СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ средняя общеобразовательная школа
Ягодненского сельского поселения
“Согласовано” руководитель Ш.М.О .
____________________ /Десятникова М.М./
Протокол № от
“ “ августа 2018г.
| “Согласовано” Заместитель руководителя по УМР
_______________________ /Степанова Т.Н../ “ “ августа 2018 г. | “Утверждаю” Директор школы
_____________________ /Сподобаева С.П../ Приказ №
“ ”августа2018г. |
Комсомольского района
Рабочая программа по литературе 8 класса
учителя высшей категории
Шведовой Жанны Михайловны
Раздел 1
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана в соответствии с :
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Министерством образования науки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2);
основной образовательной программой МБОУ СОШ Ягодненского с.п.
учебным планом МБОУ СОШ Ягодненского с.п. на 2018-2019 учебный год,
Программой курса «Литература». 5 — 9 классы. - М.: ООО «Русское слово», 2015, авторы - составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин и др.
В программе учтены основные положения программы развития УУД для общего образования. Согласно требованиям ФГОС, в рабочую программу включены внеаудиторные занятия,учебные проектные задачи;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа включает разделы:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Требования к результатам изучения предмета «Литература»
Содержание учебного курса
Учебно-тематический план 8 класс
Календарно-тематическое планирование 8 класс
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Раздел 2
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Раздел 3
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Типовая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю, по школьному учебному плану МБОУ СОШ Ягодненского с.п: 70 часов в год, 2 часа в неделю. В программе учтены основные положения Программы развития УУД для общего образования. Согласно требованиям ФГОС в рабочей программе отражена система внеаудиторных занятий,учебных проектных задач, творческих семинаров,позволяющих развивать у учащихся самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие семинары, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения
Раздел 4
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Раздел 5
Содержание программы учебного предмета «Литература»
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственныхпредставлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы XIX века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман»,«Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»,«Разуверение», «Муза ».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А.Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л. Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;
Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;
В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами:повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами:история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи:дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Раздел 6
Учебно-тематический план 8 класс
Содержание | Количество часов | Развитие речи | Контроль |
Введение | 1 |
|
|
Из устного народного творчества | 3 |
|
|
Из древнерусской литературы | 3 |
|
|
Из литературы 18 века | 5 |
|
|
Из литературы 19 века | 34 | 3 | 1 |
Из литературы 20 века | 19 | 1 | 1 |
Из зарубежной литературы | 6 |
| 1 |
Итого | 70 | 8 | 5 |
Раздел 7
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Тема урока | Уровень требований | Кимы | |
предметный | метапредметный | |||
1 | Художественная литература и история | Знать: понятия: «литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса; жанры и роды художественной литературы; Уметь:рассуждать по проблеме книга-автор-читатель; работать с учебником, статьёй; вести диалог; умение понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; | Схематизировать содержание вводной статьи; умение понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; Работать с различными источниками: литературоведческими словарями, интернет-ресурсами;
| Тест на выявление читательского интереса |
| Из устного народного творчества 3 часа | |||
2 | Исторические народные песни.Периоды создания, связь с представлениями и исторической памятью народа | Знать: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач; тематику, языковые особенности народных песен « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка», ( по выбору).; Уметь: Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения; определить, как отражаются в песне историческая память и представления народа;средства изобразительности в песнях: параллелизм, повторы, постоянные эпитеты; | Формулировать цель работы, планировать, распределять роли в группе; Уметь представлять и обобщать результаты в различных формах коллективных образовательных продуктов: фотоколлажи, викторины ,интерактивные экскурсии; Составлять задания ;
