СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с приложением к ней контрольно-измерительеых материалов для проведения промежуточной аттестации, норм устных оценок по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ





Класс: 7

Уровень общего образования: общеобразовательный, базовый

Сроки реализации: 2018-2019 учебный год

Общее количество часов: 70





Составитель:

Бармина Галина Вадимовна,

учитель русского языка и литературы



Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений, допущенной

Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина и др. - М.: «Просвещение», 2011г.).

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

  • осознание российской  гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные  в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений

  • определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно  - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. ценностно-ориентированной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  1. коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  1. эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном про­изведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость по­словиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора.

Теория литературы. Устная народная проза. Преда­ния (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи (далее —P.P.).Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Мику­ла – носитель лучших человеческих качеств (трудолю­бие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного до­стоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Одна былина по выбору). (Для внеклассного чтения).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киев­ского и Новгородского циклов былин. Своеобразие бы­линного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).

Карело-финский мифологический эпос. «Кале­вала». Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский сред­невековый героический эпос. Историческая основа сю­жета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представ­лений). Гипербола (развитие представлений). Героиче­ский эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

P.P.Выразительное чтение, рецензирование выра­зительного чтения (фонохрестоматия). Устный и пись­менный ответ на проблемный вопрос.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Пря­мой и переносный смысл пословиц. Пословицы наро­дов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос. Афористиче­ские жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение. Устное рецензирова­ние выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4 ч)

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн люб­ви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы: Поучение (начальные представ­ления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Проект.

Теория литературы: Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Контрольная работа (далее – К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме « Древнерусская литература».

P.P.Устное рецензирование выразительного чте­ния. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

М.В. Ломоносов«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Вели­чества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года» (отрывок). Г.Р. Державин «Река времен в сво­ем стремленьи...», «На птичку», «Признание».

Теория литературы. Понятие о жанре оды. Особен­ности литературного языка XVIII столетия.

P.P.Выразительное чтение. Устное рецензирова­ние выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч)

Александр Сергеевич Пушкин (8 ч)«Полтава» (отрывок), «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре), «Повести Бел­кина»: «Станционный смотритель». Проект.

Теория литературы. Развитие понятия о балладе. Развитие представлений о повести.

P.P.Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов (6 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пес­ня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столк­новения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого до­стоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями уст­ного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Проект.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел», «Молитва». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставших­ся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее про­явлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 2 по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

P.P.Выразительное чтение отрывков поэмы, сти­хотворений. Устное рецензирование выразительно­го чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Васильевич Гоголь (5 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Тарас Бульба». Прославление боевого товари­щества, осуждение предательства. Героизм и само­отверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопо­ставление Остапа Андрию. Смысл этого противопо­ставления. Патриотический пафос повести. Проект.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие представлений). Литературный герой (развитие понятия).

К. Р. Контрольная работа № 3 по повести Н.В. Го­голя «Тарас Бульба».

P.P.Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная харак­теристика героя или групповой характеристики геро­ев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.

Иван Сергеевич Тургенев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственные и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лири­ческая миниатюра (начальные представления).

Р.Р. Устный и письменный анализ тек­ста. Участие в коллективном диалоге. Устный и пись­менный ответы на проблемные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Истори­ческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Н.А. Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для внеклассного чтения и обсуждения).

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Исто­рическая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

P.P.Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.

Смех сквозь слезы, или Уроки Щедрина (3 ч)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов про­кормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осужде­ние покорности мужика. Сатира в «Повести...». Проект.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления). Ирония (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 4 по произведени­ям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

P.P.Решение тестов. Устная и письменная характе­ристика героев. Составление викторины на знание тек­стов. Составление плана письменного высказывания.

Смешное и грустное рядом, или Уроки Чехова (2 ч)

Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А.П. Чехова. (Для чтения и об­суждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы ко­мического (развитие представлений).

P.P.Составление плана речевой характеристики ге­роев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

«Край ты мой, родимый край...» (обзор) (2 ч)

Стихотворения русских поэтов XIX в. о родной природе

В. Жуковский «Приход весны»; И.А. Бунин «Роди­на», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Бла­говест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям поэтов.

