СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класса»


МБОУ средняя общеобразовательная школа

Ягодненского сельского поселения

Согласовано

руководитель Ш.М.О .



____________________

/Десятникова М.М./



Протокол № от



“ “ августа 2018г.


Согласовано

Заместитель руководителя по УМР

_______________________

/Степанова Т.Н../



“ “ августа 2018 г.

Утверждаю”

Директор школы

_____________________

/Сподобаева С.П../



Приказ №



“ ”августа2018г.

Комсомольского района







Рабочая программа по литературе 8 класса

учителя высшей категории

Шведовой Жанны Михайловны

Раздел 1

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана в соответствии с :

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Министерством образования науки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2);

  • основной образовательной программой МБОУ СОШ Ягодненского с.п.

  • учебным планом МБОУ СОШ Ягодненского с.п. на 2018-2019 учебный год,

  • Программой курса «Литература». 5 — 9 классы. - М.: ООО «Русское слово», 2015, авторы - составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин и др.

В программе учтены основные положения программы развития УУД для общего образования. Согласно требованиям ФГОС, в рабочую программу включены внеаудиторные занятия,учебные проектные задачи;

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа включает разделы:

  • Пояснительная записка

  • Общая характеристика учебного предмета

  • Требования к результатам изучения предмета «Литература»

  • Содержание учебного курса

  • Учебно-тематический план 8 класс

  • Календарно-тематическое планирование 8 класс

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Раздел 2

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Раздел 3

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Типовая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю, по школьному учебному плану МБОУ СОШ Ягодненского с.п: 70 часов в год, 2 часа в неделю. В программе учтены основные положения Программы развития УУД для общего образования. Согласно требованиям ФГОС в рабочей программе отражена система внеаудиторных занятий,учебных проектных задач, творческих семинаров,позволяющих развивать у учащихся самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие семинары, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения

Раздел 4

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений



Раздел 5

Содержание программы учебного предмета «Литература»

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды лите­ратуры.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на вы­бор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен­ска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства вырази­тельности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историче­ская песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление слова­ря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фоль­клорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан­дра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произве­дениях русской литературы. Глубина и сила нравственныхпредставлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировки и запись выводов, наблюдения над лексическим соста­вом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XVIII века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на­чало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировка и запись выводов, похвальное слово историку и писате­лю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невырази­мое».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман»,«Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»,«Разуверение», «Муза ».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными про­изведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихо­творения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Пе­сни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).

История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и систе­мы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, лю­бовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исто­рической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выра­зительная роль частей речи (местоимение), поэтическая инто­нация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, со­ставление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и му­зыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основ­ные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выраже­ния; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романти­ческое движение; поэтический синтаксис (риторические фигу­ры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, со­ставление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ского воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая ис­тория пьесы, русское чиновничество в сатирическом изобра­жении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чи­нопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеоб­разие драматических произведений, комедия, развитие по­нятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантасти­ческий элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирова­ния, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ин­сценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в ли­тературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем сме­ялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и траги­ческое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность харак­тера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фраг­ментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется уча­щимися).

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотво­рении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); вырази­тельные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составле­ние словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкаль­ных записей.

А.А.Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литератур­ный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзапи­си, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л. Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чув­ство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, компо­зиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы XX века

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое свое­образие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитат­ный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, кинематографические версии ранних расска­зов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти­хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викто­рина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; че­ловек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сати­ра, ирония, сарказм (расширение представлений о поня­тиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, состав­ление словаря лексики персонажа.

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармо­нии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочине­ние-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

М.В. Исаковский

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к со­чинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по матери­алам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;

Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардов­ского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;

В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится зе­мля…»;

B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повество­вания. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на гра­ницы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рас­сказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характери­зующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами:повесть В. Распутина на ки­ноэкране.



Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульет­та ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами:история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основ­ная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи:дискуссия, различные формы пересказа, со­общения учащихся.





