СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с ООП ООО и учебным планом лицея на 2018-2019 учебный год, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год

(2 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 7 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 101 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА







Принята:

Педагогическим советом

Протокол № 1

от ___.08.18





Утверждена:

Директор И.С.Шевченко

/подпись/

Приказ №___ от___.08.18








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 7-1, 7-2, 7-4 классов

на 2018-2019 учебный год



Разработчик программы:

учитель русского языка

и литературы

Пинчук Елена Дмитриевна









Санкт-Петербург

2018 г.




ОГЛАВЛЕНИЕ




1. Пояснительная записка стр. 3

2.Содержание учебного предмета стр. 6

3. Тематическое планирование стр. 13

4. Список литературы стр. 17



Приложение №1График прохождения программы

Приложение №2 Календарно-тематическое планирование

Приложение №2 Лист корректировки КТП рабочей программы






































  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2011), Основной образовательной программы ООО, учебного плана лицея, а также в соответствии с рекомендациями Примерной по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М., Просвещение, 2012 г.Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание. – М.: Просвещение, 2014 г.Предметная линия учебников: Литература. 7 класс. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – Москва: «Просвещение», 2013 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования

В соответствии с ООП ООО и учебным планом лицея на 2018-2019 учебный год, рабочая программа рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Реализация учебной программы обеспечивается учебником: «Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях.»/Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – Москва: «Просвещение», 2013 г., включённым в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2018-2019 учебный год.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты базового уровня – «Учащийся научится», повышенного уровня – «Учащийся сможет научиться» (выделены курсивом).

Выразительно читать текст былины;

характеризовать образы былинных персонажей;

определять структурные и образно-выразительные особенности былин;

сопоставлять былину и волшебную сказку;

сопоставлять былину и предание;

сопоставлять былину и миф;

формулировать микро-выводы;

определять жанровые особенности былины;

писать сочинение-описание;

сопоставлять образы былинных персонажей в литературе и живописи;

проводить самостоятельное исследование эпизода былины;

определять жанровые и родовые особенности эпоса.

Определять и характеризовать жанры народной песни;

сопоставлять песенные жанры с сюжетами живописных произведений.

Характеризовать тематику и жанровые особенности произведений древнерусской литературы;

определять идею изученных произведений литературы

Древней Руси;

готовить краткий пересказ фрагмента изучаемого произведения;

составлять таблицу и заполнять ее;

определять структурные и образно-выразительные признаки произведений литературы Древней Руси.

Характеризовать основные признаки классицизма и его жанровую систему;

характеризовать основные структурно-образные эле-менты оды;

привлекать вспомогатель-ный материал для создания представлений о личности писателя;

составлять тезисный план статьи учебника;

находить в тексте риторические фигуры;

определять роль риторических фигур в произведении.

Определять тему и мотивы комедии;

характеризовать образы комедии;

выразительно читать по ролям;

находить черты классицизма в комедии;

работать с рефлексивной таблицей;

формировать микровыводы и выводы о социальной направленности пьесы;

определять тему и художественную идею поэтического произведения;

выделять и характеризовать ключевые слова из тематической группы «чувства добрые»;

участвовать в работе урока-семинара;

устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в процессе изучения лирики и лиро-эпических произведений.

Определять и характеризовать жанры изучаемых поэтических произведений

Составлять развернутый письменный ответ на вопрос;

определять конфликт в лиро-эпическом произведении;

сопоставлять произведения разных видов искусства с близким сюжетом (живопись, поэзия);

писать рецензию на эпизод;

сопоставлять сведения о реальных исторических событиях с изображением событий в художественном произведении;

выявлять и характеризовать систему изобразительных средств в художественном произведении;

проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом или его фрагментом.

Выполнять различный виды пересказа, в том числе художественный пересказ;

подбирать цитаты для характеристики персонажа;

характеризовать сюжет произведения;

Определять лексическое значение слова по контексту и подбирать к нему синонимы и антонимы;

проводить исследовательскую работу с текстом;

характеризовать роль рассказчика в тексте;

формулировать художественную идею рассказа и стихотворения в прозе;

определять ведущий художественный прием и его роль в раскрытии идеи произведения;

сопоставлять произведения разных видов искусства;

составлять цитатный план и использовать его при ответе

на вопрос;

формулировать выводы о художественной идее произведения;

готовить сообщение на историко-литературную тему;

составлять по цитатному плану тезисный план и на его основе давать развернутый ответ.

Выявлять элементы сатиры в тексте;

характеризовать роль гиперболы, аллегории и сарказма

определять различие между юмористическим и сатирическим произведением;

характеризовать образы произведения через детали;

выявлять языковые особенности произведения;

характеризовать особенности речи персонажей;

характеризовать образ поэта при знакомстве с его портретом и лирическими произведениями;

анализировать образную систему рассказа;

характеризовать сатирический образ-персонаж;

характеризовать образно-выразительные средства лирических произведений;

устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи (при сопоставлении поэтических текстов разных авторов и при объяснении ключевых понятий).

