СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 8 класс»



Раздел V. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе.

п/п

Дата

Тема и тип урока

Планируемые результаты

Решаемые проблемы

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

По плану

Факт

Личностные

Метапредметные


Предметные

Введение (1 ч)

1



Русская литература и история.

Урок «от­крытия» нового знания

Формирование «стартовой» моти­вации к обучению

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной лите­ратуре

Умение опреде­лять идейно-исто­рический замысел художественного произведения

Какова русской литературы и истории?


Сознательное, беглое чтение художественных, публицистических, научно-познавательных текстов

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых сервисов и анализ результатов поиска.

Отбор материала для ответа на поставленный вопрос, различение главной и второстепенной информации.

Построение логичного, доказательного суждения.

Устное народное творчество (3 ч)

2



Русские народные песни. Исторические песни.



Урок «от­крытия» нового знания

Формирование целостного, соци­ально ориентиро­ванного представ­ления о жизни, быте и культуре наших предков

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Умение опре­делять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую направленность

Каковы сюжетно-композиционные признаки произ­ведений устного народно­го творче­ства?


Выразительное чтение русских народных песен и преданий с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям.

3



Р.Р.Защита проекта «русские народные песни», «Предания».

Урок общеметодической направленности



Кванториум

Формирование устойчивой моти­вации к индивидуальной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу, планировать и регули­ровать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Умение опреде­лять жанровое свое­образие преданий, житийной литера­туры

Как на-

учиться

формулировать

вопросы

по тексту

произведения? Как на­учиться выпол­нять про­ектную работу?

Выразительное чтение русских народных песен и преданий с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям.

Из древнерусской литературы (2 ч)

4



Житие Александра Невского» (фрагмен­ты). Защита русских земель от на­шествия врагов.

Урок «открытия»

Нового знания

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять об­щую цель и пути ее достижения.

Умение находить композиционно- жанровые признаки житийной литера­туры



Каковы жанрово-компози­ционные особен­ности жития?

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в житии: словесное рисование, иллюстрирование.


5



Изображе­ние дей­ствительных и вымыш­ленных событий в повести «Шемякин суд».

Урок об­щемето­дической направ­ленности


Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания.

Опреде­ление жанровых при­знаков сатирической повести


Как на­учиться анали­зировать текст?


Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в житии: словесное рисование, иллюстрирование.


Из русской литературы ХVIII века (3ч)

6



Сатириче­ская направ­ленность комедии Д.И. Фонви­зина «Недоросль».

Урок «открытия»

новогознания


Формирование этических чувств, доброжелательно­сти и эмоциональ­но-нравственной отзывчивости

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу, планировать и регули­ровать свою деятельности. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Опреде­ление идейно-этиче­ской направленности комедии

Каковы жанрово-компози­ционные особен­ности жития?

Определение идейно-этической направленности комедии «Недоросль»

Анализ эпизода драматического произведения.

Иссле­дование текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, ком­позицию, вырази­тельные средства

7



Речевые характе­ристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Урок ре­флексии

Формирование внутренней пози­ции школьника на основе по­ступков положи­тельного героя, формирование нравственно-эти­ческой ориента­ции, обеспечиваю­щей личностный моральный выбор

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Владение изученной терми­нологией по теме, выразительным чте­нием и рецензирова­нием выразительного чтения отрывков комедии

Как на­учиться анали­зировать текст

Определение идейно-этической направленности комедии «Недоросль»

Анализ эпизода драматического произведения.

Иссле­дование текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, ком­позицию, вырази­тельные средства

8



Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

К.Р. Урок разви­вающего контроля

Знание изученной терми­нологии по теме, владение навыками устной и письменной моно­логической речи

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности.

Формирование навыков иссле­дования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, ком­позицию. вырази­тельные средства

Как на­учиться самодиа­гностике?

Определение идейно-этической направленности комедии «Недоросль»

Анализ эпизода драматического произведения.

Иссле­дование текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, ком­позицию, вырази­тельные средства

Из русской литературы XIX века (35 ч) Иван Андреевич Крылов (2 Ч)

9



Язвитель­ный сати­рик и бас­нописец И.А. Крылов.

Урок об­щемето­дической направ­ленности


Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять об­щую цель и пути ее достижения.

