СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс. Меркин Г.С.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для общеобразовательных школ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс. Меркин Г.С.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ШКОЛА № 15»




«Утверждаю»


Директор МБОУ «Школа №15»


_________ А.Н. Хачатурьян

Приказ №____от 31.08.2021 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

литература






Класс 7










РАССМОТРЕНО

на заседании

Методического объединения

Учителей -предметников

Протокол № 1 заседания МО от 30.08.2021

_________________

Подпись руководителя МО




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Школа № 15»

_____________________

Подпись


30.08.2021

дата

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)».

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 15», с учетом Примерной программы по литературе к предметной линии учебников 5-11 классы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Литература. 5-9 классы: проект. . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)
- Авторская программа по литературе для 5 – 11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

- Учебник «Литература 7 класс» (Авт.- сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях. М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2012.

  • Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса

  • ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • — самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;

  • — планировать свою деятельность в рамках предмета, вести портфолио, фиксируя результаты деятельности, и определять дальнейший образовательный маршрут);

  • — предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам;

  • — предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов;— быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;

  • — быть способным к рефлексии, саморегулированию интеллектуальной и эмоциональной сферы;

  • — определять зону своего ближайшего развития и задачи

  • на перспективу;

  • — работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

  • — быть способным к осмыслению любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;

  • — понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией;

  • — понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению, самосозиданию:

  • — быть патриотом; умея идентифицировать себя по национальности, уважать национальную самобытность представителей других наций; понимать национальное многообразие своей родной страны России как её величайшую ценность.

  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • — работать с различными видами и источниками информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, терминологический словарь, писать аннотацию и др.);

  • — усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами;

  • — системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;

  • — реализовывать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • — работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;

  • — разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;

  • — владеть ораторскими умениями, приёмами публичного выступления, уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

  • — быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в паре или группе;

  • — быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;

  • — полемизировать, защищать собственную точку зрения в рамках толерантных отношений;

  • — сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений;

  • — формировать гуманитарный стиль мышления, опираясь в мышлении на понимание многообразия мира как ценности, требующей бережного отношения;

  • — разбираться в ценностях культуры, уметь дать должную оценку произведениям массовой культуры;

  • — понимать национальное своеобразие и эстетическую ценность произведений, возникших в культурах народов России и мира.

  • ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • — читать на высоком техническом уровне;

  • — использовать текст изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;

  • — понимать ключевые проблемы изученных произведений;

  • — понимать связь изученных произведений с эпохой их написания, выявлять вневременное значение;

  • — уметь анализировать литературное произведение (родо - жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);

  • — определять в произведении элементы сюжета, композиции;

  • — понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  • — читать научно-популярные и художественные тексты;

  • — владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • 2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • — приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;— формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;

  • — интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;

  • — уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.);

  • 3) в коммуникативной сфере:

  • — осмысленно читать и адекватно воспринимать

  • прочитанное;

  • — пересказывать прозаический текст с использованием образных средств языка и цитированием;

  • — отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • — создавать устные монологические высказывания разного типа;

  • — создавать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;

  • — создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы;

  • — писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос(5—10 предложений), так и развернутое сочинение (120 слов в 5—6 классах, не менее 200 слов в 7—11 классах) в классе и дома, соблюдая временные рамки; писать и защищать рефераты;

  • 4) в эстетической сфере:

  • — понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

  • — формировать эстетический вкус;

  • — развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;

  • — понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

  • Программа обеспечивает культурно-исторический системно - деятельностный подход в обучении, поддержанный УМК, в который входят учебники, тетради на печатной основе, методические пособия для учителей. Весь аппарат УМК призван в комплексе обеспечить социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся, быть опорой в преподавании предмета по-новому, т. е. с введением нового содержания при осмыслении произведений и с использованием новых технологий. Большое внимание уделено организации самостоятельной исследовательской, поисковой и

  • эвристической деятельности учащихся на основе включения блочно-модульных технологий, технологии критического мышления и др. Контроль за освоением знаний и умений предполагает систему промежуточных и итоговых письменных программированных опросов, предусмотренных в УМК для достижения высоких итоговых результатов.

