Данная рабочая программа составлена с целью планирования, организации, коррекции и управления учебным процессом по изучению учебного предмета «Литература» в 8б классе ГБОУ СОШ № 546 Санкт-Петербурга в 2018-2019 учебном году.
классы М.: Просвещение, 2012.
Учебный предмет «Литература» является составной частью предметной области «Русский язык и литература», входит в обязательную часть учебного плана, изучается на ступени основного общего образования в 5-9 классах.
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 8б классе в 2018-2019 учебном году, рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
произведения.
2.Выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии.
деятельности.
4 . Проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут
восполнения проблемных зон в изученных темах.
Введение — 1 ч.
Устное народное творчество — 2 ч.
Из древнерусской литературы — 2 ч.
Из русской литературы XVIII в. - 3 ч.
Из русской литературы XIX в. - 35 ч (в т. ч. 3 К.Р., 9 P.P., 1 В.Ч.).
Из русской литературы XX в. — 19 ч (в т. ч. 1 К.Р., 4 P.P., 1 В.Ч.).
Из зарубежной литературы — 5 ч (в т. ч. 1 В.Ч.).
№ п/п | Тема урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Раздел 1 ВВЕДЕНИЕ Русская литература и история. | Вопросы учителя, задания в учебнике | Обучающиеся научатся определять идейно-исторический замысел художественного произведения | | |
2 | Раздел 2 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО . В мире русской народной песни. «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки | Вопросы учителя, задания в учебнике | Обучающие научатся определять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую направленность | | |
3 | P.P. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | Вопросы учителя, задания в учебнике | Обучающие научатся определять жанровое своеобразие преданий, житийной литературы | | |
4 | Раздел 3 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов | Практикум: Письменная хар-ка А.Невского | Обучающие научатся находить композиционно- жанровые признаки житийной литературы | | |
5 | Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд». | Сочинение-миниатюра | Научиться определять жанровые признаки сатирической повести. | | |
6 | Раздел 4 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Тест на восприятие текста | Научиться определять идейно-этическую направленность комедии | | |
7 | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект | Анализ эпизода. Проект | Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения отрывков комедии | | |
8 | Проверочная работа по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Проверочная работа | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной и письменной монологической речью | | |
9 | Раздел 5 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Иван Андреевич Крылов. Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов | Индивид. задание. | Научиться находить цитатные примеры из басни для составления аргументации | | |
10 | Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз». | Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть. | Научиться понимать смысл произведения И.А. Крылова. | | |
11 | КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ . Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева | Групповые проекты | Научиться участвовать в коллективном диалоге | | |
12 | АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН . P.P. Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча» | Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть. | Научиться анализировать текст стихотворения | | |
13 | P.P. Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «****» и «19 октября» | Чтение наизусть | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | | |
14 | История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка») | Тест на восприятие романа | Научиться аргументировать свою точку зрения | | |
15 | Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Сжатый пересказ | Научиться понимать, выразительно читать текст повести; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста | | |
16 | P.P. Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Анализ эпизода | Научиться анализировать текст повести с позиции ее идейно-тематической направленности. | | |
17 | Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Пересказ. Анализ | Научиться определять значение картин быта XVIII в. для понимания характеров и идеи повести | | |
18 | P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести “ Капитанская дочка” и их прототипы». | Работа с презентацией. | Научиться сопоставлять литературных героев с их типами. | | |
19 | P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести “ Капитанская дочка” и их прототипы». | Работа с презентацией. | Научиться сопоставлять литературных героев с их типами | | |
20 | Контрольная работа № 1 по произведениям А.С. Пушкина. | Контрольная работа. | Научиться проектировать и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | | |
21 | Михаил Юрьевич Лермонтов. «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма. | Чтение наизусть. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи. | | |
22 | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | Тест на восприятие поэмы. | научиться выявлять характерные художественные средства и приемы лироэпического изображения. | | |
23 | Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы. | Наизусть отрывок. | Научиться анализировать эпизод. | | |
24 | P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект. | Реализация исследовательских проектов. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной и письменной монологической речи. | | |
25 | Контрольная работа № 2 по произведениям М.Ю. Лермонтова | Контрольная работа. | Научиться проектировать и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | | |
26 | НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ «Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью» | Развернутые ответы на вопросы. | Научиться определять авторское отношение к героям, идейно -эмоциональное содержание комедии. | | |
27 | Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам. | Научиться понимать смысл произведения и видеть главное. | | |
28 | P.P. Образ «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проект | Реализация исследовательских проектов. | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы. | | |
29 | P.P. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель») | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам | Научиться выявлять художественные особенности поэмы. | | |
30 | Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель». | Письменная работа. | Научиться систематизировать полученную информацию. | | |
31 | Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя | Индивидуальное задание. | Научиться определять роль фантастики в произведении. | | |
