СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

представляется рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Матвеево-Курганская СОШ № 3

имени Героя Советского Союза А.М.Ерошина



«Рассмотрена»

Рассмотрена. Протокол заседания ШМО учителей

русского языка и литературы

от « 29 » августа 2017г. № 1

Руководитель ШМО

___________ /Хиврич Н.Г./

ФИО


Рекомендована к утверждению

педагогическим советом школы

от 30.08.2017г. №11


«Утверждаю»

Директор МБОУ Матвеево-Курганской СОШ № 3

Приказ № 256

от «30 » августа 2017г.


________/Рудковская А.В./

ФИО







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

(указать учебный предмет, курс)

основного общего образования, 8 класса «А»

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)





Количество часов – 68









Учитель Лебедь Лариса Владимировна

Ф.И.О.







2017 – 2018 учебный год







Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29 декабря 2012 №273- ФЗ (статьи 12, 13, 19, 28, 30, 47).

2. Федерального государственного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 с изменениями).

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный основного общего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897».

4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

5. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

6. Основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ Матвеево-Курганской сош №3 имени Героя Советского Союза А.М.Ерошина (утв. приказом от 31.08.2015 № 277) (с изм.);.

7. Учебного плана образовательного учреждения МБОУ Матвеево-Курганской сош №3 имени Героя Советского Союза А.М.Ерошина на 2017/2018 учебный год, принятого педагогическим советом от 30.08.17 №11, утверждённого приказом директора школы от 30.08.17 №256.

8. Основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ Матвеево-Курганской сош №3 имени Героя Советского Союза А.М.Ерошина.

9. Учебного плана образовательного учреждения МБОУ Матвеево-Курганской сош №3 имени Героя Советского Союза А.М.Ерошина на 2017/2018 учебный год, принятого педагогическим советом от 30.08.17 №11, утверждённого приказом директора школы от 30.08.17 №256.

10. Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов МБОУ Матвеево-Курганской сош №3 имени Героя Советского Союза А.М.Ерошина, принятого на педагогическом совете от 30.08.2017 г. №11, утверждённого приказом директора школы от 30.08.2017 г. №256.

11. Примерной программы курса литературы для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений под редакцией В.Я.Коровиной и др. Литература 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях, 5-е издание М., Просвещение, 2017 г.

12. Рабочей программы, ориентированной на учебник под редакцией В.Я.Коровиной и др. Литература 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях, 5-е издание М., Просвещение, 2017 г.

Согласно учебному плану, на изучение литературы отводится в 8 классе «А» 68 часов в год, однако в связи с вычетом часов, выпавших на праздничные дни, запланировано 67 часов, из них: уроков развития речи – 15 часов, 8 часов - внеклассного чтения, 4 часа – регионального компонента.

Срок реализации программы – 1 год

Выбор данной программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных классов, соответствует ФГОС, стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей. Программа предназначена для изучения литературы в 8 классе на базовом уровне и составлена из расчёта 2 часа в неделю (68 часов), но в связи с вычетом часов, выпавших на праздничные дни, запланировано 67 часов.

Программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе.

Кроме того, в курс литературы в 8 классе добавлено изучение регионального компонента для развития познания учащимися литературы донского фольклора и писателей родного края.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение определённых целей.


Цель изучения литературы в школе: – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Во второй группе курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В третьей возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — от метафоры до композиции.



Цели и задачи курса литературы в 8 классе

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высо­кими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в 

школе основывается на прин­ципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нрав­ственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатей­шими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Изучение литературы в основной школе направ­лено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени­ем, национальным самосознанием общерос­сийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых для успеш­ной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произве­дений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опираю­щийся на принципы единства художествен­ной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализи­ровать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами по­стижения смыслов, заложенных в художест­венном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного тек­ста, представление своих оценок и 

  • суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными дейст­виями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографи­ческий поиск, находить и обрабатывать необ­ходимую информацию из различных источни­ков, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведе­ниями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, ре­чевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основ­ной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образо­вательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающими­ся, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • установление требований к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образо­вательной программы 

  • социальными партнерами;

  • выявление и развитие способностей обучаю­щихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склон­ностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полез­ной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнитель­ного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творче­ства, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (закон­ных представителей), педагогических работ­ников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной сре­ды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы позна­ния и преобразования внешкольной соци­альной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, пси­хологов, социальных педагогов, сотрудни­честве с базовыми предприятиями, учреж­дениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психо­логического и социального здоровья обучаю­щихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, от­вечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, зада­чам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантно­сти, диалога культур и уважения его много­национального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям об­щего образования социальной среды раз­вития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проек­тирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий об­разования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения 

  • универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучаю­щегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образова­нию;

  • признание решающей роли содержания обра­зования, способов организации образователь­ной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социаль­ного развития обучающихся:

  • учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении об­разовательного процесса и определении об­разовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образователь­ных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарен­ных детей, детей-инвалидов и детей с ограни­ченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достиг­нуты при обращении к художественным произве­дениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и миро­вой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы позна­комить учащихся с классическими образцами миро­вой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художест­венных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художествен­ных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного тек­ста;

  • различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами коммента­рия, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаи­ческих текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным про­изведениям и на основе жизненных впечат­лений;

  • целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.


Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе — из­учение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из ос­новных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуника­тивных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой един­ство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хроноло­гического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 8 классе включа­ет в себя произведения русской и зарубежной лите­ратуры, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе — особенности труда писателя, его пози­ция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программе соблюдена системная направлен­ность — курс 8 класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.

  2. Древнерусская литература.

  3. Русская литература XVIII века.

  4. Русская литература XIX века.

  5. Русская литература XX века.

  6. Литература народов России.

  7. Зарубежная литература.

  8. Обзоры.

  9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и худо­жественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в * Мето­дическом письме о преподавании учебного предме­та “Литература” в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания на­изусть, списки произведений для самостоятельного чтения.


Содержание деятельности по предмету

В этой возрастной группе формируются пред­ставления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способ­ности общения с художественным миром произведе­ний разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности уча­щихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-лите­ратурные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — от ме­тафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техни­кой чтения, именно поэтому на уроках важно уде­лять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на взаимо­связь литературы и истории, что определяет подго­товку учащихся к восприятию курса на историко - литературной основе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литература»

● Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

● Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.

● Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

● Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.

● Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоящее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

  • освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

  • формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обоб­щения. устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос­нове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-­коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретации (в отдельных слу­чаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

  • восприятие на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений.



Содержание учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с исполь­зованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

 «Житие Александра Невского». Защита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество ли­тературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сати­рическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение фрагментов древ­нерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характе­ристика героев литературы XVII в. и их нравствен­ная оценка.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (5 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новные правила классицизма в драматическом произ­ведении.

Контроль­ная работа N° 1 (домашнее сочинение)  по комедии Д.И. Фонвизина «Не­доросль».

P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения.

Вн.чт. Николай Михайлович Карамзин «Наталья, боярская дочь». Повесть как произведение русского сентиментализма, построенного на историческом материале


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (36 ч)

Иван .Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Состав­ление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представ­ление).

P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотво­рения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нрав­ственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).

К.Р. Контрольная работа № 2 (домашнее сочинение) по произведениям А.С. Пушкина.

Внекл. чтен. А.С.Пушкин «Пиковая дама»

P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выра­зительного чтения. Участие в коллективном диало­ге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе срав­нительная). Составление анализа эпизода. Характе­ристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).

К. Р. Контрольная работа № 3 (сочинение ) по произведениям М.Ю. Лермонтова.

P.P.  Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на лите­ратурном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми­рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное яв­ление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в ли­тературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Шинель».

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Состав­ление плана анализа фрагмента драматического про­изведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование вырази­тельного чтения. Написание сочинения на литера­турном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Вн.чт. Иван Сергеевич Тургенев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. И.С. Тургенев как пропагандист русской лите­ратуры в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чте¬ния. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P. Контрольная работа №5 (сочинение «Нравственность в основе поступков героя рассказа «После бала».

Вн. чт. И.С.Тургенев «Ася». Психологизм повести.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Вн. чтен. К Паустовский «Телеграмма» - 1ч.

Рег. комп. Антон Павлович Чехов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. «Крыжовник». «Футляр» примитивного благополучия. «Казак. Рассказ-открытие».

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (18 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Александр Александрович Блок (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 6 Проект «Образ Пугачёва в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (4 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

P.P. Анализ главы из поэмы «Василий Тёркин». Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.

P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч) ????

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

P.P. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Уильям Шекспир (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и пись¬менный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).

Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.


Резерв (2 ч)


Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета „Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, на уроки регионального компонента, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.


Основные виды устных и письменных работ


Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.


Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героя или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 8 классе.


На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.


