Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений, Литература 5-11 классы под редакцией В.Я Коровиной (базовый уровень), М. Просвещение, 2020 г., учебника «Литература. 9 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, под редакцией В.Я. Коровиной, – М.: Просвещение 2020г.
Цель изучения предмета:
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувств патриотизма, любви к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры;
- формирование и развитие представлений о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении, развитие устной и
письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений,
грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании
Задачи:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В учебном плане МБОУ «Тат-Пишленская СОШ» на изучение литературы в 9 классе отведено 102 часа (3часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета Литература 9 класс:
Личностными результатами освоения курса, формируемыми при изучении предмета «Литература 9класс», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты проявляются:
- в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений
- понимание связи произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать произведение
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- владение литературоведческой терминологией;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры и других народов
- формулирование собственного отношения к произведениям и их оценка
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать с использованием изобразительно-выразительных средств языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, классные и домашние творческие работы, рефераты;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов
Содержание учебного предмета
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов
Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ первой половины XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.
Василий Андреевич Жуковский
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Из литературы второй половины XIX века.
Николай Васильевич Гоголь
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой
Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века-1ч.
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Русская лирика 20века.
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский
Слово о поэте
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский
Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков.
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл
Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
3. Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
№ | Наименование разделов | Всего часов | Из них на изучение теории | Уроки контроля | Уроки развития речи | Уроки внеклассного чтения |
1 | Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | 1 | | | |
2 | Из древнерусской литературы. | 2 | 2 | | | |
3 | Из литературы XVIII века. | 8 | 6 | 1 | | 1 |
4 | Из литературы первой половины XIX века. | 37 | 28 | 4 | 3 | 2 |
5 | Из литературы второй половины XIX века. | 19 | 13 | 2 | 2 | 2 |
6 | Из литературы XX века. | 9 | 8 | 1 | | |
7 | Русская лирика 20века. | 17 | 14 | 1 | | 2 |
8 | Из зарубежной литературы. | 9 | 8 | 1 | | |
| ИТОГО | 102 | 80 | 10 | 5 | 7 |
Форма контроля: тестирование
.
3.1 Календарно-тематическое планирование уроков литературы 9класс (102ч. , 3ч. в неделю)
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во час | Дата проведения |
план | факт |
| Введение. 1ч. Литература как искусство слова и ее роль в развитии общества и духовной жизни человека. Историко-литературный процесс. | 1 | | |
| Древнерусская литература. 2ч. Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | | |
| Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | 1 | | |
| Русская литература 18 века. 8часов. Классицизм в литературе и других видах искусства. Особенности русского классицизма | 1 | | |
| М.В. Ломоносов – «первый наш университет». «Вечернее размышление о Божием величестве...». | 1 | | |
| М.В. Ломоносов. Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». | 1 | | |
| Вн. чт. Г.Р. Державин. Личность, творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. | 1 | . | |
| «Истину царям с улыбкой говорить...» Гражданская поэзия Державина. | 1 | . | |
| Н.М. Карамзин: поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка. | 1 | | |
| Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | | |
| Контрольное сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) | 1 | . | |
| Из литературы первой половины XIX века. 37часов Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература. | 1 | | |
| Романтизм в русской литературе. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Элегия «Море». | 1 | | |
| В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, отражение быта русского народа, образы-символы. | 1 | | |
| «Человек необыкновенный» (А.С. Пушкин) А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | | |
| А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». История создания. Особенности композиции, жанровое своеобразие. | 1 | | |
| Фамусовская Москва. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. | 1 | | |
| Молодое поколение, разные его представители: Молчалин, Софья, Чацкий. Чацкий в системе образов комедии. | 2 | | |
| Р.Р. Разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы. | 1 | | |
| Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». | 1 | | |
| А.С. Пушкин: жизнь, творчество, судьба. Лицейская лирика, лирика дружбы в в творчестве поэта. | 1 | | |
| Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. «К морю», «Анчар». | 1 | | |
| Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | | |
| А.С. Пушкин. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | | |
| Контрольная работа по комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина (тестовые задания) | 1 | | |
| Вн.чт. А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. | 1 | | |
| Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Онегинская строфа. | 1 | | |
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 | | |
| Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга Ларины: сходство и различие. | 1 | | |
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | | |
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | 1 | | |
| Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | | |
| Р.Р. Пушкинский роман в зеркале русской критики. | 1 | . | |
| Вн. чт. А.С.Пушкин. трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». | 1 | | |
| Контрольное сочинение по творчеству А.С. Пушкина | 1 | | |
| М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | | |
| Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | . | |
| Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема России и ее своеобразие. | 1 | . | |
| М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа. | 1 | | |
| М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | . | |
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери». | 2 | . | |
| «Фаталист» . Печорин в системе мужских образов романа. | 1 | | |
| Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | | |
| «Герой нашего времени» в оценке критиков. | 1 | | |
47-48 | Контрольное сочинение за 1 полугодие по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 2 | | |
49 | Из литературы второй половины XIX века. 19 часов Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. | 1 | | |
50 | Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | 1 | | |
51 | Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души»: образы помещиков (Манилов, Коробочка). | 1 | . | |
52 | Образы помещиков. (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) | 1 | | |
53 | Образы чиновников губернского города NN | 1 | | |
54 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | 1 | | |
55 | «Мертвые души» - поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений. | 1 | . | |
56 | Контрольное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | 1 | | |
57 | А.Н. Островский. Слово о драматурге. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок». | 1 | | |
58 | А.Н. Островский. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». | 1 | | |
59 | «Человек есть тайна...» Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». | 1 | | |
60 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира. | 1 | | |
61 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести | 1 | | |
62 | Вн. чт. Л.Н. Толстой. Судьба, личность, творчество. «Юность» как часть автобиографической трилогии. | 1 | | |
63 | А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Образ «маленького человека» | 1 | | |
64 | А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа | 1 | | |
65 | Вн. Чт. А.П. Чехов. Книга художественно-путевых очерков «Остров Сахалин». Особенности жанра произведения. | 1 | | |
66 | Р.Р. Подготовка к контрольному (за 3 четверть ) сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)». | 1 | . | |
67 | Контрольное сочинение «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.) | 1 | | |
68 | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений (обзор). 9 часов | 1 | | |
69 | Философия любви в новеллах И.А. Бунина. Мастерство И.А. Бунина в новелле «Легкое дыхание»». | 1 | | |
70 | М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце». История создания, композиция и судьба повести. | 1 | | |
71 | Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести. | 1 | | |
72 | М.А. Шолохов. Судьба, личность, творчество. Смысл названия рассказа «Судьба человека. | 1 | | |
73 | Судьба человека в судьбе Родины. Композиция рассказа, особенности авторского повествования. Образ главного героя. | 1 | | |
74 | А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор», его автобиографичность. История создания и публикация. | 1 | | |
75 | «Матренин двор» как рассказ-притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира. Нравственный облик Матрёны-праведницы, её духовная стойкость. | 1 | | |
76 | Контрольная работа по произведениям второй половины ХХ в. | 1 | | |
77 | Русская лирика 20 века. Избранные страницы творческого наследия поэтов «серебряного века» русской поэзии. 17 часов | 1 | | |
78 | А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. | 1 | | |
79 | С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике поэта. | 1 | | |
80 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. | 1 | | |
81 | В.В. Маяковский: страницы жизни. Новаторство поэзии Маяковского. | 1 | | |
82 | Художественный мир В. Маяковского, характер ранней лирики. Своеобразие стиха, ритма, интонации. | 1 | | |
83 | М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Особенности поэтики Цветаевой | 1 | | |
84 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 1 | | |
85 | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики Заболоцкого | 1 | | |
86 | А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | | |
87 | А.А. Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | | |
88 | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. | 1 | | |
89 | А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. | 1 | | |
90 | А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Проблемы и интонации стихотворений о войне. | 1 | | |
91 | Вн. Чт. Романсы на стихотворения русских поэтов 19-20 веков. 2час. «Музыка поэзии». Песни и романсы . | 1 | | |
92 | Вн. Чт. Авторская песня. Песенное творчество Б. Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого. | 1 | | |
93 | Контрольная работа по русской лирике ХХ века | 1 | | |
94 | Из зарубежной литературы. 9ч. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | 1 | . | |
95 | Квинт Гораций Флакк. Слово о поэте. Традиции оды Горация в русской поэзии | 1 | | |
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер | 1 | | |
97 | У.Шекспир. Слово о поэте. Сонет33. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | 1 | . | |
98 | Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы | 1 | | |
99 | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст» Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. | 1 | | |
100 | Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы | 1 | | |
101 | Контрольная (тестовая) работа по изученному в 9 классе. | 1 | | |
102 | Итоги года и задание для летнего чтения | 1 | | |