P.P.Составление плана письменного высказыва­ния. Устный и письменный анализ стихотворений.

Из русской литературы ХХ века (18 ч)

Иван Алексеевич Бунин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьяни­на. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произве­дения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Максим Горький (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш».(Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произве­дения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэ­зии в жизни человека и общества. Своеобразие стихо­творного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гума­низм, доброта, сострадание лирического героя стихо­творения.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразитель­ное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Леонид Николаевич Андреев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Проект.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развитие представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений).

P.P.Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на про­блемный вопрос. Анализ эпизода.

Андрей Платонович Платонов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохо­жесть на окружающих людей, душевная щедрость. Лю­бовь и ненависть окружающего героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Проект.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 6 по произведениям писателей XX в.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на про­блемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Федор Александрович Абрамов (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравствен­но-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

P.P. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Участие в коллективном диалоге. Устный и пись­менный ответ на проблемный вопрос.

Евгений Иванович Носов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безличного отношения к окру­жающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Юрий Павлович Казаков (1ч)

Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопо­мощь и взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие по­нятий). Герой повествования (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.

«Тихая моя Родина» (обзор) (1ч)

Стихотворения о Родине, родной природе, соб­ственном восприятии окружающего (В.Я. Брю­сов, Ф.К. Сологуб, С.А. Есенин, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов). Человек и природа. Выражение душев­ных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприя­тии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы: Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представления).

P.P.Выразительное чтение стихотворений. Устный и письменный анализ. Рецензирование выразительного чтения.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1ч)

«Земляродная» (главы из книги). Духовное напут­ствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (на­чальные представления).

P.P. Выразительное чтение. Участие в коллектив­ном диалоге. Устный и письменный ответ на проблем­ный вопрос.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приемы комического (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Песни на слова русских поэтов XXвека (1ч)

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Лириче­ские размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Проект.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

Из зарубежной литературы (5 ч)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бед­ность». Представления народа о справедливости и чест­ности. Народно-поэтический характер произведения.

Джорж Гордон Байрон «Душа моя мрачна...» Ощуще­ние трагического разлада героя с жизнью, с окружаю­щим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г. Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом един­стве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя стихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвы­шенное в рассказе «Дары волхвов».

Теория литературы. Рождественский рассказ (раз­витие представлений).

P.P.Устный анализ эпизодов. Выразительное чте­ние. Рецензирование выразительного чтения.

Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления убе­речь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудес­ной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирова­ние выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Повторение в конце года (1 ч)

К. Р. Итоговый тест


Тематическое планирование с указанием часов


№ п/п

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

уроки

развитие речи


1

Ведение

2

1

-

1

2

Устное народное творчество

5

4

1


3

Древнерусская литература

4

4

-


4

Русская литература 18 века

3

2

-

1

5

Русская литература 19 века

32

29

3


6

Русская литература 20 века

18

17

1


7

Зарубежная литература

5

5

-



Промежуточная аттестация

1

0

0

1


Итого:

70

62

5

3


Организационно-педагогические условия реализации учебной программы

Перечень учебно-методического обеспечения:

Основная литература:

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2011

Дополнительная литература:

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.-М.: Просвещение, 2011.

Методические пособия:

Н.Я.Крутова, С.Б.Шадрина. Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебнику-

хрестоматии В.Я.Коровиной. –Волгоград:

Учитель, 2011

И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 7 класс. Универсальное пособие. – М.: Вако, 2006.

Интернет – ресурсы:

Учитель и ученик. Информационно-методический сайт.

http://www.debryansk.ru/~lpsch/

Информационные материалы по русскому языку и литературе.

http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm

Развитие орфографической зоркости учащихся

http://gramota.direktor.ru

Урок литературы: проблемы, методы, подходы

http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html

Литература: универсальная энциклопедия

http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52

Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию

http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm

Толковый словарь крылатых выражений

http://www.comics.ru/dic/

Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.

http://www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid

Образовательный портал «Учеба».

http://www.posobie.ru/

Сайт Федерации Интернет образования.

http://teacher.fio.ru/index.php?c=61


Приложение

Календарно-тематическое планирование


Тема урока, раздел

К-во часов

Дата проведения

Домашнее задание




план

факт


Введение (2 час)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.




