СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс на 2019-2020 учебный год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику В.Я.Коровиной и др. на 2019-2020 учебный год из расчета 2 часа в неделю. Региональный компонент. Программа утверждена заместителем директора по УВР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс на 2019-2020 учебный год»

Филиал Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Петелинская средняя общеобразовательная школа «Хохловская СОШ»

ул. Ленина, д. 25, с. Петелино, Ялуторовский район, Тюменская область, 627047 тел./факс 48-381

[email protected], ИНН/КПП 7228001043/720701001 ОГРН 1027201463728






СОГЛАСОВАНА

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «30» августа 2019г.



СОГЛАСОВАНА

заместителем директора по УВР

________________________

Н.И.Кошикова



УТВЕРЖДЕНА

приказом

от «30» августа 2019 г.

№ 114/11


________________Н.Ю.Вахрушева



УТВЕРЖДЕНА

приказом

от«_____» ___________20__ г.

№___________________


________________Н.Ю.Вахрушева



Рабочая программа

по литературе

основного общего образования,

уровень изучения базовый

класс 8

на 2019-2020 учебный год_



Количество часов в неделю 2, всего за год 68

Составитель рабочей программы Терентьева Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория первая




Год составления 2019 г.





Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015г.), примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15), основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Петелинской СОШ; авторской про­граммы В.Я. Коровиной. -Программы общеобразовательных учреждений.  Литература. 5-9 класс (базовый уровень).  11-е изд., доработанное  и дополненное – М.: Просвещение, 2014).



Основные задачи реализации содержания учебного предмета, курса:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Учебник:

В.Я. Коровина. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечивать культурную самоидентификацию, осознавать коммуникативно-эстетическую возможность родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладевать процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.).

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

позиции.


Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Содержание учебного предмета

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Н. М. Карамзин. Историческая основа повести Наталья, боярская дочь”.

Теория литературы. Понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Ася». Мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Челкаш». Причины проявления интереса писателя к людям, опустившимся на “дно”.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Подведение итогов


























Учебно-тематический план



Наименование разделов

Количество часов

Из них творческих работ


Введение-1 урок.


1



Устное народное творчество

1



Древнерусская литература

1



Русская литература 18 века

8

1


Русская литература XIX в.


36

3


Русская литература XX в.

18



Зарубежная литература


3



Итого:

68

4























Региональный компонент


раздела

Название раздела

Тема

1

Введение

РК Ю. Шесталов. «Сибирь – земля моя», «Идол» (стихотворение в прозе из «Языческой поэмы»)


2

Устное народное творчество

РК Ю. Афанасьев. «Две ели» (рассказ-быль)


3

Русская литература XX в.

РК Александр Гришин. «Мы – послевоенная поросль…»


4

Русская литература XX в.

Анатолий Омельчук. «Трагедия во льдах»

5


Анатолий Омельчук. «На полярных ветрах»


6


РК Сказ И. Ермакова «Богиня в шинели»


Итого

6























Календарно-тематическое планирование


Сроки проведения

Тема раздела


Тема урока

план

факт

1


02.09.

Введение


Русская литература и история. РК Ю. Шесталов «Сибирь – земля моя», «Идол» (стихотворение в прозе из «Языческой поэмы»).

2


04.09.

Устное народное творчество

В мире русского творчества: песни, частушки, предания. «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». РК Ю. Афанасьев. «Две ели» (рассказ-быль).

3


09.09.

Древнерусская литература

Люди древней Руси. Духовный подвиг самопожертвования в «Житие Александра Невского». «Шемякин суд».

4


11.09.

Литература 18 века

В.ч. Сатиры смелой властелин - Д. И. Фонвизин. Комедия “Недоросль”.


5


16.09.

Развитие речи-1 час, из них сочинений-1

Сатирическая направленность комедии «Недоросль».


6


18.09.


Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе.

7


23.09.


И.А.Крылов. Поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя».

8


25.09.


К.Ф. Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака».

9


30.09.


Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести “Наталья, боярская дочь”.

10


02.10.


“Наталья, боярская дочь”. События повести и характер героев.

11


07.10.


Р./р. Сочинение «С книгой по жизни».

12


09.10.

Русская литература XIX в.

А.С.Пушкин

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча». Любовная и дружеская лирика

А.С.Пушкина. К*** («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября».

13


14.10.

Контрольная работа-1, Развитие речи-4, из них сочинений-3

А. С. Пушкин “Капитанская дочка”. Историческая основа повести. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция. Жанр.


14


16.10.


А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”. Формирование личности П.Гринёва.

15


21.10.


Гринёв в Белогорской крепости. “Русское семейство Мироновых».

