СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»

Филиал «Морд.коломасовская средняя общеобразовательная школа»

МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения

Руководитель МО

____________Бирюкова Р.В.

Протокол №_____

от ____ ___________ 2020 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________ ____


Силантьев А.Н.

Приказ № _____

от ____ ___________2020 г







Рабочая программа

учебного курса

«Литература» в 8 классе




Рабочая программа составлена на основе

программы основ­ного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012);

учебник В.Я Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин в двух частях

(М.: Просвещение, 2014 г.).


Количество часов: 2/68



Составитель: учитель русского языка и литературы

Асташкина З.И.





2019-2020 учебный год

Пояснительная записка


I. Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательно­го стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2018г.). Изменения в примерную рабочую программу не внесены.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение литературы в 8 классе отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю.

Место учебного предмета в учебном плане:

Учебный предмет – литература – на ступени основного общего образования на базовом уровне является учебным предметом в образовательной области «Филология» в инвариантной части учебного плана.

Результаты освоения курса литературы:

Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

3) освоение правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;

-метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области "Филология" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;

обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Предметные результаты изучения предметной области "Филология" по литературе должны отражать:

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


II. Тематическое планирование по дисциплине «Литература» в 8 классе


п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка,

ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Уроки Р.Р

Творческая работа, ч.

Контрольная работа,

ч.

Самостоятельная работа, ч.

1

Введение. Русская литература и история

1

1




2

Устное народное творчество

2

2




3

Из древнерусской литературы

3

2

1



4

Из литературы XVIII в.

2

2




5

Из литературы

XIX в.


34

28

3

3


6

Из литературы

XX в

20

17

2

1


7

Зарубежная литература

5

5





Итого:



68

59

6

4


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1ч.)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Знакомство с учебником.

Устное народное творчество (2ч.)

Русские народные песни, их разновидности. Отражение в песнях народной жизни.

Частушки. Особенности строения и поэтики частушек. Темы частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Знать: разновидности народных песен, особенности их строения.

Уметь: определять жанр русской народной прозы.

Древнерусская литература (2ч.)

«Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Житийный образ Александра Невского. Житие как жанр древнерусской литературы.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение древнерусской литературы. Особенности бытовой сатирической повести.

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия

Русская литература XVIII века (2ч.)

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина.

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Русская литература XIX века (34ч.)

Русская литература XIX века, общая характеристика.

И.А.Крылов и его басни. Историческая основа, мораль и идейно-художественные особенности басен «Лягушки, просящие царя» и «Обоз».

К.Ф.Рылеев. Жанровое многообразие творчества поэта. Исторические события и содержание думы «Смерть Ермака».

А.С.Пушкин. Слово о писателе.

Историческая тема в творчестве Пушкина. Отношение поэта к истории. Обращение Пушкина к теме Пугачевского восстания. «История Пугачевского бунта»: описание внешности и характера Пугачева, отношение автора к восстанию. Творческая история повести «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева. Нравственная оценка личности героя. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Изображение народной войны и ее вождя. Образ маши Мироновой. Смысл названия повести. Идейно-художественное богатство повести. Замысел автора и его воплощение.

Урок внеклассного чтения: главные идеи и образы повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Принцип историзма в произведениях Лермонтова. Поэма «Мцыри»: история создания, тема и идея, значение эпиграфа. Роль пейзажа в поэме. Основные черты характера главного героя. Смысл концовки поэмы. Понятие о романтизме. Особенности «Мцыри» как романтической поэмы. Оценка поэмы русской критикой.

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Замысел, написание и постановка комедии «Ревизор». Нравственные и социальные пороки чиновников города N. Хлестаков и хлестаковщина как нравственное явление. Финал комедии. Смысл немой сцены. Значение эпиграфа к комедии.

Урок внеклассного чтения: петербургские повести Гоголя. Реальность и фантастика в повести «Шинель». Образ главного героя.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Отношение писателя к истории. Повесть «Ася». Характер и поведение главной героини. Психологизм и лиризм писателя в изображении любовных чувств. Повесть «Ася» в русской критике.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Образ писателя. Отношение писателя к общественному устройству России. Содержание «Истории одного города» (обзор). Сказочные элементы и иносказательное изображение российских порядков. Средства создания комического.

Л.Н.Толстой – великий писатель и человек. Отношение писателя к истории. Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за все происходящее вокруг. Антитеза как способ построения произведения.

Поэзия родной природы: пейзажная лирика поэтов XIX века.

А.П.Чехов и его понимание истории. Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье. Причины поведения главных героев.

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль

героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию самостоятельно.

Русская литература XX века (20.)

Русская литература XX века, общая характеристика.

И.А.Бунин. Слово о писателе. Мастерство Бунина в рассказе «Кавказ». Роль пейзажа. Главные проблемы рассказа.

Писатель А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Рассказ «Куст сирени». Представление о счастье и любви.

Урок внеклассного чтения: проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе К.Паустовского «Телеграмма.»

А.Блок. Слово о поэте. Изображение страны и отражение ее истории в стихотворении «Россия». Д.С.Лихачев о Куликовской битве. Образ Родины в цикле Блока.

«На поле Куликовом». Образная система цикла.

С.Есенин. Слово о поэте. Оценка творчества Есенина М.Цветаевой и Б.Пастернаком. История создания поэмы «Пугачев». Образ предводителя народного восстания. Отношение автора к герою.

М.А.Осоргин и его рассказ «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики. Традиции Н.В.Гоголя в прозе Осоргина.

И.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - сложный путь к мастерству. Автобиографические воспоминания писателя.

Изображение исторических событий авторами журнала «Сатирикон».

Тэффи «Жизнь и воротник». Реальность ситуации и юмористические детали.