читать былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин в Киеве»

Входная контрольная работа





Устное народное творчество. Былины (5 часов)

Устное народное творчество. Предания




Ответить на вопросы

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»




Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»

Сочините былину «Добрыня в нашем городе»

Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко

Былины Новгородского цикла. «Вольга и Микула Селянинович»




Самостоятельная работа (тест по вариантам)Кто лучше знает былины?

Урок-игра «Кто лучше знает былины?»




Чтение былин об Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче

Пословицы и поговорки




Найти примеры пословиц и поговорок о Родине, учебе, дружбы

Древнерусская литература (4 часа)

«Повесть временных лет»: «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение Владимира Мономаха»





Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.




Выучить определение поучения, написать поучение младшему брату, прочитать «Повесть о Петре и Февронии»

«Повесть о Петре и Февронии». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.




Анализ эпизода, сообщение

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература»





Русская литература 18 века (3 часа)

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».




«Ода на день восшествия…»

Какие темы поднимает поэт в своём творчестве?

Какие задачи ставит перед поэзией?

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)




Прочитать оду «На день восшествия…» полностью.

Как вы понимаете строки из оды, в которых говорится, что науки счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут? Напишите об этом небольшое сочинение-рассуждение.

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из учебника.

Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».




Прочитать поэму Пушкина «Полтава»

Русская литература 19 века (32 часа)

Творчество А. С. Пушкина (9 часов)

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.




Выучить лекцию

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы.




Выучить отрывок наизусть

Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика.




Домашнее сочинение «Пётр 1 и Карл 12

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»




Выучить вступление к поэме

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»





А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.




Выучить отрывок из стихотворения

Смысл сопоставление Олега и волхва.




Доучить балладу до конца

А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.




Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (прочитать)

М. Ю. Лермонтов (5 часов)

М.Ю. Лермонтов
“Песня про купца Калашникова”.
История создания поэмы. Художественный мир произведения.
Сюжет и композиция.




Рассказ «Пир у Ивана Грозного»

Рассказ «Кулачный бой на Москве-реке»


Система образов в поэме
М.Ю. Лермонтова




Повторить определения: поэма, былина, историческая песня, героический характер

Заполнить таблицу

Идейно-художественное своеобразие произведения




Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива».




Выучить стихотворение

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов




Выучить стихотворение

Н. В. Гоголь ( 5 часов)

Н. В. Гоголь. Биография. Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба»




Рассказ «Жизнь на Сечи»

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Истрия создания. Исторический комментарий.




Выучить лекцию

Тарас и его сыновья




Заполнить сравнительную таблицу «Остап и Андрий»

Групповое задание: инсценируйте сцену «Избрание нового кошевого»

Образ Тараса Бульбы




Миниатюра «О чём могли рассказать запорожцы, сплавляясь на лодках по Днепру?»

Три смерти в повести




Домашнее сочинение

Творчество И. С. Тургенева (3 часа)

И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».




Выучить лекцию. И. С. Тургенев «Бирюк» (прочитать) Принести «Стихотворения в прозе» Тургенева (1 книгу на парту)

Развитие речи. "Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны" (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")




сочинение-рассуждение на тему “ Мое отношение к героям рассказа “Бирюк”.

Сравните оценку героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» исследователями С.М. Петровым и В.А.Чалмаевым

Индивид. Сообщение «История создания «Стихотворений в прозе»»

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача»




Выучить стихотворение «Русский язык»

Творчество Н. А. Некрасова (3 часа)

Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы.




Прочитать поэму «Русские женщины» целиком. Принести на урок.

Заполните таблицу

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»




Написать сочинение на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?»

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.




Выучить отрывок из стихотворения. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик…»

Творчество Салтыкова-Щедрина (3 часа)

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».