Осуществлять художественный пересказ текста;

составлять различные типы планов и готовить по ним сообщение;

выявлять и формулировать художественную идею рассказа;

устанавливать внутрипредметные связи при изучении автобиографической прозы;

подбирать ключевые слова для характеристики героя-романтика.

Определять темы и мотивы лирического стихотворения;

проводить лексический анализ лирического текста;

устанавливать межпредметные связи литературы с другими видами искусства (музыка, живопись);

выявлять художественную идею произведения;

осуществлять элементы комплексного анализа прозаического текста;

устанавливать инварианты в художественном мире произведения.

Определять ведущий мотив рассказа;

проводить анализ прозаического текста;

писать сочинение-рассуждение по цитатному плану;

готовить тезисы и вопросы для дискуссии.

Характеризовать образы героев повести;

выявлять и формулировать тему произведения;

составлять письменный отзыв на эпизод;

определять идею произведения;

художественно пересказывать прочитанный фрагмент текста;

находить тропы и фигуры и характеризовать их роль.

Определять лексическое значение слова по контексту или с помощью словарей;

готовить сообщение о писателе на основе самостоятельно найденных материалов;

составлять план статьи учебника и использовать его при ответе;

писать изложение с элементами рассуждения;

характеризовать образно-выразительный строй стихотворения;

составлять словарь лексики стихотворения и анализировать его.


Метапредметными результатамиизучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые перечислены в Перечне планируемых универсальных учебных действий ООП ООО (Целевой раздел 1. Пункт 1.2.4. 1.Перечень формируемых УУД в 5-9 классах)

Организация текущего и промежуточного контроля знаний.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании). В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Формы контроля: контрольные работы, сочинения, тестирования.





2.Содержание учебного предмета


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Содержание разделов

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

ЭПОС НАРОДОВ МИРА

Былины. «Вольга и Минули Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы.Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край...» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергилъ» («Легенда о Данко»), «Челкаги». (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений)

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

На дорогах войны (обзор)

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов - участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин. II. Заболоцкий, II. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Произведения для заучивания наизусть 

1. Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

2. Пословицы и поговорки (на выбор).

3. М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

4. А.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

5. М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).

6. Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе). 

7. И.С. Тургенев. Русский язык.

8. Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

9. В.А. Жуковский. Приход весны. А.К. Толстой.  Край ты мой, родимый край или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

 

10. В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

11. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся.

12. С.А. Есенин. «Топи да болота…». Н.А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…». Н.М. Рубцов. «Тихая моя Родина…» (на выбор).

13. А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…».


 

Список произведений летнего чтения


Для обязательного чтения

1.Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».

2. . А.С.Пушкин. Повести:«Капитанская дочка». «Пиковая дама». Стихи: «19 октября», «Я помню чудное мгновенье…», «Туча».

3. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри».

4. Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».

5.М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города».

6.Н.С.Лесков. «Старый гений».

7. Л.Н.Толстой «После бала», «Детство», «Отрочество», «Юность».

8.И.С.Тургенев. Рассказы «Ася», «Первая любовь».

9.Ф.М.Достоевский «Белые ночи».

10.А.П.Чехов. Рассказы: «О любви», «Душечка», «Дом с мезонином».

11.А.М.Горький. Рассказ «Челкаш»

12.И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ».

13.И.А.Куприн. Рассказ «Куст сирени».

14.И.С.Шмелёв. Рассказ «Как я стал писателем».

15.М.А.Осоргин. Рассказ «Пенсне».

16.А.П.Платонов. Рассказ «Возвращение».

17.А.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».

18.В.П.Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

18. Б.Васильев «А зори здесь тихие…»,«Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали».

20.У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.

21. М. Сервантес. «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский».

22. Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве».

23.В.Скотт «Айвенго».


Для дополнительного чтения                  

1. А.и Б.Стругацкие. «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу».

2. А.Азимов. «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик».

3. А.Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам».

4. Е.Шварц. «Тень», «Обыкновенное чудо».

                                                                     

Из   зарубежной литературы

1.Ч.Диккенс. «Оливер Твист».

2. Г.Уэллс. «Когда спящий проснётся», «Пища богов».

3. Р.Брэдбери. «451˚по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Всё лето в один день», «И всё-таки он наш…», «Калейдоскоп», «Улыбка».

4. П.Андерсон. «Три льва и три сердца».

5. К.Саймак. «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели».

6. Томас Мэлори. «Смерть Артура» (в пересказах).

7. Р.Грин. «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола».

8. М.Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

9. Э.Т.А.Гоффман. «Песочный человек».

10. У.Голдинг. «Повелитель мух».







3. Тематическое планирование




Название раздела программы (темы уроков)

Кол-во часов

Кол-во часов развития речи

Кол-во часов

внеклассного чтения

Практика

(практические работы, экскурсии и др.)

Примечания

1

Введение.

1

-

-



2

Устное народное творчество

7

-

1



3

Древнерусская литература.

3

1

-



4

Из русской литературы 18 века.

2

-

-



5

Из русской литературы 19 века.

34

4

4



6

Из русской литературы 20 века.

17

1




7

Из литературы народов России.

1

-

-



8

Из зарубежной литературы.