Учащиеся должны:

1. Иметь представление об отличии художественной литературы от научно-популярной; письменной литературы от произведений УНТ.

2. Знать и уметь применять на практике понятия, связанные с изучением художественного произведения (литературный герой, эпизод, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка).

3. Знать понятия, связанные с изучением стихотворной речи (строфа, ритм, рифма, стихотворные размеры).

4. Знать понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведений (эпос, лирика, драма, сказка, басня, баллада, поэма, рассказ, повесть, очерк, комедия).


Знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков;

  • знать основные теоретико-литературные понятия.


Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • определять тему и нравственные проблемы изученного художественного произведения;

  • выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями в произведении;

  • характеризовать героя произведения на основании его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, его речи и авторской характеристики;

  • сопоставлять героев произведения в соответствии с поставленной учителем или учеником проблемой;

  • выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

  • определять стихотворные размеры, рифму, ритм, особенности построения строфы;

  • практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров;

  • пользоваться справочным аппаратом книги, словарями и школьной справочной литературой;

  • пересказывать устно и письменно (изложение подробное, выборочное, сжатое) эпические произведения или их фрагменты;

  • работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное и др.;

  • оценивать характеры героев, их поступки;

  • заучивать наизусть и выразительно читать;

  • выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде;

  • писать сочинения на литературную тему;

  • участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.

Использовать

  • приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни;

  • уметь ориентироваться в окружающем мире;

  • уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы;

  • овладеть практическими навыками, необходимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.




Содержание учебного предмета, курса

(литература 8 класс «А»)

Курс рассчитан на 67 часов (2 часа в неделю).

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Из них:

Кол-во уроков развития речи

Кол-во уроков внекл. чтения

Кол-во уроков

регионального компонента

Контрольные работы

(сочинения) РР

1.

Введение

1

-

-

-

-

2.

Устное народное творчество

2

1

-

-

-

3.

Древнерусская литература

2

-

-

-

-

4

Из русской литературы ХУ111 века

5

-

1

-

1

5.

Из русской литературы 19 века

37

6

6

3

1

6

Из литературы 20 века

17

6

-

1

-

7.

Из зарубежной литературы

2

-

-

-


8.

Итоговые уроки, резервный урок

1

-

-

-

-

Итого

67

13

7

4

2


















Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса «А» МБОУ Матвеево-Курганской сош №3 имени Героя Советского Союза А.М.Ерошина на 2017 -2018 учебный год.


Описание работы: данное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС, предназначено для 8 класса по программе В.Я.Коровиной и рассчитано на 68 часов.


Пояснительная записка.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных стандартов второго поколения. Оно отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Главная цель обучения литературе в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, полноценного восприятия звучащей речи, научить их правильно и выразительно говорить и писать на родном языке.

Учебник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. в 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2016 г.

На усвоение программы в 8 классе предусмотрено федеральным базисным (образовательным) учебным планом при 5-дневной учебной неделе (из расчета 34 учебные недели) - 68 часов, т.е. 2 часа в неделю, однако в связи с вычетом часов, выпавших на праздничные дни, запланировано 67 часов.



п/п

Дата

Тема урока

Содержание урока

Количество часов

Введение ( 1час)

1

06.09

Русская литература и история

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

1

Устное народное творчество ( 2 часа. Из них: РР – 1 час)

2

07.09

В мире рус­ской народ­ной песни.


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

Художественное своеобразие песен. Отражение жизни народа в народной песне (выражение горя или радости. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.: «В темном лесе...»,

«Уж ты ноч­ка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Ча­стушки как малый песенный жанр.

1

3

13.09

P.P. Предания «О Пу­гачеве», «О покорении Сибири Ермаком».


Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Особенности содержания и формы народных преданий.


1

Древнерусская литература (2ч.)

4

14.09

Житие Александра Невского» (фрагмен­ты). Защита русских земель от на­шествия врагов. Духовный подвиг самопожертвования Александра

Невского

Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повети и жития.


1

5

20.09

Изображе­ние действительных и вымыш­ленных событий в повести «Шемякин суд»

Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.


1

Литература ХV111 века (5ч.. Из них: КР – 1ч,,+ Вн.чт. – 1 ч.)

6

21.09

Д.И.Фонвизин и его время. Сатириче­ская направ­ленность комедии Д.И. Фонви­зина «Недо­росль»

Слово о писателе. Создание «Недоросля». «Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Проблема воспитания истинного гражданина.


1

7

27.09

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.

Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего.

1

8

28.09

Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Простакова и её представления о жизни.