  • Самостоятельная деятельность учащихся поддержана особой организацией заданий в учебниках и в тетрадях на печатной основе, что позволяет проводить поэтапное формирование умственных действий. Задания рабочих тетрадей направлены на обобщение, завершение коллективной работы индивидуальной, что должно способствовать как целостному усвоению знаний о произведении и пониманию авторской позиции, так и развитию мышления учащихся.

  • В результате изучения литературы:

  • Устное народное творчество

  • Ученик научится:

  • • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

  • • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

  • • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

  • • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

  • • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

  • • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

  • • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

  • получит возможность научиться:

  • • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

  • • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

  • • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

  • • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

  • Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

  • Ученик научится:

  • • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • • определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;

  • • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

  • получит возможность научиться:

  • • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • • создавать собственную интерпретацию изученного текста средст-вами других искусств;

  • • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


  • 4.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  • Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю, в том числе 1 час за счет части, формируемой участниками образовательного процесса), предусмотренных в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации. Образовательное изучение литературы осуществляется в объёме: 7 класс – 105 ч. (3ч. в неделю). На основании годового календарного учебного графика (в связи с тем, что уроки выпадают на праздничные дни), рабочая программа сокращена до 100 часов. Реализация программы планируется за счет уплотнения программного материала.

  • 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Введение

  • Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

  • Теория литературы: литературные роды, текстология.

  • Из устного народного творчества

  • Былины

  • «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

  • Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

  • Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

  • Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

  • Русские народные песни

  • Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

  • Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

  • Краеведение: песенный фольклор региона.

  • Связь с другими искусствами: лубок.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.

  • Из древнерусской литературы

  • Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

  • Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

  • Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

  • Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

  • Из русской литературы XVIII века

  • М.В. ЛОМОНОСОВ

  • Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

  • Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.

  • Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

  • Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.

  • Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

  • Г.Р. ДЕРЖАВИН

  • Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.

  • Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

  • Развитие речи: чтение наизусть.

  • Д.И. ФОНВИЗИН

  • Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

  • Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

  • Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями;театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).

  • Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

  • Из русской литературы XIX века

  • А.С. ПУШКИН

  • Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар»«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

  • Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

  • Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.

  • Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

  • Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

  • М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

  • Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

  • Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

  • Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

  • Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

  • Н.В. ГОГОЛЬ

  • Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

  • Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

  • Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

  • Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

  • Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

  • И.С. ТУРГЕНЕВ

  • Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

  • Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

  • Н.А. НЕКРАСОВ

  • Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...»«Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

  • Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

  • Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

  • Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

  • М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

  • Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

  • Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

  • Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:

  • А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

  • Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

  • И.С. Никитин. «Пахарь»;

  • А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

  • А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

  • М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.

  • Л.Н. ТОЛСТОЙ

  • Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

  • Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

  • Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».

  • Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

  • Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

  • Н.С. ЛЕСКОВ

  • Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

  • Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

  • Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

  • Ф.И. ТЮТЧЕВ

  • Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.

  • Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.

  • Развитие речи: выразительно чтение.

  • А.А. ФЕТ

  • Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…»,«Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

  • Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

  • Развитие речи: чтение наизусть.

  • А.П. ЧЕХОВ

  • Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

  • Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

  • Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».

  • Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

  • М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

  • А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

  • Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

  • Произведения русских поэтов

  • XIX века о России

  • Н.М. Языков. «Песня».

  • И.С. Никитин. «Русь».

  • А.Н. Майков. «Нива».

  • А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

  • Из русской литературы XX века

  • И.А. БУНИН

  • Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

  • Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

  • Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

  • А.И. КУПРИН

  • Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

  • Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.

  • Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

  • М. ГОРЬКИЙ

  • Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

  • Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

  • Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».

  • А.С. ГРИН

  • Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.

  • Теория литературы: развитие представлений о романтизме.

  • Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В.Фалилеева «Волна».

  • Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественный вечер, посвященный романтизму.

  • В.В. МАЯКОВСКИЙ

  • Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

  • Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.

  • Развитие речи: выразительное чтение.

  • Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.

  • С.А. ЕСЕНИН

  • Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

  • Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

  • Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

  • Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

  • И.С. ШМЕЛЕВ

  • Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

  • Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.

  • Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

  • М.М. ПРИШВИН

  • Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

  • Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

  • Развитие речи: составление тезисов.

  • К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

  • Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

  • Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

  • Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

  • Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

  • Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

  • Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

  • Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.

  • Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

  • Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».

  • А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

  • Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

  • Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

  • Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:

  • К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

  • А.А. Сурков. «В землянке»;

  • М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.

  • Лирика поэтов — участников

  • Великой Отечественной войны

  • Н.П. Майоров. «Творчество»;

  • Б.А. Богатков. «Повестка»;

  • М. Джалиль. «Последняя песня»;

  • В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».

  • Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

  • «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

  • Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

  • Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

  • В.М. ШУКШИН

  • Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

  • Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.

  • Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

  • Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

  • Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.

  • Поэты XX века о России

  • Г. Тукай. «Родная деревня».

  • А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

  • М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

  • И. Северянин. «Запевка».

  • Н.М. Рубцов «В горнице».

  • Я.В. Смеляков. «История».

  • А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».

  • А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

  • К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

  • Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».

  • А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

  • А.Д. Дементьев. «Волга».

  • Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

  • Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

  • Из зарубежной литературы

  • У. ШЕКСПИР

  • Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

  • Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

  • Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

  • МАЦУО БАСЁ

  • Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

  • Теория литературы: хокку (хайку).

  • Развитие речи: попытка сочинительства.

  • Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж.

  • Р. БЁРНС

  • Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

  • Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».

  • Р.Л. СТИВЕНСОН

  • Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

  • Теория литературы: приключенческая литература.

  • Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

  • А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

  • Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении)сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

  • Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

  • Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца».

  • Р. БРЭДБЕРИ

  • Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.

  • Развитие речи: сопоставление рассказа Брэдбери с произведениями отечественных писателей.

  • Я. КУПАЛА

  • Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

  • Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.

  • Для заучивания наизусть

  • М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

  • Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

  • А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).

  • М.Ю. Лермонтов. «Родина».

  • И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).

  • Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

  • А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).

  • Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).

  • М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).

  • С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

  • Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

  • А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

  • У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

  • Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).

  • Для домашнего чтения

  • Из устного народного творчества

  • Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

  • Из древнерусской литературы

  • «Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

  • Из русской литературы ХVIII века

  • Г.Р. Державин. «Признание».

  • Из русской литературы ХIХ века

  • А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

  • М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…».

  • И.С. Тургенев. «Первая любовь».

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».

  • А.П. Чехов. «Смерть чиновника».

  • В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

  • Из русской литературы ХХ века

  • М. Горький. «В людях».

  • И.А. Бунин. «Цифры».

  • В.В. Маяковский. «Адище города».

  • А.Т. Твардовский. «Дом у дороги».

  • Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры».

  • В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

  • В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

  • К. Булычев. «Белое платье Золушки».

  • В.М. Шукшин. «Забуксовал».

  • Ф.А. Искандер. «Петух».

  • Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

  • 6. УРОКИ КОНТРОЛЯ

    • 7 класс,дата

    • Вид работы

    • 1

    • Контрольная работа « Литература 18 века».

    • 2

    • РР Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Полтава»

    • 3

    • Р.Р. Сочинение на тему « Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»

    • 4

    • Контрольная работа «Русская литература XX века»

    • 5

    • Итоговая тестовая работа


  • 7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

    • Кол-во часов


Дата

    • 1

    • Введение

    • Лирические жанры (эпос, лирика, драма)







    • 2

    • Былины, их жанровые особенности.




    • 3

    • Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».




    • 4

    • Образ Ильи Муромца




    • 5

    • Русская народная песня







    • 6

    • Древнерусская литература




    • 7

    • «Повесть временных лет», её значение.




    • 8

    • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - о вечной дружбе и любви








    • 9

    • Из русской литературы XVIII века




    • 10

    • Классицизм в русской литературе




    • 11

    • М. В. Ломоносов. Оды. Теория о трех штилях




    • 12

    • В.Ч. Час размышления «М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист»




    • 13\14

    • Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией.




    • 15

    • Д.И.Фонвизин.




    • 16

    • «Недоросль» Своеобразие, основной конфликт пьесы. Образы.




    • 17

    • Образование и образованность; воспитание и семья




    • 18

    • Контрольная работа « Литература 18 века».







    • 19

    • Анализ контрольных работ. Литература XIX века




    • 20

    • А. С. Пушкин. О писателе. «К Чаадаеву», анализ стихотворения.




    • 21

    • «Во глубине сибирских руд». «Туча». Особенности лирики А.С.Пушкина




    • 22

    • В.Ч. «Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»




    • 23

    • «Песнь о вещем Олеге».Особенности жанра песни.




    • 24

    • «Полтава». История создания. Сюжетные линии в произведении




    • 25

    • Образ Петра Первого и Карла XII в поэме А.С.Пушкина




    • 26

    • РР Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Полтава»




    • 27

    • Анализ сочинений




    • 28

    • М. Ю. Лермонтов Краткий рассказ о писателе. «Песня про купца Калашникова».




    • 29

    • Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы.




    • 30

    • Н.В.Гоголь в Петербурге.




    • 31

    • «Шинель»: основной конфликт. Изображение «маленького человека».




    • 32

    • Р.Р. Сочинение на тему « Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»

    • 33

    • Анализ сочинений




    • 34

    • И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя.




    • 35

    • Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант.




    • 36

    • «Певцы»:основная тема рассказа.




    • 37

    • Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стиха.




    • 38

    • Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта.




    • 39

    • Основная проблематика произведений: судьба русской женщины.




    • 40

    • В.Ч. «150 культур Дона». Айсханов Ш. К.- первый переводчик стихотворений Пушкина, Лермонтова, Некрасова на чеченский язык.




    • 41\42

    • М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» Особенности сказки.




    • 43\44

    • Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»




    • 45

    • Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя.




    • 46

    • Творческая история «Севастопольских рассказов».




    • 47

    • «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа.




    • 48

    • А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой».




    • 49

    • В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной « Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века»




    • 50

    • Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего».




    • 51

    • «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести.




    • 52

    • А. П. Чехов. «Хамелеон». Понятие о комическом.




    • 53\54

    • А.П.Чехов «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия.




    • 55

    • В.Ч. «150 культур Дона». Гайсултанов У. Повесть «Арби».







    • 56

    • Русская литература XX века




    • 57\58

    • А. М. Горький. «Детство».Становление характера мальчика




    • 59\60

    • «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»: контраст как основной приём раскрытия замысла.




    • 61

    • И.А.Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы.




    • 62

    • «Кукушка». Смысл названия; основные проблемы рассказа.




    • 63

    • А.И. Куприн. «Куст сирени».




    • 64

    • А.И.Куприн «Allez!»




    • 65

    • В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение…»




    • 66

    • С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом»




    • 67

    • С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая»




    • 68

    • И.С.Шмелев. Русская песня. Любовь к России.




    • 69

    • М.М.Пришвин. «Москва-река».




    • 70

    • Легенда о происхождении города Звенигорода




    • 71\72

    • К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». Обыкновенная земля




    • 73

    • Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»




    • 74\75

    • А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями».




    • 76

    • «Василий Теркин»- поэма про бойца




    • 77

    • На дорогах войны. Стихотворения Б.А. Богаткова, М.Джалиля, В.Н.Лобода




    • 78\79

    • Б.Л.Васильев. «Летят мои кони».




    • 80

    • «Экспонат №…». Художественное своеобразие рассказа.




    • 81

    • В.М.Шукшин. Слово о малой Родине.




    • 82

    • Художественное своеобразие рассказа «Микроскоп»




    • 83

    • В.Ч. «150 культур Дона». Сулаев М.А. Поэма «Солнце победит» (1943), как источник веры в победу советского народа.




    • 84

    • Контрольная работа «Русская литература XX века»




    • 85

    • Анализ контрольных работ.




    • Зарубежная литература

    • 86\87

    • Сонеты У.Шекспира




    • 88

    • Стихотворения Р. Бёрнса




    • 89\90\91

    • Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»




    • 92

    • Японские хокку.




    • 93\94\95

    • А.де Сент-Экзюпери. «Планета людей»




    • 96

    • Творчество Янки Купала




    • 97

    • В.Ч. «150 культур Дона». М. Сальмурзаев. Писатель. Переводчик. Сборник «Чеченская сатирическая сказка»




    • 98

    • Урок-повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе




    • 99

    • Итоговый урок. Тестовая работа




    • 100-105*

    • Анализ контрольных работ. Рекомендации на лето.




  • КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Контрольная работа№1

  • «Литература XVIII века»


  • Вариант 1.


  • Часть А. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

  • 1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.

  •                             1) Державин   2) Фонвизин   3) Радищев   4) Ломоносов

 

  • 2. Укажите фамилию русского поэта-энциклопедиста 18 века, для которого поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно-патриотических идей:

  •                            1) Радищев   2) Ломоносов   3) Державин   4) Фонвизин

 

  • 3. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.

  •                1) классицизм   2) сентиментализм   3) романтизм   4) реализм

 

  • 4. Укажите  литературное направление 18 века, основой которого был взгляд на человека как на существо чувствительное.