Пересказ юмористических эпизодов

Вспомнить определение аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска. Найти в тексте эти приёмы.

Смысл противопоставления генералов и мужика.




Прочитать и принести сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Выучить теорию

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки.




И. А. Бунин «Цифры» (прочитать)

Напишите сатирическую сказку в духе Щедрина

Литература конца 19-начала 20 века (5 часов)

И.А. Бунин-2ч

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.




Бунин «Лапти» (прочитать); ответить на вопросы

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.




Чехов «Хамелеон» (прочитать)

А.П. Чехов-2ч

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.





Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».




Готовиться к уроку-концерту

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе (1ч)

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе




Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (прочитать)

Русская литература начала 20 века (18 часов)

М. Горький. Слово о писателе. Романтический мир раннего Горького




Выучить лекцию

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».




Выучить отрывок

В. В. Маяковский Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»




Выучить отрывок из стихотворения

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.




Отзыв на стихотворение; Андреев «Кусака» (прочитать)

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.




Платонов «Юшка» (прочитать)

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.




Платонов «Юшка» (прочитать)

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.




Платонов «В прекрасном и яростном мире» (прочитать)

Развитие речи А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.




Платонов «В прекрасном и яростном мире» (прочитать)

Час мужества




Абрамов «О чём плачут лошади»

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».




Ответы на проблемные вопросы

Е.И.Носов «Кукла» Нравственные проблемы рассказа




Готовиться к уроку-композиции

Е.И.Носов «Живое пламя»





«Тихая моя родина» Стихи В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого




Сообщения; рассказ о стихах

Песни на стихи русских поэтов XX века





Ю.П.Казаков «Тихое утро»





Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи





М.М.Зощенко «Беда» Смешное и грустное в рассказе





Промежуточная аттестация





Из зарубежной литературы ( 5ч)

Р.Бернс «Честная бедность» Представления поэта о справедливости и честности




Выучить теорию

Джордж Гордон Байрон «Душа моя мрачна…»




О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)

Японские трехстишия (хокку)





О.Генри «Дары волхвов» Сила любви и преданности





Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы»





Итоговая контрольная работа







Норма оценок по литературе

Оценка устных ответов учащихся

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном  о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической  литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

«2»

С Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и  обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

777 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических  и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ


1. Не является произведением УНТ

А) Календарно-обрядовые песни

Б) Поговорки

В) Летописи

Г) Былины

  1. 2. Укажите пословицу.

  1. А) Свалился как снег на голову.

  2. Б) Ни к селу ни к городу.

  3. В) Корень учения горек, да плод сладок.

  4. Г) Лёгок на помине.

  1. 3.Укажите жанр древнерусской литературы.

  1. А) Сказание

  2. Б) Роман

  3. В) Поэма

  4. Г) Комедия

  1. Выбери правильный ответ.

  1. Эпос

  2. Повесть

  3. Роман

  4. Стихотворение

  5. Лирика

  6. Басня

  7. Драма

  8. Комедия

  9. Трагедия

  1. А. Роды литературы

  2. Б. Жанры литературы

  1. А) А1, А2, А5, А7, А9, Б3, Б4, Б6, Б8

  2. Б) А1, А5, А7, А8, Б2, Б3, Б4, Б6, Б9

  3. В) А1, А5, А7, А8, А9, Б2, Б3, Б4, Б6

  4. Г) А1, А5, А7, Б2, Б3, Б4, Б6, Б8, Б9

  1. Какое произведение не входит в сборник повестей Белкина А.С.Пушкина?

  1. А) «Барышня-крестьянка»

  2. Б) «Дубровский»

  3. В) «Выстрел»

  4. Г) «Станционный смотритель»

  1. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их именами.

