СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 8-го класса

Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 8-го класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

3. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.

5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.

6. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

7. Концепция преподавания учебного предмета «Литература».

8. Учебный план МАОУ «Школа №10 города Белогорск» на 2021/22 учебный год.

9. Положение о рабочей программе МАОУ «Школа №10 города Белогорск» на 2021/22 учебный год.

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе программы ос­новного общего образования, автор­ской программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2019) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2019).


Программа рассчитана на один год, составляет 68 часов (2 часа в неделю).

Программа реализует следующие основные функции:

- информационно-методическую;

- организационно-планирующую;

- контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.



Цель курса:


  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени­ем, национальным самосознанием, общерос­сийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произве­дений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понима­нии образной природы искусства слова, опи­рающийся на принципы единства художест­венной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализи­ровать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами по­стижения смыслов, заложенных в художе­ственном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного тек­ста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными дейст­виями (формулировать цели деятельности,

планировать ее, осуществлять библиографи­ческий поиск, находить и обрабатывать необ­ходимую информацию из различных источни­ков, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведе­ниями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, ре­чевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основ­ной образовательной программы основного общего образования


Данные цели ставят следующие задачи:


  • обеспечение соответствия основной образо­вательной программы требованиям ФГОС;

• обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• обеспечение доступности получения каче­ственного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающими­ся, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• установление требований к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образо­вательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала шко­лы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию об­разовательного базиса, основанного не толь­ко на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, со­зданию необходимых условий для ее само­реализации;

• обеспечение эффективного сочетания уроч­ных и внеурочных форм организации обра­зовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

• выявление и развитие способностей обучаю­щихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склон­ностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полез­ной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнитель­ного образования детей;

„ • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творче­ства, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (закон­ных представителей), педагогических работ­ников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной сре­ды, школьного уклада;

• включение обучающихся в процессы позна­ния и преобразования внешкольной соци­альной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

• социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, пси­хологов, социальных педагогов, сотрудни­честве с базовыми предприятиями, учреж­дениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

• сохранение и укрепление физического, психо­логического и социального здоровья обучаю­щихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, от­вечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, зада­чам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантно­сти, диалога культур и уважения его много­национального, поликультурного и поликон­фессионального состава;

• формирование соответствующей целям обще­го образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, пере­ход к стратегии социального проектирова­ния и конструирования на основе разработ­ки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучаю­щегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• признание решающей роли содержания обра­зования, способов организации образователь­ной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социаль­ного развития обучающихся;

• учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении об­разовательного процесса и определении об­разовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• разнообразие индивидуальных образователь­ных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарен­ных детей, детей-инвалидов и детей с ограни­ченными возможностями здоровья.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

за курс 8 класса


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обоб­щения. устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос­нове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Предметные результаты освоения обучения учебного предмета «Литература» должны отражать сформированность умений:

 читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня:


«Житие Сергия Радонежского».

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «К Чаадаеву», «Анчар», «Если жизнь тебя обманет…»); роман «Капитанская дочка».

Произведения на историческую тему зарубежных писателей XIX в.

Произведения М.Ю. Лермонтова: стихотворения (в том числе «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Валерик»); поэма «Мцыри».

Произведения Н.В. Гоголя: комедия «Ревизор»; повесть «Шинель».

Повесть И.С. Тургенева «Ася».

Произведения Л.Н. Толстого: «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце»), рассказ «После бала».

Стихотворения о Гражданской войне 1918–1923 гг. (например, А.А. Блока, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, В.В. Маяковского, И.А. Бунина, М.А. Светлова).

Произведение одного из писателей русского зарубежья: И.С. Шмелева, М.А. Осоргина, В.В. Набокова.

Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Рассказы на тему послереволюционной действительности (например, Н. Тэффи и М.М. Зощенко).

Стихотворения не менее пяти поэтов XX–XXI вв. на тему «человек и эпоха» (например, из поэзии О.Э. Мандельштама, Н.А. Заболоцкого, М.В. Исаковского, К.М. Симонова, Р.Г. Гамзатова, Д.С. Самойлова, М.В. Кульчицкого, С.П. Гудзенко, Н.В. Панченко, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого) Произведения А.Т. Твардовского: стихотворение «Я убит подо Ржевом...»; поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок»).

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».

Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».