32 | Контрольная работа № 3 по произведениям Н.В. Гоголя | Контрольная работа. | Научиться проектировать и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | | |
33 | ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ . Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы». | Пересказ. Выразительное чтение. Индивидуальное задание. | Научиться составлять характеристику героев. | | |
34 | МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН . Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок) | Тест на понимание. | Научиться определять сатирические способы художественного изображения действительности. | | |
35 | Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные ис-торические сочинения. | Индивидуальное задание. | Научиться определять признаки литературной пародии в художественном тексте. | | |
36 | НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ . Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» | Работа на уроке. | Научиться аргументировать свои ответы. | | |
37 | Лев Николаевич Толстой. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого | Вопросы учителя, задания в учебнике. | Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь. | | |
38 | Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После база» | Цитатный план. | Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности. | | |
39 | P.P. Нравственность в основе поступков героя рассказа J1.H. Толстого «После бала» | Мини- сочинение. | Научиться составлять портрет героя. | | |
40 | ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА . Вн. чт. А.С. Пушкин «Цветы последние милеи...», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер» | Чтение наизусть. | Научиться анализировать поэтический текст. | | |
41 | P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | Чтение наизусть. | Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии. | | |
42 | АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ . История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви» | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа. | | |
43 | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви». | Реализация индивидуального задания. | Научиться определять особенности повествования А.П.Чехова. | | |
44 | Раздел 6 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН . Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» | Мини-сочинение. | Научиться анализировать текст. | | |
45 | АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН . P.P. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна) | Анализ эпизода. | Научиться анализировать текст | | |
46 | АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК. P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл | Чтение наизусть. | Научиться определять тему и идею поэтического текста. | | |
47 | СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН . Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему | Чтение наизусть. | Научиться определять языковые и композиционные особенности поэмы. | | |
48 | Контрольная работа № 4 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока | Контрольная работа. | Научиться проектировать и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | | |
49 | ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ . И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем» | Сочинение. | Научиться определять особенности повествования И.С.Шмелева. | | |
50 | ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4 Ч) P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи,О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Проект | Индивидуальное задание. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной и письменной монологической речи, выполнять индивидуальное задание. | | |
51 | Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе | Индивидуальное задание. | Научиться аргументировать свой ответ. | | |
52 | P.P. М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе | Сочинение-миниатюра. | Научиться выделять приемы сатирического изображения действительности в рассказе. | | |
53 | М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». | Ответы на проблемные вопросы. | Научиться определять особенности повествования М.А.Осоргина. | | |
54 | АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин» | Индивидуальное задание, наизусть отрывок. | Научиться аргументировать свой ответ. | | |
55 | Проверочная работа по творчеству А. Т. Твардовского | Проверочная работа. | Научиться проектировать и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | | |
56 | СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». | Чтение наизусть. | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание произведений о войне. | | |
57 | А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне. | Индивидуальное задание, наизусть отрывок. | Научиться определять жанрово-композиционные особенности песен о Великой Отечественной войне. | | |
58 | ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ . Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Анализ эпизода. | Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа В.П.Астафьева. | | |
59 | Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Анализ эпизода. | Научиться применять алгоритм проведения анализа текста. | | |
60 | Проверочная работа по произведениям о Великой Отечественной войне | Проверочная работа. | Научиться проектировать и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | | |
61 | РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (ОБЗОР) И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...» | Чтение наизусть. | Научиться выявлять характерные особенности лирики о природе. | | |
62 | Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...»; З.Н. Гиппиус «Знайте!»,«Так и есть»;Дон-Аминадо «Бабье лето»;И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине | Чтение наизусть. | Научиться выявлять характерные особенности лирики о природе. | | |
63 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты | Тест на восприятие. Наизусть отрывок. | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание трагедии. | | |
64 | Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности | Работа на уроке. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной речи. | | |
65 | Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа | Работа на уроке. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной речи. | | |
66 | Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера | Работа на уроке. | Научиться определять признаки классицизма в комедии Ж.-Б.Мольера. | | |
67 | Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго» | Работа на уроке. | Научиться выразительно читать текст, анализировать. | | |
68 | Итоговое тестирование | Тест. | Научиться проектировать и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | | |