СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету « Литература » адресована обучающимся 8 класса МБОУ «Новопогощенская СОШ».


Разработана в соответствии с нормативными документами:


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017 года;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции от 31.12.2015

3.Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Новопогощенская СОШ».

4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования (приказ № 253 от 31.03.2014, (с изменениями на 21 апреля 2016 года));

5. Учебный план МБОУ «Новопогощенская СОШ»» на 2020– 2021 учебный год, который отводит на изучение предмета 70 часов за один год обучения в 8 классе, в неделю –2 часа.

6.Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. Рабочие программы. 5-9 классы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы. М.:«Просвещение» 2014 год (электронный вариант);

7.Учебник «Литература» 8 класс в 2 частях /авторы: В.Я Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2016г.


Особенность по отношению к ФГОС: программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС.




Цели обучения литературе в основной школе

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высо­кими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на прин­ципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нрав­ственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатей­шими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Изучение литературы в основной школе направ­лено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени­ем, национальным самосознанием общерос­сийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых для успеш­ной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произве­дений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опираю­щийся на принципы единства художествен­ной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализи­ровать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами по­стижения смыслов, заложенных в художест­венном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного тек­ста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными дейст­виями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографи­ческий поиск, находить и обрабатывать необ­ходимую информацию из различных источни­ков, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведе­ниями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, ре­чевом самосовершенствовании.

Цели изучения литературы могут быть достиг­нуты при обращении к художественным произве­дениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и миро­вой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы позна­комить учащихся с классическими образцами миро­вой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе — из­учение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из ос­новных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуника­тивных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стили­стически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой един­ство словесного искусства и основ науки (литерату­роведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хроноло­гического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 8 классе включа­ет в себя произведения русской и зарубежной лите­ратуры, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе — особенности труда писателя, его пози­ция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программе соблюдена системная направлен­ность — курс 8 класса представлен разделами:

Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII века.

Русская литература XIX века.

Русская литература XX века.

Литература народов России.

Зарубежная литература.

Обзоры.

Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и худо­жественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в * Мето­дическом письме о преподавании учебного предме­та “Литература” в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания на­изусть, списки произведений для самостоятельного чтения.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования предмет «Литература»  входит в предметную область «Филология». Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Базисный учебный план МБОУ «Новопогощенская СОШ» отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета в 8 классе, рассчитан на 35 учебных недель,2 урока в неделю.





ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоящее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обоб­щения. устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос­нове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретации (в отдельных слу­чаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

восприятие на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений.


 

Содержание тем учебного курса

Введение(1ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.



.Устное народное творчество (2ч )

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…», «вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.


Из древнерусской литературы (2ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17-го века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.


Из литературы 18-го века (3ч +1ч )

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.


Из литературы 19-го века (33 + 4ч)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.


Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

\ «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванным из родной среды и воспитанном в чужом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в х\п.




Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.


Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.



Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Поэзия родной природы

А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н. Майков. «Поле зыблется цветами…».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Из русской литературы 20 века (20+4ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.


Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).


Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображений исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.


М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Сатира и юмор в рассказ сатириконцев.


Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.



Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.


Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы (8ч)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17-й век – эпоха расцветания классицизме в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Учебно-тематический план



п\п

Название раздела

Кол-во

часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Древнерусская литература

2

4.

Литература XVIII века

3

5.

Русская литература XIX века

33

6.

Русская литература XX

20

7.

Зарубежная литература

8

8.

Итоговые уроки

1


Всего:

70

















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Кол-во

час.

Дата по плану

По плану

факт

1

Введение.

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1




Устное народное творчество(2часа)


2

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях.

Особенности художественной формы произведений УНТ.

1



3

Предание«ОПугачёве»,«О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы.

1



Древнерусская литература(2часа)


4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

1



5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

1



Русская литература 18 века (4 часа)


6

Д.И.Фонвизин-«сатиры местной властелин». Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность пьесы. Теория литературы. Понятие о классицизме.

1



7

Анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль», «Экзамен Митрофанушки». Анализ эпизода драматического произведения.

1



8

Контрольный тест по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1



Литература 19 века (33часа+4часа)


9

А.И.Крылов «Лягушки, просящие Царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен.