1

9

04.10

РР Подготовка к контрольной работе по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Составление плана. Систематизация материала. Вступление и заключение к выбранной теме.

1

10

05.10

Вн.чт.

Николай Михайлович Карамзин «Наталья, боярская дочь»

Знакомство с повестью как произведением русского сентиментализма, построенного на историческом материале

1

Литература Х1Х века (37 часов. Из них: РР- 6 час.+ КР – 1ч. + Вн.чт. – 6час. + Рег.чт - 3ч.)

11

11.10

Язвитель­ный сати­рик и бас­нописец И.А. Крылов Басня «Лягушки, просящие царя».


Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Мораль басни. 


1

12

12.10

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.


1

13

18.10

Истори­ческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Ры­леева

Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.



1

14

19.10

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Человек и природа сти­хотворения А.С. Пушки­на «Туча»

Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы. Особенность поэтической формы.

1

15

25.10

Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушки­на «К****» и «19 октя­бря»


Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)


1

16

26.10

История Пу­гачевского восстания в художест­венном про­изведении и историче­ском труде писателя и историка А.С. Пуш­кина

(«История Пугачева», «Капитан­ская дочка»)


Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).


1

17

08.11

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гри­нев.

Путь духовного становления главного героя. Нравственная оценка личности героя. Гринев – жизненный путь героя («Береги честь смолоду»). Гринёв и Савельич. Роль эпиграфов.

1

18

09.11

Маша Миронова - нравствен­ный идеал А.С. Пуш­кина в повести «Капитанская дочка»


Семья Маши Мироновой. Маша Миронова – милый А.С. Пуш­кину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Смысл названия романа.

1

19

15.11

Швабрин — антигерой повести А.С. Пуш­кина «Ка­питанская дочка»


Швабрин — антигерой повести А.С. Пуш­кина «Ка­питанская дочка»


1

20

16.11

P.P. Проект. Со­ставление электронной презентации «Герои по­вести “ Капитанская дочка” и их прототипы»


Со­ставление электронной презентации «Герои по­вести “ Капитанская дочка” и их прототипы»

1

21

22.11

Тема» русского бунта» и образ Пугачёва.

РР. Подготовка к домашнему сочинению.

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачёва. Пугачёв как историческое лицо и как художественный образ.

1

22

23.11

Вн.чтение.

А.С.Пушкин «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы

Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Германн как художественное открытие Пушкина. Композиция повести.

1

23

29.11

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы.

Краткий рассказ о писателе..

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя.

1

24

30.11

Судьба свободолюбивой личности в поэме «Мцыри»

Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

1

25

06.12

РР. Анализ эпизода из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Эпизод «Исповедь Мцыри»

1

26

07.12

Контрольная работа (сочинение) по произ­ведению М.Ю. Лер­монтова «Мцыри»


Контрольная работа (сочинение) по произ­ведению М.Ю. Лер­монтова «Мцыри»


1

27

13.12

Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания.


Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии.

1

28

14.12

Поворот русской драматургии к социаль­ной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина

Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера. Хлестаковщина как нравственное явление.

1

29

20.12

«Ревизор»: Разоблачение пороков чиновничества

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России в комедии «Ревизор». Цель автора – высмеять «все дурное в России»

1

30

21.12

«Ревизор».Хлестаковщина как общественное явление

Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

1

31

27.12

Вн.чт. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Образ «ма­ленького» человека в литерату­ре. Петербург как символ вечного ад­ского холода в повести «Шинель»

Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода.

1

32

28.12

Гуманистический смысл повести «Шинель»

Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича.

1

33

10.01

2018 г.

РР. Подготовка к домашнему сочинению по произ­ведениям Н.В. Гоголя


Подготовка к домашнему сочинению по произ­ведениям Н.В. Гоголя


1

34

11.01

Внекл. чтение Изображе­ние русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы» И.С. Туцргенева.

Изображе­ние русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»

1

35

17.01

Художест­венная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного го­рода» (отры­вок) М.Е. Салтыкова-Щедрина

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй.

1

36

18.01

Роман

М.Е. Салты­кова-Щед­рина «Исто­рия одного города» как пародия на официальные исторические сочинения

Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.


1

37

24.01

Нравственные проблемы рассказа Н.С. Леско­ва «Старый гений»

Слово о писателе. Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.


1

38

25.01

Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы.. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта.

1

39

31.01

Особенности композиции, психоло­гизм расска­за Л.H. Тол­стого «После база»


Особенности композиции, психоло­гизм расска­за Л.H. Тол­стого «После база»

Автор и рассказчик в произведении. Контраст как средство раскрытия конфликта.