|
|
3 | Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче | Уметь: находить средства выразительности в исторических песнях: «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молится о сыне»; формулировать проблему, затронутую в произведении; выразительно читать поэтический текст; | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета |
|
4 ХКК ГОС | Средства выразительности в исторической песне.«Песнь о переселении на Амур», «Песня о защите Комарского острога»;
| Знать исторический и легендарный материал песен : «Песнь о переселении на Амур», «Песня о защите Комарского острога»; Уметь: определять элементы композиции песни; Находить средства выразительности; | Формулировать цель работы, планировать, распределять роли в группе; Уметь представлять и обобщать результаты в различных формах коллективных образовательных продуктов: фотоколлажи, викторины ,интерактивные экскурсии; Составлять задания ; Организовывать работу | Проекты: “Исторический и легендарный материал песен Дальнего Востока” |
|
| Из древнерусской литературы 3 часа |
|
|
5 | Тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы. «Слово о погибели Русской земли» | Знать :понятия “ древнерусская литература, сказание и слово как жанры древнерусской литературы; летописный свод”; Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведениии; | Осуществлять информационную обработку текста: составление плана, формулирование тезисов; (пересказ) фрагмента; |
|
6 | Основные нравственные проблемы житийной литературы. «Житие Сергия Радонежского» | Знать: понятия: “ древнерусская литература;житие, духовная культура, канонизация; исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в произведении «Житие Сергия Радонежского»; Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» Уметь:характеризовать героев древнерусской литературы; определять основные нравственные проблемы житийной литературы; различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в проиведении; | Исследовать текст с целью выявления устно-легендарной, фольклорно-языческой традиции; Составлять задания; Работать в группах; Оценивать работу товарищей; | Сочинение-миниатюра”Сергий Радонежский-воплощение национального нравственного характера” |
7 | «Житие Александра Невского» Готовность к подвигу во имя Руси | Знать: понятия: “ древнерусская литература;житие, духовная культура, канонизация; исторические события, факты жизни государства и отдельных князей , их отражение в произведении «Житие Александра Невского»; Уметь:характеризовать героев древнерусской литературы; определять основные нравственные проблемы житийной литературы;
| Осуществлять информационную обработку текста: составление плана, формулирование тезисов; (пересказ) фрагмента; |
|
|
| Из литературы 18 века 5 часов |
|
|
8 | Державин Г.Р.Поэт и государственный чиновник. Основные мотивы стихотворений «Памятник» | Знать: факты из жизни и творчества Г.Р.Державина;философская лирика; традиции классицизма в лирическом тексте; ода; “высокое” и “низкое” в языке и предметах изображения;аллегория,олицетворение; Уметь: выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения,находить ключевые слова и словосочетания из текста; |
| Г. Державин «Памятник» наизусть |
9 | Поэт и власть в стихотворении Г. Державина «Вельможа» | Уметь: выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения,находить ключевые слова и словосочетания из текста; |
|
|
10 | Карамзин Н.М.Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. “Бедная Лиза”-новая эстетическая реальность | Знать: факты из жизни и творчества Н.М.Карамзина; понятия: “ сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм; сентиментальная повесть” | Извлекать информациюиз фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления обобщающей и сравнительной таблиц; |
|
11 | Проблематика и тематика повести Н.Карамзина Н.М. «Бедная Лиза» | Знать:проблематика повести, понятия: “ сентиментальная повесть,конфликт, психологизм, рассказчик, герои повести”;Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления; Владеть различными видами чтения и пересказа. | Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; Извлекать информациюиз фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий; |
|
12 | Образ Лизы. Новый тип героя. | Знать:новаторство Карамзина в создании нового типа героя; рассказчик, герои повести”; Владеть различными видами чтения и пересказа. | Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; Извлекать информациюиз фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий; |
|
Из литературы 19 века- 33 часа (р.-3; к.-1) | ||||