Произведения отечественной и зарубежной литературы ХХ–XXI вв. на тему «человек в ситуации нравственного выбора»:

 выразительно читать наизусть 11 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу;

 определять и формулировать тематику, проблематику и идейное содержание прочитанных произведений;

 выделять основные этапы историко-литературного процесса;

 анализировать и интерпретировать произведения; определять принадлежность произведения к направлению классицизма, романтизма, реализма (на основе начальных представлений); определять род и жанр литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы;

выявлять признаки родов литературы (эпос, лирика, драма), характеризовать конфликт (внешний и внутренний) в произведениях разных литературных родов; характеризовать лироэпические произведения, выделять жанровые признаки произведений (в том числе жития, сонета, эпиграммы); указывать важнейшие средства создания образа героя: портрет, деталь, речевая характеристика, говорящие имена и фамилии;

 создавать отзыв о лирическом стихотворении, определять средства передачи выраженного в нем настроения, различать рифмованный и белый стихи, указывать стихотворения, написанные тоническим стихом;

 рассуждать об авторской позиции, знать факты биографии писателя и сведения об историко-культурном контексте его творчества;

 выделять ключевые эпизоды или сцены в тексте произведения; характеризовать особенности строения сюжета; определять стадии развития действия в драматическом произведении; характеризовать особенности композиции драматического произведения;

 сравнивать произведения на основе общности или разности их

тематики и проблематики;

 соотносить произведения художественной литературы с их сценическим воплощением, давать им обоснованную оценку;

 выявлять языковые особенности произведения; определять в тексте художественные средства, использованные автором (в том числе перифраза, литота, аллегория, антитеза, градация, синтаксический параллелизм) и характеризовать их роль в литературном произведении;

 составлять устный и письменный текст, опираясь на полученную информацию и комбинируя ее под учебную задачу; составлять конспект;

 готовить доклад, реферат, сообщения на литературную тему с привлечением литературных источников, цифровых информационных ресурсов;

 писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно произведение или несколько произведений одного писателя, произведения разных писателей), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 200 слов).


Система оценки достижения планируемых результатов

Устно:

  • устный ответ (устные ответы на вопросы учебника и практикума «Читаем. Думаем. Спорим», раздела учебника «Размышляем о прочитанном», «Литература и изобразительное искусство», «Проверьте себя», ответ по плану, устные рассказы о главных героях)

сообщение

  • устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)

  • проект

  • создание иллюстраций, их презентация и защита

  • выразительное чтение наизусть

  • инсценирование

Письменно:

  • сочинение (сочинение, развернутый ответ на проблемный вопрос, характеристика героя, отзыв и др.)

  • создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения)

  • составление таблиц

  • тестирование

  • контрольная работа


Критерии оценивания:


Устный ответ (развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя, отзыв)

Критерии оценивания устного ответа:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-

эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными

знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст

для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); сво-

бодное владение монологической литературной речью.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять

взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения

для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня

чтения нормам, установленным для данного класса.

Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-

эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность

выразительных средств языка.

Сообщение:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям:

1.Соответствие содержания заявленной теме

2. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.

3. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.

4. Свободное владение монологической литературной речью.

5. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет

монологической речью.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если

1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических

конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если

I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию (имеются незначительные

отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если

1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения

последовательности изложения;

3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, u1074 встречается

неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если

1) работа не соответствует теме и заданию;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует

связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

Критерии оценивания презентации, составленной в программе PowerPoint.


Критерии оценивания

Параметры

Дизайн презентации

общий дизайн: оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

диаграмма и рисунки: изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

текст, цвет, фон: текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

списки и таблицы: списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

ссылки: все ссылки работают

Содержание

раскрыты все аспекты темы;

материал изложен в доступной форме; систематизированный набор оригинальных рисунков;

слайды расположены в логической последовательности;

заключительный слайд с выводами; библиография с перечислением всех использованных ресурсов

Защита проекта

речь обучающегося чёткая и логичная; обучающийся владеет материалом темы


- «5» - полное соответствие выдвинутым требованиям;

– «4» - небольшие несоответствия выдвинутым требованиям;

– «3» - минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации;

– «2» - во всех остальных возможных случаях.

