СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 7-го класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

3. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.

5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.

6. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

7. Концепция преподавания учебного предмета «Литература».

8. Учебный план МАОУ «Школа №10 города Белогорск» на 2021/22 учебный год.

9. Положение о рабочей программе МАОУ «Школа №10 города Белогорск» на 2021/22 учебный год.

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Коровиной В.Я. и др. по литературе для 7-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.

1. Для педагога:

  • учебник «Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2ч.»;

  • пособие «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы. 7 класс».

2. Для обучающихся:

  • учебник «Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2ч.».

Программа рассчитана на один год, составляет 68 часов (2 часа в неделю).

Программа реализует следующие основные функции:

- информационно-методическую;

- организационно-планирующую;

- контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

Цель курса:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать. анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Данные цели ставят следующие задачи:

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;

- основа литературного образования

– чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.














Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные: - развернуто передавать свои впечатления от прочитанного произведения, выражать личное к нему отношение;

- выразительно читать наизусть не менее девяти поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу;

- определять и формулировать проблемы, поставленные в прочитанных произведениях;

- соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображенной в них эпохой, привлекать необходимые знания по истории;

- анализировать произведения; определять род и жанр литературного произведения (в том числе поэма, роман, комедия, трагедия); определять роль пейзажа и интерьера в произведении; выделять художественную деталь и выявлять ее художественную функцию; выявлять характер конфликта в произведении; формулировать вопросы, связанные с содержанием и формой прочитанного произведения;

- характеризовать героя произведения, его внешность и внутренние качества, поступки и отношения с другими персонажами, его роль в сюжете;

- характеризовать образ лирического героя; определять стихотворный размер (на слух или письменно с построением схемы) в силлабо-тонической системе стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест), определять количество стоп;

- характеризовать авторскую позицию и обосновывать свои выводы текстом произведения;

- определять стадии развития действия в эпическом произведении (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); характеризовать особенности композиции эпического произведения;

- выявлять в тексте художественные средства, использованные автором (в том числе сравнение, эпитет, метафору, олицетворение, гиперболу, аллегорию, антитезу, инверсию, риторические восклицания и вопросы), и характеризовать их роль в литературном произведении;

- составлять устный и письменный текст на основе полученной информации; формулировать тезисы; составлять план прочитанного текста художественного или научного (литературоведческого) произведения, собственного высказывания (простой и сложный, тезисный, цитатный, вопросный);

- участвовать в дискуссии о прочитанном; понимать и осмысливать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; готовить развернутое сообщение на литературную тему с привлечением литературных источников, цифровых информационных ресурсов, с использованием слайдовой презентации;

- писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно или несколько произведений одного писателя), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 150 слов).

Метапредметные результаты изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Личностные результаты: изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Система оценки достижения планируемых результатов.

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

•знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

•умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

•понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

•знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

•умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

•уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

Общие требования к устному ответу по литературе

1. Соответствие ответа формулировке темы.

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

Критерии оценки устных ответов по литературе.

Высокий уровень.

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Повышенный уровень.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Базовый уровень.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Пониженный уровень.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение раскрыть тему, объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Низкий уровень.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

2. Оценка сочинений

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других пись­менных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.


Критерии оценки сочинений по литературе:

Высокий уровень.

Отметка «5»: Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Повышенный уровень.

Отметка «4»:

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Базовый уровень.

Отметка «3»: Содержание и речь.

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Пониженный уровень.

Отметка «2»: Содержание и речь

Сочинение обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение раскрыть тему, серьёзные нарушения логики повествования, наличие грубых фактических ошибок.

Грамотность

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Низкий уровень.

Отметка «1»: Содержание и речь

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

3. Оценка контрольных работ

При проведении контрольных работ по литературе (зачёт, тест и т.п.) критерии оценок следующие:

Высокий уровень. «5» - 85 – 100 % верно выполненных заданий;

Повышенный уровень. «4» - 60 – 84 % верно выполненных заданий;

Базовый уровень. «3» - 30 – 59 % верно выполненных заданий;

Пониженный уровень. «2» - менее 30 % верно выполненных заданий.