  •               1) классицизм   2) сентиментализм   3) романтизм   4) реализм

 

  • 5. Кого прославлял Ломоносов в оде 1747 года?

  •             1) Екатерину I   2) Елисавету Петровну   3) Екатерину  II   4) Анну Иоанновну

  • Часть Б. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)


  •  1.Как звали положительную героиню комедии «Недоросль», чьё имя означает «мудрость»?

 

  • 2. Кто это? «Не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки».

 

  • 3. Укажите средство выразительности: «приятные места», «мрачные башни»


  • 4. Да или нет? Отец Лизы был зажиточный поселянин.

 

  • 5. Укажите современный вариант выделенного слова «Все вещи представятся днесь в естественном их виде»

 

  • 6. Укажите современный вариант слова «изрёк»

 

  • 7. Какие цветы продавала Лиза, главная героиня повести «Бедная Лиза»?

  • _____________________________________________________________________________

  • Часть С.  Имя Эраст в переводе  означает «горячо любящий». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.




  • Контрольная работа №1

  • «Литература XVIII века»

  • Вариант 2.

  • Часть А. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

  • 1. О каком писателе идёт речь: «14-летний мальчик был привезён в Москву, чтобы продолжить образование в частном пансионе немецкого профессора философии И.М. Шадена». Укажите фамилию.

  •                             1) Державин   2) Фонвизин   3) Карамзин   4) Радищев

  •  

  • 2. Укажите фамилию русского поэта 18 века,  который заложил в русской поэзии традицию рисовать Россию в образе женщины:

  •                            1) Радищев   2) Ломоносов   3) Державин   4) Фонвизин

  •  

  • 3. Укажите название литературного направления, возникшего в России в конце 18 века, к которому относят творчество Н.М.Карамзина.

  •                1) классицизм   2) сентиментализм   3) романтизм   4) реализм

  •  

  • 4. Какое из литературных произведений  принадлежит перу А.Н. Радищева?

  •               1) «Недоросль»                                                      3) «Разговор с Анакреоном»  

  •               2) «Путешествие из Петербурга в Москву»       4) «Марфа Посадница»

  •  

  • 5. Кого прославлял Г.Р. Державин  в оде «Фелица»?

  •             1) Екатерину I   2) Елисавету Петровну   3) Екатерину  II   4) Анну Иоанновну

  •  

  • Часть Б. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

  • 1.                  Кто из героев комедии «Недоросль» выражает позицию автора?

 

  • 2. О ком сказано: «… и крестьянки любить умеют»?

 

  • 3. Укажите стилистический приём: «…Изобрази ей возраст зрелый // И вид в довольствии весёлый…»

 

  • 4. Да или нет? Язык произведений Г.Р. Державина значительно упрощён по сравнению с языком М.В. Ломоносова.

 

  • 5. Укажите современный вариант выделенных  слов: «..мрачной вечности запону надежда отверзаетнам!»

 

  • 6. Укажите современный вариант слова «натура».

 

  • 7. Какие законы видит на чашах весов герой Радищева в своих сновидениях?

 

  • _____________________________________________________________________________

  • Часть С.  Имя Митрофан в переводе  означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

  • Контрольная работа №2


  • Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Полтава»

  • Цель: Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой, разрабатывать и составлять план сочинения, знать особенности жанра сочинения и систему работы над ним. Уметь давать характеристику образов литературных героев.


  • Контрольная работа №3

  • Сочинение на тему « Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»

  • Цель: Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой, разрабатывать и составлять план сочинения, знать особенности жанра сочинения и систему работы над ним. Уметь давать характеристику образов литературных героев.


  • Контрольная работа №4


  • Контрольная работа «Русская литература XX века»


  • Соотнесите авторов и их произведения:

  • 1.И. А. Бунин

  • 2.М. Горький

  • 3. Л.Н. Андреев

  • 4. В.В. Маяковский

  • 5. А.П. Платонов

  • 1. «Юшка»

  • 2. «Хорошее отношение к лошадям»

  • 3. «Кусака»

  • 4. «Необычное приключение…»

  • 5. «Данко»

  • 6. «Цифры»

  • 7. «Детство»

  • 2. По отрывку узнай и запиши произведение и автора.