Проект

Критерии

Предметные результаты (максимальное значение – 3 баллов)

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

3.Знание источников информации

Метапредметные результаты (максимальное значение –7баллов)

1.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

2.Умение формулировать цель, задачи

3.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

4.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и

иллюстрировать примерами

5.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

6.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

7.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

Выразительное чтение наизусть

Критерии выразительного чтения Баллы

правильная постановка логического ударения; 1

соблюдение пауз 1

правильный выбор темпа 1

соблюдение нужной интонации 1

безошибочное чтение 1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Создание иллюстраций, их презентация и защита

Критерии баллы

Красочность. Эстетическое оформление 1

Соответствие рисунка содержанию произведения 1

Можно ли понять сказку по иллюстрациям без предварительного чтения. 1

Самостоятельность выполнения задания. 1

Качество презентации и защиты иллюстрации 1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем

требованиям).

Инсценирование

Критерии баллы

Выразительная игра. 1

Четкость произношения слов. 1

Выбор костюмов 1

Музыкальное сопровождение. 1

Самостоятельность выполнения задания. 1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Составление таблиц

Критерии баллы

Правильность заполнения 1

Полнота раскрытия материала 1

Наличие вывода 1

Эстетичность оформления 1

Самостоятельность выполнения задания. 1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по

трем требованиям).

Сочинение

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы,

в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4. Сочинение

по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая —

за грамотность.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные

критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, u1080 исходя из идейно-тематического

содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность

в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;

соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Критериями оценивания учащихся по русскому языку».

Высокий уровень (Отметка «5») ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других

материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать

материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими

для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от

темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и

обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


Тестирование

Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста

Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста

Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста

Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста


Контрольная работа (состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика)

Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части

и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за правильное выполнение 90%

заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(68 часов; часов в неделю 2)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с исполь­зованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Зашита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество ли­тературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сати­рическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение фрагментов древ­нерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характе­ристика героев литературы XVII в. и их нравствен­ная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новные правила классицизма в драматическом произ­ведении.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контроль­ная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Не­доросль».

P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

Иван. Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Состав­ление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представ­ление).

P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотво­рения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нрав­ственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выра­зительного чтения. Участие в коллективном диало­ге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе срав­нительная). Составление анализа эпизода. Характе­ристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).

К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Составление плана анализа фрагмента ли­ро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на лите­ратурном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.



«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми­рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное яв­ление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в ли­тературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению

Н.В. Гоголя «Ревизор».

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Состав­ление плана анализа фрагмента драматического про­изведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование вырази­тельного чтения. Написание сочинения на литера­турном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. И.С. Тургенев как пропагандист русской лите­ратуры в Европе.


Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художест­венно-политическая сатира на современные писа­телю порядки. Ирония писателя-гражданина, би­чующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рома­на. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. За­шита беззащитных. Нравственные проблемы расска­за. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представ­лений). Художественная деталь (развитие представ­лений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды переска­зов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сосло­вий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе по­ступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Ан­титеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характери­стика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний ве­чер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказы­вания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное ре­цензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использо­ванием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуаци­ях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее про­изведения (развитие представлений).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразитель­ного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на во­прос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и счастья в семье. Самоотвержен­ность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P. Выразительное чтение фрагментов расска­за. Устное или письменное рецензирование выра­зительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или пись­менный ответ на проблемный вопрос с использова­нием цитирования.

Александр Александрович Блок (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Харак­тер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Со­временность и историческое прошлое в драматиче­ской поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творче­ству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, вос­поминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (раз­витие представлений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Различ­ные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (4 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение ис­торических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические прие­мы (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рас­сказы писательницы (для внеклассного чтения). Са­тира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоциональ­ного содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассно­го чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Харак­теристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмо­ционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллектив­ном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых пере­ломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский харак­тер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Вос­приятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как эле­мент композиции (развитие понятий).

К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составле­ние плана характеристики героев. Устный и пись­менный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Вра­ги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представ­ления).

P.P. Выразительное чтение. Устное и письмен­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобио­графический характер рассказа. Отражение военно­го времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей де­ревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.

P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Руб­цов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в про­изведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразитель­ные средства языка (развитие представлений).

P.P. выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и лю­бовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюже­та драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, под­линные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокро­вищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

P.P. Выразительное чтение и устное рецензи­рование выразительного чтения отрывков драма­тического произведения и сонетов. Устный и пись­менный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий ко­медиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дво­рянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Коме­дийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные исто­ки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (раз­витие понятии).

Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выра­зительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Вальтер Скотт (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Исто­рия, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму до­машнего быта, обстановки, семейных устоев и от­ношений.

Теория литературы. Исторический роман (разви­тие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензи­рование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Наименование раздела (темы)

Общее кол-во часов

Количество часов отведенных на

Целевые приоритеты воспитания

Сочинение

Тест


Контрольная работа

1

Введение

1

-

-

-

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2

Устное народное творчество

2

-

-

-

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

3

Древнерусская литература

2

-

-

1

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

4

Из русской литературы XVIII века

3

-

-

1

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

5

Из русской литературы XIX века

35

3

1

3

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда

6

Из русской литературы XX века.

19

2


3

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

7

Из зарубежной литературы.

5

-

-

-

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

/для программ федерального компонента образовательного стандарта/

ЛИТЕРАТУРА

8 А КЛАСС


п/п

Название раздела, тема урока

Ссылка на электронный ресурс


Кол-во часов

Дата



Домашнее задание

План

Факт

Введение (1ч)

1

Русская литература и история.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2295/start/


1



Выполнить задание на стр 5(обогащаем свою речь)

Устное народное творчество (2ч)

2

В мире рус­ской народ­ной песни. «В темном лесе...»,«Уж ты ноч­ка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Ча­стушки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2294/start/


1



Выполнить творческое задание на стр 15

3

P.P. Предания «О Пу­гачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Духовный подвиг самопожертвования Александра

Невского

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2294/start/


1



Выполнить задание на стр 19 (размышляем о прочитанном)

Из древнерусской литературы (2ч)

4

«Житие Александра Невского» (фрагмен­ты). Защита русских земель от на­шествия врагов.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3072/start/


1



Подготовить выразительное чтение стр 23-29

5

Изображе­ние дей­ствительных и вымыш­ленных событий в повести «Шемякин суд»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3072/start/


1



Подготовить выразительное чтение стр 35-39

Из русской литературы 18 века (3ч)

6

Сатириче­ская направ­ленность комедии Д.И. Фонви­зина «Недо­росль»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2288/start/


1



Подготовить выразительное чтение по ролям комедии Д.И. Фонви­зина «Недо­росль»

7

Речевые характе­ристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2288/start/


1



Ответить на вопросы стр 72-73

8

Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

https://dnevnik.ru/teachers


1



Подготовить сообщение И.А Крылов (жизнь и творчество)

Из русской литературы 19 века (35 ч)

9

Язвитель­ный сати­рик и бас­нописец И.А. Крылов


https://www.youtube.com/watch?v=w6cIzEvrWwg


1



Подготовить выразительное чтение басни «Обоз»

10

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2293/start/


1



Подготовить сообщение о жизни и творчестве К.Ф. Ры­леева

11

Истори­ческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Ры­леева.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3073/start/


1



Подготовить выразительное чтение «Смерть Ермака»

12

P.P. Разноплановость содер­жания сти­хотворения А.С. Пушки­на «Туча»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2292/start/


1



Выучить стихотворение

А.С. Пушки­на «Туча»

13

История Пу­гачевского восстания в художест­венном про­изведении и историче­ском труде писателя и историка А.С. Пуш­кина(«История Пугачева», «Капитан­ская дочка»)


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2678/start/


1



Читать «Капитанская дочка»

14

Петр Гри­нев: жизнен­ный путь, формиро­вание его характера в повести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка»


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2678/start/


1



Читать «Капитанская дочка»

15

P.P. Маша Миронова - нравствен­ная красота героини по­вести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка»


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2678/start/


1



Читать «Капитанская дочка»

16

Швабрин — антигерой повести А.С. Пуш­кина «Ка­питанская дочка»


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2678/start/


1



Выполнить творческое задание на стр 217

17

P.P. Проект. Со­ставление электронной презентации «Герои по­вести “ Ка­питанская дочка” и их прототипы»


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2678/start/


1



Подготовить характеристику героям повести“ Ка­питанская дочка”

18

«Герои по­вести “ Ка­питанская дочка” и их прототипы».