Раздел 6

Учебно-тематический план 8 класс



Содержание

Количество часов

Развитие речи

Контроль

Введение

1



Из устного народного творчества

3



Из древнерусской литературы

3



Из литературы 18 века

5



Из литературы 19 века

34

3

1

Из литературы 20 века

19

1

1

Из зарубежной литературы

6


1

Итого

70

8

5







































Раздел 7

Календарно-тематическое планирование 8 класс


Тема урока

Уровень требований

Кимы

предметный

метапредметный

1

Художественная литература и история

Знать: понятия: «литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса; жанры и роды художественной литературы;

Уметь:рассуждать по проблеме книга-автор-читатель;

работать с учебником, статьёй;

вести диалог; умение понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

Схематизировать содержание вводной статьи;

умение понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

Работать с различными источниками: литературоведческими словарями, интернет-ресурсами;


Тест на выявление читательского интереса


Из устного народного творчества 3 часа

2

Исторические народные песни.Периоды создания, связь с представлениями и исторической памятью народа

Знать: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач; тематику, языковые особенности народных песен « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка», ( по выбору).;

Уметь: Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения;

определить, как отражаются в песне историческая память и представления народа;средства изобразительности в песнях: параллелизм, повторы, постоянные эпитеты;

Формулировать цель работы, планировать, распределять роли в группе;

Уметь представлять и обобщать результаты в различных формах коллективных образовательных продуктов: фотоколлажи, викторины ,интерактивные экскурсии; Составлять задания ;


3

Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче

Уметь: находить средства выразительности в исторических песнях: «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молится о сыне»; формулировать проблему, затронутую в произведении; выразительно читать поэтический текст;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета


4

ХКК

ГОС

Средства выразительности в исторической песне.«Песнь о переселении на Амур», «Песня о защите Комарского острога»;




Знать исторический и легендарный материал песен : «Песнь о переселении на Амур», «Песня о защите Комарского острога»;

Уметь: определять элементы композиции песни;

Находить средства выразительности;

Формулировать цель работы, планировать, распределять роли в группе;

Уметь представлять и обобщать результаты в различных формах коллективных образовательных продуктов: фотоколлажи, викторины ,интерактивные экскурсии; Составлять задания ;

Организовывать работу

Проекты: “Исторический и легендарный материал песен Дальнего Востока”



Из древнерусской литературы 3 часа



5

Тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы. «Слово о погибели Русской земли»

Знать :понятия “ древнерусская литература, сказание и слово как жанры древнерусской литературы; летописный свод”;

Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведениии;

Осуществлять

информационную обработку текста: составление плана, формулирование тезисов; (пересказ) фрагмента;


6

Основные нравственные проблемы житийной литературы. «Житие Сергия Радонежского»

Знать: понятия: “ древнерусская литература;житие, духовная культура, канонизация; исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в произведении «Житие Сергия Радонежского»; Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»

Уметь:характеризовать героев древнерусской литературы;

определять основные нравственные проблемы житийной литературы;

различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в проиведении;

Исследовать текст с целью выявления устно-легендарной, фольклорно-языческой традиции;

Составлять задания;

Работать в группах;

Оценивать работу товарищей;

Сочинение-миниатюра”Сергий Радонежский-воплощение национального нравственного характера”

7

«Житие Александра Невского» Готовность к подвигу во имя Руси

Знать: понятия: “ древнерусская литература;житие, духовная культура, канонизация; исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей , их отраже­ние в произведении «Житие Александра Невского»;

Уметь:характеризовать героев древнерусской литературы;

определять основные нравственные проблемы житийной литературы;


Осуществлять

информационную обработку текста: составление плана, формулирование тезисов; (пересказ) фрагмента;




Из литературы 18 века 5 часов



8

Державин Г.Р.Поэт и государственный чиновник. Основные мотивы стихотворений «Памятник»

Знать: факты из жизни и творчества Г.Р.Державина;философская лирика; традиции классицизма в лирическом тексте; ода; “высокое” и “низкое” в языке и предметах изображения;аллегория,олицетворение;

Уметь: выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения,находить ключевые слова и словосочетания из текста;


Г. Державин «Памятник» наизусть

9

Поэт и власть в стихотворении Г. Державина «Вельможа»

Уметь: выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения,находить ключевые слова и словосочетания из текста;



10

Карамзин Н.М.Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. “Бедная Лиза”-новая эстетическая реальность

Знать: факты из жизни и творчества Н.М.Карамзина; понятия: “ сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм; сентиментальная повесть”

Извлекать информациюиз фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления обобщающей и сравнительной таблиц;


11

Проблематика и тематика повести Н.Карамзина Н.М. «Бедная Лиза»

Знать:проблематика повести, понятия: “ сентиментальная повесть,конфликт, психологизм, рассказчик, герои повести”;Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления; Владеть различными видами чтения и пересказа.

Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;

Извлекать информациюиз фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий;


12

Образ Лизы. Новый тип героя.

Знать:новаторство Карамзина в создании нового типа героя; рассказчик, герои повести”;

Владеть различными видами чтения и пересказа.

Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;

Извлекать информациюиз фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий;


Из литературы 19 века- 33 часа (р.-3; к.-1)

13

Темы и мотивы лирики В.А.Жуковского

Знать понятие : “пушкинская плеяда”; имена поэтов пушкинского круга; краткие сведения о поэтах: Е. Баратынский, Кюхельбекер и другие; понятия: “баллада, фантастика, фабула, композиция, лейтмотив, герой, образ”;

содержание баллады В. Жуковского “Лесной царь”, стихотворений «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»;

Уметь: определять элементы сентиментализма и романтизма в данных стихотворениях;

составлять ассоциативные ряды; формулировать выводы;

Схематизировать результаты работы с текстом учебной статьи; Осуществлять

информационную обработку текста: составление плана, формулирование тезисов, конспектирование (пересказ) фрагмента;


Стихотворение «Невыразимое» наизусть

14-15

К.Ф. Рылеев. Основные темы и мотивы лирики

Знать: ”; краткие сведения о поэте;понятия :”баллада, элегия, дума, песня, «легкая» поэзия темы и мотивы стихотворений К.Рылеева «Смерть Ермака», «Иван Сусанин»;

Владеть анализом лирического произведения;

Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение;

находить признаки думы в лирическом произведении;

Исследовать стихотворный текст;владеть способом действия при анализе стихотворного текста;


16

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина

Знать: темы и мотивы поэзии А.Пушкина; отражение фактов биографии в лирике;средства выразительности: эпитет, метафора, олицетворение; риторическое обращение в стихотворениях: « И.И. Пущину», « Бесы».

Уметь: выразительно читать наизусть;

Исследовать стихотворный текст;владеть способом действия при анализе стихотворного текста;

Наизусть стихотворение

«И.И.Пущину»

17

Тематика цикла «Маленькие трагедии»

Знать: темы и мотивы поэзии А.Пушкина; отражение фактов биографии в лирике;средства выразительности: эпитет, метафора, олицетворение;

Извлекать информацию из фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий для литературной викторины (конкурса);

Сопоставлять экранизацию с оригиналом;



18

Повесть «Пиковая дама» (обзор)

Знать: понятия: “историческая повесть, новый тип исторической прозы, жанр , композиция,сюжет произведения

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;представлять информацию в знаково-символической форме;


19

Новый тип исторической прозы. А.С. Пушкин Повесть «Капитанская дочка».Формирование характера Петра Гринёва

Знать: понятия: “историческая повесть, новый тип исторической прозы, жанр , композиция,сюжет произведения;



20

Система образов романа. Образ Пугачёва в повести

Знать: понятия :”жанр, мемуары, сюжет”;

Уметь:выделять ключевые эпизоды по теме;составлять цитатный план главы; владеть всеми видами пересказа;

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;представлять информацию в знаково-символической форме;


21

Проблема чести, достоинства,долга в повести

Знать:способы раскрытия характера Гринёва;