Низкий уровень. «1» - работа не выполнена

Содержание учебного предмета.

(68 часов; часов в неделю 2).

Введение Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( ч)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и   Февронии Муромских».   Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ   РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII   ВЕКА ( ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория   литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ   РУССКОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ XIX   ВЕКА ( ч)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский    бой»), «Медный    всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Основная мысль стихотворения.

Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об исторической прошлой Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты   мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,   миросозерцания.

ИЗ   РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX   ВЕКА ( ч)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой (начальные

представления).   Обогащение   знаний   о  ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимостисострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или  Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни  на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России ( ч)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ ( ч)

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Общее кол-во часов

Количество часов отведенных на

Целевые приоритеты воспитания

Сочинение

Тест


Контрольная работа

1

Введение

1

-

-

-

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2

Устное народное творчество

8

-

1

-

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

3

Древнерусская литература

2

-

1

-

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

4

Из русской литературы XVIII века

2

-

-

-

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

5

Из русской литературы XIX века

30

4

1

2

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда

6

Из русской литературы XX века.

20

1

3

-

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

7

Из литературы народов России

1

-

-

-

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

8

Из зарубежной литературы.

4

-

-

-

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

























































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

/для программ, реализующих новые ФГОС/

Литература.

7КЛАСС

урока

п/п

Тема урока

Ссылка на электронные ресурсы

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

План

Факт

1.Введение – 1 ч.

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2683/main/

1

02.09

02.09

Выполнить письменно тренировочные задания на РЭШ.

2. Устное народное творчество – 8 ч.

2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2313/main/

1

07.09

07.09

Подготовить пересказ предания «Воцарение Ивана Грозного».

3

Предания «Сороки-ведьмы». «Петр и плотник»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2313/main/

1

09.09

09.09

Выполнить письменно - страница 10, №4.

4

Пословицы и поговорки.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2682/main/

1

14.09

14.09

Выполнить письменно - страница 62 - творческое задание.

5

Эпос народов мира. Былины.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2318/main/

1

16.09

16.09

Прочитать былину на выбор.

6

Новгородский цикл былин. «Садко».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2318/main/

1

21.09

21.09

Прочитать - «Илья Муромец и Соловей-разбойник» .

7

Внеклассное чтение. Киевский цикл былин. «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2318/main/

1

23.09

23.09

Выполнить творческое индивидуальное задание.

8

«Калевала» - карело-финский эпос

https://www.youtube.com/watch?v=d8PqBGW0GTo

1

28.09

28.09

Читать «Песнь о Роланде».

9

«Песнь о Роланде» как образец эпического произведения. Тест.

https://www.youtube.com/watch?v=BQl73o347u4

1

30.09

30.09

Подготовить отрывок из поэмы для выразительного чтения.

3 Древнерусская литература – 2 ч

10

Анализ теста. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). О «Повести временных лет».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2314/main/

1

05.10

05.10

Выполнить письменно страница 73 - творческое задание №1.

11

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».Тест.

-

1

07.10

07.10

Подготовить сообщение М.В.Ломоносов.

Из русской литературы XVIII века – 2 ч.

12

Анализ теста.. М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2315/main/

1

12.10

12.10

Выучить отрывок из оды.

13

Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2315/main/

1

14.10

14.10

Выучить - «Признание» .

Из русской литературы XIX века – 30 ч.

14

А. С. Пушкин. О поэте. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2317/main/

1

19.10

19.10

Подготовить выразительное чтение наизусть - «Медный всадник» (отрывок).

15

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2316/main/

1

21.10

21.10

Выполнить письменно - РЭШ – контрольное задание В1, В2.Прочитать - «Станционный смотритель».