Умение находить цитатные примеры из басни для состав­ления аргументации

Как на­учиться анали­зировать текст?

Выразительное чтение басен с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям.

Заучивание басни наизусть.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

Выявление языковых особенностей басенного языка, сближающих басню с разговорной речью.

Сопоставление иллюстраций к басне с текстом, при котором выявляются особенности трактовки художником литературного произведения.

Сопоставление жизненного материала, положенного в основу басни, с её художественным сюжетом, при котором выявляется замысел баснописца.

Анализ построения басни.

Выявление аллегорического смысла басни, нравственной проблематики произведения. Подбор разных жизненных ситуаций, к которым может быть применена мораль басни.

Участие в инсценировке басни.

10



Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование на­выков самоанализа и самоконтроля, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, назы­вать и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуля­ции эмоциональных состояний.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Понимание смысла произведения И.А. Крылова

Как на­учиться анали­зировать текст?

К. Ф. Рылеев (1 ч)

11



Истори­ческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Ры­леева.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование устойчивой моти­вации к активной деятельности в со­ставе пары, группы

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при само­диагностике.

Умение участво­вать в коллективном диалоге

Как на­учиться анали­зировать текст?

Участие в выполнении групповых проектов

А.С.Пушкин (9 ч)

12



P.P.Разноплановость содер­жания сти­хотворения А.С. Пушки­на «Туча».

Урок об­щемето­дической направ­ленности



Кванториум

Формирование на­выков самоанализа и самоконтроля, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и дости­гать в нем взаимо­понимания

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные:уметь анализировать стихо­творный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Умение анализи­ровать текст стихо­творения

Как на­учиться анали­зировать текст?

Различие лирического и лироэпического стихотворений, рассказа и повести. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними.























Составление плана событий рассказа.



























Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

























Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении, смены настроений в лирическом стихотворении.





































Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.













Выявление роли художественных описаний в произведении.











Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

13



P.P. Темы любви и дружбы в стихо­творениях А.С. Пушки­на «****» и «19 октя­бря».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование на­выков самоанализа и самоконтроля

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания.

Умение правиль­но и четко давать ответы на поставлен­ные вопросы

Как на­учиться навыкам сопоста­вительно­го анали­за?

14



История Пугачевского восстания в художест­венном про­изведении и историче­ском труде писателя и историка А.С. Пуш­кина («История Пугачева», «Капитан­ская дочка»).

Урок рефлексии

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания.

Умение аргумен­тировать свою точку зрения

Как на-

учиться

аргумен-

тировать

свой от-

вет?

15



Петр Гри­нев: жизнен­ный путь, формиро­вание его характера в повести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка».

Урок ре-

флексии


Формирование устойчивой моти­вации к обучению и самосовершен­ствованию

Познавательные: узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с со­держанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Понимание, умение выразительно читать текст повести; про­изводить самостоя­тельный и групповой анализ фрагментов текста

Как на-

учиться

аргумен-

тировать

свой от-

вет?

16



P.P. Маша Миронова - нравствен­ная красота героини по­вести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка».

Урок ре-

флексии




Формирование навыков анализа, самоанализа и са­моконтроля

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа(тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Умение анализи­ровать текст повести с позиции ее идей­но-тематической направленности

Как на­учиться анали­зировать текст повести?

17



Швабрин — антигерой повести А.С. Пуш­кина «Ка­питанская дочка».

Урок ре-

флексии




Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, клас­сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной ли­тературе; устанавливать причинно-след­ственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Умение опреде­лять значение картин быта XVIII в. для по­нимания характеров и идеи повести

Как на­учиться анали­зировать текст повести?

18



P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои по­вести «Капитанская дочка” и их прототипы».

Урок ре-

флексии




Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консультативной помощи учителя

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Умение сопостав­лять литературных героев с их прототи­пами

Как на­учиться анали­зировать текст повести?

19



P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои по­вести «Капитанская дочка” и их прототипы».

Урок ре-

флексии



Кванториум

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консультативной помощи учителя

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Умение сопостав­лять литературных героев с их прототи­пами

Как на­учиться анали­зировать текст повести?

