассказах А.П.Чехова «Забыл!», «Размазня». | Урок общеметодической направленности | Уметь анализировать поэтический текст по плану. | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные:задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы. | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ | |
38 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Обучение анализу лирического текста. | Урок-практикум с элементами исследования | Уметь оценивать героев по их поступкам, определять отношение к героям, выразительно читать и анализировать лирический текст | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные:ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, рецензирование, групповая практическая работа (составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений) | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (25 ч.) |
39 | И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Урок «открытия» нового знания | Уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные:уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая лабораторная работа (анализ, выразительное чтение, рецензирование) | |
40 | Вн.чт.И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | Урок общеметодической направленности | Уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные:уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, практическая работа в парах (рецензирование) | |
41 | М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Урок «открытия» нового знания | Уметь делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные:уметь ставить вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Комментированное чтение, беседа, групповая лабораторная работа по тексту повести, составление письменного ответа на проблемный вопрос | |
42 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. | Урок общеметодической направленности | Уметь видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану. | Познавательные: осознаёт познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели Регулятивные:принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные:осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления | Групповое выполнение заданий, анализ глав повести, словарная работа, беседа,характеристика героев | |
43 | Р.р. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство». | Урок общеметодической направленности | Уметь определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения. | Познавательные: осознаёт познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели Регулятивные:принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные:осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления | Групповое выполнение заданий, анализ глав повести, словарная работа, беседа | |
44 | Р.Р Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького | Урок рефлексии (урок развития речи) | Уметь самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления | Групповое выполнение заданий, письменная творческая работа | |
45 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей. (Домашнее сочинение(2). | Урок общеметодической направленности | Уметь оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные:строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию | Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, групповая работа (составление тезисного плана рассказов), выразительное чтение | |
46 | В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. | Урок «открытия» нового знания | Уметь выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой, составление письменного ответа на проблемный вопрос, групповая работа | |
47 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | Урок общеметодической направленности | Уметь видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения. | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные:уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи | Самостоятельная работа с литературоведческим материалом, лабораторная работа в парах (подбор цитат, иллюстрирующих понятия лирический герой, ритм, рифма) | |
48 | Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. (Д.З. Письменный отзыв). | Урок «открытия» нового знания | Уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные:ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию | Групповое выполнение заданий, выразительное чтение, рецензирование, групповая практическая работа (составление устного и письменного анализа), письменная творческая работа | |
49 | А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. | Урок «открытия» нового знания | Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные:уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа, работа в парах (составление цитатного плана для пересказа) | |
50 | А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. | Урок общеметодической направленности | Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные:задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы. | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа. Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ | |
51 | Вн чт. Урок толерантности по рассказу Б.Васильева "Великолепная шестерка". | Урок «открытия» нового знания | Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные:задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы. | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ | |
52 | Р. р Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?» | Урок рефлексии (урок развития речи) | Уметь самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами. | Познавательные: осознаёт познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели Регулятивные:принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные:осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления | Групповое выполнение заданий, письменная творческая работа | |
53 | Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. | Урок «открытия» нового знания | Уметь анализировать поэтический текст по плану | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные:ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Групповая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах (составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос), выразительное чтение, рецензирование. | |
54 | Ритмы и образы военной лирики. Урок мужества. | Урок общеметодической направленности | Уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими Коммуникативные:уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, рецензирование | |
55 | Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | Урок «открытия» нового знания | Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей. | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам) Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные:формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица, групповая работа (составление плана рассказа Ф.Абрамова), самостоятельная работа (составление письменного сообщения о писателе), групповая работа (выразительное чтение рассказа) | |
56 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | Урок «открытия» нового знания | Уметь анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Коммуникативные:строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия портрет героя, речь героя) | |
57 | Е.И. Носов «Кукла». Взаимосвязь природы и человека. | Урок «открытия» нового знания | Уметь анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Коммуникативные:строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая практическая работа | |
58 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | Урок общеметодической направленности | Уметь давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные:определять меры усвоения изученного материала Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, рецензирование, работа в парах (письменный ответ на проблемный вопрос), коллективная работа (различные виды пересказов) | |
59 | Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. Родина, родная природа, собственное восприятие окружающего в стихотворениях русских поэтов XX века | Урок общеметодической направленности | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные:ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, рецензирование, групповая практическая работа (составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений) | |
60 | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. | Урок «открытия» нового знания | Уметь определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные:уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, | |
61 | Д.С.Лихачёв. Духовное напутствие молодёжи в главах книги «Земля родная» | Урок «открытия» нового знания | Уметь оценивать отношение автора к прочитанному. | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные:уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах, составление тезисного плана для пересказа, выразительное чтение отрывков, устное рецензирование | |
62 | Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда». | Урок общеметодической направленности | Уметь видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький). | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задач | Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом, работа в парах с теоретическим литературоведческим материалом, составление тезисного плана | |
63 | Р.Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни в стихах поэта. | Урок общеметодической направленности | Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные:уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Работа с материалом учебника, работа в парах по теме «Песня как синтетический жанр искусства», устное рецензирование, выразительное чтение, групповая работа с литературоведческим материалом | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(5 ч.) |
64 | Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | Урок общеметодической направленности | Уметь выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер. | П Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные:формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя ринимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос) | |
65 | Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. | Урок «открытия» нового знания | Анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении. | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные:формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование | |
66 | 0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | Урок «открытия» нового знания | Уметь видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные:уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. Групповая практическая работа (подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой повествования, тема, идея) | |
67 | Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | Урок общеметодической направленности | Уметь объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев. | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные:задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы. | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ | |
68 | Японские хокку | Урок «открытия» нового знания | Уметь различать хокку и другие поэтические жанры, анализировать хокку. | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные:уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа | |
Повторение. Итоговый контроль.(2) |
69 | Итоговое тестирование | Урок развивающего контроля | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Познавательные: осознаёт познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели Регулятивные:принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: строит монологическое высказывание в письменной форме Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления | Формирование навыков исследовательской и диагностической деятельности | |
70 | Итоговый урок«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский). | Урок рефлексии | Уметь обобщать прочитанное и изученное. | Познавательные: осознаёт познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | Выразительное чтение любимых отрывков из произведений, индивидуальная работа с дидактическим материалом, парная работа с литературоведческим материалом, групповая работа (рецензирование) | |