СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит Пояснительную записку и Календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»



«УТВЕРЖДАЮ»


Директор

МБОУ «Краснопоймовская

средняя общеобразовательная

школа»

___________ Л.В. Седова

Приказ № 125 от 31.08.2018г.







Рабочая программа

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 «А» класс

(базовый уровень)










Учитель: Бондарук Наталья Васильевна, стаж работы – 11 лет,

высшая квалификационная категория





Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2018-2019 уч. год


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

  • Приказа Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015.года, зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;

  • Учебного плана МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»;

  • Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

       

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для каждого класса, включающими учебники и методические рекомендации для учителя.

Обучение в 9-м классе по учебнику «Литература 9 класс. Учебник в 2-х ч. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2017 г.»


«Рабочая программа по литературе. 9 класс» Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014 г.



Программа по литературе относится к образовательной области «Русский язык и литература».


Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов в неделю по учебному плану  - 3

 Учебных недель                                                           - 34

Общее количество часов                                            -102

 




Класс

Кол-во работ

Виды работ

четверти

всего

1

2

3

4


9

10

сочинение

-

2

2

-

4

тест

-

-

-

1

1

контрольная работа

1

2

1

1

5

















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по литературе к концу 9 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • У обучающихся будут сформированы: ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.




ПРЕДМЕТНЫЕ

  • У обучающихся сформируются: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

  • собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, формулировать и удерживать учебную задачу,
планировать и регулировать свою деятельности; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, оценивать и формулировать то, что уже усвоено.


Познавательные

Обучающиеся научатся: выделять и формулировать познавательную цель, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения, в зависимости от поставленной цели, определять понятия.



Коммуникативные

Обучающиеся научатся: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, строить собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА


Учебно - тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего по программе

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

3

3

Из русской литературы XVIII века

10

4

Из русской литературы XIX века

53

5

Из русской литературы XX века

29

6

Из зарубежной литературы

6

7

Итого

102





Содержание программы учебного курса


Введение (1 ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).



Из древнерусской литературы (3 ч.)


Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…».

Теория литературы: Летопись. Метафорическая природа художественного образа. Исторический процесс.

Развитие речи: выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев древнерусской литературы и их нравственная оценка.


Из русской литературы XVIII века (10 ч)

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов (3ч). Жизнь. И творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы: Ода как жанр лирической поэзии.

Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.


Гавриил Романович Державин (2ч). Жизнь и творчество (обзор). «Властителя и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина.

Теория литературы: Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты «высокого» стиля в лирике.

Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.


Николай Михайлович Карамзин (3ч). Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы: сентиментализм (начальные представления).

Контрольные мероприятия: контрольная работа№1 по произведениям XVIII века.


Из русской литературы XIX века (53 ч)


Василий Андреевич Жуковский. (2 ч). Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример пренебрежения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Развитие речи: Выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана баллады (в том числе цитатного).характеристика героев русской романтической баллады.


Александр Сергеевич Грибоедов (8ч) Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Горе от ума». История создания, публикации, первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная роль несценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова. Проект

Теория литературы. Комедия (развитие представлений).

Контрольные мероприятия: контрольная работа№3 по комедии А.С.Грибоедова « Горе от ума».

Развитие речи: Выразительное чтение отрывков комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы. Устная и письменная характеристика героев. Анализ эпизодов.


Александр Сергеевич Пушкин (12 ч). Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», « Пророк», «Анчар», « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», « Я вас любил; любовь еще, быть может…», «Бесы», « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», « Два чувства дивно близки нам…». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г.Белинский, Д.И.Писарев; «органическая» критика – А.А.Григорьев; «почвенники» - Ф.М.Достоевский; философская критика начала XXвека; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проект.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Психологизм изображения (начальные представления)

Контрольные мероприятия: Контрольная работа №4 по произведениям А.С.Пушкина.

Развитие речи: выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.


Михаил Юрьевич Лермонтов. (12 ч). Жизнь и творчество (обзор). «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский).Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы, и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Проект.

Теория литературы: психологический роман (развитие представлений). Романтический герой (развитие представления), романтизм, реализм (развитие представлений).

Контрольные мероприятия: контрольная работа№5 по произведениям М.Ю.Лермонтова

Развитие речи: составление плана анализа лирического стихотворения, письменный анализ эпизода романа по плану (с использованием цитирования). Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа с последующим рецензированием выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.



Николай Васильевич Гоголь (12). Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).Проект.

Контрольные мероприятия: Контрольная работа№6 по произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Развитие речи: Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента поэмы. Устный и письменный анализ эпизодов поэмы по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения. Характеристика сюжета поэмы, ее тематики, проблематики, идейно-композиционного содержания.