20



Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

К.Р. Урок разви­вающего контроля


Формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Умение проектировать и реа­лизовывать индивидуальный маршрут восполне­ия проблемных зон в изученных темах

Как на­учиться самодиа­гностике?

М.Ю. Лермонтов (5ч)

21



«Мцыри» М.Ю. Лер­монтова как романтическая поэма.

Урок ре-

флексии


Формирование навыков исследо­вательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Владение изученной термино­логией по теме, навыками устной монологиче­ской речи

Как на-

учиться

аргумен-

тировать

свой от-

вет?

Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

Заучивание наизусть стихотворения или небольшого прозаического текста, содержащего описание отрывка. Письмо по памяти.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

22



Трагическое противопо­ставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лер­монтова «Мцыри».


Формирование навыков само­диагностики по результатам исследовательской деятельности

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию ре­флексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять актив­ность для решения коммуникативных и по­знавательных задач.

Умение выявлять характерные худо­жественные средства и приемы лиро-эпи­ческого изображения

Как на­учиться навыкам сопоста­вительно­го анали­за?

23



Особенности компози­ции поэмы М.Ю. Лер­монтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэ­мы.

Урок об­щемето­дической направ­ленности


Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на собы­тия и поступки героев.

Умение анализи­ровать эпизод художественного произведения

Как на­учиться анали­зировать поэти­ческий текст

24



P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл фи­нала поэмы. Проект.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование на­выков исследова­тельской деятель­ности, готовности и способности вести диалог с дру­гими и достигать в нем взаимопони­мания

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Владение изученной терми­нологией по теме, навыками устной и письмен­ной монологической речи

Как на­учиться анали­зировать текст?

25



Контрольная работа № 3 по произ­ведениям М.Ю. Лер­монтова.

К.Р. Урок разви­вающего контроля




Формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Умение про­ектировать и реа­лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Как на­учиться самодиа­гностике?

Н.В. Гоголь (7 ч)

26



«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью».

Урок об­щемето­дической направ­ленности


Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Опре­деление авторского отношения к героям, идейно-эмоцио­нальное содержание комедии

Как на­учиться опре­делять авторское отноше­ние к ге­роям?

Выразительное чтение драматического и эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям.

Инсценирование эпизодов комедии «Ревизор»

Рассказ о литературном герое с включёнными в него элементами характеристики.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Редактирование своих письменных творческих работ и сочинений сверстников.

27



Поворот русской драматургии к социаль­ной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»

(антикоррупционная тема).

Урок «от­крытия» нового знания

Формирование навыков самостоя­тельной работы по алгоритму вы­полнения задачи

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихо­творный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Понимание смысла произведения и умение видеть идею

Как на­учиться состав­лять устную моноло­гическую речь? Каково своеоб­разие комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

28



P.P. Образ «ма­ленького» человека в литерату­ре. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проект.

Урок ре-

флексии

Формирование устойчивой моти­вации к самосовершенствованию

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Выпол­нение индивидуального задания в проектной деятельности группы

Как на­учиться выпол­нять индиви­дуальное задание в про­ектной коллек­тивной деятель­ности

29



P.P. Шинель как последняя надежда со­греться в хо­лодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»).

Урок об­щемето­дической направ­ленности


Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Выявление художественных осо­бенностей поэмы

Как на­учиться опре­делять авторское отноше­ние к ге­роям?

30



Петербург как символ вечного ад­ского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Урок ре-

флексии




Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Обобщение и си­стематизация полученных знаний, владение навыками анализа текста

Как на­учиться выпол­нять индиви­дуальное задание в про­ектной коллек­тивной деятель­ности

31



Роль фанта­стики в про­изведениях Н.В. Гоголя.

Урок ре-

флексии




Формирование мо­тивации к индиви­дуальной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа(тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Опреде­ление роли фантасти­ки в произведении

Как вы­полнять анализ поэти­ческого текста?

32



Контрольная работа № 4 по произ­ведениям Н.В. Гоголя.

К.Р. Урок разви­вающего контроля




Формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Умение про­ектировать и реа­лизовывать ин­дивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Как на­учиться самодиа­гностике?

И.С. Тургенев (1ч)

33



Изображе­ние русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на собы­тия и поступки героев.