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2678/start/


1



Подговить проект к защите

«Герои по­вести “ Капитанская дочка”

19

P.P. Темы любви и дружбы в стихо­творениях А.С. Пушки­на «****» и «19 октя­бря»


https://www.youtube.com/watch?v=8jxsCzq1Eqg


1



Подготовить выразительное чтение А.С. Пушки­на «****» и «19 октя­бря»


20

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.


https://dnevnik.ru/teachers


1



Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лер­монтова.

21

«Мцыри» М.Ю. Лер­монтова как романтическая поэма

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2284/start/


1



Подготовить выразительное чтение поэмы поэме М.Ю. Лер­монтова «Мцыри».


22

Трагическое противопо­ставление человека и обстоя­тельств в поэме М.Ю. Лер­монтова «Мцыри».


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2284/start/


1



Выучить отрывок поэмы поэме М.Ю. Лер­монтова «Мцыри».


23

Особенности компози­ции поэмы М.Ю. Лер­монтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэ­мы.


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2284/start/


1



Выполнить творческое задание на стр258.

24

P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл фи­нала поэмы.


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2284/start/


1



Подготовиться к контрольной работе.

25

Контрольная работа № 3 по произ­ведениям М.Ю. Лер­монтова


https://dnevnik.ru/teachers


1



Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.В Гоголя

26

«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью»


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/


1



Читать комедию «Ревизор». Подготовить проект по повести .

27

Поворот русской драматургии к социаль­ной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/


1



Подготовить выразительное чтение по ролям отрывка из комедии «Ревизор».

28

Образ «ма­ленького» человека в литерату­ре. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/


1



Читать повесть Н.В. Гоголя «Шинель».

29

P.P. Шинель как последняя надежда со­греться в хо­лодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/


1



Выполнить задание на стр 388-389 (размышляем о прочитанном).

30

Петербург как символ вечного ад­ского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель».


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/


1



Подготовить пересказ повести Н.В. Гоголя «Шинель».

31

Роль фанта­стики в про­изведениях Н.В. Гоголя.


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/


1



Подготовиться к контрольной работе по произ­ведениям Н.В. Гоголя.


32

Контрольная работа № 4 по произ­ведениям Н.В. Гоголя.


https://dnevnik.ru/teachers


1




33

Изображе­ние русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2290/start/


1



Подготовить пересказ рассказа «Певцы».

34

Художест­венная сатира на со­временные писателю порядки в романе «История одного го­рода» (отры­вок).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2291/start/


1



Подготовить сообщение о жизни творчестве М.Е. Салты­кова-Щед­рина.

35

Роман

М.Е. Салты­кова-Щед­рина «Исто­рия одного города» как пародия на официальные исторические сочинения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2291/start/


1



Подготовить пересказ М.Е. Салты­кова-Щед­рина «Исто­рия одного города».

36

Сатира на чинов­ничество в рассказе Н.С. Леско­ва «Старый гений».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2286/start/


1



Подготовить пересказ Н.С. Леско­ва «Старый гений».

37

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Тол­стого.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/start/


1



Читать Рассказ «После бала» Л.Н. Тол­стого.

38

Психоло­гизм расска­за Л.H. Тол­стого «После база».


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/start/


1



Написать отзыв о рассказе

«После бала»

Л.Н. Тол­стого.

39

P.P. Нравствен­ность в ос­нове поступ­ков героя рассказа J1.H. Толсто­го «После бала»


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/start/


1



Подготовить сообщение о поэзии родной природы опираясь на статью стр 43.

40

Вн. чт. А.С. Пуш­кин «Цветы последние милеи...», М.Ю. Лермонтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2285/start/


1



Выучить наизусть стихотворение на выбор стр 44-47.

41

P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображе­ние родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2285/start/


1



Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.П. Чехова.

42

История о любви и упущен­ном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2287/start/





Ответить на вопросы стр 61(размышляем о прочитанном).

43

Психо­логизм рассказа А.П. Чехова «О любви».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2287/start/


1



Подготовить пересказ рассказа А.П. Чехова «О любви».

Из русской литературы 20 века (19ч)

44

Повествова­ние о любви в различных ее состояни­ях и в раз­личных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2677/start/


1



Подготовить отзыв о рассказе И.А. Бунина «Кавказ».

45

P.P. Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и сча­стья в семье (по рассказу «Куст сире­ни» А.И. Ку­прина).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2282/start/


1



Подготовить отзыв о рассказе «Куст сире­ни» А.И. Ку­прина.