1. «От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер... Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты...»
2. «Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, — она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо»
3. «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога»
4. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

  • 3. Какая мечта охватила всю душу ребенка в рассказе «Цифры»?

  • 4. Жанр произведения «Детство»?

  • 5. Главным героем произведения «Детство» является:

  • 1. вымышленный персонаж

  • 2. реальный персонаж

  • 3. сказочный персонаж

  • 6. Чем отличается, по вашему мнению, Данко в рассказе «Старуха Изергиль» от окружающих его людей? Напрасна ли была жертва Данко?

  • 7. Какова тема рассказа «Кусака»? Что удерживало собаку на расстоянии от людей?

  • 8. Тема стихотворения «Необычайное приключение…»:

  • 1. жизнь поэта летом на даче;

  • 2. фантастическая встреча человека и Солнца;

  • 3. поэтический труд и назначение поэта.

  • 9. Странность главного героя в рассказе «Юшка» объясняется:

  • 1. его незащищенностью;

  • 2. безотказностью;

  • 3. безграничной добротой.

  • 10. Почему общество не принимает Юшку таким, какой он есть?

  • Контрольная работа «Русская литература XX века»

Вариант 2

  1. Соотнесите авторов и их произведения:

  • 1.И. А. Бунин

  • 2.М. Горький

  • 3. Л.Н. Андреев

  • 4. В.В. Маяковский

  • 5. А.П. Платонов

  • 1. «Юшка»

  • 2. «Хорошее отношение к лошадям»

  • 3. «Кусака»

  • 4. «Необычное приключение…»

  • 5. «Данко»

  • 6. «Цифры»

  • 7. «Детство»

  • 2. По отрывку узнай и запиши произведение и автора.

  • 1. «От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер... Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты...»
    2. «Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, — она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо»
    3. «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога»
    4. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

  • 3. Какая мечта охватила всю душу ребенка в рассказе «Цифры»?

  • 4. Жанр произведения «Детство»?

  • 5. Главным героем произведения «Детство» является:

  • 1. вымышленный персонаж

  • 2. реальный персонаж

  • 3. сказочный персонаж

  • 6. Чем отличается, по вашему мнению, Данко в рассказе «Старуха Изергиль» от окружающих его людей? Напрасна ли была жертва Данко?

  • 7. Какова тема рассказа «Кусака»? Что удерживало собаку на расстоянии от людей?

  • 8. Тема стихотворения «Необычайное приключение…»:

  • 1. жизнь поэта летом на даче;

  • 2. фантастическая встреча человека и Солнца;

  • 3. поэтический труд и назначение поэта.

  • 9. Странность главного героя в рассказе «Юшка» объясняется:

  • 1. его незащищенностью;

  • 2. безотказностью;

  • 3. безграничной добротой.

  • 10. Почему общество не принимает Юшку таким, какой он есть?

  • Контрольная работа №5

  • Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса

  • (по программе Меркина Г.С.)

  • 1 вариант

  • А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»: Зреет рожь над жаркой нивой,/

  • И от нивы и до нивы/Гонит ветер прихотливый/Золотые переливы».


  • 1) Любовная лирика;

  • 2) Свободолюбивая лирика;

  • 3) Философская лирика;

  • 4) Патриотическая лирика;

  • А2. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:

  • 1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман...»;

  • 2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...»;

  • 3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;

  • 4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

  • А3. Сюжет это:

  • 1) События произведения;

  • 2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;

  • 3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.

  • А4Жанр произведения «Нищий» И.С. Тургенева

  • 1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) басня.

  • А5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»

  • 1) Л.Н. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) М.Ю. Лермонтов; 4) Н.А.Некрасов.

  • А. 6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке:

  • 1.Портной сшил новую шинель.

  • 2.Шинель прохудилась.

  • 3.Покупка ткани.

  • 4.Консультация с портным.

  • 5.Приход на службу в новой шинели.


  • А7. Соотнесите произведения и героев:

  • 1) Левша а) «Железная дорога»

  • 2) Купец Калашников б) «Левша»

  • 3) Ваня в) «Смерть чиновника»

  • 4) Алеша г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

  • 5) Червяков д) «Детство»

  • А.8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

      • 1) антитеза

      • а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

      • 2) былина

      • б) расположение, построение художественного произведения

      • 3) гипербола

      • в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

      • 4) композиция

      • г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

      • 5) кульминация

      • д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления

  • А9.Соотнесите иллюстрацию и название произведения:

      • 1) И.С. Лесков «Левша»

      • 2) А. Т.Твардовский

      • «Василий Тёркин»

      • 3) Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

      • 4) А,П.Чехов «Хамелеон»

      • а

      •  б

      • в

  • Часть В.