  1. 1) А.П. Чехов

  2. 2) Л.Н.Толстой

  3. 3) И.С. Тургенев

  4. 4) Н.В. Гоголь

  5. а) Сорочинцы

  6. б) Ясная Поляна

  7. в) Спасское-Лутовиново

  8. г) Таганрог

  1. А) 1а, 2б, 3г, 4в

  2. Б) 2б, 2а, 3в, 4г

  3. В) 1а, 2б, 3в, 4г

  4. Г) 1г, 2б, 3в, 4а

  1. 7. Тема повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»:

  1. А) отношения между родителями и детьми;

  2. Б) трагедия «маленького человека»;

  3. В) трагическая любовь

  4. Г) нравственного выбора человека

  1. 8. Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова»:

  1. А) былина

  2. Б) баллада

  3. В) поэма

  4. Г) сказ

  1. 9. В строчках «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка…» автор

  2. использует:

  1. А) аллегорию

  2. Б) сравнение

  3. В) гиперболу

  4. Г) метафору

  1. 10.Тема повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»:

  1. А) борьба за независимость

  2. Б) история взаимоотношений в семье Тараса

  3. Бульбы

  4. В) жизнь, быт и нравы Запорожской Сечи

  5. Г) роковая любовь

  1. 11. Главным законом Запорожской Сечи, духом казачества является:

  1. А) сила, свободолюбие

  2. Б) верность товариществу, защита свободы

  3. родины

  4. В) завоевание новых земель

  5. Г) защита православной веры

  1. 12. Повесть отличается от рассказа:

  2. А) тем, что в повести изображается один-два эпизода из жизни героев;

  3. Б) тем, что повесть реально изображает происходящие события;

  4. В) изображением истории одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни группы людей.

  5. 13. Эпос – это род литературы:

  6. А) отражающий внутренние переживания героя;

  7. Б) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени;

  8. В) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей.

  9. 14. Виды комического:

  10. А) аллегория, юмор, гротеск;

  11. Б) аллегория, юмор, гротеск;

  12. В) сатира, юмор, гипербола.

  13. 15. Соотнесите названия произведений и их авторов:

  1. 1) Л.Н.Андреев

  2. 2) А.П.Платонов

  3. 3) Ю.П.Казаков

  4. 4) Е.И.Носов

  5. а) «Кусака»

  6. б) «Юшка»

  7. в) «Кукла»

  8. г) «Тихое утро»

  1. А) 1а, 2б, 3в, 4г

  2. Б) 1а, 2б, 3г, 4в

  3. 3) 1г, 2а, 3б, 4в

  4. 4) 1в, 2г, 3а, 4б

  1. 16. Назовите «четвёртое лишнее»:

  1. А) «Хамелеон»

  2. Б) «Злоумышленник»

  3. В) «Кусака»

  4. Г) «Хирургия»

  1. 17. Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и рассказ Ф.А.Абрамова «О

  2. чём плачут лошади» объединяет:

  3. А) рассказ о трудной жизни лошадей в деревне;

  4. Б) тема сострадания к чужой беде;

  5. В) тема человеческого участия, небезразличия, заботы обо всём живом.

  6. 18. Соотнесите отрывки из стихотворений и их авторов:

  1. 1)Топи да болота,

  2. Синий плат небес.

  3. Хвойной позолотой

  4. Взванивает лес.

  5. 2) Забелелся туман за рекой,

  6. Этот берег совсем не высок,

  7. И деревья стоят над водой,

  8. И теперь я совсем одинок.

  9. 3) Тихая моя родина!

  10. Ивы, реки, соловьи…

  11. Мать моя здесь похоронена

  12. В детские годы мои.

  13. 4) Серебро, огни и блёстки –

  14. Целый мир из серебра!

  15. В жемчугах стоят берёзки, чёрно-голые вчера.

  1. а) С.Есенин

  2. б) Ф.Сологуб

  3. в) Н.Рубцов

  4. г) В. Брюсов

  1. А) 1б, 2в, 3а, 4г

  2. Б) 1а, 2б, 3в, 4г

  3. В) 1а, 2б, 3г, 4в

  4. Г) 1г, 2в, 3а, 4б

  1. 19. Продолжите названия произведений:

  2. А) «Повесть о том, как один мужик…»

  3. Б) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

  4. В) «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы…

  5. 1747года»

  6. Г) «Необычайное приключение, бывшее с ... летом на даче»

  7. 20. Назовите авторов названных выше произведений:

  8. А) …

  9. Б) …

  10. В) …

  11. Г) …

  12. Часть 2

  13. Д.С.Лихачёв писал: «Нет, учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и, если перестаёт обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно». Согласны ли вы с мнением автора этих строк? Свой ответ обоснуйте.