16

А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Станционный смотритель».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2312/main/

1

26.10

26.10

Выполнить письменно - страница 134 - №5.

17

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

-

1

28.10

28.10

Подготовить проект «Вечер, посвященный произведениям А. С. Пушкина».

18

Анализ контрольной работы.Проект «Вечер, посвященный произведениям А. С. Пушкина».

-

1

09.11

09.11

Прочитать - «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» .

19

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2681/main/

1

11.11

11.11

Читать - «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» .

20

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Язык и стих поэмы. Тест.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2681/main/

1

16.11

16.11

Выполнить письменно - страница 160 - №10.

21

Анализ теста.М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2681/main/

1

18.11

18.11

Выполнить письменно - РЭШ – контрольное задание В1, В2.

22

Р/р. Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича, поступки героев.

-

1

20.11

20.11

Читать - «Тарас Бульба» .

23

Анализ сочинения. В. Гоголь История создания повести «Тарас Бульба». Эпоха и герои

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2309/main/

1

23.11

23.11

Читать - «Тарас Бульба» .

24

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба». Художественные особенности повести.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2309/main/

1

25.11

25.11

Составить письменно в тетради таблицу:"Сравнительная характеристика Остапа и Андрия".

25

Образы Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2309/main/

1

30.11

30.11

Читать - «Тарас Бульба».

26

Образ Тараса в повести Н.В.Гоголя.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2309/main/

1

02.12

02.12

Читать - «Тарас Бульба» .

27

Р.р Сочинение по повести «Тарас Бульба»

-

1

07.12

07.12

Читать - И. С. Тургенев. «Бирюк».

28

Анализ сочинения.

И. С. Тургенев. «Бирюк»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2307/start/

1

09.12

09.12

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения в прозе – на выбор одно.

29

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2307/start/

1

14.12

14.12

Читать - Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».

30

Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2311/main/

1

16.12

16.12

Читать - Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».

31

Художественные особенности поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2311/main/

1

21.12

21.12

Читать - «Размышления у парадного подъезда».

32

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н. А. Некрасова за судьбу народа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2311/main/

1

23.12

23.12

Читать - Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

33

А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2306/main/

1

28.12

28.12

Прочитать - «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил».

34

М. Е.Салтыков- Щедрин. О писателе. История создания сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3067/main/

1

11.01

11.01

Выполнить письменно - страница 303 - творческое задание.

35

Р/р. М. Е.Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил». Проблематика сказки; Юмор и сатира. Идея автора.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3067/main/

1

13.01

13.01

Читать - Л. Н. Толстой. Главы из повести «Детство».

36

Анализ сочинения.

Л. Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы» (взаимоотношения детей и взрослых)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2310/main/

1

18.01

18.01

Прочитать - Л. Н. Толстой. Главы из повести «Детство».

37

«Наталья Савишна». Проявление чувств героя в повести Л. Н. Толстого.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2310/main/

1

20.01

20.01

Читать - Л. Н. Толстой. Главы из повести «Детство».

38

«Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л. Н. Толстого.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2310/main/

1

25.01

25.01

Совершенствуем свою речь - страница 322 .

39

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого.

-

1

27.01

27.01

Выполнить письменно - индивидуальное задание.

40

Анализ контрольной работы.

«Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А. П. Чехова.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3068/main/

1

01.02

01.02

Прочитать - «Злоумышленник», «Размазня».

41

Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3068/main/

1

03.02

03.02

Подготовить устный пересказ.

42

Р/р. «Хамелеонство, как социальное явление».

-

1

08.02

08.02

Подготовить выразительное чтение наизусть В. А. Жуковский «Приход весны». И. А. Бунин «Родина». А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край..» - на выбор.

43

Анализ сочинения.

В. А. Жуковский «Приход весны». И. А. Бунин «Родина». А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край..», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2680/main/

1

10.02

10.02

Читать - И.А.Бунин «Цифры».

Из русской литературы XX века – 20 ч.