Уметь: определять ключевые эпизоды по теме;выполнять анализ эпизода “Поединок”,«Падение Белогорской крепости»;

Представлять информацию по теме в виде схем, моделей, тезисов; Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;


22

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести

Знать: “характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип”; Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку;

Уметь: объяснить смысл названия повести;

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о героях; Участие в дискуссиях, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента

Уметь оценивать поступки героя с нравственной позиции и приводить аргументы по проблемному вопросу


23

Р/Р Обучающее сочинение на литературную тему

Знать: понятия : “тема, идея, план”, композицию, особенности сочинения на литературную тему;

Уметь составлять план, подбирать рабочие материалы к сочинению;

умение создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников; осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме;


Р/Р Сочинение по повести А.Пушкина “Капитанская дочка”

24

М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и в творчестве поэта.Основные мотивы поэмы «Мцыри»

Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику стихотворений;

Уметь выразительно читать стихотворения;

Схематизировать результаты работы с текстом учебной статьи; Осуществлять

информационную обработку текста: составление плана, формулирование тезисов, конспектирование (пересказ) фрагмента;представлять результаты работы в форме литературной композиции;



25

Художественная идея и средства её выражения в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”

Знать: понятия: “ тема, идея,сюжет, композиция, эпиграф поэмы”;

Уметь: выразительное читать поэму; объяснять слова: “обет, алтарь, ниц, чадра, терновник”;значение эпиграфа;

Уметь оценивать поступки героя с нравственной позиции и приводить аргументы по проблемному вопросу;

М.Лермонтов

«Мцыри» отрывок из поэмы наизусть


26

«Мцыри-любимый идеал Лермонтова»

Знать: понятия:”романтическая поэма, образ романтического героя,конфликт поэмы”;


аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера;

Сочинение-рассуждение: “В чём смысл человеческой жизни?”

27

Н.В. Гоголь.Основные вехи биографии писателя. А. Пушкин и Н.Гоголь. Творческая и сценическая история комедии «Ревизор»

Знать: основные вехи биографии Н.В.Гоголя; творческую и сценическую историю комедии; понятия:” драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, трагедия, комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация,развязка”;

Схематизировать результаты работы с текстом учебной статьи; Осуществлять

информационную обработку текста: составление плана, формулирование тезисов, конспектирование (пересказ) фрагмента;


28

Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя

Знать: образы чиновников в комедии;«говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации;

Уметь: приводить примеры,разоблачающие чиновников; Уметь давать характеристику образам комедии.

Формулировать цель работы, планировать, распределять роли в группе;

Уметь представлять и обобщать результаты в групповой творческой деятельности;


29

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Хлестаков и Хлестаковщина.

Знать:приёмы создания образа Хлестакова; понятия:”ирония, юмор, сатира”;«говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации комический рассказ;

Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения; составлять речевую характеристику героя;

Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;представлять информацию в знаково-символической форме;


30

Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания в комедии. Смысл финала.

Знать: «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации комический рассказ;

Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;представлять информацию в знаково-символической форме;


31

Р/Р Сочинение по комедии Н.Гоголя «Ревизор»

Знать: проблемы, поднятые писателем. фантастический элемент как прием создания комической ситуации;

Уметь: приводить примеры,разоблачающие чиновников; Уметь давать характеристику образам комедии.

Формулировать цель работы, планировать, распределять роли в группе;

Уметь представлять и обобщать результаты в групповой творческой деятельности;


32

Тест по комедии Н.Гоголя “Ревизор”

Знать: базовые понятия по теме; способы работы с тестовыми заданиями;

Уметь: применять полученные знания на практике;

Организовывать самостоятельную работу по решению тестовых заданий;

Тест по комедии Н.Гоголя “Ревизор”

33

И.С.Тургенев. Основные вехи биографии. Произведения писателя о любви:повесть”Ася”

Знать: факты биографии и творчества писателя;понятия “лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести”;история любви как основа сюжета повести;образ рассказчика-повествователя;


воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;


34

Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев повести.Образ героя-повествователя