  14. 7 класс

  15. Ответы к заданиям с выбором ответа

    1. Вопрос

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6

    1. 7

    1. 8

    1. 9

    1. Ответ

    1. в

    1. в

    1. а

    1. г

    1. б

    1. г

    1. б

    1. в

    1. б

    1. Вопрос

    1. 10

    1. 11

    1. 12

    1. 13

    1. 14

    1. 15

    1. 16

    1. 17

    1. 18

    1. Ответ

    1. а

    1. б

    1. в

    1. б

    1. а

    1. б

    1. в

    1. в

    1. в

    1. 19

    1. А

    1. «…двух генералов прокормил»

    1. Б

    1. «…молодого опричника и удалого купца Калашникова»

    1. В

    1. «…Елизаветы Петровны»

    1. Г

    1. «…Владимиром Маяковским…»

    1. 20

    1. А

    1. М.Е.Салтыков-Щедрин

    1. Б

    1. М.Ю.Лермонтов

    1. В

    1. М.В.Ломоносов

    1. Г

    1. В.Маяковский

  16. Приложение 1.

  17. Итоговый тест

  18. Вариант 1

  19. А1. Выберите определение былины.

  20. 1)  эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и ис­торических событиях средневековой Руси

  21. 2)  жанр фольклора, близкий к народной бал­ладе, в котором содержится лирическая опенка какого-либо исторического события или личности

  22. 3)  жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и ре­альных событий и мифологических пред­ставлений

  23. 4)  произведение, созданное народной фанта­зией, сочетающее в себе реальное и фанта­стическое

  24. А2. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «высокому» стилю?

  25. 1)  оды, эпиграммы, драмы

  26. 2)  драмы, сатиры, элегии

  27. 3)  героические поэмы, трагедии, оды

  28. 4)  комедии, песни, басни

  29. АЗ. В каком произведении А. С. Пушкина есть такие строки?

  30. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво...

  31. 1)  «Песнь о вещем Олеге»

  32. 2)  «Полтава»

  33. 3)  «Медный всадник»

  34. 4)  «Борис Годунов»

  35. А4. Какова основная тема первой части поэмы

  36. Н. А. Некрасова «Русские женщины» «Княгиня Тру­бецкая»?

  37. 1)  духовное величие русской женщины

  38. 2)  обличение светского общества

  39. 3)  восхищение красотой русской женщины

  40. 4)  трагическая судьба русской женщины

  41. А5. О ком Л. Н. Толстой написал такие строки в автобиографической повести «Детство»?

  42. «Она не только никогда не говорила, но и не ду­мала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и са­мопожертвование».

  43. 1)  о maman

  44. 2)  о сестре Любочке

  45. 3)  о Марье Ивановне

  46. 4)  о Наталье Саввишне

  47. А6. В каком произведении XX века автор подни­мает проблему сострадания к людям?

  48. 1)  «Данко» М. Горького

  49. 2)  «Юшка» А. П. Платонова

  50. 3)  «Живое пламя» Е. И. Носова

  51. 4)  « Кусака» Л. Н. Андреева

  52. А7. Какой зарубежный поэт в своем стихотворе­нии утверждшт следующее?

  53. Кто честной бедности своей Стыдится и все прочее,

  54. Тот самый жалкий из людей. Трусливый раб и прочее.

  55. 1)  Дж. Г. Байрон

  56. 2)  Р. Бёрнс

  57. 3)  И. Ф. Шиллер

  58. 4)  У. Шекспир

  59. В1. Какой художественный прием использует

  60. Н. В. Гоголь для создания образов братьев в повести «Тарас Бульба»? Запишите.

  61. В2. Какому поэту принадлежат эти строки? За­пишите.