46

Историче­ская тема в стихо­творении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2676/start/


1



Выучить стихотворение А.А. Блока «Россия» .

47

Поэма «Пугачев» С.А. Есени­на на исто­рическую тему.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3074/start/


1



Подготовиться к контрольной работе по твор­честву С.А. Есенина и А.А. Блока.

48

Контрольная работа № 5 по твор­честву С.А. Есенина и А.А. Блока.

https://dnevnik.ru/teachers


1



Подготовить сообщение о жизни и творчестве И.С. Шме­лева.

49

И.С. Шме­лев. Рас­сказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2283/start/


1



Выполнить творческое задание на стр 113.

50

P.P. Журнал «Сатирик он». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработан­ная «Сати­риконом» (отрывки). Проект.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2675/start/


1



Выполнить творческое задание на стр 133.

51

Тэффи. Рас­сказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2281/start/


1



Выполнить творческое задание на стр 139.

52

М.М. Зо­щенко. Рассказ «Ис­тория болез­ни». Сатира и юмор в рассказе.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2138/start/


1



Выполнить творческое задание на стр 145 (1).

53

М.А. Осоргин. Со­четание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2139/start/


1



Подготовить пересказ рассказа «Пенсне».

54

Жизнь наро­да на крутых переломах и поворотах истории в произведе­нии А. Твар­довского «Василий Теркин».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3075/start/


1



Подготовить выразительное чтение произведения А. Твар­довского «Василий Теркин».

55

Контрольная работа № 6 по твор­честву А. Т. Твардов­ского.


https://dnevnik.ru/teachers


1



Выучить отрывок «Василий Теркин».

56

М.В. Иса­ковский «Катюша», «Враги со­жгли род­ную хату»; Б.Ш. Оку­джава «Пе­сенка о пе­хоте», «Здесь птицы не поют».


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2140/start/


1



Выучить стихотворение «Враги сожгли родную хату» стр 178-179.

57

А.И. Фать­янов «Со­ловьи»; Л.И. Оша­нин «Дороги». Лирические и героиче­ские песни о Великой Отечествен­ной войне.


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2140/start/


1



Ответить на вопросы стр 184, подготовить выразительное чтение стихотворения «Соловьи» стр 183-184.

58

Автобиогра­фический характер рассказа В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2141/start/


1



Подготовить отзыв о рассказе В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет».

59

Мечты и ре­альность военного детства в рассказе В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2141/start/


1



Выполнить творческое задание на стр 206.

60

Контрольная работа № 7 по произве­дениям о Ве­ликой Оте­чественной войне.

https://dnevnik.ru/teachers


1



Учить на выбор И.Ф.Анненский «Снег», Н.А.Заболоцкий «Вечер на Оке».

61

И.Ф. Аннен­ский «Снег»; Д.С. Ме­режковский «Родное», «Не надо звуков»;

Н.А. Забо­лоцкий «Ве­чер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2142/start/


1



Подготовить выразительное чтение Н.А. Заболоцкого

«Уступи мне, скворец, уголок...».

62

Поэты рус­ского зарубе­жья об оставленной ими Роди­не. Общее и индивидуальное в произведениях о Родине.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2143/start/


1



Выучить наизусть стихотворение на выбор стр 217-220.

Из зарубежной литературы (5ч)

63

Семейная вражда и лю­бовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспи­ра. Сонеты.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2674/start/


1



Читать «Ромео и Джульетта» У. Шекспи­ра.

64

Ромео и Джульет­та — символ любви и вер­ности. Тема жертвенно­сти.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2144/start/


1



Выучить наизусть «Увы мой стих не блещет новизной» стр 241.

65

Ж.-Б. Моль­ер - вели­кий коме­диограф. «Мещанин во дворян­стве» — са­тира на дво­рянство и невежество буржуа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2145/start/


1



Читать «Мещанин во дворян­стве».

66

Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворян­стве» Ж.- Б. Мольера.


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2145/start/


1



Подготовить сообщение о жизни и творчестве Вальтер Скотт.

67

Вальтер Скотт. Историче­ский роман «Айвенго».


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2146/start/


1



Подготовить пересказ Историче­ского романа «Айвенго».


68

Итоговый урок.

https://dnevnik.ru/teachers


1



Читать литературу, выданную на лето. Заполнить читательский дневник.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!