Знать: понятия “лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести”;история любви как основа сюжета повести;образ рассказчика-повествователя;


Представлять содержание рассказа в творческих работах: иллюстрации,коллажа; словаря для характеристики предметов и явлений;

Выявлять причинно-следственные связи событий и явлений;



35

Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера

Знать:”сюжет, психологизм,роль эпизода “Сцена свидания Аси и Н.Н.в доме фрау Луизе”;понятие “тургеневская” девушка;образ Аси;

Представлять содержание рассказа в творческих работах: иллюстрации,коллажа; словаря для характеристики предметов и явлений;

Выявлять причинно-следственные связи событий и явлений;



36

Н. А. Некрасов. Основные вехи биографии. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

знать: краткие сведения о поэте; народная тема, тема природы в лирике Некрасова и способы ее раскрытия;фольклорные элементы в стихотворенииях “Зеленый шум”,”Внимая ужасам войны” ; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений);

Уметь:отличать лирику от других родов литературы;

Характеризовать особенности построения стихотворения, сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями.


Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; «Использование в стихотворении характерных для народной поэзии постоянных эпитетов, сравнений, олицетворений, повторов, восклицаний»;

«Внимая ужасам войны» наизусть

37

Человек и природа в стихотворениях Некрасова

знать: краткие сведения о поэте; народная тема, тема природы в лирике Некрасова и способы ее раскрытия;фольклорные элементы в стихотворенииях “Зеленый шум”,”Внимая ужасам войны” ; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений);

Уметь:отличать лирику от других родов литературы;

Характеризовать особенности построения стихотворения, сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями.


Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; «Использование в стихотворении характерных для народной поэзии постоянных эпитетов, сравнений, олицетворений, повторов, восклицаний»;


38

А.Фет. краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.Фета

Знать: термины: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях)”

Уметь: выразительно читать, определять изобразительно-выразительные средства в стихотворениях: «Зреет рожь над жаркой нивой..», «Целый мир от красоты»,»Учись у них..»;




интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в поэзии, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;


39 ХКК

ГОС

Основные мотивы лирики А.Фета

Знать: правила выразительного чтения;

Работать в группе;Представлять стихотворение в творческой форме: выразительное чтение, иллюстрирование образов стихотворения в знаково-символической,музыкальной и др.формах;

Чтение стихотворений А.Фета наизусть;

Проекты, презентации: “Одно стихотворение Фета”,”Антология стихотворений о природе”

40


”Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века”




Знать, как раскрывается тема природы,мира лирического героя; связь с эпохой в стихотворениях: Н. И. Г н е д и ча «Осень»;П.А.Вяземского«Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е ва «Отчизна»; Н.П. Огарева «Весною», «Осенью» ; И.З.Сурикова «После дождя»; И.Ф.Анненского « Сентябрь», «Зимний романс»;

термины: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение)”

Уметь выразительно читать, определять изобразительно-выразительные средства в стихотворениях ;

Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковуюдеятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их;


Проекты

41-42

А.Островский. Краткие сведения о писателе. Мифологические и сказочные сюжеты в пьесе-сказке ”Снегурочка”(фрагмент)

Знать: термины: “пьеса-сказка, мифологический и сказочный сюжет ”; народные обряды, элементы фольклора в сказке;

Уметь: сравнивать экранизацию и литературный оригинал;

Извлекать информацию из фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий для литературной викторины (конкурса);

Сопоставлять экранизацию с оригиналом;

Рассуждать на заданные темы;



43

Образ Снегурочки в пьесе-сказке

Знать: термины: “пьеса-сказка, мифологический и сказочный сюжет ”; народные обряды, элементы фольклора в сказке;

Уметь: сравнивать экранизацию и литературный оригинал;

Извлекать информацию из фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий для литературной викторины (конкурса);

Сопоставлять экранизацию с оригиналом;

Рассуждать на заданные темы;



44

Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии писателя. ”Отрочество”(обзор; главы из повести) Основные мотивы рассказа “После бала”