2

-

-



9

Прочитайте летом.


1


-

-




Итого:

68

6

5





урока п/п

Тема урока

Кол-во часов

примечание

I. Введение.

1


1

+Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы

1


II.Устное народное творчество

7


2

Образы Ивана Грозного и Петра 1 в преданиях русского народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки — ведьмы», «Пётр и плотник».

1


3

Исторические и художественные особенности былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

1


4

Прославление мирного труда героя-труженика в былине «Вольга и Микула Селянинович».

1


5

ВН. ЧТ. Былина«Илья Муромец и Соловей -разбойник». Бескорыстное служение родине и народу. «Садко».

1


6

Пословицы и поговорки русского народа. Особенности смысла и языка пословиц.

1


7

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.

1


8

Карело – финский эпос «Калевала».

1


III.Древнерусская литература.

3


9

«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха как жанр древнерусской литературы.


1


10

Нравственные идеалы в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы.

1


11

Р. Р. Сочинение «Моё отношение к героям «Повести о Петре и Февронии Муромских».

1


IV.Из русской литературы XVIII века

2


12

М.В. Ломоносов-ученый и поэт. Родина, русская наука и ее творцы в одах Ломоносова.

1


13

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в одах Г.Р.Державина.

1


V.Из русской литературы XIX века

34


14

А.С. Пушкин-великий русский поэт. Мастерство в изображении Полтавской битвы в поэме «Полтава».

1


15

Любовь к Родине в отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

1


16

Интерес А.С. Пушкина к истории России. «Песнь о вещем Олеге». Основная мысль баллады.

1


17

Образ летописца Пимена в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

1


18

Изображение «маленького человека» в повести «Станционный смотритель».

1


19

Р. Р. Обучение анализу эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1


20

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.

1


21

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

1


22

Проблема гармонии человека и природы в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» М.Ю.Лермонтова

1


23

Историческая и фольклорная основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1


24

Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1


25

Остап и Андрий. Принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына.

1


26

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1


27

Художественные особенности повести «Тарас Бульба».

1


28

Р. Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1


29

ВН. ЧТ. Знакомство с повестями из сборника Н. В. Гоголя «Миргород».

1


30

И.С.Тургенев: страницы биографии. Рассказ «Бирюк». Нравственная основа человеческих взаимоотношений.

1


31

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1


32

ВН. ЧТ. И. С. Тургенев. Понятие о русском национальном характере. Стихотворения в прозе.

1


33

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины».

1


34

«Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

1


35

Стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день , часу в шестом…».

1


36

А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

1


37

М. Е. Салтыков-Щедрин: страницы биографии. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира, гротеск, абсурд.

1


38

Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности.

1


39

ВН. ЧТ. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.

1


40

Л. Н. Толстой: страницы биографии. «Детство» - автобиографическое произведение.

1


41

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Отношения между детьми и взрослыми.

1


42

А. П. Чехов: страницы биографии. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.

1


43

Смысл названия рассказа А. П Чехова «Злоумышленник».

1


44

ВН. ЧТ. Рассказы А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Налим» и другие .

1


45

Р. Р. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе

А. П. Чехова.

1


46

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

1


47

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания в стихотворениях В. А. Жуковского, А. К. Толстого, И. А. Бунина

1


VI.Из русской литературы XX века.

17


48

Нравственный смысл рассказов И.А.Бунина «Лапти» и «Цифры».

1


49

Автобиографический характер повести М.Горького «Детство».

1


50

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело.

1


51

Р. Р. Сочинение – характеристика литературного героя.

1


52

Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1


53

В.В. Маяковский. Ранние стихотворения как отражение души поэта. Личность поэта. «Необычайное приключение…».

1


54

Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака»

1


55

Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих в рассказе А.Платонова «Юшка».

1


56

Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

1


57

Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны.

1


58

Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади».

1


59

Идея и символы в рассказе Е.И. Носова «Кукла». Тема памяти и героизма в рассказе «Живое пламя»

1


60

Художественный анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро».

1


61

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

1


62

Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. «Земля родная» Д.С.Лихачева как напутствие молодежи.

1


63

Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда».

1


64

Итоговая контрольная работа за курс литературы 7 класса.

1


VII.Из литературы народов России.

1


65

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» и др



VIII.Из зарубежной литературы.

2


66

Японские хокку. Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона.

1


67

О.Генри. «Дары волхвов».

Р.Д.Бредбери. «Каникулы».

1


68

Прочитайте летом. Итоговый урок.

1





4. Список литературы

Учебно-методическое обеспечение

  • Учебник «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я.Коровиной.

  • Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс».

  • В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс».

  • И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах».

  • Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах».

  • В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах».

  • Иллюстративный материал.

Электронные пособия

  • Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

  • Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

  • Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

  • Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)

  • Русская литература от Нестора до Маяковского.

  • Русская поэзия XVII-XX веков.

  • Хрестоматия по русской литературе.

  • Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  • Мудрые мысли и изречения. Том 3.

  • А.С.Пушкин. Стихи и сказки.

  • Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

  • А.П.Чехов. Рассказы.

  • Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

  • http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!