13 | Темы и мотивы лирики В.А.Жуковского | Знать понятие : “пушкинская плеяда”; имена поэтов пушкинского круга; краткие сведения о поэтах: Е. Баратынский, Кюхельбекер и другие; понятия: “баллада, фантастика, фабула, композиция, лейтмотив, герой, образ”; содержание баллады В. Жуковского “Лесной царь”, стихотворений «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»; Уметь: определять элементы сентиментализма и романтизма в данных стихотворениях; составлять ассоциативные ряды; формулировать выводы; | Схематизировать результаты работы с текстом учебной статьи; Осуществлять информационную обработку текста: составление плана, формулирование тезисов, конспектирование (пересказ) фрагмента;
| Стихотворение «Невыразимое» наизусть |
14-15 | К.Ф. Рылеев. Основные темы и мотивы лирики | Знать: ”; краткие сведения о поэте;понятия :”баллада, элегия, дума, песня, «легкая» поэзия темы и мотивы стихотворений К.Рылеева «Смерть Ермака», «Иван Сусанин»; Владеть анализом лирического произведения; Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение; находить признаки думы в лирическом произведении; | Исследовать стихотворный текст;владеть способом действия при анализе стихотворного текста; |
|
16 | Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина | Знать: темы и мотивы поэзии А.Пушкина; отражение фактов биографии в лирике;средства выразительности: эпитет, метафора, олицетворение; риторическое обращение в стихотворениях: « И.И. Пущину», « Бесы». Уметь: выразительно читать наизусть; | Исследовать стихотворный текст;владеть способом действия при анализе стихотворного текста; | Наизусть стихотворение «И.И.Пущину» |
17 | Тематика цикла «Маленькие трагедии» | Знать: темы и мотивы поэзии А.Пушкина; отражение фактов биографии в лирике;средства выразительности: эпитет, метафора, олицетворение; | Извлекать информацию из фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий для литературной викторины (конкурса); Сопоставлять экранизацию с оригиналом;
|
|
18 | Повесть «Пиковая дама» (обзор) | Знать: понятия: “историческая повесть, новый тип исторической прозы, жанр , композиция,сюжет произведения | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;представлять информацию в знаково-символической форме; |
|
19 | Новый тип исторической прозы. А.С. Пушкин Повесть «Капитанская дочка».Формирование характера Петра Гринёва | Знать: понятия: “историческая повесть, новый тип исторической прозы, жанр , композиция,сюжет произведения; |
|
|
20 | Система образов романа. Образ Пугачёва в повести | Знать: понятия :”жанр, мемуары, сюжет”; Уметь:выделять ключевые эпизоды по теме;составлять цитатный план главы; владеть всеми видами пересказа; | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;представлять информацию в знаково-символической форме; |
|
21 | Проблема чести, достоинства,долга в повести | Знать:способы раскрытия характера Гринёва; Уметь: определять ключевые эпизоды по теме;выполнять анализ эпизода “Поединок”,«Падение Белогорской крепости»; | Представлять информацию по теме в виде схем, моделей, тезисов; Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; |
|
22 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести | Знать: “характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип”; Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку; Уметь: объяснить смысл названия повести; | Уметь выражать и обосновывать свое мнение о героях; Участие в дискуссиях, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента Уметь оценивать поступки героя с нравственной позиции и приводить аргументы по проблемному вопросу |
|
23 | Р/Р Обучающее сочинение на литературную тему | Знать: понятия : “тема, идея, план”, композицию, особенности сочинения на литературную тему; Уметь составлять план, подбирать рабочие материалы к сочинению; | умение создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников; осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; | Р/Р Сочинение по повести А.Пушкина “Капитанская дочка” |
24 | М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и в творчестве поэта.Основные мотивы поэмы «Мцыри» | Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику стихотворений; Уметь выразительно читать стихотворения; | Схематизировать результаты работы с текстом учебной статьи; Осуществлять информационную обработку текста: составление плана, формулирование тезисов, конспектирование (пересказ) фрагмента;представлять результаты работы в форме литературной композиции;
|
|
25 | Художественная идея и средства её выражения в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри” | Знать: понятия: “ тема, идея,сюжет, композиция, эпиграф поэмы”; Уметь: выразительное читать поэму; объяснять слова: “обет, алтарь, ниц, чадра, терновник”;значение эпиграфа; | Уметь оценивать поступки героя с нравственной позиции и приводить аргументы по проблемному вопросу; | М.Лермонтов «Мцыри» отрывок из поэмы наизусть
|
26 | «Мцыри-любимый идеал Лермонтова» | Знать: понятия:”романтическая поэма, образ романтического героя,конфликт поэмы”;
| аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера; | Сочинение-рассуждение: “В чём смысл человеческой жизни?” |
27 | Н.В. Гоголь.Основные вехи биографии писателя. А. Пушкин и Н.Гоголь. Творческая и сценическая история комедии «Ревизор» | Знать: основные вехи биографии Н.В.Гоголя; творческую и сценическую историю комедии; понятия:” драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, трагедия, комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация,развязка”; | Схематизировать результаты работы с текстом учебной статьи; Осуществлять информационную обработку текста: составление плана, формулирование тезисов, конспектирование (пересказ) фрагмента; |
|
28 | Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя | Знать: образы чиновников в комедии;«говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации; Уметь: приводить примеры,разоблачающие чиновников; Уметь давать характеристику образам комедии. | Формулировать цель работы, планировать, распределять роли в группе; Уметь представлять и обобщать результаты в групповой творческой деятельности; |
|
29 | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Хлестаков и Хлестаковщина. | Знать:приёмы создания образа Хлестакова; понятия:”ирония, юмор, сатира”;«говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации комический рассказ; Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения; составлять речевую характеристику героя; | Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;представлять информацию в знаково-символической форме; |
|
30 | Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания в комедии. Смысл финала. | Знать: «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации комический рассказ; | Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;представлять информацию в знаково-символической форме; |
|
31 | Р/Р Сочинение по комедии Н.Гоголя «Ревизор» | Знать: проблемы, поднятые писателем. фантастический элемент как прием создания комической ситуации; Уметь: приводить примеры,разоблачающие чиновников; Уметь давать характеристику образам комедии. | Формулировать цель работы, планировать, распределять роли в группе; Уметь представлять и обобщать результаты в групповой творческой деятельности; |
|
32 | Тест по комедии Н.Гоголя “Ревизор” | Знать: базовые понятия по теме; способы работы с тестовыми заданиями; Уметь: применять полученные знания на практике; | Организовывать самостоятельную работу по решению тестовых заданий; | Тест по комедии Н.Гоголя “Ревизор” |
33 | И.С.Тургенев. Основные вехи биографии. Произведения писателя о любви:повесть”Ася” | Знать: факты биографии и творчества писателя;понятия “лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести”;история любви как основа сюжета повести;образ рассказчика-повествователя;
| воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; |
|
34 | Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев повести.Образ героя-повествователя | Знать: понятия “лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести”;история любви как основа сюжета повести;образ рассказчика-повествователя;
| Представлять содержание рассказа в творческих работах: иллюстрации,коллажа; словаря для характеристики предметов и явлений; Выявлять причинно-следственные связи событий и явлений;
|
|
35 | Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера | Знать:”сюжет, психологизм,роль эпизода “Сцена свидания Аси и Н.Н.в доме фрау Луизе”;понятие “тургеневская” девушка;образ Аси; | Представлять содержание рассказа в творческих работах: иллюстрации,коллажа; словаря для характеристики предметов и явлений; Выявлять причинно-следственные связи событий и явлений;
|
|
36 | Н. А. Некрасов. Основные вехи биографии. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. | знать: краткие сведения о поэте; народная тема, тема природы в лирике Некрасова и способы ее раскрытия;фольклорные элементы в стихотворенииях “Зеленый шум”,”Внимая ужасам войны” ; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений); Уметь:отличать лирику от других родов литературы; Характеризовать особенности построения стихотворения, сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями.
| Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; «Использование в стихотворении характерных для народной поэзии постоянных эпитетов, сравнений, олицетворений, повторов, восклицаний»; | «Внимая ужасам войны» наизусть |
37 | Человек и природа в стихотворениях Некрасова | знать: краткие сведения о поэте; народная тема, тема природы в лирике Некрасова и способы ее раскрытия;фольклорные элементы в стихотворенииях “Зеленый шум”,”Внимая ужасам войны” ; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений); Уметь:отличать лирику от других родов литературы; Характеризовать особенности построения стихотворения, сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями.
| Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; «Использование в стихотворении характерных для народной поэзии постоянных эпитетов, сравнений, олицетворений, повторов, восклицаний»; |
|
38 | А.Фет. краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.Фета | Знать: термины: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях)” Уметь: выразительно читать, определять изобразительно-выразительные средства в стихотворениях: «Зреет рожь над жаркой нивой..», «Целый мир от красоты»,»Учись у них..»;
| интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в поэзии, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; |
|
39 ХКК ГОС | Основные мотивы лирики А.Фета | Знать: правила выразительного чтения; | Работать в группе;Представлять стихотворение в творческой форме: выразительное чтение, иллюстрирование образов стихотворения в знаково-символической,музыкальной и др.формах; | Чтение стихотворений А.Фета наизусть; Проекты, презентации: “Одно стихотворение Фета”,”Антология стихотворений о природе” |
40
| ”Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века”
| Знать, как раскрывается тема природы,мира лирического героя; связь с эпохой в стихотворениях: Н. И. Г н е д и ча «Осень»;П.А.Вяземского«Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е ва «Отчизна»; Н.П. Огарева «Весною», «Осенью» ; И.З.Сурикова «После дождя»; И.Ф.Анненского « Сентябрь», «Зимний романс»; термины: “эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)” Уметь выразительно читать, определять изобразительно-выразительные средства в стихотворениях ; | Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковуюдеятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их; | Проекты |
41-42 | А.Островский. Краткие сведения о писателе. Мифологические и сказочные сюжеты в пьесе-сказке ”Снегурочка”(фрагмент) | Знать: термины: “пьеса-сказка, мифологический и сказочный сюжет ”; народные обряды, элементы фольклора в сказке; Уметь: сравнивать экранизацию и литературный оригинал; | Извлекать информацию из фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий для литературной викторины (конкурса); Сопоставлять экранизацию с оригиналом; Рассуждать на заданные темы;
| |
43 | Образ Снегурочки в пьесе-сказке | Знать: термины: “пьеса-сказка, мифологический и сказочный сюжет ”; народные обряды, элементы фольклора в сказке; Уметь: сравнивать экранизацию и литературный оригинал; | Извлекать информацию из фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий для литературной викторины (конкурса); Сопоставлять экранизацию с оригиналом; Рассуждать на заданные темы;
| |
44 | Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии писателя. ”Отрочество”(обзор; главы из повести) Основные мотивы рассказа “После бала” | Знать : краткие сведения о писателе; содержание и проблематику глав из повести “Отрочество”;понятие “сюжет, элементы сюжета, жизненная позиция,авторская позиция”; Знать: термины: “автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа, контраст”; Уметь: сопоставлять эпизоды, поведение героев; Уметь ответить на вопрос, что такое эпический жанр; Отличать портрет литературного героя от других его характеристик; Давать заглавие приведенному отрывку; Характеризовать поведение героев в ситуации выбора;
| Формулировать вопросы, оценивать выступления товарищей; Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;представлять информацию в знаково-символической форме; Формулировать проблемные вопросы; Схематизировать результаты работы;
| |
45 | Судьба рассказчика для понимания художественной идеи «После бала» | Знать: содержание рассказа;способы работы при сравнении, сопоставлениии героев; Уметь анализировать ключевые эпизоды; | Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту:”Утро,изменившее жизнь”; “Две жизненные позиции в рассказе”;представлять информацию в знаково-символической форме; | Тест по рассказу
|
46 | Р/РСочинение по рассказу Л.Толстого “После бала” | Знать: композицию, особенности сочинения; Уметь составлять план, подбирать рабочие материалы к сочинению; | умение создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников; осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; | Сочинение по рассказу Л.Толстого “После бала” |
Из литературы 20 века 20 часов | ||||
47 | Основные вехи биографии М.Горького. Проблема цели и смысла жизни в рассказах «Макар Чудра», «Мой спутник»(обзор) | Знать: факты биографии и творчества писателя;понятия “романтические традиции в рассказе, тропы и фигуры и художественной стилистике рассказа”;образ рассказчика, конфликт рассказа; Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения; составлять речевую характеристику героя;
| воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; |
|
48 | Художественное своеобразие ранней прозы Горького | Знать: идеал личности в раннем творчестве писателя; Уметь:определять художественные средства, которые использованы в рассказе; находить черты романтизма в описании; | Формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, |
|
49-50 | В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.Маяковского | Знать: “неологизмы, конфликт, рифма , ритм в лирическом стихотворении”; Уметь определять способы выражения конфликта стихотворения: «Хорошее отношение к лошадям”; | Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их;