1



10

И.А.Крылов -поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова- журналиста, музыканта, писателя, философа.

1



11

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака.

1



12

А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики поэта. Стихотворения «Туча», «К***»(«Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября».

1



13

А.С.Пушкин и история. Урок-семинар (на основе изученного в 6-7 классах)

1



14

А.С.Пушкин «История Пугачёва»

История пугачёвского восстания в худ. произведении и историческом труде писателя.

1



15

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1



16

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.


1



17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина.

1



18

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.


1



19

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Подготовка к домашнему сочинению по роману.

1



20

А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблемы человека и судьбы.Система образов и персонажей в повести.

1



21

Контрольная работа по повести А.С.Пушкина

1



22

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве.

1



23

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания, тема, идея, композиция, своеобразие поэмы. Мцыри как романтический герой.

1



24

Особенности композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.

1

1


25

Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

«Анализ эпизода в поэме» (по выбору учащихся)

«Мцыри как романтический герой»

«Природа и человек в поэме».

1



26

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в худ. Творчестве. (с обобщением изученного в 5-7 классах)

1



27

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки.

1



28

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». Страх перед ревизором как основа развития действия в комедии.

1



29

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1



30

Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к дом. сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».

1



31

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

1



32

Мечта и реальность в повести «Шинель».

Образ Петербурга в повести. Роль фантастики в повествовании.

1



33

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно- политическая сатира на общественные порядки. Средства создания комического.

1



34

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»

1



35

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина


1



36

Н.С.Лескова. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1



37

Л.Н.Толстой. Слово о писателе Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала» Образ рассказчика. Главные герои.

1



38

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приём изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказов.

1



39

Нравственные проблемы повести Л.Н. «Отрочество»

1



40

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

1



41

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви»(из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

1



Литература 20 века(20 часов+4РР)


42

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина - прозаика.

1



43

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

1



44

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к дом. Сочинению по творчествуН.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

1



45

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории.

1



46

С.А.Есенин. Слово о поэте.«Пугачёв» – поэма на историческую тему Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

1



47

Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.

1



48

И.С.Шмелёв. Слово о писателе «Как я стал писателем».- вспоминание о пути к творчеству.

1



49-50

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни».


2



51

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1



52

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина.

1



53

А.Т.Твардовский Слово о писателе. Поэма «Василий Тёркин» Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

1



54

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторскиё характер образа В.Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.



1



55

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство писателя в поэме.

1



56

А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

1



57

Урок-концерт. Стихи и песни о ВОВ. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»).


1



58-59

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

2



60

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведения по выбору учащихся).

1



61

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти , надежды.

1




Зарубежная литература (8 часов)



62

У.Шекспир. Слово о писателе. «»Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

1



63

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.


1



64-

65

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера.

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

2



66-

67

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство

2



68-

69

В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.


2




70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1









Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса


Литература для учителя.

1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.  Москва: «Просвещение», 2016 г

3. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006

6. Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс». — М.: ВАКО, 2015.

7.Н.В.Беляева. «Уроки литературы в 8 классе.» Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2014.

8.В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)

10. М.А. Маркитанова. «Дидактические материалы  по литературе. 8 класс.». М.: «Экзамен», 2014.


 Литература для учащихся

1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.  Москва: «Просвещение», 2016 г

2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.

3. «Читаем, думаем, спорим..». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006

4. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.

6. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)




Интернет-ресурсы:


Художественная литература:

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»


Обучающийся научится:

- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

- Различать эпические, лирические и драматические произведения.

- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

- Находить ошибки и редактировать черновые вариан­ты собственных письменных работ.

- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

- Давать анализ отдельного эпизода.

- Находить изобразительно-выразительные средства в тексте.

- Конспектировать литературно-критическую статью.


Ученик получит возможность научиться:

- выражать свое отношение к прочитанному, сравнивать и сопоставлять;

-самостоятельно строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, подбирая аргументы, формулируя выводы, используя выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и обоснованно отстаивать свою;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая справочную литературу, периодику, Интернет-ресурсы и др. базы данных.


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!