44

Воспитание детей в семье в рассказе И. А. Бунина «Цифры».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2305/main/

1

15.02

15.02

Читать - И. А. Бунин «Лапти» - читать. Написать отзыв на один из рассказов Бунина «Лапти», «В деревне». Максим Горький «Детство» .

45

Автобиографическая повесть М. Горького «Детство».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3069/main/

1

17.02

17.02

Читать - Максим Горький «Детство».

46

« Яркое, здоровое и творческое» в жизни Алеши. Самостоятельная работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3069/main/

1

22.02

22.02

Читать - страница 84, проверь себя №4. "Старуха Изергиль" Легенда о Данко .

47

Анализ с/р.

Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3069/main/

1

24.02

24.02

Читать - Л. Н. Андреев «Кусака».

48

Гуманистический пафос рассказа Л. Н. Андреева «Кусака».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2693/main/

1

01.03

01.03

Подготовить сообщение на выбор - В. В. Маяковский.

49

В. В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3070/main/

1

03.03

03.03

Подготовить выразительное чтение "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" . Страница 111 - творческое задание.

50

Два взгляда на мир в стихотворении В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».Тест.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3070/main/

1

10.03

15.03

Читать - А. П. Платонов «Юшка» .

51

Анализ теста.

А. П. Платонов «Юшка».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2300/main/

1

17.03

17.03

Читать - А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» .

52

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2300/main/

1

29.03

29.03

Выполнить письменно индивидуальное задание.

53

Стихотворение «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б. Л. Пастернака.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2302/main/

1

31.03

31.03

Подготовить выразительное чтение наизусть - стихотворение «Июль».

54

Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2679/main/

1

05.04

05.04

Читать - Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

55

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2303/main/

1

07.04

07.04

Читать - Е. И. Носов. «Кукла».

56

Е. И. Носов. Сила внутренней духовной красоты человека в рассказах «Кукла», «Акимыч».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3071/main/

1

12.04

12.04

Читать - Е. И. Носов - «Живое пламя».

57

Е. И. Носов. Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Живое пламя». Самостоятельная работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3071/main/

1

14.04

14.04

Читать - Ю. П. Казаков - «Тихое утро».

58

Анализ с/р.

Ю. П. Казаков. Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2296/main/

1

19.04

19.04

Найти стихотворения о Родине, родной природе – подготовить выразительное чтение наизусть.

59

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В. Я. Брюсова, Ф. К. Сологуба, С. А. Есенина, Н. А. Заболоцкого, Н. М. Рубцова.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2304/main/

1

21.04

21.04

Подготовить выразительное чтение наизусть на выбор.

60

А. Т. Твардовский. Стихотворения «Снега темнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2304/main/

1

26.04

26.04

Выбрать стихотворение А. Т. Твардовского, выучить.

61

Д. С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2297/main/

1

28.04

28.04

Выполнить письменно индивидуальное задание.

62

Р/рСмешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»

https://www.youtube.com/watch?v=5gvRIyQJnjU

1

05.05

05.05

Читать - М. Зощенко. Рассказ «Беда».

63

Анализ сочинения.

А. Н. Вердинский «Доченьки», И. А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Проект

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2299/main/

1

10.05

10.05

Подготовить выразительное чтение.

Из литературы народов России – 1 ч.

64

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2298/main/

1

12.05

12.05

Подготовить выразительное чтение.

Из зарубежной литературы – 4 ч.

65

Роберт Бернс. «Честная бедность».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2301/main/

1

17.05

17.05

Выполнить письменно индивидуальное задание.

66

Японские трехстишия (хокку).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2301/main/

1

19.05

19.05

Читать - О. Генри «Дары волхвов».

67

О. Генри «Дары волхвов»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2301/main/

1

24.05

24.05

Читать - Р. Бредбери «Каникулы» .

68

Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2301/main/

1



Просмотреть список на лето. Прочитать указанную литературу. Заполнить читательский дневник.