Федор Михайлович Достоевский (5ч). Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Проект.

Теория литературы: Повесть (развитие представлений). Психологизм литературы (развитие представлений).

Развитие речи: Выразительное чтение отрывков романа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы. Анализ отрывков произведения по алгоритму выполнения задания.


Антон Павлович Чехов (4ч). Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Развитие речи: выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.



Лев Николаевич Толстой (3 ч.) Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы: Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Развитие речи: Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.



Из русской литературы XX века (29 ч.)


Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.


Иван Алексеевич Бунин (4ч). Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, составление плана характеристики героя по плану (в том числе сравнительная).


Михаил Афанасьевич Булгаков.(4ч) . Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Михаил Александрович Шолохов (1ч). Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Александр Исаевич Солженицын (2 ч). Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа№7 по творчеству А.П.Чехова, М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, А.И.Солженицына.

Развитие речи: Выразительное чтение рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков рассказа.


Из русской поэзии XXвека (обзор) (1ч). Общий обзор и изучение трех монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные направления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок (2ч). Слово о поэте. «Ветер принес издалёка…», «О, весна без конца и без краю…», « О, я хочу безумно жить…», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока.

Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение стихотворений, устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализ стихотворного текста по алгоритму выполнения задания.


Сергей Александрович Есенин (2ч). Слово о поэте. « Вот уж вечер…», « Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», « Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Народно- песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений.

Теория литературы: Образность языка лирики Есенина (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи: выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.


Владимир Владимирович Маяковский (2 ч). Слово о поэте. «Послушайте!», « А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Теория литературы: Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи: Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.



Марина Ивановна Цветаева (2ч). Слово о поэте. « Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Мосте». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Теория литературы: Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи: Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.


Николай Алексеевич Заболоцкий(2ч). Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщения поэта-мыслителя.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи: Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


Анна Андреевна Ахматова (2 ч) Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг « Четки», «Белая стая», «Пушкин», «подорожник», «АNNО DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи: Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализы стихотворений.


Борис Леонидович Пастернак (2ч). Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», « Весна в лесу», « Во всем мне хочется дойти до самой сути…», « «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б.Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи: выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.


Александр Трифонович Твардовский (1ч). Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы: Силабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи: выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

.

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков (обзор) (1ч)

А.С.Пушкин, «Певец»; М.Ю.Лермонтов «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада»; Н.Некрасов. «Тройка»; Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» ; А.К.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу»; А.А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; К.М.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.А.Заболоцкий. «Признание» и др.Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.Проект.

Теория литературы: Силабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Развитие речи: выразительное чтение романсов. Устный и письменный анализ романсов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.



Из зарубежной литературы (6 ч.)

Античная лирика. (1ч)

Гораций. Слово о поэте. « Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Теория литературы. Античная ода (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.



Данте Алигьери (1ч). Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие понятий)

Развитие речи: Устный анализ фрагментов поэмы. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования по плану.

Уильям Шекспир. (1ч.). Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А.Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы: Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Развитие речи: выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.


Иоганн Вольфганг Гёте(2ч). Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», « У городских ворот», «Кабинет Фауста», «»Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динами бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Проект.

Итоги года (тест).

Теория литературы: Драматическая поэма (углубление понятия).





Тематическое планирование по литературе в 9 «А» классе


Наименование раздела, темы урока

Дата по плану

Дата по факту







Введение (1ч)



1

Литература и её роль в духовной жизни человека.

03.09



Древнерусская литература (3ч)



2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

05.09


3

Центральные образы «Слова о полку Игореве»

07.09


4

Образ автора и поэтика «Слова о полку Игореве»

10.09



Русская литература 18 века(10 ч, в т.ч. 1РР, 1 К.Р.)



5

Классицизм в русском и мировом искусстве

12.09


6

М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»

14.09


7

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

17.09


8

Г.Р. Державин: жизнь и тв-во. «Властителям и судиям»

19.09


9

Г.Р. Державин. «Памятник»

21.09


10

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я памятник воздвиг»)

24.09


11

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои

26.09


12

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы

28.09


13

Вн.чт. РР Н.М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя

01.10


14

КР Контрольная работа №1 по лит-ре 18 в.

03.10



Русской литература 19 века (53ч в т.ч. 4 РР, 3 Вн.чт., 2 КР)



15

Вн.чт. Русская поэзия первой половины 19 века

05.10


16

В.А. Жуковский – поэт-романтик

08.10


17

Вн.чт. В.А. Жуковский. «Невыразимое»

10.10


18

В.А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады

12.10


19

В.А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини

15.10


20

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и тв-во писателя

17.10


21

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт

19.10


22

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: фамусовская Москва

22.10


23

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого

24.10


24

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии

26.10


25

А.С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике

07.11


26

РР Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

09.11


27

КР Контрольная работа №2

12.11


28

А.С. Пушкин: жизнь и тв-во. Лицейская лирика.