  • В1.Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.

  • Вся она – тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…

  • __________________________ _________________ ___________________

  • В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.

  • Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.

  • ____________ ______________ ______________

  • В.3. Назовите автора стихотворения, определите стихотворный размер отрывка.

  • Прощаемся мы с матерями

  • Задолго до крайнего срока-

  • Ещё в нашей юности ранней,

  • Ещё у родного порога.

  • ________________________________ ____________________

  • В.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?

  • Снова где-то на задворках

  • Мёрзлый грунт боднул снаряд

  • _________________________________

  • Часть С

  • Прочитайте приведённый ниже отрывок:

  • Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…

  • И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…

  • Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…

  • С1Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

  • С2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.

  • 2 вариант

  • А1. В центре внимания С.А. Есенина в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» оказывается:

  • 1) описание русской природы;

  • 2) описание внешности человека;

  • 3) образ русской женщины;

  • 4) образ Родины.

  • А2. В каком выражении стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче»звучит основная мысль стихотворения:

  • 1.Я крикнул солнцу: «Дармоед!

  • занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет,/сиди, рисуй плакаты!»

  • 2.»Слеза из глаз у самого – /жара с ума сводила.»

  • 3. «Светить всегда,/светить везде, /до дней последних донца.»

  • 4. «А вот идёшь-/взялось идти,/идёшь и светишь в оба.»

  • А3.Фольклор – это:

  • 1) народное искусство;

  • 2) народное словесное искусство;

  • 3) это сказки.

  • А 4. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей (выберите правильный ответ):

  • 1-«Миргород»

  • 2 –«Петербургские повести»

  • 3. -«Арабески»

  • А5. А.С.Пушкин написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …

  • 1) князе Олеге 2) Дмитрии Донском 3) Петре Первом 4) царе Салтане

  • А6. Расставьте в хронологическом порядке компоненты.

  • 1.Кульминация;

  • 2.Развитие действия;

  • 3.Завязка;

  • 4.Развязка;

  • А7. Соотнесите авторов и их произведения:

  • 1) Д.И.Фонвизин а) «Песнь о вещем Олеге»

  • 2) Н.В.Гоголь б) «Недоросль»

  • 3) А.П.Чехов в) «Шинель»

  • 4) А.С.Пушкин г) «Легенда о Данко»

  • 5) М.Горький д) «Хамелеон»

  • А8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

      • 1) антитеза

      • а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

      • 2) былина

      • б) расположение, построение художественного произведения

      • 3) гипербола

      • в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

      • 4) композиция

      • г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

      • 5) кульминация

      • д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления

  • А.9Соотнесите иллюстрацию и произведение:

      • 1) Д.Фонвизин «Недоросль»

      • 2) М.Горький «Легенда о Данко»

      • 3) М.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

      • 4) А.Чехов «Хамелеон»

      •  а

      •  б

      • в

      • г

  • Часть В

  • В1.Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведение:

  • Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.

  • _________________________ _____________________ _____________________

  • В2. Напишите имя, фамилию персонажа по его описаниюназвание произведения:

  • «Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низкого роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…

  • ______________________ ____________________ ______________

  • В3. Определите стихотворный размер отрывка.

  • Назовите автора стихотворения

  • Прямо дороженька: насыпи узкие,

  • Столбики, рельсы, мосты.

  • А по бокам-то всё косточки русские…

  • Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты.

  • ___________________ _____________________

  • В4. Какое средство художественной выразительности использует автор?

  • Усадьба по-осеннему молчала.
            Весь дом был мёртв в полночной тишине...

  • Часть С.

  • Почитайте приведенный ниже отрывок:

  • Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.

  • -Шатается, как волк, говорили про него мужики, - непутёвый малый!

  • И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.

  • С1.Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

  • С2.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.

  • ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Литература: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений: в 2ч./ авт.-сост.Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа)

  2. Планирование и материалы к курсу «Литература. 7 класс»: из опыта работы / авт.-сост.Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

  3. Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин) – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.

  4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах/ М.И.Мещерякова. М.: Айрис-Пресс, 2009.


32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!