| Стихотворение по выбору наизусть |
51 | Сатира 20 века.Большие проблемы «маленьких» людей.Н.А. Тэффи «Свои и чужие» | Знать: термины:” литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм; | Схематизировать результаты работы с текстом рассказа;
|
|
52 | Художественное своеобразие рассказов М. Зощенко «Обезьяний язык» | Знать: понятия: “тема, сюжет, завязка, развитие действия, конфликт рассказа; приемы создания характеров и ситуаций;” Уметь:пересказывать текст; читать по ролям; Составлять план прочитанного ,выделяя смысловые части; | Схематизировать результаты работы с текстом рассказа;
|
|
53 | Н.А.Заболоцкий .Краткие сведения о поэте. Поэт труда, духовной красоты. | Знать: краткие сведения о Н.А. Заболоцком; темы лирики 1950-1960-х гг.;термины: “тема, идея,лирический герой; звукопись, аллитерация, ассонанс,метонимия”; Уметь: анализировать стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…»; «Некрасивая девочка»
| Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; Составить антологию стихотворений Заболоцкого; Проект: «Обложка для сборника стихотворений Н.Заболоцкого» Представлять содержание стихотворения в творческих работах: иллюстрации,коллаж; мультимедиа; |
|
54 | Тема творчества в лирике Н.Заболоцкого 1950-60-х годов | Знать: краткие сведения о Н.А. Заболоцком; темы лирики 1950-1960-х гг.;термины: “тема, идея,лирический герой; звукопись, аллитерация, ассонанс,метонимия”; Уметь: анализировать стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…»;«Старая актриса», «Некрасивая девочка»;
| Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; Составить антологию стихотворений Заболоцкого; Проект: «Обложка для сборника стихотворений Н.Заболоцкого» Представлять содержание стихотворения в творческих работах: иллюстрации,коллаж; мультимедиа; | Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка» наизусть |
55 | М.В.Исаковский. Основные вехи биографии. Творческая история стихотворения “Катюша” | Знать:краткие сведения о поэте; понятия “рифма , ритм, стилизация, устная народная поэзия; Уметь:находить традиции устной народной поэзии и русской лирики 19 века в стихотворениях: “Катюша”, “Враги сожгли родную хату...” | Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; Представлять содержание стихотворения в творческих работах: иллюстрации,коллаж; мультимедиа; | Одно из стихотворений по выбору наизусть |
56 | Традиции устной народной поэзии и русской лирики 19 века в стихотворениях“Катюша”, “Враги сожгли родную хату...” | Знать:краткие сведения о поэте; понятия “рифма , ритм, стилизация, устная народная поэзия; Уметь:находить традиции устной народной поэзии и русской лирики 19 века в стихотворениях: “Катюша”, “Враги сожгли родную хату...” | Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту; Представлять содержание стихотворения в творческих работах: иллюстрации,коллаж; мультимедиа; |
|
57 | А.Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А. Твардовского. «За далью – даль»(главы из поэмы) | Знать: краткие сведения о поэте;содержание глав поэмы;тематика и проблематика поэмы;основные образы поэмы; Уметь: находить изобразительно-выразительные средства лирики;анализировать стихотворный текст; | Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;
| Отрывок из поэмы «За далью-даль» наизусть |
58 | Россия на страницах поэмы «За далью – даль» | Знать: краткие сведения о поэте;содержание глав поэмы;тематика и проблематика поэмы;основные образы поэмы; Уметь: находить изобразительно-выразительные средства лирики;анализировать стихотворный текст; | Выполнять практическую работу исследовательского характера по тексту;
|
|
59 | Час поэзии. «Судьба Отчизны»
| Знать, как раскрывается тема войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой «Нежно с девочками простились...»; Уметь выразительно читать, определять изобразительно-выразительные средства в стихотворениях ;
| Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их;отбирать, обобщать информацию из различных источников; Подготовить музыкальное сопровождение композиции; | Литературно-музыкальная композиция, проекты: “Из поэзии о Великой Отечественной войне”
|
60 ХКК ГОС | В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.Астафьева | Знать:краткие сведения о писателе; тематику его творчества; понятия “рассказ, тема, идея рассказа; Уметь составлять рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента;
| Подготовить устное выступление о жизни и творчестве писателя; о теме детства в его творчестве; в групповой творческой деятельности презентовать результаты обсуждения книги В.Астафьева “Последний поклон”; Выявлять причинно-следственные связи событий и явлений;
|
|
61 | Проблема нравственной памяти в рассказе В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Знать: сюжет, нравственные проблемы рассказа; Уметь: составлять план сюжета рассказа; пересказывать текст; Характеризовать героев: бабушка, учитель, однополчане; | Аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; |
|
62 | Отношение автора к событиям и персонажам в рассказе В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Знать: сюжет, нравственные проблемы рассказа; Уметь: составлять план сюжета рассказа; пересказывать текст; Характеризовать героев: бабушка, учитель, однополчане; | Аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; |
|
63 | Основные вехи биографии В.Распутина. Новое раскрытие темы детства героя в повести «Уроки французского» | Знать: факты из жизни и творчества В.Распутина; тематику и проблематику произведений;понятия: “повесть, конфликт и основные образы повествования; Уметь:ответить на вопрос, в чём новизна темы детства в повести; | Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их;
|
|
64 | Центральный конфликт и основные образы повествования | Знать: понятия: “тема, сюжет, завязка, развитие действия, конфликт произведения; приемы создания характеров и ситуаций” Уметь:пересказывать текст;читать по ролям; Составлять план прочитанного,выделяя смысловые части; составлять развернутый ответ на вопрос:”Какие уроки преподала Лидия Михайловна главному герою?” | Схематизировать результаты работы с текстом рассказа;
|
|
65 | Нравственная проблематика повести «Уроки французского» | Знать: понятия: “тема, сюжет, завязка, развитие действия, конфликт произведения; приемы создания характеров и ситуаций” Уметь:пересказывать текст;читать по ролям; Составлять план прочитанного,выделяя смысловые части; составлять развернутый ответ на вопрос:”Какие уроки жизни усвоил главный герой?” | Схематизировать результаты работы с текстом рассказа;
| Сочинение : «Уроки на всю жизнь» |
Из зарубежной литературы 6 часов | ||||
66 | У. Шекспир. Краткие сведения о писателе.Трагедия «Ромео и Джульетта»(фрагменты) | Знать: краткие сведения о писателе; понятия: “ жанры драматургии, трагедия, конфликт пьесы”; Уметь: выразительно читать текст; | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; Интегрировать знания по разным предметам при подготовке к уроку по теме; |
|
67 | Певец великих чувств и вечных тем | Знать: “сюжет, героев пьесы; конфликт; проблематика пьесы; Уметь: объяснить смысл финала; мотивы поступков персонажей; | Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их;
|
|
68 | Сценическая история пьесы | Знать: “сюжет, героев пьесы; конфликт; проблематика пьесы; Уметь: объяснить смысл финала; мотивы поступков персонажей; | Развивать самостоятельный познавательный опыт, поисковую деятельность;вычленять проблему, подбирать факты, анализировать их;
|
|
69 | М.Сервантес .Краткие сведения о писателе.Проблематика и художественная идея романа “Дон-Кихот” | Знать: краткие сведения о писателе; понятия: “рыцарский роман, проблема и художественная идея романа”; Уметь: объяснить понятие “донкихотство”, приводить примеры произведений на тему Дон-Кихота; | Аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; |
|
68 | Образ Дон-Кихота в романе | Знать: сюжет, героев, тему, идею романа; Уметь: сравнивать экранизацию и литературный оригинал; | Извлекать информацию из фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий для литературной викторины (конкурса); Сопоставлять экранизацию с оригиналом; Рассуждать на заданные темы;
|
|
69 | Тема Дон-Кихота в русской литературе. Донкихотство | Знать: понятие «вечный образ»; Сопоставлять героев-антагонистов; | Извлекать информацию из фильма, учебной статьи, материалов занятия для составления вопросов и заданий для литературной викторины (конкурса); Сопоставлять экранизацию с оригиналом; Рассуждать на заданные темы; | Тест |
70 | Итоговая контрольная работа по литературе | Знать: базовые понятия по изученному материалу; способы работы с тестовыми заданиями; Уметь: применять полученные знания на практике; | Организовывать самостоятельную работу по решению тестовых заданий; | Тест по теории литературы и произведениям по курсу 8 класса;
|
Раздел 8
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Программа курса. Литература. 5 – 9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2015 г.
Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) – М.: «Русское слово», 2012
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература. 8 класс» М.: «Русское слово», 2013
Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004
Ильина Н.Д. Литература. 8 класс: Планы-конспекты уроков. – Харьков: Издательство «Ранок», 2001
Пилипенко Ж.В. Литература. 8 класс: Планы-конспекты уроков. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2008
Маслова О.В. Методические рекомендации по преподаванию русского языка и литературы в образовательных организациях г. Севастополя в 2014 – 2015 учебном году, 2014
Образовательные электронные ресурсы
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов
http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет
http://www.alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.
http://lit.1september.ru/index.php Газета «Литература»
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы
http://asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп
http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»
http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
http://lit-classic.ru/ Русская классическая литература
http://royallib.ru/ Электронная библиотека RoyalLib.ru
Издательский дом “Первое сентября» www. 1september.ru
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», сайт «Методическая служба» http//metodist.lbz.ru
Учительский портал http://www/ uchportal.ru
Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru
Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании» www.ict.edu.ru
Уроки.Net http://www.uroki.net/dokinf.htm