Знать : краткие сведения о писателе; содержание и проблематику глав из повести “Отрочество”;понятие “сюжет, элементы сюжета, жизненная позиция,авторская позиция”;

Знать: термины: “автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа, контраст”;

Уметь: сопоставлять эпизоды, поведение героев;

Уметь ответить на вопрос, что такое эпический жанр;

Отличать портрет литературного героя от других его характеристик;

Давать заглавие приведенному отрывку;

Характеризовать поведение героев в ситуации выбора;


Формулировать вопросы, оценивать выступления товарищей; Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;представлять информацию в знаково-символической форме; Формулировать проблемные вопросы;

Схематизировать результаты работы;





45

Судьба рассказчика для понимания художественной идеи «После бала»

Знать: содержание рассказа;способы работы при сравнении, сопоставлениии героев;

Уметь анализировать ключевые эпизоды;

Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту:”Утро,изменившее жизнь”; “Две жизненные позиции в рассказе”;представлять информацию в знаково-символической форме;

Тест по рассказу


46

Р/РСочинение по рассказу Л.Толстого “После бала”

Знать: композицию, особенности сочинения;

Уметь составлять план, подбирать рабочие материалы к сочинению;

умение создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников; осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме;


Сочинение по рассказу Л.Толстого “После бала”

Из литературы 20 века 20 часов

47

Основные вехи биографии М.Горького. Проблема цели и смысла жизни в рассказах «Макар Чудра», «Мой спутник»(обзор)

Знать: факты биографии и творчества писателя;понятия “романтические традиции в рассказе, тропы и фигуры и художественной стилистике рассказа”;образ рассказчика, конфликт рассказа;

Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения; составлять речевую характеристику героя;


воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;


48

Художественное своеобразие ранней прозы Горького

Знать: идеал личности в раннем творчестве писателя;

Уметь:определять художественные средства, которые использованы в рассказе;

находить черты романтизма в описании;

Формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,


49-50

В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.Маяковского

Знать: “неологизмы, конфликт, рифма , ритм в лирическом стихотворении”; Уметь определять способы выражения конфликта стихотворения: «Хорошее отношение к лошадям”;

Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их;


Стихотворение по выбору наизусть

51

Сатира 20 века.Большие проблемы «маленьких» людей.Н.А. Тэффи «Свои и чужие»

Знать: термины:” литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм;

Схематизировать результаты работы с текстом рассказа;



52

Художественное своеобразие рассказов М. Зощенко «Обезьяний язык»

Знать: понятия: “тема, сюжет, завязка, развитие действия, конфликт рассказа; приемы созда­ния характеров и ситуаций;”

Уметь:пересказывать текст;

читать по ролям;

Составлять план прочитанного

,выделяя смысловые части;

Схематизировать результаты работы с текстом рассказа;



53

Н.А.Заболоцкий .Краткие сведения о поэте. Поэт труда, духовной красоты.

Знать: краткие сведения о Н.А. Заболоцком; темы лирики 1950-1960-х гг.;термины: “тема, идея,лирический герой; звукопись, аллитерация, ассонанс,метонимия”;

Уметь: анализировать стихотворения:

«Я не ищу гармонии в природе…»; «Некрасивая девочка»


Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; Составить антологию стихотворений Заболоцкого;

Проект: «Обложка для сборника стихотворений Н.Заболоцкого»

Представлять содержание стихотворения в творческих работах: иллюстрации,коллаж; мультимедиа;


54

Тема творчества в лирике Н.Заболоцкого 1950-60-х годов

Знать: краткие сведения о Н.А. Заболоцком; темы лирики 1950-1960-х гг.;термины: “тема, идея,лирический герой; звукопись, аллитерация, ассонанс,метонимия”;

Уметь: анализировать стихотворения:

«Я не ищу гармонии в природе…»;«Старая актриса», «Некрасивая девочка»;


Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; Составить антологию стихотворений Заболоцкого;

Проект: «Обложка для сборника стихотворений Н.Заболоцкого»

Представлять содержание стихотворения в творческих работах: иллюстрации,коллаж; мультимедиа;

Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка» наизусть

55

М.В.Исаковский. Основные вехи биографии. Творческая история стихотворения “Катюша”

Знать:краткие сведения о поэте;

понятия “рифма , ритм, стилизация, устная народная поэзия;

Уметь:находить традиции устной народной поэзии и русской лирики 19 века в стихотворениях: “Катюша”, “Враги сожгли родную хату...”

Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;

Представлять содержание стихотворения в творческих работах: иллюстрации,коллаж; мультимедиа;

Одно из стихотворений по выбору наизусть

56

Традиции устной народной поэзии и русской лирики 19 века в стихотворениях“Катюша”, “Враги сожгли родную хату...”

Знать:краткие сведения о поэте;

понятия “рифма , ритм, стилизация, устная народная поэзия;

Уметь:находить традиции устной народной поэзии и русской лирики 19 века в стихотворениях: “Катюша”, “Враги сожгли родную хату...”

Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;

Представлять содержание стихотворения в творческих работах: иллюстрации,коллаж; мультимедиа;


57

А.Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А. Твардовского. «За далью – даль»(главы из поэмы)

Знать: краткие сведения о поэте;содержание глав поэмы;тематика и проблематика поэмы;основные образы поэмы;

Уметь: находить изобразительно-выразительные средства лирики;анализировать стихотворный текст;

Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;


Отрывок из поэмы «За далью-даль» наизусть

58

Россия на страницах поэмы «За далью – даль»

Знать: краткие сведения о поэте;содержание глав поэмы;тематика и проблематика поэмы;основные образы поэмы;

Уметь: находить изобразительно-выразительные средства лирики;анализировать стихотворный текст;

Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;



59

Час поэзии. «Судьба Отчизны»

Знать, как раскрывается тема войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой «Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойло
ва «Перебирая наши даты...»;
К.М. Симонов
а «Жди меня»;
П.Г. Антокольск
ого «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц
«Памяти защитников »;
М.Джалил
я. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко
«Свадьбы»;
термины: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение)”

Уметь выразительно читать, определять изобразительно-выразительные средства в стихотворениях ;


Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их;отбирать, обобщать информацию из различных источников;

Подготовить музыкальное сопровождение композиции;

Литературно-музыкальная композиция, проекты:

“Из поэзии о Великой Отечественной войне”


60

ХКК

ГОС

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.Астафьева

Знать:краткие сведения о писателе; тематику его творчества; понятия “рассказ, тема, идея рассказа;

Уметь составлять рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента;


Подготовить устное выступление о жизни и творчестве писателя; о теме детства в его творчестве; в групповой творческой деятельности презентовать результаты обсуждения книги В.Астафьева “Последний поклон”;

Выявлять причинно-следственные связи событий и явлений;



61

Проблема нравственной памяти в рассказе В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Знать: сюжет, нравственные проблемы рассказа;

Уметь: составлять план сюжета рассказа; пересказывать текст;

Характеризовать героев: бабушка, учитель, однополчане;


Аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;


62

Отношение автора к событиям и персонажам в рассказе В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Знать: сюжет, нравственные проблемы рассказа;

Уметь: составлять план сюжета рассказа; пересказывать текст;

Характеризовать героев: бабушка, учитель, однополчане;


Аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;


63

Основные вехи биографии В.Распутина. Новое раскрытие темы детства героя в повести «Уроки французского»

Знать: факты из жизни и творчества В.Распутина; тематику и проблематику произведений;понятия: “повесть, конфликт и основные образы повествования; Уметь:ответить на вопрос, в чём новизна темы детства в повести;

Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их;



64

Центральный конфликт и основные образы повествования

Знать: понятия: “тема, сюжет, завязка, развитие действия, конфликт произведения; приемы созда­ния характеров и ситуаций”

Уметь:пересказывать текст;читать по ролям;

Составлять план прочитанного,выделяя смысловые части; составлять развернутый ответ на вопрос:”Какие уроки преподала Лидия Михайловна главному герою?”