М.Зощенко. Слово о писателе. Сатирический рассказ «История болезни». Абсурдность в рассказе и в жизни.

А.Твардовский. О поэте. История создания поэмы «Василий Теркин». Роль литературы в годы Великой Отечественной войны. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Композиция поэмы. Авторские отступления. Народный образ главного героя.

Ч.Айтматов»Ранние журавли»

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Роль поэзии на войне. История создания некоторых популярных военных песен.

Рассказы В.П.Астафьева. Слово о писателе, его отношение к истории. Тематический характер творчества Астафьева. Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Образы бабушки и учителя.

Русские поэты XX века о природе и о себе. Тематические и художественные особенности стихов.

Поэты Русского Зарубежья о Родине. Литература Русского Зарубежья и причины ее появления. Особенности творчества поэтов Русского Зарубежья.

Взаимосвязь литературы и истории (обобщение). Понятие историзма в широком и узком смысле. Романтический и реалистический историзм.

Зарубежная литература (5ч.)

У.Шекспир – великий английский драматург. Обзор содержания пьесы «Ромео и Джульетта».

Английский писатель-сатирик Дж.Свифт и его отношение к истории. Сатирическое изображение английской действительности в романе «Путешествия Гулливера».

В.Скотт и его исторический роман «Айвенго». Отношение писателя к истории и ее отражению в литературе. Сочетание исторической правды и фантазии в романе «Айвенго». Сопоставление романа «Айвенго» и повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества изученных писателей;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.












IV. Календарно-тематическое планирование

учебного курса «Литература» в 8 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения занятия

Плани-

руемая

Факти-ческая

1

Введение

1



1.1

Русская литература и история.

1



2

Устное народное творчество.

2



2.1

Русские народные песни. Историческая песня. Частушки.

1



2.2

Предания как исторический жанр Русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1



3

Из Древнерусской литературы.

2



3.1

Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Александра Невского».

1



3.2

«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.

1



4

Из литературы XVIII в.

3




4.1

Литература 18 века (общий обзор).

Д.И. Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль».

1



4.2

Образование и воспитание в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

1



4.3

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)

1



5

Из литературы XIX в.

34



5.1

Из русской литературы XIX в. И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа.

1



5.2

Творчество К.Ф.Рылеева. «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.


1



5.3

А.С.Пушкин. «История Пугачевского бунта». Творческая история повести «Капитанская дочка».

1



5.4

Герои стилистика А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Гринев и Савельич. Анализ 1-2 глав.

1



5.5

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав.

1



5.6

Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав.

1



5.7

Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12.

1



5.8

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

1



5.9

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1



5.10

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1



5.11

Р.Р Подготовка к домашнему сочинению по повести «Капитанская дочка».

1





5.12

Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина

1



5.13

Вн. чт. «Три злодейства» в повести «Пиковая дама».

1



5.14

А.С. Пушкин «Туча» Анализ стихотворения

1



5.15

М.Ю.Лермонтов – певец свободы.

Кавказ в жизни и творчестве поэта.

1



5.16

Композиция и художественные особенности поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа.

1



5.17

Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом.

1



5.18

Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении

1



5.19

Р.Р.Сочинение по поэме «Мцыри».

1



5.20

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания

1



5.21

«Ревизор»: I и II действия. Хлестаков и «миражная» интрига.

1



5.22

«Ревизор»: третье действие. Семейство городничего.

1



5.23

«Ревизор»: четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества.

1



5.24

Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление

1



5.25

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Гоголя «Ревизор»

1



5.26

Н.В. Гоголь. «Шинель». Человек, лицо, вещь. Образ маленького человека в повести.

1



5.27

М.Е. Салтыков - Щедрин. Слово о писателе.

« История одного города» - художественно-политическая сатира.

1



5.28

Р.Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

1



5.29

Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.

1



5.30

Художественные особенности рассказа «После бала». Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

1



5.31

Р.Р.Подготовка к сочинению по рассказу

«После бала»

1



5.32

Внеклассное чтение. Н.С.Лесков «Старый гений»

1



5.33

Поэзия родной природы. Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Майков – певцы родной природы.

1



5.34

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье». Футляр ложно принимаемого долга

1



6

Литература XX века



20



6.1

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Проблема счастья в рассказе.

1



6.2

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1



6.3




А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. «Россия: образ Родины как символ веры в будущее

1



6.4

Стихотворный цикл А.Блока «На поле Куликовом»


1



6.5

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

1



6.6

Образ Пугачева в произведениях

А. С. Пушкина и С А. Есенина.


1



6.7

И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.


1



6.8

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах

Тэффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни».

1



6.9

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».


1



6.10

Контрольная работа (тестирование)

по творчеству Л.Н. Толстого, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина.


1



6.11

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».


1



6.12

А.С. Твардовский. Главы из поэмы «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы.

1



6.13

А.С. Твардовский. Главы из поэмы «Василий Тёркин». Героика и юмор в поэме. Характеристика Тёркина.


1




6.14


А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

1





6.15

В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1



6.16

Урок внеклассного чтения «У войны не детское лицо» по повести Ч.Айтматова «Ранние журавли»

1



6.17


Стихи и песни о Великой Отечественной войне1941-1945 гг.

1



6.18



Р.Р. Сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века».

1



6.19

Поэты русского зарубежья о Родине, родной природе


1



6.20

Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса. Тестирование.


1



7

Зарубежная литература


5



7.1

У.Шекспир. Сцены из трагедия «Ромео и Джульетта».


1



7.2

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии.


1



7.3

Вн. чт. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на устройства общества.


1



7.4

Вн. чт.В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго как исторический роман».


1



7.5

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Зачет

2




Итого: 68 часов