Состав­ление характеристики героя (-ев)

Как на­учиться опре­делять авторское отноше­ние к ге­роям?

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении.

М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч)

34



Художест­венная сатира на со­временные писателю порядки в романе «История одного го­рода» (отры­вок)

(антикоррупционный урок).

Урок ре-

флексии

Формирование навыков самодиа­гностики по алго­ритму выполнения задачи при кон­сультативной по­мощи учителя

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии. ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Опреде­ление сатирических способов художест­венного изображе­ния действительно­сти

Как вы­полнять анализ поэти­ческого текста?

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении.

35



Роман

М.Е. Салты­кова-Щед­рина «Исто­рия одного города» как пародия на официальные исторические сочинения

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консультативной помощи учителя

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Опреде­ление признаков ли­тературной пародии в художественном тексте

Как на­учится приемам устного иллюст­рирова­ния?


Н.С. Лесков (1ч)

36



Сатира на чинов­ничество в рассказе Н.С. Леско­ва «Старый гений»

(антикоррупционный урок).

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование устойчивой моти­вации к индивиду­альной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности.

Умение аргументировать свои ответы

Как на­учиться состав­лять ци­татный план для пе­ресказа отрывка?

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении.

Л.Н. Толстой (3 ч)

37



Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Тол­стого.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять об­щую цель и пути ее достижения.

Грамотное выстраи­вание внутренней мо­нологической речи

Как на­учиться состав­лять ци­татный план для пе­ресказа отрывка?

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении.

38



Психоло­гизм расска­за Л.H. Тол­стого «После бала».

Урок об­щемето­дической направ­ленности


Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Выпол­нение индивидуального задания в коллек­тивной проектной деятельности

Как на­учиться состав­лять ци­татный план для пе­ресказа отрывка?

39



P.P. Нравствен­ность в ос­нове поступ­ков героя рассказа J1.H. Толсто­го «После бала».

Урок об­щемето­дической направ­ленности


Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Состав­ление устного портрета героя

Как на­учиться находить способы выра­жения авторской позиции в тексте?

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (2ч)

40



Вн. чт. А.С. Пуш­кин «Цветы последние

милее...», М.Ю. Лер­монтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование мо­тивации к индиви­дуальной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием.

Регулятивные: формировать ситуацию са­морегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Умение анализировать поэтический текст

Каковы жанрово-композиционные особен­ности лирики Ф.И. Тютчева,

М.Ю. Лер­монтова,

А.С. Пуш­кина?


Прослеживание развития смены настроений в лирическом стихотворении.

Выявление роли художественных описаний в произведении.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка.

Выразительное чтение лирического произведения.

41



P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображе­ние родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Вырази­тельное, осмысленное чтение текста по образцу из фоно­хрестоматии

Как на­учиться анали­зировать поэти­ческий текст

Прослеживание развития смены настроений в лирическом стихотворении.

Выявление роли художественных описаний в произведении.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка.

Выразительное чтение лирического произведения.

А.П. Чехов ( 2 ч)

42



История о любви и упущен­ном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви».

Урок ре-

флексии


Формирование навыков самодиа­гностики по алго­ритму выполнения задачи при кон­сультативной по­мощи учителя

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Умение опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание рассказа

Каков алгоритм прове­дения анализа текста?

Выразительное чтение произведения, в том числе по ролям, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Опреде­ление особенности повествования А.П. Чехова.

43



Психо­логизм рассказа А.П. Чехова «О любви».

Урок ре-

флексии


Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Умение опреде­лять особенности повествования А.П. Чехова

Каков алгоритм прове­дения анализа текста?

Из русской литературы X века (19 ч) И. А. Бунин (1 ч)

44



Повествова­ние о любви в различных ее состояни­ях и в раз­личных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».

Урок ре-

флексии


Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию


Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно. Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Умение анализи­ровать художественный прозаический текст


Как на­учиться работать с текстом в подборе аргу­ментов для рассу­ждения?


Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Выявление роли художественных описаний в произведении.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

А. И. Куприн (1ч)

45



P.P. Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и сча­стья в семье (по рассказу «Куст сире­ни» А.И. Ку­прина).