16


23.10.


Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика.

17


06.11.


А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”. Гринёв и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

18


11.11.


А. С. Пушкин “Капитанская дочка”. Изображение народной войны и ее вождя Пугачева. Взаимоотношения Гринёва и Пугачева.

19


13.11.


А. С. Пушкин “Капитанская дочка”. Образ Пугачева в повести. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию.

20


18.11.


А. С. Пушкин “Капитанская дочка”. Углубление понятия о художественном образе-характере. Становление личности под влиянием “благих потрясений”.

21


20.11.


А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

22


25.11.


Р./р. Подготовка к сочинению по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

23


27.11.

М.Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам. Символический образ тюрьмы в лирике поэта.

24




Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Поэма “Мцыри”. История создания, особенности композиции поэмы.

25




Идейное содержание поэмы “Мцыри”. Образ Мцыри в поэме.

26




М. Ю. Лермонтов “Мцыри”. Художественное своеобразие поэмы.

Р./р. Чтение наизусть. Отрывок из поэмы “Мцыри”.

27




Р./р. Приемы построения образа. Подготовка к сочинению по поэме “Мцыри”.

28



Н.В. Гоголь

Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. Биографический очерк. Комедия “Ревизор”. История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

29




Н. В. Гоголь. “Ревизор”. Страх перед “ревизором” как основа развития комедийного действия.

30




Разоблачение нравственных и социальных пороков. Мастерство речевых характеристик. (Действия 2–3).

31-32




Н. В. Гоголь. “Ревизор”. Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова.

33




Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии “Ревизор”. Хлестаков и хлестаковщина.

34




Гуманистический смысл повести «Шинель».

35




Обобщение и систематизация материала по творчеству Н.В. Гоголя.

36




И. С. Тургенев. Биографический очерк. И.С. Тургенев. «Ася». Автобиографические мотивы в повести «Ася».

37




Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася».

38




Драма рассказчика, обречённого на одиночество.

39




Контрольная работа «Русская литература 19 века».

40




М.Е. Салтыков-Щедрин. Тема народа в «Истории одного города» (отрывок).

41




Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

42




Л. Н. Толстой. “После бала”. Жизненные источники произведения.

43




Рассказ “После бала”. Иван Васильевич и полковник.

44




Л. Н. Толстой. “После бала”. Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь общества и свою судьбу в произведении.

45




Р./р. Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по мотивам литературного произведения по рассказу “После бала”).

46




Поэзия родной природы (стихотворения А. С. Пушкина «Цветы последние милей…»,

М. Ю. Лермонтова «Осень», Ф. И. Тютчева «Осенний вечер», А. А. Фета «Вечер», «Первый ландыш» А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами»). Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.

47




А.П. Чехов. «О любви». «В человеке всё должно быть прекрасно».

48



Русская литература XX в.

И. А. Бунин. Проблемы любви и счастья в рассказе “Кавказ”.

49



Контрольная работа-1

А. И. Куприн. Утверждение взаимопонимания и любви в семье в рассказе “Куст сирени”.

50




А. М. Горький. Рассказ “Челкаш”. Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

51




А. А. Блок. Историческая тема в его творчестве. “Россия”.

52




С.А.Есенин «Пугачёв»- поэма на историческую тему.

53




И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

54




Журнал “Сатирикон”. Тэффи. “Жизнь и воротник”.

55




Сатирическое изображение исторических событий. М. М. Зощенко. «История болезни».

56




М.А. Осоргин «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе.

57




А. Т. Твардовский. Поэма “Василий Тёркин”. Василий Тёркин – олицетворение национального характера. Поэма “Василий Тёркин”. Тема большой и малой Родины. Анализ главы “Переправа”.

58




Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме “Василий Тёркин”. Характеристика Тёркина.

59




А. Платонов. “Возвращение”. Возвращение к человечности, состраданию. Сказ И. Ермакова «Богиня в шинели».


60




Стихи поэтов о Великой Отечественной войне М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин «Дороги». Александр Гришин. «Мы – послевоенная поросль…».

61




В. П. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. “Фотография, на которой меня нет”. Жизнь сибирской деревни в 30-е годы. Анатолий Омельчук. «Трагедия во льдах».

62




В. П. Астафьев. “Фотография, на которой меня нет”. Чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро. Анатолий Омельчук. «На полярных ветрах».

63




Контрольная работа на тему «Русская литература 20 века».

64




Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине. И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...».

65




Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...».

66



Зарубежная литература.


В. Шекспир. “Ромео и Джульетта”. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков. В. Шекспир. Загадка Шекспира. Сонеты. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

67




Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве».

68




Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера». Автор и его герой.

























Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!