1

40

01.02

PP. Подготовка к сочинению. Нравствен­ность в ос­нове поступ­ков героя рассказа Л.H. Толсто­го «После бала»

Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

1

41

07.02

Вн.чтение

Иван Сергеевич Тургенев «Ася»


Психологизм повести

1

42

08.02

Вн. чт. А.С. Пуш­кин «Цветы последние

милей…», М.Ю. Лер­монтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

Поэзия родной природы в стихотворениях А.С. Пуш­кин «Цветы последние

милей…», М.Ю. Лер­монтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

1

43

14.02

PP. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами…» Поэтическое изображе­ние родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания

Поэзия родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания в творчестве А.А.Фета «Первый ландыш», А.Н. Май­кова «Поле зыблется цветами…»

1

44

15.02

Вн.чт. Испытание на истинную человечность в рассказе К.Паустовский «Телеграмма»


Лиризм прозы писателя.

Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Компо­зиция рассказа.


1

45

21.02

Рег.комп.

История о любви и упущен­ном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви»

Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы.

1

46

22.02

Рег.комп.

А.П.Чехов «Крыжовник»

«Футляр» примитивного благополучия

1

47

28.02

Рег.комп.

А.П.Чехов «Казак»

Рассказ-открытие

ЛШ 7,2009 с.28-31

1

Из русской литературы ХХ века ( 17 часов. Из них: РР - 6 ч. + Рег.комп. – 1ч.)

48

01.03

Повествова­ние о любви в различных ее состояни­ях и в раз­личных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»

И.А.Бунин. «Кавказ»:проблемы счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

1

49

07.03

PP. Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и сча­стья в семье (по рассказу «Куст сире­ни» А.И. Ку­прина)

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

1

50

14.03

PP.Историческая тема в стихо­творении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл

Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


1

51

15.03

Историческая тема в поэме С.Есенина «Пугачёв»

Слово о поэте. Характер Пугачёва в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

1

52

21.03

РР. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.Пушкина и С.Есенина

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.Пушкина и С.Есенина

1

53

22.03

И.С. Шме­лев. Рас­сказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем»

Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники).

1

54

04.04

Писатели улыбаются.

РP. Журнал «Са­тирикон». Тэффи, О. Дымов,

А.Т. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработан­ная «Сатириконом» (отрывки). Проект

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.



1

55

05.04

Тэффи. Рас­сказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе

Слово о писателе. Сатира и юмор в рассказе Н.Теффи «Жизнь и воротник»

1

56

11.04

PP. М.М. Зо­щенко. Рассказ «Ис­тория болез­ни». Сатира и юмор в рассказе

Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание

1

57

12.04

М.А. Осоргин. Со­четание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

Слово о писателе. Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание

1

58

18.04

А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»

Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.


1

59

19.04

РР А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы «Василий Теркин»

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы.

1

60

25.04

Рег. комп. Виталий Закруткин «Матерь человеческая»

Расширить читательский кругозор учащихся

1

61

26.04

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.В. Иса­ковский , Б.Ш. Окуджава.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.В.Исаковского.

«Катюша», «Враги со­жгли род­ную хату»; Б.Ш. Оку­джава «Пе­сенка о пе­хоте», «Здесь птицы не поют»

1

62

03.05

Лирические и героиче­ские песни о Великой Отечествен­ной войне . А.И. Фать­янов «Со­ловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги».

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину

1

63

10.05

Автобиогра­фичность рассказа В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет»

Слово о писателе. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

1

64

16.05

Мечты и ре­альность довоенного детства в рассказе В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет»

Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

1

Зарубежная литература (2 часа) + Рез. – 1 часа

65

17.05

Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта».

«Вечные проблемы» в трагедии

Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и веч­ной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.


1

66

23.05

Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественность буржуа.

Слово о писателе. Признаки классицизма в драме.. Интрига в пьесе Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Герой-резонёр, носитель разумного начала в пьесе. Сатирический образ господина Журдена.

1

67

24.05

Резерв.


1



Лист корректировки

Календарно-тематического планирования

2017 – 2018 учебного года

Учитель Лебедь Лариса Владимировна

Предмет литература

Класс 8 «А»

_____четверть


По рабочей программе

Корректировка

Количество уроков по плану

Количество уроков по факту

Дата урока

Тема урока

Дата

Причина коррекции

Способ коррекции