  62. Я думу свою

  63. без помехи подслушаю.

  64. Черту подведу стариковскою палочкой:

  65. Нет, все-таки нет, ничего, что по случаю Я здесь побывал и отметился галочкой.

  66. ВЗ. Какое понятие соответствует следующему определению? Запишите.

  67. Направление в литературе, проникнутое стрем­лением показать в ярких образах высокое назначе­ние человека.

  68. CI. Дайте определение жанру баллады. Приве­дите примеры произведений русских и зарубежных писателей, написанных в этом жанре.

  69. С2. Какие сатирические и юмористические про­изведения, прочитанные в этом году, показались вам наиболее интересными? Обоснуйте свое мнение.

  70. Вариант 2

  71. А1. Выберите определение гиперболы.

  72. 1)  вид тропа, основанный на чрезмерном пре­увеличении свойств изображаемого пред­мета

  73. 2)  вид тропа, основанный на сопоставлении предметов и явлений по их внешнему сход­ству, присушим им признакам

  74. 3)  вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака

  75. 4)  предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального

  76. А2. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «низкому» стилю?

  77. 1) драмы, сатиры, элегии

  78. 2)  комедии, эпиграммы, басни

  79. 3)  оды, героические поэмы, трагедии

  80. 4)  комедии, драмы, эпиграммы

  81. АЗ. С каким фольклорным персонажем перекли­кается образ купца Калашникова?

  82. 1) сказочного добра молодца

  83. 2)  былинного богатыря

  84. 3)  Садко

  85. 4)  Соловья-Разбойника

  86. А4. Раскаялся ли Андрий перед смертью в совер­шенном предательстве? Какой факт дает основания так считать?

  87. 1) да, он просит пощады у отца

  88. 2)  нет, он говорит отцу, что полячка стала для него отчизной и никто не вправе его нака­зывать

  89. 3)  нет, он умирает с именем прекрасной по­лячки на устах

  90. 4)  да, идя на казнь, он был «бледен как по­лотно»

  91. А5. Какой прием наиболее характерен для рас­сказов А. П. Чехова?

  92. 1) художественная деталь

  93. 2)  символы

  94. 3)  внутренний монолог

  95. 4)  лирические отступления

  96. А6. Герой какого произведения XX века произ­носит эти слова?

  97. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».

  98. 1) «В прекрасном и яростном мире» А. П. Пла­тонова

  99. 2)  «Тихое утро» Ю. П. Казакова

  100. 3)  «Беда» М. М. Зощенко

  101. «Волхвы, те, что принесли дары Младенцу в яс­лях, были, как известно, мудрые люди. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности».

  102. 1)  М. Твен

  103. 2)  Р. Бёрнс

  104. 3)  О. Генри

  105. 4)  А. де Сент-Экзюпери

  106. В1. Закончите эти строки. Кто их автор? Запи­шите.

  107. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свобод­ный...»

  108. В2. Какой русский писатель XIX века стал авто­ром сказок, иносказательно высмеивающих пороки людей? Запишите.

  109. ВЗ. Какому понятию соответствует это опреде­ление? Запишите.

  110. Стихотворение, в основе которого чаше всего лежит историческое событие, предание с острым и напряженным сюжетом.

  111. С1. Напишите, в чем отличие юмора от сатиры. Приведите примеры юмористических и сатириче­ских произведений.

  112. С2. Какие стихотворения о родной природе, прочитанные в этом году, показались вам наиболее яркими? Напишите, чем они вам запомнились.

  113. Ключ к тесту

  114. Вариант 1: А1 - 1; А2 - 3; АЗ - 3; А4 - 1; А5 - 4; А6 — 2; А7 — 2; В1 — антитезу; В2 — А. Т. Твардовско­му; ВЗ - романтизм.

  115. Вариант 2: А1 - 1; А2 - 2; АЗ - 2; А4 - 3; А5 - 1; А6 — 4; А7 — 3; В1 — русский язык, И. С. Тургенев; В2 - М. Е. Салтыков-Щедрин; ВЗ - баллада.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!