14.11


29

А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»

16.11


30

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк»

19.11


31

А.С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил: любовь ещё, быть может…»

21.11


32

А.С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…»

23.11


33

А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

26.11


34

Вн.чт. А.С. Пушкин. «Цыганы»

28.11


35

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

30.11


36

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение

03.12


37

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

05.12


38

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа

07.12


39

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

10.12


40

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора

12.12


41

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

14.12


42

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики

17.12


43

РР Сочинение по роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

19.12


44

М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и тв-ва. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта

21.12


45

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

24.12


46

М.Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

24.12


47

М.Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта

26.12


48

КР Контрольная работа №3 (за 2 четверть)

28.12


49

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа

14.01


50

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина

16.01


51

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

18.01


52

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение новеллы

21.01


53

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина

23.01


54

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина

25.01


55

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков

28.01


56

РР Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

30.01


57

Н.В. Гоголь: жизнь и тв-во. «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы.

01.02


58

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: образы помещиков

04.02


59

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: образ города

06.02


60

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: образ Чичикова

08.02


61

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме

11.02


62

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: специфика жанра

13.02


63

РР Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

15.02


64

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя

18.02


65

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки

20.02


66

А.П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей

22.02


67

А.П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе

25.02



Русская литература XX века (27ч, в т.ч. 3 КР)



68

Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений.

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы

27.02


69

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе

01.03


70

Поэзия Серебряного века.

А.А. Блок «Ветер принёс издалека», «О, весна, без конца и без краю…»

04.03


71

А.А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихи из цикла «Родина»

06.03


72

С.А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…»

08.03


73

С.А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…»

11.03


74

С.А. Есенин. Стихи о любви

13.03


75

В.В. Маяковский. «А вы могли бы?»

15.03


76

В.В. Маяковский. «Послушайте!», «Люблю», «Прощанье»

18.03


77

КР Контрольная работа №4 за III четверть

20.03


78

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы

22.03


79

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести

01.04


80

М.И. Цветаева. Стихи о любви, о жизни и смерти: «Бабушке», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..»

03.04


81

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве»

05.04


82

А.А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»

08.04


83

А.А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы «Реквием»

10.04


84

Н.А. Заболоцкий. Стихи о природе и человеке. «Я не ищу гармонии в природе»

12.04


85

Н.А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана…», «можжевеловый куст», «Завещание»

15.04


86

М.А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы

17.04


87

М.А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа

19.04


88

Б.Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу»

22.04


89

Б.Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Быть знаменитым некрасиво…»

24.04


90

А.Т. Твардовский. Стихи о Родине, о природе: «Весенние строчки», «Урожай», «О сущем»

26.04


91

А.Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…»

29.04


92

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика

01.05


93

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи.

03.05


94

КР Контрольная работа №5

06.05



Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков (2 ч, в т.ч. 2 Вн.чт.)



95

Вн.чт. Песни и романсы на стихи поэтов XIX века

08.05


96

Вн.чт. Песни и романсы на стихи поэтов XX века

10.05



Зарубежная литература (6ч, в т.ч. 1КР)



97

Гай Валерий Катулл «Нет, ни одна среди женщин такой»

13.05


98

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене»

15.05


99

Вн.чт. Данте Алигьери. «Божественная комедия»

17.05


100

Уильям Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя, тема любви в трагедии

20.05


101

И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика, идейный смысл трагедии

22.05


102

КР Итоги года (тест) и задания для летнего чтения

24.05




Материальное – техническое обеспечение образовательного процесса

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин Литература 9 класс. Учебник в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2017 г.

Н.В. Беляева Уроки литературы в 9-м классе. – М.: Просвещение, 2014 г

  • Интернет-ресурсы.

1. Я иду на урок (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

2. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru

  • Информационно-коммуникативные средства.

1. Презентации к урокам, созданные учителем.

  • Наглядные пособия.

1. Комплект таблиц по литературе.

2. Самодельные наглядные пособия.

  • Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Проектор.

3. Учебно – лабораторное оборудование и приборы.

3. Электронная доска.

  • Учебно-практическое оборудование.

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

















Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту



















































































































































































































РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании Методического совета школы Заместитель директора по УВР

Протокол № 1 ___________ Т.В. Полиненко

от «30» августа 2018 г. «31» августа 2018 г.
















18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!