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование мо­тивации к индиви­дуальной и коллек­тивной творческой деятельности


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Умение анализи­ровать текст рассказа


Как на­учиться форму­лировать тему

Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

Определение темы и основной идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики произведения.

А. А. Блок (1ч)

46



P.P.Историче­ская тема в стихо­творении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выби­рать текст для чтения в зависимости от по­ставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Определение темы и идеи поэтического текста

Как на­учиться анали­зировать поэти­ческий текст

Опреде­ление темы и идеи поэтического текста.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте

С.А. Есенин (2 ч)

47



Поэма «Пугачев» С.А. Есени­на на исто­рическую тему.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Умение опре­делять языковые и композиционные особенности поэмы

Как на­учиться анали­зировать поэти­ческий текст

Опреде­ление темы и идеи поэтического текста.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте.

Исследование поэтического текста на историческую тему.

48



Контрольная работа № 5 по твор­честву С.А. Есенина и А.А. Блока.

К.Р. Урок разви­вающего контроля


Формирование устойчивой мо­тивации к ин­дивидуальной и коллективной диагностической деятельности

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения.

Умение про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Как на­учиться самодиа­гностике?

Опреде­ление темы и идеи поэтического текста.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте.

Исследование поэтического текста на историческую тему.

И.С. Шмелев (1Ч)

49



И.С. Шме­лев. Рас­сказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной лите­ратуре.

Опреде­ление особенностей повествования И.С. Шмелева

Как на­учиться форму­лировать тему

Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

Определение темы и основной идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики произведения.

Писатели улыбаются. (4 ч)

50



P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи,

О. Дымов,

А.Т. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработан­ная «Сатириконом» (отрывки). Проект.

Урок «от­крытия» нового знания

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Владение изученной терми­нологией по теме, навыками устной монологиче­ской речи, умение выпол­нять индивидуальное задание в проектной группе

Каковы основные идейно-нрав­ственные проблемы литерату­ры?

Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе.

Осмысленное употребление в речи терминологией по теме.

Выявление приемов создания смешного.

51



Тэффи. Рас­сказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

Урок ре-

флексии


Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности.

Умение аргументировать свой ответ

Каковы особен­ности речи

в рассказе?

Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе.

Осмысленное употребление в речи терминологией по теме.

Выявление приемов создания смешного.

52



P.P. М.М. Зо­щенко. Рассказ «Ис­тория болез­ни». Сатира и юмор в рассказе

Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста и составлять раз­вернутое сообщение.

Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить чужие нравственные прин­ципы со своими.

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Умение выделять приемы сатириче­ского изображения действительности в рассказе

Каковы особен­ности речи

в рассказе

Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе.

Осмысленное употребление в речи терминологией по теме.

Выявление приемов создания смешного.

53



М.А. Осоргин. Со­четание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

Урок «от­крытия» нового знания

Опреде­ление особенностей повествования М.А. Осоргина

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Как со­ставить характеристику героя?

Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе.

Осмысленное употребление в речи терминологией по теме.

Выявление приемов создания смешного.

А.Т. Твардовский (2ч)

54



Жизнь наро­да на крутых переломах и поворотах истории в произведе­нии А. Твар­довского «Василий Теркин».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности.

Умение аргумен­тировать свой ответ

Как на­учиться анали­зировать поэти­ческий текст

Осмысление жизненной основы стихотворений о войне, знакомство с фактами биографии, обусловившими темы стихотворений поэтов.

Чтение стихотворения наизусть.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка.

Динамика картин и настроений в лироэпическом и лирическом стихотворениях.

Характеристик героев стихотворений на основе их поступков и переживаний.

55



Контрольная работа № 6 по твор­честву А. Т. Твардов­ского.

К.Р. Урок разви­вающего контроля




Формирование навыков диагно­стической деятель­ности

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием.

Регулятивные: формировать ситуацию са­морегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Умение про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Как на­учиться самодиа­гностике?

Стихи и песни о Великой Отечественной войне ( обзор) (2 ч)

56



М.В. Иса­ковский «Катюша», «Враги со­жгли род­ную хату»; Б.Ш. Оку­джава «Пе­сенка о пе­хоте», «Здесь птицы не поют».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование мо­тивации к индиви­дуальной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Умение опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание произведений о вой­не

Как на­учиться анали­зировать поэти­ческий текст

Сопоставление репродукций картин и стихотворений на военные темы, выявление общих мотивов, смысла, идейной близости произведений искусства слова и живописи.