Схематизировать результаты работы с текстом рассказа;



65

Нравственная проблематика повести «Уроки французского»

Знать: понятия: “тема, сюжет, завязка, развитие действия, конфликт произведения; приемы созда­ния характеров и ситуаций”

Уметь:пересказывать текст;читать по ролям;

Составлять план прочитанного,выделяя смысловые части; составлять развернутый ответ на вопрос:”Какие уроки жизни усвоил главный герой?”

Схематизировать результаты работы с текстом рассказа;


Сочинение :

«Уроки на всю жизнь»

Из зарубежной литературы 6 часов

66

У. Шекспир. Краткие сведения о писателе.Трагедия «Ромео и Джульетта»(фрагменты)

Знать: краткие сведения о писателе; понятия: “ жанры драматургии, трагедия, конфликт пьесы”;

Уметь: выразительно читать текст;

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

Интегрировать знания по разным предметам при подготовке к уроку по теме;


67

Певец великих чувств и вечных тем

Знать: “сюжет, героев пьесы; конфликт; проблематика пьесы;

Уметь: объяснить смысл финала; мотивы поступков персонажей;

Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их;



68

Сценическая история пьесы

Знать: “сюжет, героев пьесы; конфликт; проблематика пьесы;

Уметь: объяснить смысл финала; мотивы поступков персонажей;

Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их;



69

М.Сервантес .Краткие сведения о писателе.Проблематика и художественная идея романа “Дон-Кихот”

Знать: краткие сведения о писателе; понятия: “рыцарский роман, проблема и художественная идея романа”;

Уметь: объяснить понятие “донкихотство”, приводить примеры произведений на тему Дон-Кихота;

Аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;


68

Образ Дон-Кихота в романе

Знать: сюжет, героев, тему, идею романа;

Уметь: сравнивать экранизацию и литературный оригинал;

Извлекать информацию из фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий для литературной викторины (конкурса);

Сопоставлять экранизацию с оригиналом;

Рассуждать на заданные темы;



69

Тема Дон-Кихота в русской литературе. Донкихотство

Знать: понятие «вечный образ»;

Сопоставлять героев-антагонистов;

Извлекать информацию из фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий для литературной викторины (конкурса);

Сопоставлять экранизацию с оригиналом;

Рассуждать на заданные темы;

Тест

70

Итоговая контрольная работа по литературе

Знать: базовые понятия по изученному материалу; способы работы с тестовыми заданиями;

Уметь: применять полученные знания на практике;

Организовывать самостоятельную работу по решению тестовых заданий;

Тест по теории литературы и произведениям по курсу 8 класса;




Раздел 8

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Литература

  1. Программа курса. Литература. 5 – 9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012

  2. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2015 г.

  3. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) – М.: «Русское слово», 2012

  4. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература. 8 класс» М.: «Русское слово», 2013


  1. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004

  2. Ильина Н.Д. Литература. 8 класс: Планы-конспекты уроков. – Харьков: Издательство «Ранок», 2001

  3. Пилипенко Ж.В. Литература. 8 класс: Планы-конспекты уроков. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2008

  4. Маслова О.В. Методические рекомендации по преподаванию русского языка и литературы в образовательных организациях г. Севастополя в 2014 – 2015 учебном году, 2014


Образовательные электронные ресурсы

  1. http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов

  2. http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет

  3. http://www.alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.

  4. http://lit.1september.ru/index.php Газета «Литература» 

  5. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  6. http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы

  7. http://asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп

  8. http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей

  9. http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»

  10. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования

  11. http://www.uchportal.ru/ Учительский портал

  12. http://lit-classic.ru/ Русская классическая литература

  13. http://royallib.ru/ Электронная библиотека RoyalLib.ru

  14. Издательский дом “Первое сентября» www. 1september.ru

  15. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», сайт «Методическая служба» http//metodist.lbz.ru

  16. Учительский портал http://www/ uchportal.ru

  17. Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru

  18. Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании» www.ict.edu.ru

  19. Уроки.Net http://www.uroki.net/dokinf.htm