Прослушивание песен.

Выразительное чтение лирических и лироэпических произведений, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

57



А.И. Фать­янов «Со­ловьи»;Л.И. Оша­нин «Дороги». Лирические и героиче­ские песни о Великой Отечествен­ной войне.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминоло­гию и полученные знания.

Умение опре­делять жанрово­-композиционные особенности песен о Великой Отечест­венной войне

Как на­учиться сопостав­лять лите­ратурных героев

В.П. Астафьев (3 ч)

58



Автобиогра­фический характер рассказа В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет».

Урок «от­крытия» нового знания

Формирование мо­тивации к индиви­дуальной и коллек­тивной творческой деятельности

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.


Умение опре­делять идейно-те­матическое свое­образие рассказа В.П. Астафьева

Как со­ставить характеристику героя?

Опре­деление идейно-те­матического свое­образия рассказа В.П. Астафьева.

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

59



Мечты и ре­альность военного детства в рассказе В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Приме­нение алгоритма анализа текста

Как на-

учиться

анали-

зировать эпизод?

60



Контрольная работа № 7 по произве­дениям о Ве­ликой Оте­чественной войне.

К.Р. Урок разви­вающего контроля


Формирование навыков диагно­стической деятель­ности

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием.

Регулятивные: формировать ситуацию са­морегуляции эмоциональных состояний.. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Умение про­ектировать и кор­ректировать индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон в изученных темах

Как на­учиться самодиа­гностике?

Русские поэты о родине, родной природе (обзор) (2 ч

61



И.Ф. Аннен­ский

«Снег»;

Д.С. Ме­режковский

«Родное»,

«Не надо звуков»;

Н.А. Забо­лоцкий «Ве­чер на Оке»,

«Уступи мне,

скворец, уголок...»;

Н.М. Рубцов

«По ве­черам»,

«Встреча».

«Привет, Россия...».

Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию ре­флексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять актив­ность для решения коммуникативных и по­знавательных задач.

Выявление характерных особен­ностей лирики о при­роде

Как на­учиться сопостав­лять лите­ратурных героев

Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

Заучивание наизусть стихотворения

62.



Поэты рус­ского зарубе­жья: Н.А. Оцуп, З.Н. Гиппиус, Дон-Аминадо,

И.А. Бунин.

Общее и индивидуальное в про­изведениях русских поэтов о Родине.

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотне­сении с позицией автора текста.

Определение жанрово-сти­листических черт лирического произ­ведения

Как на­учиться сопостав­лять лите­ратурных героев

Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

Заучивание наизусть стихотворения

Из зарубежной литературы (5 ч)

63



Семейная вражда и лю­бовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспи­ра. Сонеты.

Урок «от­крытия» нового знания

Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции.

Умение опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание трагедии

Как на­учиться выпол­нять анализ сонета?

Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.

Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.

Ответ на проблемный вопрос.

64



Ромео и Джульет­та — символ любви и вер­ности. Тема жертвенно­сти.

Урок ре-

флексии


Формирование устойчивой моти­вации к самосовер­шенствованию

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности.

Владение изученной терми­нологией по теме, навыками устной мо­нологической речи

Как на-

учиться

аргумен-

тировать

свой от-

вет?

Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.

Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.

Ответ на проблемный вопрос.

65



Ж.-Б. Моль­ер - вели­кий коме­диограф. «Мещанин во дворян­стве» — са­тира на дво­рянство и невежество буржуа.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотне­сении с позицией автора текста.

Умение опреде­лять жанрово-стили­стические черты пье­сы Ж.-Б. Мольера

Как на-

учиться

анали-

зировать эпизод?

Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.

Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.

Ответ на проблемный вопрос.

66



Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворян­стве» Ж.- Б. Мольера.

Урок ре-

флексии




Формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Умение опреде­лять признаки клас­сицизма в комедии Ж.-Б. Мольера

Как на­учится опре­делять идейно-тематиче­ское свое­образие текста?

Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.

Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.

Ответ на проблемный вопрос.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!